Последовательная череда сменяющих друг друга событий. Что будем делать с полученным материалом

Исторический процесс

Исторический процесс — это последовательная череда сменяющих друг друга событий, в которых проявилась деятельность многих поколений людей.

Исторический процесс универсален, он охватывает все проявления человеческой жизнедеятельности от добывания «хлеба насущного» до изучения планетарных явлений.
Действительный мир населен людьми, их сообществами, поэтому и отображение исторического процесса должно быть, по определению Н. Карамзина, «зерцалом бытия и деятельности народов». Основу, «живую ткань» исторического процесса составляют события, т. е. те или иные прошедшие или проходящие явления, факты общественной жизни. Всю эту бесконечную череду событий в их неповторимом, присущем каждому из них облике изучает историческая наука.

Есть еще одна ветвь обществознания, изучающая исторический процесс, — философия истории. Она стремится выявить общую природу исторического процесса, наиболее общие законы, самые существенные взаимосвязи в истории. Это область философии, исследующая внутреннюю логику развития общества, очищенную от зигзагов и случайностей. Некоторые вопросы философии истории (смысл и направленность общественного развития) были отражены в предыдущем параграфе, другие (проблемы прогресса) будут раскрыты в следующем. В настоящем параграфе рассматриваются типы социальной динамики, факторы и движущие силы исторического развития.

ТИПЫ СОЦИАЛЬНОЙ ДИНАМИКИ

Исторический процесс — это общество в динамике, т. е. в движении, изменении, развитии. Последние три слова не синонимы. В любом обществе осуществляется многообразная деятельность людей, выполняют свои задачи государственные органы, различные учреждения и объединения: иными словами, общество живет, движется. В повседневной деятельности сложившиеся общественные отношения сохраняют свои качественные признаки, общество в целом не меняет свой характер. Такое проявление процесса можно назвать функционированием общества.

Социальные изменения — это переход тех или иных социальных объектов из одного состояния в другое, появление у них новых свойств, функций, отношений, т. е. модификации в социальной организации, социальных институтах, социальной структуре, установленных в обществе образцах поведения.

Изменения, которые приводят к глубоким, качественным сдвигам в обществе, преобразованиям социальных связей, переходу всей социальной системы в новое состояние, называются социальным развитием.

Философы и социологи рассматривают различные типы социальной динамики. Распространенным типом считается линейное движение как восходящая или нисходящая линия общественного развития. Такой тип связан с понятиями прогресса и регресса, которые будут рассмотрены на следующих уроках. Циклический тип объединяет процессы возникновения, расцвета и распада социальных систем, имеющих определенную протяженность во времени, по истечении которой они прекращают свое существование.

С этим типом социальной динамики вы познакомились на предшествующих занятиях. Третий, спиралевидный тип связан с признанием того, что ход истории может возвратить то или иное общество к ранее пройденному состоянию, но характерному не для непосредственно предшествующего этапа, а для более раннего. При этом черты, свойственные давно ушедшему в прошлое состоянию, как бы возвращаются, но на более высоком витке общественного развития, на новом качественном уровне. Считается, что спиралевидный тип обнаруживается при обозрении длительных периодов исторического процесса, при крупномасштабном подходе к истории.

Обратимся к примеру. Вы, вероятно, помните из курса истории, что распространенной формой мануфактурного производства была рассеянная мануфактура. Индустриальное развитие привело к сосредоточению работников на крупных фабриках. А в условиях информационного общества происходит как бы возврат к труду на дому: все большее число работников выполняют свои обязанности на персональных компьютерах, не выходя из дома.

В науке были сторонники признания того или другого из названных вариантов исторического развития. Но существует точка зрения, согласно которой в истории проявляются и линейные, и циклические, и спиралевидные процессы. Они выступают не как параллельные или сменяющие друг друга, а как взаимосвязанные аспекты целостного исторического процесса.

Читать еще:  Как сделать пуговицу счастья. Как пришивать пуговицу на удачу и успех

Социальные изменения могут происходить в различных формах. Вам знакомы слова «эволюция» и «революция». Уточним их философский смысл.

Эволюция — это постепенные, непрерывные изменения, переходящие одно в другое без скачков и перерывов.

Эволюция противопоставляется понятию «революция», которое характеризует скачкообразные, качественные изменения.

Социальная революция — это коренной качественный переворот во всей социальной структуре общества:

Глубинные, коренные изменения, охватывающие экономику, политику, духовную сферу. В отличие от эволюции революция характеризуется бурным, скачкообразным переходом к качественно новому состоянию общества, быстрым преобразованием основных структур социальной системы. Как правило, революция приводит к замене старого общественного строя новым. Переход к новому строю может осуществляться как в относительно мирных формах, так и в насильственных.

Их соотношение зависит от конкретных исторических условий. Нередко революции сопровождались разрушительными и жестокими действиями, кровавыми жертвами. Существуют различные оценки революций. Одни ученые и политические деятели указывают на их негативные черты и опасности, связанные как с применением насилия по отношению к человеку, так и с насильственным разрывом самой «ткани» социальной жизни — общественных отношений. Другие называют революции «локомотивами истории». (Опираясь на знания из курса истории, определите свою оценку этой формы социальных изменений.)

Рассматривая формы социальных изменений, следует вспомнить и о роли реформ. С понятием «реформа» вы встречались в курсе истории. Чаще всего социальной реформой называют переустройство какой-либо стороны общественной жизни (институтов, учреждений, порядков и т. п.) при сохранении существующего общественного строя. Это разновидность эволюционных изменений, которые не меняют основ строя. Реформы обычно проводятся «сверху», правящими силами. Масштабы и глубина реформ характеризуют свойственную обществу динамику.

Вместе с тем современная наука признает возможность осуществления системы глубоких реформ, которые смогут стать альтернативой революции, предупреждать ее или заменять. Такие революционные по своим масштабам и последствиям реформы могут привести к коренному обновлению общества, избегая потрясений, связанных с присущими социальным революциям стихийными проявлениями насилия.

ФАКТОРЫ ИЗМЕНЕНИЯ СОЦИУМА

Слово «фактор» означает причину, движущую силу исторического процесса, определяющую его характер или отдельные черты. Существуют различные классификации факторов, воздействующих на развитие общества. В одной из них выделяются природные, технологические и духовные факторы.

Французский просветитель XVIII в. Ш. Монтескье, считавший природные факторы определяющими, полагал, что климатические условия обусловливают индивидуальные особенности человека, его характер и склонности. В странах с плодоносной почвой легче устанавливается дух зависимости, так как людям, занятым земледелием, некогда думать о свободе. А в странах с холодным климатом люди больше думают о своей свободе, чем об урожае. Из таких рассуждений делались выводы о характере политической власти, законах, торговле и т. п.

Другие мыслители объясняли движение общества духовным фактором: «Идеи правят миром». Некоторые из них считали, что это идеи критически мыслящих личностей, которые создают идеальные проекты общественного устройства. А немецкий философ Г. Гегель писал, что историей правит «мировой разум».

Еще одна точка зрения состояла в том, что деятельность людей можно научно объяснить, изучая роль материальных факторов. Значение материального производства в развитии общества обосновывал К. Маркс. Он обращал внимание на тот факт, что, прежде чем заниматься философией, политикой, искусством, люди должны есть, пить, одеваться, иметь жилище, а значит, производить все это. Изменения в производстве, согласно Марксу, влекут за собой изменения в других областях жизни. Развитие общества определяется в конечном счете материальными, экономическими интересами людей.

Многие ученые и сегодня полагают, что можно найти определяющий фактор движения общества, выделяя его из других. В условиях научно-технической революции XX в. таким фактором они признали технику и технологию. Переход общества в новое качество они связали с «компьютерной революцией», развитием информационных технологий, последствия которых проявляются в экономике, политике, культуре.

Читать еще:  Какие знаки зодиака обречены на одиночество. Почему люди одиноки

Представленным выше взглядам противостоит позиция ученых, отрицающих возможность объяснения исторических изменений каким-либо одним фактором. Они исследуют взаимодействие самых различных причин и условий развития. Например, немецкий ученый М. Вебер доказывал, что духовный фактор играет не меньшую роль, чем экономический, что важные исторические перемены происходили под воздействием того и другого. (Опираясь на изученный курс истории, определите свое отношение к рассмотренным взглядам на факторы социальных изменений. Какое объяснение представляется вам наиболее убедительным?)

Названные факторы оказывают активное влияние на деятельность людей. Все, кто осуществляют эту деятельность, являются субъектами исторического процесса: индивиды, различные социальные общности, их организации, великие личности. Есть и иная точка зрения: не отрицая того, что история есть результат деятельности отдельных индивидов и их общностей, ряд ученых полагают, что до уровня субъекта исторического процесса поднимаются только те, кто осознает свое место в обществе, руководствуется общественно значимыми целями и участвует в борьбе за их осуществление.

Исторический процесс – ОБЩЕСТВО И ЧЕЛОВЕК

Цели и задачи: объяснить понятия и термины: «исторический процесс», «типы социальной динамики», «факторы социальных изменений», «субъекты исторического процесса», «философия истории», «эволюция», «революция», «реформа», «народные массы», «историческая личность»; ознакомить со смыслом и направленностью исторического процесса, охарактеризовать роли его участников, выяснить типы социальной динамики, исследовать факторы изменения социума; развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, Делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания; раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук; участвовать в дискуссии, работать с документами; способствовать выработке гражданской позиции учащихся.

Тип урока: урок с элементами дискуссии.

I. Организационный момент

Слово «процесс» означает ход какого-либо явления, последовательную смену состояния его развития.

Исторический процесс – это последовательная череда сменяющих друг друга событий, в которых проявилась деятельность многих поколений людей.

Это явление характеризуется непрерывностью, неизбежностью своего течения. Проходят эпохи, поколения сменяют друг друга, меняется мода, вкусы, человечество преодолевает кризисы и добивается успехов. Исторический процесс – свидетель бесконечной череды этих событий. Его своеобразие состоит в том, что историю общества делают люди.

В. О. Ключевский называл историческим процессом ход, условия и успехи человеческого общежития или же человечества в его развитии и результатах. Н. М. Карамзин утверждал, что исторический процесс – «зерцало бытия и деятельности народов».

В его основе лежат события. Их изучает наука история.

Но есть еще одна ветвь обществознания, которая изучает общественный процесс – философия истории.

Чем же они отличаются друг от друга?

Философия истории ставит цель:

• выявить наиболее общие законы истории;

• определять существенные взаимосвязи в истории.

Один из таких философов К. Ясперс писал: «Картина всемирной истории и осознание ситуации в настоящем определяют друг друга. Так же, как я вижу целостность прошлого, я познаю и настоящее. Чем более глубоких пластов я достигаю в прошлом, тем интенсивнее я участвую в ходе настоящего. К чему я принадлежу, во имя чего я живу – все это я узнаю в зеркале истории».

Я приглашаю вас познакомиться с этой замечательной наукой.

Тема урока: «Исторический процесс». Мы рассмотрим следующие вопросы:

1. Типы социальной динамики.

2. Факторы изменения социума.

3. Участники исторического процесса.

II. Новый материал

На уроке пойдет речь о социальной динамике, о факторах, которые определяют наш путь, об участниках исторического процесса.

«Кому это нужно», – спросит кто-то из вас. Я отвечу словами академика М. В. Нечкиной, которая сказала: «Определяя задачи и направления своей деятельности, каждый из нас должен быть хоть немного историком, чтобы стать сознательным и добросовестно действующим гражданином».

Читать еще:  К чему лопается пасхальное яйцо. Приметы, связанные с пасхальными яйцами

1. Типы социальной динамики

Мы уже поняли, что исторический процесс – это общество в динамике, т. е. в развитии, в движении, изменении.

Как же функционирует общество?

Социальные изменения – это переход тех или иных социальных объектов из одного состояния в другое, появление у них новых свойств, функций, отношений. Социальные изменения могут происходить в разных формах:

• эволюция – это постепенные, непрерывные изменения, переходящие одно в другое без скачков и перерывов;

• социальная революция – это коренной качественный переворот во всей социальной структуре общества;

• реформа – переустройство какой-либо стороны общественной жизни при сохранении существующего общественного строя.

Социальное развитие – изменения, которые приводят к глубоким, качественным сдвигам в обществе, преобразованиям социальных связей, переход всей социальной системы в новое состояние.

Социальное движение – рассматриваются разные типы социальной динамики:

• линейное движение – восходящая или нисходящая линия общественного развития. Такой тип связан с понятием прогресса и регресса;

• циклический тип – объединяет процесс возникновения, расцвета и распада социальных систем;

• спиралевидный тип – ход истории может возвратить то или иное общество к ранее пройденному состоянию, но на новом качественном уровне.

2. Факторы изменения социума

Слово фактор означает причину, движущую силу исторического процесса.

Последовательная череда сменяющих друг друга событий

6. Последовательная череда сменяющих друг друга событий, в которых проявилась деятельность многих поколений людей.

Слайд 11 из презентации ««Вопросы по обществознанию» 10 класс». Размер архива с презентацией 88 КБ.

Обществознание 10 класс

«Критерии эссе по обществознанию» – Социология и социальная психология. В чём смысл жизни – вопрос сложный, чёткого ответа на него не. Смысл. Размышлению. Эссе по обществознанию. Анализ экзаменационного эссе. Экономика. Философия. Цитата Уильяма Шекспира. Выпускники. Шекспир. Этапы процесса создания эссе. Что такое эссе. Включение в текст. Политология. Особенности эссе. Творческое мини-сочинение. План анализа. Правоведение. Понятие.

«PR-менеджер» – Образование. Работодатели ищут и охотно принимают на стажировку студентов. Обучение. Опыт организации пресс-конференций. Образование в Российских ВУЗах. Он должен уметь налаживать личные взаимоотношения. PR – менеджер. Умение составлять пресс-релизы. Требования к квалификации PR-менеджеров. Какими надо обладать навыками. Специальность PR-менеджера. PR-специалисты должны постоянно контролировать сведения.

«Российская цивилизация» – Отношение к собственности. Традиционная культура. Умом туп, да кошелёк туг. Отношение к западу. Особенности российской цивилизации. Доказали факт. Культура взрыва. Причины. Развлечётся и забудет. Экстенсивный характер развития общества. Аскетический идеал. Смысл пословиц. Эсхатологическое восприятие мира. Отношение к власти. Черты российской цивилизационной общности. Общинность.

«Символика РФ» – Герб Российской республики. Галерея гербов России. Восстановление в видоизменённом виде герба Российской Федерации. Вариант, написанный Владимиром Войновичем. Герб РСФСР. Флаг Российской Федерации с 1991 года. Использование флага РФ. Старый герб. Герб Российской Федерации. Герб Царства Русского. Мнение населения о гимне. Использование российского флага. Официальное объяснение символики трёх корон.

«Личностный профессиональный план» – Личностный профессиональный план. Предварительный выбор. Современные требования к выбору профессии. Профессия в сфере «человек-человек». Рекомендации. Дифференцированный диагностический опросник. Профессиональный план. Современный школьник. Ошибки при выборе профессии. Качества, препятствующие профессиональной деятельности. Профессиональные планы. Ближайшие задачи. Основные понятия. Сравнительная диагностика.

««Вопросы по обществознанию» 10 класс» – Главное содержание предмета и явления. Показатель определённого уровня достоверности. Постепенные, непрерывные изменения. Раздел философии. Познаваемый предмет. Ход урока. Анализ, синтез, аналогия, сравнение. Последовательная череда сменяющих друг друга событий. Совокупность всех способов взаимодействия. Законность. Невещественное начало в человеке. Объективность. Осознанный образ предвосхищаемого результата.

Всего в теме «Обществознание 10 класс» 46 презентаций

Источники:

http://studopedia.ru/7_148330_istoricheskiy-protsess.html
http://compendium.su/social/10klass/14.html
http://v.5klass.net:10/obschestvoznanie-10-klass/Voprosy-po-obschestvoznaniju-10-klass/011-Posledovatelnaja-chereda-smenjajuschikh-drug-druga-sobytij.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: