Правовая политика в сфере религиозной безопасности. Религиозная безопасность: теоретико-правовой аспект

Религиозная безопасность: теоретико-правовой аспект

Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого [рода], ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои. (Исх. 20: 2-6) Библиологический словарь: В 3 т. – Т. 2: К – П. – М.: Фонд имени Александра Меня. – 2002. .

Священное Писание открывает нам высшую ценность – Бога, который является источником всякого блага для человека и общества, а также указывает путь достижения этого блага – подчинение заповедям Божьим, как результат и проявление любви к своему Творцу в Десятисловии Моисея указывается также санкция за неповиновение Господу и Его заповедям – проклятие до четвёртого рода. Помиловать же и спасти от наказания человека, преступившего заповеди Божьи, может только Сам Бог. А так как ни один человек не может безукоризненно выполнить все требования Творца, ни один из нас не соответствует Божьему стандарту праведности, то все мы нуждаемся в Христе Спасителе. Это христианская основа процветания и безопасности человека и всего общества. Как видим, она зависит от соответствия библейскому стандарту наших взаимоотношений с Богом. Эти взаимоотношения в современной, с дней древнего Рима, терминологии называются религией. Этот термин имеет латинский корень: “religare” – связывать, “relegere” – собирать (Цицерон), “religio” – благочестие, святость, и обозначает связь человека с признанным им Абсолютом, то есть Богом, посредством согласования своей жизни с волей этого Абсолюта, для достижения определённого блага.

Совокупность этих благ всего общества представляют собой национальные интересы. Часть этих интересов относятся к религиозной сфере и защищаются системой национальной безопасности. Угрозы национальной безопасности – это имеющиеся и потенциально возможные явления и факторы, которые создают опасность жизненно важным национальным интересам страны. Часть этих угроз, соответственно, относятся к сфере религиозных отношений

Взаимоотношения с религией следует рассмотреть только с точки зрения личной безопасности. Но для начала – немного статистики. На территории России на 1 января 2010 года зарегистрировано 23494 различных религиозных объединений, относящихся более чем к 40 конфессиям. Из них централизованные – 433, местные – 22176, духовные образовательные учреждения – 193, монастыри и подворья – 434, религиозные учреждения – 258 Сведения о религиозных организациях, зарегистрированных в Российской Федерации // Religare.ru, 19. 12.2009. Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ “О свободе совести и о религиозных объединениях” сделал очень непростой задачу выделить среди зарегистрированных общин именно сектантские, но можно предположить примерный порядок цифр, если во Франции около 800 сектантских организаций, в Британии – около 2000. Немецкие исследователи подсчитали, что “новым богам” молятся у них более 2 миллионов немцев.

Известно также, что секта Муна (одна из самых могущественных в мире) имела своих представителей более чем в 50 городах России. По западным оценкам только в Москве и Санкт-Петербурге в неё входило около 20 тысяч человек. По тому, как бесцеремонно ведут себя проповедники из различных стран в России с ее тысячелетней христианской традицией, можно сделать вывод о том, как они на самом деле относятся к чужой вере и истории Гостюшин А. Энциклопедия экстремальных ситуаций. – М., 1999. .

Разнообразные секты можно разделить на несколько основных групп:

  • § зарубежные протестантские течения (особенно многочисленны – американские);
  • § экзотические секты нетрадиционного (“восточного”) толка – как зарубежные, так и российские;
  • § “новые религии” – выдающие себя за “улучшенные” традиционные конфессии (в том числе и “улучшенное” Православие) или удачное соединение всех конфессий;
  • § небольшие оккультные группы, связанные как правило с экстрасенсами, магами, колдунами и т.д.
  • § сатанисты.

Безобидное вроде бы событие – визит в секту из любопытства – чаще всего быстро превращает жизнь человека в экстремальную ситуацию. Прекрасно отработанная методика управления человеком приводит его к потере воли и полной смене интересов. Выйти из секты невероятно сложно, очень часто такие попытки кончались самоубийствами или психическими заболеваниями. Считается, что время, отпущенное для того, чтобы успеть уйти – около полугода. Но как и в защите от большинства других опасностей, лучшими мерами здесь можно считать превентивные.

Чем отличаются секты от мировых религий? Специалисты обычно называют несколько основных признаков:

  • § жесткая внутренняя организация; причём личная подчиненность становится заметна члену секты далеко не сразу – в конечном счёте верующим начинает руководить не бог, а тот, кто говорит от имени бога; кстати, обычно и полная структура секты известна далеко не всем, кто в неё входит;
  • § личный культ главы секты: как правило, он называет себя единственным, кому открылась истина; под псевдонимом Мария Дэви Христос объявила себя “Богом живым” и матерью Вселенной глава юсмалиан Марина Цвигун в 1993 году; официальное самоназвание главы японской секты “учение истины Аум” – Его Святейшество Преподобный Учитель Сёко Асахара; даже мало кому известные “пророки” не обделяют себя званиями – так некий Эль Оахим Моношес скромно представляется Магистром Вселенского Сознания и т.д.;
  • § мировые религии проповедуют объединение людей, секты – резко их разъединяют (часто прикрываясь, разговорами о всеобщем братстве), причём “чужими” объявляются не только остальное человечество, но и близкие: семьей сектанта становятся только его единомышленники, а в некоторых сектах злейшим врагом объявляется мать и даже давно умершие родственники;
  • § обширные экономические требования к рядовому члену секты; при разговорах о бесполезности материальных благ как-то всё же получается, что человек несет в секту своё имущество (а то и чужое) или работает на секту: иногда это навязывание прохожим литературы или билетов на религиозные шоу, иногда – проституция, а в секте Муна – была даже бесплатная работа в его своеобразных “колхозах” и на заводах. В 1995 году германские, например, “учителя” только за счёт продажи рубашек со своего тела и других носильных вещей получили свыше 18 миллиардов марок.
Читать еще:  Сон печка белая. Приснилась печка — толкование сна по сонникам

Очень интересна психофизическая техника воздействия на людей, которой пользуются сектанты. Например, такой приём как “бомбардировка любовью” (у Муна): человека, по неосторожности давшего доброжелательному проповеднику свой телефон, буквально забрасывают предложениями прийти на встречи, семинары и т.д. И если он приходит, его бомбардируют комплиментами, окружают плотной стеной внимания и любви. Сердце оттаивает, и в него легко закладываются первые “уроки”.

Часто “истины” вкладываются в психику человека, предварительно обработав его организм многодневными постами и недосыпаниями, изнуряющими упражнениями – “пластическими молитвами” или “медитациями”. Есть сведения, что некоторые секты пользуются гипнозом и не совсем ещё ясными механизмами, которые точнее всего назвать программированием людей. Есть и такие, которые в ритуалах используют наркотики и другую “химию”. Ставшие известными в 1996 году преступные методы секты “Аум Синрикё” можно считать типичным вариантом.

Традиционная сектантская техника – религиозные шоу. За святое воодушевление здесь выдаётся знакомая любому диск-жокею психофизическая реакция на простые приёмы управления толпой (совместное скандирование, громкие комплименты залу, общее раскачивание, взявшись за руки, воздействие звуком и светом и т.д.). Часто одновременно с пастырем на сцене, зал обрабатывают его соратники, которые ведут уже индивидуальные беседы со зрителями и договариваются о следующей встрече Журавлёв В. “Конец света” в конце туннеля. Необуддистские секты: реальность угрозы // Человек и закон. – 2000. – № 7 (8). – С. 58-61. .

Правовая политика в сфере религиозной безопасности. Религиозная безопасность: теоретико-правовой аспект

Во-вторых, резко возрос процент верующих среди молодежи, особенно образованной. Он превысил уровень религиозности людей среднего возраста. В религиозных общинах все более заметную роль играют образованные, сведущие в богословских вопросах верующие среднего или молодого возраста, которые не ограничиваются участием в религиозных обрядах. Они, как правило, много времени уделяют милосердию, благотворительности. Возросла и их социально-политическая активность.

В третьих, наблюдается рост престижа конфессиональных организаций, действующих в стране, возникновение религиозных политических партий и движений.

В-четвертых, ушла в прошлое практика администрирования в вопросах религии и атеизма, нередкого притеснения верующих и насаждения атеизма. Сегодня церковь принимает активное участие в самых разных сферах общественной жизни.

В-пятых, в религиозных конфессиях и религиозных организациях формируются собственные социальные доктрины. Церковные иерархи, духовенство, массы верующих все решительнее и аргументированнее дают нравственную оценку социально-политическим процессам, протекающим в стране, и не склонны слепо доверять как религиозным, так и политическим лидерам.

Однако при всей важности происходящих перемен имеют место и негативные тенденции. Усиление прорелигиозных устремлений опережает рост самой веры, а позитивный процесс понимания религии как элемента культуры народа, одного из факторов, формирующих национально-этническое самосознание, ее роли в утверждении морали и общечеловеческих ценностей сопровождается порой издержками своеобразного религиозного бума. Это проявляется в деятельности тех, кто использует религию в корыстных целях, в увлечении ничего общего не имеющей с верой мистикой, в межконфессиональном соперничестве, во втягивании религиозных организаций в текущую политику, в межнациональные и межэтнические конфликты и т. д.

Причины и характер повышения интереса к религии, как и сопутствующих этому процессов, многообразны, они зависят от объективных и субъективных, внутренних и внешних факторов. Поэтому дать полную картину религиозного возрождения, наблюдаемого в той или иной степени во всех социальных группах, регионах, конфессиях, прогностическую оценку тенденции его развития может только беспристрастный, свободный от идеологических и конфессиональных предвзятостей анализ. Мы остановимся лишь на некоторых причинах возросшего влияния религии.

Это прежде всего общественно-политические и правовые перемены в стране. Отказ от монополии коммунистической идеологии, провозглашение плюрализма в области духовной жизни ликвидировали существовавшие на протяжении десятилетий официальные и неофициальные запреты в религиозной сфере. Было принято прогрессивное законодательство о свободе совести и вероисповеданий. Все это позволило религиозным общинам и организациям активизировать свою деятельность, а верующим свободно отправлять религиозные обряды. Об этих благоприятных политико-правовых переменах свидетельствуют и заявления религиозных деятелей всех конфессий, действующих на территории РФ.

На рост религиозного сознания оказывают воздействие и такие факторы, как политическая нестабильность, межэтнические конфликты, ухудшение экономического положения и экологической ситуации в стране и в отдельных регионах, порождающие у людей состояние фрустрации, [74] чувство страха, обреченности и беззащитности. Разуверившись и разочаровавшись в бесчисленных невыполняемых обещаниях, они обращаются в поисках надежных социальных ориентиров к авторитету религии и церкви. Этому в немалой степени способствует образовавшийся духовный вакуум, вызванный решительным отказом от тех идеалов и ценностей, которыми более 70 лет руководствовалось общество и на которых было воспитано несколько поколений людей. Этот вакуум не удалось заполнить системой светских идей и ценностей, понятых и принятых народом, способных увлечь и обнадежить его.

Существенным фактором повышения религиозности современного российского общества является стремление народа преодолеть бездуховность, нравственный кризис. Нравственно неиспорченные люди, стремящиеся жить по совести, видя, что те идеалы, на которых они воспитаны, рушатся, обращаются к религии и церкви как оплоту моральных ценностей, проверенных временем. В этих гуманистических, общечеловеческих ценностях и принципах, в религиозной многовековой традиции воспитания душевной чистоты они видят защиту от негативных явлений современной действительности, порождающих бездуховность общества.

Немаловажное значение в повышении влияния религии имеют и исторические традиции. Патриотическая деятельность православной церкви в кризисные и переломные периоды истории российского общества (формирование Российского государства, борьба с татаро-монгольским нашествием, Отечественная война 1812 г. и Великая Отечественная война 1941–1945 гг.) всегда помогала ему выстоять. Историческая память народа запечатлела эту прогрессивную деятельность церкви, и сегодня, в кризисное время, многие вновь обращаются к ней как к надежной общественной силе, традиционному институту, способному на полезные и добрые – духовные и социальные – деяния для народа.

К социально-психологическим причинам возрастания интереса к религии следует отнести и то, что в сложные периоды истории страны наблюдается повышение уровня национального самосознания, усиливается тяга к отечественным, национальным ценностям, в том числе религиозным. Это явление зафиксировано в социальных исследованиях, проводившихся во всех регионах России (например, более 60 % неверующих горожан считают, что религия необходима для сохранения национального самосознания и служит основой патриотически-религиозных течений, правда, порой домогающихся особых привилегий для своей нации и конфессии [75] ).

Читать еще:  Достижения и потери постмодернистской философии. Философия постмодернизма: основные направления, представители, идеи

Наряду с перечисленными причинами роста религиозного сознания в России, носящими национальный характер, в настоящее время дают о себе знать и общие, присущие современному миру в целом. Среди них наиболее важными, на наш взгляд, являются две.

Во-первых, осознание необходимости обращения к религии с тем, чтобы ограничить влияние антигуманных, разрушительных последствий прогресса. Для многих людей вера является защитой от зла не только социального и нравственного, но и порожденного развитием науки, техники, бездушным разумом, поставившими человечество на грань экологической катастрофы.

Во-вторых, поиски миротворческой идеологии, которая отождествляется в сознании большинства людей прежде всего с религией, способной противостоять насилию, жестокости, кровопролитию и разрушениям, характерным для многих регионов современного мира. Именно религия, по их мнению, ставит человеческую жизнь выше агрессивных псевдоценностей, угрожающих миру.

Таковы основные причины, обусловливающие усиление влияния религии. Однако, как показывает современная общественная практика, тяга к религии характерна не только для верующих в традиционном смысле данного понятия. К идеям высшего суда, истины, добра, любви обращается ныне значительная часть граждан России. 06 этом свидетельствует анализ выступлений по радио и телевидению и публикаций в прессе деятелей науки, искусства, политических лидеров.

Социологические опросы и простые наблюдения свидетельствуют о значительном распространении и таких явлений, как внешнее участие в религиозной жизни, увлечение религиозной символикой и атрибутикой людей в общем нерелигиозных, а также о тяге к нетрадиционной религиозности, мистике, различным проявлениям оккультизма.

Еще одна характерная черта современной религиозной ситуации в России – политизация религии. Опрос, проведенный ВЦИОМом в 1993 г., показал, что более 50 % россиян высказалось за то, чтобы важнейшие государственные вопросы правительство решало совместно с представителями церкви, и лишь 25 % – чтобы церковь не принимала участия в принятии таких решений. [76] О политизации церкви свидетельствуют привлечение ее в качестве арбитра в политических конфликтах между различными ветвями власти в сентябре – октябре 1993 г., между противоборствующими группировками в различных «горячих точках» России и СНГ, участие служителей культа в программах государственного телевидения и т. д.

Конечно, идеологический потенциал религии можно и нужно использовать, но это требует разумного подхода, что особенно важно в многоконфессиональном обществе, каким является российское.

В настоящее время остро чувствуется необходимость в совершенствовании законодательства о свободе совести и вероисповеданий, четком определении соотношения между светским и церковным, государственным и религиозным, в утверждении юридических и этических норм поведения религиозных и государственных деятелей. Еще предстоит детальная правовая разработка вопросов преподавания религиоведения в школе, в вузах, введения института священников и др. Важно учитывать мировой опыт, российские традиции, нынешние реалии. Причем проблема здесь не только в правовых решениях, но и в создании условий для их выполнения.

Если вопросы веры и неверия будут решаться спокойно, взвешенно, не форсированно, а естественным путем, то через одно-два поколения они могут стать делом сугубо личной совести, подлинно свободного и осознанного выбора граждан. К тому времени, возможно, удастся преодолеть свойственное сегодняшней религиозности повышенное внимание к внешним формам и атрибутам религии, заслоняющим подчас осознание ее подлинной сущности. В полной мере реализуется потенциал религии для становления духовности, утверждения гуманистических принципов отношений между людьми.

Увеличение числа истинно верующих людей, осознанно разделяющих благородные идеалы, свободных от консервативных фундаменталистских догм, безусловно, снимет многие острые и внешние для религии вопросы, особенно злободневные в обществе, где существует много конфессий. Утверждение, что Россия, вчера еще бывшая страной чуть ли не всеобщего атеизма, сегодня стала страной всеобщей религиозности, как показывают исследования, неверно. Необходимо реально оценивать возможности религии и церкви для содействия социальному и нравственному возрождению страны. Ошибочны и вредны мнения и ожидания, что роль бывшей КПСС должна непременно перейти к церкви. Целесообразнее ориентироваться на общие усилия, сотрудничество всех движений и учреждений в обеспечении единства общества. Конечно, это предполагает отказ от нетерпимости, самоуверенности и убеждения в правоте только собственных идей и воззрений, исключающих остальные. Воинствующий фундаментализм имеет более цивилизованную альтернативу – терпимость, уважение к взглядам других, что, конечно, не означает идейного единообразия, а говорит лишь о доброжелательном отношении к иным взглядам. Социологические исследования, проведенные по этому вопросу, показывают, что большинство людей не являются апологетами какой-либо одной мировоззренческой установки. Они уже сейчас готовы к сотрудничеству и уважают другие взгляды и убеждения.

Таким образом, для нормальной жизнедеятельности общества крайне важно, чтобы учитывались интересы разных общественных групп и слоев, позволяющие им, несмотря на различные мировоззренческие установки, развиваться в русле современной цивилизации. В противном случае в условиях обострения обстановки рознь и противоречия между ними могут стать катализаторами негативных процессов, отрицательно скажутся на социально-психологическом и духовно-нравственном климате как всего общества, так и отдельного человека.

Правовая политика в сфере религиозной безопасности. Религиозная безопасность: теоретико-правовой аспект

Гражданам России необходимо четко понимать, что высшим законом страны является Конституция. Нужно всегда осознавать, что все другие законы, постановления, указы и вообще любые официальные документы не могут противоречить нормам Конституции, а если это происходит, то такие акты подлежат немедленной отмене. Все права человека зафиксированы нормами Конституции и нужно знать эти права и уметь их защищать. При этом каждое свое действие, а также действие по отношению к вам любого лица, будь то продавец в магазине, какая-либо коммерческая фирма, чиновник любого уровня, или государственный орган, нужно сверять с нормами Конституции, чтобы быть уверенным, что государство, а значит народ России (он согласно Конституции является единственным источником власти), их одобрит и поддержит в случае необходимости. К сожалению, Конституцию люди в России знают очень плохо, чем могут воспользоваться во вред народу недобросовестные представители государственной власти и другие лица.

Но тема этой небольшой заметки не касается норм Конституции напрямую. Она гораздо более глубокая и чрезвычайно важная для любого россиянина и соотечественника. Статья посвящена некоторым аспектам современной российской правовой доктрины.

Дело в том, что нормы Конституции не рождаются неоткуда, из воздуха. Они на чем-то основаны. Этим основанием является правовая доктрина, которая представляет собой очень сложное явление. Если кратко, то она состоит из философско-правовых теорий, мнений ученых-юристов по тем или иным вопросам правотворчества и правоприменения, научных трудов наиболее авторитетных исследователей в области государства и права, наконец – и это чрезвычайно важно – правовая доктрина формируется на основе культуры и религиозных взглядов народа. Также правовую доктрину формируют взгляды политиков, государственных деятелей и самих людей. Образно выражаясь, правовая доктрина – это тот резервуар, в котором содержится совокупность доказанных теорией и практикой базовых идей и правил о том, как должно быть устроено общество, чтобы составляющие его люди были счастливы.

Читать еще:  Расположение летящих звезд в июле. На Юго-Востоке звезда "9" сулит любовь и деньги

Другими словами, все необходимое для относительного счастья людей в России уже имеется. Все это содержится в правовой доктрине. Но может возникнуть закономерный вопрос, почему же тогда Конституция России столь далека от совершенства (даже если ее сравнивать, например, с советскими Конституциями)? Дело в том, что из этого резервуара идей каждый законодатель (мы полностью разделяем мнение тех ученых-правоведов, которые считают правовую доктрину одним из источников Конституции) выбирает только то, что является правильным именно с его точки зрения. К сожалению, иногда конкретный человек при этом может несколько «забывать» об основной цели законодательной деятельности – обеспечении процветания народа.

Для того, чтобы уменьшить отрицательное действие человеческого фактора на процесс формирования законов, в том числе и Конституции, различные правовые доктрины принимаются на государственном уровне в виде отдельных документов. В России такими документами являются доктрины информационной, экономической, военной, демографической безопасности и т.п. Конечно, они сами во многом зависят от действующей Конституции, но смысл их существования заключается и в том, чтобы обозначить верные направления для реформирования внутренней и внешней политики, а также правовых норм, в том числе, конституционных.

Каковы же центральные идеи правовой доктрины России, в чем заключается сама ее сердцевина? Стержень российской правовой доктрины определяет духовно-нравственный код российского народа. Центральное место в этом мировоззрении занимают традиционные религии, в первую очередь, православное христианство.

Данный тезис возможно подтвердить, рассматривая фактическое положение России на международной арене. Так как это положение большей частью и определяется центральным элементом правовой доктрины России. Сегодня ни одна страна не подвергается такой же ожесточенной агрессии, как Россия. И причиной этому являются не только колоссальные природные запасы нашей Родины. Главное неприятие со стороны мировой олигархии (именно она является главным инициатором агрессии против России) вызывают духовно-нравственные ориентиры людей в России. Этот мировоззренческий фундамент делает невозможным подчинение России мировым элитам и ее встраивание в организованное ими новое мироустройство. Нужно четко понимать, что ненависть лиц, контролирующих транснациональный капитал, в первую очередь, обращена именно на традиционные религиозные ценности, так как религиозно-моральные взгляды представителей мировой олигархии во многом противоположны мировоззренческим установкам, проповедуемым традиционными российскими религиями.

Подчеркнем, что представители мировой олигархии понимают, что большая часть того резервуара, который представляет собою правовую доктрину России заполнена идеями, родившимися на основе традиционных для российского общества религий, в первую и основную очередь, православного христианства, без которого российской цивилизации никогда и не существовало бы. Они понимают это и постоянно усиливают натиск на Россию.

Также очевидно, что именно этот мировоззренческий фундамент является силой, способной не только обеспечить выживание России, но и ее устойчивый прогресс. Государство, построенное на фундаменте традиционных ценностей способно обеспечить благополучие всего российского народа. Соответственно, конституционно-правовые нормы России должны формироваться на основании именно этих идей.

На сегодняшний день нормы Конституции России не отвечают реально существующей правовой доктрине, стержень которой составляют традиционные ценности. Проигнорированные законодателем составляющие российской правовой доктрины нужно материализовать, вывести в практическую плоскость. Инструментом такой актуализации призвана стать конституционно-правовая доктрина религиозной безопасности России, которая должна быть сформулирована как система научных взглядов, а также принята в качестве официального документа на высшем государственном уровне. Одним из императивов данной доктрины должно стать повышение правового статуса традиционных религий. Эта доктрина должна стать отправной точкой формулирования норм грядущей Конституции России (подробнее о конституционно-правовой доктрине религиозной безопасности можно узнать, ознакомившись с научным трудом: Тарасевич И.А. Конституционно-правовые основы религиозной безопасности Российской Федерации: дис. … д-ра юрид. наук: 12.00.02. – Тюмень, 2014. – 376 с.).

В заключение, отметим, что связь конституционно-правовой доктрины религиозной безопасности с другими видами правовой доктрины очень глубока. Реализация принципов обеспечения религиозной безопасности послужит установлению надлежащего уровня иных видов безопасности. Так, реализация принципа приоритетного культивирования нравственных ценностей традиционных для России религиозных объединений во внутренней и внешней политике будет способствовать искоренению такого вредного явления как религиозный экстремизм (и не только религиозный).

Дело в том, что в настоящее время в сфере борьбы с экстремизмом в России акцент делается на запретительных мерах, а также на ужесточении юридической ответственности за проявления экстремизма. Но сегодня силовые методы уже не приносят желаемого результата, а ресурсы запретительной политики государства практически исчерпаны. Всякая попытка силового решения проблем экстремизма приводит только к усиливающемуся противодействию. Не подвергая сомнению необходимость проведения силовых мероприятий, мы уверены, что для достижения наилучших результатов сегодня назрела необходимость смены парадигмы в борьбе со всеми формами экстремизма.

Мы видим основную причину неэффективной борьбы с экстремизмом в том, что, стараясь вытеснить из социума факторы, провоцирующие экстремистские настроения, государство взамен не предоставляет социуму никакой альтернативы. Но через некоторое время образовавшийся духовно-идеологический вакуум заполняется не менее радикальными идеями и устремлениями.

Думается, что новой парадигмой не только в борьбе с экстремизмом, но и в процессе обеспечения религиозной безопасности России в целом может стать политика замещения общественных ценностей, провоцирующих экстремизм, другими мировоззренческими установками, исключающими всякое проявление экстремизма. Мировоззренческими установками, в принципе не способными породить экстремизм в любом его виде и, напротив, способными максимально обеспечить права человека и гражданина, обладают традиционные для российского общества религии. Таким образом, в целях обеспечения безопасности общества должна быть на основе конституционно-правовой доктрины религиозной безопасности подвергнута пересмотру вся государственно-религиозная политика России.

* Хиротесия – таинство поставления в чин церковнослужителя, совершаемое за Литургией епископом. Следствием таинства является приобретение определенных канонически-обусловленных богослужебных прав и обязанностей. Также новопоставленному со стороны епархиальной консистории выдаются соответствующие документы.

Источники:

http://m.studwood.ru/674194/bzhd/religioznaya_bezopasnost_teoretiko_pravovoy_aspekt
http://studfile.net/preview/6191611/page:31/
http://antiterror.utmn.ru/materialy/320458/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: