Поместный собор русской православной церкви. Межрелигиозное и межгосударственное сотрудничество

Поместный Собор: вопросы и ответы

В преддверии Поместного Собора Русской Православной Церкви существенно возрос интерес к теме церковных Соборов и традиции их проведения в Русской Церкви. Наиболее часто задаваемые в этой связи вопросы прокомментировал научный консультант Пресс-службы Архиерейского и Поместного Соборов Русской Православной Церкви секретарь Ученого совета Московской духовной академии доцент протоиерей Павел Великанов, главный редактор портала «Богослов.ru».

— Поместный Собор входит в систему органов высшей церковной власти и управления наряду с Архиерейским Собором, а также Священным Синодом, возглавляемым Святейшим Патриархом Московским и всея Руси.

В системе высшего церковного управления Поместный Собор, согласно пункту 1 раздела II Устава Русской Православной Церкви 2000 года, является органом высшей церковной власти в области вероучения и канонического устроения.

Собор состоит из архипастырей, представителей клира, монашествующих и мирян, и полномочен истолковывать церковное учение, решать канонические, богослужебные и пастырские вопросы, канонизировать святых, определять и корректировать принципы отношений между Церковью и государством. Исключительной прерогативой Поместного Собора является избрание Патриарха Московского и всея Руси.

— Кто имеет право созывать Поместный Собор?

— Собор не имеет периодичности в своем созыве. Он созывается в зависимости от назревшей необходимости по соответствующему решению, которое должен принимать Архиерейский Собор, или, в исключительном случае, Патриарх (Местоблюститель) и Священный Синод. Исключительным случаем, который предоставляет право Местоблюстителю и Священному Синоду принять решение о созыве Поместного Собора, является кончина Святейшего Патриарха.

— Скажите, пожалуйста, кто, как и почему принял решение о созыве Поместного Собора в 2009 году?

— Решение о созыве Поместного Собора и проведение такового в период с 27 по 29 января 2009 года было принято на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви, которое состоялось в Патриаршей резиденции в Свято-Даниловом монастыре под председательством Местоблюстителя Патриаршего престола 10 декабря 2008 года (журнал № 96). В синодальном заседании также приняли участие члены Священного Синода как из числа постоянных, так и временных, вызванных на текущую сессию.

Созыв и проведение Собора было вызвано кончиной Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и необходимостью избрания нового Предстоятеля Русской Православной Церкви, как о том гласит пункт 16 главы IV Устава 2000 года.

Поместному Собору, в случае его созыва не Архиерейским Собором, а Патриархом (Местоблюстителем Патриаршего престола) и Священным Синодом, как это имело место 10 декабря 2008 года, в обязательном порядке должен предшествовать Архиерейский Собор. Синод постановил провести заседание Архиерейского Собора в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в период с 25 по 26 января 2009 года (журнал № 96).

— Не могли бы Вы пояснить, какие документы регламентируют работу Поместного Собора?

— Основным документом, на который опирается Поместный Собор в своей работе, является Устав Русской Православной Церкви 2000 года. Устав содержит перечень документов, регламентирующих работу Поместного Собора. К таковым относятся: программа заседаний Собора, повестка дня, регламент заседаний и структура Собора. Поскольку Поместный Собор 2009 года созывается Местоблюстителем Патриаршего престола и Священным Синодом, то проекты вышеуказанных документов сначала утверждаются Архиерейским Собором, а затем выносятся на утверждение Поместного Собора.

Специально созданная Комиссия по подготовке Поместного Собора Русской Православной Церкви разработала проекты программы заседаний, повестки дня, регламента заседаний, которые и были предложены к рассмотрению Архиерейского Собора на заседании Священного Синода от 24 декабря 2008 года (журнал № 104) под председательством Местоблюстителя Патриаршего престола.

— Почему накануне Поместного Собора необходимо проводить Архиерейский Собор?

С требованием об обязательности проведения Архиерейского Собора накануне Собора Поместного выступает Устав 2000 года. Причем Архиерейский Собор предваряет заседания Поместного Собора вне зависимости от того, кто выступил инициатором созыва Поместного Собора: Патриарх (Местоблюститель) и Священный Синод или сам Архиерейский Собор. Последний несет ответственность за подготовку Поместного Собора.

Архиерейский Собор разрабатывает, предварительно одобряет и выносит на рассмотрение Поместного Собора программу заседаний, повестку дня, регламент заседаний и структуру Собора (либо утверждает указанные документы в случае созыва Собора Патриархом (Местоблюстителем) и Священным Синодом), принимает иные решения, относящиеся к проведению Поместного Собора.

Проведение Архиерейского Собора 25-26 января 2009 года необходимо еще и для того, чтобы избрать тайным голосованием трех кандидатов на Патриарший престол, отвечающих требованиям, предъявляемым к ним Уставом.

— Скажите, пожалуйста, кто определяет состав участников Поместного Собора?

— Устав 2000 года закрепляет норму о составе Поместного Собора из архиереев (как епархиальных, так и викарных, являющихся членами Собора по положению), а также представителей клира, монашествующих и мирян (количество и порядок избрания последних трех категорий устанавливаются Архиерейским Собором).

В исключительных случаях Устав предоставляет возможность установить процедуру избрания делегатов от клира, монашествующих и мирян и их квоту Священному Синоду. Решение Синода в таком случае подлежит утверждению Архиерейского Собора. Опираясь на указанную норму, Священный Синод 10 декабря 2008 года принял «Положение о составе Поместного Собора» (журнал № 96), которым детализировал указания Устава о составе Собора.

Согласно «Положению» членами Поместного Собора являются: руководители синодальных учреждений (Управления делами Московской Патриархии, Отдела внешних церковных связей, Издательского совета, Учебного комитета, Отдела катехизации и религиозного образования, Отдела благотворительности и социального служения, Миссионерского отдела, Отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями, Отдела по делам молодежи), ректоры Духовных академий и Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, наместники мужских ставропигиальных монастырей в епископском сане, начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, члены Комиссии по подготовке Поместного Собора Русской Православной Церкви (ее персональный состав был утвержден на заседании Священного Синода от 10 декабря 2008 года (журнал № 96)).

Кроме того, по квоте от Духовных семинарий избираются на ректорском совещании пять делегатов, а от женских ставропигиальных монастырей на съезде их настоятельниц избираются четыре делегата.

Согласно пункту 11 «Положения о составе Поместного Собора» от каждой епархии Русской Православной Церкви избираются три делегата (один клирик, один монашествующий и один мирянин), а от Патриарших приходов в Канаде, в США и в Скандинавских странах избирают по два делегата (клирик и мирянин).

Постановлением Священного Синода от 24 декабря 2008 года (журнал № 105) перечень Патриарших приходов, представляющих по два делегата на Собор, был расширен за счет Патриарших приходов в Туркменистане и в Италии.

— Как в епархиях или Патриарших приходах происходят выборы делегатов на Собор?

Читать еще:  Любимые цветы по знаку зодиака. Какие цветы подарить девушке в зависимости от ее знака зодиака? Цветы для Скорпиона

— Устав 2000 года и «Положение о составе Поместного Собора» от 10 декабря 2008 года не регламентируют процедуру избрания делегатов на Собор.

«Положение» указывает, что делегаты на Собор избираются епархиальным собранием (общеприходским собранием в отношении Патриарших приходов в Канаде, в США, в Туркменистане, в Италии и в Скандинавских странах) по установленной самим собранием процедуре из лиц православного исповедания, отвечающих качествам, указанным в пункте 32 главы XI Устава для членов приходов Русской Православной Церкви, и проживающих на территории той епархии (прихода), от которой они избираются.

— Может ли принимать участие в заседаниях Собора кто-либо помимо его участников?

— Устав в пункте 16 раздела II предусматривает возможность участия в открытых заседаниях Собора, помимо членов последнего, приглашенных богословов, специалистов, наблюдателей и гостей (логика Устава не позволяет подобного участия в закрытых заседаниях). Степень участия приглашенных лиц в соборных заседаниях отличается от той, которая касается членов Собора. Устав гласит, что в любом случае приглашенные лица не имеют права участвовать в голосовании.

— Не могли бы Вы напомнить, какие требования предъявляются к кандидатам на Патриарший престол?

— Кандидат в Патриархи должен быть архиереем Русской Православной Церкви и отвечать требованиям, предъявляемым ему пункте 17 раздела IV Устава, а именно: обладать высшим богословским образованием, достаточным опытом епархиального управления, отличаться приверженностью к каноническому правопорядку, пользоваться как доброй репутацией и доверием иерархов, клира и народа, так и «иметь доброе свидетельство от внешних» (1 Тим. 3:7). Возраст кандидата на Патриарший престол не должен быть менее сорока лет.

— Когда и в связи с чем созывались Поместные Соборы Русской Православной Церкви в ХХ веке?

— В ХХ столетии состоялось несколько Поместных Соборов Русской Православной Церкви, для большинства из которых главными деяниями было избрание Предстоятелей Русской Церкви и принятие положений и уставов об управлении РПЦ.

Всероссийский Церковный Собор 1917-1918 годов, например, принял определения, реформировавшие высшее церковное управление и епархиальное управление, а также определения по многим вопросам внутренней жизни Церкви. Собор утвердил соборно-патриаршую форму высшего церковного управления и избрал на Всероссийский Патриарший престол Святителя Тихона (Белавина). В специальном разделе портала «Богослов.ru», который посвящен вопросам Соборов и Патриаршества, размещены практически все документы, связанные с этих собором — постановления, деяния, биографии соборян, обзоры сессий.

Следующий Поместный Собор 1945 года был созван в связи с кончиной Святейшего Патриарха Сергия (Страгородского). Собор избрал на Патриарший престол митрополита Алексия (Симанского) и принял «Положение об управлении Русской Православной Церкви», которое явилось правовым актом, устранившим вакуум правового регулирования деятельности высшего управления Русской Православной Церкви.

Поместный Собор 1971 года был созван в связи с кончиной Святейшего Патриарха Алексия I (Симанского). Участники Собора избрали Патриархом Московским и всея Руси митрополита Пимена (Извекова).

Поместный Собор 1988 года был посвящен Тысячелетию Крещения Руси. На этом Соборе был принят «Устав об управлении Русской Православной Церкви», который вобрал в себя многое из того, чего достиг в устройстве высшего церковного управления Всероссийский церковный собор 1917-1918 годов. Несомненным преимуществом Устава 1988 года стало правовое регулирование статуса, компетенции, состава, внутренней структуры, порядка работы и принятия решений Архиерейским Собором, чего не знали ни определения Собора 1917-1918 годов, ни Положение 1945 года.

Поместный Собор 1990 года был созван в связи с кончиной Святейшего Патриарха Пимена (Извекова). Собор избрал на Патриарший престол митрополита Алексия (Ридигера), который совершал свое первосвятительское служение в Русской Православной Церкви до блаженной кончины 5 декабря 2008 года.

— Какие вопросы помимо избрания Патриарха будут обсуждаться на предстоящем Поместном Соборе?

— Конкретные вопросы повестки дня Поместного Собора окончательно формируются Архиерейским Собором, который вносит их на утверждение Поместного Собора. Последний при утверждении повестки дня вправе внести в нее изменения, дополнив новыми вопросами для рассмотрения.

— Как известно, по завершении Поместного Собора состоится интронизация нового Предстоятеля Русской Церкви. Не могли бы Вы пояснить смысл этого термина в его церковном значении?

— Термин «интронизация» буквально означает «возведение на престол», аналог которого в церковно-славянском языке — «настолование». Интронизация — торжественное богослужение, во время которого совершается возведение новоизбранного Патриарха на Патриаршую кафедру. В древности кафедрой архиерея было седалище (трон) епископа, которое располагалось на горнем месте; впоследствии кафедра была перенесена в центр храма.

До сих пор сохранились древние храмы V-VI вв., в которых кафедра представляет собой значительно поднятое место — до нескольких метров, к которому ведет несколько лестниц. Во внебогослужебное время кафедра Патриарха на Руси располагалась справа от Царских Врат, в то время как царское место находилось слева, у правого переднего столба храма.

— Как по традиции происходит интронизация избранного Патриарха в Русской Православной Церкви?

— Интронизация совершается во время Божественной литургии с облачением новоизбранного Патриарха в Патриаршие одежды и вручением ему Патриаршего посоха. Одежды Предстоятеля Церкви имеют ряд отличий от одеяний других архиереев. Это, прежде всего, особый головной убор — белый куколь, на лобной стороне и передних концах которого вышиты изображения шестикрылых серафимов, а на вершине Патриаршего куколя находится крест. Иной цвет имеет Патриаршая мантия — зеленый, в то время как у митрополитов она голубого цвета, а у остальных архиереев — фиолетового.

Во время богослужения Патриарх носит две панагии и крест, что также является особым отличием. Следует также назвать и Патриаршии инсигнии (знаки власти), которые отличают богослужение Патриарха от обычного архиерейского. Это предносной крест, орлец, который в средневековой Руси был признаком именно Патриаршего богослужения, а также Патриарший жезл и иерусалимы — особые сосуды, с которыми Патриаршии дьякона совершают каждение.

Более подробно об этих и других особенностях облачения и богослужения Патриарха, а также об истории интронизации в Византии и на Руси можно познакомиться на портале «Богослов.ru» в разделе, посвященном Соборам и Патриаршеству.

Определены функции Поместного Собора Русской Православной Церкви

Функции Поместного Собора Русской Православной Церкви конкретизируются в новой редакции Устава Русской Православной церкви, сообщил участник редакционной комиссии Архиерейского Собора протоиерей Владимир Вигилянский.

«Новый Устав Русской Церкви определил 8 (восемь) функций Поместного собора. Они очень конкретные, в отличие от предыдущей редакции Устава, в которой они были обозначены более общими словами», — пояснил отец Владимир корреспонденту Правмира.

Протоиерей Владимир рассказал о функциях Поместного Собора.

Читать еще:  Какой лунный день на месяц июнь.

1. Поместный Собор служит выражением вероучительного и канонического единства Русской Православной Церкви и имеет своей главной задачей его сохранение.

2. Принимает решения, относящиеся к предоставлению автокефалии, автономии или самоуправления частям Русской Православной Церкви.

3. По предложению Архиерейского Собора вырабатывает позицию церковной полноты по важнейшим вопросам, касающимся внутренней церковной жизни и взаимоотношению с другими поместными церквами, с инославными конфессиями и нехристианскими религиозными общинами, взаимоотношению между Церковью и государствами, а также Церковью и обществом на канонической территории Русской Православной Церкви.

4. В необходимых случаях обращается к Архиерейскому собору с предложением повторно рассмотреть ранее принятые решения в области вероучения, канонического устроения, с учетом мнений, высказанных большинством участников Поместного Собора.

5. Инициирует рассмотрение значимых вопросов в рамках Межсоборного Присутствия.

6. Заботится о сохранении православной веры и христианской нравственности и благочестия.

7. Избирает Патриарха Московского и Всея Руси в соответствии с Положением об избрании Патриарха Московского и всея Руси.

8. Утверждает, отменяет, заменяет и разъясняет свои постановления.

Протоиерей Владимир Вигилянский заверил, что никакие функции поместного Собора Русской Церкви не умалены, а, наоборот, конкретизированы и более широко обозначены.

Поместный собор — собор епископов и других клириков, а также мирян поместной Церкви или определённой её области для обсуждения и разрешения вопросов и дел вероучения, религиозно-нравственной жизни, устройства, управления и дисциплины.

Поместный Собор 1945 года: историческая правда и антицерковные домыслы

Русская Православная Церковь, пережив безбожные пятилетки и ужасы “Большого террора”, в годы Великой Отечественной войны возродилась как Церковь-победительница

Русская Православная Церковь, пережив безбожные пятилетки и ужасы “Большого террора”, в годы Великой Отечественной войны возродилась как Церковь-победительница

“СБУ рассекретила архивы: московского патриарха в 1945 году избирали агенты НКГБ” — подобные заголовки на днях “украсили” не только СМИ соседнего государственного образования под названием “Украина”. К сожалению, падкими до дутых “сенсаций” оказались и многие российские ресурсы. Однако, как и в случае с “сенсацией” суздальской, речь идёт отнюдь не о каком-либо удивительном открытии, но исключительно о “жареном факте”, весьма далёком от исторической правды.

А потому попробуем разобраться: каковы же были церковные реалии того трагического и в то же время героического военного времени? Кто же на самом деле в канун Великой Победы, в феврале 1945 года, избрал нового Предстоятеля Русской Церкви — Патриарха Алексия (Симанского)? И, наконец, почему антицерковных либералов так беспокоят отношения Церкви и государства того времени? Но для начала небольшой исторический экскурс.

Русская Церковь в преддверии Поместного Собора 1945 года

Поместный Собор Русской Православной Церкви 1945 года был созван после кончины Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Сергия (Страгородского), управлявшего Церковью в период самых тяжёлых во всей её тысячелетней истории десятилетий. Владыка Сергий был Первосвятителем с середины 1920 годов и вплоть до 15 мая 1944 года, дня его ухода из земной жизни.

Фигура этого иерарха до сих пор вызывает множество вопросов. Да, именно он в 1927 году в своем послании “Об отношении Православной Российской Церкви к существующей гражданской власти” 1927 года произнёс слова, неправильно понятые многими православными христианами:

Мы хотим быть православными и в то же время сознавать Советский Союз нашей гражданской родиной, радости и успехи которой — наши радости и успехи, а неудачи — наши неудачи.

К сожалению, тогда эти слова привели ко многим церковным нестроениям и даже расколам. Некоторым церковным деятелем показалось, будто владыка Сергий склонен к соглашательству с богоборческими властями, более того, пытается подчинить им Церковь и верующих. Но если вчитаться в слова владыки внимательно и без предубеждения, становится ясно, что его слова были обращены отнюдь не к ВКП (б) и чекистам, но к родной стране, которая даже при нелепо звучащей для слуха людей тех лет аббревиатуре “СССР” оставалась исторической Россией. Конечно, Церковь в лице своего Первоиерарха искала пути взаимодействия со светской властью, и в тех тяжелейших условиях владыка Сергий (Страгородский) сделал всё, чтобы минимизировать урон, нанесённый Церкви богоборцами.

Тем не менее к началу Великой Отечественной войны Русская Церковь оказалась в поистине ужасающем состоянии: на территории современной России не оставалось ни одного действующего монастыря, абсолютное большинство архиереев были или уже расстреляны, или находились в тюрьмах и лагерях. И вместе с тем параллельно с Московским Патриархатом действовали псевдоправославные обновленческие “приходы” — раскольнические структуры, созданные большевиками в 1920-х годах как “прогрессивная альтернатива” Церкви. Количество “прихожан” у обновленцев было крайне низко, но храмов ими было захвачено немало.

Но несмотря на всё это, с самых первых дней Великой Отечественной войны Русская Церковь включилась в дело обороны земного Отечества. И её помощь была не только молитвенной: многие видные церковные деятели сражались на фронтах Великой Отечественной. А по всем приходам был объявлен сбор средств для нужд Красной Армии: так, именно на церковные средства были приобретены знаменитые танковая колонна “Дмитрий Донской” и эскадрилья “Александр Невский”. И, конечно, во всех православных храмах постоянно совершались молитвы о победе нашего воинства.

И только в сентябре 1943 года, после того, как Сталин принял в Кремле иерархов Русской Православной Церкви — митрополитов Сергия (Страгородского), Алексия (Симанского) и Николая (Ярушевича), — Русская Церковь впервые после десятилетий красного террора получила в советском государстве официальный статус как объединённая централизованная религиозная организация. К слову, когда владыка Сергий (Страгородский) по итогам встречи со Сталиным подал записку с просьбой освободить 25 иерархов из заключения, то оказалось, что к концу 1943 года в живых из них остались считанные единицы. Русской Церкви, по сути, пришлось заново воссоздавать свою иерархию — епископат. И в первую очередь из духовенства, прошедшего тюрьмы и лагеря.

Во время работы Поместного Собора Русской Православной Церкви 1945 года. Фото с сайта patriarchia.ru

Были ли соборяне “агентами НКГБ”?

А теперь предлагаю разобраться, о ком идёт речь в опубликованных “Службой безопасности Украины” чекистских документах, а именно — в столь растиражированных в антицерковных СМИ и соцсетях словах “важно обеспечить, чтобы в числе намеченных кандидатов [для участия в Поместном Соборе — М. Т.] преобладали агенты НКГБ”. Как подчёркивает заместитель главного редактора телеканала “Царьград” историк Михаил Смолин:

Из 45 архиереев, съехавшихся на Собор 1945 года для избрания нового Патриарха, в советских тюрьмах и концлагерях не сидели только двое. Да и только потому, что они не были гражданами СССР: Патриарх Александрийский Христофор II и Патриарх Антиохийский Александр III. Остальные архипастыри Русской Православной Церкви, многие из которых были настоящими мучениками, прошли суровую христианскую школу большевистских гонений.

Читать еще:  Ведическое значение имени александр. Что означает имя александр для мальчика

С этими словами нельзя не согласиться, но для того, чтобы их усилить. Давайте поимённо вспомним хотя бы нескольких из рекомых “агентов”. Приведём краткие сведения лишь о нескольких святителях, за исключением святителя Луки, малоизвестных даже тем, кто имеет представления о новейшей церковной истории.

Во время работы Поместного Собора Русской Православной Церкви 1945 года. Фото с сайта patriarchia.ru

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий), на тот момент — архиепископ Тамбовский. Человек, получивший прекрасное медицинское образование в Киевском университете, но уехавший в глубинку простым земским врачом, а уже в советские годы, в разгар антицерковных гонений, променявший светскую карьеру на священнический сан. Никогда не скрывал своих антикоммунистических взглядов, прошёл лагеря и ссылки, но в итоге получил Сталинскую премию.

С октября 1941 года владыка был главным хирургом Красноярского эвакогоспиталя, делал по 3-4 операции в день, спас тысячи жизней. Впоследствии святитель Лука был награждён медалью “За доблестный труд в Великой Отечественной войне”, а за научные труды по гнойной хирургии и операциям огнестрельных ранений удостоился Сталинской премии. Прославлен в лике святых.

Епископ Архангельский и Холмогорский Леонтий (Смирнов). 70-летний старец, также прошедший тюрьмы и лагеря. Находясь в ссылке, владыка Леонтий никогда не снимал священнической рясы, однажды подросток, насмехавшийся над “попом”, бросил в него камень, выбив владыке глаз. Старец не рассердился на испугавшегося хулигана, а благословил его, занёс в поминальник и затем всегда молился о здравии мальчишки. Рассматривается вопрос о прославлении святителя Леонтия в лике святых.

Архиепископ Астраханский и Сталинградский Филипп (Ставицкий). В феврале 1945 года — старейший по хиротонии архиерей Русской Православной Церкви, по возвращении из заключения, до 1943 года, работавший лесным сторожем. Прославился прозорливостью и исцелениями. Рассматривается вопрос о канонизации святителя. Известны проникновенные строки, которые владыка Филипп рассылал своей пастве из ссылки:

Тысячи вёрст разделяют нас, а как будто вы здесь всегда, подле меня, и, думается, пройдут ещё годы, ещё больше расстояния может отделять нас, а мы, благодатию Божией хранимы, будем друг для друга тем же, что и сейчас, ибо породнило нас и соединило навеки то, что вечно и непреходяще: Христова вечная любовь! Христова вечная жизнь! И если будем всегда близки к Богу, к Его Божественной сладчайшей жизни, то будем и всегда близки друг к другу.

Епископ Калининский и Великолукский Рафаил (Березин). На момент Собора — старец, неизлечимо больной раком. По многочисленным свидетельствам, горячо молился, чтобы Господь даровал ему дожить до Пасхи и Дня Победы. Скончался 15 мая 1945 года.

Архиепископ Куйбышевский и Сызранский Алексий (Палицын). Сделал очень многое для присоединения к Церкви раскольников-обновленцев. Не скрывал антикоммунистических взглядов, отказывался направлять советскому руководству телеграммы с поздравлением с годовщиной революции.

Архиепископ Новосибирский и Барнаульский Варфоломей (Городцов). Человек подвижнической жизни, прозорливый 80-летний старец, скромный и доступный для прихожан, но при этом весьма требовательный к себе и к духовенству. Согласно составленной советскими органами характеристике:

Архиепископ Варфоломей — фанатично религиозный человек с глубоко консервативными взглядами, большой приверженец русской старины. Благожелательно относится ко всему русскому и отрицательно — к немцам и вообще к инаковерцам, особенно к баптистам и католикам. Ревностный служитель Православной Церкви, стремящийся всеми силами и средствами расширить влияние Церкви, упрочить её положение, уберечь духовенство и верующих от всякого прогрессивного влияния извне.

Интронизация Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I в Богоявленском Елоховском соборе
Фото с сайта patriarchia.ru

И таких святителей Церкви Христовой на Соборе были десятки. Конечно, присутствовали среди них и вчерашние обновленцы, вернувшиеся в лоно Московского Патриархата, об искренности покаяния которых судить сложно. Как и сложно говорить обо всех участниках Поместного Собора 1945 года, среди которых были и вчерашние блокадники, и фронтовики, по ранению вернувшиеся с войны.

А были ли среди этих людей те, кто когда-либо давал подписку органам? Нельзя отрицать и этого, ведь абсолютное большинство соборян были прекрасно знакомы с “чёрными воронками” и тюремной баландой. Но равнозначно ли это “сотрудничество” клейму “агент НКГБ”? Для самих чекистов — вполне возможно, однако имеем ли мы право превентивно клеймить этих людей, сохранивших веру в тех страшных условиях? Надеюсь, каждый ответит по совести.

И здесь я позволю себе привести цитату из книги историка Игоря Курляндского “Сталин. Власть. Религия”, опровергающей миф о “православном Сталине”. Книга, мягко говоря, не исполнена симпатий к советской власти и вместе с тем детально, на основе куда более широкого круга источников, чем опубликованные СБУ документы, вскрывает суть отношений Русской Православной Церкви и большевиков, в том числе чекистов:

Разумеется, то обстоятельство, что советское руководство считало некоторых немногих оставшихся на свободе и в жизни церковных иерархов “агентами НКВД”, еще не свидетельствовало о том, что они вели потом какую-либо активную чекистскую деятельность. Важно не судить архиереев с позиции упрощённого морализаторства. Очевидно, согласие на подобные “вербовки” было для владык вынужденным шагом, чтобы защитить остатки церковных структур от окончательного уничтожения. Не забудем, что церковная иерархия Русской Церкви была почти полностью перебита Сталиным и Ежовым в 1937-1938 годах.

Думается, если для Поместного Собора 1945 года и уместен какой-либо штамп, то только один: “Собор победителей”. И хотя советская власть была уверена в том, что полностью контролирует Русскую Православную Церковь, это было не так. Напротив, в годы Великой Отечественной войны именно Церковь и православный народ изменили страну, во многом избавив её от былого революционного накала и богоборческого оскала властей.

Интронизация Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I в Богоявленском Елоховском соборе
Фото с сайта patriarchia.ru

Конечно, и после войны советская власть осталась атеистической, но она уже утратила воинствующее богоборчество, считанными годами ранее приведшее к гибели десятков тысяч служителей Церкви и разрушению тысяч православных храмов. И спустя считанные месяцы после Поместного Собора 1945 года мы обрели Победу в Великой Отечественной войне не безликого Третьего Интернационала, но исторической России — той самой России, которую так презирают и которой так боятся наши либералы и их коллеги из украинской СБУ.

Источники:

http://pravoslavie.ru/37237.html
http://www.pravmir.ru/opredeleny-funkcii-pomestnogo-sobora-russkoj-pravoslavnoj-cerkvi/
http://tsargrad.tv/articles/pomestnyj-sobor-1945-goda-istoricheskaja-pravda-i-anticerkovnye-domysly_100752

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: