Поклонение древних славян. Пантеон славянских богов

Языческие боги древней Руси

В Древней Руси, в те времена, когда еще не было принято христианство, славяне боготворили потусторонние бестелесные существа. Языческие боги древней Руси, согласно представлениям древних, наделены сверхъестественными возможностями влиять на всё сущее. Они отвечают за все основополагающие принципы человеческого бытия, управляют как судьбой самих людей, так и всем что их окружает.

Каждое божество выполняет определенную, утилитарную функцию. История глубины веков хранит многие десятки имен, из которых нам сейчас известна только часть. Эта часть сохранилась до наших дней благодаря передававшимся из поколения в поколение языческим ритуалам и обрядам, которые с течением времени становились основой обычаев славянского рода.

На иерархической вершине стоит верховный бог, под его началом — боги среды существования всего живого, далее — боги человеческих судеб и обихода людей, внизу пирамиды — боги стихий и сил тьмы.

Языческий пантеон богов славян

Таблица языческие боги древней Руси:

Древний славянский бог Род

Это верховный бог, повелевающий всем сущим во Вселенной, включая всех остальных богов. Он возглавляет вершину языческого пантеона богов. Он творец и родоначальник. Он всемогущ и влияет на весь жизненный круговорот. Он существует повсюду и не имеет ни начала, ни конца. Это описание полностью соответствует представлению о Боге всех теперешних религий.

Род управляет жизнью и смертью, изобилием и нищетой. Его никогда никто не видел, однако он видит каждого. Корень его имени вшит в человеческую речь — в слова, которыми люди интерпретируют (озвучивают) в материальном мире свои главенствующие духовные и материальные ценности. Рождение, родственники, родина, родник, урожай — во всем этом присутствует Род.

Иерархия языческих богов Руси

Под началом Рода все славянские божества и прочие духовные сущности распределены по ступеням, соответствующим их воздействию на житейские дела людей.

Верхнюю ступень занимают божества, управляющие глобальными и общенародными делами: войны и межнациональные конфликты, погодные катаклизмы, плодородность и голод, рождаемость и смертность.

На средней ступени находятся божества, отвечающие за локальные дела. Это покровители сельского хозяйства, ремесел, рыбалки и охоты, семейных забот. Люди уподобляют их лик своему.

Стилобат основы пантеона отведен духовным сущностям, телесным обликом непохожим на человеческий. Это кикиморы, вурдалаки, лешие, домовые, упыри, русалки и многие другие, подобные им.

Славянская иерархическая пирамида на этом заканчивается, в отличие от древнеегипетской, где существовал еще и загробный мир со своими управляющими божествами и законами или допустим боги древней Греции, где основа это многочисленный пантеон богов.

Славянские боги по значимости и могуществу

Бог славян Хорс и его воплощения

Хорс — сын Рода и брат Велеса. Это бог Солнца в Древней Руси. Лик Хорса, как солнечный день — желтый, лучистый, ослепительно яркий. У него 4 воплощения:

Каждая ипостась действует в определенный ей сезон года, и люди ждут от каждого божественного воплощения помощи, с чем и связаны соответствующие ритуалы и обряды.

Мы и в настоящее время соблюдаем традиции древних славян: на Святки гадаем, на Масленицу жарим блины, на Ивана Купала жжем костры и плетем венки.

1. Бог славян Коляда

Коляда начинает годичный цикл и владычествует со дня зимнего солнцестояния до весеннего равноденствия (22 декабря – 21 марта). В декабре люди приветствуют молодое Солнце и восхваляют Коляду ритуальными песнями; празднества длятся до 7 января. Это Святки.

Хозяева к этому времени забивают домашнюю животину, открывают соленья, запасы везут на ярмарки. На всем протяжении Святок люди устраивают посиделки, обильные застолья, гадают, веселятся, сватаются и играют свадьбы. В общем, ничегонеделанье становится вполне законным. Коляда потчует своей милостью всех благодетелей, которые проявляют милосердие и щедрость к бедным.

2. Бог славян Ярило

Он же Яровит, Руевит, Яр — солнечный бог юного возраста с ликом босоногого молодца на белом коне. Куда глянет — всходы взойдут, где пройдет — травы заколосятся. На голове его — венец из колосьев, в левой руке он держит лук и стрелы, в правой — вожжи. Его время — от весеннего равноденствия до летнего солнцестояния (22 марта – 21 июня). У людей в доме запасы истощены, а работы много. Когда солнце повернуло вспять, то и напряжение в трудах спало, время Даждьбога настало.

3. Бог славян Даждьбог

Он же Купала или Купайла — солнечный бог с ликом мужчины зрелого возраста. Его время — от летнего солнцестояния до осеннего равноденствия (22 июня – 23 сентября). Празднество по случаю встречи по причине занятости откладывается 6-7 июля. В эту таинственную ночь люди сжигают Ярилу (вернее чучело) на большом костре и перепрыгивают через него, девушки пускают по реке плетеные из цветов венки. Все ищут цветущий папоротник желаний. В этот сезон работы тоже немало: покосы, заготовка плодов, починка дома, подготовка саней.

4. Бог славян Сварог

Усталое Солнце опускается всё ниже к горизонту. В его косых лучах убеленный сединой высокий, крепкий старец Сварог (он же Световид) принимает эстафету властвования. Он смотрит на север, сжимая в своей руке тяжелый меч, которым он разит силы тьмы. Он муж Земли, отец Даждьбога и всех других богов природных явлений. Его время с 23 сентября по 21 декабря — период сытости, покоя и достатка. Люди ни о чем не печалятся, устраивают ярмарки, играют свадьбы.

Перун бог грома и молнии

Это бог войны. В своей правой руке Перун держит меч-радугу, в левой — стрелы-молнии. Облака — его волосы и борода, гром — его речь, ветер — дыхание, капли дождя — оплодотворяющее семя. Он сын Сварога (Сварожич), и также наделен грозным нравом. Он покровительствует храбрым воинам и каждому, кто прикладывает усилия к тяжкому труду, дарит им удачу и силу.

Стрибог бог ветра

Он бог над богами стихийных сил природы (Посвистом, Погодой и другими). Стрибог — повелитель ветра, ураганов и метелей. Он может быть умилительно добрым и яростно злым. Когда он сердито дует в рог, возникает стихия, когда он добрый, то просто шумит листва, журчат ручьи, завывает ветер в расщелинах деревьев. От этих звуков природы появилась музыка и песни, а с ними и музыкальные инструменты. Стрибогу молятся, чтобы стихла буря, а охотники его просят о помощи в преследовании чуткого и пугливого зверя.

Велес языческий бог богатства

Это бог земледелия и скотоводства. Еще Велеса называют богом богатства (он же Волос, Месяц). Он повелевает тучами. Будучи молодым, он сам пас небесных овец. В гневе Велес посылает на землю проливные дожди. После жнив люди еще до сих пор оставляют ему один собранный сноп. Его именем клянутся в честном слове и верности.

Лада богиня любви и красоты

Богиня Лада, это покровительница домашнего очага. Ее одежды — белоснежные облака, а утренние росы — слезы. В предрассветной дымке она провожает тени усопших в потусторонний мир. Лада — земное воплощение Рода, верховная жрица, богиня-мать, окружена свитой молодых прислужниц. Она красива и умна, смела и ловка, лозой гибка, из ее уст льется звонкая лестная речь. Лада дает людям советы как жить, что можно делать, а чего нельзя. Она порицает виновных и оправдывает ложно обвиненных. Давным-давно на Ладоге стоял ее храм, сейчас ее обитель — небесная синева.

Читать еще:  Имя даша характер. Значение женского имени дарья

Бог славян Чернобог

Много древних сказаний сказано о нечисти болотной, да не все они дошли до нас. Ведь их покровительствует могущественный Чернобог — повелитель темных сил зла и прихоти, тяжких недугов и горьких несчастий. Это бог тьмы. Его обитель — страшные лесные чащи, пруды затянутые ряской, глубокие омуты и топкие болота.

Он со злобой держит в руке копье и властвует ночью. Подчиненная ему нечистая сила многочисленна: лешие, запутывающие лесные тропы, русалки, затягивающие людей в омуты, хитрые банники, ехидные и коварные вурдалаки, капризные домовые.

Бог славян Мокошь

Мокошь (Макеша), это богиня торговли, подобно древнеримскому Меркурию. По-старославянски мокошь означает «полный кошель». Она расчетливо использует собранный урожай. Еще одно ее предназначение — управление судьбой. Ее интересует прядение и ткачество; прядеными нитями она сплетает судьбы людей. Молодые хозяйки боялись оставлять на ночь незаконченную кудель, веря, что Мокоша пряжу испортит, а с ней и судьбу. Северные славяне считают Мокошу недоброй богиней.

Бог славян Параскева-Пятница

Параскева-Пятница — наложница Мокоши, которая сделала Параскеву божеством, властвующим над разгульной молодежью, азартными играми, попойками с вульгарными песнями и непристойными танцами, а также нечестной торговлей. Поэтому пятница и была в Древней Руси продолжительное время базарным днем. В этот день женщинам не позволялось работать, потому что за неповиновение Параскева могла обернуть непослушницу в холодную жабу. Она в колодцах и подземных ключах отравляла воду. Сегодня эта богиня не имеет никакой власти и практически забыта.

Бог славян Морена

Богиня, властительница зла, неизлечимых болезней и смерти, — это Маруха или Морена. Она насылает на Землю лютые зимы, ненастные ночи, эпидемии и войны. Ее образ — страшная женщина с темным морщинистым лицом с глубоко запавшими маленькими глазами, провалившимся носом, костлявым телом и такими же руками с длинными изогнутыми ногтями. Ей прислуживает недуги. Сама она никогда не уходит. Ее прогоняют, но она является вновь и вновь.

Вера предков. Славянский пантеон богов

В доведической традиции в основе язычества лежит идея духовной независимости человека от социальных институтов. Это возможно только при многобожии, когда старший бог не принимает прямого участия в делах Земли, а остальным дается главенство лишь на определенный срок. Эта идея отражена, к примеру, в сказке «Двенадцать месяцев».

Светлый мир славянских богов возглавляет РА-М-ХА (Рамха) – единый Творец-Созидатель, высшая непознаваемая сущность, излучающая изначальный жизнеродящий Свет Радости и Первичный Огонь Мироздания, из которого появились все ныне существующие, а так же существовавшие в прошлом видимые и невидимые вселенные и всевозможные обитаемые миры.

В иерархии славянских богов – боги высшие, боги-покровители и боги –управители. Иерархия в некоторой степени условна, так как высший бог может быть одновременно и покровителем или управителем и наоборот.

Под богами славяне в первую очередь почитали предков.

Род-породитель и Лада-Матушка – это отец и мать.

Бог Род – персонификация множества богов и предков, един и множествен одновременно. И сейчас, когда мы говорим о своих предках: отцах, дедах, прадедах, пращурах, мы говорим – это мой род.

К Роду обращались, когда нужна была поддержка богов и предков, ибо Боги – суть Отцы славян и все славянские племена – их дети.

Род ставит задачи человеку перед его воплощением на Земле и выступает судьей на одном из трех посмертных судов.

Все славянские Боги древнего языческого пантеона делились на богов солнечных и богов функциональных. Солнечных богов было четыре: Хорс, Ярило, Даждьбог и Сварог.

Славяне издревле отмечали смену времен года и смену фаз солнца. Поэтому за каждое время был ответственен свой Бог. Особо почитаемый на протяжении своего сезона.

Хорс – солнечный бог-покровитель хорошей погоды, дарующий богатый урожай, здоровый приплод, удачную охоту и обильный улов. Хорс покровительствовал разносторонней торговле и обмену между родами и племенами. Хорса изображали либо сверкающим белым конем, либо солнечным псом. Часто Хорс представал в образе мудрого старца, окруженного белыми псами или волками. Хорсу поклонялись в период между зимним и весенним солнцестояниями (с 22 декабря по 21 марта).

Ярило – обаятельное славянское божество, сродни древнегреческому Эроту, и в то же время не чужд Богу веселия Бахусу. Веселый бог страсти и удали представлялся молодцем красоты неописанной в белой епанче с посадкой молодецкой на белом коне. Ярилу поклонялись между весенним и летним солнцестояниями (с 21 марта по 22 июня).

Даждьбог – Тарх Перунович, бог-хранитель древней Великой Мудрости. Был назван Даждьбогом ( дающим Богом) за то, что дал людям девять Саньтий (книг). Эти Саньтии, записанные древними рунами, содержат священные древние Веды, заповеди Тарха Перуновича и его наставления. Тарха называли многомудрым сыном Перуна, внуком Сварога, правнуком Бога Вышнего. Даждьбогу поклонялись в период между летним и осенним солнцестояниями (с 22 июня по 23 сентября).

Сварог – Небо, верховный бог, управляющий течением жизни и всем мироустройством вселенной в Яви. Все основные славянские боги – дети Сварога, оттого и зовутся они Сварожичи. Сварог очень любит живую природу, бережет различные растения и наипрекраснейшие редкие цветы. Он хранитель и покровитель райского сада Ирия.

«Не Земля родит, а Небо» – гласит пословица, означающая, что без благоприятных условий, посылаемых Сварогом, земля бессильна дать урожай.

Именно Сварог создал 12месяцевый календарь (Коло Сварога), научил людей какие растения можно употреблять в пищу, чем кормить прирученных животных.

Сварогу поклонялись между осенним и зимним солнцестояниями (с 23 сентября по 22 декабря).

Функциональные боги: Перун, Семаргл, Велес, Стрибог.

Перун – бог-покровитель воинов, защитник земель и рода Святорусов (русичей, белорусов, эстов,литов, латов, латгалов, земгалов, полян, сербов и других) Бог – Громовержец, управляющий молниями, сын Сварога и Лады.Перун признавался и богом земного огня, принесенного им с небес в дар смертным.

Перун разъезжает в колеснице, запряженной огненными драконами, или верхом на крылатом коне – вилене. В левой руке его – колчан стрел, а в правой – лук.

Славянские воины скрепляли воинские клятвы именем Перуна, поскольку он был княжьим и дружинным покровителем. Находясь на чужбине, воины в честь Перуна втыкали в землю боевые мечи, и в этом месте считалось как бы его походное святилище. Во имя Перуна иногда сходились биться «стенка на стенку», причем побежденные вынуждены были раздеваться донага в знак поражения.

Семаргл – Огнебог, высший бог, хранитель живого огня и блюститель соблюдения огненных обрядов и огненных очищений.

Семарглу приносили огненные дары и бескровные жертвоприношения. Его призывали при лечении людей и животных. Когда у человека поднималась температура, считалось, что Огнебог поселился в Душе заболевшего, и как огненный пес яростно сражается с хворью, что подобно врагу, пробралась в тело больного. Поэтому считалось недопустимым сбивать у больного температуру.

Кроме того, Семаргл был посредником между богами и людьми. На что указывает изображение Огнебога в виде крылатой собаки.

Читать еще:  Совместимость мужчины и женщины онлайн. Сочетание знаков зодиака

Велес – славянский скотий бог, бог-покровитель, олицетворение хозяйской мудрости. С почитанием Велеса связано возникновение слова «волхв», однокоренного с «волохатый», что означало – «почитаемый богом Велесом», не подлежащий убиению.

Изображали Велеса в виде красивого молодого человека, облаченного в медвежью шкуру мехом наружу, подпоясанную кожаным «чересом» , на котором висел «калита»(кожаный кошель), где хранились земные блага. А в чересе – духовные.

Велес спускался на землю, жалуя людей дарами. Особенно вступался за сирых и убогих. Отсюда и пословица: «За сиротой – бог с калитой». Что означает, что бедняков бог порой наделяет высокими духовными качествами и талантами.

На небесах Велес был звездным пастухом и музыкантом, варил небесный мед и занимался различными ремеслами.

Стрибог – верховный властитель ветров, песчаных бурь, морозного ураганного ветра. По натуре добр, но не умеет соразмерять силу, к тому же немного ленив – любит прилечь в холодке.

Но пуще всего почитали Стрибога за способность истреблять всяческие злодеяния и разрушать злые умыслы.

Культы светлых богов более распространены и понятны для большинства потомков древних славян. Но к темным богам также относились с уважением. Кто-то считает темных богов проявлением зла. Так ли это?

Изначально слова «зло» в нашем языке не существовало. Были слова «худо» – что ассоциируется со слабостью, немощностью и хилостью, а также слово «зело» – слишком, сверх меры. То есть, копнув в «корень зла» – это чрезмерность. Что было бы антонимом к слову «худо», несущему столь же негативное понятие – слишком мало, недостаточно.

Каждый из богов являлся проявление Рода – Перун нес справедливость, Стрибог – движение, темный бог Морок – страхи. Как же может быть в боге чего-то чрезмерно? Ведь он куда более насыщен и многомерен, чем понятие «слишком». Таким образом понятия «зло» и «бог» несовместимы. Белоба – светлая сторона Рода, Черноба – темная сторона, Являясь тем и другим одновременно, Род удерживает равновесие Вселенной. Дабы не было ничего ни мало, ни много.

Наши пращуры не отказывались от знаний о темных богах. Ведали они, что Белбог и Чернобог своей борьбой удерживают мир и дают жизнь. Темных богов не боялись, но остерегались, изучали их силы, дабы не попасть под их влияние. В более поздние времена в упадке ведической культуры старались задобрить.

Вий – бог-хранитель нечисти, повелитель упырей. В мире Яви не мог ничего видеть. Хозяин смертельных смерчей, несущих погибель всему живому.

Вий стоял на страже границ светлых и темных миров, следил за тем, чтобы не нарушались людьми законы, установленные Сварогом.

Древние знали, что было бы неверным считать, что Вий не увидит их неправедных мыслей и поступков из-за того, что веки его закрыты. Они знали, что Вий видит все сквозь закрытые веки. Именно он насылал за неправильные поступки ночные кошмары, страшные видения, предупреждая таким образом о грядущем наказании.

Марена – великая богиня Зимы, Ночи, Вечного сна и Вечной жизни. Часто называют ее богиней смерти, но это не совсем верно. Богиня Марена не прекращает человеческую жизнь, а дает жизнь в мире Слави.

Морок – отец темных богов, оборотный лик Сварога. Воплощение болезней, холода и лжи. Испытывает сильных духом и губит слабых.

Недоля- дочь Макоши, сестра Доли и ее противоположность. Губит тех, кто идет против богов и Рода. Приносит несчастья и болезни.

Блуд – сманивает славян на окольную дорожку, разрушая Обычай и Правду. По его имени детей, рожденных от неправедных союзов, которые всегда имели душевные или духовные недостатки, звали на Руси «ублюдками».

Таким образом, пантеон славянских богов делится на светлых и темных, на верховных богов и функциональных. Всех мифологических существ можно разделить на три основных уровня: высший, средний и низший.

На высшем уровне – боги, чьи функции и сферы влияния были наиболее важны для наших предков. К ним можно отнести Сварога (Стрибог, Небо), Землю (Ладу) и Сварожичей (Перун, Даждьбог , Огнебог).

На среднем уровне находятся божества, связанные с сезонными циклами , такие как Род, Чур, Числобог и пр. К этому уровню относились и многие женские божества , несколько менее уподобленных человеку (Вилы, Сирин, Алконост).

На низшем уровне размещались существа, наиболее отдаленные от человекоподобия – домовые, лешие, русалки и пр.

185.94.188.243 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

ПАНТЕОН СЛАВЯНСКИХ БОГОВ. СЛАВЯНСКИЙ КАЛЕНДАРЬ!

В древности год делился на три основных сезона: период земледельческих работ (весна), пору созревания и уборки урожая (охватывала лето и осень) и зиму.

Эти три сезона показаны на схеме зелёным, жёлтым и голубым цветом, что позволяет сразу определить, какие боги покровительствовали тому или иному времени года и когда отмечались их дни.

Наличие подобного архаического трёхсезонного цикла в «Велесовой книге» свидетельствует о её подлинности. Хотя, как увидим дальше, здесь уже имеются тенденции к четверичному делению (четыре месяца в каждом сезоне и четыре недели в каждом месяце).

Указанная трёхчастность календаря свидетельствует о его глубочайших корнях, уходящих во времена индоарийской общности культур.

Трёхсезонность года обуславливалась тогда представлением древних индоариев о триединстве мира (Сварог-Перун-Свентовид и Явь-Правь-Навь у славяно-ариев и Вишну, сотворившего Вселенную посредством ТРЁХ ШАГОВ, – у индусов).

Как свидетельствуют учёные – астроархеологи, к 2300 г. до н.э. лунные ориентиры древних святилищ-обсерваторий сменились солнечными, и возник календарно-астральный тандем Сварога и Даждьбога (солнечного знака с Тельцом во главе).

По мнению Ю.А.Шилова, Телец – воплощение Даждьбога. Поскольку, как указывает Ю.А.Шилов, Телец возглавлял Солнечный Зодиак между 4400-1700 гг. до н.э., то 2300-1700 гг. до н.э. – это время, когда славяне стали чествовать взаимосвязанных Сварога-(Перуна, – прим. наше -В.Ю.Г.)-Даждьбога. Тогда же, вероятно, и начал складываться славяно-арийский трёхчастный календарь.

Тот факт, что данный календарь был известен вплоть до IX в. н.э. (время написания «Велесовой книги»), указывает как на его универсальность, – им можно пользоваться даже сейчас, – так и на глубочайшие традиции преемственности славянских жрецов Солнца, в свою очередь опиравшихся на систему святилищ-обсерваторий Древней Аратты в Дунайско-Днепровском регионе V – IV тыс. до н.э., зауральского Аркаима III тыс. до н.э. и майданов (древнеиндийск. «айданов»), которые до сих пор возводят в Индии (по Ю.А.Шилову).

«Такие святилища-обсерватории, которые протянулись вдоль северной границы тогдашнего земледелия, составляли хребет индоевропейской культуры, от которого на север и юг расходились курганы и древние святилища. Их жрецы-служители тысячелетиями поддерживали между собой связи, – ещё и в позднеантичные времена, удивляя просвещённых греков и римлян легендами о далёких путешествиях гипербореев во главе с Аполлоном.

Окончательно эта традиция прервалась с утверждением христианства и уничтожением капищ, календарно – обсерваторные функции которых частично отошли к церкви.» (Шилов Ю. Велесова книга та актуальність прадавніх учень. – К.: Книжкова палата України, 2001. – С.25. – Перевод с украинского наш – авт.).

Читать еще:  Похороны по православному обычаю. Траурные традиции, обряды, приметы, обычаи

Итак, обратимся к схеме (см. выше).

В данный календарь, соответственно «Велесовой книге»,включены семьдесят семь богов, расположенных в семи кругах-колах (семь – священное для славян число!)

В центре – Великий Триглав (Сварог-Перун-Свентовид).

Сварог (от санскр. svga- «небо») – Верховный Бог, Владыка Вселенной, Создатель Мира. Он – начало и сущность всего Зодиака. Он создал Явь из Нави по закону Прави, а всё. что кончается в Яви, вновь переходит в Навь. Навь имеет синий цвет, цвет неба. Поэтому Сварог в знаке Триглава, приведённого на схеме, ориентирован на синий сегмент. И хотя это символ Нави, символ Зимы, именно в данный период происходит зимнее солнцестояние (Коляда), когда «солнце поворачивает на лето», и в недрах Тьмы (Нави) зарождается Жизнь (Явь).

Перун – знак Огня, его стихия – Лето, он ориентирован на жёлтый сегмент.

Свентовид – владыка Весны – указывает на зелёный сегмент. Подлинный древнеславянский знак Великого Триглава, помещённый в центре схемы, который нам удалось расшифровать и исполнить в цветовой гамме, в полной мере отражает теснейшую взаимосвязь субстанций Нави-Прави-Яви, Сварога-Перуна-Свентовида, Весны-Зимы-Лета, Воздуха-Огня-Земли и прочих «триединств» составлявших многомерную философию наших предков.

Поскольку «три», как уже указывалось, является сакральным числом в славянском ведизме, то все ниже перечисленные божества подразделяются на Троицы – Великие и Малые Триглавы.

Лишь первое коло представлено двумя богами – Белобогом и Чернобогом, богами Света и Тьмы, Яви и Нави. В то же время мировой осью, разделяющей их, является Сварга, по обе стороны которой они сражаются и тем самым уравновешивают мир.

Второе коло – Хорс, Велес, Стрибог – боги Лета. Зимы, Весны. Велес также выступает как бог Подземного Мира. бог царства Нави, куда после смерти отправляются души умерших.

Третье коло – соответственно предыдущему, здесь каждый сегмент разделяется на два подцикла: Стрибог включает в себя Крышень и Вышень. Иной вариант Крышня -КРЫЖЕНЬ (в укр. языке «крыга», «крыжаный» значит «лёд», «ледяной»). Пора Крыжня – это пора ледохода, пора таяния снегов, когда со свисающих с КРЫШ сосулек начинает звенеть капель. Крышень – самое начало весны, в то время как Вышень (иной вариант ВЕШЕНЬ) уже полностью весенняя, ВЕШНЯЯ пора. Две эти поры и включает в себя владыка весны Стрибог, точно так же, как Хоре подразделяется на Лель (начало лета) и Летич (зенит лета), а Велес – на Радогощ (начало зимы) и Колендо.

В четвёртом коло представлены иные ипостаси богов трёх основных времён года, где Яр знаменует Весну, Даждь – бог – Лето, а Сивый (в укр. «седой», «белый») – Зиму.

Пятое коло – каждое время года подразделяется на четыре месяца, где Белояр – это март, начало весны и славянского земледельческого календаря. Далее, по часовой стрелке – Ладо (апрель). Купало (май, – древние календари под¬тверждают, что Купало праздновался в мае), Сенич (июнь), Житнич (июль), Венич (август), Зернич (сентябрь), Овсенич (октябрь), Просич (ноябрь), Студич (декабрь), Ледич (январь). Лютич (февраль).

В шестом и седьмом колах, видимо, представлены названия четырёх недель в каждом месяце, опять же по признакам природы и основным видам сельскохозяйственной деятельности.

Так, в Белояре приходит прекрасная (Красич) Весна-Жива (Живич), всё пробуждается, появляется первая трава (Травич). Начинается подготовка к земледельческим работам. Кудесники открывают людям Веды (Ведич) – будет ли весна благоприятной, когда сеять яровицу и проч. Наступает весеннее равноденствие, и приходит праздник Великого Яра или, иначе, Богояров День (Великдень).

В месяце Ладо зеленеют стебли (Стеблич), распускаются цветы (Цветич) и листья (Листвич), начинают щебетать птицы (Птичич). В эти радостные дни весеннего пробуждения отмечается праздник Красной Горы – воспоминание о богатой и мирной жизни Пращуров в Карпенских горах. Поминаются все умершие родственники (соответствует нынешнему Родительскому Дню).

На Купало звери (Зверич) начинают весенние игрища. Проясняется небо, люди любуются (Милич – в укр. «мылуватыся» – любоваться) звёздами (Звездич). Прогревается вода (Водич) в реках и озёрах, начинается купальный сезон. Празднуется Купало – бог славянской Чистоты и Здравия.

На Сенич идут громовые (Громич) дожди (Дождич), созревают плоды (Плодич) и семена (Семич), в разгаре сенокос. Наступает день летнего солнцестояния – праздник Великого Триглава (нынешн. Троица).

Житнич богат липовым (Липич) мёдом, роятся пчёлы (Пчелич), в реках – обилие рыбы (Рыбич), в лесах – ягоды (Ягоднич). В этом месяце празднуется День Перуна, который, выполняя функции бога Битв и Борьбы, является и покровителем урожая. Именно благодаря Перуну, выступающему в облике Вергунца-Перунца, проливающего на землю благодатный дождь, пышно произрастают леса и луга, а на огнищанских нивах наливаются злаки, обещая щедрый урожай.

На Венич заготавливают берёзу (Березич), клён (Кленич) и Тростник (Тростич). Второй покос зелёных (Зеленич) трав. Начинается сбор зерновых, – жнут пшеницу, жито, связывают в снопы («вено венят» – откуда и ВЕНИЧ). Празднуется Первый Сноп или Даждьбожий День.

Зернич – страда (Страдич) закончена. На токах домолачивают зерно, складывают в закрома. Недвижимо застывают озёра (Озернич), горы (Горич) покрываются дымкой, начинают дуть осенние ветра (Ветрич). Наступает день осеннего равноденствия, празднуются Великие Овсени.

Овсенич – убрана даже солома (Соломич), нступает пора листопада (Листопадич) и сбора грибов (Грибич). Люди радуются, что с богатыми запасами будут спасены (Спасич) в холодную зиму. Отмечаются Малые Овсени.

Просич – первая пороша (отсюда ПРОШИЧ-ПОРОШИЧ). пора охоты (Лович, Мыслич – в укр. яз. «ловы», «мыслывство»), а также осенних торгов. Со всех сторон приезжают купцы-гости (Гостич), ведутся беседы (Беседич), хлебо¬сольные и гостеприимные славяне празднуют Радогощ.

Студич – выпадает снег (Снежич), землю сковывает мороз. Пора начинать ратное (Ратич) обучение. Также можно отправляться в странствия (Страннич), посещать далёкие страны-стороны (Странич). Месяц завершается празднованием Коляды – дня зимнего солнцестояния и святками. посвящёнными завершению годового коло и рождению нового молодого Солнца (Рождество).

Ледич – празднование Велсса. владыки Сварожьей Нави, который с этих пор начинает каждый день прибавлять свет (Свендич) «на волосок». Почитаются находящиеся в царстве Белеса Щуры и Пращуры (Щурич). В этом месяце проводятся собрания Родов, Советы старейшин (Радич – в укр. «рада» – совет), избираются князья и старейшины-родичи (Родич) и осуществляются прочие «общественные мероприятия».

Лютч – хотя ещё лютуют морозы, солнце «подземного мира» набирает силу и прибавляет света (Светич). В этом месяце почитается Род-Рожанич-Сварог (Родич), Первый Пращур-Прародитель. Кровные родственники (Кравич) собираются вместе, обсуждают всякие дела, едят блины с маслом (Масленич). Празднуется Масленица и Крышний – люди провожают зиму.

Так неизменно и вечно вращается Сварожье Коло, отмеряя Великие и Малые числа Яви, учёт которым ведёт Числобог.

Следует отметить, что в данный календарь не включены боги, которые не связаны с сезонными циклами и являются, так сказать, «всеобщими» – это Числобог, Матерь-Сва-Слава, Макошь, Семаргл-Огнебог и некоторые другие, функции которых сопрягались с иными сторонами Бытия.

Благодаря новым источникам, в том числе «Велесовой книге» и «Сказаниям о стародавних временах русских», эти божества приоткрывают тайны своих ликов, и нам становится понятней сакральный смысл древнейших символов славянского пантеона.

Источники:

http://oldinvent.ru/yazycheskie-bogi-drevnej-rusi/
http://studopedia.ru/10_123269_vera-predkov-slavyanskiy-panteon-bogov.html
http://wowavostok.livejournal.com/749534.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: