Предмет и значение логики. Безошибочная логика

Тема 1. Предмет и значение логики

ПРЕДИСЛОВИЕ

Логика – важнейший элемент гуманитарной культуры, необходимый для подготовки полноценных специалистов во всех сферах деятельности, в том числе в области юриспруденции, управления и бизнеса.

Если человек выбирает профессию, связанную с необходимостью четко и строго рассуждать, то он должен сделать это предметом специального изучения. Логика способствует формированию логической культуры любого специалиста. Логически образованный человек способен мыслить точно, последовательно, доказательно. Логика формирует дисциплину мышления, обостряет критическую функцию ума, исключает бездоказательные, голословные утверждения и мнения, приучает к обстоятельности в суждениях и оценках, совершенствует полемическое мастерство личности.

Требования логики очень прости, четки, однозначны, нормативны. Нарушать эти требования недопустимо. В простых ситуациях они, как правило, и не нарушаются, но в более сложных случаях логические неточности, небрежности, тем более ошибки далеко не очевидны и могут приводить к очень серьезным негативным последствиям принципиального характера в самых различных сферах человеческой деятельности.

При изучении логики на первом месте должно стоять не запоминание, а формирование практических навыков.

Важным условием усвоения курса является последовательное изучение тем, поскольку изучение предшествующих тем необходимо для понимания последующих.

В результате освоения дисциплины студент должен:

– знать теоретический материал;

– уметь решать логические задачи;

– уметь находить в изучаемой по другим дисциплинам литературе логические формы, законы, выявлять логическую структуру рассуждения авторов и давать им логическую оценку;

– уметь корректно, логически грамотно вести диспуты, полемику, дискуссии, в том числе при работе на семинарах.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

Раздел (модуль)1

Тема 1. Предмет и значение логики

Логика – это наука о формах и средствах познания мира на ступени абстрактного мышления. К общезначимым формам мысли относятся понятия, суждения, умозаключения, а к общезначимым средствам мысли – определения, правила образования понятий, суждений и умозаключений, правила перехода от одних суждений или умозаключениям к другим как следствиям из первых (правила рассуждений).

В отличие от других наук, изучающих мышление, логика изучает особенности, свойства форм мысли, отвлекаясь при этом от того конкретного содержания, которое могут нести эти формы мысли; она изучает их со стороны строения, структуры, т.е. внутренней закономерной связи составляющих форму мысли элементов.

Следует иметь в виду, что логические формы и законы носят всеобщий и объективный характер, то есть они не связаны с какими-либо психофизиологическими особенностями людей или с теми или иными культурно-историческими факторами.

Мышление тесно связано с языком, однако это не тождественные понятия. Язык – это материальное образование, представляющее собой определенную знаковую систему, позволяющую выражать мысли, хранить их и передавать. Мышление же – система идеальная. Если основные элементы языка – буквы, слова, словосочетания и предложения, то элементами мышления выступают отдельные формы мысли (понятия, суждения, умозаключения) и их сочетания.

Основная цель логики – выяснение условий истинности знания и выработка эффективных познавательных процедур. Знание логики повышает культуру мышления, способствует четкости, последовательности и доказательности рассуждения, усиливает эффективность и убедительность речи. Логическая культура – это не врожденное качество.

Формальная логика в своем развитии прошла два основных этапа. Начало первого этапа связано с работами древнегреческого философа Аристотеля, в которых впервые дано систематическое изложение логики. Логику Аристотеля и всю доматематическую логику обычно называют «традиционной» логикой. Традиционная логика выделяет и описывает зафиксированные в языке некоторые простейшие формы рассуждений. Второй этап – это появление математической или символической логики. Впервые в истории идеи о построении логики на математической основе были высказаны немецким математиком Г. Лейбницем в конце XVII в. Первая реализация идеи Лейбница принадлежит английскому ученому Д. Булю (середина XIX в.). Он создал алгебру, в которой буквами обозначены высказывания. Благодаря введению символов в логику была получена основа для создания новой науки – математической логики. Применение математики к логике позволило представить логические теории в новой удобной форме и применить вычислительный аппарат к решению задач, малодоступных человеческому мышлению в виду их сложности.

Современная символическая логика представляет собою весьма разветвленную область знания. Символическая логика подразделяется на классическую и неклассическую. Неклассическая же логика подразделяется также на интуиционистскую логику, модальную логику, логику вопросов, релевантную логику и др.

Современная символическая логика тесно связана с развитием вычислительной техники.

Вопросы для самопроверки:

1. Что такое чувственные и рациональные форм познания?

2. Мышление изучается не только логикой, но и психологией. Какие аспекты мышления изучаются психологией, а какие составляют предмет логики?

3. Чем мышление отличается от языка?

4. Почему необходимо изучение логики?

Читать еще:  Если в доме живет домовой. Как узнать если в доме домовой

5. Какие этапы развития формальной логики Вы знаете?

Тема 2. Понятие

Понятие есть форма мысли, отражающая общие, существенные и специфические признаки предметов, явлений, процессов.

Знакомясь с учением о понятии, важно четко уяснить, что понятие как мысль не тождественно ни слову его выражающему, ни предмету, который оно отражает.

Понятие имеет только два элемента своей структуры – содержание и объем. Объем – это множество предметов мысли, объединенных в понятии. Содержание – множество признаков предметов, объединенных в понятии.

Выделение элементов структуры понятия и знакомство с их особенностями, свойствами дает возможность рассмотреть виды понятий, отношения между ними и, наконец, операции над понятиями. Объём понятия отражает количественную характеристику. По количеству понятия, прежде всего, делятся на пустые и непустые. Объём пустых понятий равен нулю (например, «русалка», «Дед Мороз», «красота»). Непустые понятия содержат в своём объёме хотя бы один элемент (например, «ИНЖЭКОН», «карандаш»). Как пустые, так и непустые понятия делятся на общие, единичные, регистрирующие и не регистрирующие. Общими называются понятия, объем которых содержит два и более элемента (например, непустые общие понятия – «дерево», «машина»; пустое общее понятие – «число» и т.д.). Объём единичного понятия содержит только один элемент (например, непустые единичные понятие – «Эрмитаж», «М.Ю. Лермонтов»; пустое единичное понятие – «Василиса Премудрая», «это число» и т.д.). Регистрирующими называются понятия, объём которых может быть посчитан (например, «день недели», «группа студентов»), объём не регистрирующих понятий учёту не поддаётся (например, «вода», «кошка»).

По качеству понятия делятся на утвердительные, отрицательные, конкретные, абстрактные, сравнимые, несравнимые, собирательные и разделительные, соотносительные, безотносительные. Важно помнить, что конкретные понятия могут быть пустыми или непустыми, регистрирующими или не регистрирующими. Собирательные понятия относятся к совокупности однородных предметов (например, «созвездие», «лес»). Соотносительные понятия те, кото­рые содержанием своим требуют обязательного соотнесения с другими понятиями (например, «причина» соотносится с понятием «следствие» и т.д.). Отрицательные понятия образуются путём присоединения к положительному понятию частицы «не» (например, «не лошадь», «непрактичность» и т.д.). Таким образом, отрицательные понятия в логическом смысле отличаются от общепринятого понимания. С точки зрения логики, понятие «алчность» положительное, так как не содержит «не».

Отношения между понятиями есть отношения между видами понятий. Для лучшего запоминания и ориентации в этих отношениях принято изображать все виды отношений (совместимые: тождество, подчинение, пересечение; несовместимые: противоречие, противоположность, соподчинение) при помощи кругов Эйлера.

Необходимо обратить внимание на то, что понятия близкие по содержанию не всегда соотносимы по объему. Например, понятия «город» и «метро» связаны по содержанию, так как только в городе может находиться метро, но объемы этих понятий не имеют общих элементов.

Кроме того, важно помнить, что единичное понятие не может находиться в отношении пересечения с другими понятиями в силу того, что данное понятие отражает множество, содержащее только один элемент.

Операции над понятиями наиболее сложная часть учения о понятии. Они представляют собой определенные преобразования исходных понятий. К операциям над понятиями относятся: обобщение, ограничение, деление, определение.

Операции обобщения и ограничения связаны с отношением обратной зависимости содержания и объема. При обобщении осуществляется переход от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом при сопутствующем этому процессу уменьшении содержания. Например, «осень 2000 года» – «осень» – «время года». При ограничении происходит переход от понятия с большим объемом к понятию с меньшим объемом при сопутствующем этому процессу увеличении содержания. Например, «человек» – «учащийся» – «студент».

Определение – это операция раскрывающая содержание понятия путем перечисления его родовых и видовых признаков. При определении следует соблюдать несколько правил, помогающих избежать ошибок в этой мыслительной операции. К ним относятся правила соразмерности, ясности, положительности, непротиворечивости, нетавталогичности.

Деление – это логическая операция раскрывающая объем делимого понятия путем перечисления его видов. Существуют следующие виды деления: дихотомическое, деление по видоизменению признака и классификация. При делении необходимо соблюдать правила: соразмерности, последовательности, несовместимости членов деления.

Язык права должен быть четким и ясным. Этому во многом способствует знакомство с темой понятие.

Вопросы для самопроверки:

1. В чем отличие между объемом и содержанием понятия?

2. Как изменяется соотношение объема и содержания при обобщении и ограничении?

3. Какое правило нарушено в определении: «Музей – это помещение с музейными ценностями»?

4. В каком отношении находятся понятия «М.И. Цветаева», « русский поэт» и «человек, имеющий высшее образование»?

5. Чем отличается дихотомическое деление от деления по видоизменению признака?

Тема 3. Суждение

Суждение – это форма мысли, в которой утверждается либо отрицается связь между предметами или их признаками. Грамматической формой выражения суждений выступают, как правило, повествовательные предложения.

Читать еще:  К чему снится Плавать? Сонник для стервы.

В структуре любого простого суждения можно выделить четыре элемента: субъект, предикат, связку и квантор. Например: «Все (квантор) люди (S) есть (связка) разумные существа(P)».

В большинстве случаев в предложении логическая структура суждения выражена не четко. Так, в предложении «Исполнительные документы, по которым истек срок давности, судом в производство не принимаются» квантор и связка формально не выражены. Для того чтобы установить истинный смысл этого суждения необходимо определить квантор. Кроме того, определяя качество суждения, на которое указывает связка, необходимо помнить, что связка выражается только глаголами существования: есть, не есть, суть, не суть, быть, не быть, является, не является и т.д.

Простые суждения делятся на атрибутивные (категорические), суждения отношения и суждения существования (экзистенциальные). В свою очередь категорические суждения делятся по качеству на утвердительные и отрицательные, а по количеству на единичные, частные и общие.

Существует объединенная классификация суждений по количеству и качеству: общеутвердительные (А), общеотрицательные (Е), частноутвердительные (I) и частноотрицательные (О). Следует знать, что единичные суждения в данной классификации рассматриваются как общие, а не как частные. Поэтому, например, суждения «Я – студент» – в рамках объединенной классификации – общее.

Между суждениями А, Е, I, О существуют формальные отношения, которые часто иллюстрируются схемой, получившее название «логический квадрат».

Сложные суждения состоят из нескольких простых суждений, связанных между собой логическими союзами. Сложные суждения, как правило, выражаются при помощи сложносочиненных предложений, связанных грамматическими союзами.

Существуют следующие логические союзы: конъюнкция (&), слабая или нестрогая дизъюнкция (v), сильная или строгая дизъюнкция (↔) , эквиваленция (), импликация (), отрицание (

). Смысл логических союзов однозначно определен соответствующими семантическими таблицами истинности. Смысл грамматических союзов однозначно не определен и зависит от контекста. Поэтому для достижения правильного понимания языковых конструкций, включающих грамматические союзы и знаки препинания последним должны быть поставлены в соответствие подходящие по смыслу логические союзы.

Вопросы для самопроверки:

1. Чем понятие отличается от суждения?

2. Почему вопросительные, побудительные и назывные предложения не выражают суждений?

3. Почему, анализируя смысл предложения, часто оказывается необходимым установить вид соответствующего ему суждения?

4. Почему экзистенциальные суждения могут рассматриваться как сокращенная форма категорических суждений?

5. Почему единичное суждения «Петров – человек» в объединенной классификации суждений относится к общим суждениям?

6. Каков смысл отношений подчинения, контрарности, субконтрарности и противоречия между суждениями А, Е, I, О?

7. Каковы формальные отношения между суждениями деонтической модальности?

8. В чем разница между грамматическим и логическими союзами?

185.94.188.243 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

1. Предмет и значение логики.

Логика – это наука о мышлении. Основатель науки Аристотель.

Логика – наука о законах и формах человеческого мышления, рассматриваемого как средство познания окружающей действительности.

Для выяснения предмета логики можно использовать несколько методов, каждый из которых дает определенный-результат. Первый методэтимологический. Он заключается в том, что требуется прояснить значение слова, которое используется для названия данной науки. Термин «логика» восходит к древнегреческому слову «логос», означавшему слово, мысль, понятие, рассуждение и закон. Этимология слова «логика» показывает, что это наука, имеющая отношение к человеческому мышлению, обосновывает рассуждения с помощью оснований, которые впоследствии стали называться логическими законами. Недостатком данного метода является многозначность слова «логика». В повседневной жизни, в популярной, общенаучной и философской литературе это слово используется в большом спектре значений. Оценки «логично» и «нелогично» могут использоваться для характеристики человеческих действий, оценки событий и т. п. Второй методсправочно-академический. Он заключается в том, что ответ на вопрос мы ищем в словарях и энциклопедиях. В большинстве словарей и учебников логика определяется как наука о законах и формах правильного мышления, а предметом данной науки признается человеческое мышление. Однако логика рассматривает не только правильное мышление, но и ошибки, возникающие в процессе мышления: парадоксы и т. д.

Предмет логики – человеческое мышление. Сам термин «мышление» является достаточно широким и не дает возможности определить специфику логики по отношению к другим наукам.

Значение логики состоит в следующем:

1) логика выступает важнейшим средством формирования убеждений (прежде всего научных).

2) формальная логика применяется в науке и технике.

3) традиционная формальная логика остается важнейшим средством в сфере всех видов образования. Она является основой организации всех видов знания для его подачи в процессе обучения;

Читать еще:  Икона прибавление ума значение в чем помогает. Молитва о прибавлении ума

4) логика является важнейшим и незаменимым инструментом развития культуры. Без логики не может обойтись никакая культурная деятельность вообще, поскольку в ней присутствуют и играют принципиальную роль рациональные элементы.

2. Формы мышления

Формами мышления явл: понятие, суждение, умозаключение.

Мышление начинается с форм чувственного познания мира – ощущения, восприятие, представление.

Мышление – это высшее по отношению к чувственной форме отражение бытия.

Понятие – это логическая мысль о каком-либо предмете с опред набором существенных признаков.

Суждение – это форма мышления, в кт утверждается или отрицается что-либо об окружающем мире, предметах, явлениях, а также отношениях и связях между ними.

Умозаключение — это форма абстрактного мышления, посредством которой из ранее имевшейся информации выводится новая. При этом не задействуются органы чувств, т.е. весь процесс умозаключения проходит на уровне мышления и независим от получаемой в данный момент извне информации.

Предмет и значение логики

Предмет и значение логики

Приступая к изучению какой-либо науки, прежде всего необходимо выяснить ее предмет. Для этого есть несколько путей, и каждый из них дает определенный результат. Первый путь, или метод – этимологический. Он заключается в том, что требуется прояснить значение слова, которое используется для названия данной науки. Термин «логика» восходит к древнегреческому слову «логос», означавшему слово, мысль. Понятие, рассуждение и закон. Уже древнегреческие философы считали, что в наших речах есть некая сила. Она побуждает нас, сказав «А», сказать и «Б». В основе этого принуждения лежит человеческий разум, который отыскивает в природе необходимое и отбрасывает случайное.

Итак, этимология слова «логика» показывает, что это наука, имеющая отношение к человеческому мышлению, обосновывает рассуждения с помощью оснований, которые впоследствии стали называться логическими законами.

Однако, как мы видели, слово «логика» многозначно. В повседневной жизни, в популярной, общенаучной и философской литературе это слово используется в большом спектре значений. Оценки «логично» и «нелогично» могут использоваться для характеристики человеческих действий, оценки событий и т. п. Для того чтобы уточнить понятие «логика», мы должны воспользоваться другим методом – справочно-академическим. Он заключается в том, что ответ на вопрос мы ищем в словарях и энциклопедиях. В большинстве словарей и учебников логика определяется как наука о законах и формах правильного мышления, а предметом данной науки признается человеческое мышление.

Логика – это наука о законах и формах правильного мышления.

Однако логика рассматривает не только правильное мышление, но и ошибки, возникающие в процессе мышления: софизмы, парадоксы и т. д.

Итак, мы определили, что такое логика. Теперь давайте перейдем к рассмотрению предмета логики – человеческому мышлению. Сам термин «мышление» является достаточно широким и не дает возможности определить специфику логики по отношению к другим наукам. Так психология тоже анализирует условия и причины, обеспечивающие развитие и нормальное функционирование человеческого мышления. Физиология высшей нервной деятельности раскрывает естественно-научные основы механизма деятельности головного мозга. Кибернетика пытается выяснить законы мышления путем его моделирования. Массовое сознание и мышление изучается социологией.

Однако логика, в отличие от других наук, рассматривает мышление не как само по себе, а как средство познания. Поэтому, изучая логику, мы прежде всего изучаем процесс познания. Давайте вкратце вспомним сущность познания как отражения объективной реальности. Познание начинается с отражения окружающего мира органами чувств, дающих непосредственное знание о действительности. Чувственное познание протекает в трех основных формах: ощущение, восприятие, представление. Но чувственное познание дает нам знание лишь о внешних свойствах предметов, об отдельных конкретных вещах. Такое познание присуще и высшим животным. Человек таким знанием ограничиться не может и стремится к проникновению в сущность вещей, к познанию законов природы и общества. А это невозможно без абстрактного мышления, составляющего вторую ступень познания действительности.

Абстракция – это результат процесса отвлечения от одних свойств предмета и выделения его других свойств.

Мышление отражает познаваемый мир в абстракциях. Отвлекаясь от конкретного, присущего только одному предмету, абстрактное мышление способно обобщать множество однородных предметов, выделять наиболее важные свойства, раскрывать закономерные связи.

В процессе изучения логики мы будем сталкиваться с абстрактным мышлением, поэтому необходимо остановиться на свойствах абстрактного мышления:

– отражении действительности в обобщенных образах;

– опосредованном отражении действительности (не наблюдаемое непосредственно);

– неразрывная связь с языком.

Таким образом, абстрактное мышление преобразует предметы познания и отражает их в виде идеальных образов, в схемах и формулах.

Источники:

http://studopedia.ru/18_517_tema–predmet-i-znachenie-logiki.html
http://studfile.net/preview/4693857/
http://fil.wikireading.ru/2696

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: