Поповцы и беспоповцы. Старообрядцы-беспоповцы

Поповцы и беспоповцы. Старообрядцы-беспоповцы

Поповство и беспоповство

Поповство и беспоповство | История старообрядчества

Поповцы — является наиболее многочисленным течением. Их отличительной чертой является признание необходимости священников при проведении богослужений и обрядов. При этом некоторые поповцы приемлют принятие священников из новообрядческой церкви. Для них также характерно участие в церковной жизни мирян, наряду со священниками. Наибольшее распространение поповство получило в Нижегородском крае, Донской области, Черниговщине, Стародубье. С точки зрения догматики, поповцы практически не отличаются от новообрядеской церкви, за исключением того, что они придерживаются дониконианских обрядов и богослужебных книг. На сегодня количество поповцев оценивается в 1,5 миллиона человек, при этом их основными центрами в России являются Московская и Ростовская области.

В 1846 году с присоединением к беглопоповцам Босно-Сараевского митрополита Амвросия (Поповича) возникла Белокриницкая иерархия, в настоящее время Русская Православная Старообрядческая Церковь.

В 1920-х годах к беглопоповству присоединился обновленческий епископ Николай (Позднев), став во главе беглопоповцев, в настоящее время беглопоповцы называются Русская Древлеправославная Церковь.

Некоторые беглопоповские согласия в течение XIX и XX веков по причине невозможности приёма беглых священников превратились в фактических беспоповцев, среди них часовенное и лужковское согласия.

Беспопо́вство — общее название приверженцев одного из двух основных направлений русского старообрядчества. Возникло в конце XVII века, по смерти священников «старого» рукоположения, то есть поставленных в Русской Церкви до реформы Патриарха Никона (середина XVII века).

Беспоповство (другое название — древлеправославие) имеет более радикальные отличия от новообрядчества. В 1654 году умер, не оставив приёмника, единственный старообрядческий епископ. Согласно церковным догмам, только епископ имеет право посвящать в священнослужители. Таким образом, формально следуя каноническим правилам, после смерти всех дониконианских священников, старообрядцы были вынуждены сформировать беспоповский толк. Беспоповцы, спасаясь от преследований селились в диких и необжитых местах — одним из который был берег Белого моря (от этого эту общину называли поморами). Количество беспоповцев оценивается в полмиллиона человек.

Нашли ошибку в тексте? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Поповцы и беспоповцы. Старообрядцы-беспоповцы

Старообрядцы в своем противостоянии с духовенством и стремлении чтить традиции древнего православия нередко доходили до крайностей. Они не подчинялись властям, обвиняли Церковь в ереси и убивали себя в надежде на спасение.

Поповцы и беспоповцы

Раскол в Русской православной церкви в 1650-60-х гг., связанный с реформами патриарха Никона, поставил приверженцев старого обряда в трудное положение – в их рядах не оказалось ни одного епископа. Последним был Павел Коломенский, умерший в 1656 году и не оставивший после себя преемников.

По канонам Православная церковь без епископа существовать не может, ведь только он уполномочен назначать священников и диаконов. Когда из жизни ушли последние священники и диаконы дореформенного поставления, пути старообрядцев разошлись. Одна часть староверов решила, что можно прибегать к помощи священников отрекшихся от никоновской веры. Они стали охотно принимать покинувших своего епархиального епископа священников. Так появились «поповцы».

Другая часть староверов была убеждена, что после Раскола благодать полностью покинула Православную церковь и всё, что им осталось, так это смиренно ожидать Страшного суда. Отвергнувших священство старообрядцев стали называть «беспоповцами». Он селились преимущественно на необжитых берегах Белого моря, в Карелии, Нижегородских землях. Именно в среде беспоповцев впоследствии и появляются самые радикальные старообрядческие согласия и толки.

В ожидании Апокалипсиса

Ключевым элементом в идеологии старообрядчества стали эсхатологические мотивы. Многие толки староверов, ограждая себя от «антихристовой власти», из поколения в поколение существовали в ожидании скорого конца света. Наиболее радикальные течения и вовсе пытались его приблизить. Готовясь к последним дням, они копали пещеры, ложились в гробы, умирали голодной смертью, кидались в омут, сжигали себя целыми семьями и общинами.

За всю свою историю старообрядчество истребило десятки тысяч своих приверженцев. Знаток старообрядчества и сектантства Александр Пругавин попытался определить число раскольников погибших в огне. По его подсчетам только до 1772 года сгорели заживо около 10 000 человек.

Читать еще:  5 июня характеристика. Здоровье и Болезни

Нетовцы (Спасово согласие)

Это одно из самых больших беспоповских согласий. Общая численность нетовцев на конец XX века достигала 100 тыс. человек, преимущественно проживающих в Саратовской, Нижегородской, Владимирской областях, а также в Среднем Поволжье.

Нетовцы (слово говорит само за себя) отрицают православные святыни, обряды и многие таинства, уповают исключительно на Спасителя, который «сам ведает как нас бедных спасти». На протяжении своего существования они старались избегать любых контактов с Православной церковью, особенно если это касалось обряда погребения. Покойников хоронили в лесу, овраге или за оградой кладбища.

Таинство крещения нетовцы все же не отвергли. Они признают возможным совершать обряд крещения в Православной церкви, толкуя это весьма своеобразно: «хотя и еретик крестил, да поп в ризах, а не простой мужик». Впрочем, более строгие течения обходятся самокрещением, а некоторые заменяют этот обряд простым надеванием креста на новорожденного.

Спасово согласие требует от своих последователей достаточно сурового аскетизма в быту. К примеру, под запретом употребление продуктов на дрожжах, с хмелем, не едят они и картофель. Существует табу на яркую и пеструю одежду. Поговорка гласит: «на ком рубаха пестра, значит, душа его антихристова сестра», или «что не пестринка, то слуга бесинка».

Среди нетовцев были широко распространены самоубийства в виде самосожжений.

Ды́рники

Это одно из наиболее радикальных ответвлений в спасовом согласии, не признающее никаких духовных наставников. Они не почитают «новописные» иконы потому, что без священства их некому освятить, а «старописные» – потому, что они были осквернены от обладания еретиками. Дырники не имеют специальных богослужебных помещений. Молитва происходит либо под открытым небом, либо в помещении через специальное отверстие строго на восток. Молиться через окно или стену для них грех. Небольшая группа дырников сейчас проживает в Центральной Сибири.

Поморское согласие

История поморского согласия берет свое начало в 1694 году, когда была основана мужская община на реке Выг. В 1723 году Выговская обитель прославилась составлением «Поморских ответов». Эта полемическая книга впоследствии стала апологетической основой для защиты всего старообрядчества.

Поморцы требуют от своих последователей полного разрыва с официальной церковью, а всех приходящих к ним из православия обязательно перекрещивают. От таинств не отказываются, но делят их на необходимые для спасения (крещение, покаяние и причащение) и остальные, без которых можно обойтись.

Серьезные разногласия в среде поморцев возникали по поводу брака. Со временем практичность восторжествовала. Благодаря введению брачного чина поморцы узаконили супружеские отношения, что привело к возможности законной передачи имущества по наследству.

В советские времена поморцы были самым многочисленным среди беспоповских согласий. Сегодня большие группы их последователей проживают в Вильнюсе, Риге и Москве.

Федосеевцы

В конце XVIII века в результате споров о надписи на кресте и о браке от поморского согласия отделились федосеевцы. В 1781 году Илья Ковылин (бывший крепостной князя Голицына) основал в Москве общину в районе Преображенского кладбища. Федосеевская община отличалась строгой дисциплиной и безоговорочным подчинением наставнику. Ее члены были обязаны соблюдать безбрачие и целомудрие.

Как и многие другие беспоповцы федосеевцы считают, что в мире больше нет благодати. «Всякую современную государственную власть мы расцениваем как сатанинскую, как ловушку антихриста», – говорят они. Из церковных таинств сохранены лишь крещение и евхаристия, которые совершаются мирянами. В силу непризнания православного священства федосеевцы практикуют сожитие без венчания.

Во время Великой Отечественной войны большое число федосеевцев сотрудничали с немецкими властями и активно противостояли Красной армии и партизанам.

Наиболее многочисленные группы федосеевцев проживают в Псковской, Новгородской, Ульяновской и Тюменской областях. Их общая численность около 200 тысяч человек.

Пастухово согласие

Зародилось в недрах поморского согласия, его основателем стал пастух Василий Степанов. В отличие от поморцев пастуховцы избегали всяческого общения с гражданскими властями. Отвергали деньги, паспорта и другие предметы с изображением государственного герба. Но во избежание разврата вынуждены были признать брак.

Крайняя степень неприятия внешнего мира накладывала на пастуховцев запрет на проживание в населенных пунктах, где находился хотя бы один государственный служащий, сторонник Православной церкви или представитель другого старообрядческого толка. Их нога никогда не ступала на каменные мостовые, как изобретения «века Антихриста».

Читать еще:  Святая елизавета о чем молятся. Икона святой преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны

Бегуны

В 1772 году в селе Сопелки близ Ярославля возник бегунский толк, как течение противостоящее «антихристовой власти». Основа учения бегунов – спасение от Антихриста, которого в отличие от большинства беспоповцев они воспринимали не как духовное явление, а как персонифицированную личность в облике Петра I.

Бегуны живут в ожидании «первого воскресения», когда Христос сразится с Антихристом. И «тогда наступит тысячелетнее царство Христа, Новый Иерусалим для жилища странников будет спущен с неба в то место, где моря несть к тому». Свою новую обитель бегуны видят около Каспийского моря, куда регулярно совершают паломничество.

Все бегуны «самокрещенцы», обязуются вести целомудренную жизнь, питаться только постной пищей. Они полностью отвергают брак, но при этом допускают блуд, считая его меньшим грехом.

Народная молва рассказывает о странном обычае бегунов, именуемом «красной смертью». Суть его в удушении умирающего красной подушкой с тем, чтобы он мученической смертью искупил не только свои грехи, но и грехи братьев по вере.

На протяжении столетий бегуны, преследуемые властью как «вредная секта» оставались малочисленной, разбросанной по глухим местам Сибири и Северного Урала группой.

Водяники

Водяники или старопоповцы принадлежат тем толкам, где полностью не отвергается священство. Они обличают староверов, принимающих священников за деньги, но признают переход духовного лица из православия в старообрядчество в случае, если священник отречется от «еретической веры».

Если член старопоповской общины заболел ему запрещено принимать лекарства. Суть лечения сводится исключительно к причащению богоявленской водой.

Воздыханцы

В 1870 году в Калуге башмачник Иван Ахлебинин основал общину, получившую позднее название воздыханцев. Члены данного толка отвергают любое внешнее поклонение богу, иконы, таинства и церковную иерархию, однако признают «толковые книги» – Евангелие, Деяния апостолов и Псалтырь.

Согласно верованиям воздыханцев сначала было царство Бога-отца, затем наступило царство Бога-сына, а спустя 8 тыс. лет от сотворения мира пришло царство Духа Святого. Эта доктрина нашла отражение в обрядах воздыханцев. На молитвенных собраниях они вместо крестного знамения воздыхают, поднимая глаза к небу и проводя по своему лицу рукой или платком.

Многие другие радикальные согласия и толки беспоповских староверов, существенно не отличаясь друг от друга, имеют лишь им присущие особенности. Так, последователи согласия разиней собравшись на молитву в день евхаристии, стоят раскрыв рот в ожидании, что их будут причащать ангелы.

Потемщики относятся к тем, кто признает обряд крещения, но совершают его только по ночам, как бы подражая Христу.

В Акулиновом согласии принято общежитие и безбрачие. Это служило неоднократным поводом для обвинения акулиновцев в разврате и свальном грехе.

Капитоновцы кшарского устава – сторонники радикальных подходов в самоубийстве за веру, участники массовых актов самосожжения.

Рябиновцы считают, что крест Христа состоял из кипариса, кедра и певга. Последнее дерево они связывают именно с рябиной, из которой и следует изготавливать крест.

Как старообрядцы празднуют Рождество в Москве

Празднование Рождества Русской православной старообрядческой церкви в Покровском и Рождественском соборах

Старообрядчество известно строгостью своих религиозных взглядов и поведения, но Рождество (празднуется также 7 января) ими воспринимается прежде всего как детский праздник. Поэтому после долгой службы энергия молодежи и детей находит выход в играх, хороводах и просто беготне. Подарки, яства, самодельные вертепы — в этом больше сходства с прочими христианами, чем отличий.

Празднование Рождества Русской православной старообрядческой церкви в Покровском и Рождественском соборах

У староверов нет единой церкви, но есть множество, в разной степени не согласных друг с другом групп. Старообрядческих церквей, толков и согласий (так называется объединение верующих) более двух десятков и контраст между ними разителен (этим они напоминают протестантов). Староверы появились на Руси в 17-ом веке. После того как патриарх Никон произвел реформу церковных книг и богослужений, часть православных не приняла нововведений. Раскольники однако не были согласны не только с реформированным православием, но и между собой. По самым общим оценкам численность русских старообрядцев составляет около трех миллионов человек во всем мире (многие бежали от притеснений православной церкви в США, Латинскую Америку и другие страны). Большинство из них — свыше двух миллионов — проживают в России.

Читать еще:  Совместимость маргариты. Имя и судьбы

Празднование Рождества Русской православной старообрядческой церкви в Покровском и Рождественском соборах

В современном старообрядчестве выделяются две основные группы: поповцы и беспоповцы. Первые, сохраняя верность к дореформенном принципам православия, в своих внешних проявлениях для непосвященного зрителя мало чем отличаются от обычных православных. Вторые были вынуждены отказаться от священников и большинства церковных таинств, поэтому их службы больше похожи на православную версию протестантизма.

Поповцы и Рождество

Митрополичья кафедра Русской православной старообрядческой церкви (самая крупная религиозная группа староверов, насчитывает около миллиона) находится в Рогожской слободе в Москве. Рождественское богослужение проводится ими в кафедральном Покровском соборе, построенном специально по заказу общины в конце 18-ого века. Снаружи собор мало чем отличается от тех, что принадлежат РПЦ, однако внутри все, изображенные на иконах, складывают для крестного знамения не три, как православные, а два перста, как боярыня Морозова на известной картине.

Празднование Рождества Русской православной старообрядческой церкви в Покровском и Рождественском соборах

Литургия, совершаемая по старообрядному канону, для случайного гостя также не будет разительно отличаться от того, что он может увидеть в храмах РПЦ. Она служится на семи просфорах, а не на пяти (хлеб, который символизирует тело Христово), и они приносятся свежеиспеченными, еще теплыми, а не пекутся заранее, и не на дрожжах, а на закваске, и печать на них круглая, с восьмиконечным крестом и так далее. Есть также некоторые словесные отличия в Символе веры, Евхаристическом каноне и Херувимской песне. Пение у старообрядцев только унисонное, в один голос.

Празднование Рождества Русской православной старообрядческой церкви в Покровском и Рождественском соборах

В Москве можно посмотреть на рождественскую службу и другого ответвления поповцев – Русской Древлеправославной церкви (РДЦ). Кафедра ее патриарха Александра (Калинина) находится в краснокирпичном Покровском соборе на Новокузнецкой улице. Этот храм, однако не является исторически старообрядческим и был передан староверам лишь в 1990 году.

Празднование Рождества Русской православной старообрядческой церкви в Покровском и Рождественском соборах

Беспоповцы и конец света

Эта разновидность старообрядцев уже значительно отличается от того, к чему привыкли православные. Произошло это оттого, что буквально во втором поколении после раскола эти старообрядцы потеряли всех своих священников, а новых у них не появлялось, потому что рукоположить священника мог только епископ. Епископ же Павел Коломенский — единственный архиерей, не принявший реформу — погиб в ссылке.

Празднование Рождества Русской православной старообрядческой церкви в Покровском и Рождественском соборах

Из таинств у беспоповцев остались только Крещение и Исповедь, которые совершаются мирянами. Необходимость священства для спасения души ими отрицается.

Рождество у беспоповцев может выглядеть очень по-разному, в зависимости от разновидности ответвления. Общего то, что литургия не служится как таковая, нет и Причастия, верующие просто собираются вместе для совместных праздничных молитв, которые могут длиться несколько часов.

Если вы попадете на такую рождественскую совместную молитву, то вас удивит состав молящихся. Это в основном старики и дети. Дело в том, что, не имея священников, беспоповцы не могут и венчаться, поэтому «живут во грехе» и обкладываются различными епитимьями. В частности на общей молитве они не могут стоять рядом с «правильными» прихожанами и либо совсем не допускаются в молельный зал, либо стоят там за ширмочкой, отдельно от добродетельных верующих.

Празднование Рождества Русской православной старообрядческой церкви в Покровском и Рождественском соборах

Скрываясь от государственного преследования и репрессий, беспоповцы предпочитали селиться или на Русском Севере, оттуда пошло название крупнейшего беспоповского согласия — Поморского, или уходить все дальше в Сибирь — обособленные деревни старообрядцев-беспоповцев и сейчас можно найти в горах Алтая, Тувы, Бурятии.

Празднование Рождества Русской православной старообрядческой церкви в Покровском и Рождественском соборах

Федосеевское согласие беспоповцев сегодня базируется в Москве около Преображенского кладбища. Отдельные такие общины со временем претерпели существенные изменения в своем учении, и теперь уже совсем не похожи ни на современное, ни на дореформенное православие. Утратив целостность и единство традиции, общины беспоповцев целиком полагались на руководство своих духовных наставников, которые иногда могли быть весьма далеки от традиционного христианства. Значительную роль в этом сыграло убеждение, что живут они уже в постапокалиптические времена в царстве Антихриста.

Источники:

http://eraofunity.world/hristianstvo/staroobryadchestvo/popovstvo-i-bespopovstvo/
http://russian7.ru/post/bespopovcy-i-drugie-camye-radikaln/
http://ru.rbth.com/read/665-staroobryadtsy-moskva

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector
×
×