Православные братства. Способы активного обучения
Православные братства. Способы активного обучения
Краткие и чёткие рекомендации по созданию и развитию православных молодёжных братств были изданы в минувшем году в Москве. Их автор Антон Одайский сам является одним из создателей православной молодёжной организации «Общее дело», а также в работе Отдела по делам молодёжи Русской Православной Церкви.
Как отмечает автор, пособие предназначено для развития миссионерского и общественного служения православной молодёжи. Книга начинается с основных принципов церковной жизни, при соблюдении которых и возможно построение молодёжной работы. В частности, это принцип соборности, то есть соединения верующих со Христом в первую очередь в таинстве Евхаристии, а также в братской любви – друг с другом. Также это принципы сплочённости вокруг епископа, единства христиан и обязательности служения и миссии как живого выражения веры.
Отдельно в пособии выделяются функции духовника братства и его руководителя. В частности, тому, кто решился создать или возглавить молодёжную организацию, автор рекомендует устраивать еженедельные встречи братства, каждую из которых необходимо готовить, советуя при этом долгосрочное планирование встреч и братских дел. Также в сферу его ответственности входит видение духовных нужд братий, приведение в братство новых людей, пример чего должен показывать руководитель.
Содержание и видео
Содержание
ЦЕЛЬ И ОСНОВАНИЯ – 3
Соборность Церкви. Сплоченность вокруг епископа. Единство христиан. Служение христиан в мире
ГЛАВНЫЕ ПРИНЦИПЫ – 7
Жизнь во Христе. Служение как выражение веры. Миссия как образ жизни
ДУХОВНЫЕ РУКОВОДИТЕЛИ – 9
СТАНОВЛЕНИЕ РУКОВОДИТЕЛЯ БРАТСТВА – 11
Твои обязанности как руководителя братства. Устраивать еженедельные встречи. Подготовка новых руководителей братства. Этапы подготовки заместителя руководителя братства
ПРИВЛЕЧЕНИЕ В БРАТСТВО НОВЫХ ХРИСТИАН – 16
Наши задачи при свидетельстве о Православии. Некоторые практические идеи и действия
КАК ПРОВОДИТЬ ХОРОШИЕ СОБРАНИЯ БРАТСТВА – 20
Задание нужного тона собрания. Время, место и продолжительность собрания. Рассудительность. Необходимость твоей самоорганизации для проведения собраний
СОБРАНИЯ БРАТСТВА – ОБШЕЕ ДЕЛО 4С – 24
1. Сбор. 2. Служба. 3. Слово. 4. Служение
ОТ ПОНИМАНИЯ К ДЕЛАНИЮ – 30
Как мы обучаемся? Способы активного обучения
РАЗРЕШЕНИЕ НЕСТРОЕНИЙ В БРАТСТВЕ – 33
Тихая группа. Разговорчивая группа. Группа застаивается. Группа становится слишком социальной. Группа проводит лишь вероучительные занятия. Неуместность обсуждаемых вопросов. Ведение записей по собраниям.
ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ БРАТСТВА – 36
РАЗНЫЕ ЛЮДИ В ГРУППЕ – РАЗРЕШЕНИЕ СЛОЖНОСТЕЙ – 39
Случай 1. Болтливые спорщики. Случай 2. Робкие люди. Случай 3. Новоначальные. Случай 4. Сложное возвращение. Случай 5. Потеря веры
ПАСТЫРСКИЕ СОВЕТЫ – 42
ПРИЛОЖЕНИЕ – 45
Библия о церковных Таинствах. Некоторые примеры молодежного служения. Миссионерские поездки для поддержки дальних приходов. Игры по сплочению группы. Постановки. Ролевые апологетические игры
Практические рекомендации по созданию и развитию православных молодежных братств
Доклад на XVIII Рождественских чтениях
Ваше Высокопреосвященство, дорогие отцы, братья и сестры!
При всем том большом внимании, которое Церковь уделяет молодежному служению, ряд практических вопросов, молодежного служения, в частности создания и развития молодежных братств, остается непроговоренным и не особо проработанным.
Вашему вниманию предлагается изложение опыта молодежного служения и практических рекомендаций по созданию и развитию православных молодежных братств, нашедшие свое выражение в недавно вышедшем издании межрегиональной православной молодежной организации «Общее Дело».
Плодотворное развитие миссионерской, просветительской и социальной работы православной молодежи возможно при соблюдении основных принципов церковной жизни: соборности, сплочённости, солидарности и служения.
Духовные руководители.
Они являются живой связью между Церковью и местным молодежным братством в целом. Духовными руководителями обычно являются настоятели или клирики местных приходов, у которых есть подлинные контакты с молодежью. Главное, чтобы они действительно были рады работать с молодежью. Не следует заниматься молодежным служением тем, у кого нет внутреннего стремления и просто радости этим заниматься.
в Становлении руководителя братства можно выделить следующие главные обязанности как руководителя братства.
1. Устраивать еженедельные встречи, каждую из которых необходимо готовить, при этом важно долгосрочное планирование встреч и братских дел.
2. Видеть духовные нужды братий. Посильно помогать другим людям идти по пути спасения – всегда нелегкое дело[1], но это необходимо для развития вашей организации от начальной молодежной группы к крепкому православному братству.
3. Приводить новых людей в братство, пример чего должен показывать руководитель. Молодым людям бывает радостно ощущать свою принадлежность к братству, даже пока еще не будучи готовыми посещать собрания братства и полноценно участвовать в его деятельности.
4. Передавать трудные духовные вопросы духовнику братства. Возможно, в братстве будут люди, которые не могут нормально общаться с другими, приносящие им расстройства, обиды или боль. Надо попросить духовника братства уделить особое внимание таким людям.
5. Встречаться каждые 2-3 недели с духовником братства, что самоочевидно и не требует особых объяснений. Это позволяет руководителю братства более рассудительно и основательно заниматься своим служением и предотвращать возможные отклонения в жизни и развитии братства.
Привлечение в братство новых христиан
Трудно переоценить важность миссионерской работы и привлечения людей в Церковь, ибо миссия Церкви является одной из главнейших ее задач. Миссионерская деятельность прихода, готовность христиан лично свидетельствовать о православной вере – это точный показатель жизни во Христе, свидетельство о том, что в христианах, по словам апостола Павла, «изобразился Христос», что эта церковь стала живой иконой Господа (Гал.4:19).
Как проводить хорошие собрания братства
1. Задание нужного тона собрания, чтобы возникла определенная настроенность на ожидаемую встречу.
2. Время, место и продолжительность собрания. Собирайтесь там, где бы вы себя хорошо чувствовали, где была бы пристойная и дружественная обстановка. Не нужно собираться там, куда сложно добраться, а также не надо менять время регулярных собраний.
3. Рассудительность. Руководитель братства должен уметь видеть действительно актуальное и насущное для жизни братства, и вносить это на собрания и в деятельность братства.
Собрания братства – общее дело
Регулярные собрания братства являются одним из главных дел, необходимых для его нормальной жизни и роста, тем пульсом, который задает и формирует братское общество. Общая структура собрания братства — из общей молитвы через рассуждение к действию, состоящая из четырех частей: сбор (введение в собрание), служба (молитвенная), слово (вероучительное), служение (делаемое и намеченное). Предлагаемая структура братских собраний 4С не является чем-то жестко предписанным, это скорее общая схема, которая помогает утверждать в православной молодежи церковное мировоззрение. Когда растет новое братство, эта схема и ритм весьма помогут молодому руководителю, и потом, когда братство уже утвердится и сфомируется, структура может меняться.
От понимания к деланию
Сегодня просто найди нужную святоотеческую книгу, скачать из интернета записи лекций известных преподавателей и миссионеров или видеофильм о святых местах. Но как мы усваиваем то, что воспринимаем? И как мы распоряжаемся тем, что восприняли? Мы воспринимаем мир через пять чувств: зрение, слух, осязание, обоняние и вкус. У каждого из нас свой способ и особенности познания внешнего мира, и в братстве следует учитывать это и использовать разные формы обучения.
Три главные формы обучения таковы:
1. Визуальная – через зрение, то есть с помощью схем, таблиц, диаграмм, графиков и т.п.
2. Слуховая – посредством слышания/общения, то есть лекции, беседы, дискуссии и т.д.
3. Динамическая – через делание, то есть ролевые игры, постановки и т.п.
Однако, через слух удерживается только 20% информации, через видение – 40% и посредством действия – 80%. Это может быть подытожено каким образом:
что я слышу, я забываю;
что я вижу, я помню;
что я делаю, я знаю.
Способы активного обучения
1. Постановки
Братство может взять готовые постановки (см.приложение – сказ немого кобзаря «Властелин свечей»), а также создать свои на необходимые темы.
2. Великое сидение
Посадите кого-то в центре группы, и пусть братство задает ему вопросы по заданной теме; но давить на человека нельзя.
3. Мозговой штурм
4. Обсуждение по подготовленным вопросам
Обсуждение продвигается по заранее подготовленным вопросам-вехам.
5. Повествования
Рассказ историй из жизни с использованием иносказаний и метафор.
6. Ролевые игры
Разыгрывается сценарий, который создает ситуацию для ее дальнейшего решения или обсуждения. Ролевые игры являются хорошим способом побудить людей задуматься над вопросом и поместить некие теоретические положения в грубую реальную действительность. Пример ролевых апологетических игр (диспуты православной молодежи с католиками или харизматиками) можно найти на сайте организации Общего Дела.
7. Викторины.
Руководителю нужно рассмотреть людей в братстве, какого они типа восприятия? Как можно подготовить разные обучающие техники для вероучительной секции «Слово» братского собрания.
Нужно быть готовым к Разрешению нестроений в братстве, для чего рассмотреть шесть общих случаев:
2. Разговорчивая группа
3. Группа застаивается
4. Группа становится слишком социальной
5. Группа проводит лишь вероучительные занятия
6. Неуместность обсуждаемых вопросов
Каждый из которых подробнее рассматривается в издании.
Что касается динамики братства на личностном уровни, здесь также можно рассмотреть ряд случаев:
Случай 1 – Болтливые спорщики
Случай 2 – Робкие люди
Случай 3 – Новоначальные
Случай 4 – Сложное возвращение
Случай 5 – Потеря веры
Естественно, во всех этих и подобных ситуациях следует обсуждать с духовником братства возможную пастырскую помощь.
Пастырские советы
Подлинная и глубокая радость православных христиан притягивает измученные души. Руководителю братства, вероятно, придется столкнуться с трудными ситуациями и посильно утешать людей. Часто (нецерковные) люди не могут видеть и знать подлинные причины своих внутренных проблем. Им пока лишь важно найти участливого слушателя, в ком они увидят отклик на рассказ о своих бедах. Такие люди могут быть еще не готовы к настоящей исповеди и глубокой беседе с духовником. Им пока нужно лишь человеческое участие в их горе.
Общие черты «потерянного» поколения:
• Уныние и депрессии
• Различное насилие и давление
Руководителю братства не стоит паниковать, если с чем-то из этого списка он встретится в своем служении. Не нужно особо не углубляться, но так же и не удивляться, если кто-то станет делиться тяжелой историей о чем-то подобном. Если кто-то открыл о себе такое дело, очень важно, чтобы этот человек почувствовал настоящий душевный отклик и человеческое участие в его горе, ибо после этого он будет очень раним. Главное, что должен делать руководитель братства – это:
2. прояснять дело аккуратными точными вопросами,
Очевидно, что такую беседу следует проводить с человеком тоже пола, и стараться избегать иной ситуации.
Нужно предложить ему/ей поговорить со священником, с духовником братства, и эту встречу готовить. И не оставлять этого человека, ибо он доверился и открыл тебе свою боль.
[1] О духовной взаимопомощи мирян при отсутствии духовного руководства опытным духовником смотри главу «В отсутствии старцев» статьи «Духовный отец в Православии» книги владыки Каллиста (Уэра) «Внутреннее Царство» (издание «Дух i Лiтера», Киев, 2003 года, страницы 183-186).
Православные братства
Общественно-политические процессы, происходившие на территории Украины в XVI в. содействие в значительной степени к образованию братств, которые изначально создавались духовенством, что занималось религиозными делами. Через активное распространение католицизма и протестантизма, братства начали создаваться горожанами с культурно-просветительской целью и для опеки и защиты православного духовенства и Церкви.
Прежде известное братство – Львовское, которое образовалось в 1460 году при храме Успения Богородицы, а в 1540-м году были организованы еще два церковные братства, подчинявшихся Успенском.
В начале братства представляли собой замкнутые организации, члены которых находились в тесных взаимоотношениях: в случае необходимости они помогали друг другу, следили за моралью в середине общины, обеспечивали храмы и церкви всем необходимым церковной утварью, а также организовывали религиозные праздники и различные церковные торжества. По утвержденными нормами организации жизни, братства можно приравнять к цехам. Так, среди членов братства проводились совместные благотворительные банкеты, денежные взносы сводились в общую кассу, а все, что обсуждалось в рамках братства следовало тщательно держать в тайне, и как в случае непослушания или нарушения правил накладывался штраф, или же вообще наказание.
В конце XVI в. православные братства противодействуя католическим влияниям и под внушением идей протестантизма, все больше начинают обращать внимание на проблемы образовательного и культурного характера, а их ряды пополняются мещанами и шляхтичами. Постепенно в сферу интересов братств входит и борьба против неограниченной власти церковных феодалов, их обогащение и произвол. Однако первоочередным делом возникала просветительская деятельность, в результате чего активно открываются школы, типографии, библиотеки.
1573 во Львовском Успенском братстве было открыто собственную типографию, где в 1574 году Иваном Федоровым была издана «Апостол» и «Букварь». В типографии печаталась и распространялась немалое количество литургической, учебной, богословской литературы староукраинском, церковнославянском, латинском, польском и греческом языках по учебно-просветительской целью.
По инициативе братства в 1585 году был основан Львовскую братскую школу, что дало большой толчок к становлению и развитию школьного образования. А в 1586 году братство получило право ставропигии, согласно которому оно стало подчиняться непосредственно Константинопольскому патриарху, а не местным владыкам, что усилило его автономию и влияние в обществе.
По образцу Львовского братства, начинают организовываться подобные братства и в других городах, в частности Перемышле, Луцке, Киеве. Увеличивается численность братских школ, которые способствовали развитию и распространению образования.
Источники:
http://blagovest.by/article-14774
http://www.pravmir.ru/rekomendacii-po-sozdaniyu-i-razvitiyu-pravoslavnyx-molodezhnyx-bratstv/
http://moyaosvita.com.ua/istoriya-ukrainu/pravoslavnye-bratstva/