Православный храм для детей. «Тема занятия: “Православный храм”

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию “Православный храм”
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Основной целью этого занятия является знакомство детей с православным храмом, его значением в жизни православных христиан; обогащать словарный запас детей понятиями духовно-нравственной культуры.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Занятие на тему:

для воспитанников подготовительной группы

(по учебно-методическому комплекту «Добрый Мир»)

Знакомить детей с православным храмом его значением в жизни православных христиан; обогащать словарный запас детей понятиями духовно-нравственной культуры,

– Дать представление о храме как о Божьем доме .

– Учить внимательно слушать небольшие по объёму произведения,

отвечать на вопросы по содержанию развернутыми предложениями.

– Рассказать о храме как о доме Божием .

– Побуждать детей к рассмотрению окружающего мира, творческого

создания и сохранения его красоты, добра.

– Развивать связную речь, воображение, логическое мышление.

– Развивать умения воспринимать качества и свойства предметов

окружающего мира, развивая различные органы чувств (зрение, слух).

– Развивать эстетическое восприятие, способность передавать

красоту храмов в виде рисунка .

– Воспитывать у детей нравственные чувства любви к Родине, к

своему краю, к семье.

– Воспитывать старательность, усидчивость.

  1. Хрестоматия 3 «Добрый мир. Православная культура для малышей»,

автор – составитель Шевченко Л. Л., стр. 42 – 55 рассказ 3 «Православный храм»;

2. Чтение рассказа «Храм» стр. 45, «Христиане» стр. 42;

3. Рассматривание рисунка стр. 42,43;

4. Чтение стихотворения «Православный храм» стр. 48;

5. Игра «Звучная буква» стр. 52

6. Наглядный материал: слайды с изображением зданий, наглядный

материал «Добрый мир» иллюстрация №1;

7. Музыкальные материалы «Добрый мир», аудиозапись № 52.

Интеграция образовательных областей:

Альбомные листы А4, акварель, кисти, стаканчики с водой, простые и цветные карандаши.

Главные слова: Христиане. Крещение. Храм. Крест. Колокола. Молитва.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций зданий различного назначения, Д/и «Жилое и нежилое

Непосредственно-образовательная деятельность.
Дети сидят полукругом.
Воспитатель показывает детям на экране изображение зданий различного назначения (высотные дома, деревянные дома, театры, магазины, больница, парикмахерская).

– Ребята, скажите, как называются эти сооружения? (Дома)

– Кто построил эти здания? (Люди, строители)

– Для чего человеку нужен дом? (Чтобы в нём жить, играть, заниматься. Чтобы не мёрзнуть на улице. Чтобы было где спать, есть, принимать гостей).

– Для чего нужны дома кроме жизни? (Магазины – делать покупки. Театры – смотреть спектакли. Парикмахерская – делать причёски, подстригаться. Больница – лечиться).

– Молодцы, вы очень внимательные и наблюдательные, всё правильно рассказали. Хочу предложить вам послушать рассказ об особом красивом доме. (Рассказ «Храм» стр. 45)

– О каком доме идет речь в этом рассказе? (О храме, церкви)

– Ребята, а чей это дом? (Божий)

– Это дом того, кто сотворил небо и землю, всё живое на земле, а также – всех людей – дом божий – Храм.

– Кто сотворил красивый добрый мир? (Бог)

– А кто строил Храмы? (Люди, христиане)

– Давайте, вместе, вспомним, кто такие христиане? (Люди, которые верят в Бога Иисуса Христа)

– Молодцы! Посмотрите на рисунок (стр. 42), что вы на нём видите? (Девочку, которая сидит в купели. На купели нарисован крест, горят свечи. Ангелы летают).

– Это событие называется крещение. Родители приводят ребёнка в Храм, давайте посмотрим рисунок (стр.43), где он принимает крещение и становится христианином.

– Чему христиане учат своих детей? (Верить в Бога, слушаться, надеяться на его помощь, любить всех людей, молиться).

– Молодцы! А теперь вернёмся к разговору о Храме.

– Посмотрите на иллюстрацию. На ней изображён Храм Христа Спасителя. И послушайте стихотворение «Православный Храм» (стр. 48).

– Ребята, как вы думаете, чем храм отличается от обычного дома? (Вместо крыши – круглые купола, над куполами – крест, под куполом размещены колокола).

– Для чего люди приходят в храм? (разговаривать с Богом, молиться).

– Как узнать православный храм? (на его куполе воздвигнут крест).

– Для чего под куполом церкви размещены колокола? (звон колокола зовёт людей, христиан, на молитву).

– Молодцы, ребята! Вы очень внимательно слушали рассказ и дружно отвечали на вопросы.

– А сейчас я вам хочу предложить необычную игру «Звучная буква». Повторяем вместе слова стихотворения и на слово «БОМ» хлопаем в ладоши. Встаём в кружок.

В букве «Б» звенит «БОМ», «БОМ»,

Звонко громко – на весь дом.

«БОМ, БОМ, БОМ, БОМ»

Словно колокол поём.

Ребята, что вы сейчас почувствовали? (радость, хочется петь, качаться из стороны в сторону, лететь как снежинка).

– Сегодня мы с вами слушали рассказ, стихотворение, играли, рассматривали иллюстрации о доме Божьим – Храме.

– Давайте с вами вспомним наш поход в Никольский собор, скажите ,а как мы можем узнать православный храм? (На его куполе крест, который видно издалека, круглые купола золотом горят, а под куполами – колокола). А вы ходили в храм? (Да)

– А что вы там видели? (ответы детей)

А теперь давайте мы вместе поиграем нашими пальчиками:

Тук-тук молотком тут и там (дети имитируют стук молотка).

Дети строят новый храм

Молоточком застучали, (повернулись вправо – влево)

И гвоздики в доски быстро забивали

Строят крышу и крыльцо (руки вправо-влево)

Вот идет маляр с ведром (ходьба на месте)

Он покрасит новый храм . ( плавные движения руками вверх-вниз)

А теперь я вас приглашаю в нашу художественную мастерскую. И каждый из вас изобразит храм, который он видел.

Воспитатель тихо включает музыку (аудиозапись № 52)
Итог:

– О чём мы сегодня говорили? (Храм)

– Чей это дом? (Божий)

– Чем он отличается от обычного дома? (У него купола, крест, колокола)

– Для чего люди приходят в храм? (разговаривать с Богом, молиться)

– Ребята, вы молодцы! Каждый из вас очень старался выполнить свою работу аккуратно и ярко. И у нас с вами получилась целая выставка картин. Давайте оформим выставку наших работ. Пусть все родители полюбуются на творчество своих детей.

Список использованной литературы:

1. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 304 с.

2. Добрый мир. Православная культура для малышей. Книга 3. Семья. Родина. Православный храм . Наши меньшие друзья. Под ред. Л. Н. Антоновой. – М.: Центр поддержки культурно – исторических традиций Отечества, 2012.

3. «Добрый мир». Наглядные материалы.

Анализ занятия : Молодцы, ребята, вы все справились с заданием . У всех получилось по-разному изобразить храм – но каждый вложил в свою работу частичку своей души. А какие элементы храма вы изобразили в своих рисунках? (Ответы детей: маленькие окошки, массивные двери, своды, арки, купола, крест) Ребята, а с каким настроением вы рисовали ? Было оно у вас весёлым, праздничным или грустным? А какие чувства вы вселили в свой рисунок? (Ответы детей.) Молодцы, постарались вы сегодня. Ваши рисунки получились яркие, интересные и аккуратные.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия для детей среднего дошкольного возраста.

Конспект занятия по духовно нравственному воспитанию детей 5-6 лет ,тема занятия ” Праздник Пасхи”.

Цель: познакомить детей с понятиями «Земля», «Вода», «Растения» Задачи: Формировать у детей понятия земля, вода, растения; Расширять представления детей .

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию в средней группе “Образ любящей матери в иконе Пресвятой Богородицы” Задачи:Образовательные: Познакомить детей с образом Богородицы-Мате.

Читать еще:  Назначили свадьбу на день лунного затмения. Выбор времени бракосочетания с помощью астрологии

Многие детки не знают, что такое Рождество и их необходимо знакомить.

Конспект занятия по духовно – нравственному воспитанию во второй младшей – средней группе “ВОЛШЕБНЫЙ СУНДУК”презентация к нему.

Продолжать воспитывать у детей духоыне чуства. уважение, доброту, отзывчивость. Познакомить детей с храмами города и России.

Конспект занятия «Таинство Крещения»

Марина Катакова
Конспект занятия «Таинство Крещения»

Цель: духовно – нравственное воспитание детей с изучением основ православной веры. Познакомить детей с праздником Крещения Господня. Развивать творческую фантазию и мелкую моторику рук. Воспитывать положительное отношение к православной вере и культуре. Предварительная работа: предварительные беседы о Господе, вере, храме, нательном крестике.

Ход занятия.

1. Приветствие. Здравствуйте, мои хорошие. Вот и подошла середина зимы. Какой месяц, зиму пополам делит и начинает новый календарный год? (Январь). А много ли в январе праздников? Какие из них вы знаете? (Новый год, рождество).В январе много праздников. Вы правильно назвали главные праздники начала месяца: и Рождество Христово, и Новый год. Пролетели веселые шумные Святки с детскими утренниками и рождественскими подарками, подошел еще один январский праздник – Крещение.

2. Слушаем. Рассказ воспитателя сопровождается показом презентации.

Многие из вас, с родителями ходят в храм. В храмах люди молятся, просят прощения у Господа за свои проступки, чтобы быть честнее, добрее, милосерднее. В Храмах все люди, от мала, до велика, принимают крещение и становятся православными христианами. Вот и вас многих крестили в одном из таких храмов. Я знаю, что у вас почти у всех есть нательный крестик. Как вы думаете, что он означает? (Нательный крестик оберегает от зла, беды, плохих людей). Его должен носить каждый крещёный человек, берегите его и никогда не снимайте.

Теперь посмотрите на этот слайд (воспитатель показывает изображение Крещения в храме). Что здесь изображено? (Если дети затрудняются назвать, воспитатель называет сам). Здесь изображено Крещение. Посмотрите еще раз внимательно на изображение и ответьте на мои вопросы:

Где происходит Крещение? (в храме)

Кто крестит малыша? (Священник, батюшка)

Кто еще присутствует на Крещении? (родители малыша, братья и сестры, крестные)

Вот эта большая чаша, в которой стоит малыш, называется купель. Как вы думаете, что к ней? (вода). Правильно. Батюшка трижды окунает младенца в воду, читает специальные молитвы вместе с крестными малыша, одевает ему нательный крестик. Рядом с полотенцем в руках стоит мама или крестная, они с любовью и радостью смотрят на малыша. Вот так крестили вас, но вы были маленькие, и поэтому не помните, как это происходило.

На Крещение Господне священники во всех храмах освящают воду, читают над ней специальные молитвы. Эту воду люди несут домой. Ребята, а вы знаете, что интересного происходит в этот день, связанное с водой? (версии детей). Кто-нибудь из ваших родителей приносил домой из храма освященную воду? Хранят ее в отдельном чистом месте, желательно рядом с иконами, и принимают по утрам натощак. Что такое натощак? (ответы). Правильно, это значит на пустой желудок, когда вы только проснулись и не успели еще ничего ни поесть, ни попить.

А теперь посмотрите на икону Крещения Господня. Крещение ГОСПОДНЕ – значит, кого крестили? (Господа) Как же происходило крещение Господа? Есть ли здесь священник? (нет) Правильно, крестил Господа человек, которого звали Иоанн Креститель. (Воспитатель подчеркивает имя – Иоанн, а Креститель – так его назвали люди, потому что он первым начал крестить людей).

Вот посмотрите, перед вами икона этого праздника – Крещения Господня. Можете ли вы назвать, Кто изображен на иконе? (Иисус). Да, ребята, сам Спаситель, Господь Иисус Христос, стоящий в воде реки, рядом со Христом изображён Иоанн Креститель и множество ангелов по правую и левую стороны.

Крещение происходит в храме? (Нет. Воспитатель помогает увидеть детям на иконе, что действие происходит на улице, есть деревья, трава). Таких храмов как сейчас тогда еще не было.

Крещение невозможно без воды. Купели здесь нет. Откуда же вода? (версии детей). Иоанн Креститель крестил Иисуса Христа в реке, которая называется Иордан. (Показ слайда).

Много лет провел Иоанн Креститель в пустыне за рекой Иордан, жил суровой подвижнической жизнью: носил одежду из жёсткой шерсти и ел очень скромную пищу (Показ слайда). Люди спрашивали Иоанна, не он ли Спаситель. Иоанн Креститель отвечал: «Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым…». Ребята, во врем крещения произошло чудо. С неба спустился белый голубь и опустился к Иисусу Христу. И в это же время с неба послышался голос, возвестивший, «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Нём Моё благоволение. Его слушайте». (Показ слайда).

Эта традиция дошла и до наших дней. В праздник Крещения Господня служится особый водосвятный молебен, а во многих местах выходят из храмов крестные ходы и идут к ближайшему водоему: реке, пруду, озеру, чтобы освятить его воды. А там уже во льду водоема (ведь на дворе январь, часто в эти дни стоят сильные морозы) вырублена крестообразная прорубь. Называется эта прорубь иордань, в знак того, что вспоминается при водоосвящении в этот день Крещение Cамого Спасителя в Иордане. В разных местах по-разному стараются украсить прорубь-иордань: церковными покровами, ледяными фигурами. Под пение церковного хора погружает священник на этом молебне в холодную воду сияющий золотом крест, благословляет крестообразно гладь воды. (Показ слайда).

1. Дрожит морозная округа

От звона всех колоколов,

И мы спешим, тесня друг друга,

На их призывный медный зов.

Сияет солнце после вьюги;

Обедня кончилась; народ,

Подняв иконы и хоругви,

К реке за батюшкой идет.

2. Сверкает купол неба синий,

В алмазных искрах белый снег,

И на ветвях деревьев иней –

Как вставший дыбом белый мех.

Нет, нам не холодно сегодня –

Крещенье празднуя Господне,

Не платим мы морозу дань!

А вот и прорубь – иордань.

3. Идет большое водосвятье,

И хоть вокруг снега и льды,

Здесь золоченое распятье

Крест-накрест чертит гладь воды.

И вот, невидимый народу,

Из синевы, что так чиста,

Нисходит Дух Святой на воду,

Как нисходил Он на Христа

Самые смелые христиане в этот день окунаются в освященной ледяной воде. 3. Беседуем.

– Кто крестил вас? (Священник, батюшка)

– Где происходило таинство крещения? (В храме).

– Без чего невозможно крещение? (Крещение невозможно без воды).

-Кто и где крестил Иисуса? (Иисус Христос принял от пророка Иоанна крещение в реке Иордане).

– Кто присутствует на Крещении, кто радуется за происходящее? (Ангелы)

-Какое чудо произошло во врем крещения? (С неба спустился белый голубь и опустился к Иисусу Христу. И в это же время с неба послышался голос, возвестивший, «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Нём Моё благоволение. Его слушайте»).

– Самые смелые и закалённые окунаются на Крещение в прорубь. Что такое прорубь?

4. Обобщаем. На 30-м году жизни Иисус Христос принял от пророка Иоанна крещение в реке Иордане. Эта река существует до сих пор. Многие христиане, приезжая в те места, где жил Иисус Христос, обязательно идут к этой реке, ведь в ней крестили самого Господа. В праздник Крещения Господня служится особый водосвятный молебен, а во многих местах выходят из храмов крестные ходы и идут к ближайшему водоему, а там уже во льду водоема (ведь на дворе январь, часто в эти дни стоят сильные морозы) вырублена крестообразная прорубь. Называется эта прорубь иордань, в знак того, что вспоминается при водоосвящении в этот день Крещение Самого Спасителя. Самые смелые христиане в этот день окунаются в освященной ледяной воде. А все люди после молебна в храме или на реке берут с собой освященную воду, наливая ее в принесенные бутылки и банки. Весь год, до следующего праздника Богоявления, хранится в домах крещенская вода: ею кропят жилище, с благоговением пьют по утрам. К святой воде, а особенно воде Крещенской, относятся как к святыне – с благоговением.

Читать еще:  Гороскоп на сентябрь для девы девушки.

5. Играем. Давайте на небольших листочках приготовленной бумаги нарисуем маленькие картинки, которые можно будет наклеить на бутылки и банки со святой крещенской водой, принесенной из храма. Воспитатель обсуждает с детьми, что можно изобразить на картинке: морозные узоры, святой Крест, надпись «Крещенская вода» в красивой рамке. Педагог старается настроить детей так, чтобы работу они выполняли старательно и аккуратно.

6. Творим, рисуем, радуемся. А сейчас мы с вами сами сделаем крестики и украсим их «драгоценными камнями». Дети садятся за столы. Воспитатель предлагает детям из двух «колбасок», сделать крестик, прилепить его на картон и украсить разными видами крупы, как драгоценными камнями.

7. Прощалочка. До свидания, мои славные, ребятки. Будет очень хорошо, если в праздничный день, вы с мамами или бабушками, постараетесь сходить в храм: поклониться Христу, поставить свечу к праздничной иконе, похожей на ту, которую мы с вами сегодня рассматривали, и набрать Крещенской воды.

Беседа в старшей и подготовительной группе «Таинство Пасхи» Цель: познакомить детей с таинством Пасхи. Прививать чувство уважения к народным традициям. Словарь: пасха, кулич, христоваться, осветить,.

Конспект открытого занятия в старшей группе «Наш родной город Пудож» Составила воспитатель МКДОУ детский сад №1 города Пудож Республики Карелия Санькова Валентина Михайловна Цель: Формирование у детей чувства.

Конспект занятия Конспект НОД по окружающему миру для детей старшей группы на тему: «Водоемы». Цель занятия: закрепить знания детей о водоемах, познакомить.

Конспект интегрированного занятия по нетрадиционному рисованию в старшей группе «Деревья в лесу» Конспект занятия интегрированного занятия по нетрадиционному рисованию в старшей группе «Деревья в лесу» Цель: – развивать творческие способности.

Конспект занятия «Я и мое имя» Занятие на тему «Я и моё имя» Задачи: Воспитательные 1)Вызвать у детей интерес к теме «Семья» 2)Формировать у детей бережное отношение к.

Конспект занятия по английскому языку «Числа» — третье занятия Цели: Практическая: закрепление умения считать и прибавлять. Образовательная: закрепление лексико-грамматического материала, развитие.

Конспект занятия по английскому языку «Числа» второе занятия Цели: Практическая: закрепление понятия «один – много». Образовательная: закрепление изученного и введение нового лексико-грамматического.

Конспект занятия по математике конспект занятия по математике (вторая младшая группа) Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1 станицы Новопокровской Муницыпального образования Новопокровский.

Конспект занятия по нетрадиционному рисованию для детей старшего дошкольного возраста. Тема занятия: «Осенний ковер» Возраст детей: 5-6 лет Подготовила: Иванова Ираида Эрнестовна, воспитатель МДОУ «Детский сад № 79 комбинированного вида», г. Саранск Описание.

Конспект занятия–эксперимента. Тема занятия: «Следствие ведут…» Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Художественно эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»,.

«Тема занятия: “Православный храм”

«Тема занятия: “Православный храм”.

Познакомить детей с православным храмом, его устройством, храмовым искусством, иконописью, символикой, внутренним и внешним убранством.

Занятие проходит в форме экскурсии в храм. Начинается экскурсия на улице, дети осматривают храм снаружи. Затем экскурсия продолжается в храме, предлагается рассмотреть храмовую живопись и иконы. Детям рассказывается об устройстве храма, об алтаре и иконостасе, стеновой живописи (где есть), о внутреннем убранстве.

Экскурсовод сообщает материал в форме беседы, либо в форме сократического диалога, отвечает на вопросы детей.

В программу занятия может включаться посещение библиотеки, воскресной школы, осмотр выставок рисунков, поделок.

Храм – особое здание, оно не похоже ни на одно из современных городских строений (предлагается рассмотреть храм).

– Как вы думаете, почему храм – особенное сооружение? (ответы детей).

Храм — это место, куда люди приходят молиться. Для верующего человека храм – это место особого присутствия Бога.

Храм иногда называют церковью. Эти слова похожи по значению, но все же отличаются. Слова храм и собор означают здание, строение (привести примеры, есть ли рядом другие храмы). А когда говорят Церковь, то подразумевают не только строение, но всех верующих людей.

– А как вы думаете, на что похож храм? (рассматриваем храм).

Храм похож на корабль. Высокая колокольня как мачта. Как на мачте корабля реет флаг, так на колокольне сияет крест.

Если бы было можно взглянуть на храм с вертолета, мы бы увидели форму строения. Форма храма может быть разная – иногда корабль, как мы уже говорили. А иногда храмы строят в форме креста, круга или звезды.

Форма храма – это символ (знак). Круг – означает бесконечность и вечную жизнь. Как звезда указывает путь мореплавателям, так и Церковь учит людей правильному или еще говорят праведному пути в жизни.

Крест – это главный символ или знак христиан. Для христиан крест свят. На кресте был распят Иисус Христос – Спаситель, взявший на себя грехи всего мира и омывший их Своею Кровью. В знак любви ко Христу все христиане носят крест на груди и украшают крестами храмы.

– Посмотрите, что мы видим над куполом? Крест.

– А как вы думаете, что означает слово окрестность? Окрестность, это местность, расположенная вокруг креста.

Осматриваем окрестности. Красивое место вокруг? Да.

– Что мы можем видеть с места, на котором стоим возле храма? Перечисляем. Красивый вид.

Традиционно храмы строились на возвышенных местах, по берегам рек, среди красивой природы. Постепенно вокруг храмов возникали поселения, села, а потом города.

– Знаете ли вы, с какого места стал строиться и расти наш город (село, поселок)?

Соборная горка. Раньше на месте Воскресенского собора был монастырь, а вокруг – слобода, т. е. поселение людей, дома и огороды. Город рос, люди строили дома и храмы. Православные храмы, или церкви, неотделимы от жизни русского народа. Они украшают собой все города и села.

Давайте снова посмотрим на храм. Посмотрите, какая необычная крыша у храма, здание венчают купола.

– Что напоминает эта форма? Форма купола похожа на пламя свечи, оно также устремлено вверх. Эта устремленность вверх, к небу, символизирует молитвенную устремленность верующих к Богу.

– А что еще напоминает форма купола, как вы думаете? Форма купола еще напоминает шлем древнего богатыря. Помните былину про Илью Муромца? Богатыри всегда защищали нашу русскую землю и нашу православную веру.

– Знаете ли вы, что Илия Муромец – православный святой?

У нашего храма один купол, на других храмах бывает и три купола и пять и семь и больше. Число куполов имеет значение. Один купол значит, что у Церкви одна Глава – Христос, три устраивают в память о Святой Троице, пять – это Господь Иисус Христос и четырьмя авторами Евангелий, семь – означают основные Таинства Церкви, девять – Силы Небесные, тринадцать – Христос и двенадцать Его учеников.

Читать еще:  Древние боги греции имена. Боги Греции

Мы говорили, что у корабля бывает мачта, а у храма мы видим высокую башню – колокольню. Для чего нужна колокольня, как вы думаете?

Название колокольня подразумевает, что на ней располагаются колокола. Колокольню иначе называют еще звонницей.

– А почему колокольня такая высокая, как вы думаете? Чтобы колокольный звон был слышен на всю окрестность.

– Для чего звонят в колокола? Колокольный церковный звон употребляется для того, чтобы созывать верующих к Богослужению, возвещать тем, кто находится вне храма о важных моментах службы. Бывало, что колокольным звоном созывался народ на вече (собрание), или, ударяя в главный колокол, били в набат при пожарах и бедствиях.

Русские колокола отличаются звучностью и певучестью. Литье колоколов – особый вид искусства (один из шедевров – Царь-колокол в Кремле). Ударная часть колокола называется языком, т. е. русский народ считает, что колокол имеет живой голос. Народ на Руси всегда любил колокольный звон, называл его «малиновым».

На праздник Пасхи есть традиция – любой желающий может звонить в колокола (апрель нынешнего года – пасхальные дни и есть возможность позвонить в колокола).

Нет уголка во вселенной, где бы не было Бога, считают христиане. Но храм – место Его особого присутствия. Первый храм на Руси был построен в древнем Киеве больше тысячи лет назад. Строительство храма требует больших сил и средств, и поэтому строили храмы всегда соборно – т. е. сообща. Но было время в нашей истории, когда храмы разрушались, осквернялись. Это было в XX веке после революции. Многие верующие и священники тогда пострадали, были заключены в тюрьму, а некоторые были убиты. (если известны конкретные факты, привести примеры на местном краеведческом материале).

Сейчас храмы восстанавливаются и строятся новые (пример). Перед началом строительства храма первый камень закладывается с молитвой и благословением. Новый храм освящается. Самое слово “освятить” значит — сделать святым, сделать принадлежностью Самого Бога.

Рассказывается кратко о истории данного храма.

Входим в храм. Поднимаемся на широкое крыльцо, оно называется паперть. Остановимся перед дверьми храма. Храм – это дом Божий, в нем живет Бог.

– Когда мы приходим в гости, заходим в дом, что мы делаем? Здороваемся. Поэтому, входя в храм, христиане на мгновение останавливаются, осеняют себя крестом и кланяются. Перекреститься, значит, осенить себя крестным знамением, т. е. изобразить на себе крест.

Все, кто входит в православный храм, соблюдают правило: мужчины и мальчики снимают головной убор, женщины и девочки покрывают голову платком.

Немного постоим и послушаем – в храме тишина. В храме говорят тихо, ведут себя скромно и вежливо.

Осматриваемся, и видим иконы, убранство храма, свечи на подсвечниках, куполообразный свод потолка. Под потолком висит большая люстра со множеством свечей, ее называют паникадило. Зажигают паникадило во время важных, самых торжественных моментов службы.

Пространство храма состоит из притвора, собственно храма и алтаря, или еще говорят – Святая Святых. В среднем, т. е. центральном пространстве храма, молятся прихожане, здесь расположены иконы на стенах и в киотах. Рядом с иконами стоят подсвечники, на которые ставят свечи. Свечи прихожане покупают в свечной лавке.

Пройдем в переднюю часть храма, ближе к алтарю. На устроенных особо местах – клиросах – во время службы располагается хор.

В центре на особой подставке, которая называется аналой, лежит праздничная икона.

– Какой сегодня праздник? Можно кратко рассказать о празднике.

– А какие православные праздники вы знаете?

Алтарь находится в передней части храма и алтарем храм всегда обращен на восток. Алтарь означает небо, где обитает Бог, а храм – землю. Поэтому алтарь находится по отношению ко всему остальному пространству храма на некотором возвышении.

Если встанем лицом к алтарю, то видим иконостас – это целая стена из икон.

– Как вы думаете, для чего служит иконостас? Иконостас отделяет алтарь – потаенное святое место – от основного храмового пространства и, конечно, является украшением храма. Посредине иконостаса расположен вход, называемый Царскими вратами. Справа от Царских врат расположена икона Спасителя, слева Божией Матери.

В иконостасе много икон, они располагаются рядами. Есть ряд праздничный, деисусный, пророческий, праотеческий. Нижний ряд обычно называется местным, потому что в нем находится местная икона, т. е. икона праздника или святого, в честь которого устроен храм. Каждая церковь посвящается Богу, но при этом, каждая церковь имеет свое название. Например, наш храм называется (сообщается название своего храма). День праздника или святого, в честь которого построен храм, называется престольным или храмовым праздником. Икона, посвященная этому празднику, всегда находится справа от Царских врат.

В алтаре имеются: престол (особенный стол, специально освященный), на престоле в алтаре лежит антиминс (плат) с зашитыми в него частицами мощей святых мучеников, Евангелие, которое символизирует присутствие Самого Христа.

Алтарь и все, что в нем – величайшая святыня, поэтому в него может входить только священник и те, кому священник разрешит. К священнику принято обращаться со словами «батюшка» без имени, или «отец» с добавлением его имени: например, отец Георгий, отец Иоанн.

Священники совершают Богослужения в храмах. Их одежда особенная – длинное до пола одеяние. Особенная одежда священников подчеркивает их особенное служение – службу Богу. Священник носит на груди крест.

В самом храме мы видим множество икон в окладах и киотах, хоругви, стоящие у клиросов. На иконах изображены Христос, Божия Матерь, святые, Ангелы. Кратко рассказать о почитаемых иконах и святынях храма.

Храмы всегда красиво и богато украшались. Земледельцы, купцы, служивые люди жертвовали для устроения храма свои средства, щедро украшая оклады икон и утварь драгоценными камнями, золотом и серебром. Люди приносили эти дары Богу, как благодарность за помощь в земных делах. Люди верили, что их душа когда-то встретится с Богом, ее Творцом, и что уже умершие их родные живы в духовном мире и находятся рядом с Богом.

В храме всегда есть Распятие Господне, на нем изображен Иисус Христос в момент Его Крестных страданий. Рядом с Распятием расположена квадратная тумбочка для свечей, называемая канун. Сюда ставят свечи за упокой душ умерших людей. Поминают своих умерших родственников.

Когда хотят помолиться, ставят свечу перед иконой и обращаются со словами молитвы к тому, кто изображен на иконе. Христиане не молятся иконам. Они молятся перед иконами. Христиане молятся тому, кого они видят на иконе. Представьте себе, что родной человек уехал далеко, и мы по нему скучаем. Иногда мы достаем его фотографию и даже разговариваем мысленно с ним. Так и молитва – это разговор. От слова молва, молвить, т. е. разговор с тем, кто изображен на иконе.

А теперь проверим, что вы запомнили из моего рассказа.

Висит цветок, внутри его лепесток, кто к нему прикасается – музыка получается (колокол).

Невидимый, но не воздух, с крыльями, но не птица (Ангел).

Жил, Богу угодил, к Богу ушел, к людям пришел ( святой).

На горе стоит свеча, в ней молитва горяча ( церковь).

Что выше колокольни? (крест).

Дверей много, а входят не все (алтарь).

На руках Младенец чистый,

Взгляд Его такой лучистый,

Солнце за главой сияет,

Нас Он всех благословляет. (Иисус Христос).

Золотое поле, желтые колосья,

Огонек гуляет, колоски сжигает. (Подсвечник)

Источники:

http://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2018/02/25/konspekt-zanyatiya-po-duhovno-nravstvennomu-vospitaniyu
http://www.maam.ru/detskijsad/tema-tainstvo-kreschenija.html
http://pandia.ru/text/78/234/98584.php

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: