Православная жизнь — это жизнь во Христе. Православная жизнь верующего в миру

Православная жизнь верующего в миру

Жизнь православного христианина в миру полна соблазнов, и проистекающих из них трудностей. Еще Иоанн Златоуст, живший в IV веке, писал, что весь мир лежит во зле, что уж говорить о нашем времени. Как жить человеку, стремящемуся спасти свою душу, когда большая часть современной культуры по сути своей противоречит христианству? Обнаженные тела на билбордах и в телепередачах, песни с блудным подтекстом по радио, множество лжеучителей, сект, вводящей в соблазн литературы. Возможно ли спастись в таких условиях?

В ответ на эти жалобы православного христианина на жизнь священнослужители обычно отвечают в духе «Никто не обещал, что будет легко». И действительно, в первую очередь человеку, принявшему христианский путь спасения, следует принять как данность тот факт, что путь этот тернистый, еще Спаситель говорил, что проще верблюду пройти через игольное ушко, чем попасть в Царство Небесное.

Поэтому жизнь православного человека – сплошная борьба со страстями, и даже если враг человеческий не сможет соблазнять внешними факторами, то непременно найдет другие способы – помыслами, например. Ведь на том же Афоне, где нет телевидения, радио, куда не ступает нога женщин, монахи всю жизнь ведут тяжелую и непрерывную борьбу, потому что страсти, в первую очередь, в самом человеке, а не в его окружении.

Посещение храма в жизни православного христианина

Само собой разумеется, что жизнь православного человека невозможно представить себе без участия в церковных богослужениях. Но как быть тем, кому работа или учеба не позволяет бывать на службе так часто, как того хотелось бы? В таком случае надо стараться не пропускать хотя бы воскресные Божественные Литургии, и по возможности часто, причащаться во время них Святых Христовых Таин, ведь именно причастие является центром всей нашей православной жизни. К сожалению, многие современные христиане по собственной воле отказываются от частого причастия, считая себя недостойными. Священнослужители называют это состояние «смирение паче гордыни», подразумевая, что сколько бы человек ни готовился, ни посещал храм перед причастием, ни прочитал канонов и православных молитв – все равно достойным этого наивысшего блага он не станет. И к Святым Таинствам надо приступать именно с этими чувствами: не достоинства и неразрывно связанной с ним глубокой благодарностью Богу за все блага.

Если ритм жизни православного христианина не позволяет ему по уважительным причинам присутствовать на Литургии каждое воскресенье или на всенощном бдении каждую субботу, не стоит впадать в уныние: всегда есть люди, которым намного хуже, чем Вам, и которые переносят свое состояние со смирением и терпением, как и подобает настоящим христианам.

Искусство в жизни православного человека

Очень часто случается так, что человек, пришедший к православной вере во взрослом возрасте, начинает грубо перечеркивать свои былые интересы – чистит компьютер, библиотеку, избавляется от «недуховных» фильмов. Безусловно, определенная ревизия должна быть проведена, но во всем нужно соблюдать меру и прислушиваться к здравому смыслу.

Нет такого церковного постановления, которое бы вычеркивало из жизни православного христианина понятия светской литературы, музыки, искусства. Если человек стал верующим, то это вовсе не означает, что отныне ему можно слушать лишь богослужебные песнопения, читать только Евангелие и проповеди священников, смотреть только фильмы про святые места. Кроме того, существует множество произведений художественной классической литературы, которые описывают православную жизнь истинно верующих России, и фильмы, несущие в себе христианскую мораль. Быть православным – это не значит спрятать в голову в песок, это значит научиться отличать зерна от плевел, стать мудрым и рассудительным человеком, а это, при желании и помощи Божией, возможно во все времена.

«Живите со Христом – и будете счастливы и благословенны»

Митрополит Онуфрий о жизни с Богом и земной жизни

Не секрет, что у любого церковного иерарха нет жизни личной. Их «личную жизнь» составляет жизнь Церкви. Поэтому и 12/25 июня – день тезоименитства Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия – праздник общецерковный. Неслучайно на вопрос журналиста, чем является для него Церковь, он ответил, что Церковь – его жизнь. И это правда. В 18 лет он стал послушником Свято-Троицкой Сергиевой лавры и вот уже 47 лет исполняет монашеские обеты. Причем выполняет их строго, несмотря на высокие иерархические послушания.

С первых дней своего Предстоятельства Митрополит Онуфрий снискал у многомиллионной паствы всеобъемлющую любовь и доверие, и за истекшие пять лет служения на высоком посту Первоиерарха за ним прочно закрепилось звание «любимого аввы и всеукраинского старца». Его проповеди и оценки происходящих жизненных процессов доходят до сердца каждого человека. А небольшие изречения и мысли владыки Онуфрия, касающиеся всех сфер человеческой жизни, расходятся по СМИ, социальным сетям и даже светской периодике.

И эта небольшая подборка – иллюстрация к сказанному.

О вере

Читать еще:  Сонник мертвый родственник. К чему снятся умершие родственники живыми

Верить в Бога – хорошо, но этого еще недостаточно для того, чтобы быть со Христом. Для того чтобы быть со Спасителем, надо Богу верить! То есть доверять себя воле Божией, доверять себя Его законам. Спасительной вера будет тогда, когда человек всю свою жизнь покорит Тому, в Кого поверил, своему Творцу и Богу. Он будет делать не то, что ему хочется, а будет исполнять то, что повелел Господь.

Для того чтобы быть со Спасителем, надо Богу верить! То есть доверять себя воле Божией

Когда человек вверяет себя Богу, он становится на путь, ведущий к истине, на путь познания Бога. Тогда человек начинает покорять свой ум, свои чувства воле Божией. Есть вера ума, а есть вера сердца. Вера ума – когда человек признает Бога, но делает, что он хочет. А вера сердца – когда человек верит в Бога, признает Бога и подчиняет свою жизнь, свои поступки Божественным законам. Если человек является таким христианином, который не только верит в Бога, но доверяет себя Богу, то этот человек силой благодати Духа Святого превращается в красивое, благородное, духовное существо, через которое прославляется Бог и которое Бог прославляет еще в этом мире.

О Церкви

Создание Церкви и есть исполнение обетования Спасителя, которое он дал Своим ученикам: «И се, Я с вами во вся дни до скончания века» (Мф. 28, 20). Спаситель, как Сын Божий и Слово Божие, как Творец мира, всегда со Своим творением, Он промышляет и содержит все. Он наша жизнь, но в Церкви Спаситель пребывает особенным образом, Он здесь – как Богочеловек. В Церкви Христос Спаситель соединяет нас с Собой через приобщение к церковным таинствам, особенно через таинство Божественной Евхаристии, где мы вкушаем Его Божественное Тело и испиваем Его Божественную Кровь, которые делают нас способными вмещать в себя ту Божественную благодать, которая вводит нас в вечную жизнь и блаженство.

Церковь – мистическое, то есть таинственное Тело Христово, Главой которого является Сам Христос. Церковь подарена нам, верующим во Христа как Сына Божия и Спасителя мира, Она как духовный корабль, проводящий нас через волнующееся море земной жизни к тому благословенному месту, где Спаситель уготовал нам обители радости мира и вечного блаженства. И хотя сейчас появилось множество «церквей», нужно ходить в ту Церковь, где ищут Царства Божия и Правды Его, в этой Церкви живет Христос, в иных же Его нет. Ищите Христа, живите со Христом – и будете счастливы и благословенны.

О любви

Человеку свойственно любить самого себя. Никто не желает себе зла. Вопрос заключается в направленности нашей любви. Можно любить себя, угождая своим эгоистическим желаниям, а можно любить себя, чтобы обрести Царство Небесное.

Любовь – это потребность человека творить добро, не ожидая ничего взамен. Только бескорыстное желание творить добро может быть признаком того, что человек научился любить. Кто любит Бога, тот делает добрые дела и не ожидает ничего в замен. И пока будет совершаться это жертвенное творение добра, до тех пор будет существовать мир.

Духовная любовь вечна, она не может пошатнуться, ее ничто не способно уничтожить. Для того чтобы мы имели любовь к Богу, мы должны жить по заповедям Божиим. От жизни по заповедям рождается благоговение перед Господом. От выполнения этих законов человек обретает удовлетворение, мир, радость и покой, так он познает, что Бог является источником всякого блага, и начинает Его любить. А от этой любви рождается правильная любовь к ближнему, особенно к детям.

Для того чтобы мы имели любовь к Богу, мы должны жить по заповедям Божиим

Любовь является вершиной добродетелей, она бесконечна, как и Сам Бог. Начало же и путь совершенствования подобны лестнице, духовное восхождение по которой изобразил Иисус Христос в заповедях блаженства. Именно в заповедях изображена та духовная лествица, которую человек должен пройти за время своей земной жизни. А совершить это восхождение человек способен с помощью христианских добродетелей – поста, молитвы и стремления понять и выполнить Божественную волю.

О молитве

Молитва – это дыхание души. Мы знаем, что если прекращается дыхание, то человек умирает. Так и душа, если она лишается молитвы, то становится мёртвой, бесчувственной, холодной. Молитва является помощником для человека в преодолении тех трудностей, которые встречаются на пути исполнения заповедей Божиих. Молитва дает человеку ощущение истины. Молитва призывает в душу христианина Божью благодать, которая постоянно обновляет его, дает ему силу с благодарностью Богу нести свой крест. Благодать, которую Господь дает человеку через ревностную молитву, утешает его в горе и испытании, встречающиеся на пути его служения и жизни. Если молитва слабеет или вовсе отсутствует, то человек становится духовно холодным, или, как еще говорят, – человек без молитвы выгорает.

Читать еще:  Кто такие апостолы от 70 ти. Почитание ап

Молитва – это общение души со своим Творцом. Господь сотворил мир из ничего, поэтому и мы есть ничто. И когда мы молимся, то должны об этом помнить, это должно быть тем стержнем, вокруг которого должна твориться наша молитва. Еще, когда мы молимся, то должны припоминать свои злые поступки, злые дела, когда кого-то обидели, кому-то сказали неприятное слово, не творили добра, и в молитве должны себя упрекать за это: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, грешного. Я такой блудник, я – пьяница, я – сребролюбец…». Такая молитва оправдывает человека перед Богом, то есть очищает человека от греховной скверны, – именно такой молитве учит нас Господь.

И одна из самых великих молитв – это молитва церковная, когда мы собираемся в храме и вместе, каждый как умеет, обращаемся к Богу единым гласом. Это и есть великая, сильная церковная молитва, которой и содержится мир.

Об истинном и ложном счастье

Человеческое счастье состоит из мира, спокойствия, внутренней радости, которую Господь дает только тогда, когда человек обращен лицом к Богу. Каждый человек имеет телесные глаза, видящие всё, что его окружает, и духовное зрение, которым он видит милость Бога.

Бог и мамона (олицетворение материального обогащения) находятся в прямой противоположности. Если человек повернется лицом к Богу, а спиной к мамоне, то на это внутреннее наше око от Бога падает свет, потому что Бог есть Источник света. Если человек повернут спиной к Богу, а лицом к мамоне, то Божий свет не виден ему, и человек находится во тьме. Поэтому Господь Бог говорит, что мы должны служить Ему, а не мамоне. Тем, кто прилепился сердцем к земным благам и говорит, что нельзя жить иначе, Господь напоминает: «Смотрите на птиц небесных, они не сеют, не жнут, не собирают в житницы, и Бог их кормит. Посмотрите на лилии полевые – они не трудятся, не прядут – и Бог их одевает, украшает» (Мф. 6, 28). Я думаю, что каждый может заглянуть в себя и определить, насколько мы обращены лицом к Богу и насколько – к мамоне. Если я вижу себя обращенным к мамоне – должен себя повернуть к Богу, потому что человеческое счастье состоит не в земном богатстве. Сегодня мы особенно должны жить по христианским законам, а не по законам этого мира. Не нужно смотреть, как живет мир – в нем царит беззаконие.

О вмешательстве политиков в жизнь Церкви

Представьте себе, что мне, священнику, предложили починить космический корабль. Я вам гарантирую, что если я его починю, то он вообще не будет летать. Церковь — это корабль небесный. Если человек некомпетентный начнет его чинить, то он его еще больше испортит. Поэтому мы просим политиков, чтобы они это поняли: не стоит обижаться на нас. Просто нужно осознать, что каждый должен заниматься своим делом. Если политики будут заниматься политикой, а Церковь будет заниматься спасением людей, то у нас на земле будет как в Раю. Наша страна поднимется экономически и духовно – развитие будет гармоничным, всесторонним. Но если я начну заниматься политикой, а политики начнут заниматься вместо меня Церковью, то у нас будет такой хаос, в котором никто не разберется, и никогда благополучной жизни не будет.

Политики, дерзающие вторгаться в жизнь Церкви, воспринимают Церковь как политическую организацию. В силу недостаточности своего личного духовного уровня они не видят в Церкви Христа. Они не понимают, что Главой Церкви является Христос. Они видят церковный трон, а Сидящего на этом троне Христа не видят. Личная гордыня побуждает их сесть на церковный трон, и тут начинается трагедия: политик лезет на трон, а трон от него уходит. Политики охотятся за церковным имуществом, к которому они, кстати, не имеют никакого отношения, они отнимают храмы, злословят верующих, оскорбляют и притесняют их, пытаясь таким образом залезть на церковный трон, но и тут их постигает неудача. Но Бог им судия, мы молимся, чтобы Господь просветил их светом Своей истины.

О патриотизме

Патриотизм выражается в том, что если я – патриот, то я хочу блага своей земле, я хочу блага своему народу. Как получить эти блага? Кто податель этих благ? Это – Господь! Господь подает блага, не мы! И так выходит с каждым: если я служу верно Богу, выполняю Божьи уставы, правила, законы, то я и есть патриот, самый лучший, потому что через меня, грешника, который старается выполнить эти законы, идет благословение Божие на всю нашу землю, на наш народ. Если я этого не делаю, то я живу вопреки Божественным Законам, тогда можно проломить грудь кулаком, что я великий патриот, и вредить при этом себе, своему народу, земле.

Читать еще:  Бари католическая служба в базилике. Храм и мощи Николая Чудотворца в Бари (Италия)

Через греховный сосуд благодать Божья не подается на землю

Потому что через греховный сосуд благодать Божья не подается на землю. Так что наша Церковь всегда была и остается настоящим выражением патриотизма, и он состоит в том, что мы призываем людей жить с Богом, быть в мире с Ним. В этом мы находим счастье, и таким образом испрашиваем благодать Божью на свою землю, на свой народ.

Все мы хотим видеть Украину сильной, мощной и процветающей, но для этого мало просто говорить о любви к своей Родине, надо своими добрыми делами свидетельствовать об этой любви.

Православная Жизнь

Main menu

Вы здесь

Грешно ли радоваться жизни?

Рассуждает Сергей Комаров.

Жизнь – дар Божий, которому невозможно не радоваться. Всякому, даже и неверующему человеку трудно не радоваться красоте неба, пению птиц, осеннему золоту опавшего леса. Кто из людей не радуется новому дому, свадебным песням, рождению ребенка и его первым шажкам? Кто не испытывает чувство счастья, возвращаясь на родину после долгого отсутствия, обнимая своих родных и друзей? Есть некоторые общие простые радости для всего человечества, и они суть разные грани блаженства, заложенного в жизни как таковой. Не ощущать этой радости было бы просто ненормально.

Однако особый разговор о христианине. Верующий во Христа человек по определению есть существо радующееся. Первая в мире проповедь о родившемся Спасителе, услышанная людьми из уст Ангела, имела в себе обещание радости: «Я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям» (Лк.2:10). «Радуйтесь!» – повелел воскресший Христос при первом явлении мироносицам (Мф.28:9). «Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь»,– заповедует апостол Павел (Флп.4:4). Христос вечен, и радость о Нем непреходяща. Христианину не радоваться жизни просто грешно, ведь он соединен с источником вечной радости, и само переживание христианской веры без радости невозможно.

О чем же радость христианина? Прежде всего о любви. Ведь люди ищут любви, задыхаются без любви. Любовь была и есть главным движущим началом жизни. Человек хочет любить и хочет любви – без любви жизнь невыносима. И вот изголодавшемуся по любви человечеству говорится: «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3:16). Еще тогда, когда нас на свете не было, Бог возлюбил нас такой любовью, что пришел на землю и пострадал за нас, чтобы мы уже никогда не имели недостатка любви. Теперь уже никто не имеет права сказать: меня никто не любит. Мы должны принять эту любовь и полюбить Бога так же, как и Он нас. Сын Божий возлюбил нас и пострадал за нас, чтобы мы радовались в Нем и о Нем, и радости этой никто не отнимет у нас.

О чем еще радость? О смысле. Христианство дарит смысл всемирной истории и смысл моей жизни. И этот великий смысл не приравнивается к посадке дерева, постройке дома и произведению потомства. Нет, смысл христианской жизни несоизмеримо выше и состоит в том, чтобы мы «соделались причастниками Божеского естества» (2Пет.1:4). Христианину предстоит войти в божественную жизнь – можно ли этому не радоваться? Наша бессмертная душа имеет ценность в глазах Божиих, и нам чуждо должно быть чувство уныния, оставленности. Бог сотворил человека для блаженства, и в христианстве эта цель достигается.

Как солнце пронизывает своим светом все уголки земли, так и радость о Господе просвечивает будни христианина, заполняя их памятью о Творце, превращая житейские дела в плоскость исполнения заповедей Божиих. Жизнь христианина есть постоянное хождение пред Богом, каждая деталь ее пронизана религиозным смыслом – и это рождает самую высокую радость, радость жизни в Боге и с Богом. Отсюда мы можем сравнить радость жизни верующего и неверующего человека. Все естественные радости, которые имеет в своей жизни неверующий человек, не чужды и верующему. И нам знакомо семейное счастье, и мы радуемся дружбе, и не чуждаемся свадебного веселия и радостных слез от рождения первенца – но все же верующий здесь радуется больше, ведь он видит во всем этом руку Творца. Христианин смотрит на мир двойным взглядом, через добро естества прозревая благодать Божию. Он радуется и тому и другому, и радость его совершенна.

Поэтому не грешно радоваться жизни, а грешно не радоваться ей. Только – настоящая радость познается усилием веры.

Источники:

http://www.sudba.info/pravoslavnaya-zhizn-veruyushhego-v-miru/
http://pravoslavie.ru/122033.html
http://pravlife.org/ru/content/greshno-li-radovatsya-zhizni

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector
×
×