Похороны по православному обычаю. Траурные традиции, обряды, приметы, обычаи

Православный обряд погребения

Погребение усопших по уставу православной церкви происходит на 3-й день после кончины человека. Обряды, совершаемые священнослужителями над телом христианина, обладают глубоким смыслом и основаны на догматах христианской веры. Они берут начало со времен апостолов Христа и первых последователей Мессии.

В Писании демонстрируется погребение Божьего Сына. Сначала совершалось омовение Его Тела, а после облачение в специальный наряд и положение в гроб. Подобные действия совершаются сегодня над каждым православным верующим.

Похороны в православии

Православные традиции похорон и поминок учат с колоссальным почтением смотреть на бездыханное тело верующего. Даже в руках смерти он остается членом Иисусовой Церкви, а его тело считается храмом, где ранее обитал Святой Дух. Через время это тело, по законам Церкви, оживет и приобретет качества нетления и бессмертия.

Православие о смерти:

Каждый народ проявлял особое внимание к телам умерших сограждан. В погребальных обрядах выражались индивидуальный дух и забота о скончавшихся. Иудеи проводили короткие ритуалы, избегая бальзамирования и кремации, они намащивали тела благовониями, укутывали в тонкие полотна и помещали в пещеры.

В память о покойном ломали хлеб, посыпали собственную голову пеплом и нередко накладывали траурный пост.

Приготовление к погребению

Традиции похорон и поминок обладают глубочайшим смыслом и основываются на древнейших правилах первых христиан.

  • Тело последователя христианской веры омывают сразу после физической смерти. Этот обряд производят в знак абсолютной чистоты и непорочности духа, который предстанет в подобном виде перед очами Господа. Омовению подвергаются все части тела: используют теплую воду, обычное мыло и мягкую тряпку (губку).
  • Одновременно с ритуалом читают Трисвятую песнь, а также зажигают лампаду, которая должна гореть, пока в помещении присутствует тело покойного. К обряду омовения допускаются пожилые люди или чистые женщины, сами принявшие ванну.
  • После этого ритуала тело усопшего одевают в новые и стираные одежды, что символизирует нетление и бессмертие души. Вскоре после кончины христианин предстанет на Суде и даст отчет перед Всевышним Творцом за пройденную жизнь.
  • На человека надевают православный крест, а конечности связывают. Руки аккуратно складывают на груди таким образом, чтобы правая оказалась наверху. В левую десницу вкладывают небольшую икону (для мужчин — это образ Христа, для женщин — Девы Марии). Это показывает, что покойный верил в Божьего Сына, предал собственную душу Ему, а ныне переходит к вечному, пречистому и благоговейному лицезрению Святой Троицы.

На заметку! Для подкрепления авторитетности обряда омовения используют свидетельства писателей, живших после апостолов. Здесь описываются подробные указания по проведению обряда. В прошлом христиане свято заботились о теле усопшего, омывая его и воспевая псалмы царя Давида.

Погребение и его последовательность

  • При смерти православного верующего читают составленный по церковному правилу канон из восьми песен. Его применяют, так как перед кончиной человек испытывает естественное чувство страха. Священнослужители подтверждают: душа поддается этому аффекту при разлучении с физической оболочкой, к которой она сильно привыкла.
  • Сознанию человека особенно сложно в первые 3 дня после кончины: здесь люди видят Ангелов-Хранителей, которые сопровождали их все время после ритуала Крещения, а также злобных духов, вызывающих ужас своим отвратительным видом.
  • Канон следует читать для того, чтобы душа покойного нашла умиротворение в загробном мире. Близкие обязаны найти мужество и попрощаться с умершим родственником, исполнив молитвенное прошение перед Отцом Небесным.
  • Перед погребением тело христианина и его гроб символично окропляют святой водой. На лоб усопшего кладут венчик, который выдается священником для отпевания. Это символизирует, что православный верующий с честью оставил поле действий, победив в борьбе с тягостной жизнью и пугающей смертью. На венчике располагаются лики Божьего Сына, Богоматери и святого Иоанна Предтечи, а также надпись «Трисвятое».
  • Под голову и плечи усопшего христианина подкладывается ватная подушка, а тело покрывают белой простыней. Чаще гроб ставится в середине комнаты перед домашним иконостасом, лицо покойного должно смотреть на образы святых. Вокруг смертного ложа зажигаются свечи, предвещающие о переходе покойного верующего в области света и спокойствия.

Интересно! Монахов и священников традиционно не омывают после их кончины. Первых облачают в специфическое одеяние и укутывают в мантию крестообразным способом. Лицо монахов закрывают, указывая на его удаленность от мирских страстей во время земного бытия. Священников же облачают в церковные одежды, а на голову накладывают покров, говорящий о причастности духовника к Тайнам Господа.

Молитвы после омовения

Когда тело покойного христианина очистили от мирской скверны, начинают читать канон, который носит название «Последование по исходе души от тела». В припеве люди просят Господа об упокоении умершего, а в конце обращаются с просьбой о вечной помощи. Этот канон способствует облегчению душевных страданий покойного человека, сразу после смерти испытывающего неодолимую горечь от расставания с телом и внешним миром.

О заупокойной молитве:

Воспевая песню 5, священнослужители и родные просят Всевышнего о щедром помиловании усопшего. В песне 4 идет обращение к Святой Троице, которая способна озарить истинным светом омраченную суетностью мирской жизни душу.

Начальный тропарь — восхваление Богородице, родившей Спасителя без семени. Живые просят о спасении преставившегося человека.

Далее, в течение трех суток над телом усопшего возносятся слова Псалтыря, который разделен на 20 частей (кафизм) и начинается с прошения Господа о милосердии. В каждой кафизме присутствует троекратное восклицание «Слава», которое демонстрирует могущество и милосердие Небесного Отца. Затем воспеваются молитвы.

Псалтырь читают без перерывов, пока гроб не будет погребен. К воспеванию допускаются благочестивые друзья, так как у членов семьи появляется множество хозяйственной работы по организации похорон. Псалтырь имеет колоссальное значение в ритуале прощания с телом.

Он живо воспроизводит душевные эмоции, сочувствует радости и печали, проливает яркий свет утешения в скорбящие сердца родных. Церковь разрешает произносить текст Псалтыря по своему усмотрению: возникает представление о том, что умерший самостоятельно обращается к Всевышнему ради помилования.

Ритуалы в храме

За один час до выноса тела из дома читают канон об исходе души. По традиции покойного выносят ногами вперед. Во время выноса поется молитва в честь Пресвятой Троицы. Это говорит о том, что усопший искренне исповедовался пред Господом и отныне переходит в Царствие Небесное, где будет обитать в качестве бесплотного духа, окружая Престол и воспевая хвалу.

  • Когда тело привозят в храм, его размещаются посредине, лицом к священному алтарю, а по 4 сторонам возжигают лампады. Церковь учит: на 3-й день кончины тонкая оболочка (душа) покойного христианина испытывает жуткие страдания, хотя тело остается мертвым и бездыханным. В этот сложный период усопший чрезвычайно нуждается в помощи от священнослужителей, поэтому над его гробом читают специфические каноны и Псалтырь, а также проводят обряд отпевания, который состоит из литургических песнопений, кратко иллюстрирующих судьбу человека.
  • Греховность не убивает в душе людской славы Господа, поэтому Церковь просит о милосердии и праве каждого праведника войти в Небесный Град.
  • Чтобы поддержать человечество и избавить сердца людей от печали и опасных сомнений, которые порой рождаются при виде смерти, апостол Павел величественно утешает нас, перенося религиозную мысль за пределы тленности и раскрывая божественные тайны дивного преображения праха в вечный дух. К тому же сам Иисус-Спаситель, облачившись в одеяния священника, аллегорично обнадеживает родных усопшего, когда в храме читают Евангелие от Иоанна. После этого провозглашается разрешительная молитва, уничтожающая мирскую греховность умершего христианина.
  • Ритуал прощания состоит в целовании и пении над гробом умиляющих стихир, где говорится о том, что усопший оставляет бренность, суету, обретая успокоение по милости Всевышнего Господа. Родные смиренно обходят гроб, кланяются и просят простить их за нелепо нанесенные обиды. Последний поцелуй направлен на венчик или небольшую икону, располагающуюся на груди.
  • Наконец, покойного закрывают простыней, а батюшка крестообразным движением посыпает тело землею, произнося священные слова. Гроб запечатывают и уже не открывают более. Когда умершего выносят из пределов храма, родные поют «Трисвятую»
Читать еще:  Девочка катает коляску. Ребенок в коляске по соннику

На заметку! Если церковь располагается на большом расстоянии от дома почившего христианина, совершается заочное отпевание, которое заказывается родственниками в ближайшем монастыре.

После ритуала в правую руку покойного вкладывают разрешительный молитвенник, а на лоб традиционно кладут бумажный венчик; во время прощания тело, укутанное в простыни, посыпают землею крестообразным образом.

Собственно ритуал погребения

В самой могиле покойного человека поворачивают лицом на Восток, что символизирует ожидание церковного утра (второго пришествия) Божьего Сына. Когда гроб неспешно опускают в подготовленное пространство, вновь поется «Трисвятая» молитва. Перед закапыванием все присутствующие бросают в яму комок земли. Это говорит о покорности высшему провидению.

Крест, являющийся символом спасения, ставят в области ног покойного. Отныне христианин, верующий в распятого Спасителя, покоится долгим сном смерти под опекой Отца. Крест должен быть правильной формы и восьмиконечный.

Елейное масло традиционно не возливают на мертвое тело и не кладут его в гроб, оно используется только при жизни для исцеления.

Православная традиция благословляет людей, помогающих проводить ритуалы омовения, облачения в чистые одежды и погребения. Считается, что эти действа являются последней и необходимой милостью, которую мы способны оказать для отошедшего в мир иной христианина.

Поминовение

Церковь постоянно возносит молитвы о тех, кто прошел свой жизненный путь. Она также разрешает совершать частное поминовение, если у родных возникло благочестивое желание.

  1. На третий день этот ритуал проводится по апостольской традиции, так как православный верующий крещен во славу Троицы. Кроме богословско-философского значения здесь обнаруживается и мистическое, затрагивающие загробную жизнь души. Ангелы объясняли значение поминовения третьего дня святому Макарию. Душа, еще привязанная к мирскому, первые 2 дня скитается около собственного дома, в котором происходит отпевание, в сопровождении божественных ангелов и пытается вновь получить тело. Благочестивое же сознание возносится на третьи сутки, подобно Христу, в Небесную обитель.
  2. На девятый день Церковь совершает молитвенные прошения и делает бескровные жертвы. Душе в течение 6 дней открываются красоты Рая, где она прославляет Бога, забывая о страданиях, которые были основаны на связи с телом. Однако грешники при виде наслаждений укоряют себя до той поры, пока не получают помилование.
  3. 40-дневный период, который предназначен для полноценного поминовения над усопшими. В течение этого времени Святая Церковь читает молитвы, просит особенной милости, приносит бескровные жертвы, смиренно испрашивает благодати для усопшего христианина. С 9 по 40 день душе показывают адские чертоги, где демонстрируются ужасные страдания грешников. Спустя 30 суток скитания по Геенне огненной она возвращается на поклонение и ждет, какое место ей определит Всевышний.

Православные традиции похорон и поминок показывают особенное отношение Церкви к каждой личности. Религия всячески заботится о чистоте и помиловании души, а усопшее тело проходит обряды омовения, облачения, отпевания и погребения.

Важно! Все эти ритуалы делаются с особенной тщательностью, чтобы подготовить умершего человека к встрече с Богом, которой определит его дальнейшую судьбу согласно прожитой жизни.

Обряд похорон – русские православные традиции

Похороны – это такое событие, что ждет всех людей, живущих на нашей земле. Но также и принято думать, что похороны – это не итог жизни, а начало другой, новой, загробной жизни! Вся та, будущая жизнь, как считается, будет зависеть от этой.

Если говорить о самом обряде похорон, то он сложился уже очень и очень давно. Русские народные обычаи, связанные с обрядом похорон, до сих пор применяются у православных христиан. В них еще много языческого, против которого выступает церковь. Однако таковы традиции, веками укоренявшиеся в сознании русичей. Сегодня многие обычаи претерпели значительные изменения, современники часто даже не подозревают о корнях того или иного действия, строго соблюдая обряд похорон. Как правило, сие действо состоит из нескольких этапов. В данной статье мы о них и поговорим.

Проводы

Первым этапом всегда считаются проводы, то есть подготовка тела умершего к похоронам, что предусматривает омовение и одевание его в специальные одежды. Омовение и одевание умершего имеет свой сакральный смысл – проводы в дальний путь, подведение итогов, окончание Жизни, встреча со Смертью.

Омовение

Омовение – не просто гигиеническая процедура, но и очищение перед встречей с Господом Богом. Православная церковь учит, что каждый должен придти «к Господу с чистой душой и чистым телом».

На Руси обряд омовения осуществляли специальные люди – омывальщики. Обычно это были старые холостяки, вдовцы или старые девы, то есть те люди, которые не «имели греха», у которых не было интимных отношений с лицами противоположного пола. Если же таковых людей не было в окружении, омовением занимались люди, не состоявшие в родстве с усопшим. По традиции собирать человека в дальний путь могли только те, кто не оплакивает его, не «жжет слезой», помогая завершить земную жизнь.

Покойника омывали водой, которая становилась «мёртвой», её выливали в дальний угол двора, куда не ступала нога человека, где не росли растения. Так же поступали с водой, которой мыли посуду после поминок. Эта же участь ждала и горшки, из которых омывали покойника, их выносили на середину дорог или в овраг, разбивали или оставляли. Смысл этого ритуала состоял в том, чтобы мертвец не мог вернуться, чтобы он не мучил живых.

Сегодня омовение чаще всего совершают в морге, но в деревнях России до сих пор есть старушки – обмывалки. Никто давно не помнит о свойствах мертвой воды и магических свойствах предметов омовения.

Облачение

Во время проводов близкие собирали вещи и облачали в них усопшего. На Руси покойника одевали только в белые одежды, сейчас для мужчин обычно выбирают строгий темный костюм, для женщин – светлое платье. Можно выбрать тот наряд, который очень любил носить сам умерший. Как правило, лучшей одеждой считались венчальные наряды. Если же покойный не дожил до этого события, то его одевали, как на свадьбу.

Можно одевать на покойника и новые одежды, но, ни в коем случае нельзя для этого использовать вещи кого-то из родственников.

На голову женщине надевают платок, мужчине – церковный венок с молитвой. Испокон веков замужняя женщина на Руси не могла показаться на людях простоволосой, сразу же после замужества всегда ходила в головном уборе. И сегодня в православной церкви женщина не может войти в храм без платка.

При положении во гроб тоже придерживались старинных обычаев: труп брали только в рукавицах, избу постоянно окуривали ладаном, во время нахождения гроба в доме сор не выносили. Нахождение возле гроба родных и близких покойного в течение ночи носило ритуальный характер – живые собирали усопшего в дальний путь, прощались с ним, вспоминали его мирскую жизнь.

Раньше было принято на протяжении трех дней до похорон над умершим читался псалтырь и соответствующие молитвы. Делать это могли, как родственники, так и специально приглашенные для этого люди.

Похоронные обряды русских предусматривают и такую традицию: после смерти человека, перед образами ставят стакан воды и накрывают его куском хлеба, а на поминках хлебом накрывают рюмку водки. Делают это для души, которая, согласно приданиям, может находиться в своем бывшем жилище около полутора месяцев.

Также, в доме, где находится усопший, зажигают у его изголовья свечки. Одну зажженную свечу надо поставить на столе, а перед ликами святых (иконами) следует зажечь лампаду.

Вынос тела

Следующим этапом будет – вынос самого тела. Время выноса тела для отпевания устанавливается по договоренности со священнослужителем, который будет проводить отпевание.

Как правило, оно назначается между двенадцатью часами и до того времени пока солнце находится на горизонте. После его захода вынос усопшего запрещен.

Чтобы покойник не вернулся в дом и не забрал с собой кого-то из живущих в нем, его необходимо выносить ногами вперед, стараясь не задеть при этом стены или дверь.

Читать еще:  Что значит человека его имя. О чём говорит имя? Если ваше имя заканчивается на букву "О"

С этой же целью производят ритуал под названием «замещение места». Для этого, на место, где стоял гроб, ставят стулья и садятся. Затем их на сутки переворачивали вверх ножками.

В Сибири, после выноса тела, под угол дома, который находится слева от двери, клали камень, чтобы остальные члены семьи не торопились вслед за усопшим.

Вынос тела характеризуется и наличием морально-этического аспекта, который определяется ярко выраженным эмоциональном состоянии, как родных и близких усопшего, так и в сочувствии иных присутствующих на похоронах лиц. Если родственники на похоронах не плакали, общество их осуждало, считая, что они не достаточно любили ушедшего. Существовали и исключения из правил. Так, матери не имели права плакать по своим умершим деткам, поскольку считалось, что вредит их душам на том свете.

Сегодня традицию оплакивания соблюдают не все и не всегда, а осуждение со стороны остается на совести самих наблюдателей. Православная церковь накладывает запрет на громкие народные вопли, предупреждая, что нельзя «плакать по умершим». Смерть – естественное завершение Жизни, переход в другое состояние.

Похоронное шествие

Похоронное шествие всегда сопровождалось рыданиями близких и родных покойного, а также, их причитаниями.

Возглавлял процесс мужчина, который нес в рушнике икону или распятие. После него шли пару человек, которые несли крышку от гроба. Затем священнослужители, после которых следовало 6-8 человек, несущих на плечах гроб. Замыкали шествие родные, близкие и знакомые.

Из-за суеверий, которые пришли еще с языческих времен, гроб, как и крышку, старались переносить в перчатках, на специальном полотне. На кладбище покойника приносили или же привозили на санях. Последние потом могли сжечь либо же перевернуть на сорок дней полозьями вверх.

Если на пути похоронного шествия встречались люди, то необходимо было осуществить ритуал «первая встреча». Он символизировал встречу живого и мертвого миров. Встречному давали кусок хлеба, который заворачивали в полотенце. Взамен он должен был помолиться о душе усопшего.

Останавливаться процессия может лишь возле церкви и кладбища, возле мест, которые занимали важную роль в жизни покойного человека или возле крестов, которые в народе так и называют «покойничьи». Чем дольше несут гроб, тем более уважаемым человеком покойный был при жизни.

Панихида

Панихида была следующим этапом. Данный ритуал осуществляется в соответствии с церковными канонами. Осуществляется он перед захоронением умершего. Он может проводиться в церкви или в доме покойника. Приглашенные лица, которые имеют духовный сан читают молитвы и псалмы, которые призваны успокоить душу ушедшего и адаптировать ее в ином мире. В таких пениях образно показывается путь человека и его мытарства от момента появления на свет и вплоть до смерти. Также в них говорится о Божьем проведении и справедливости, о великой любви Бога к человечеству.

Погребение.

Обряд похорон погребение совершают до того, как солнце покинет горизонт. Считается, что с собой оно забирает в потусторонний мир душу.

Считается, что родственникам усопшего нельзя закапывать гроб. Подобное поверье связывают с тем, что родные боятся, чтобы покойный с собой не забрал еще кого-то из семьи.

Прощаясь, родные усопшего целуют его в лоб (в венчик), и выражают свое сожаление плачем и причитаниями.

После того, как все желающие простятся, священник произносит специальные молитвы, затем гроб заколачивается и опускается в предварительно выкопанную яму.

Еще одним элементом прощания является такой ритуал как бросок горсти земли на крышку гроба. При этом, надо произносить такие слова, как «земля пухом». Иногда, в могилу бросают мелкие деньги, чтобы покойный смог откупить свою могилу, либо же для откупа при переправе через реку, которая отделяет наш мир от мира мертвых.

Поминание

Заколоченный гвоздями гроб опускают в землю, затем закапывают. После того, как могила будет полностью засыпана, на ней, как правило, размещают венки, в их центре живые цветы. Поскольку, согласно обычаям ставить постоянный обелиск можно лишь по прошествии первой годовщины смерти, то на могилке устанавливают временный памятник или крест. На них прикрепляют табличку с информацией об имени и фамилии усопшего, а также, дат его рождения и смерти.

Похоронные обряды предписывают, что по окончанию церемонии погребения родственники умершего организовывают обед для копателей.

Эти должен быть скромный стол, на котором обязательно должны быть кутья, блины, водка и другие угощения.

Остатки пищи необходимо оставить на могиле, чтобы ими полакомились птицы. Последних ассоциировали с душами умерших ранее людей.

Затем, друзья, знакомые и родственники отправляются в дом почившего, где уже накрыт стол для поминания. По окончанию трапезы пришедшим раздаются сладости (печенье и конфеты)

Обряд поминовения в древней Руси

Несколько веков назад на Руси существовало два вида поминовения умершего: тайный и явный.

В первом случае родственники в течении сорока дней раскладывали на подоконники, крылечки соседей подаяния. Это могли быть яйца, хлеб, спички, ткань, полотенца. Приняв такое подаяние, соседи должны были молиться за душу ушедшего. Считалось также, что часть грехов умершего они берут на себя.

При явном поминовении, близкие умершего заказывали в церкви его отпевание. После нее у ворот церкви детям и нищим принято было раздавать пироги и иные сладости. Чтобы душа не попала в ад, родственники жертвовали денежные средства на церковный колокол, который в дальнейшем, своим звоном смог бы вызвонить грешника из ада. Или можно было пожертвовать соседям петуха, чтобы он пел ежедневно за грехи усопшего. Также, иногда в конце поминок женщинам, которые оказывали особое содействие в их организации, раздают платки, которые необходимо хранить.

Траурные традиции

После похорон происходят поминки, которые повторяются в третий, девятый, сороковой дни, полгода и в годовщину смерти. В эти дни родственники заказывают поминальные требы в церкви, организовывают поминальные обеды дома и ежедневно молятся о душе усопшего. Это может быть как поминальный обед, так и раздача продуктов всем знакомым и чужим людям с одной целью – помин души усопшего.

Согласно печальному этикету траур по умершему соблюдается в течение года. В это время близкие родственники носят темные одежды, не посещают развлекательных мероприятий, заказывают молебны в церкви, сами посещают кладбище и церковь.

До сорока дней вдовы носят черные траурные платки в знак печали и памяти по усопшему. Более короткий срок траура распространяется на дальних родственников – до шести недель. Православный траурный ритуал претерпел множество изменений, не потеряв самого главного – достойные проводы в последний путь.

Традиции похорон: что нельзя делать на похоронах

Смерть человека – область непостижимого и сакрального. Все неизвестное страшит, а страхи всегда связаны с запретами и табу. Каким бы ни было происхождение этих запретов, они уже давно укоренились в народной культуре, приметах и нормах поведения.

Похороны – это время, когда даже не суеверный человек старается соблюсти все погребальные обряды и традиции, следует приметам и поверьям независимо от того, как он к ним относится.

Религиозные запреты

В любой религии смерть занимает особое место, и православие не стало исключением. Священник, проводящий отпевание, может рассказать о том, что православному можно и нельзя делать на похоронах. Перечислим основные правила:

Нельзя заказать отпевание для некрещеных

По Уставу Церкви нельзя совершать обряды погребения и церковного поминовения людей некрещеных, крещеных, но отрекшихся от веры, относившихся к Церкви и вере с насмешкой или враждой, некрещеных и самоубийц. Для самоубийц исключение возможно, но только если человек был психически болен (что подтверждают медицинские справки) и на отпевание получено разрешение епархии.

Нельзя заочно отпевать покойного

Это правило небезусловное. Прежде заочное отпевание разрешалось только при условии отсутствия останков для предания их земле – например, когда человек сгорел в пожаре, бесследно утонул, исчез при землетрясении и иных стихийных бедствиях.

Читать еще:  Аудиокнига гхош ауробиндо шри - основы йоги. Духовные учителя Человечества XIX-XX века

Практика заочного обряда отпевания широко распространилась во времена СССР. Тогда множество храмов было закрыто или разрушено, и провести обряд было негде. Верующим людям не оставалось другой возможности, кроме как просить о заочном отпевании.

В некоторых местах нашей страны по-прежнему нет церквей, из-за чего перевезти тело к месту отпевания невозможно. В таких случаях церковь идет навстречу нуждам верующих и обычно разрешает провести заочный обряд отпевания.

Нельзя вписывать некрещеных и неверующих в записку “О упокоении”

Молитва поминовения в церкви — это упоминание имен почивших во их спасение в ходе литургии и панихиды. Осуществляется по запискам “О упокоении”, в которые вписывают имена крещеных. Нельзя вписывать некрещеных, безбожников, вероотступников, самоубийц.

Нельзя хоронить икону в гробу с покойным

Некоторые настоятели считают, что хоронить покойного вместе с иконой – это неправильно. Хотя многие православные с этим соглашаются, важно знать, что запрета со стороны церкви на этот счёт нет, поэтому те, кто хоронил своих близких вместе с иконами, могут не переживать. По мнению настоятеля одного из московских храмов, это допустимо, поскольку почившего и так погребают в покрывале с изображением Иисуса Христа и налобным венчиком с изображениями икон. Кроме того, св. Серафим Саровский лично завещал, чтобы его тела предали земле с иконой «Явление Пресвятой Богородицы преподобному Сергию Радонежскому», а святой не мог просить о том, что грешно.

Таким образом, оставлять ли у себя икону из гроба после похорон – личное дело близких покойного. Если она будет служить духовным проводником, связью с этим человеком, ориентиром для благих пожеланий душе усопшего, её следует не просто сохранить, но и регулярно доставать для молитв и почитания. Если же скорбь о потере столь сильна, что каждое напоминание об ушедшем вызывает безутешное горе, следует не мучить себя, но с лёгкой душой отпустить память о покойном, предав икону земле вместе с покойным или вернув её в храм.

На православных похоронах нельзя говорить: «Пусть земля будет пухом»

Для христианской культуры такое пожелание чуждо: душа человека после смерти и до Страшного Суда никак не связана с телом, следовательно, любые пожелания в адрес тела не имеют никакого отношения к состоянию души умершего. Некоторые православные священники советуют не использовать фразу «Пусть земля будет пухом» не похоронах христианина из-за её языческого происхождения. Многие другие не считают этот вопрос сколько-нибудь важным и не препятствуют её произнесению на похоронах.

Нельзя класть в гроб иконы, если предстоит кремация

Хотя икона кладется в гроб, перед кремацией её следует забрать из гроба. Сжигать иконы (даже во время кремации) – это кощунство и грех.

Народные приметы и поверья

Народная культура содержит множество правил, запретов и ограничений в вопросе похорон. Некоторые из них имеют под собой веские медицинские основания, другие уже давно стали правилами похоронного этикета. Есть и просто суеверия, уже давно слившиеся с традициями похорон. Перечислим основные вещи, которые нельзя делать на похоронах:

Нельзя, чтобы покойник лежал в гробу с открытыми глазами

Объяснений не счесть. Кто-то боится, что открытые глаза покойного высматривают, кого бы забрать с собой и скоро кто-то умрет еще. Другие считают, что внешнее зрение для этого мира покойному уже не нужно: закрыв глаза умершему, мы помогаем ему обрести внутреннее зрение, пригодное для мира иного. Рот умершего тоже должен быть закрыт.

Нельзя класть в гроб вещи живых людей

Древняя народная примера гласит: положишь в гроб свою вещь, пойдешь вслед за покойным.

Нельзя забивать крышку гроба в доме умершего

Народная мудрость считает, что если забивать крышку гроба в доме покойного, то его семью ждет еще одна смерть. Выносить гроб должны только неродные покойному мужчины. Считается, что кровь тянется к крови, и усопший уведет родственников за собой.

Вынося гроб, нельзя задевать о дверной косяк

Дурная примета: считается, что человек, ударивший гроб с покойным, сам вскоре отправится на тот свет.

Нельзя выносить покойника головой вперед

Считается, что на похоронах нельзя выносить умершего головой вперед. Его несут только ногами вперед, иначе душа не сможет вернуться назад. Это древнее языческое поверье уже давно вошло в обиход и известно, пожалуй, всем.

Когда выносят гроб с покойным, живым нельзя оборачиваться назад

Издревле идет поверье, что, провожая покойного, нельзя смотреть назад, иначе смерть придет за тобой или в твой дом. Уходя с кладбища после похорон, нельзя оглядываться.

Нельзя убираться в доме, пока в нем тело усопшего

Народная пословица гласит: “сор при покойнике вымести – всех из дому вынести“.

Беременным женщинам и детям до трех лет нельзя присутствовать на похоронах

Этот запрет связан с мыслью о том, что новая жизнь несовместима со смертью, а психика детей еще недостаточно устойчива и атрибуты смерти могут негативно на них повлиять.

Нельзя приходить на похороны в светлой одежде

Во многих культурах цвет траура – это черный. Считается, что не обязательно приходить именно в черном, но оттенки одежды должны быть темными: светлые оттенки якобы привлекают внимание смерти.

Нельзя идти перед гробом

По примете, тот, кто идет впереди гроба, может «уйти» на тот свет раньше покойника. На похоронах также нельзя также обгонять катафалк – это сулит болезни или неприятности.

Нельзя двигаться навстречу похоронной процессии

Если вам навстречу движется похоронная процессия, лучше остановитесь и переждите. Мужчина должен снять головной убор. При встрече с похоронной процессией нельзя переходить дорогу, так как тем самым ты переходишь дорогу смерти, и привлечешь её к себе.

На кладбище нельзя шуметь, ругаться, спорить

Душе покойного это может не понравиться, и ему будет плохо на том свете. Но дело, скорее, не в поверье, а в том, о чем говорилось в начале статье: смерть страшит, и все замолкают.

Нельзя целовать покойного в губы

Прощаясь с покойником, необходимо поцеловать венчик на лбу, но не следует прикасаться губами к телу. У этой приметы есть и практическая сторона: таким образом можно подхватить инфекцию.

Нельзя брать с кладбища

Забирать можно только то, что у вас при себе, например, свои личные вещи. Все остальное, например, используемые во время похорон платки и полотенца, нужно оставить, иначе вы унесете с собой смерть.

Во время похорон и поминок нельзя говорить о покойном плохо

В каждом есть что-то хорошее и что-то плохое. Если поминать усопшего дурным словом, то его душа на том свете будет страдать и маяться. Лучше вспомнить что-нибудь хорошее о нем. Вспомним известную пословицу: о покойном можно говорить только хорошее (или ничего).

Нельзя говорить во время минуты молчания

В это время нельзя не только говорить, но и вообще издавать какие-либо звуки. Переходить с места на место или копаться в вещах считается неуважением к покойному.

Нельзя носить одежду умершего

Кто-то считает, что нельзя носить одежду умершего, другие, наоборот, видят в этом возможность прикоснуться к любимому человеку, быть вместе с ним хотя бы и таким способом. Здесь всё зависит от чувств, индивидуальности и настроя.

Другое дело – смертная одежда – та, что была на человеке в момент ухода из жизни. Если умершего не сразу доставили в морг, то в его теле начинается процесс разложения. Носить или передавать одежду, которая была на теле в момент смерти, опасно и от неё лучше избавиться.

Мысль о том, что обувь усопшего влияет на его душу отразилась в ряде поверий. Таких, например, что не надо завязывать узлы на обуви усопшего, так как его душа завяжется в узел, и он будет являться живым во сне.

Возможно, вам будет интересно:

Источники:

http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/pravoslavnye-pohorony.html
http://jenskiymir.com/vera-i-religiya/primety/2322-obryad-pohoron-u-russkih.html
http://ritual.ru/poleznaya-informacia/articles/tradicii-pohoron-chto-nelzya-delat-na-pohoronah/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: