Польская церковь. Польская православная церковь

Польская православная церковь

По́льская правосла́вная це́рковь (польск. Polski Autokefaliczny Kościół Prawosławny ) — автокефальная поместная православная Церковь в Польше, имеющая 12-е место в диптихе автокефальных поместных Церквей Константинопольского Патриархата и 13-е место в диптихе Московского Патриархата; в современной форме была учреждена в 1948 году.

Содержание

История

Христианство пришло на территорию нынешней Польши в 966 году при князе Мешко I.

После разделения Церквей православные доминировали в восточных областях (в Галицко-Волынском княжестве), где в 1235 году учредили епископскую кафедру в городе Холм.

В 1385 году литовский великий князь Ягайло объявил себя католиком (что было условием его брака на польской королеве Ядвиге), а в 1387 году — своё государство католическим, после чего многие из православных перешли в католичество. [3]

С 1918 года, после обретения Польшей независимости, среди значительной части православного духовенства Польши, находившегося в юрисдикции Российской Церкви, стали преобладать автокефалистские настроения. Священный Синод Русской Церкви в сентябре 1921 года назначил на Варшавскую кафедру бывшего Минского архиепископа Георгия (Ярошевского), который в январе следующего года был возведён в сан митрополита; Церкви в Польше было одновременно предоставлено право автономии.

После убийства митрополита Георгия 8 февраля 1923 года и избрания 27 февраля собором епископов Польши на кафедру Варшавской митрополии Дионисия (Валединского), Константинопольский Патриарх Григорий VII, без согласования с Московским Патриархатом (Московский Патриарх Тихон находился тогда под арестом), ссылаясь на не каноничность передачи в 1686 году части Киевской митрополии под юрисдикцию Московскому патриархату, своим томосом утвердил его избрание 13 марта, признав за митрополитом Дионисием титул Митрополита Варшавского и Волынского и всей Православной Церкви в Польше и священно-архимандрита Почаевской Успенской лавры [4] . В томосе от 13 ноября 1924 года было сказано следующе [1]:

13 ноября 1924 года подписал Патриарший и Синодальный Томос о признании Православной Церкви в Польше автокефальной. В сентябре 1925 года представители Церквей Константинопольской и Румынской прибыли в Варшаву, где 17 сентября в присутствии всего епископата Польши в митрополичьем храме святой Марии Магдалины состоялось торжественное чтение Патриаршего Томоса. Автокефалия была признана прочими поместными Церквами, кроме Московского Патриархата, который был вынужден разорвать общение с митрополитом Дионисием и епископатом Польши.

Первым предстоятелем автокефальной Польской Церкви был митрополит Дионисий (Валединский) (польск. Dionizy Waledyński ) (1923—1948). После примирения с Московским Патриархатом был вынужден отказать от сана предстоятеля. До своей кончины в 1961 г. проживал в Варшаве, вел дружескую переписку с Патриархом Алексием І.

Поскольку в 1924 г. в состав Польши входили Западная Украина и Белорусия, то 80% верующих Польской Православной Церкви составляли украинцы и белорусы. Также паству Церкви составили русские, проживавшие в Польше с времен Российской Империи и русские беженцы из советской России. Поляки составляли не более 10% от состава верующих. После присоединения западных областей Украины и Белоруссии в 1939 г. приходы отошли к Московскому Патриархату. В годы Великой Отечественной войны предпринималась попытка создания иерархами Польской Церкви Украинской Автокефальной Православной Церкви. Была провозглашена автокефалия Украинской Церкви, митрополит Дионисий был интронизован Патриархом, однако, из-за наступления советских войск закрепить автокефалию и получить признание не получилось. Иерархи УАПЦ продолжили свою деятельность заграницей.

В течение двух летних месяцев 1938 года, в рамках политики полонизации, которая проводилась в Польше в 1938—1939 годах, было разрушено 127 православных храмов, треть всех церквей существовавших на юго-востоке Польши [5] .

После установления в Польше коммунистического просоветского режима митрополит Дионисий 22 августа 1948 года обратился с покаянным письмом к Патриарху Московскому Алексию с просьбой о том, чтобы его приняли в каноническое общение с Русской Матерью-Церковью. Священный Синод Московского Патриархата удовлетворил просьбу митрополита Дионисия и принял его в сане митрополита в молитвенное общение, при этом лишив его титула Блаженнейший и не признав его главой Польской Церкви. На том же заседании Священного Синода в общение был принят весь польский епископат, а Польская Церковь была провозглашена автокефальной. Отныне её предстоятель получил титул Митрополит Варшавский и всея Польши. С 1949 по 1952 года Польская Церковь имела три, а с 1952 года — четыре епархии: Варшавско-Бельскую, Белостокско-Гданьскую, Лодзинско-Познанскую и Вроцлавско-Щецинскую. В 1983 году была восстановлена Перемышльско-Новосондетская епархия, а в 1989 году — Люблинско-Холмская.

Современное устройство и состояние

По данным Центрального статистического управления, насчитывает 506 800 верующих (около 1 % всего населения) и более 250 приходов. Тем самым она является второй по величине церковью в Польше.

Православные в основном проживают на территории бывшего Белостокского воеводства, особенно в районе городов Белосток, Гайновка, Бельск-Подляшский и Семятыче [6] .

Предстоятель — митрополит Варшавский и всей Польши Блаженнейший Савва (с 12 мая 1998 года).

Состоит из шести епархий:

  • Варшавская и Бельская епархия, возглавляемая митрополитом Варшавским и всей Польши Саввой (Грыцуняк). Епархия разделена на 6 благочиннических округов. Действуют 67 приходов и три монастыря, одна семинария.
    • Семятыченское викариатство — епископ Георгий (Паньковский), возглавляющий Православный ординариат Войска Польского (военный ординариат в ранге епархии)
  • Белостокская и Гданьская епархия, во главе с епископом Иаковом (Костючуком) (с 1998 г.). Епархия разделена на 5 благочиннических округов. Действуют 56 приходов и три монастыря (в том числе Супрасльский Благовещенский монастырь).Существует молодежное братство.
    • Супральское викариатство — епископ Григорий (Харкевич)
  • Лодзинская и Познанская епархия, правящий архиерей епископ Симон (Романчук) (с 1981 г.). Епархия разделена на 3 благочиннических округа. Ныне действуют лишь 12 приходов.
  • Перемышльская и Новосондетская епархия, правящий архиерей епископ Адам (Дубец) (с 1983 г.). Епархия разделена на 3 благочиннических округа. Действуют 16 приходов и монастырь святых Кирилла и Мефодия в Уйковицах.
    • Горлицкое викариатство — епископ Паисий (Мартынюк)
  • Вроцлавская и Щецинская епархия, возглавляемая епископом Иеремией (Анчимюк). Епархия разделена на 5 благочиннических округов. Действуют 43 прихода.
  • Люблинская и Холмская епархия, правящий архиерей епископ Авель (Поплавский) (с 1989 года). Епархия разделена на 4 благочиннических округа. Действуют 31 приход и два монастыря.
  • Архиепархия Рио-де-Жанейро и Олинда — Архиепископ Хризостом (Муниз Фрейре) (с 1991 года)
    • Ресифийское викариатство — епископ Рецифе Амвросий (де Альмейда Кубаш) (с 1998 года)
Читать еще:  Белкин что где когда. Белкин – сугубо еврейская фамилия

В Варшаве действует трехгодичная православная семинария. Высшее православное образование в Польше можно получить в Христианской Теологоческой Академии на факультете православной теологии и на аналогичном факультете в Белостокском университете. В Белостоке существует православный культурный центр, существует православное молодежное объединение.

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Главные новости

В праздник Собора Пресвятой Богородицы Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Успенском соборе Московского Кремля

В праздник Рождества Христова Предстоятель Русской Церкви совершил великую вечерню в Храме Христа Спасителя

В праздник Рождества Христова состоялся телемост Святейшего Патриарха Кирилла с членами экипажа Международной космической станции

Святейший Патриарх Кирилл посетил Рождественскую елку в Храме Христа Спасителя в Москве

Святейший Патриарх Кирилл: Участие в Литургии изменяет человеческую душу

Польская Православная Церковь

Историческая справка

Начало распространению христианства на территории современной Польши было положено в середине X века князем Мешко I. В XIII в. были открыты православные епископские кафедры в Холме и Перемышле. Христианство восточной традиции господствовало в польских землях до конца XIV в., когда началось его вытеснение католичеством. До XIX столетия православные епархии на территории современной Польши находились в составе Киевской митрополии. В 1840 г. была образована самостоятельная Варшавская епархия. В 1875 г. в ее состав вошла униатская Холмская епархия, преобразованная в Люблинское викариатство (с 1905 г. — самостоятельная Холмская епархия). В связи с провозглашением в 1918 г. независимого Польского государства указом Святейшего Патриарха Тихона Православной Церкви в Польше в 1921 г. была дарована «широкая поместная автономия». В середине июня 1922 г. митрополит Варшавский Георгий (Ярошевский) под давлением польского правительства предпринял шаги, направленные на создание автокефальной Церкви в Польше. В 1924 г. Константинопольский Патриарх Григорий VII подписал Томос № 4588 о создании в Польше автокефальной Православной Церкви. Эта автокефалия не была признана Русской Православной Церковью.

В 1920-30-х гг. в рамках политики полонизации разрушено или конфисковано более половины православных храмов, был снесен кафедральный собор святого Александра Невского, на месте которого сегодня находится Памятник неизвестному солдату.

В июне 1948 г. делегация во главе с архиепископом Белостокским и Бельским Тимофеем обратилась к Русской Церкви с ходатайством о создании на территории Польши канонической автокефальной Православной Церкви. 22 июня 1948 г. был подписан «Акт о воссоединении Польской Православной Церкви с Русской Православной Церковью и о даровании ей автокефалии».

Епархии Польской Церкви

На сегодняшний день Польская Православная Церковь имеет 6 епархий на территории Польши:

  • Варшавская;
  • Белостокская;
  • Лодзинская;
  • Перемышльская;
  • Вроцлавская;
  • Люблинская.

Помимо Польши, Польская Церковь имеет две епархии в Бразилии: Рио-де-Жанейро и Ресифи.

Особым статусом обладает Православный ординариат Польской Церкви (возглавляет Георгий, епископ Семятичский, Верховный православный ординарий Войска Польского).

Количество приходов Польской Церкви на 2012 г. — 237 (226 — в Польше, 11 – за границей), численность клира — около 420 чел., численность верующих — около 500 тысяч.

Монастыри

В юрисдикции Польской Церкви находится 13 монастырей: 11 — на территории Польши, 2 — в Бразилии. Наиболее известные монастыри: ставропигиальный мужской монастырь святого Онуфрия в Яблечне, Супрасльский Благовещенский мужской монастырь, Марфо-Мариинский женский монастырь на горе Грабарке.

Духовное образование

Система высшего духовного образования Польской Церкви включает 3 учебных заведения: Православную духовную семинарию в Варшаве, Христианскую богословскую академию в Варшаве, а также кафедру православного богословия в Белостокском университете. Кроме того, в Польше действует Иконографическая школа, а также Школа псаломщиков и церковных регентов.

Социальная и благотворительная деятельность

В Польской Церкви действует Православный благотворительный центр «Элеос», основанный в 1996 г. Митрополитом Саввой для более эффективной организации помощи нуждающимся. Кроме того, социальная деятельность Польской Церкви включает содержание сестричеств, домов опеки, служб помощи бездомным.

В Польской Церкви распространена практика создания братств, действующих как на уровне отдельных приходов, так и на уровне всей Церкви. Наиболее значимыми и крупными являются «Братство православной молодежи» (основано в 1980 г., специализируется на работе с молодежью), «Братство святых Кирилла и Мефодия» (основано в 1989 г., специализируется на просветительской деятельности), «Братство святого Николая» (основано в 1995 г., занимается паломнической и благотворительной деятельностью).

Читать еще:  Желто голубая аура. Значение цвета ауры

ПОЛЬСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

  • Официальный сайт: http://www.orthodox.pl/
  • Каноническая территория: Польша (большинство верующих проживают в восточных частях страны); в “диаспоре” представлена в Бразилии
  • Богослужебный язык: основной церковнославянский; как исключение в некоторых приходах польский[1]; в Бразилии португальский
  • Календарь: юлианский
  • Кафедральный собор: Марие-Магдалининский в г. Варшаве (при нём резиденция предстоятеля)
  • Предстоятель: Савва, Блаженнейший Митрополит Варшавский и всей Польши
  • Место в диптихе: 13 (Рус.) или 12 (Конст.)
  • Состав: 12 архиереев; 8 епархий; ок. 420 священнослужителей (2012) [2]; 237 приходов (226 в Польше, 11 за границей – 2012) [2]; 13 монастырей (11 в Польше, 2 за границей – 2012) [3]; 3 высшие духовные школы; ок. 500-600 тыс. членов (2012) [4]

Каноническое устройство

Епархии

Исторический очерк

Христианство пришло в пределы нынешней Польши с юго-запада из Моравского княжества, с запада из Германии и с востока из Киевской Руси. В 966 году в Гнездно принял крещение польский князь Мешко (Мечислав) I, за которым массово крестился и его народ. С X века на часть Польши распространялась Владимиро-Волынская епархия Киевской митрополии Константинопольской Церкви, из которой в XI-XII веках была выделена Перемышльская, а в XIII веке – Холмская епархии. С отпадением Римской Церкви от Православия с запада страны начинает распространяться римо-католицизм. После того как в 1385 году князь Ягайло объявил о своём выборе в пользу римо-католицизма, многие последовали за ним и Православие перестало быть преобладающей верой в Польско-Литовском государстве.

За века могущества польско-литовской Речи Посполитой её короли радели о насаждении римо-католицизма в своей державе и Православие продолжало умаляться. В 1596 году бывшие ранее православными архиереи польско-литовских земель во главе с митрополитом Киевским Михаилом (Рогозой) приняли унию с на Брестском Соборе. Православие оказалось вне закона до 1632 года, верующие подверглись тяжкому гонению, и многие приняли унию. Затем Киевский митрополит святитель Петр (Могила) провел ряд преобразований которые, ценой сближения с римо-католическими образцами, утвердили Православие как терпимую веру в Речи Посполитой. Однако, давление государства и римо-католического клира поддерживало динамику перехода православных в униатство на протяжении последующего века.

Вместе с переподчинением Киевского престола, с конца XVII века православные Польши перешли под омофор Московского патриарха. Одновременно, в течении XVIII века шло поглощение Речи Посполитой соседними государствами, причём к концу столетия бо́льшая часть, под именем Царства Польского, вошла в состав Российской империи. В этих землях Православие превратилось из теснимой веры меньшинства в господствующую государственную, что обусловило массовый переход униатов в Православие на протяжении следующего века. С 1785 для окормления православных в Польше было учреждено Переяславское коадъюторство Киевской митрополии, а с 1793 года его заместила Минская епархия. С 1799 года польские земли вошли в Волынскую епархию. В 1840 году специально для Царства Польского была образована Варшавская епархия, а с 1905 года существовала также отдельная Холмская кафедра.

В связи с провозглашением в 1918 году независимости Польши указом патриарха Московского и всея Руси святителя Тихона Православной Церкви в Польше в 1921 году была дарована “широкая поместная автономия.” В середине июня 1922 года митрополит Варшавский Георгий (Ярошевский) под давлением польского правительства предпринял шаги, направленные на создание автокефальной Польской Церкви. Вместо священноначалия в Москве было решено обратиться в Константинополь и 13 ноября 1924 года Константинопольский патриарх Григорий VII подписал Томос № 4588 о создании в Польше автокефальной Православной Церкви. Эта автокефалия не была признана Московским Патриархатом, но Русская Православная Церковь Заграницей приняла её. В 1920-30-х годах в рамках политики полонизации и окатоличивания в Польше было разрушено или конфисковано более половины православных храмов, был снесен Варшавский Александро-Невский кафедральный собор.

В первые годы Второй мировой войны восточные пределы межвоенной Польши отошли к СССР и были выведены из состава Польской Церкви, всё еще находившейся в расколе с Московским священноначалием. Затем, в ходе Великой Отечественной войны, автокефалисты на Украине, оправдывали свою раскольническую деятельность номинальным подчинением митрополиту Варшавскому Дионисию (Валединскому).

По итогам войны Польша оказалась в советской сфере влияния и вошла в социалистический лагерь. В условиях холодной войны взамен прежних связей с Константинопольским Патриархатом стали налаживаться связи с Московским. В июне 1948 года делегация во главе с архиепископом Белостокским Тимофеем (Шрёттером) обратилась к Русской Церкви с ходатайством о даровании автокефалии Польской Церкви и 22 июня того года был подписан соответсвующий Акт.

После падения коммунистического режима в Польше Церковь получила возможность расширить свою благотворительную социальную деятельность. В 1996 году был создан центр “Элеос” для более действенной помощи нуждающимся; были созданы ряд сестричеств, домов опеки, служб помощи бездомным.

Предстоятели

  • Георгий (Ярошевский) ((15 сентября 1921) 12 февраля 1922 – 8 февраля 1923)
    • Дионисий (Валединский) (8 февраля – 27 февраля 1923) в/у, архиеп. Волынский
  • Дионисий (Валединский) (27 февраля 1923 – 6/17 апреля 1948)
    • Серафим (Ляде) (23 декабря 1939 – 24 сентября 1940) упр., архиеп. Берлинский
    • Тимофей (Шрёттер) (1945) в/у, еп. Люблинский
    • Тимофей (Шрёттер), 2-й раз (6/17 апреля 1948 – 7 июля 1951) заместитель митрополита, архиеп. Белостокский
  • Макарий (Оксиюк) (7 июля 1951 (8 июля 1951) – 2 марта 1961) после 8 декабря 1959 – на лечении
    • Тимофей (Шрёттер), 3-й раз (8 декабря 1959 – 5 мая 1961) заместитель митрополита, архиеп. Белостокский
  • Тимофей (Шрёттер) (5 мая 1961 – 20 мая 1962)
    • Георгий (Коренистов) (20/24 мая 1962 – 26 мая 1965) в/у, архиеп. Лодзинский
  • Стефан (Рудык) (26 мая 1965 – 26 марта 1969)
    • Георгий (Коренистов) (26 марта 1969 – 24 января 1970) в/у, архиеп. Лодзинский
  • Василий (Дорошкевич) (24 января 1970) (1 марта 1970) – 11 февраля 1998)
  • Савва (Грыцуняк) (c 12 мая 1998 (31 мая 1998))
Читать еще:  Имя динара на арабском. Значение имени динара, происхождение, характер и судьба имени динара

Статистика

  • 1931 – По данным последней официальной довоенной переписи Польши: 3.762.484 православных верующих, 11,8% населения страны (из них 40% украинцы/русины; 24% белорусы; 12% поляки; 3% русские) [6]
  • 1939 – 4.220.000 верующих [7]
  • перед концом Второй мировой войны – более 4 млн. верующих, 5 епархий, 10 архиереев, 1.579 приходов, 1.725 священников, 1.579 певчих, 1.947 часовен, 1.965 кладбищ [8]
  • 1945 (после установления новых границ и обмена населением) – около 450.000 верующих, 2 епархии, 3 архиерея, 169 приходов, 190 священников, 169 певчих, 223 часовни, 234 кладбища [9]
  • 1951 – 160 священнослужителей [10]
  • 1953 – 138 священнослужителей [11]
  • 1970 – 195 священнослужителей, 215 приходов, 300 освящённых помещений [12]
  • 1980 – По официальным данным государственной статистики: 292 священнослужителей, 231 приход, 300 освящённых помещений [13]. По эмигрантскому изданию Orthodox Monitor: 580.000 зарегистрированных верующих, 290 священнослужителей, 233 прихода, 301 освящённых помещений, 2 монастыря (мужской и женский), 19 монахов и 15 монахинь [14]
  • 1981 – 550 тыс. верующих [15]
  • 1986 – 850 тыс. верующих [15]
  • 1989 – ок. 950-1.000 тыс. верующих [15]
  • 1999 – 570 тыс. членов [16]
  • 2006 – 600 тыс. членов; 380 священнослужителей; 240 приходов; 8 монастырей (5 муж. и 3 жен.) [17]
  • 2012 – ок. 500 тыс. верующих; 237 приходов (226 в Польше, 11 за границей); ок. 420 священнослужителей; 13 монастырей (11 в Польше, 2 в Бразилии) [2] / 600 тыс. верующих; ок. 100 монашествующих [3]

Учебные заведения

  • Варшавская Христианская богословская академия (совместно с другими неримокатолическими христианскими исповеданиями Польши)
  • Кафедра православного богословия в Белостокском университете
  • Варшавская духовная семинария
  • Иконописная школа
  • Псаломщицко-регентская школа

Церковно-общественные организации

  • Братство православной молодежи (с 1980)
  • Братство святых Кирилла и Мефодия (с 1989, с уклоном к просветительской деятельности)
  • Братство святого Николая (с 1995, с уклоном к паломнической и благотворительной деятельности)

Ставропигии

Литература

  • Wynot, Edward D., Jr., “Captive Faith: the Polish Orthodox Church, 1945-1989,” East European Quarterly, XXXVI, № 3, September 2002, 323-340.

Использованные материалы

  • “Польская Православная Церковь,” официальный сайт Русской Православной Церкви:
    • http://www.patriarchia.ru/db/text/134509.html
  • Wynot, Edward D., Jr., “Captive Faith: the Polish Orthodox Church, 1945-1989,” East European Quarterly, XXXVI, № 3, September 2002, 323-340.
  • http://hierarchy.religare.ru/h-orthod-varshava.html

[1] По состоянию на середину 2013 года было четыре храма с богослужением по-польски: во Вроцлаве, Варшаве и два в Белостоке. Данные прот. Ярослава Антосюка, сообщение от 21 июня 2013, http://drevo-info.ru/forum/3804.html

[2] “Польская Православная Церковь,” официальный сайт Русской Православной Церкви, http://www.patriarchia.ru/db/text/134509.html

[3] Махакеев Артем, “В Польше прошел международный съезд монашествующих,” Белорусский православный информационный портал СОБОР.by, 10 сентября 2012, http://www.sobor.by/videonews/V_Polshe_proshel_megdunarodniy. hih

[4] Первая оценка по “Польская Православная Церковь,” официальный сайт Русской Православной Церкви, http://www.patriarchia.ru/db/text/134509.html ; вторая – по заметке Махакеев Артем, “В Польше прошел международный съезд монашествующих,” Белорусский православный информационный портал СОБОР.by, 10 сентября 2012, http://www.sobor.by/videonews/V_Polshe_proshel_megdunarodniy. hih

[5] При двойной дате, первая – дата избрания, вторая (в скобках) – дата интронизации.

[6] Drugi Powszechny Spis Ludnosci z dnia 9 IX 1931 r., “Statystyka Polska,” Seria C, z. 94a, таблицы 10, 13, 15, 16, по Wynot, Edward D., Jr., “Captive Faith: the Polish Orthodox Church, 1945-1989,” East European Quarterly, XXXVI, № 3, September 2002, 323. Разбивка по национальным категориям – по классификации довоенного Польского государства. Историк Януш Зарновский считает процент поляков завышенным, полагая что поляки составляли около 4% православных, тогда как остальные, вошедшие в эту категорию, были чехи, греки, цыгане и те обитатели восточных краёв страны которые назвались «местными». Zarnowski, Janusz, Spoleczenstwo Drugiej Rzeczypospolitej 1918-1939, Warszawa, Polskie Wydawnictwo Naukowe, 1973, 375.

[7] Kosonocki, Witold, “Liczba i rozmieszczenie ludnosci prawoslawnei w Polsce,” Wiadomosci Metropolii Prawoslawnei w Polsce, 1939, № 3, 6-7, по Wynot, 323.

[8] Adamczuk, Lucjan, Mironowicz, Antoni, изд., Kosciol Prawoslawny w Polsce dawniej i dzis, Warszawa, Glowny Urzad Statystyczny, Warszawska Metropolia Prawoslawna, 1993, 93-94, по Wynot, 326.

[9] Adamczuk и Mironowicz, 93-94, по Wynot, 326.

[10] Urban, Kazimierz, Weryfikacja duchowienstwa prawoslawnego w 1953 roku (przyczynek do polityki wyznaniowei pierwszej polowy lat piecdziesatych), № 358, в серии “Zeszyty Naukowe Akademii Ekonomicznej w Krakowe”, Krakow, 1992, по Wynot, 337, n. 10.

[11] Urban, по Wynot, 337, n. 10.

[13] Rocznik statystyczny 1980, 40, Warszawa, Glowny Urzad Statystyczny, 1980, 27, таблица 10/50, по Wynot, 330.

[14] Orthodox Monitor, 9-10, июль-декабрь 1980, 83, по Wynot, 339, n. 26.

[15] UChS Information Bulletin, 7/8, July/August 1989, 16-17 по Wynot, 335.

Источники:

http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/36338
http://www.patriarchia.ru/db/text/134509.html
http://drevo-info.ru/articles/20.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: