Покайтесь ибо приблизилось царство небесное. «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное

“Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное”

“ПОКАЙТЕСЬ, ИБО ПРИБЛИЗИЛОСЬ ЦАРСТВО НЕБЕСНОЕ”

Ключевой стих 3:2

“И говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное”

В сегодняшнем отрывке рассказывается о том, как Иоанн Креститель готовил путь. Иоанн Креститель приготовил сердца людей для принятия Мессии. Как он готовил этот путь? Я молюсь, чтобы мы, изучая сегодняшнее слово, покаялись, приняли Иисуса и обрели Небесное Царство в своем сердце. Также я молюсь о том, чтобы мы исполняли порученную нам Богом миссию и привели много людей к Господу, как это делал Иоанн Креститель.

I. Иоанн Креститель готовит путь Господу (1-12)

Взгляните на 1-ый стих: “В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской”. Между событиями 2-ой и 3-ей главы существует разница в 30 лет. Это было время, когда Иисус закончил Свою частную жизнь и начал жизнь миссии. Это было время, когда прошла темная ночь, и наступил солнечный день. Именно в те дни Иоанн Креститель, пришел и проповедовал в пустыне Иудейской. Пустыня Иудейская – это дикое место, находящееся по обе стороны реки Иордан. Божественная миссия началась в пустыне, а не в роскошном храме. Пустыня – это казалось бы самое бесперспективное место, чтобы проповедовать. Но когда один человек всецело посвятил себя Божьей миссии, Бог сотворил великое дело даже в таком месте.

Каковой была проповедь Иоанна Крестителя? Смотрите стих 2: “И говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное”. Слово “покайтесь” вызывает отрицательные чувства. Это не мягкое и красивое слово. Слышать это слово людям особенно неприятно. Однако если кто-то принимает это слово, оно становится самым благодатным словом в его жизни. В то время народ Израиля очень страдал под игом Римской Империи. Кажется, Иоанн Креститель должен был проповедовать теплые и утешительные слова. Но прежде всего, он призывал к покаянию.

Он говорил “Покайтесь, приблизилось Царство Небесное”. Что же такое покаяние? Покаяние это не изменение формы. И это не просто осознание своих грехов и их исповедание. Покаяние – это изменение сердца и изменение жизненного пути. Поэтому покаяние означает активное изменение направления жизни. Свое сердце, стремившееся к миру, надо обратить к Богу и принять Бога в центр своей жизни. Например, Матфей жил эгоистической жизнью только для своего счастья в этом жестоком мире. Но, услышав призыв Иисуса “следуй за Мною”, он последовал за Ним. После этого события, целью его жизни стало жить только для Господа. Он изменил направление своей жизни от себя к Иисусу. Это и есть истинное покаяние. Один китайский философ провозгласил серединный путь принципом жизни человека. Таковы и демократические принципы – компромисс для взаимной пользы. Но в духовном мире не существует серединного пути, компромисса с сатаной. Покаяние – это выбор между Богом и сатаной, решение быть рабом Бога или быть слугой сатаны. Потому каждый человек через покаяние становится рабом Бога, а без покаяния становится рабом сатаны. Покаяние – это решение оставить старую жизнь и грехи и жить для Бога. Покаяние – это смелое решение. Часто покаяние требует великого решения. Например, когда раскаялся известный мытарь Закхей, он сказал, что раздаст половину имения нищим, а всем, кого обидел, воздаст вчетверо. Это значит, что он казалось бы, остался совсем нищим. Но он решил, что Небесное Царство намного дороже. Вот – это истинное раскаяние. Но как раскаяться? Слушая слово Бога мы должны раскаяться. Иоанн Креститель истинно любил свой народ, он не шел на компромисс с грехом. Чтобы его народ стал народом Бога, он проповедовал ему покаяние.

Иоанн Креститель не просто говорил «покайтесь окаянные!». Он говорил «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Божие!» Вот, Царство Бога так близко, нужно только войти в него, покаявшись! Кто мог бы убедить Закхея раздать имение? Кто может найти достаточно разумные аргументы? Но когда он увидел, что и к нему Царствие Божье близко, он раскаялся и принял Царство Божие более драгоценным, чем все свое имение. В покаянии есть большое решение, но есть и большая благодать, превосходящая всякую потерю. Приближение Царствия Божия означает не только благодать, но и то, что приближается суд Божий, и всякий противящийся Богу будет осужден. Есть прекрасное Божье Царство, и есть огонь будущего гнева, и мы должны выбрать.

Также слово «приблизилось Царство Небесное» означает, что через покаяние Божье Царство, Божье управление входит в нашу жизнь. Мы должны теперь подчиняться Богу. Если крали, прелюбодействовали, обманывали – то оставить это, даже если цена тому высока.

Когда через 13 главу послания к Римлянам я раскаялся и решил платить налоги, то пришлось пойти на то, что моя зарплата уменьшилась с 700 до 50 долларов – в 14 раз. Но Божье Царство и Божье управление ценнее и дороже, и покорившись Богу и приняв Его Царство в свою жизнь, мы никогда не потерпим ущерба, что я вполне испытал на себе.

Кем же был Иоанн, который проповедовал Слово в пустыне? Посмотрите стих 3: “Ибо он тот, о котором сказал пророк Исаия: “глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему””. Иоанн Креститель был предтечей, ранее предсказанный пророком Исаией (Ис.40:3). Сердце Израильского народа не было готово принять Мессию из-за гордости и неверия. Тогда Иоанн Креститель проповедуя покаяние приготовил сердца людей. Почему в наше время людям трудно принять Иисуса? Потому что люди перестали считать грех грехом. В мирском обществе прелюбодеяние похвально, а любовные приключении почитаются за подвиг и восхваляются. Если не сказать, что прелюбодеяние есть грех, что порнография и похотливый взгляд на женщину есть грех, то люди не могут прийти к Иисусу, продолжая жить в грехе. Проповедуя о грехе, мы готовим почву, чтобы люди приняли благодать. Эта проповедь не только в том, чтобы всем говорить – вот, ты грешник, но и в том, чтобы живя в обществе, работая на работе, жить чисто, честно и истинно. Этим мы разрушаем атмосферу греха, которую люди создают, чтобы не чувствовать осуждения за грех. Иначе очень трудно рассказать об Иисусе, иначе сердце людей самодовольно и холодно.

Иоанн Креститель проповедовал: “приготовьте путь Господу”. Иоанн Креститель создал благоприятную атмосферу для того, чтобы Мессия, Иисус Христос, пришел и работал. “Стезя” значит неровный путь. Через это слово мы видим, что у людей есть различные сердца: высокомерные и униженные. Высокомерие – свойство гордецов. Гордый человек хвалит себя и презирает других. Такие люди должны смирить себя и лишь тогда они смогут принять Иисуса. Униженные люди часто впадают в самоуничтожение. Они уничтожают себя из-за чувства поражения и фатализма. На первый взгляд кажется, что такие люди скромны. Однако, на самом деле, такие люди ненавидят других и полны злобы на себя, на людей и на Бога. Бичевать себя и ругать себя – это дело, весьма далекое от покаяния и довольно бесполезное. Вот, поругает и побичует себя человек, чтобы завтра делать то же самое. Но, такие люди должны наполнить свое сердце Словом Бога, и иметь надежду в Боге! Также есть сердца, не обладающие прямотой и непримиримые. Такие люди в любой ситуации противодействуют и косо смотрят на всех. Даже любовь пастыря и любой подарок принимают с подозрением. Такие люди должны избавиться от своих предубеждений. На Украине очень, очень много людей страдают от предубеждений и оттого не принимают Иисуса. Как многие родители, не имея веры, но имея только внешнюю религиозность, противятся своим детям, уверовавшим в Евангелие! Но Бог дает им многие потрясения и беды, чтобы не надеялись на пустую религиозность без веры и в скорби искренне взыскали Бога. Иоанн Креститель верно выполнил свою миссию гласа вопиющего в пустыне. Глас только передает значение и смысл и сразу исчезает. Подобно этому, Иоанн Креститель выполнил свою миссию предтечи Мессии и исчезнул, не думая о своей популярности.

Читать еще:  Правда лм что. Правда ли, что библия пересказывает языческие мифы

Какой была его жизнь, когда он исполнял свою миссию? Посмотрите на стих 4: “Сам же Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих; а пищею его были акриды и дикий мед”. Иоанн жил в пустыне, где никто не мешал его жизни молитвы. Он жил очень просто. Его ежедневной пищей были акриды и дикий мед. Он носил одежду из верблюжьего волоса. Такая жизнь Иоанна напоминает нам жизнь пророка Илии. Его жизнь была простой и бедной. От такой жизни произошла такая проповедь, имеющая полную жизненную силу. Если сладко и красиво говорить, но не следовать такой жизни, то такие слова – пустой звук. Поэтому, возвещая, надо следовать тому и в жизни. Такая жизнь – это живая проповедь. Потому большая сила есть в чистой жизни.

Что произошло в народе, когда он проповедовал покаяние? Все они убегали с тяжелым сердцем? Нет! Вместе прочтем стих 5: “Тогда Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская выходили к нему”. Исповедуя свои грехи, они крестились в Иордане. Здесь мы видим что людям не нужна пустая похвала и лесть, но им нужно истинное Слово Божие, которое ведет в Божие Царство! В покаянии есть большая борьба, но есть намного большая благодать и милость. Потому так много людей пришли к Иоанну и крестились от него в Иордане.

Взгляните на стих 7. Много фарисеев и саддукеев пришли к Иоанну, чтобы креститься. Все они были духовными лидерами, дававшими свои наставления. Фарисеи были очень строгими, придерживались постановлений закона, верили в жизнь после смерти и воскресение. Однако в то время они были очень самодовольными, лицемерными и формальными лидерами. Саддукеи отрицали жизнь после смерти, ангелов и Дух, а также воскресение. Поскольку они заботились только о реальности, их больше интересовала политическая власть и богатство. Увидев их, Иоанн беспощадно ругал их, говоря: “порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева?” Почему так строго? Наверное они пришли, потому что Иоанн стал популярен, и они боялись потерять уважение народа. Иоанн назвал их “порождениями ехидны” из-за того, что они, будучи духовными лидерами, имели злое влияние на народ. Ехидна – это внешне красивая змея с мягкой кожей, но внутри имеет смертельный яд. Подобно этому, они выглядели праведными и благоговейными, были одеты в роскошную одежду. Но на самом деле они имели смертельное влияние на народ, убивая души людей. Особенно, духовный лидер имеет огромное влияние на агнцев, поэтому, когда он живет лицемерной жизнью, то оказывает вредное влияние на других.

Посмотрим на стих 8,9: “Сотворите же достойный плод покаяния, и не думайте говорить в себе: “отец у нас Авраам”; ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму”. Иоанн Креститель не только ругал их, но и дал им правильное направление. Чтобы избежать будущего гнева, они должны бросить свое пустое величие и сотворить достойный плод покаяния перед Богом. Самое большое препятствие для них к тому, чтобы сотворить достойный плод жизни была их гордость за то, что они являются потомками Авраама. Однако внешний вид не является нормой оценки Бога. На взгляд Бога родство и другие условия просто не имеют значения, потому что Бог может из камней воздвигнуть детей Авраама. Бог оценивает, глядя на наши плоды. Бог, Который оценивает лишь по плодам, является праведным Богом. Скажем, дерево может обманывать своим видом, но плодами обмануть не сможет. Здесь мы учимся тому, что мы должны не только покаяться, но и сотворить достойные плоды покаяния. Здесь мы видим, что если мы хотим действительно принести плоды покаяния, мы должны искренне покаяться. Если человек действительно покается, то, если он жил в страсти, то должен оставить такую жизнь и перед Богом жить чистой и святой жизнью. Если мы раскаиваемся в своем эгоизме, мы должны жить с самоотдачей, должны отдавать, служить и жертвовать. Поэтому истинное покаяние означает покаяться не только на словах, но и принести достойный плод покаяния в своей жизни. Когда мы покаемся, более всего мы должны покаяться в своих внутренних грешных мыслях. Если мы не каемся в маленьких грешных мыслях, которые есть внутри нас, то это мешает сотворить плод покаяния. Мы должны стоять перед Богом, сняв все свои грешные одежды: скрытную гордость, праведность, пустое величие.

Но почему мы должны обязательно сотворить плоды? Смотрите стих 10: “Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь”. Слова “уже и секира при корне дерев лежит” означает, что суд Бога близко. Думая, что суд далеко, люди свободно грешат, потворствуя своим желаниям. Однако суд не где-то далеко, а очень близко. Мы не знаем, когда встанем перед судом Бога и получим соответственно нашим добрым или злым делам. Поэтому мы должны сотворить добрые плоды покаяния. Нашу жизнь можно сравнить с деревом. Предназначение дерева – приносить добрые плоды. Если оно не приносит плода, оно потеряет ценность. Мы должны принести добрые плоды, но прежде мы должны стать плодоносным деревом. Чтобы сотворить добрые плоды мы должны истинно покаяться перед Богом и пребывать в Иисусе, Который есть наша истинная виноградная Лоза (Ин.15:1).

Иоанн не только проповедовал покаяние, но и решительно возвещал об Иисусе. Смотрите стих 11: “Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем”. Он свидетельствовал, что он крестит в воде в покаяние, но Иисус крестит Духом Святым, Который коренным образом очищает грех человека и позволяет родиться свыше и стать новым человеком. Через покаяние мы решаем оставить старое, решаем даже сверх наших сил, но Святой Дух дает силы воплотить наше покаяние и решение в жизнь. Иоанн также свидетельствовал об Иисусе, что “Он соберет пшеницу свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым”(12) Есть Божий суд, где есть огонь неугасимый, и есть Божья житница, Царствие Божие, полное радости, любви и благодати. И мы должны использовать нашу жизнь, чтобы сделать выбор, и помочь другим избрать приближающееся Царство Божие.

Читать еще:  Лунные узлы лилит и селена в знаках. Лилит и селена в натальной карте

Я молюсь, чтобы мы, как Иоанн Креститель, боролись с грехом, проповедовали Евангелие покаяния и привели много блуждающих душ к Иисусу, указав на приближающееся Царство Божие.

Поучение на слова Христа Спасителя «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Евангелие от Матфея, гл. 4, ст. 17)

Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 4, 17). Грехи удаляют человека от Бога, Источника жизни, и ввергают в смерть. Чтобы приблизиться к Богу, нужно искреннее покаяние. Бог Сам ищет удалившегося человека. Сам оставляет небо и приходит на землю, делается человеком, вступает в ближайшее общение с ним, беседует, освящает воды Своим Крещением, дарует баню пакибытия [Таинство Крещения], установив тайную вечерю — Причащение Тела и Крови, низводит благодать Духа Святого на верующих, дарует покаяние, разрешение [отпущение] грехов, освящение, обновление, утверждение, сыноположение и обóжение. Чего еще Он не дал? Все, все с избытком дал. Как пользуются люди средствами спасения? Попирают их, как свиньи бисер (см. Мф. 7, 6). Но строго взыщется с неверующих, неблагодарных, гордых и злонравных.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский

Покайтесь и веруйте в Евангелие! Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мк. 1,15; Мф. 4, 17). Таковы были первые слова проповеди Богочеловека. Эти же слова доселе произносит Он нам при посредстве Евангелия.

Когда грех наиболее усилился в мире, ниcшел всесильный Врач в мир. Он ниcшел в страну изгнания, в страну томлений и страданий наших, предшествующих вечному мучению в аде, благовествует избавление, отраду, исцеление всем человекам, без всякого изъятия. Покайтесь!

Сила покаяния основана на силе Божией: Врач всемогущ, и врачевство, подаваемое Им, всемогуще.

Тогда, во время проповеди Своей на земле, Господь призывал к исцелению всех болезнующих грехом, не признал никакого греха неисцелимым. И теперь Он продолжает призывать всех, обещает и дарует прощение всякого греха, исцеление всякого греховного недуга.

О, странники земные! О, вы все, стремящиеся или влекущиеся по широкому пути при неумолкающем шуме земных попечений, развлечений и увеселений, по цветам, перемешанным с колючим тернием, спешащие по этому пути к концу, всем известному и всеми забываемому — к мрачному гробу, к еще более мрачной и страшной вечности, остановитесь!

Отряхните обаяние мира, постоянно содержащее вас в плену! Прислушайтесь к тому, что возвещает вам Спаситель, обратите должное внимание на слова Его! Покайтесь и веруйте в Евангелие, — говорит Он вам, — покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мк. 1, 15; Мф. 4, 17).

Крайне нужно вам, земные странники, обратить полное внимание на это существенно полезное, спасительное увещание: иначе вы достигните гроба, достигнете порога и врат вечности, не стяжав никакого правильного понятия ни о вечности, ни об обязанностях вступающего в нее, приготовив себе в ней одни справедливые казни за ваши грехи. Тягчайший из грехов — невнимание к словам Спасителя, пренебрежение Спасителем. Покайтесь!

Покайтесь! Что значит покаяться? Значит сознаться, раскаяться в грехах своих, оставить грехи свои, — отвечал некоторый великий святой отец на такой вопрос, — и уже более не возвращаться к ним [Пимен Великий. Патерик скитский]. Таким образом многие грешники претворились в святых, многие беззаконники в праведников.

Покайтесь! Отвергните от себя не только явные грехи — убийство, грабительство, блуд, клевету, ложь, — но и пагубные развлечения, и наслаждения плотские, и мечтания преступные, и помышления беззаконные — все, все, воспрещаемое Евангелием. Прежнюю и греховную жизнь омойте слезами искреннего раскаяния.

Не скажи сам себе в унынии и расслаблении душевном: «Я впал в тяжкие грехи, я стяжал долговременной греховной жизнью греховные навыки: они обратились от времени как бы в природные свойства, сделали для меня покаяние невозможным». Эти мрачные мысли внушает тебе враг твой, еще не примечаемый и не понимаемый тобой [Преподобный Макарий Великий. Слово 7, гл. 2], он знает могущество покаяния, он боится, чтобы покаяние не исторгло тебя из его власти, и старается отвлечь тебя от покаяния, приписывая Божию всемогущему врачевству немощь.

Установитель покаяния — Творец твой, создавший тебя из ничего. Тем легче Он может воссоздать тебя, претворить твое сердце: сделать сердце боголюбивое из сердца грехолюбивого, сделать сердце чистое, духовное, святое из сердца чувственного, плотского, злонамеренного, сладострастного.

Грешники! Ободримся. Для нас, именно для нас Господь совершил великое дело своего вочеловечения, на наши болезни призрел Он с непостижимой милостью. Перестанем колебаться! Перестанем унывать и сомневаться! Исполненные веры, усердия и благодарности, приступим к покаянию: посредством его примиримся с Богом. Беззаконник, если обратится от всех грехов своих, какие делал, и будет соблюдать все уставы Мои и поступать законно и праведно, жив будет, не умрет. Все преступления его, какие делал он, не припомнятся ему; в правде своей, которую будет делать, он жив будет (Иез. 18, 21–22). Такое обетование дает Бог грешнику устами Своего великого пророка.

Будем соответствовать, по нашим слабым силам, великой любви к нам Господа, как могут соответствовать любви Создателя Его твари, и твари падшие: покаемся! Покаемся не одними устами, засвидетельствуем наше покаяние не одними немногими, кратковременными слезами, не одним наружным участием в церковном богослужении, в исполнении церковных обрядов, чем довольствовались фарисеи. Принесем вместе со слезами, с наружным благочестием и плод, достойный покаяния: изменим жизнь греховную на жизнь евангельскую.

Нам, человекам, предоставлен в деле спасения нашего один труд — труд принять спасение, дарованное нам Богом туне [даром] и всецело, труд покаяния. Царство Небесное и Царь Небесный несказанно близки к нам — несравненно ближе, нежели мы полагаем. Се, стою у двери сердца человеческого, — возвещает этот Царь, — и стучу в нее Моим всесвятым и всесильным Словом: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною (Откр. 3, 20). Совершается отворение дверей сердца для Небесного Царя — покаянием. Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 3, 2).

Святитель Игнатий (Брянчанинов)

1. Симфония по творениям святого праведного Иоанна Кронштадтского. – М.: Даръ, 2007. – С. 443–444.

2. Симфония по творениям святителя Игнатия (Брянчанинова). – М.: Даръ, 2008. – С. 449, 450, 451, 458.

«Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное»

Сегодня, в первую неделю по Богоявлении, мы с вами, отцы, братия и сестры, слышали во Святом Евангелии о том, как Господь начал благовестить приближение Царства Небесного. И начал Он с призыва к покаянию: «покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4:17). Об этом же событии у евангелиста Марка добавлено: «пришел Иисус в Галилею, проповедуя Евангелие Царствия Божия и говоря, что исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие» (Мк. 1:14-15).

Читать еще:  Описание и отличительные признаки знака. Окружаем себя прекрасным

Проповедь в Неделю 31-ю по Богоявлении
Царство Божие – это Царство Христа. Царство Божие в этом веке не приходит внешним образом, но обретается внутри человека. Царство Божие есть состояние человеческого естества, обновленного Божественной благодатью, есть воцарение Иисуса Христа в человеческом уме и сердце действием Святого Духа. Об этом сказал Иисус Христос: «Быв же спрошен фарисеями, когда придет Царствие Божие, отвечал им: не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17:20).

Преподобный Симеон Новый Богослов воспевает: «Ты, Христос – Царство Небесное, Ты – земля кротких, Ты – рай зеленеющий. Ты – чертог Божественный, Ты – неизреченная тайна. Ты – радость и упокоение, Ты – блаженство и слава, Ты веселие, Ты и радование…». Авва Исайя учит: «Царство Божие есть истребление всякого греха». Преподобный Ефрем Сирин пишет: «Пребывание Царствия внутри нас означает не что иное, как небесное веселие духа, которое испытывает достойная душа. Войди в себя, живи в самом себе, в прекрасной клети духа твоего, и там ищи Царства, как научил наш Спаситель. ». Преподобный Кассиан Римлянин говорит, что «Царствование Христа во святых наступает, когда по истреблении пороков в сердцах наших прекращается власть диавола, и Бог, по причине благоухания добродетелей, начинает в нас владычествовать, когда вместо побежденной плотской похоти воцарится в уме нашем чистота, вместо подавленного гнева – спокойствие, вместо попранной гордости – смирение». Преподобный Игнатий Брянчанинов поучает: «Царствие Небесное – мир Христов. В душе, в которой от покорности Богу утихли страсти, царствует Бог, царствует мир Христов».

«Но Царство Божие, – как бы продолжает святитель Феофан, – изнутри простирается и вовне. Когда все сказанное совершится внутри нас, тогда и все внешнее перестраивается по тому же духу и направлению. По тому же духу начинают действовать и язык, и глаз, и слух, и все другие чувства. Тем же духом направляется тогда всякое движение и всякое действие вовне, наедине, в семействе, на службе, в обществе и во всех житейских отношениях – словом, тогда во всех проявлениях нашей внутренней жизни явным правителем бывает Бог, что и запечатлено для всех в слове Господа: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5:16).

Грядущее Царствие Божие, новое мироустройство, новая эра нашего тварного мира, безконечное Царство Христа – Царство полноты божественной Благодати, которое установится после кончины сего века, после Страшного Суда, начинается в нынешнем веке с человека, уверившего во Христа, в Его Благую Весть – Евангелие. Господь призывает всех в это Царство, и главным условием Он называет покаяние и веру.

Святитель Феофан выделяет два этапа в движении ко Христу человека, который внял этому призыву Спасителя. Первый этап – это обращение ко Христу, а второй – следование за Христом. В обращении ко Христу видны следующие ступени: 1. принятие веры; 2. изменение жизни (покаяние); 3. принятие Крещения. «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16:16) – сказал Сам Господь. Также и апостол Павел указывает, что «без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает» (Евр. 11:6). Нужна такая вера, которая охватывала бы не только ум, но все силы души: и ум, и чувства, и волю.

Через такую веру человек видит поврежденность своей души, свою зависимость, несвободу от страстей, ощущает грязь греха и чувствует невозможность жить без Бога, как прежде. Такое осознание гибельности прежней жизни, страх воздаяния за свои греховные поступки приводит к решимости измениться и начать новую жизнь. Эта ступень именуется покаянием. Вера и покаяние действуют в душе совместно, глубина веры требует деятельного изменения жизни.

Такому человеку, однако, требуется помощь, так как он не имеет достаточно сил осуществить эти изменения в своей жизни. Ему необходима божественная благодать и рождение свыше, которые он получает в таинстве Святаго Крещения. В этом таинстве он очищается от личных грехов и от первородного греха: от самой сущности его, то есть рабства диаволу и отчужденности от Бога. Но проявления первородного греха – смертность, тление, страстность, немощь ума и тела, склонность ко греху остаются с ним и не устраняются Крещением. Восстановление испорченной природы происходит постепенно в дальнейшей жизни со Христом. Поэтому то мы и просим у Бога время на покаяние.

Очищаясь от греховных страстей, спасающийся начинает стяжавать, мало по малу, нетварную божественную силу – благодать, которая дает нам возможность жить в прямом общении с Богом и следовать Его воле. Благодать становится в таком человеке преображающей силой, которая очищает его от грехов, укрепляет в добродетелях, просвещает сердце и ум, соединяет навсегда с Богом. Человек не может сделать ни одного богоугодного дела без подкрепления от Бога божественною благодатию. Без благодати любое дело, самое грандиозное и на первый взгляд полезное, всегда будет ненадежным, тленным, временным, по слову Спасителя: «Без Мене не можете творити ничесоже» (Ин. 5,5).

Итак, силой, созидающей Царство Божие в человеке, и является благодать Святого Духа. Для подвизающегося христианина нет ничего важнее нее, потому что с Ее помощью душе, истинно верующей во Христа, предстоит из испорченного и порочного состояния «перейти в состояние иное, доброе, и нынешнее уничиженное естество изменить в естество иное, божественное, сделаться естеством новым», как говорит Прп. Макарий Египетский. Поэтому и апостол Павел сказал, что Царство Божие есть «праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим. 14:17). Поэтому святые отцы Саму благодать Святого Духа называли Царствием Божиим, использовали слова Царство Божие и благодать как синонимы. «Подвизайтесь, – говорит преподобный. Симеон Новый Богослов, – стяжать сознательно внутрь нас Царство Небесное, то есть благодать Святого Духа», «Царствие Божие есть Святой Дух», – говорит преподобный Максим Исповедник и святитель Григорий Нисский. В этом веке мы можем иметь Царство Божие в себе лишь отчасти, а полнота Его откроется лишь в будущем, когда, как мы слышали в сегодняшнем апостольском чтении, и «мы придем к единству веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру возраста полноты Христовой» (Еф. 4:13).

Молитвами Святых Отцев, безчисленного сонма подвижников, стяжавших себе внутрь Царство Небесное, да не лишит Его Господь Бог и нас. Аминь!

Иеромонах Никон (Оганов)

Использованная литература: Протоиерей В. Леонов. Основы православной антропологии, ИМП РПЦ М. 2016

Источники:

http://ubf.org.ua/biblestudy/matthew-2005-2006/Pokajtes-ybo-pryblyzylos-TSarstvo-Nebesnoe/
http://andrey-one.prihod.ru/2015/12/29/pouchenie-na-slova-hrista-spasitelya-pokajtes-ibo-priblizilos-tcarstvo-nebesnoe-evangelie-ot-matfeya-gl-4-st-17/
http://valaam.ru/publishing/20281/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: