Православие и проблемы биоэтики. Проблемы православной биоэтики

Отношение Русской Православной Церкви к проблемам биоэтики Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Русакова Е. А.

Текст научной работы на тему «Отношение Русской Православной Церкви к проблемам биоэтики»

нике и завершался там же. А вот Достоевский последнего периода жизни, базируясь не только на своих художественных прозрениях, но и на своем духовном опыте, заявляет: «Христианин возможен», – и вся неисчерпаемость

его воцерковленной, художественно-одаренной личности подтверждает это. Личности, которая продолжает служить собою Богу и

людям и после завершения своего земного пути.

ОТНОШЕНИЕ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ К

Е.Л. Русакова, аспирант кафедры философии гуманитарных

факультетов МГУ им. Н.П.Огарева

Интенсивно развивающиеся биомедицинские технологии активно вторгаются в жизнь современного человека. Возникающие при этом многочисленные моральные дилеммы не находят ответа в рамках традиционной медицинской этики. К проблемам, порожденным прогрессом в области биологии и медицины, относятся: проблемы аборта, новых репродуктивных технологий, эвтаназии, трансплантологии, генетической инженерии, клонирования. Все они входят в компетенцию биоэтики. Проблемы эти во многом являются новыми для человечества, но отнюдь не удаленными от повседневной жизни рядового человека. Минимум знаний в области биоэтики необходим каждому. А для студента-ме-дика, биолога или психолога, который готовится лечить человека, либо проводить с его участием научные исследования специальная подготовка в области этических проблем медицинской науки и практики является необходимой, то же самое относится и к медицинскому персоналу.

Вопросы, рассматриваемые биоэтикой, оказываются сегодня в центре размышлений юристов, экономистов, политиков. Они не могут быть оставлены без внимания и представителями теологии, так как затрагивают основные для религиозного мировосприятия темы. К большому сожалению, развитие науки и технологий значительно опережает осмысление возможных духовно-нравственных и социальных последствий их бесконтрольного применения. Данное обстоятельство вызывает у Церкви чувство глубокой

пастырской озабоченности [ I ].

Подход Восточного Православия к биоэтике рассматривается в двух важнейших аспектах: защита жизни и продолжение жизни. Формулируя свое отношение к проблемам биоэтики Церковь исходит из представлений, основанных на Божественном откровении [2].

Согласно Православной христианской этической мысли жизнь есть бесценный дар Божий. Каждая человеческая личность обладает неотъемлемой свободой и богоподобным достоинством. Она призвана «к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе [Флп.3.14], к

достижению совершенства Небесного Отца [Мф.5.48] и к обожению, то есть причастию Божеского естества» [2Пет. 1.4]. Иными словами, каждый человек создан по образу и подобию Божьему, со своим собственным предназначением постичь божественную сущность, а вся жизнь его -непрерывное и нескончаемое развитие к божественности и совершенной гуманности.

Камнем преткновения в биоэтике является проблематичность в установлении границ человеческого существования. Так, например, в вопросе о моральной оправданности абортов, представителей биоэтики волнует вопрос об установлении того временного момента, начиная с которого плод можно рассматривать как человеческий индивидуум. Для Церкви такой проблемы не существует. Уже с момента зачатия плод рассматривается как будущая человеческая личность, посягательство на жизнь которой преступно и является грехом. Человеческое достоинство признается даже за эмбрионом [ 1 ]. Церковь обеспокоена тем фактом, что в мире постепенно вырабатывается отношение к человеческой жизни как к продукту, который можно выбирать согласно собственным склонностям и которым можно распоряжаться наравне с материальными ценностями.

Выражая свое отношение к репродуктивным технологиям, Церковь исходит из того, что продолжение человеческого рода является одной из основных целей богоустановленного брачного союза. Пути к деторождению не согласные с замыслом Творца жизни Церковь не может считать нравственно оправданными. Нельзя забывать, что человеческая природа есть единство души и тела, а расширяющееся технологическое вмешательство в процесс зарождения человеческой жизни представляет угрозу для духовной целостности и физического здоровья личности [1,2].

Особенность биоэтических ситуаций заключается в том, что вовлеченные в них люди оказываются вынужденными взять на себя ответственность за установление пределов собственного существования. Но для Православия Бог является единственным властителем над жизнью и

смертью. Человек является лишь хранителем следственных заболеваний. Однако целью гене-

жизни, которая проистекает из источника отличного от него. Поэтому становится понятной позиция Церкви к проблеме эвтаназии. Церковь не может преступить заповедь Божию «Не убивай»

[Исх.20.13]. Попытки легализации намеренного умерщвления безнадежных больных (в том числе по их желанию) нравственно неприемлемы.

Чтобы облегчить страдания больного, Церковь призывает окружить его заботой. Больной, окруженный христианской заботой в последние дни земного бытия, способен пережить благодатное изменение, связанное с новым осмыслением пройденного пути. А для родственников умирающего и медицинских работников терпеливый уход становится возможностью служения самому Господу, по слову Спасителя: «Так как вы сделали это одному из братьев Моих меньших, то сделали Мне» [Мф.25.40].

Оправданный и самый живой интерес представители богословия проявляют к современной генетике человека. Значительную часть общего числа недугов человека составляют наследственные заболевания. Наукой установлено, что причиной болезни служат нарушения в генах (мутации). Мутации могут возникать вследствие воздействия на организм внешних факторов: различные виды радиационного излучения, вредные вещества, содержащиеся в атмосфере и др.

Возможно, знание о генетической обусловленности болезней, в какой-то мере снижает чувство ответственности человека за собственные поступки, мысли. Поэтому неслучайно Церковь пытается привлечь внимание людей к нравственным причинам недугов. Генетические нарушения нередко становятся следствием забвения нравственных начал, итогом порочного образа жизни. Если из поколения в поколение порок властвует в жизни потомства с нарастающей силой, сбываются слова Священного Писания: «Ужасен конец не праведного рода» (Прем.3.19). И наоборот, «Блажен муж, боящийся Господа и крепко любящий заповеди Его. Сильно будет на земле семя его; род правых благословится»

Но вместе с тем Церковь приветствует усилия медиков направленные на врачевание на-

1. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. Юбилейный Архиерейский собор Русской Православной Церкви. Москва, 13-16 августа 2000г.

2. Стэнли Харакас. Православие и биоэтика // Биоэтика: принципы, правила, проблемы.-М.: Эдиториал УРСС, 1998.-С.315-327.

3. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета, М., 1988.

4. Алексий II, Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Его Слово при открытии Соборных слушаний Всемирного Русского Народного Собора по теме: «Вера и знание: проблемы науки и техники на рубеже столетий». Москва – Сергиев Посад, 18-20 марта 1998г.

5. «О Боге, человеке и мире: из откровений святых отцов, старцев, учителей, наставников и духовных писателей Православной Церкви». М 1995

тического вмешательства не должно быть искус ственное «усовершенствование» человеческого рода, которое рассматривается как вторжение в Божий план о человеке [1]. Православная Церковь верна строгости понимания таинственности (сакральности) человеческой жизни. Каждая личность уникальна. Человек не в праве претендовать на роль творца себе подобных существ. Попытки клонирования человека, манипуляции с генетическим материалом с целью «улучшения» человеческой природы Церковь рассматривает как формы богоборчества, следствие превратно понимаемой свободы личности.

Но тем не менее, Русская Православная Церковь признает неправильными призывы совсем отказаться от современной техники, насильственными внешними мерами ограничить ее развитие. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, на Соборных слушаниях Всемирного Русского Народного Собора по теме «Вера и знание: проблемы науки и техники на рубеже столетий» (Москва – Сергиев Посад, 18-20 марта 1998г) сказал, что отказаться от науки и техники сегодня невозможно да и не нужно [4].

Одним из способов защиты от бедствий, которыми чревата наука как деяние человека, является соблюдение нравственного закона. Великий старец Нектарий Оптинский поучал своих современников, живших в 20 веке: «Если вы будете жить ^1 учиться так, чтобы ваша научность не портила нравственности, а нравственность

Читать еще:  Любовный гороскоп овен.

научности, то получится полный успех вашей жизни» [5]. По образному выражению святых отцов Церкви ум философа и ученого должен «плавать во святом Евангельском учении».

Подводя итог изложенному, можно сделать следующие выводы. Русская Православная Церковь рассматривает проблемы биоэтики в рамках христианских традиций. Этика Восточного Православия исповедует трепетное отношение к жизни каждого человека, как к Божественному дару, на который никто не в праве посягать. Церковь не считает научно-техническое знание чем-то принципиально враждебным Богу и ей самой. Православие лишь требует, чтобы люди науки ни на минуту не забывали о том, что они христиане.

Биоэтика как форма христианской миссии

Похоже, что биомедицинские технологии начинают напоминать грозную лавину, сходящую с гор: активно вторгаясь в жизнь современного человека от рождения до смерти, они грозят раздавить все на своем пути, если их развитие по-прежнему будет опережать осмысление их возможных духовно-нравственных и социальных последствий. Необходима выработка таких этических норм, соблюдение которых гарантировало бы отношение к человеку, соответственное его богоданному достоинству, — таков был общий вывод участников конференции «Развитие биотехнологий: вызовы христианской этике», устроенной в Москве 2-3 марта совместно Отделом внешних церковных связей Московского Патриархата и Фондом имени Конрада Аденауэра (Германия). В ней приняли участие богословы, ученые, врачи, парламентарии, общественные деятели двух стран.

Не вызывает сомнения, что стремительное развитие биотехнологий объективно бросает вызов фундаментальным основам и базовым принципам христианской веры. Именно поэтому Русская Православная Церковь уделяет столь пристальное внимание анализу этических аспектов этого процесса.

Как известно, главные акценты в проблемах биоэтики (прежде всего, тех из них, что связаны с непосредственным воздействием на человека) получили отражение в принятых Архиерейским Собором 2000 года «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви».

В сентябре 2005 года Отделом внешних церковных связей Московского Патриархата было проведено экспертное совещание на тему «Актуальные вопросы биоэтики. Церковный и общественный взгляд». Оно вновь подтвердило как остроту проблемы, так и необходимость привлечь к ее обсуждению широкий круг церковных и светских деятелей, разделяющих традиционные религиозные подходы к проблемам существования человека и биосферы, к вопросам общественной морали и нравственного выбора личности.

В том же ключе шли дискуссии на нынешней российско-германской конференции.

Ответ на этот вопрос дал митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл выступивший с докладом «Достоинство человека в эпоху развития биотехнологий». Дело в том, что в некоторых сферах биомедицинской практики человек из субъекта, на благо которого якобы направлен весь прогресс современной науки и технологий, низводится до уровня своего рода биологического материала, сам становится объектом манипуляции. Например, человеческий эмбрион иногда рассматривается как рядовой объект научных исследований и экспериментов, включая генетические. Аналогичная ситуация возникает в случае, когда из тела умершего человека изымаются внутренние органы без прижизненного согласия на это покойного или его родственников.

Должно быть достигнуто, указал владыка, некое общее понимание того, что есть человеческое достоинство, дабы избежать опасности произвольного или выборочного подхода к связанной с ним проблематике. Почему верующие люди не устают напоминать миру о человеческом достоинстве, почему видят в нем непреходящую богоданную ценность? В основе этого — постоянное памятование о том, что, согласно Библии, человек создан по образу и по подобию Божию. Это означает, что природа человека заключает в себе отображение Божественной природы, обладая в силу этого непреходящей абсолютной ценностью. И каждая конкретная личность реализует в своей жизни человеческое достоинство настолько, насколько раскрывает в себе этот Божественный потенциал.

Есть еще один важнейший постулат, о котором говорил владыка и который широко обсуждался в ходе дискуссии. Биомедицина не вправе ставить перед собой цель полной победы над всеми болезнями и достижения запредельного долголетия исключительно техническими методами. Ибо пока существует грех, будут болезни и смерть. И никакие манипуляции не спасут нас от них. Специалисты способны стереть с лица земли одну болезнь, но на ее место обязательно явится другая, может, еще худшая. Так многие биоэтические проблемы возникают просто вследствие ложного целеполагания…

Биоэтические нормы на международном и национальном уровне, вопросы биоэтики в образовании были раскрыты в выступлениях ряда российских и немецких участников конференции. Развернутое видение основных вопросов биотехнологий с точки зрения католической и лютеранской теологии представили профессор Эберхард Шоккенхоф (факультет теологии университета Фрайбурга), член Национального совета по этике, и верховный церковный советник лютеранской церкви, д-р Дагмар Хеллер.

…Давайте представим себе на минуту, как заметил один из участников дискуссии, следующую ситуацию: женщина, больная туберкулезом, имеет двоих детей — одного — слепого, другого — глухого, ждет третьего… Что ей смог бы порекомендовать современный врач, предав забвению один из главных постулатов Церкви: зарождение человеческого существа — дар Божий? Нам не дано знать, кого мы убиваем.

Тем третьим был Людвиг Ван Бетховен…

Проблему статуса человеческого эмбриона с точки зрения православного богословия осветил на конференции диакон Михаил Першин, старший преподаватель кафедры биомедицинской этики Российского государственного медицинского университета. В беседе с корреспондентом Православия.Ru он отметил:

— Поскольку каждый человек наделен образом Божиим, а стало быть, сообразен Христу, то и человеческий эмбрион обладает личностным бытием с момента зачатия, только в этом случае речь идет о человеческой личности, а не Божественной как во Христе. И то, что эмбрионы личностны, дает им в случае гибели надежду на участие во всеобщем Воскресении. Отсюда особая проблема современного богословия — проблема миллионов так называемых «замороженных» лишних эмбрионов, полученных при экстракорпоральном оплодотворении. Очевидно, что это человеческие жизни, но им недоступно таинство крещения, у них нет человеческих имен, и уничтожение этих эмбрионов лишает их возможности пройти свой путь к Богу Любви.

— Какие впечатления, отец Михаил, Вы вынесли с конференции?

Во-вторых, очевидно, что сегодня биомедицинская этика оказывается пространством диалога очень разных сил и течений. На данной конференции мы познакомились с мнениями католиков и евангелической церкви Германии. Примечательно, что Фонд имени Конрада Аденауэра, представляющий позиции немецких христианских демократов, поддерживает именно консервативное направление биомедицинских исследований. Налицо озабоченность всех людей, как раньше говорили, «доброй воли», с неубитой совестью.

Хочу подчеркнуть такую мысль: в эпоху агрессивного навязывания в биомедицине либеральных подходов очень важна консолидация христианского мира. И проведенная конференция стала реальным шагом к тому, чтобы и православные, и католики, и лютеране могли сообща противостоять «расчеловечиванию» современной медицины. Эта встреча еще раз подчеркнула роль Русской Православной Церкви в формировании современного биоэтического мышления в России и странах Западной Европы. Практически каждый докладчик цитировал «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» как основополагающий документ, которым руководствуются и христиане Запада.

Можно ли говорить о том, что у представителей православных, католиков и лютеран имеется общее видение в отношении биоэтики? С таким вопросом мы обратились к модератору пленарных заседаний, заместителю председателя Отдела внешних церковных связей протоиерею Всеволоду Чаплину.

— Могу сказать, что наши позиции достаточно близки с установками католической церкви; есть, конечно, и нюансы, но малосущественные, если сравнивать с той разницей, которая существует у нас с позициями протестантских церквей, в том числе, евнгелической церкви Германии, — уточнил он. — Показательно, представитель лютеран, выступая на конференции, отметил, что в самой евангелической церкви Германии существует большой разброс позиций. Так или иначе, но взгляды современных лютеран более либеральны по целому ряду вопросов.

Читать еще:  К чему снится что забрали. К чему снится забирать

— Само название конференции, отец Всеволод, привлекает внимание к вызовам христианской этике. Планируется ли отразить эту тенденцию в официальных документах Русской Православной Церкви?

— Думаю, что действительно настает время для дальнейшего развития наших церковных документов по отдельным общественно значимым проблемам, которые представлены в Основах социальной концепции РПЦ. Так, на сегодняшний день есть поручение Архиерейского Собора подготовить документ по вопросам глобализации. Сейчас разрабатывается документ церковно-общественного плана по правам человека, который будет обсуждаться на Всемирном Русском Народном Соборе.

Полагаю, что такое развитие будет происходить и в дальнейшем. Сегодня голос Церкви в вопросах биоэтики все более слышен в обществе. И хотя есть немало противников тому, утверждающих, что вопросы биоэтики — это, мол, не наше дело, а наше дело — лишь молиться, мы считаем, что надо противостоять таким взглядам и влиять на общественное мнение, отстаивая человеческое достоинство.

О том, что думают и как действуют в сфере биоэтики представители нашей православной общественности, нам рассказали участники конференции — врач, ученый, предприниматель.

Профессор Александр Недоступ, председатель Московского общества православных врачей:

— Когда десять лет назад образовалось наше Общество, мы сразу же стали заниматься острыми вопросами современной медицины, тогда еще не подозревая, что всё это спустя годы будет называться биоэтикой.

Помню, как на самом первом заседании мы обсуждали вопросы манипуляции человеческим сознанием, на следующих — проблему аборта как преступного посягательства на жизнь будущей человеческой личности; неприемлемые попытки легализовать эвтаназию, что привело бы к умалению достоинства и извращению профессионального долга врача, призванного к сохранению, а не к пресечению жизни. В поле нашего зрения оказались также аспекты фетальной терапии и стволовых клеток, генетические исследования и экстракорпоральное оплодотворение, и многие другие вопросы, связанные с применением биотехнологий. Поэтому, когда был создан Церковно-общественный совет по биоэтике, у нас уже был определенный опыт, и члены нашего общества — священники, врачи, исследователи — вошли в его состав.

Попутно замечу, что в последнее время все больше пациентов обращаются к услугам верующих медиков. Они предпочитают общаться не с бездушной компьютерной медицинской техникой, а со специалистом, способным проявить действительное понимание и участие к физическому и духовному здоровью человека.

Член-корреспондент РАН Борис Юдин, главный редактор научно-популярного журнала «Человек»:

— Мне довелось возглавлять Институт человека Российской академии наук, который затем был преобразован в отдел по изучению комплексных проблем человека, и все эти годы заниматься сложными моральными проблемами, связанными с природой человеческой личности. В журнале «Человек» освещался православный подход к биоэтике, отражались первые шаги Русской Православной Церкви в этой области.

Сейчас мы видим, что наша Церковь является по существу единственным институтом в стране, который разработал и поведал миру свою концепцию в решении наиболее острых нравственных и социальных проблем нашего времени, в частности, в отношении к биоэтике. Данная конференция показывает, что РПЦ не только не утратила интереса к столь значимой теме, но выражает готовность развивать диалог.

Профессор Александр Тепляшин, сопредседатель Комиссии по биотехнологиям Совета предпринимателей при Мэре и Правительстве Москвы:

— Для меня было очень важно побывать на такой конференции, где я почерпнул много полезного для себя в плане биоэтики — как для работы в Комиссии по биотехнологиям, так и для нашей практической деятельности, направленной на благо больных людей. Очень интересно было узнать мнение Русской Православной Церкви и других христианских конфессий.

С другой стороны, я замечаю большой разрыв между христианскими принципами нравственности и нашей практической медициной, которая развивается каким-то своим путем, не имея никаких механизмов доведения этих принципов до звена, непосредственно занятого работой с пациентами. Поэтому я вижу необходимость поиска контактов между богословами, общественными организациями с разумной частью практической медицины, чтобы выработать общие подходы для реализации в жизни этических норм.

По завершении конференции можно сделать определенные заключения.

Многие проблемы биоэтики и охраны здоровья людей, в том числе незатронутые или нерешенные Архиерейским Собором 2000 года, в ближайшем будущем будут изучаться православной медицинской общественностью и осмысляться богословской школой Русской Православной Церкви.

Сегодня, когда прогресс в сфере биотехнологий имеет далеко идущие последствия, его результаты должны также стать предметом широкого общественного обсуждения. Биотехнологии затрагивают каждого, и потому проблема их применения не должна быть сферой профессиональной озабоченности только ученых, практикующих врачей, политиков, но всего нашего общества.

Русская Православная Церковь считает необходимым вести диалог со всеми, кто заинтересован в выработке свода этических норм, которые отражали бы взгляды различных социальных групп, в том числе — последователей традиционных религий. Она, как отмечалось на конференции, всецело открыта к взаимополезному диалогу, готова внимать человеческой мудрости, неизменно соотнося ее с непререкаемым авторитетом Слова Божия.

Вышел сборник «Православие и проблемы биоэтики»

К XXV Международным Рождественским образовательным чтениям Патриаршая комиссия по вопросам семьи, защиты материнства и детства выпустила Сборник «Православие и проблемы биоэтики» по материалам сборников Церковно-общественного Совета по биомедицинской этике.

Данный труд представляет собой коллективную монографию, созданную священнослужителями, врачами, специалистами в области биомедицинской этики, работающими в течении ряда лет над выработкой позиции по этическим проблемам современной медицины в рамках православного нравственного богословия. В книге публикуются официальные Заявления Церковно-общественного совета по биомедицинской этике по этическим проблемам современной медицины и здравоохранения.

В 1998 году Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил создание при Московском Патриархате Церковно-общественного совета по биомедицинской этике. Работу Совета, в который входят священнослужители, богословы, врачи, ведущие ученые, юристы, философы, возглавили три со­председателя — епископ Тихвинский Константин (Горянов), ректор СПбДА (ныне Митрополит Петрозаводский и Карельский Константин), протоиерей Димитрий Смирнов и профессор, доктор медицинских наук А. В. Недоступ.

Организация новой для Церкви структуры — Церковно-общественного Совета по биомедицинской этике — была непо­средственно связана с процессами в современном здравоохране­нии, принимающими невиданный размах. Новые биомедицин­ские технологии — искусственное оплодотворение, трансплантация, реанимация, клонирование, медицинская генетика создают мощные медико-биологические средства управления и рычаги власти над человеческой жизнью. Достижения медицинской науки активно внедряются в современное российское общество, в котором, к сожалению, размыты моральные нормы, обесценены традиционные ценности, среди социальных регуля­торов человеческого поведения всевозможные «права» явно доминируют над «ответственностью». Данное положение может привести к злоупотреблениям в обществе и медицине — к ком­мерциализации услуг перечисленных технологий, к частному и даже бюджетному финансированию сомнительных в нравствен­ном отношении биомедицинских исследований; к культивиро­ванию потребительского отношения к человеку; к внедрению идеи допустимости создания «высшего» — элитного — типа лю­дей и нетрадиционных семейно-брачных отношений. Подобные тенденции угрожают основаниям христианской культуры и всего человеческого общества.

Образование Совета отразило озабоченность православной общественности России, как положением дел, так и отсутствием осмысленных и принятых обществом нравственных критериев исследований, ведущихся в биомедицине.

К основным задачам деятельности Совета относятся:

  • Изучение состояния биомедицинских исследований в России;
  • Морально нравственная и правовая экспертиза экспериментальной и научно-практической деятельности в области биомедицины;
  • Представительство в международных общественных движениях и организациях по этическим проблемам современной биомедицины;
  • Информирование и консультирование широких слоев православной и российской общественности по этическим проблемам современной медицины.

Последняя задача решается с помощью детальной проработ­ки каждой обсуждаемой проблемы, которая принимает в итоге форму официального документа Церковно-общественного Совета по биомедицинской этике.

Данное издание представляет собой результаты работы Совета в течение 1998-2016 г.г. по выработке позиции по этическим проблемам современной медицины в рамках Православного нравственного богословия. В книге публикуются официальные Заявления Церковно-общественного совета по биомедицинской этике по этическим проблемам современной медицины и здравоохранения.

Читать еще:  Ребенок во сне видит ангелов. К чему снится ангел в небе? Сонник для всей семьи

Предлагаемые материалы будут полезны для сотрудников профильных епархиальных структур, священнослужителей, представителей православных и иных общественных организаций, работающих в сфере защиты и укрепления семьи.

Взгляды врачей на некоторые новые биотехнологии в зависимости от отношения к православию

В докладе председателя Общества православных врачей Санкт-Петербургга свящ. Сергия Филимонова и проф. Г.Л.Микиртичан, прочитанном на конференции «Церковь и медицина» (СПб 14.06.05-16.06.05), приводятся и систематизируются результаты опроса, проведенного авторами среди неверующих, воцерковляющихся и считающих себя верующими врачами. Полученные результаты частично удивили самих исследователей; так например выяснилось, что 7% воцерковляющихся врачей допускают активную эвтаназию

Последние десятилетия XX века отмечены быстрым развитием фундаментальных медико-биологических наук и активным внедрением их достижений в клиническую медицину. Новые возможности медицины связаны не столько с лечением, сколько с управлением человеческой жизнью. Современная медицина получает реальную возможность “давать” жизнь (методы искусственного оплодотворения), определять и изменять ее качественные параметры (генная инженерия, транссексуальная хирургия), отодвигать “время” смерти (реанимация, трасплантация, геронтология) и т.д. С одной стороны, это свидетельствует о прогрессе биологии и медицины, а с другой, последствия применения новых биотехнологий еще достаточно не определены и многие из них вызывают опасения морального характера, т.к. связаны с обесцениванием традиционных человеческих христианских ценностей, затрагивают сложившиеся веками принципы медицинской этики.
Каковы позиции врачей по отношению к этим биотехнологиям, к проблемам жизни и смерти, здоровья и болезни, достоинстве и свободы человека при получении медицинской помощи и при проведении научных исследований. Эти вопросы приобретают особую остроту в современной России, где сосуществуют различные, часто противоположные морально-мировоззренческие взгляды.
Проблемы, связанные с применением новых биотехнологий, безусловно, должны рассматриваться и решаться с учетом сложившихся в нашей стране культурных и нравственных традиций, формирующих морально-этическое самосознание врача, а также с учетом мнения ведущих религиозных конфессий. Признание врачами важной роли религии в формировании этической составляющей общественного сознания поддерживает интерес к мнению Русской Православной Церкви по различным проблемам биомедицинской этики.
Осмысление многих проблем современной медицины с точки зрения православного вероучения дано митрополитом Антонием Сурожским, до рукоположения получившим медицинское образование. В его работах показано православное отношение к болезни и больному, смерти, приводятся размышления о пастырской роли врача, хирурга, дается взгляд на проблемы аборта, репродуктивных технологий, пренатальную диагностику и методы генетики, эвтаназию, трансплантацию органов и тканей и др. проблемы.
Позиция православия не некоторым ключевым проблемам биоэтики сформулирована о. Стэнли Харакасом, профессором православной теологии из эллинистического колледжа Греческой Православной школы теологии Святого Креста. В своих фундаментальных работах он представляет взгляд Восточного православия на онтологические проблемы защиты жизни и продолжения жизни. Им сформулирована позиция по всем основным проблемам биоэтики: о правах пациента, аборте, пересадке органов и тканей, эвтаназии, генетических вмешательствах, опытах на людях и др. Кроме того, он обосновал подходы православия к психическому здоровью, наркомании, человеческой сексуальности, проблемам старения, контролю над рождаемостью и др.
Значительным вкладом в исследование данных проблем является труд И.В. Силуяновой «Современная медицина и православие» (1998). В своих философских трудах она устанавливает связи между такими понятиями как медицина, этика, право и религия. Среди проблем, рассматриваемых ею с позиций православия и русской религиозной философии, — все современные биотехнологии, а также проблемы взаимоотношений врача и пациента, основные правила и принципы биоэтики.
Особую ценность эти работы имеют потому, что они были изданы до 2000 г., т.е. до того момента, когда по этим проблемам была высказана официальная позиция Русской Православной Церкви.
Происходящие в обществе и Церкви изменения, потребовали выработать всеобъемлющую концепцию, которая отражала бы общецерковный православный взгляд на вопросы церковно-государственных отношений и проблемы современного общества в целом. Таким документом стали Основы Социальной концепции Русской Православной Церкви, принятые на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 г. Концепция разделена на 16 разделов по ряду очень сложных и актуальных в нравственном отношении проблем, касающихся жизни христианина в светском обществе.
Специальный раздел Основ Социальной концепции Русской Православной Церкви — раздел XII представляет официальную позицию РПЦ по проблемам биоэтики, которые привлекают в настоящее время большое внимание общества, в том числе связанных с бурным развитием биомедицинских технологий.
В разделе XII — «Проблемы биоэтики» — рассмотрены следующие проблемы:
• биологический статус человеческого эмбриона;
• искусственное прерывание беременности (аборт);
• контрацепция;
• новые репродуктивные технологии: искусственная инсеминация, экстракорпоральное (внетелесное) оплодотворение, суррогатное материнство;
• генетика и генетические вмешательства: генетическое тестирование и генетическая идентификация, пренатальная диагностика, врачевание наследственных болезней: генная терапия соматических и половых клеток, клонирование;
• трансплантация органов и тканей, фетальная терапия;
• реаниматология, констатация момента смерти;
• эвтаназия, «право на смерть»;
• сексология и транссексуализм.
Эти совершенно новые вызовы осмыслены с точки зрения христианского вероучения в свете представлений о человеческой жизни, о достоинстве человеческой личности, которые укорены в Божественном откровении.
Представляемое сообщение является фрагментом медико-социологического исследования взглядов врачей по основным проблемам медицинской этики (биоэтики) в зависимости от их конфессиональной принадлежности, проведенного в 2002-2004 гг. Было опрошено 790 врачей по специально разработанной анкете.
В соответствии с темой исследования все респонденты были разделены на группы по отношению к религии: атеисты (неверующие), считающие себя верующими, воцерковленные. К первой группе относились люди, отрицающие существование Бога. К считающим себя верующими относились те, кто верил в Бога, но при этом редко посещал церковь и проявлял слабое знание простейших основ православной религии. К воцерковляющимся относились те, кто верил в Бога, проявлял хорошие знания основ православия, постоянно посещал церковь, соблюдал каноны и основные церковные установления на работе и в быту, участвовал во всех Таинствах церкви, имел постоянное духовное окормление, т.е. учитывались общепринятые (на уровне реальных действий) в социологии религии критерии идентификации религиозности.
Среди всех опрошенных врачей 12% было православных врачей воцерковленных или воцерковляющихся. Этот процент выше, чем обычно сообщается в статистических данных 1 в связи с тем, что кроме врачей, работающих в различных медицинских учреждениях, где встречались врачи-атеисты, врачи, считающие себя верующими, но не посещающие церковь, врачи других конфессий и воцерковленные православные врачи, анкеты заполняли врачи общества православных врачей.

Диаграмма №1. Распределение врачей по отношению к религии

Диаграмма №2. Возрастной состав воцерковленных врачей

Воцерковляющиеся врачи были разных специальностей: педиатры, терапевты, хирурги (основной массив), неврологи, офтальмологи, ЛОР, рентгенологи, дерматологи, стоматологи, физиотерапевты, лаборанты и др. Среди православных врачей было 22,7% мужчин и 77,3% женщин (такие же отношения наблюдаются и в других группах – у атеистов и считающих себя верующими).
Более всего было воцерковляющихся врачей в возрасте после 50 лет – 43,2%, в возрасте от 30 до 50 лет — 34,1% и возрасте до 30 лет — 22,7%.
У врачей выяснялись их взгляды на причины аборта.
Среди названных врачами возможных причин аборта (см. таблицу № 1) самый высокий удельный вес падает на медицинские показания со стороны женщины (22,2%) или плода (21,6%), личное желание женщины – 16,5%, (воцерковляющиеся – 8,6%), изнасилование – 15,1%, социальные показания – 11,3% (воцерковляющиеся – 8,6%). 3,1% врачей, в основном, воцерковляющихся, ответили, что причин для аборта нет.

Таблица № 1
Структура причин для проведения аборта по ответам врачей в зависимости от их отношения к религии (в % к итогу)

Источники:

http://cyberleninka.ru/article/n/otnoshenie-russkoy-pravoslavnoy-tserkvi-k-problemam-bioetiki
http://pravoslavie.ru/467.html
http://mroc.pravobraz.ru/vyshel-sbornik-pravoslavie-i-problemy-bioetiki/
http://www.miloserdie.ru/article/vzglyady-vrachej-na-nekotorye-novye-biotehnologii-v-zavisimosti-ot-otnosheniya-k-pravoslaviyu/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: