Поморцы старообрядцы беспоповцы. Падает снег, каждая снежинка на своем месте

Поморцы старообрядцы беспоповцы. Падает снег, каждая снежинка на своем месте

«Падает снег. Каждая снежинка на своем месте»
изречение Дзен

Что может быть прекрасней снега? Мириады изящных, ослепительно-белых, ледяных искорок летящих вниз из черной бездны небес, следующих в своем неповторимом танце, то порывам ветра, то затишью, то еще каким-то невидимым обстоятельствам, укрывающих хрупким, искусным кружевом серую голь земли.
В те редкие моменты, когда поднимаешь голову к небу, забыв о повседневных заботах, о социальном статусе, происхождении, и еще тысяче мелочей, восторженно наблюдая происходящее, тебе на миг кажется, что ты наконец-то обрел что-то важное, заполнил пустоту в себе, нашел давно утерянное, то, что так долго и упорно искал, и уже почти отчаялся найти. Тебе кажется, что ты полностью и окончательно понял первозданную суть и красоту божьего замысла, сокрытого в этом маленьком чуде. Осознание этого наполняет тебя диким восторгом и необъяснимым счастьем, поднимает над Землей: Ты – жизнь и часть жизни! Ты – вселенная и часть вселенной! Ты – Бог и часть Бога! Но, к сожалению, только на несколько секунд. (Да, друг мой, счастье, увы, мимолетно).
Из радостного оцепенения тебя вырывает сигналящая машина, застрявшая на светофоре, ругань проходящих мимо подростков, лай бродячих собак, вой охранных сирен, да мало ли что тебя может отвлечь в большом городе.
И ты опять падаешь вниз, в эту мутную жижу бытия, и подобно Каю, по чей-то прихоти, всю свою жизнь строишь из осколков льда слово «вечность», чтоб получить в награду полмира и коньки в придачу. Но, финал у этих историй всегда один: неожиданно появляется забытая тобою Герда и все рушит. Все твои усилия окажутся тщетными и потекут ручейками из глаз, наверное, потому что «вечность», которую, ты так упорно собираешь, будто конструктор, из груды льда, скрыта в чем-то другом – большом и светлом, давно позабытом нами, как сон, после пробуждения…
Человек подобен колодцу, который наполнен хитросплетением слов и звуков.
В детстве, вода в нем свежа и прозрачна, вокруг полно чудес и даже днем видно звезды. Но, со временем источник засоряется и усыхает, вода горкнет, и он перестает замечать гармонию и красоту вокруг себя. И как ему, вечно спешащему жителю мегаполиса, уловить непостижимую тайну пролетающего мимо снега, несущего в своей невероятной геометрии и совершенстве древнее послание забытого Бога?…
А пока мы ищем ответы, упорно боремся или плывем по течению реки Жизни, снег дарит радость и присутствие чуда. Он просто идет…

mu_pankratov

Падает снег, каждая снежинка на своем месте.

Для начала, стоило бы уточнить- что понятие “помор” и “поморцы”, ето две большие разницы. Поморы- ето коренные жители северо-запада Руси, поморцы же -приверженцы Древлеправославной Поморской Церкви (ДПЦ). Название дано в связи с географическим местом нахождения при её возникновении. Как и Феодосеевцы, Поморцы развивались параллельно с началом обустройства “Выговской обители” (р.Выг). Расхождение произошло в связи с принятием браков и сотрудничестве с властями.
В конечном итоге, многие феодосеевские общины, практически вся Прибалтика и Польша, перешли к поморцам. Половой вопрос- победил “чистое житие”! Раз семейные отношения утряслись, возникли наследственные вопросы, появился стимул к накопительству благ земных, то пришлось и со властью анчихриста договариваться. в итоге- стали и за амператора молиться.
Как бы то ни было, но поморцы- ето огромный слой в культуре и истории России. Даже по внешнему виду,поморцев ни с кем не перепутаешь. Хочу выложить фотографии, которые еще не успели “забаянить” в сети.

Псков. Кузнецы-старообрядцы (поморского согласия) Кирилл Васильевич Васильев и Петр Андреевич Ефимов. 60-е.

Когда Курженская обитель была сожжена по приказанию Новгородского митрополита Питирима, заступившего место митрополита Макария и введшего новшества. Соловецкий монастырь, наконец, был взят приступом http://mu-pankratov.livejournal.com/188579.html, казалось что пали последние оплоты Православия. Народ начал утекать, кто за границу, кто в Сибирь. на реке Выг начали селиться -“старцы” Соловецкого и других северных и внутреннемосковских монастырей.
По непосредственному благословению знаменитого пустынника, 124-летнего старца Корнилия, подвизавшегося в то время, уже около полутора десятка лет на реке Выг.Вдохновителем строительства “общежития” был Андрей Денисов (кн. Андрей Дионисиевич Мышецкий), а духовными руководителями — Даниил Викулин и священноинок Пафнутий Соловецкий.

«Прииде же к ним и отец Корнилий и с ними помолившеся Богу и положиша начало и сложишася во обще жити с Захарием, в лето от мироздания 7203 году, во осень после Покрова Богородицы. И собравшеся вси на место, где ныне часовня и столовая, и помолившеся Богу, и пеша молебен на месте, и начаша бревен сещи валнягу, около того места близ, и начаша столовую строити, тут же к столовой и хлебню присовокупиша и построиша в одной связи скоро (именно так начинал строиться и Соловецкий монастырь. – Б.К.), и собирахуся на богомоление в одну столовую, во одной половине братия, а в другой половине сестры. А братия построиша келию и живяху самым нужным пустынным житием, и уже собрася всех до сорока человек».
Инок Корнилий умирает через год после начала строительства обители, в 1695 году, в возрасте 125 лет, как бы исполнив полностью свою миссию в этой жизни.

Читать еще:  Обязанности дьякона в православной церкви. Кто такой дьякон

Петр I относился к выговцам снисходительно и разрешил им молиться по старым книгам в связи с тем, что они согласились работать на его Повенецких железных заводах, воинственному императору надо было развивать металлургию. В Олонецком крае стали возникать один за другим заводы, шли усердные поиски железных руд, но рабочих рук не хватало. Тут-то и вспомнили о выговских пустынниках, и на Выг пришел указ, чтобы выговские насельники «в работы к Повенецким заводам были послушны и чинили бы всякое споможение по возможности своей». За эту услугу государству царь обещал пустынникам свободно «жити в той Выговской пустыни и по старопечатным книгам службы своя Богу отправляти». А.Д.Меншиков от имени Петра I дал выговцам обширные права как в жизни религиозной, так и экономической. Выговцы, в свою очередь, располагали к себе царскую власть тем, что посылали ко дворцу разные подарки: лучших оленей, заводских лошадей, быков, разную птицу и пр.

Выговская “медница”- производило и иконное литье. Его можно встретить по всей стране.

Хозяйственное благополучие Выга началось с покупки в 1710 году на торгах пахотной земли в Каргопольском уезде. Здесь выговцы поставили кельи, скотные дворы и занялись земледелием и скотоводством. Позже на Выгозере и Водлозере завели рыбную ловлю. Для охоты на морского зверя совершались походы на Мурман, Новую Землю и Грумант (Шпицберген).Старообрядческий Выг представлял собой пример старинного русского самоуправления. Власть екклисиархов была большой, но не безграничной. 27 скитов, разбросанных в округе монастыря, и 12 пашенных дворов не подчинялись монастырскому уставу. Пашенные дворы, где жили и работали крестьянские семьи стояли еще ближе к миру. Среди этого многообразия поселений и укладов жизни Выговская обитель была духовным и организационным центром. Вопросы, касавшиеся общих интересов, рассматривались на соборе.

«Выговский староверский монастырь». Гравюра. 1881 г. (РГБ).

старейшие снимки Выговского общежительства 1895 года.

Сейчас же в етих местах запустение.От монастыря сохранился лишь небольшой участок изгороди вокруг монастырских построек и известно место и монастырского родника.
Зрите тут https://mu-pankratov.livejournal.com/853210.html

на этом мысу была пристань главного торгового порта уникальной страрообрядческой “республики” Выгореция.

В лесу, в горе, родник, живой и звонкий,
Над родником старинный голубец
С лубочной почерневшею иконкой,
А в роднике березовый корец.

Я не люблю, о Русь, твоей несмелой,
Тысячелетней рабской нищеты,
Но этот крест, но этот ковшик белый –
Смиренные, родимые черты!»
И. А. Бунин

У поморцев,сохранились традиции- погребения в домовине,надмогильных -“голбцов” и резных икон.http://mu-pankratov.livejournal.com/437026.html

Поморская Церковь-распространилась практически по всей России, но основные места- Север-запад, Псков, Новгород, Прибалтика, Польша, Н-Новгород, Алтай.
кстати,мои предки,тоже были-поморского согласия и уехали на Алтай еще по своей воли. Потом уж, кады поповцы обрели свою трехчинную иерархию, перешли к Белокриницким. Мой прадед- Лев Михайлович Панкратов, Елена Ивановна, дочь- Пана.

Как ни странно, были общины и среди казаков.
Белгородская обл. 70-е

Так или иначе, но на мой взгляд, поморцев можно назвать, на современный лад- “безпоповщина-лайт”. Браки хоть просто и благословляются наставником, внешне напоминают наши поповския. Да и к наставникам обращаются- о. Иоанн, а иногда и попами кличут.)))

Вот как раз,жаних кладет земные поклоны.

Кстати, до свадьбы, девки носят-одну косу (можно и без платка), во время свадьбы- её расплетают, заплетают две и потом их вместе соединяют. Потом одевается- кичка (пожизненно))), а сверху уже платок.

Поморское согласие- очень активное, строятся новые храмы, создаются общины (недавно в Англии появилась),есть детские лагеря для детей.

Установили недавно часовню в Пустозерске, на месте где сожгли св.Аввакума.

в Москве они находятся на Преображенке,по соседству с феодосеевцами.

также восстанавливается в Токмаковом пер. на Бауманской.

В Питере на Тверской,

и главный центр в Рыбацком.

Сам знаком и дружен со многими поморцами и скажу вам честно-очень современные люди, не смотря на главный догмат безпоповства- оборона от анчихриста. В сети сейчас масса сайтов и информации по ДПЦ. Хорошо бы прочитать для полного понимания старообрядчества- “Поморские ответы” http://starover-pomorec.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=36:catalog&catid=21:2011-04-17-11-45-10&Itemid=42

Читать еще:  Теряются ключи примета. К чему найти на улице ключ? Народные толкования приметы

Ну и на последок, насладитесь (кому ндравится конешно) -наонным пением по крюкам в старообрядческой поморской моленной на Старом Форштадте, Даугавпилс, Латвия.

Поморцы старообрядцы беспоповцы. Падает снег, каждая снежинка на своем месте

Старообрядцы в своем противостоянии с духовенством и стремлении чтить традиции древнего православия нередко доходили до крайностей. Они не подчинялись властям, обвиняли Церковь в ереси и убивали себя в надежде на спасение.

Поповцы и беспоповцы

Раскол в Русской православной церкви в 1650-60-х гг., связанный с реформами патриарха Никона, поставил приверженцев старого обряда в трудное положение – в их рядах не оказалось ни одного епископа. Последним был Павел Коломенский, умерший в 1656 году и не оставивший после себя преемников.

По канонам Православная церковь без епископа существовать не может, ведь только он уполномочен назначать священников и диаконов. Когда из жизни ушли последние священники и диаконы дореформенного поставления, пути старообрядцев разошлись. Одна часть староверов решила, что можно прибегать к помощи священников отрекшихся от никоновской веры. Они стали охотно принимать покинувших своего епархиального епископа священников. Так появились «поповцы».

Другая часть староверов была убеждена, что после Раскола благодать полностью покинула Православную церковь и всё, что им осталось, так это смиренно ожидать Страшного суда. Отвергнувших священство старообрядцев стали называть «беспоповцами». Он селились преимущественно на необжитых берегах Белого моря, в Карелии, Нижегородских землях. Именно в среде беспоповцев впоследствии и появляются самые радикальные старообрядческие согласия и толки.

В ожидании Апокалипсиса

Ключевым элементом в идеологии старообрядчества стали эсхатологические мотивы. Многие толки староверов, ограждая себя от «антихристовой власти», из поколения в поколение существовали в ожидании скорого конца света. Наиболее радикальные течения и вовсе пытались его приблизить. Готовясь к последним дням, они копали пещеры, ложились в гробы, умирали голодной смертью, кидались в омут, сжигали себя целыми семьями и общинами.

За всю свою историю старообрядчество истребило десятки тысяч своих приверженцев. Знаток старообрядчества и сектантства Александр Пругавин попытался определить число раскольников погибших в огне. По его подсчетам только до 1772 года сгорели заживо около 10 000 человек.

Нетовцы (Спасово согласие)

Это одно из самых больших беспоповских согласий. Общая численность нетовцев на конец XX века достигала 100 тыс. человек, преимущественно проживающих в Саратовской, Нижегородской, Владимирской областях, а также в Среднем Поволжье.

Нетовцы (слово говорит само за себя) отрицают православные святыни, обряды и многие таинства, уповают исключительно на Спасителя, который «сам ведает как нас бедных спасти». На протяжении своего существования они старались избегать любых контактов с Православной церковью, особенно если это касалось обряда погребения. Покойников хоронили в лесу, овраге или за оградой кладбища.

Таинство крещения нетовцы все же не отвергли. Они признают возможным совершать обряд крещения в Православной церкви, толкуя это весьма своеобразно: «хотя и еретик крестил, да поп в ризах, а не простой мужик». Впрочем, более строгие течения обходятся самокрещением, а некоторые заменяют этот обряд простым надеванием креста на новорожденного.

Спасово согласие требует от своих последователей достаточно сурового аскетизма в быту. К примеру, под запретом употребление продуктов на дрожжах, с хмелем, не едят они и картофель. Существует табу на яркую и пеструю одежду. Поговорка гласит: «на ком рубаха пестра, значит, душа его антихристова сестра», или «что не пестринка, то слуга бесинка».

Среди нетовцев были широко распространены самоубийства в виде самосожжений.

Ды́рники

Это одно из наиболее радикальных ответвлений в спасовом согласии, не признающее никаких духовных наставников. Они не почитают «новописные» иконы потому, что без священства их некому освятить, а «старописные» – потому, что они были осквернены от обладания еретиками. Дырники не имеют специальных богослужебных помещений. Молитва происходит либо под открытым небом, либо в помещении через специальное отверстие строго на восток. Молиться через окно или стену для них грех. Небольшая группа дырников сейчас проживает в Центральной Сибири.

Поморское согласие

История поморского согласия берет свое начало в 1694 году, когда была основана мужская община на реке Выг. В 1723 году Выговская обитель прославилась составлением «Поморских ответов». Эта полемическая книга впоследствии стала апологетической основой для защиты всего старообрядчества.

Поморцы требуют от своих последователей полного разрыва с официальной церковью, а всех приходящих к ним из православия обязательно перекрещивают. От таинств не отказываются, но делят их на необходимые для спасения (крещение, покаяние и причащение) и остальные, без которых можно обойтись.

Серьезные разногласия в среде поморцев возникали по поводу брака. Со временем практичность восторжествовала. Благодаря введению брачного чина поморцы узаконили супружеские отношения, что привело к возможности законной передачи имущества по наследству.

Читать еще:  Магия чисел. К чему снится фейерверк или салют: версии различных сонников

В советские времена поморцы были самым многочисленным среди беспоповских согласий. Сегодня большие группы их последователей проживают в Вильнюсе, Риге и Москве.

Федосеевцы

В конце XVIII века в результате споров о надписи на кресте и о браке от поморского согласия отделились федосеевцы. В 1781 году Илья Ковылин (бывший крепостной князя Голицына) основал в Москве общину в районе Преображенского кладбища. Федосеевская община отличалась строгой дисциплиной и безоговорочным подчинением наставнику. Ее члены были обязаны соблюдать безбрачие и целомудрие.

Как и многие другие беспоповцы федосеевцы считают, что в мире больше нет благодати. «Всякую современную государственную власть мы расцениваем как сатанинскую, как ловушку антихриста», – говорят они. Из церковных таинств сохранены лишь крещение и евхаристия, которые совершаются мирянами. В силу непризнания православного священства федосеевцы практикуют сожитие без венчания.

Во время Великой Отечественной войны большое число федосеевцев сотрудничали с немецкими властями и активно противостояли Красной армии и партизанам.

Наиболее многочисленные группы федосеевцев проживают в Псковской, Новгородской, Ульяновской и Тюменской областях. Их общая численность около 200 тысяч человек.

Пастухово согласие

Зародилось в недрах поморского согласия, его основателем стал пастух Василий Степанов. В отличие от поморцев пастуховцы избегали всяческого общения с гражданскими властями. Отвергали деньги, паспорта и другие предметы с изображением государственного герба. Но во избежание разврата вынуждены были признать брак.

Крайняя степень неприятия внешнего мира накладывала на пастуховцев запрет на проживание в населенных пунктах, где находился хотя бы один государственный служащий, сторонник Православной церкви или представитель другого старообрядческого толка. Их нога никогда не ступала на каменные мостовые, как изобретения «века Антихриста».

Бегуны

В 1772 году в селе Сопелки близ Ярославля возник бегунский толк, как течение противостоящее «антихристовой власти». Основа учения бегунов – спасение от Антихриста, которого в отличие от большинства беспоповцев они воспринимали не как духовное явление, а как персонифицированную личность в облике Петра I.

Бегуны живут в ожидании «первого воскресения», когда Христос сразится с Антихристом. И «тогда наступит тысячелетнее царство Христа, Новый Иерусалим для жилища странников будет спущен с неба в то место, где моря несть к тому». Свою новую обитель бегуны видят около Каспийского моря, куда регулярно совершают паломничество.

Все бегуны «самокрещенцы», обязуются вести целомудренную жизнь, питаться только постной пищей. Они полностью отвергают брак, но при этом допускают блуд, считая его меньшим грехом.

Народная молва рассказывает о странном обычае бегунов, именуемом «красной смертью». Суть его в удушении умирающего красной подушкой с тем, чтобы он мученической смертью искупил не только свои грехи, но и грехи братьев по вере.

На протяжении столетий бегуны, преследуемые властью как «вредная секта» оставались малочисленной, разбросанной по глухим местам Сибири и Северного Урала группой.

Водяники

Водяники или старопоповцы принадлежат тем толкам, где полностью не отвергается священство. Они обличают староверов, принимающих священников за деньги, но признают переход духовного лица из православия в старообрядчество в случае, если священник отречется от «еретической веры».

Если член старопоповской общины заболел ему запрещено принимать лекарства. Суть лечения сводится исключительно к причащению богоявленской водой.

Воздыханцы

В 1870 году в Калуге башмачник Иван Ахлебинин основал общину, получившую позднее название воздыханцев. Члены данного толка отвергают любое внешнее поклонение богу, иконы, таинства и церковную иерархию, однако признают «толковые книги» – Евангелие, Деяния апостолов и Псалтырь.

Согласно верованиям воздыханцев сначала было царство Бога-отца, затем наступило царство Бога-сына, а спустя 8 тыс. лет от сотворения мира пришло царство Духа Святого. Эта доктрина нашла отражение в обрядах воздыханцев. На молитвенных собраниях они вместо крестного знамения воздыхают, поднимая глаза к небу и проводя по своему лицу рукой или платком.

Многие другие радикальные согласия и толки беспоповских староверов, существенно не отличаясь друг от друга, имеют лишь им присущие особенности. Так, последователи согласия разиней собравшись на молитву в день евхаристии, стоят раскрыв рот в ожидании, что их будут причащать ангелы.

Потемщики относятся к тем, кто признает обряд крещения, но совершают его только по ночам, как бы подражая Христу.

В Акулиновом согласии принято общежитие и безбрачие. Это служило неоднократным поводом для обвинения акулиновцев в разврате и свальном грехе.

Капитоновцы кшарского устава – сторонники радикальных подходов в самоубийстве за веру, участники массовых актов самосожжения.

Рябиновцы считают, что крест Христа состоял из кипариса, кедра и певга. Последнее дерево они связывают именно с рябиной, из которой и следует изготавливать крест.

Источники:

http://www.stihi.ru/2012/03/02/11898
http://mu-pankratov.livejournal.com/224042.html
http://russian7.ru/post/bespopovcy-i-drugie-camye-radikaln/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: