Православный церковный календарь на 19 октября.

Православный церковный календарь на 19 октября.

Церковный календарь.
Октябрь 2019 года

Святой апостол Фома был родом из галилейского города Панеады и занимался рыболовством. Услышав благовестие Иисуса Христа, он все оставил и последовал за Ним. Апостол Фома входит в число Двоенадесятицы святых апостолов, 12 учеников Спасителя.

По свидетельству Священного Писания, святой апостол не поверил рассказам других учеников о Воскресении Иисуса Христа: “Аще не вижу на руку Его язвы гвоздинныя, и вложу перста моего в язвы гвоздинныя, и вложу руку мою в ребра Его, не иму веры” (Ин. 20, 25). На восьмой день после Воскресения Господь явился апостолу Фоме и показал Свои раны. “Господь мой и Бог мой!” воскликнул святой апостол (Ин. 20, 28). “Фома, бывший некогда слабее других апостолов в вере, – говорит святитель Иоанн Златоуст, – сделался по благодати Божией мужественнее, ревностнее и неутомимее всех их, так что обошел со своей проповедью почти всю землю, не убоявшись возвещать Слово Божие народам диким”.

По Церковному Преданию, святой апостол Фома основал христианские Церкви в Палестине, Месопотамии, Партии, Эфиопии и Индии. Проповедь Евангелия апостол запечатлел мученической смертью. За обращение ко Христу сына и супруги правителя индийского города Мелиапора (Мелипура) святой апостол был заключен в темницу, претерпел пытки, и, наконец, пронзенный пятью копьями, отошел ко Господу. Части мощей святого апостола Фомы есть в Индии, Венгрии и на Афоне. С именем апостола Фомы связана Аравийская (или Арапетская) икона Божией Матери ( 19 сентября ).

Ролдугин Л., протоиерей. Святой преславный апостол Фома.- “Журнал Московской Патриархии”. 1973. N 7, с. 64-69.

Иконы Божией Матери, именуемой “О Всепетая Мати” (“Арапетская” или “Аравийская”).

Арапетская или Аравийская икона Божией Матери относится к числу наиболее древних икон, но известна только по имени. Сведений же о месте и времени ее явления не сохранилось никаких. Существуют одни только догадки и предположения по этому вопросу. Одни относят явление и прославление иконы к началу IV века, а именно к 301 году. По другим же источникам явление ее относится к более раннему времени – I веку, и приурочивается это событие к тому моменту, когда святой апостол Фома распространял свет евангельского учения в Индии.

Еще одно наименование иконы – «О Всепетая Мати» связано с тем, что край «муарового» мафория Богородицы украшен каймой с текстом строфы 13-го кондака Великого Акафиста на церковно-славянском языке: «О всепетая Мати, рождшая всех святых Святейшее Слово, нынешнее приношение приемши, от всяких напасти избави всех, и грядущия изми муки, вопиющия Ти: Аллилуиа». Кроме того, на кайме мафория Богоматери можно прочитать слова, которыми начинается Великий Акафист: «Взбранной Воеводе победительная, яко избавляшеся от злых. ». В русской иконописной традиции эта иконография известна с XVII в.

Наиболее раннее изображение Богоматери «О Всепетая Мати» встречается на нескольких листах Сийского лицевого иконописного подлинника XVII в. На одном из них икона именуется «Арапскою». В иконописной практике начала XX в. можно встретить также название «Аравийская». Икона представляет собой поясное изображение Богоматери в трехчетвертном повороте, ладонями легко поддерживающей Младенца Христа на уровне его предплечий. Руки Спасителя подняты и лежат на груди Богоматери. Иногда глава Божией Матери увенчана сказочной царской короной. Облачения Пресвятой Девы обычно состоят из красно-коричневого хитона и вишневого «облачного» мафория, являющегося символом горнего мира. На плечах и главе Богоматери вместо привычных звездиц – символов девства – изображены три медальона с головами ангела, которые иногда истолковываются православными богословами как древний символический образ Троицы. Возможно, в представлении XVII в. такое иконографическое прочтение образа связывалось с Востоком, Египтом и Палестиной, что отразилось в именовании иконы «Арабской» или «Аравийской».

Читать еще:  Женщина свинья качества личные. Кабан, Свинья

На иконе из собрания Третьяковской Государственной галереи изображена Божия Матерь без венца и очень редко встречающееся левостороннее положение Младенца Спасителя. Христос облачен только в набедренный плат и гиматий, который на этой иконе имеет уникальную «облачную» форму и, словно окутывая, поддерживает и сокрывает Христа.


Сщмч. Иоанна пресвитера
(1937).
Мц. Еротиды Каппадокийской.

Православный церковный календарь на 19 октября.

Прор. Иоиля (800 до Р.Х.). Мч. Уара и с ним семи мчч., учителей христианских (ок. 307). Перенесение мощей прп. Иоанна Рыльского (1238).

Блж. Клеопатры (327) и сына ее Иоанна (320). Сщмч. Садока (Шах-Дуста), еп. Персидского, и с ним 128-ми мучеников (342). Собор святых Архангельской митрополии.

Сщмч. Сергия пресвитера (1937).

Евангельские Чтения

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

(Лк. 10, 1-15). Будет ли на том свете такое снисхождение к неприемлющим Господа, какое показал Он к живущим на земле? Нет, не будет. Посылая “семьдесят” на проповедь, Господь заповедал им, чтоб они, когда не примут их, говорили там на распутиях: “и прах, прилипший к нам от вашего города, оттрясаем вам; однако же знайте, что приблизилось к вам Царствие Божие”; то есть, вашего нам ничего не нужно: не из корысти какой ходим мы с проповедью, а для возвещения вам мира и Царствия Божия. Не хотите принять этого блага – как хотите; мы идем далее. Так заповедано на настоящее время, а на будущее что? “Содому в день оный будет отраднее, нежели городу тому”. Стало быть, неверам нечего обнадеживать себя снисхождением Господним. Только и повольничать им, что на земле; а как смерть – так вся гроза гнева Божия обрушится на них. Великое несчастье попасть в неверы! И на земле-то им нерадостно, ибо без Бога и Господа Иисуса Христа – Спасителя и Искупителя, и здесь все мрачно и безотрадно, а что там, того и словом описать и вообразить невозможно. Уж отраднее бы уничтожиться, но и этого не дано будет им.

Читать еще:  Во сне ложкой чего то грязное перемешивала. К чему снится Ложка? Современная книга толкований

Молитвы

Твоих мощей возвращением/ обитель твоя обогатися,/ церковь же твоя, приемши я, просветися/ и, красящися, верных созывает с веселием/ светоносный твой светло праздновати день,/ грядите, глаголющи,/ и приимите благодатей дарования.

Ангельскому житию поревновав, преподобне,/ вся земная оставив, ко Христу притекл еси/ и, Того заповедъми ограждался,/ явился еси столп непоколебим от вражиих нападений./ Тем зовем ти:/ радуйся, отче Иоанне, светило пресветлое.

Какой православный церковный праздник 19 октября

День святого апостола Фомы, чья память чтится в середине октября, всегда имел большое значение для русской культуры и народного календаря. В церковном календаре эта дата – неподвижная: она не меняется из года в год. Святой Фома прошел долгий путь от простого рыбака до одного из двенадцати апостолов. Он принес христианскую веру в Индию, и по сей день верующие этой экзотической страны называют себя «христианами апостола Фомы».

У православных людей дата 19 октября для почитания святого выбрана не случайно. В середине октября завершался аграрный сезон. Люди готовились к зимовке. В народном сознании святому Фоме приписывали такие черты, как бережливость, экономность, запасливость.

История праздника Фомин день

До того, как присоединиться к Христу, святой Фома был рыбаком в Галилее. Есть точка зрения, что в тот миг, когда Иисус явился на Тивериадское озеро будущим апостолам Андрею и Петру, Фома тоже был там. Он узрел Сына Божьего, услышал Его проповедь и решил бросить свое дело, чтобы присоединиться к Нему. Святой Фома неотрывно следовал за Иисусом Христом, за что и был выбран в число апостолов. Но когда после своего чудесного Воскрешения Христос явился апостолам, Фомы с ними не было. Он отказывался верить их словам. Хотел Фома воочию убедиться, что Воскрешение свершилось, и сказал, что пока не дотронется до ран Христа, не поверит в это.

Важный библейский эпизод, известный нам под названием «Уверование Фомы», является неотъемлемой частью истории апостола и этого праздника. Прошло восемь дней с Воскресения Христова, когда Иисус явился апостолам снова. Теперь Фома был с ними. Он, по преданию, коснулся пальцами раны на боку Спасителя. Только убедившись в правдивости происходящего, Фома воскликнул, назвав Христа Господом и Богом своим. С тех пор его имя стало нарицательным обозначением человека, сомневающегося, не готового верить во все без оглядки.

Позднее по жребию Фоме выпала роль проповедника христианства диким народам, населявшим Индию и Китай. Фома это назначение принял с тяжелым сердцем, но ему явился Господь и повелел не пускать в сердце страх, быть мужественным. Отправился Фома в Индию. Многих жителей этой страны он обратил к истинной вере. Связан с именем Фомы еще один эпизод: преставление Пречистой Божьей Матери. Он опоздал на погребение Богородицы, поэтому попросил других апостолов отворить гроб, чтобы оплакать Ее. Однако, сделав это, они увидели, что Дева Мария была вознесена на Небеса вместе с телом.

Читать еще:  Молебен о зачатии ребенка образец. Молитва матронушке о зачатии ребенка

Гибель свою святой Фома встретил в Индии. Один местный царь обозлился на проповедника, что тот обратил к Христу его жену, и приказал пытать апостола. Его тело пронзили пятью копьями. На месте захоронения верующие индусы и персы устроили святилище, которое почитается и по сей день.

Традиции и обряды

На Руси память святого Фомы была тесно связана с зимними запасами и окончанием полевых работ. Как раз к середине октября с полей собирали последний урожай.

Для простого русского народа Фомин день был окончанием аграрного года, днем, когда подводили итоги долгих и плодотворных работ на земле. Фома в этот день был не Неверующим, а Хлебником.

Чтобы пережить суровые русские зимы, к наступлению холодов набивали «закрома» (амбары, погреба). Складывали зерно, муку, подсчитывали запасы. Тщательно планировали, поскольку и как тратить собранный урожай в течение долгих холодных месяцев. Если запасов было достаточно, говорили, что Фома рад набитым закромам. Святому, которого уважали за бережливость, возносили почести и ставили свечи в церкви.

Кроме подсчетов урожая и планирования запасов, в этот день занимались также приведением в порядок домов. Ставили новые замки на двери. Обязательно обновляли лампады, иконы в Красном углу.

Ритуалы на Фомин день

Трудолюбивые и запасливые хозяева, хорошо трудящиеся всю весну и лето, на Фомин день получали вознаграждение от апостола Фомы (забитые урожаем амбары). Существовало мнение, что в этот день можно совершить ритуал, который избавит от многих болезней. Из зерна свежего урожая мололи новую муку и пекли из нее хлеб. Затем горбушку отламывали и святили в церкви. Слабым здоровьем, особенно тем, кто подорвал его за сложный сезон сбора урожая, вручали эту горбушку как лекарство. Кусок хлеба, обладающий лечебной силой, избавлял от хворей.

Детям, родившимся на Фомин день, тоже полагалась хлебная горячая горбушка, посыпанная солью. Считалось, что так ребенок вырастет сильным и здоровым. Он сможет дожить до старости, преодолевая все невзгоды.

Приметы в Фомин день 19 октября

В этот день люди определяли то, какой будет будущая зима. Возвращаясь из церквей, обращали внимание на окружающий мир и погоду. Считалось так:

  • Если погода стоит безветренная, спокойная, то не за горами первые заморозки и холода.
  • Растопив печь, смотрели, как ведет себя дым из трубы. Если он клонился к земле, стелился по грунту, словно туман, то готовились к буре. Дома укрепляли перед ненастьем, пережидали погодные условия в избах.
  • Сильный ветер, теплая погода с высокой влажностью были предвестниками долгой и затяжной зимы.
  • А вот если в этот день земля покрывалась порошей, то зиму ждали в течение месяца. Полагалось, что наступят морозы не позднее 22 ноября.

Таким образом, по Фоме судили, какой зима будет, что также было связано с планированием запасов на холодные месяцы.

Источники:

http://www.tamby.info/pravoslavie-mob/october-19.htm
http://days.pravoslavie.ru/Days/20191019.html
http://pravednik.info/kakoj-pravoslavnyj-cerkovnyj-prazdnik-19-oktyabrya.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: