Пойте Господу новую песнь, хвалу Ему от концов земли, вы, плавающие по морю, и все, наполняющее его, острова и живущие на них. Хвалу, что выше всяких слов

Ветхий Завет


Книга пророка Исаии


Глава 42.

1 Вот, Отрок Мой, Которого Я держу за руку, избранный Мой, к Которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд; 2 не возопиет и не возвысит голоса Своего, и не даст услышать его на улицах; 3 трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит; будет производить суд по истине; 4 не ослабеет и не изнеможет, доколе на земле не утвердит суда, и на закон Его будут уповать острова * .

5 Так говорит Господь Бог, сотворивший небеса и пространство их, распростерший землю с произведениями ее, дающий дыхание народу на ней и дух ходящим по ней.

6 Я, Господь, призвал Тебя в правду, и буду держать Тебя за руку и хранить Тебя, и поставлю Тебя в завет для народа, во свет для язычников, 7 чтобы открыть глаза слепых, чтобы узников вывести из заключения и сидящих во тьме – из темницы.

8 Я Господь, это – Мое имя, и не дам славы Моей иному и хвалы Моей истуканам.

9 Вот, предсказанное прежде сбылось, и новое Я возвещу; прежде нежели оно произойдет, Я возвещу вам.

10 Пойте Господу новую песнь, хвалу Ему от концов земли, вы, плавающие по морю, и всё, наполняющее его, острова и живущие на них.

11 Да возвысит голос пустыня и города ее, селения, где обитает Кидар; да торжествуют живущие на скалах, да возглашают с вершин гор.

12 Да воздадут Господу славу, и хвалу Его да возвестят на островах.

13 Господь выйдет, как исполин, как муж браней возбудит ревность; воззовет и поднимет воинский крик, и покажет Себя сильным против врагов Своих.

14 Долго молчал Я, терпел, удерживался; теперь буду кричать, как рождающая, буду разрушать и поглощать всё; 15 опустошу горы и холмы, и всю траву их иссушу; и реки сделаю островами, и осушу озера; 16 и поведу слепых дорогою, которой они не знают, неизвестными путями буду вести их; мрак сделаю светом пред ними, и кривые пути – прямыми: вот что Я сделаю для них и не оставлю их.

17 Тогда обратятся вспять и великим стыдом покроются надеющиеся на идолов, говорящие истуканам: “вы наши боги”.

18 Слушайте, глухие, и смотрите, слепые, чтобы видеть.

19 Кто так слеп, как раб Мой, и глух, как вестник Мой, Мною посланный? Кто так слеп, как возлюбленный, так слеп, как раб Господа?

20 Ты видел многое, но не замечал; уши были открыты, но не слышал.

21 Господу угодно было, ради правды Своей, возвеличить и прославить закон.

22 Но это народ разоренный и разграбленный; все они связаны в подземельях и сокрыты в темницах; сделались добычею, и нет избавителя; ограблены, и никто не говорит: “отдай назад!”

23 Кто из вас приклонил к этому ухо, вникнул и выслушал это для будущего?

24 Кто предал Иакова на разорение и Израиля грабителям? не Господь ли, против Которого мы грешили? Не хотели они ходить путями Его и не слушали закона Его.

25 И Он излил на них ярость гнева Своего и лютость войны: она окружила их пламенем со всех сторон, но они не примечали; и горела у них, но они не уразумели этого сердцем.

Предыдущая книга

Следующая книга

Толкования Священного Писания

Содержание

Толкования на Ис. 42:10

Прп. Ефрем Сирин

Пойте Господу новую песнь, хвалу Ему от концов земли, вы, плавающие по морю, и все, наполняющее его, острова и живущие на них

Воспойте Господеви песнь нову, то есть язычники должны воспеть Богу новую песнь. Ибо если Иудеи, избавленные от семидесятилетнего плена, воспели Богу новую песнь, то не тем ли паче язычники должны воспеть новую песнь после своего избавления от рабства, продолжавшегося тысячи лет? Прославите имя Его от конец земли. И это также есть новое, что от всех концов земли будет славословие Богу за спасение, которое соделал Господь всей земле. Сходящии в море и что наполняет его. Восхвалят Бога и те, которые плавали по морям, и те, которые приносили морю жертвы, потому что познают теперь Бога истинного и прославлят Его, как Владыку моря. Острови и живущии на них, то есть восхвалят Господа все острова со всем множеством людей, на них обитающих.

Толкование на книгу пророка Исаии.

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 10-17 Пойте Богу (вульгата: Господу) новую песнь, хвала Ему от концев земли, вы, сходящие в море и все, наполняющее его, острова и обитатели их. Да возвысит (вульг. да возвысится) пустыня и города ея: в домах будет обитать Кедар, хвалите обитатели скалы (Petrae); с вершины гор будут возглашать. Воздадут Господу славу, и хвалу Его будут возвещать на островах. Господь выйдет как храбрый, как ратоборец возбудит ревность: воззовет и возгласит, против врагов Своих покажет Себе сильным. Я постоянно безмолвствовал, молчал, терпел: как рождающая (вульг. мучащаяся родами) буду говорить: буду разсеевать и вместе поглощать. Опустошу горы и холмы и всякую зелень на них иссушу, и реки сделаю островами, и осушу озера. И введу (вульг. поведу) слепых на дорогу, которой они не знают, и по неизвестным им путям буду вести их. Мрак сделаю светом пред ними, и кривое прямым: эти слова Я исполнил для них и не оставил их. Обратились назад: покроются стыдом надеющиеся на идола, говорящие истукану: вы наши боги

Читать еще:  История астрологии. Восточная астрология - Тибетская, Китайская

Сказавший прежде: прежнее вот сбылось, и новое Я возвещаю, прежде нежели оно произойдет Я дам услышать вам, и обещавший, что Он скажет то, чего они не знали, в последующей речи свидетельствует, в чем состоит это новое, заповедуя апостолам и мужам апостольским петь новую песнь не по ветхой букве, а по новому духу, и не только в ветхом завете, но и в новом, и хвала Его достигнет до краев земли. Ибо от края небесе исход Его, и сретение Его до края его. Во всю землю изыде вещание апостолов, и в концы вселенныя глаголы их (Пс. 18:5). Или по LXX: прославляйте имя Его на пределах земли, чтобы во всем мире возвещалось народам имя Христово. А кто должен петь новую песнь, это показывают следующие затем слова: сходящие в море и плавающие по нему, или все, наполняющее море. Ибо Иисус, увидев апостолов на берегу у моря Генисаретского поправляющих сети, призвал их и послал в великое море (Лк. 5:2-4), чтобы из ловцов рыб сделать их ловцами людей,— их, которые проповедывали Евангелие, от Иерусалима до Иллирии и Испании, уловив в короткое время также могущество самого города Рима, или сходили в море и плавали по нему, подвергаясь бурям и преследованиям мира сего. Также под островами и живущими на них разумей или различные народы или множество церквей.

Да возвысит, говорит, пустыня и города ея голос свой, о котором мы выше сказали. Или же да возвеселится пустыня, и селения ея и Кедар, который некогда был необитаемою страною, по ту сторону Аравии Сарацииской. И обитатели скалы, которою называется также и город в Палестине. Означается же этим то, что народы языческие, лишенные прежде познания о Боге и преданные заблуждениям идолослужения, обратятся к восхвалению Господа. Или, так как Кедар значит мрак, а скала, по Апостолу (1 Кор. 10:4), есть Христос, то заповедуется всем верующим, чтобы бывшие прежде во мраке и верующие теперь в Господа Спасителя возглашали с вершины гор и открыто проповедывали Христа, коим и выше (Ис. 40:9) было сказано: на гору высокую взойди, благовестница Сиона, возвысь с силою голос твой, благовестница Иерусалима. И воздам славу Ему на островах, о которых мы выше сказали (Ис. 42:4).

Описывает же пророческая речь славное пришествие Спасителя, о котором и апостол Павел говорит: «по просвещению славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа» (2 Кор. 4:6; 1 Тим. 1:1), и сравнивает Его с весьма сильным мужем, который будет воевать с противниками своими, возбуждая ревность. Об этом и в песни Второзакония предречено: «они возбудили ревность во Мне тем, кто не был Богом, и раздражили Меня идолами своими, и Я возбужу ревность в них народом, которого нет, и народом самым неразумным раздражу их“ (Втор. 32:21).

Он также будет вопить и возглашать против врагов своих, укоряя их в неверности и возвещая громко: Я молчал, постоянно безмолвствовал, терпел, или как перевели LXX: Я молчал; неужели всегда буду молчать? чтобы исполнилось то, что говорится чрез Соломона: время молчати, и время глаголати (Еккл. 3:7). Смысл же такой: Я часто терпел вас, долго грешащих, но более не буду молчать, как прежде молчал. И как рождающая производит младенца на свет и делает открытым то, что прежде было заключено во внутренностях; так Я теперь обнаружу скорбь Мою и то скрывание, которое Я всегда имел относительно ваших преступлений, и рассею ваши замыслы, и в одно время поглощу весь народ, и все высокомерие гор и превозношение холмов ваших. А траву, о которой выше было сказано: по истине, народ есть трава (Ис. 40:7), то есть как князей, так низкую чернь, обращу в пустыню. Это прибавлено у Семидесяти из издания Феодотиона, который умолчал об этих словах. И когда Я иcсушу вас от головы до ног и истреблю, тогда реки учения Моего будут течь на островах языческих, и озера или болота ваши сделаю сухими, чтобы среди язычников было знание Писаний, а у вас — засуха учения.

Читать еще:  Марк имя какой страны. Марк: перевод и значение имени

И поведу слепых дорогою, которой они прежде не знали, о которых и выше мы читали: дал тебя в завет народу, в свет язычникам, чтобы открыть глаза слепым. Они будут ведомы путем, о котором Христос говорит: Аз есмь путь (Ин. 14:6) или путь богопознания, и буду весть их по путям пророков. Тогда тьма их превратится во свет и кривое сделается прямым, чтобы они понимали читаемое ими и очами сердца взирали на ясный в Ветхом Завете свет Христов. Но вместе с тем прибавляет: эти слова Я исполнил или исполню для них, не обещая имеющего быть, но исполняя прежде обещанное Мною.

Но когда Я говорил это, народ иудейский обратился назад, чтобы не верил обещающему и был посрамлен в своих заблуждениях и презрел обетование Божие тот , кто прежде верил идолам. Или когда войдет полнота язычников (Рим. 11:25), тогда и народ Израильский обратится и раскается в своем заблуждении, вследствие которого он прежде служил идолам. Или же, после призвания язычников, возвратится к началу; таким образом он говорит, что все народы, не захотевшие уверовать в Евангелие, будут постыжены по причине своих идолов.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга двеннадцатая.

Лопухин А.П.

Ст. 10-12 Пойте Господу новую песнь, хвалу Ему от концов земли, вы, плавающие по морю, и все, наполняющее его, острова и живущие на них. Да возвысит голос пустыня и города ее, селения, где обитает Кидар; да торжествуют живущие на скалах, да возглашают с вершин гор. Да воздадут Господу славу, и хвалу Его да возвестят на островах

В этом отделе находится гимн Богу за оказанные Им благодеяния язычникам. Благодеяния эти пока еще – предмет пророческих ожиданий. Но пророк настолько уверен в их непреложности, что говорит о них, как о событиях уже наступивших и потому приглашает язычников восхвалять Бога за них, как уже за нечто дарованное им.

Пойте Господу новую песнь… Обычное начало довольно многих благодарственно- хвалебных псалмов (Пс. 32:3; 95:1; 97:1; 118:1; 148:1 и др.). В данном случае «новизна» песни соответствует и новости самого предмета ее, ибо, по слову апостола: «Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое» (2 Кор. 5:17).

Вы плавающие по морю… Ближайшим образом разумеется соседнее с Палестиной Средиземное море; хотя на библейском языке «море и острова» – вообще, синоним всего языческого мира.

Толковая Библия.

Пойте Господу новую песнь, хвалу Ему от концов земли, вы, плавающие по морю, и все, наполняющее его, острова и живущие на них. Хвалу, что выше всяких слов

ТВОРЕНИЯ СВЯТОГО ОТЦА НАШЕГО ИОАННА ЗЛАТОУСТА АРХИЕПИСКОПА КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОГО

Толкование на пророка Исаию

Глава 1. Видение Исаии, сына Амосова, которое он видел (Ис.1:1).

Глава 2. Слово, которое было в видении к Исаии, сыну Амосову (Ис.2:1).

Глава 3. Вот, Господь, Господь Саваоф, отнимет у Иерусалима и у Иуды посох и трость (Ис.3:1).

Глава 4. И ухватятся семь женщин за одного мужчину в тот день, и скажут: “свой хлеб будем есть и свою одежду будем носить, только пусть будем называться твоим именем, – сними с нас позор” (Ис.4:1).

Глава 5. Воспою Возлюбленному моему песнь Возлюбленного моего о винограднике Его (Ис.5:1).

Глава 6. В год смерти царя Озии (Ис.6:1).

Глава 7. И было во дни Ахаза, сына Иоафамова, сына Озии, царя Иудейского (Ис.7:1).

Глава 8.1. И сказал мне Господь: возьми себе большой свиток и начертай на нем человеческим письмом: Магер-шелал-хаш-баз. И я взял себе верных свидетелей: Урию священника и Захарию, сына Варахиина, – и приступил я к пророчице, и она зачала и родила сына. И сказал мне Господь: нареки ему имя: Магер-шелал-хаш-баз, ибо прежде нежели дитя будет уметь выговорить: отец мой, мать моя, – богатства Дамаска и добычи Самарийские понесут перед царем Ассирийским (Ис.8:1-4).

Беседы на слова пророка Исаии

Беседа 1. В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном (Ис.6:1).

Беседа 2. На слова пророка Исаии: В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном (Иса.6:1). И о том, что не должно оставлять без внимания ни времени, ни даже единой буквы божественных Писаний.

Беседа 3. На первую (чит. вторую) Паралипоменон, где говорится: возгордилось сердце Озии (2Пар. 26:16), также о смиренномудрии, и о том, что добродетельному не следует быть самонадеянным, и о том, сколь великое зло – гордость.

Беседа 4. На слова пророка Исаии: В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном; похвала городу Антиохии и вдохновенное обличение запрещающих брак.

Читать еще:  Что предначертано судьбой. Время нашего ухода

Беседа 5. На слова пророка Исаии: В год смерти царя Озии видел я Господа, и доказательство того, что справедливо наказан был проказою Озия, недостойно кадивший, что позволительно не царям, а священникам.

Беседа 6. На слова пророка Исаии: В год смерти царя Озии видел я Господа, и доказательство того, что справедливо наказан был проказою Озия, недостойно кадивший, что позволительно не царям, а священникам.

На слова пророка: Я образую свет и творю тьму, делаю мир и произвожу бедствия (Ис.45:7).

На слова пророка Иеремии: Знаю, Господи, что не в воле человека путь его, что не во власти идущего давать направление стопам своим (Иер.10:23).

Объяснение того, что неясность пророчеств о Христе, язычниках и отпадении иудеев полезна.

Еще о неясности Ветхого Завета и о человеколюбии Божиим, и о том, что не должно осуждать друг друга.

Святого отца нашего Иоанна Златоуста

Толкование на пророка Исайю

Превосходство пророка Исайи весьма ясно можно видеть и из самой книги его, но в совершенстве показывает это апостол Павел, который знал лучше всех добродетели его и говорил Св. Духом. Объясняя смелую речь пророка, нераболепный образ мыслей, высокий ум и большую ясность пророчества о Христе, он выразил все это одним словом: “а Исаия смело говорит: “Меня нашли не искавшие Меня, Я открылся не вопрошавшим о Мне”” (Рим. 10:20). Велика также и сострадательность этого пророка. Он не только восставал против народного безумия и с великой смелостью, свободной речью и высокими мыслями возвещал евреем угрожавшие им скорбные обстоятельства, но и сам среди этих обстоятельств скорбел и сокрушался не меньше подвергшихся им и плакал горче угнетенных ими. Таковы были обыкновенно, можно сказать, все пророки и святые: расположением своим к руководимым ими они превосходили любовь отцов и далеко превышали силу природы. Действительно, никто и никогда не пламенел такою любовью к своим детям, с какою они умирали за руководимых, скорбели, плакали, молили Бога о страждущих, шли вместе с ними разделять их бедствии, делали и терпели все для того, чтобы избавить их от вышнего гнева, и от угнетающих обстоятельств. Никто не может быть так способным к принятию власти, как душа любомудрая и умеющая сострадать. Потому и великого Моисея Бог возвел на престол народного водительства, что он еще прежде делами показал свою любовь к народу и после говорил: “прости им грех их: потом “изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал“[1](Исх. 32:32). И этот самый пророк, видя погибель их, говорил: “оставьте меня, я буду плакать горько; не усиливайтесь утешать меня в разорении дочери народа моего” (Иса. 22:4). Иеремия составил пространный плач по разрушении города. Иезекииль даже пошел вместе с ними в плен, считая более легким для себя быть в стране чужой, нежели в отечественной, находя величайшее утешение в несчастии находиться вместе со страждущими и исправлять дела других. Даниил, ради возвращении их из плена, двадцать и больше дней оставался без хлеба и со всем усердием молил Бога об освобождении их из горького рабства (Дан. 10:2–3). И каждый из святых сияет этой добродетелью. Так и Давид, видя посылаемый гнев Божий, угрожающий народу, просил направить удар на него самого и говорил: вот, “я согрешил, я поступил беззаконно; а эти овцы, что сделали они? пусть же рука Твоя обратится на меня и на дом отца моего” (2 Цар. 24:17)[2]. И патриарх Авраам, находясь вдали от бедствий и не имея никакого участия в угрожавших содомлянам несчастиях, просил и молили Бога так, как будто находился среди самых бедствий, и не отступил бы в своем ходатайстве, чтобы отвратить страшное сожжение, если бы Бог, оставив его, не отошел (Быт. 8:33). А святые нового завета являли еще большую добродетель, как получившие большую благодать и привязанные к большим подвигам. Потому и Петр, слыша слова Христов, что богатым весьма трудно взойти на небо, скорбел, трепетал и спрашивал так: “кто же может спастись” (Лук. 18:26)? – хотя относительно своих обстоятельств имел смелую надежду. Они смотрели не на свое положение, а заботились о вселенной. И Павел показывает нам это во всех своих послания; предпочитая видение Христа даже спасению людей, говорил так: “быть со Христом, потому что это несравненно лучше:[3] а оставаться во плоти нужнее для вас” (Фил. 1:23-24). Такой же характер сохраняет нам и этот пророк, который, изрекая определения Божьи с великою смелостью и запрещая грешникам, непрестанно и продолжительно умоляет Бога, разгневанного против них; особенно можно видеть это в конце его пророчества. Теперь же нужно начать с самого вступления.

Источники:

http://days.pravoslavie.ru/bible/B_is42.htm
http://bible.optina.ru/old:is:42:10
http://www.litmir.me/br/?b=132023&p=71

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: