Понятие благочестия в православии его содержание. Благочестие

Благочестие

БЛАГОЧЕСТИЕ — Слово «благочестие» заимствовано русским языком из греческого и есть перевод слова εὑσἑβεια (= поэтич. εὑσἑβια ). Оно часто употреблялось у греческих писателей классического периода (напр., у Фукидида, Ксенофонта, Платона, Демосфена, Исократа, Софокла и многих других), и обозначало или «вообще благочестие», или, в частности, «богобоязнь, почтение в отношении к родителям и начальникам, любовь к братьям и сестрам и к родственникам, благодарность по отношению к благодетелям, детски-благочестивое чувство, pietas». Коротко сказать: εὑσἑβεια есть должное, «справедливое» отношение человека к тем объектам, с какими ему приходится в своей жизни иметь дело (Платон и «определяет» ее, как ὁιχαιοσὑνη περι θεοὑς ; — «праведность в отношении богов») (Passow и др.). Перенесенное в русский язык, слово εὑσἑβεια ( εὑ =благо, σεβομαι =чту, почитаю) сохранило здесь свое общее содержание. На нашем богословском языке оно и обозначает ближайшим образом «справедливое» отношение человека-христианина, прежде всего к Богу, а потом и к остальным объектам, могущим войти с ним в какие-либо столкновения. Такого рода представление дела намечается и тем определением «благочестия», какое, т. е. определение, предлагается и авторитетнейшим православным богословом — покойным еп. Феофаном (бывшим владимирским). «Истинное благочестие», говорит он, «есть постоянное, искреннее, полное и всестороннее хождение в духе единой истинной и святой веры» (см. его «Начертание христианского нравоучения», Москва, 1891 г., стран. 354). Чтобы Благочестие было налицо, необходимы, следовательно, моменты: обладание «единою истинною и святою верою», с одной стороны, и, с другой, «постоянное, искреннее, полное и всестороннее» поступание «в» ее «духе», в смысле ее требований. В христианстве первый момент налицо: мы обладаем здесь тою верою. «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне». (Евр. 1, 1—2). Благодаря этому обстоятельству, мы имеем необходимые и здравые представления о Триедином Боге, о мире и его истории, — в частности, о человеке и его судьбе с момента его создания Творцом, о неразумных тварях и всей вообще неразумной природе. Имея здравое мировоззрение, мы знаем, во что и как веровать, чтоб вера наша была незыблемой и покоящейся не на фантастических вымыслах, а на действительно истинном основании. Всякую, сколько-нибудь несогласную с нашей, опирающейся на божественном откровении, веру мы отвергаем, как ложную: истина — только одна. Второй момент — поступание в смысле «истинной» и «святой» веры, в «духе» ее требований — может быть и бывает налицо только в христианстве, как и рассмотренный первый. Христианство учит: вера без дел мертва (Иак. 2, 20, см. также под сл. Вера). Так и должно быть, уже при первом взгляде на вопрос. В самом деле, если наша вера — «единая истинная и святая», то уже элементарная справедливость требует, чтоб ее «дух», единственно только и признаваемый нами за нечто незыблемое, проводился нами и в самой жизнедеятельности нашей. Иное поведение наше уже не будет согласным с правдою, будет несправедливо, как опирающееся на лжи и фальши, а не на истинном основании. В частности, если вера наша говорит, что всесовершенный Бог, создавший нас по Своей благости, наделивший нас высокими качествами, ввел нас в райское жилище, а изгнанных отсюда за грех не оставил без Своей постоянной промыслительной помощи, пока, наконец, не спас нас от греха и его следствий — проклятия и смерти — искупительными заслугами Сына Своего, ради нас претерпевшего мучительнейшую и постыднейшую крестную смерть. — то не единственно ли разумным и справедливым с нашей стороны будет поведение, преисполненное самой искренней, самой глубокой, на какую только мы способны, благодарной любви к нашему Богу? Если вера наша учит, что каждый из нас — носитель божественного образа и подобия (Быт. 1, 26, 27), то не будет ли справедливо, чтоб мы любили в себе все, что есть в нас небесного, божественного, предпочтительно пред всем низменным, земным и грубым, каково наше тело, созданное из земного праха (Быт. 2, 7) и в него разрешающееся (3, 19)? Если вера наша говорит нам, что все мы — люди — братья и телесно, как происшедшие от одной первозданной супружеской четы, и духовно, как сделавшиеся, благодаря искупительным заслугам Спасителя, чадами Божьими (1 Иоанн. 3, 2), то не справедливо ли будет нам относиться к другим людям, как к братьям, т. е. растворять эти наши отношения любовью (ср. Галат. 5, 14 и мног. друг, места)? Если вера наша учит, что нас ожидает за гробом бесконечная жизнь, то не справедливо ли будет, чтоб мы здесь к ней всячески подготовлялись и проч.? Коротко сказать: будучи верующими, верующими в истинном смысле слова, мы по справедливости должны доказывать свою веру самою своею жизнедеятельностью, как кто из нас в состоянии достигать этого, соответственно нашим индивидуальным свойствам и особенностям, соответственно занимаемому нами положению в обществе и связанным с тем, т. е., положением, нашим обязанностям и т. д. Поступая подобным образом, мы будем благочестивы. Отсюда нельзя не согласиться и с тем определением Благочестия, какое делается о. И. Толмачевым (в его «Православном Собеседовательном Богословии или практической Гомилетике», т. II, Спб. 1898 г., стр. 54—55): «христианское Благочестие», говорит он, «состоит в» надлежащем «исполнении обязанностей того звания, какое возложено на нас Церковью и обществом», т. е., «исполнении добросовестном, с усердием и любовью, с постоянством и терпением, во славу Божию» или, — если воспользуемся словами преосвящ. Феофана, — в «исполнении постоянном искреннем, полном и всестороннем» (ср. выше). Почему необходимо проведение в нашей жизни требований веры «постоянное»? Потому что иначе Благочестие наше окажется случайным и не проникающим нашего существа всецело, — следовательно, призрачным, чем-то по отношению к нашему внутреннему я внешним, а между тем истинное Благочестие должно быть не таково, оно должно раствориться в нашей духовной сущности. Почему, далее, «искреннее»? Потому что иначе было бы, налицо, Благочестие фарисейское, лицемерное и, следовательно, безусловно, фальшивое. Почему, наконец, «полное и всестороннее»? Потому что иначе Благочестие не достигнет надлежащего и желательного своего развития и осуществления. Таково то должно быть по своему существу наше поступание, которое называется благочестивым, а источник его — внутреннее наше настроение — благочестием. Если последнее в сущности совпадает с идеалом христианской жизни, какой только достижим человеком, призванным к нему стремиться, то не удивительно, что, по слову св. Апостола, быть благочестивым. — великое приобретение (1 Тимоф. 6, 6), что благочестие, как имеющее обетование жизни настоящей и будущей, на все полезна (— 4, 8). Но столь важное настроение это и соответствующее ему поведение в тоже время и весьма трудно достижимо для христианина даже, а для нехристиан и совсем недоступно в более или менее надлежащем его виде. Не имея «истинной» и «святой веры», нехристиане уже по этому одному не могут «ходить в духе» ее, без чего о Благочестии не может быть и речи, по крайней мере, об истинном, о каком говорится в христианстве. А кроме того у нехристианина, как невозрожденного в божественных христианских таинствах, нет налицо и сил, необходимых для проведения начал «святой веры» в жизнедеятельности, — для «хождения в духе» той «веры», для всецелого проникновения ее началами. — если бы он как-либо и получил (что, однако, помимо божественная откровения, безусловно, невозможно) правильное о ней представление. Другое положение — христианина, получающего в данном случае помощь свыше: «ибо, — говорит Апостол, — явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке» (Тит. 2,11—12). — Христианское Благочестие, таким образом, со стороны своего понятия и условий его осуществления в жизни, представляет собою явление, характерно отличающее христианина от всякого другого человека — не только язычника, но до известной степени и ветхозаветного иудея, не имевшего ни такой веры, какую имеет христианин, ни помощницы в лице божественной благодати, даруемой свыше только последнему.

* Александр Александрович Бронзов,
доктор церковной истории,
ординарный профессор
С. Петербургской духовной академии.

Источник текста: Православная богословская энциклопедия. Том 2, стлб. 678. Издание Петроград. Приложение к духовному журналу “Странник” за 1901 г. Орфография современная.

О неработающей ссылке сообщите нам на контактный e-mail

Оставить свой отзыв о книге, вы можете на нашем форуме «Душеполезное чтение»

Заметили ошибку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Православное благочестие

Православный христианин по мере своего духовного роста понимает, что должен обладать многими христианскими качествами. Это и смирение, и милосердие, и забота о ближнем, и незлобие. Конечно, воспитать в себе такие высокие качества, порой, бывает очень трудно, но без них невозможно жить полноценной духовной жизнью. И в списке характеристик православного человека, несомненно, всегда попадается такое слово, как благочестие. Что же это такое? Какой он благочестивый человек?

Читать еще:  Сонник толкование снов лететь в самолете. К чему снится самолет по соннику

Понятие благочестия

Происходит данное понятие из греческого языка, и уже из самого названия становится понятно, что речь идет о благой чести. В общем понимании можно сказать, что это постоянное, уверенное следование Заповедям Божиим и Церковным канонам. Благочестивый человек хорошо знает свою веру и старается выполнять все ее предписания для своего же блага на земле и после смерти.

Упоминание об этой благодетели мы видим и в Священном Писании, у апостола Петра. Он выстраивает такую цепочку духовного роста, где каждая следующая добродетель рождается из предыдущей: вера — добродетель — разумение — терпение — благочестие. Отсюда мы видим, что благочестие не только стоит на одной линии с важнейшими характеристиками христианского мировоззрения, но даже венчает их.

О других православных понятиях:

Внутренняя суть и смысл этого качества заключается в желании и стремлении следовать за Господом, исполняя Его Промысел о каждом человеке. А для этого у нас есть инструменты — это, прежде всего, Заповеди. Для их лучшего понимания и внедрения в жизнь мы имеем наследие от святых отцов, опыт Церкви. Получается, что благочестивый человек тот, кто идет по пути воцерковления и познания Бога.

Интересно! Эта добродетель имеет и внешнее проявление через манеру общения, облик человека, его речь, мимику и жесты. Благочестивый человек приятен, спокоен, сосредоточен, выглядит не вызывающе. Такие люди часто располагают к себе.

Венцом благочестия можно назвать состояние святости. Святость — это то состояние, к которому призван каждый человек. Христос, придя на землю и отдав свою жизнь за каждого из нас, даровал любому человеку спастись и стать святым. Конечно, святыми все не становятся, но у нас есть этот ориентир перед глазами, как пример правильно прожитой жизни. И благочестие в этом аспекте — путь достижения святости.

Реальное и формальное благочестие

Любая добродетель может быть настоящей, а может быть мнимой. К сожалению, лжи, лицемерия, обмана и предательств в мире очень много. Это все негативные качества, которые часто присущи людям, внешне вполне благочестивым. Очень трудно было бы обманывать, если бы внешность или поведение обманщика сразу бы его выдавали. Но нет, чаще всего лжецы — внешне просто идеальные люди, про которых и подумать сложно что-либо плохое.

Точно так же и с благочестием: даже в Церкви многие понимают его как исполнение внешних, формальных правил и норм. Принято считать, что благочестивая христианка всегда ходит в длинной юбке и платке, не пользуется косметикой, не красит ногти, а только постится, молится, и стоит на богослужениях. Конечно же, такой образ очень далек от реальной картины мира и совершенно не учитывает процессов, происходящих у человека в душе.

Если мы вспомним Священное Писание, то поймем, что Господь очень резко осудил внешнее наносное благочестие. Им в совершенстве овладели книжники и фарисеи, и нет в Библии более осуждаемых Христом грешников, нежели они. Прекрасный пример внешнего благочестия мы видим в притче о мытаре и фарисее: фарисей гордился тем, что он и постится, и в храм ходит, и жертвует долю своего дохода — казалось бы, святой жизни человек! Но при этом он жестоко осудил несчастного мытаря, который боялся и глаза поднять в храме от осознания собственной греховности и ничтожности перед Богом.

Еще один библейский пример — жены Марфа и Мария, историю которых можно слышать в евангельском чтении на любом Богородичном богослужении в храме. Придя в их дом, Господь начал проповедовать, и реакция женщин была очень разная: Марфа хлопотала по хозяйству, желая устроить достойный прием почетному гостю, а Мария забросила все бытовые дела и только лишь внимала Господу. И Христос сказал Марфе — Зачем ты печешься о суетном? А Мария выбрала праведный путь.

На этом примере хорошо видно, что такое внутреннее и внешнее благочестие. Когда все наши мысли сосредоточены только лишь на форме, на том, чтобы мы выглядели как православные христиане или просто как хорошие, достойные люди — это пустой формализм, осуждаемый Христом. Истина же кроется всегда внутри, в сути. И все же взаимосвязь сути и формы существует, но в нормальной иерархии духовных ценностей она имеет последовательность от внутреннего к внешнему.

Важно! Наполняя свою душу Христом, человек постепенно и внешне меняется. Только тогда его поведение, облик и правильные слова имеют смысл, когда они идут от избытка любви в душе. Когда же мы видим одну только форму, не наполненную сутью — это только раздражает.

В повседневной жизни это может выражаться в таких странных перекосах поведения некоторых людей, когда, к примеру, придя из храма домой, человек начинает скандалить с ближними. Или когда внешне очень набожный человек ведет себя так, что с ним совершенно невозможно общаться и находиться рядом: такой человек постоянно поучает, уличает другого в грехах, при этом сам выглядит исключительным праведником.

О Божьих заповедях:

Если бы мы могли заглянуть в души таких людей, мы бы не увидели там ничего, кроме злобы, зависти и ненависти к ближним. Поэтому перед тем, как надевать на себя маску христианского благочестия, надо хорошо подумать и задать себе вопрос: «А что при этом у меня внутри? А достоин ли я на самом деле такого облика?»

Почему форма заменяет суть

Почему же происходит так, что человек, который старается идти к Богу, ходит в храм, ставит свечи, выполняет молитвенное правило и совершает еще множество различных действий, превращается только лишь в пустую оболочку, не имеющую сути?

Дело в том, что внешнее и материальное намного проще понять и применять в жизни. Так, надеть длинную юбку и платок гораздо легче, чем не осуждать, не злословить, не завидовать. Вот и происходит подмена понятий там, где человек выбирает идти по более простому пути. Между тем в нашей Церкви нет строго догмата о внешности.

Очень часто можно встретить рассуждения о том, как неблагочестиво женщинам носить брюки. Действительно, в Библии сказано, что неприлично женщинам носить мужскую одежду, а мужчинам — женскую. Но разве там идет речь о брюках? Да и мужская одежда тех времен — длинные широкополые туники. Так почему тогда от современных мужчин не требуется ходить в чем-либо подобном?

Конечно, православный христианин не должен выглядеть пошло, вызывающе, вульгарно. Одеваясь в храм, необходимо думать и о том, чтобы своим видом не отвлекать других людей, не соблазнять их. Соблюдения этих правил уже будет вполне достаточно, чтобы внешне выглядеть благочестиво.

Но выглядеть благочестивым человеком и быть таковым — все же, разные вещи. Чтобы, помимо формы, благодетель обретала еще и суть, нужно много работать над собственной душой. Необходимо бороться с завистью, ленью, осуждением ближних.

Благочестие и смирение: в чем разница?

Безусловно, эти важнейшие добродетели идут рука об руку. Невозможно быть благочестивым, не имея смирения, и наоборот. Можно сказать, что православное благочестие — это более общее понятие, включающее в себя многие добродетели.

Смирение очень важно для духовной жизни православного человека. На практике оно проявляется тогда, когда, например, у нас есть возможность и повод отомстить человеку, и даже обидели нас действительно несправедливо, но мы этого не делаем. Не мстим, не множим зло вокруг нас. И не делаем это не потому, что боимся или не хотим создавать себе лишних хлопот, а из-за христианской любви к ближнему.

Быть смиренным означает «жить с миром». С миром в душе, на устах и в мыслях. Человек, сумевший стяжать в своей душе великую благодать смирения, обязательно станет благочестивым. В храме на богослужениях мы слышим такие слова: » да тихое и безмолвное житие проживем во всяком благочестии и чистоте». Это эталон христианской жизни — спокойное, мирное течение.

Парадоксально, но современный человек сам лишает себя такой благословенной жизни. Сверхсильное стремление к комфорту, постоянная погоня за деньгами и престижем, желание обогащения, престижа и прочее — когда эти стремления затмевают все и становятся центром и целью жизни, тогда человек забывает о Боге. А забыв о Нем, неизменно начинает страдать. Но свое страдание пытается утешить невозвращением к Господу, а достижением еще больших суетных мирских целей.

Читать еще:  Если приснилось что выпадают волосы. К чему снится выпадение волос на голове

Как стать благочестивым человеком

Можно ли воспитать в себе благочестие, или это качество врожденное? Конечно, определенные наклонности у каждого человека свои. Кто-то действительно рождается с большими духовными дарами, а кто-то с меньшими. Но это совершенно не означает, что добродетели нельзя стяжать. Природные данные — это лишь повод понимать, куда стоит больше прикладывать своих усилий.

Благочестие можно в себе воспитать благодаря вниманию к своей внутренней духовной жизни. Человек, который искренне пытается отыскать свой путь к Богу, будет постепенно открывать для себя разные добродетели. Чтобы возвышаться в своей духовной жизни, нужно:

  • регулярно ходить в храм, воцерковляться, вести церковную жизнь;
  • приступать к Церковным Таинствам: исповеди, причастию и др.;
  • молиться, исполнять регулярное молитвенное правило;
  • читать Священное Писание, творения святых отцов.

Конечно, нужно понимать, что все эти действия ни в коем случае не могут быть механическими и машинальными. Нет никакого смысла молиться, если слова не вызывают никакого сердечного отклика. Простое вычитывание священных текстов не приносит никакой духовной пользы и не приведет к благочестивой жизни.

Самое главное в вопросе благочестия для православного христианина — сделать его настоящим, внутренним, а не показным. Никакое ношение длинных юбок и платков для женщин или бороды для мужчин не принесет плода, если при этом в сердце правит злоба, зависть и ложь. Проверить себя в этом не так сложно: достаточно задуматься, как мы общаемся и реагируем на наших ближних.

Поистине благочестивый человек никогда не бывает зачинщиком скандалов, он не начинает ссор и конфликтов. Такой человек не навязывает свое мнение, уважает взгляды и мнение других, даже если они отличаются от его собственного. Можно сказать, что христианское благочестие внешне выражается в воспитанности, вежливости и принятии других людей, хотя внутреннее наполнение намного более глубоко.

Напротив, благочестивый человек, даже попав в сложную или конфликтную ситуацию, всегда будет стараться как можно мягче из нее выйти. А если мы замечаем за собой, что, надев внешнюю благообразную маску, мы начинаем срываться на ближних, не уважаем чужого мнения и свободы выбора человека, а только лишь поучаем — до истинного благочестия нам очень далеко.

Чтобы не быть фарисеями, которых так обличал Христос, нам нужно все внимание и внутренние силы направлять не на окружающих нас людей, а на самих себя. Удивительно, но, исправляя себя и свою жизнь, человек начинает все меньше и меньше видеть недостатки других.

Внимание! Этот духовный закон работает всегда: сосредотачиваясь на своих грехах и недостатках, нам просто не хватает внимания замечать их в других. Это важнейшее и полезнейшее качество, помогающее встать на путь христианской жизни.

Но пока человек довольствуется только лишь внешней благообразной маской, за которой скрывает свои внутренние духовные неурядицы, да еще считает себя вправе поучать других — ни о каком истинном благочестии не может идти речь. Такие люди неизменно чувствуются: с ними неприятно общаться, не хочется делиться, рядом дискомфортно. При этом внешне человек может выглядеть как образ и подобие святости. Но это не есть христианское благочестие, а только лишь фарисейская маска, обличаемая Христом.

Краткое правило для благочестивой жизни

Принуждай себя вставать рано и в определенное время. Без особенной причины не спи более семи часов. Как скоро пробудишься от сна, тотчас вознеси мысль свою к Богу и сделай на себе с благоговением крестное знамение, помышляя о Распятом Господе Иисусе Христе, Который для нашего спасения умер на кресте.

* * *
Немедленно встань с постели, оденься и не позволяй себе долго нежиться на мягкой постели и оставаться неодетым.

* * *
Одеваясь, помни, что ты находишься в присутствии Господа Бога и ангела хранителя, и вспоминай о падении Адама, который грехом лишил себя одежды невинности и смиренно проси у Господа Иисуса благодати облечься в Него и так мыслить, чувствовать, говорить и делать, как Он Сам и мыслил, и чувствовал, и говорил, и делал.

* * *
Потом немедленно начни молитвы утренние; преклонив колена, молись тихо, внимательно, благоговейно и с глубочайшим смирением, как должно пред взором Всемогущего; испрашивай у Него веры, надежды и любви и благословения к занятиям того дня; проси себе сил к благодушному принятию всего того, что Ему будет благоугодно в тот день послать или попустить, к перенесению всех тягостей, трудностей, бедствий, смущений, напастей, скорбей и болезней души и тела, с твердостью и спокойствием и с любовью к Иисусу Христу.

Приими твердое намерение все делать для Господа Бога, все принимать от Отеческих рук Его и особенную решимость делать именно такое-то доброе или избегать именно такого-то зла; приноси всего себя в живую жертву Богу, размышляй так: может быть, этот день есть последний день моей жизни,- и все так делай, как бы ты хотел делать, готовясь предстать теперь же на суд Божий.

* * *
Благодари Господа Бога за сохранение тебя в предшествующую ночь, и что ты еще жив и не умер во грехах. Сколько людей смерть в прошедшую ночь представила пред Страшное судилище Господа!

* * *
Также возблагодари Бога, что еще есть для тебя время благодати и милосердия и что есть еще время и средства для покаяния и приобретения Неба.

* * *
Каждое утро думай о себе, что только теперь начинаешь и хочешь быть христианином, а прошедшее время напрасно погибло.

* * *
Хотя четверть часа каждое утро посвящай на краткое размышление об истинах веры, особенно о непостижимом Таинстве воплощения Сына Божия, о втором пришествии Его, Страшном суде, муке и рае.

* * *
После молитвы и размышления, если позволяет время, почитай какую-нибудь книгу духовную, например, святителя Димитрия Ростовского “Алфавит Духовный” и святителя Тихона Задонского “Сокровище от мира собираемое”. И читай до тех пор, пока сердце твое придет в умиление. Довольно подумав об одном месте, читай далее и внимай тщательно тому, что Господь говорит твоему сердцу.

* * *
После сего займись делами твоими, и все занятия твои и дела твои да будут во славу Божию. Помни, что Бог везде видит тебя, зрит все действия, занятия, чувствования, помышления и желания твои и щедро воздает тебе за все добрые дела. Не начинай ни одного дела, не помолясь Господу Богу, ибо то, что мы делаем или говорим без молитвы, после оказывается или погрешительным, или вредным и обличает нас чрез дела неведомым для нас образом. Сам Господь сказал: без Меня не можете творити ничесоже.

* * *
Среди трудов твоих будь всегда весел и покоен, успех оных поручай благословению Господа и довольствуйся тем, что ты сделал свое дело.

* * *
Исполняй все тяжкое для тебя, как епитимью за грехи твои — в духе послушания и смирения; в продолжении трудов произноси краткие молитвы, особенно молитву Иисусову, и представляй себе Иисуса, Который в поте лица Своего ел хлеб Свой, трудясь с Иосифом.

* * *
Если твои труды совершаются успешно по желанию сердца твоего, то благодари Господа Бога; если же неуспешно, то помни, что и это Бог попускает, а Бог делает все хорошо.

* * *
Если же остается время пред обедом, то рассмотри, как ты исполнил то, на что решился поутру, или во время благочестивого чтения, или во время размышления.

* * *
Во время обеда представляй Отца Небесного, отверзающего руку Свою, чтобы напитать тебя; никогда не оставляй молитвы пред обедом и во время его представляй, что Иисус обедает с тобою; удели от своего стола и нищим. После стола считай себя как бы одним из тех, которых в числе пяти тысяч напитал чудесно Иисус Христос; и возблагодари Его от сердца и моли, чтобы Он не лишил тебя небесной пищи — Слова Своего и Святых Тела и Крови Христовых.

* * *
Если желаешь жизни мирной, то предай себя Богу. До тех пор ты не найдешь душевного мира, пока не успокоишься в Едином Боге, любя Его Единого. Всегда и во всем поминай Господа Бога и святую любовь Его к нам, грешным. Во всем старайся исполнять волю Божию и угождать только Единому Богу.

* * *
Не делай ничего против заповедей Божиих, не домогайся, не ищи ничего, кроме Бога, делай и терпи все для Бога.

* * *
Не заботься, о том, чтобы уважали и любили тебя люди мира сего, но о том, чтобы угодить Господу Богу, и чтобы совесть твоя не обличала тебя во грехах. Если же хочешь непрестанно помнить о Боге, то скорби и несчастия переноси, как справедливо тебя постигающие.

Читать еще:  Православные праздники в феврале года.

* * *
Бодрствуй тщательно над самим собой, над чувствами, помышлениями, движениями сердца и страстями; ничего не помышляй маловажным, когда дело идет о твоем спасении вечном. Во время памятования о Боге умножай молитвы твои, чтобы Господь помянул тебя тогда, когда забудешь о Нем. Во всем да будет учителем твоим Господь Иисус Христос, на Которого взирая оком ума своего, спрашивай самого себя чаще: что в этом случае помыслил бы, сказал и сделал Иисус Христос?

* * *
Приучись во всем, что ни видишь, представлять что-нибудь доброе.

* * *
Будь кроток, тих, смирен, молчи и терпи по примеру Иисуса. Он не возложит на тебя креста, которого ты не можешь понести; Он Сам поможет тебе нести крест. Не думай приобрести какую-либо добродетель без скорби и болезней души. Проси у Господа Бога благодати исполнять, как можно лучше, Его святейшие заповеди, хотя бы они казались тебе весьма трудными.

* * *
Исполнив какую-либо заповедь Божию, ожидай искушения, ибо любовь ко Христу испытывается через преодоление препятствий.

* * *
И на малое время не оставайся в праздности, а пребудь всегда в трудах и занятиях. Ибо нетрудящийся недостоин имени человека и непременно погибнет. Уединяйся по примеру Иисуса Христа, Который, удаляясь от прочих людей, молился Отцу Небесному.

* * *
Во время тягости душевной или охлаждения к молитве и ко всем благочестивым занятиям, не оставляй дел благочестия, — так и Господь Иисус Христос трижды молился, когда душа Его была прискорбна даже до смерти.

* * *
Делай все во имя Иисуса, и таким образом всякое дело твое будет делом благочестия.

* * *
Более слушай, нежели говори: во многоглаголании не спасешься от греха. Испрашивай для себя у Господа благодати благовременно и молчать, и говорить, и полагай хранение устам твоим, чтобы не согрешить языком, и заграждай слух, чтобы не услышать противного Господу Богу. Не любопытствуй о новостях: они развлекают дух; с охотою рассуждай о добрых предметах. Убегай даже самых малых грехов, ибо неудаляющийся от малых непременно впадет в большие и тяжкие.

* * *
Если хочешь, чтобы не тревожили тебя злые помыслы, то со смирением принимай уничижение души и скорбь телесную, не отчасти, но во всякое время, во всяком месте и во всяком деле.

* * *
Всякий помысл, удаляющий тебя от Господа, особенно скверный, плотской помысл, изгоняй из сердца как можно скорее, как сбрасываешь с одежды и одну искру, попавшую на нее. Когда приходит такой помысл, то молись крепко: “Господи, помилуй”, “Господи, помоги мне”, “Господи, не оставь меня, избавь от искушений” или иначе как. Но среди искушений не смущайся. Кто посылает случай к сражению, Тот даст и силы к победе. Будь спокоен духом, уповай на Бога; если Бог за тебя, то кто против тебя?

* * *
Испрашивай у Бога, чтобы Он отнял все, что питает твое самолюбие, хотя бы это лишение для тебя было самое горькое. Желай жить для Него Одного и умереть и всецело принадлежать Ему.

* * *
Когда потерпишь какое-либо бесчестие от людей, то разумей, что это послано от Бога к славе твоей, и, таким образом, в бесчестии будешь без печали и смущения, и в славе, когда она придет, будешь верен и избежишь осуждения.

* * *
Если имеешь пищу и одежду, то сим будь доволен по примеру Иисуса, нас ради обнищавшего.

* * *
Никогда не спорь и слишком много не защищай себя и не извиняй; ничего не говори против начальников или ближних без нужды или обязанности. Будь искренен и прост сердцем; с любовью принимай наставления, увещевания и обличения от других, хотя бы ты был и очень мудр.

* * *
Не будь ненавистником, завистливым, безмерно строгим в слове и делах. Чего не хочешь себе, того не делай другому, и чего себе от других желаешь, то прежде сам сделай другим.

* * *
Если кто посетит тебя, то возвысь сердце твое к Господу и моли Его даровать тебе дух кроткий, смиренный, собранный, будь ласков, скромен, осторожен, благоразумен, слеп и глух, смотря по обстоятельствам. Помышляй, что Иисус находится среди тех, с которыми ты находишься и беседуешь. Слова твои растворяй солью премудрости, твердо помни, что время кратко и что человек должен дать отчет во всяком бесполезном слове; разговору назначай определенную цель и старайся направлять его к спасению души. Когда же кому принесешь пользу словами твоими, то признай в этом благодать Божию.

* * *
Когда ты находишься наедине с собою, то испытай себя, не сделался ли ты менее добр, нежели как был прежде, не впал ли в какие грехи, которые прежде не делал? Если согрешишь, то немедленно проси прощения у Бога со смирением, сокрушением и упованием на Его благость и поспеши принесть покаяние пред отцом духовным; ибо всякий грех, оставленный без покаяния, есть грех к смерти, о котором, если и святой помолится за другого, не будет услышан. Притом, если не будешь сокрушаться о грехе, сделанном тобою, то опять в него скоро впадешь.

* * *
Старайся делать всякому добро, какое и когда только можешь, не думая о том, оценит ли или не оценит он его, будет ли или не будет тебе благодарен. И радуйся не тогда, когда сделаешь кому-либо добро, но когда без злопамятства перенесешь оскорбления от другого, особенно от облагодетельствованного тобой.

* * *
Если кто с одного слова не окажется послушным, того не побуждай чрез прение, сам воспользуйся благом, которое он потерял. Ибо незлобие принесет тебе великую пользу. Но когда вред одного распространяется на многих, то не терпи его, ищи пользы не своей, а многих. Общее благо важнее частного.

* * *
Во время ужина вспоминай о последней вечери Иисуса Христа, моля Его, чтобы Он удостоил тебя вечери небесной. Прежде, нежели ляжешь спать, испытай свою совесть, проси света к познанию грехов твоих, размышляй о них, проси прощения в них, обещая исправление, определив ясно точно, в чем именно и как ты думаешь исправить себя. Потом предай себя Богу, как будто тебе должно в сию ночь явиться пред Ним, поручай себя Божией Матери, Ангелу Хранителю, Святому, которого имя носишь. Представляй постель как бы гробом твоим и одеяло как бы саваном.

* * *
Сделав крестное знамение и облобызав крест, который на себе носишь, усни под защитою Пастыря Израилева, Иже храняй не воздремлет, ниже уснет.

* * *
Если не можешь спать или бодрствуешь во время ночи, то вспоминай слово: среди полунощи быстъ вопль: се Жених грядет, или вспоминай о той последней ночи, в которую Иисус молился Отцу до кровавого пота; молись за находящихся ночью в тяжких болезнях и смертном томлении, за страждущих и усопших, и моли Господа, да не покроет тебя вечная тьма.

* * *
Во время болезни, прежде всего, возложи упование твое на Бога и частым воспоминанием и размышлением о страдании и смерти Иисуса Христа занимай себя, чтобы более и более укреплялось твое сердце.

* * *
Непрестанно твори какие-либо молитвы, какие знаешь и можешь; проси у Господа прощения во грехах и терпения во время болезни. Всячески воздерживайся от ропота и раздражительности, так обыкновенных во время болезни. Если Господь Иисус Христос претерпел ради нашего спасения самые тяжкие страдания и болезни, а мы что сделали или потерпели ради нашего спасения?

* * *
Как можно чаще ходи в храм к Божественной службе, особенно старайся как можно чаще быть во время литургии.

* * *
Но воскресные и праздничные дни непременно посвящай делам благочестия; всегда, когда находишься в храме, представляй, что ты находишься в присутствии Бога, ангелов и всех святых, остальное время дня после литургии посвящая на благочестивое чтение и другие дела благочестия и любви.

* * *
День рождения твоего особенно посвящай делам благочестия.

* * *
Каждый год и каждый месяц делай строгое испытание своей совести.

* * *
Исповедуйся и приобщайся Святых Тайн как можно чаще. К приобщению Святых Тайн приступай всегда с истинным гладом и истинною жаждою души, с сокрушением сердца, с благоговением, смирением, верою, упованием, любовью.

* * *
Как можно чаще размышляй о страданиях и смерти Иисуса Христа, умоляя Его ризою заслуг Своих покрыть все грехи твои и принять тебя в Царство Свое.
Имя Иисуса всегда имей в устах и сердце.

* * *
Как можно чаще размышляй о великой любви Господа к тебе, чтобы и самому тебе возлюбить Его всем сердцем твоим, всею душою твоею и всеми силами твоими и таким образом будешь вести мирную жизнь на сей земле и блаженную на небе во веки веков.

* * *
Благодать Господа нашего Иисуса Христа да будет с тобою.

Источники:

http://www.biblioteka3.ru/biblioteka/pravoslavnaja-bogoslovskaja-jenciklopedija/tom-2/blagochestie.html
http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/pravoslavnoe-blagochestie.html
http://www.pravmir.ru/kratkoe-pravilo-dlya-blagochestivoj-zhizni/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: