Празднование 1000 летия русских на афоне. Василий нестеренко – удел божией матери

Василий Нестеренко – Удел Божией Матери

К 1000-летию русского присутствия на Афоне

Как готовится Афон к тысячелетию русского монашества? Об этом корреспондент «РД» беседует с народным художником России Василием Игоревичем НЕСТЕРЕНКО, который последние полгода провёл на Афоне, работая над реставрацией и росписью русских храмов.

Василий Нестеренко может говорить об Афоне часами…

– 2016 год является не только годом 1000-летия русского присутствия на Афоне. Одновременно можно сказать, что это и 1000-летие всего русского монашества. Преподобного Антония Киево-Печерского постригли в русском афонском монастыре Ксилургу. Затем он, приехав в Киев, перенёс традиции афонского монашества на в общем-то уже созданный Киево-Печерский монастырь, но вдохнул в него новое наполнение. Эта эстафета, которую передали русские монахи с Афона в Русь, является уникальным событием. Дело в том, что ещё ранее часть дружины Святослава осела на Афоне, приняв монашество. В какой-то момент русских там стало настолько много, что у них уже появился свой маленький монастырь Ксилургу, в переводе –«обитель древоделов». В Ксилургу был построен самый древний русский Успенский храм. Потом собор с этим же названием – Успенский – возвели в Киеве как символ столичной власти. После разрушения Киева и потерей им своей общерусской значимости возникает Успенский собор во Владимире, а затем и в Москве. Таким образом, главный собор страны и сейчас остаётся таковым, в котором было венчание на царство всех русских царей и императоров, а в 1917 году прошла интронизация Патриарха Тихона после его избрания в Храме Христа Спасителя. Следовательно, наша всероссийская святыня ведёт свою историю от маленького Успенского храмика в обители Ксилургу.

Естественно, к юбилейной дате готовится вся наша великая страна. Потому что Афон является особенным местом для России. К этому готовятся и русские афониты, которые живут в русском Свято-Пантелеймоновом монастыре на Афоне. И в скитах, и в разбросанных греческих монастырях. Готовится руководство нашей страны. Готовится Патриарх. Что будет – посмотрим. На мой взгляд, будет что-то сравнимое с 1000-летием Крещения Руси.

– А у вас какие отношения с Афоном?

– Я впервые приехал на Афон в 1995 году. В последние годы езжу туда постоянно. Какая-то работа там для меня есть постоянно. В частности, на Афоне я написал четыре картины для зала приёмов архондарика Русского монастыря. Архондарик – это гостиница для паломников. Сейчас совершаются росписи храмов. И вообще-то это является тайной. Пока у меня нет благословения рассказывать о своей работе.

– А если в общих словах?

– Сейчас на Афоне завершается сооружение нескольких объектов. Это и инфраструктурные объекты типа гостиниц и дорог. Дело в том, что на Афоне многое разрушено. Например, была полностью разрушена Новая Фиваида. До сих пор не расписан монастырь Старый Русик. Требуют починки и ремонта очень многие объекты. Например, келья старца Силуана. Многое уже и сделано. Восстановлена Дмитриевская келья. Идут большие работы по воссозданию Старого Русика, где восстановлен храм Почаевской иконы Божией Матери. В XIX веке на Афоне русских было более пяти тысяч человек, то есть больше половины всего населения Афона. Все греческие монастыри переполнены вкладами русских купцов и меценатов, которые помогали всему Афону. Соответственно, возникало огромное количество келий и скитов, многие из которых сейчас уже не принадлежат русскому монастырю. Обидно, что два главных скита – Ильинский и Андреевский – отошли грекам. В Андреевском скиту, к сожалению, не с должным уважением относятся к русскому культурному наследию. Сбиваются росписи, вынимаются из киотов оригинальные иконы, заменяются стилем, чуждым родному убранству храма.

У русских осталось два крупных скита – Ксилургу, в котором был построен наш первый Успенский храм, и Старый Русик, где огромный храм великомученика Пантелеймона. Пока он не расписан, но есть надежда, что его распишут к празднованию 1000-летия присутствия русского монашества на Афоне.

– И вы тоже его расписываете?

– Скажем так: мы принимаем участие в художественных работах.

– Хорошо. Тогда про вашу работу не будем. Поговорим о быте, о людях, о встречах. Где вы там живёте? Каков распорядок дня?

– На Афоне все жилые помещения называются кельями. Сейчас кельи стали с удобствами. А двадцать лет назад в них не было воды, и мыться мы ходили в море. Зимой оно холодное. Вместо электричества были керосиновые лампы. Чтобы правило к причастию вычитать, нужно было раздобыть керосинчику. Ты подкручиваешь эту лампу, она коптит. Монастырь еле выживал, такая была бедность. Но времена изменились, сейчас в России принята государственная программа поддержки Афона.

Где нам приходится работать на Афоне, там и живём. Монашеский уклад очень трудный, сложный. Его вытерпеть, на первый взгляд, просто невозможно. Долгая всенощная, на которой исповедуешься. Потом читаешь правила перед причастием. Затем очень короткий сон. Только лёг – уже будят в три часа ночи колоколом на утреннюю службу, которая продолжается шесть часов. В девять утра обед. Трапезная, где чинно читают жития святых. Трапеза заканчивается общей молитвой, и все идут в храм великомученика Пантелеймона, где выносят его честную главу.

Читать еще:  Икона богоматери написанная апостолом лукой. Апостол лука евангелист - святые - история - каталог статей - любовь безусловная

Опять служба, теперь короткая. И только после этого отпускают на работы. Следующий приём пищи только завтра. В продолжительный пост и постные дни едят один раз в день. Только иногда бывает, что и два раза в день.

– А как вы там питаетесь?

– Мы полностью соблюдаем монастырский устав. Такой же запрет на мясо. Рыбу только в тот день, когда разрешено. Но, знаете, несмотря на то, что приходится очень много работать, нам этого хватает. Дело в том, что монашеская еда очень вкусная. Хлеб необыкновенный. Я видел, как там пекут хлеб – с молитвой. Огромные хлеба, я даже не представлял, что такие бывают – метр на метр. Монастырская еда, хотя и простая, очень вкусная. Есть и другой пример. Монах взваливает себе за спину мешок с солёными оливками и идёт в свою келью. Возле его кельи течёт ручей, из которого он пьёт воду, а этими оливками –питается. И больше ничего не вкушает. А есть ещё и те, которые живут прямо на горе – на обрыве, прямо на скале. Там два на полтора метра келья, заканчивающаяся обрывом 200 или 300 метров глубиной. «А как вы обогреваетесь зимой?» – спрашиваю у такого монаха. «Лампадку зажгу, тем и греюсь», – отвечает. А ведь там бывает очень холодно. Кому-то по силам такой подвиг, а кто-то живёт в общежительном монастыре, что тоже очень непросто (имею в виду взаимоотношения между монахами). И там, и здесь нужно отсекать свою волю. И всегда – незримое присутствие начальства, которое благословляет или не благословляет тебя на тот или иной шаг. И ты подчиняешься некоему единому монастырскому ритму. Это очень интересно. Это настолько не похоже на то, что мы видим в миру, в обычной жизни! Хотя, с другой стороны, люди все одинаковые, и у них те же страсти, но всё равно что-то есть особенное.

Сейчас в русском монастыре подвизается порядка 60 человек – монахи, послушники, трудники. Практически у них нет времени, чтобы поспать. Когда же они спят? Сколько спит духовник русского монастыря отец Макарий, сколько спят остальные насельники? Сколько спит игумен Иеремия? Я, кстати, написал его портрет. Когда я вручал ему этот портрет, он коротко сказал: «Имейте любовь между собой». То есть любовь – это самое главное. В этом смысл жизни. Для чего люди едут на Афон? Для чего уходят в монастырь? Для чего вообще всё? Для умножения любви.

22 октября игумену Иеремии исполнилось 100 лет. Все греки удивляются его долгожительству и с благоговением относятся к нашему игумену.

– Как долго приходилось быть в одном помещении со старцем?

– Когда писал портрет, мы с ним общались. При этом он стоял, иногда не один час. Человек, конечно, особенный, очень светлый. Говорил не много. Но находиться рядом с ним – уже радость. Есть люди, которые тебе очень много рассказывают, и – пустота. А игумен Иеремия из тех, кто просто молчит, и одним этим больше даёт.А потом никто не запрещает посещать греческих старцев афонских – папу Яниса или старца Гавриила, к которым люди приезжают за советом. Да и Ватопедский игумен Ефрем даёт очень много духовных и жизненных советов.

– А вы кого-нибудь из них посещали?

– Да. Особенно мне запомнился старец Гавриил. Он живёт в двух шагах от кельи, в которой жил преподобный Паисий Святогорец. Мы пришли, а его нет. Он ушёл кормить кошек. Приходит. Большая очередь. Он увидел русских – принял нас без очереди. Каждому сказал про его сокровенное. Я вышел от него совершенно окрылённый. Спрашивал его одно, а он мне отвечал совершенно про другое. И ты вдруг понимаешь, что это самое главное, что тебе надо. О каких-то семейных взаимоотношениях, о работе. Всё, что на душе. Как он это узнал? И очень доброжелателен к русским, к России.

Возвращаясь к Старому Русику, хочу отметить, что этот скит находится на высоте (по разным данным) 400–500 метров над уровнем моря. И природа там очень напоминает Россию – ёлки, сосны. Подъём на Старый Русик не для слабонервных, требует больших усилий. Я уже не говорю, насколько сложно подняться на саму Афонскую гору. Для взрослого тренированного мужчины это проблема. А пожилые и немощные зачастую преодолевают сей путь без проблем.

Афон благоухает всегда. Даже осенью. Хотя, что может цвести осенью? В Греции такого нет. Такое ощущение, что только что священник прошёлся с кадилом. Сколько раз спрашивали у монахов – отвечают, отмахиваясь: «Да, что-то цветёт». Непонятно. Что тут скажешь? Удел Божией Матери, сад Богородицы, как называют Афон.

Беседовал Андрей Викторович ПОЛЫНСКИЙ

1000-летие русского монашеского присутствия на Афоне. Хроника событий

В Обнинске состоялось открытие выставки «Гора Афон – удел Пресвятой Богородицы»

Выставка «Гора Афон – удел Пресвятой Богородицы» является частью программы мероприятий 11-го международного православного Сретенского кинофестиваля «Встреча». В этом году он посвящен тысячелетию русского присутствия на Афоне.

Читать еще:  Овен: Любoвный гoроcкoп нa ceгoдня.

Среди 20 работ, вошедших в экспозицию, представлены шесть икон, а также 14 репродукций картин русского художника Василия Нестеренко и его греческого коллеги Александра Каяса. Последний, как сообщают организаторы выставки, пишет свои полотна, добавляя в масляные краски песок со Cвятой Горы Афон.

«Выставка уже была в Калуге и теперь проходит у нас, – обратилась к пришедшим зам. главы администрации Обнинска Татьяна Попова. – Для нас с вами эта выставка – возможность посмотреть на светлые лица, лица праведные. Это лица тех людей, которые думали о том, чтобы сделать нашу маленькую землю чуть лучше, чуть добрее».

На открытии экспозиции гостей встречали и непосредственные организаторы передвижной выставки – президент международного православного Сретенского кинофестиваля «Встреча» монахиня София, а также его учредитель протоиерей Сергий Вишняков. Передвижные выставки стали неотъемлемой частью ежегодного кинофестиваля «Встреча», который с каждым годом обрастает все новыми событиями.

«Наш кинофестиваль настолько вырос, что его уже можно называть фестивалем православных искусств. Скоро в нашем городе откроется фотовыставка художника протоиерея Александра Коротаева. На ней будут представлены 35 больших работ, посвященных Афону. То есть целый год у нас будут проходить мероприятия», – сказала монахиня София.

18 февраля в Обнинске начнется работа международного кинофестиваля «Встреча». Закрытие выставки, посвященной 1000-летию присутствия русских на Афоне, пройдет 20 февраля. Ожидается, что в течение года передвижная экспозиция появится во всех крупных городах Калужской области, а также населенных пунктах других регионов страны.

Росархив к юбилею обнародует документы о связях России и Афона

Росархив в этом году представит в интернете электронный проект о многовековых связях России и Афона вместо планировавшейся вначале большой выставки на эту тему, сообщила в пятницу замдиректора Российского государственного архива древних актов (РГАДА) Федерального архивного агентства Евгения Лыкова на брифинге в РИА Новости, приуроченном к 1000-летию русского присутствия на Святой горе Афон.

“У нас в архиве была идея устроить большую выставку в связи с юбилеем, но, к сожалению, Министерство культуры не смогло изыскать средств для такой выставки и предложило нам сделать электронный проект. Со своей стороны хочу сказать, что электронный проект — это не так интересно, как выставка”, — сказала Лыкова.

Электронный проект, который будет представлен на официальном сайте Росархива, будет посвящен теме “Связи России с афонскими монастырями в XVI-XIX веках”. РГАДА — наиболее крупное хранилище в России греческих документов Средневековья, многие из которых свидетельствуют о давних дружеских связях между Россией, Грецией и Афоном.

Как пояснила Лыкова, выставка, в сравнении с электронным проектом, могла бы дать более точное представление о красоте и содержании огромных, по ее словам, греческих грамот, которые хранятся в российских архивах. “Допустим, на одной из таких грамот в начале текста изображена рука монаха, на которой “стоит” афонский монастырь. Есть подобные материалы 16-18 веков”, — сказала представитель Росархива.

По ее словам, всего планируется оцифровать и выложить в Интернете более 300 наиболее интересных документов РГАДА, которые будут дополнены материалами Государственного архива РФ, музеев Кремля, Государственного исторического музея, литературного музея имени А.С.Пушкина и других музеев. Кроме того, в интернете будут представлены материалы, связанные с Афоном, полученные из Греции.

“Я думаю, что этот проект привлечет большое внимание всех любителей истории, многим поможет раскрыть для себя особенный мир взаимоотношений между Грецией и Россией, и дополнит наше представление обо всех этих сюжетах”, — заключила Лыкова.

Чудотворные мощи преподобного Силуана Афонского будут впервые доставлены в Россию с Афона для поклонения верующих в связи с празднованием юбилея 1000-летия русского монашества на Святой Горе

Об этом проинформировал 5 января во время пресс-конференции в МИА “Россия сегодня” заведующий архивом и библиотекой Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря монах Ермолай (Чежия).

«Важный проект, который по благословению священноначалия осуществляется, — это привоз в Россию святых мощей преподобного Силуана Афонского, выдающегося русского святого XX века, которого почитает весь православный мир. Это давняя мечта всех верующих, и не только верующих в России, — чтобы этот великий русский святой, хотя бы его святые мощи, вернулись на родину, и русские православные люди имели бы возможность им поклониться», — сказал представитель Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря.

Как уточнил о. Ермолай, мощи прп. Силуана Афонского привезут в Россию 3 июля. По его словам, «целых три месяца мощи будут присутствовать в России, и сейчас Русская Православная Церковь занимается выработкой программы перенесения мощей».

Предполагается, что одним из пунктов пребывания мощей будет являться родина святого — бывшая Тамбовская губерния, а ныне Липецкая область.

Организаторы торжеств также планируют установить в сентябре 2016 года в селе Шовское Лебедянского района Липецкой области, где родился преподобный Силуан Афонский, памятник этому святому, открыть посвященный ему музей и завершить там же восстановление храма в его честь.

Юбилейный год русского присутствия на Афоне: премьера документального фильма, новый музей и шесть уникальных фотоальбомов

5 февраля, на пресс-конференции в МИА «Россия сегодня» представители Церкви, российских учреждений культуры и общественных организаций подробно рассказали о приуроченных к 1000-летнему юбилею Русского Афона праздничных мероприятиях. В подготовленной общецерковным оргкомитетом программе празднования – несколько десятков строчек. Однако центр тяжести как самого праздника, так и подготовки к нему пришелся на Русский Пантелеимонов на Афоне монастырь, что вполне естественно.

Читать еще:  Юпитер в квадратуре к урану. Квадратура и оппозиция юпитера в натальной карте

«Еще в 2011 году мы начали готовить к выходу в свет 25-томную серию «Русский Афон XIX – XX веков», полная публикация которой рассчитана на десять лет, – рассказал заведующий библиотекой и архивом обители монах Ермолай (Чежия). – В процессе работы над ней по архивным сведениями мы восстановили историю 8 тысяч монахов последних двух столетий. В итоге получилась настоящая энциклопедия культурного наследия нашего монастыря и его истории, состоящая из жизнеописаний монахов, фиксации духовного опыта старцев, подробного обзора реставрации художественных творений насельников. Некоторые тома целиком посвящены какому-либо одному насельнику, оставившему значительный духовный след (в числе таких – монах Амвросий (Болотов), духовник обители иеросхимонах Агафадор (Буданов), схиархимандрит Кирик (Максимов).) Еще один том составит критическое (с полным современным комментарием об упоминаемых автором происшествиях и личностях) издание записей преподобного Силуана Афонского. К юбилею мы с Божией помощью успеваем издать первые 15 томов, и на 10 мая в Москве намечена их презентация. Одновременно собираемся представить подготовленный совместно с издательством «Индрик» уникальный альбом с ретрофотографиями, напечатанными по стеклянным негативам (в ходе кропотливого исследования удалось собрать, исследовать и полностью атрибутировать 3800 негативов, составивших потрясающе емкую светопись монастыря). Помимо этих изданий, в Санкт Петербурге 12 мая планируем представить публике пять других фотоальбомов, уже современных, созданных насельниками – нашими соотечественниками – за последнюю четверть века («Святая Гора Афон», «Афон и святыни», «Афон и люди» и др.) В конце февраля по российским телеканалам пройдет двухсерийный фильм о Русском Афоне – первая в кинодокументалистике попытка взглянуть на Святую Гору изнутри, глазами монахов. А 20 марта в фойе кафедрального соборного Храма Христа Спасителя откроется большая фотовыставка о Пантелеимоновом монастыре, рассказывающая не только об истории, но и о современном быте монашествующих».

Ко дню памяти святого Силуана Афонского 24 сентября в Пантелеимоновом монастыре планируется запустить еще один масштабный проект – хозяйственный музей обители. «Дело в том, что в пору своего расцвета монастырь представлял собой небольшой город с 2 тысячами монашествующих и 3 тысячами трудников и паломников, нуждавшийся в полноценном хозяйственном обслуживании, – объясняет о. Ермолай. – Тогда здесь функционировало 38 цехов, которые мы сейчас воссоздаем».

Открывается выставка «Русский Афон» посвященная 1000-летию Русского монашества на Святой Горе

Выставка проходит по благословению Игумена Русского Свято-Пантелеимонова Монастыря на Афоне архимандрита Евлогия. Организаторы выставки – Российская академия художеств, Русский Свято-Пантелеимонов Монастырь на Афоне, Фонд возрождения Русского Афона, Департамент культуры города Москвы, Московская Государственная картинная галерея Василия Нестеренко.

Основная часть выставки посвящена росписям храма Св.Великомученика и Целителя Пантелеимона на Старом Русике – самого большого соборного храма Русского Монастыря. Его строительство завершилось перед революцией на месте древнего храма. Был установлен иконостас, но храм не был расписан. Работы над внутренним убранством храма были продолжены в 2015-2016 гг. по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Собора старцев Русского Свято-Пантелеимонова Монастыря.

В экспозиции представлены эскизы и картоны росписей, репродукции сюжетов в натуральную величину. Новые росписи продолжают традиции «афонского стиля», расцвет которого пришелся на рубеж XIX-XX веков. Убранство храма насчитывает более 80 сюжетов, разработанных специально для Старого Русика. Уникальные росписи создавались, исходя из особенностей афонских традиций, при этом учитывалась богатейшая духовная история и храма на Старом Русике, и всего Русского Афона, преемственность и связь святогорского и русского монашества.

Храм был расписан коллективом художников под руководством народного художника РФ, академика, члена Президиума РАХ, члена Патриаршего Совета по культуре Василия Нестеренко. В творческий коллектив, выполняющий работы входили известные московские мастера, имеющие большой опыт храмовой живописи: Заслуженный художник РФ, член-корреспондент РАХ Михаил Полетаев, Заслуженный художник РФ Владимир Павлов, член Союза художников России Виктор Гончаров и целая группа художников-орнаменталистов и позолотчиков.

Росписи были завершены к 1000-летнему юбилею Русского монашества на Афоне. В конце мая 2016 года Патриарх Московский и всея Руси Кирилл освятил обновленный храм и отслужил в нем первую литургию. Патриарх высоко оценил работу творческого коллектива под руководством Василия Нестеренко. Благоприятный отзыв о росписях храма был получен и от Президента РФ В.В. Путина, посетившего Афон весной 2016 года.

Помимо эскизов росписей и репродукций сюжетов в натуральную величину на выставке представлены творческие работы Василия Нестеренко и его коллег. Это портретные и пейзажные произведения, созданные за последние 20 лет и посвященные Горе Афон – Земному Уделу Пресвятой Богородицы. Эти полотна показывают богатую природу Святой Горы, ее насельников, монастыри и скиты Афона, включая Русский Монастырь и скит Старый Русик.

Экспозиция, посвященная Русскому Афону – это не только творческий отчет художников перед Российской академией художеств, перед своими коллегами и зрителями, но это и вклад самой Российской академии художеств в цикл мероприятий, посвященных юбилейному году – году 1000-летия Русского монашества на Афоне.

Выставка открыта до 22 января 2017 года.

Источники:

http://www.russdom.ru/node/9285
http://agionoros.ru/docs/2222.htm
http://pravoslavie.ru/99117.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: