Поэт лукреций кар. Смотреть что такое “Лукреций Кар” в других словарях

Тит Лукреций Кар

Тит Лукре́ций Кар (лат. Titus Lucretius Carus , ок. 99 до н. э. ( 0-99 ) — 55 до н. э.) — римский поэт и философ. Считается одним из ярчайших приверженцев атомистического материализма, последователем учения Эпикура. Кончил жизнь самоубийством, бросившись на меч.

На заре зарождения римской философской терминологии Лукреций в своём основном труде — философской поэме «О природе вещей» (лат. De rerum natura ) — облёк своё учение в стройную поэтическую форму. Следуя теории эпикуреизма, Лукреций Кар постулировал свободу воли человека, отсутствие влияния богов на жизнь людей (не отвергая, однако, само существование богов). Он считал, что целью жизни человека должна быть атараксия, аргументированно отвергал боязнь смерти, саму смерть и потустороннюю жизнь: по его мнению, материя вечна и бесконечна, а после смерти человека его тело обретает иные формы существования. Развивал учение об атомизме, широко пропагандировал идеи физики Эпикура, попутно касаясь вопросов космологии и этики.

Для философов-материалистов более позднего времени именно Тит Лукреций Кар является главным пропагандистом и доксографом учения Эпикура. Его философия дала мощнейший толчок развитию материализма в античности и в XVII—XVIII веках. Среди ярких последователей Эпикура и Лукреция — Пьер Гассенди. Первое комментированное издание поэмы Лукреция вышло в свет в 1563 году и было осуществлено французским филологом Ламбином. В 1884 году фрагменты поэмы перевел и издал в качестве пособия по курсу риторики и философии философ Анри Бергсон.

По имени Тита Лукреция Кара названо карианство — «религия», возникшая весной 2004 года на форуме сайта Membrana.ru, проповедующая веру в разум и здравый смысл. [1]

Содержание

Тексты и переводы

  • Латинские тексты
  • В серии «Loeb classical library» поэма издана под № 181.
  • В серии «Collection Budé» поэма издана в 2 книгах.
  • О природе вещей. / Пер. А. Клеванова. — М., 1876. XXII, 191 с.
  • О природе вещей. / Пер. размером подлинника И. Рачинского. — М.: Скорпион, 1904. XVI, 231 с.
    • (переиздания 1913 и 1933 годов)
  • О природе вещей. / Пер. Ф. А. Петровского, вступ. ст. В. Ф. Асмуса. — М.-Л.: Academia, 1936. — 285 с. (неоднократно переиздавался)
    • Тит Лукреций Кар. О природе вещей. / Пер. Ф. А. Петровского, вступ. ст. Т. В. Васильевой. [С приложением фрагментов сочинения Гераклита, поэм Парменида и Эмпедокла, писем Эпикура]. (Серия «Библиотека античной литературы. Рим»). — М.: Художественная литература, 1983. — 384 с.

Литература

  • Марковников В. Идея культурно-исторического развития в поэме Лукреция // «Научное слово», 1903.№ 10.- С.97-122.
  • Вандек В. Тит Лукреций Кар и его философия воинствующего атеизма. М.-Л., 1931.
  • Рабинович В. И. Витрувий и Лукреций. // Вопросы философии 1963. № 3.
  • Боровский Я. М. Обозначение вещества и пространства в лексике Лукреция // Классическая филология. Отв. редактор А. И. Доватур. Л., 1959. — С.117-139.
  • Боровский Я. М. Вопросы общественного развития в поэме Лукреция // Древний мир. Сб. статей в честь академика В.В. Струве. М., 1962.- С.475-484.
  • Покровская З. А. Ф. А. Петровский — переводчик поэмы Лукреция. // Античность и современность. К 80-летию Федора Александровича Петровского. М., 1972.- С. 11-27.
  • Верлинский А. Л. Лукреций в трудах Я. М. Боровского // Cathedra Petropolitana: Межвузовский сборник. К 70-летию кафедры классической филологии. Отв. ред. В. С. Дуров. СПб., 2004.(Philologia classica. Вып.6). С.69-87.
  • Diskin Clay: Lucretius and Epicurus. Cornell University Press, Ithaca/New York 1983, ISBN 0-8014-1559-4.
  • D. Sedley, Lucretius and the Transformation of Greek Wisdom (Cambridge, 1998).
  • Godwin, John, Lucretius (London: Bristol Classical Press, 2004) («Ancient in Action» Series).
  • Anne Janowitz The Sublime Plurality of Worlds: Lucretius in the Eighteenth Century // Tate Papers Issue 13 Spring 2010

Примечания

  1. «Компьютерра» № 15 от 20 апреля 2006 года, Александр Бидин — Последнее прибежище атеиста

Ссылки

  • О природе вещей. Перевод Ф. А. Петровского
  • Тит Лукреций Кар в библиотеке Максима Мошкова (фрагменты)
  • Физика Лукреция

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое “Тит Лукреций Кар” в других словарях:

Тит Лукреций Кар — (99 55 гг. до н.э.) поэт и философ материалист Человек сам не знает, чего он хочет, и постоянно ищет перемены мест, как будто это может избавить его от бремени. Оттого только страх всех смертных объемлет, что много видят они явлений на земле и на … Сводная энциклопедия афоризмов

Тит Лукреций Кар — (ок. 99 55 до н.э.) древнеримский философ, прославился своей философской поэмой «О природе вещей», написанной на латинском языке. О его жизни ничего не известно. Произведение «О природе вещей» представляет собой по содержанию полную энциклопедию… … Великие философы: учебный словарь-справочник

Читать еще:  К чему снится спелая клубника на кустах. К чему снится клубника красная крупная

Лукреций, Тит Лукреций Кар — Лукреций Тит Лукреций Кар (лат. Titus Lucretius Carus, ок. 99 55 до н. э.) римский поэт и философ. Считается одним из ярчайших приверженцев атомистического материализма, последователем учения Эпикура. Кончил жизнь самоубийством, бросившись на… … Википедия

Лукреций Тит Лукреций Кар — (лат. Titus Lucretius Carus, ок. 99 55 до н. э.) римский поэт и философ. Считается одним из ярчайших приверженцев атомистического материализма, последователем учения Эпикура. Кончил жизнь самоубийством, бросившись на меч. На заре зарождения… … Википедия

Лукреций Тит, Лукреций Кар (Titus Lucretius Carus) — Лукреций Тит, Лукреций Кар (Titus Lucretius Carus), римский поэт и философ I в. до н. э. Дидактическая поэма «О природе вещей» единственное полностью сохранившееся систематическое изложение материалистической философии древности; популяризирует… … Большой Энциклопедический словарь

ЛУКРЕЦИЙ Тит Лукреций Кар — ЛУКРЕЦИЙ (Lucretius), Тит Лукреций Кар, римский поэт и философ материалист 1 в. до н. э. Дидактич. поэма «О природе вещей» (поизд. Цицероном ок. 54 до н. э.) излагает филос. систему эпикуреизма.■ О природе вещей, [пер. Ф.А. Петровского], т.… … Литературный энциклопедический словарь

ЛУКРЕЦИЙ, Тит Лукреций Кар — (ок. 99 55 до н. э.) др. римск. философ атомист, автор памятника материалистич. и атеистич. мысли древности поэмы «О природе вещей». Развивая учение Эпикура, Л. обобщил атеистич. представления о происхождении религии, видя в ней плод человеч.… … Атеистический словарь

Лукреций Кар — Лукреций Тит Лукреций Кар (лат. Titus Lucretius Carus, ок. 99 55 до н. э.) римский поэт и философ. Считается одним из ярчайших приверженцев атомистического материализма, последователем учения Эпикура. Кончил жизнь самоубийством, бросившись на… … Википедия

Лукреций, Кар Тит — (лат. Titus Lucretius Carus) (ок. 96 55 до н.э.) римский философ, поэт, современник последнего века Римской республики; перевел на язык лат. поэзии учение великого материалиста Греции Эпикура, который искал пути освобождения человечества от… … Античный мир. Словарь-справочник.

Поэт лукреций кар. Смотреть что такое “Лукреций Кар” в других словарях

Кар Лукреций (99—55 гг. до н. э.) — выдающийся римский поэт-философ, материалист. В своём произведении «О природе вещей» Лукреций в поэтической форме излагает философию атомистического материализма. В полном согласии с греческими философами Демокритом (см.) и Эпикуром (см.) он провозглашает основные положения материализма: в мире нет ничего, кроме вечно существующей материи, состоящей из мелких, неделимых частиц — атомов. Вселенная, по Лукрецию, бесконечна и состоит из бесчисленных миров, вечно возникающих, развивающихся и гибнущих. Лукреций опровергает учение идеалистов и жрецов религии о сотворении мира богом, «Из ничего не творится ничто ив божественной поле»,— говорил он.

Всё разнообразие вещей в мире, по учению Лукреция, есть только разнообразие сцепления частиц материи, атомов. Уничтожение вещей есть только распад атомов. Ни один атом не может быть уничтожен. Основным условием образования вещей природы, по мысли Лукреция, является наличие пустоты. Материя и пустота составляют единство, без которого невозможно движение, а следовательно, сцепление и распад атомов. В вопросах теоретико-позна-
нательных Лукреций стоял на позициях познаваемости объективного мира. Источником познания внешнего мира являются чувственные восприятия. Будучи многообразными по форме (круглые, угольные, шероховатые, гладкие и т. д.), атомы воздействуют на органы чувств человека, вызывая различные восприятия. Чувства служат как бы орудием мысли, без них невозможно познание.

«Ибо не только надет всякий разум тогда, но погибнет самая жизнь вместе с ним, коль ты ввериться чувству не смеешь. »
Лукреций выступал с критикой религиозных предрассудков: религия, по его мнению, является источником людских злодеяний. Корни религии — в страхе человека перед непознанными явлениями природы: первых богов на земле создал страх. Полагая, что достаточно разъяснить человеку истинные причины природных явлений, как религиозные предрассудки будут уничтожены, Лукреций в поэме «О природе вещей» большое внимание уделил описанию явлений природы (гром, молния, дождь и т. д.). Материалистическая философия Лукреция и его атеизм содействовали распространению науки и оказали огромное влияние на всё последующее развитие материализма.

Джордано Бруно (см.), Ванини, Фассенди (см.) возрождают атомистический материализм Эпикура— Лукреция. Французские материалисты XVIII в. . кже отдают большую дань материалистической философии Лукреция Кара. Римского философа высоко ценил Н. Г. Чернышевский (см.). По своим политическим взглядам Лукреций был идеологом рабовладельческой демократии, боролся против аристократии, но рабов призывал к покорности. Развитие общества, по Лукрецию, — поступательный процесс. Источник этого развития он видит в разуме. Таким образом, воззрения Лукрецияна общество-идеалистические. Произведение Лукреция Кара «О природе вещей» отразило уровень знаний и материалистические идеи того времени. Книга эта несколько раз издавалась на русском языке.

Читать еще:  Водолей изменяет как понять. Как удержать мужчину-водолея (11.04.2016)

Что такое Лукреций, тит лукреций кар? Значение lukrecii tit lukrecii kar, энциклопедия кольера

Значение термина «Лукреций, тит лукреций кар» в Энциклопедии Кольера. Что такое лукреций, тит лукреций кар? Узнайте, что означает слово lukrecii-tit-lukrecii-kar – толкование, обозначение, определение термина, его лексический смысл и описание.

Лукреций, тит лукреций кар

Лукреций, тит лукреций кар

(Titus Lucretius Carus) (ок. 99 – ок. 55 до н.э.), римский поэт, автор дидактического эпоса О природе (De rerum natura). Лукреций – римский гражданин, возможно благородного Происхождение в Словаре синонимов’>происхождения, судя по выражениям, в которых он посвящает свой труд видному государственному деятелю Гаю Меммию (претор в 58 до н.э.). Все, что мы знаем о жизни Лукреция, сводится к сообщению св. Иеронима, который, по всей вероятности цитируя Светония, говорит: “Опоенный любовным зельем, Лукреций лишился разума, в светлые промежутки он написал несколько книг, позднее изданных Цицероном, и лишил себя жизни”. История безумия и самоубийства Лукреция (вдохновившая Теннисона на создание поэмы Лукреций) и роль Цицерона в его литературной судьбе сделались предметом жарких споров. В письме брату Квинту, написанном в феврале 54 до н.э., т.е. вскоре после смерти поэта, Цицерон упоминает его поэму, но лишь для того, чтобы признать в ней “многие проблески гения, но также и немалое искусство”. Возможно, Лукреций вел уединенную жизнь, испытывая отвращение, как свидетельствует его поэма, к разрушавшим римскую республику всеобщей погоне за богатством и властью и гражданским войнам.

Поэма О природе является самым пространным из дошедших до нас изложений философии Эпикура (ок. 340-270 до н.э.). Она состоит из шести книг. В первых трех устанавливаются фундаментальные принципы (“Ничто не возникает из ничего”, “Ничто никогда не погибает”). Далее Лукреций систематически излагает учение о Вселенной, состоящей из бесконечного количества крошечных неделимых частиц (атомов) и бесконечного пустого пространства, через которое вечно падают эти частицы. Лукреций утверждает также, что атомы не обладают никакими качествами, кроме определенного размера и формы, а все прочие воспринимаемые нами свойства объектов (цвет, запах, тепло и т.д.) возникают в результате воздействия на человеческие органы чувств различных сочетаний атомов. Все, что образовано из атомов, в том числе земля и небо, человеческие ум и душа, подвержено разрушению, бессмертие души – измышление. В последующих книгах эти принципы применяются для объяснения различных явлений. IV книга посвящена зрению, слуху и прочим чувствам, а также любовной страсти, что дает автору возможность разразиться негодующей сатирой по поводу безумия влюбленных. В V книге рассматриваются вопросы космогонии, происхождение растений, животных и человека, а также общества и цивилизации. В VI книге, по-видимому незаконченной, Лукреций обращается к столь разнообразным явлениям, как молния, магнетизм и вулканы. Непременная основополагающая идея всего изложения – фундаментальный принцип Эпикура, гласящий, что единственным источником знания является чувственное восприятие. Лукреций формулирует эту мысль с полной отчетливостью (книга I 422-425, IV 469-521) и подтверждает верность данному принципу постоянными обращениями к свидетельствам чувств, вводя их в повествование в виде живописных картин из самых разных областей.

Очевидно, Лукреций находил учение Эпикура как таковое интересным и привлекательным и верил, что его истинность может быть доказана. Однако в лирических отступлениях, а также во вступлениях и заключениях отдельных книг Лукреций дает понять, что он ценит это физическое учение еще и как надежное основание нравственного учения, в соответствии с которым хорошо лишь то, что кажется “хорошим” чувствам (т.е. приятно для них). Однако Лукреций не предпринимает никаких попыток разрешить моральные проблемы. Будучи эпикурейцем, Лукреций не нуждался в таких абстракциях, как платоновская “идея блага” или “долг” стоиков. Люди представляются поэту жестокими, алчными, кощунственно неспособными наслаждаться радостями жизни, и он сожалеет об их невежестве. Лукреций сохранил обостренную чувствительность к человеческому страданию, он сострадает даже корове, лишившейся теленка (II 352-366). Лукреций верил, что, как только люди избавятся от невежества и порождаемых им бессмысленных страхов и бесплодных желаний, прирожденной им доброты и способности к сочувствию (ср. V 1019-1023) окажется достаточно для того, чтобы умерить присущий им эгоизм, что сделает их способными вкушать “жизнь, достойную богов” (III 322).

Читать еще:  Что открыл аристотель и в каком году. Сообщение про аристотеля

То немногое, что нам известно из ранней литературы эпикуреизма, не позволяет судить о степени оригинальности Лукреция как мыслителя. Сам он нисколько не претендовал на это звание, заявляя, что его цель – объяснить согражданам “загадочные открытия греков” (I 136). Свое решение писать в стихах Лукреций оправдывает надеждой, что мед Муз сделает лекарство слаще (I 945-947). При этом образцом Лукрецию могла послужить поэма О природе сицилийского грека Эмпедокла (ок. 450 до н.э.), о котором он отзывается с восхищением (I 729-733). Некоторые разделы поэмы, в том числе мрачный финал, восходящий к описанию афинской эпидемии 429 до н.э. у Фукидида, могут быть со всей определенностью прослежены вплоть до своих греческих прототипов. В других случаях упоминания таких недавних изобретений, как водяная мельница или театральный занавес, позволяют предположить, что здесь Лукреций основывался на собственном опыте. О наиболее запоминающихся местах поэмы, например об изображении “примитивного человека” в V книге, можно сказать, что на них стоит печать гения. Отдельные идеи Лукреция можно считать заимствованиями.

Утверждение Лукреция, что он является первопроходцем в области латинского стихосложения (I 926-930), кажется вполне оправданным. У эпического поэта Энния (239-169 до н.э., ср. I 117-119) он заимствует некоторые архаические обороты речи и традиционную фразеологию героической поэзии. Лексикой и техникой Лукреций отчасти обязан и Явлениям Арата (в переводе Цицерона), возможно, были у него и другие образцы, о которых нам ничего не известно. Некоторые из наиболее употребительных терминов Лукреция, такие, как primordia rerum (первоначала вещей) вместо “атомов” Эпикура или sensiferi motus (доставляющие ощущение движения), так и не вошли в число общеупотребимых. Античные комментаторы признавали влияние Лукреция на Вергилия, однако принятая Вергилием схема гекзаметра исключала многие типичные для Лукреция рисунки стиха, а позднейшие поэты античности, хотя и выражали восхищение Лукрецием, как это делали Овидий (43 до н.э.-17 н.э.) и Стаций (ок. 45-96 н.э.), в качестве образца неизменно избирали Вергилия. Некоторые метрические и фонетические эффекты Лукреция, например строка horrida contremuere sub altis aetheris oris (III 835), своей изощренной аллитерацией и точным соответствием метрического и обычного ударения предвосхищают средневековые явления в поэзии. Это сходство, однако, связано с оживлением в более поздней поэзии народной тенденции, на время заглушенной классической традицией. Сознательного подражания здесь быть не могло, поскольку в Средние века Лукреций не только не пользовался влиянием, но был просто неизвестен.

Христианские авторы, например Лактанций (ум. ок. 325), пользовались выпадами Лукреция в борьбе против языческих суеверий. Однако положительное учение Эпикура представлялось всякому уму, сформированному ортодоксальной теологией, не просто кощунственным, но непостижимым в своей извращенности. Лукреций как поэт был заново открыт Возрождением (первое печатное издание его поэмы вышло ок. 1473), когда у него нашлось много поклонников и подражателей. Но репутация мыслителя стала утверждаться за Лукрецием только с середины 17 в., когда Пьер Гассенди (1592-1655) приступил к серьезному изучению эпикурейской философии, а труды Галилея, Бэкона и Декарта подготовили разум людей к новому способу восприятия “природы”.

Тем временем поэму О природе продолжали читать и любить; вне всякого сомнения, она оказала влияние на Гёте и Вольтера, ее воздействие очевидно во всей современной европейской литературе (пожалуй, особенно в английской – от Э.Спенсера до А.Э.Хаусмана). Однако большинство читателей, восхищавшихся Лукрецием как поэтом, ни во что не ставили – как ребяческую и бессмысленную – его физику и яростно отвергали его религиозное и моральное учение, причем вовсе не из одного ханжества. Даже Г.Дж.Манро в предисловии к своему изданию поэмы (1864), признавая, что “для Лукреция истинность его философии стояла во главе угла”, все же замечает: “Для нас, однако, истинность или ложность его системы значит чрезвычайно мало, она интересует нас лишь постольку, поскольку оказывается. лишь инструментом для выражения красот его языка и изящества поэтических представлений”. Лишь на заре 20 в. появилась возможность рассматривать поэзию, науку и философию Лукреция как единое целое. В 1900 У.Г.Мэллок переложил на английский извлечения из Лукреция (Лукреций о жизни и смерти). В 1918 в книге Г.Вудза О природе вещей была предпринята попытка показать, что учение Лукреция полностью согласуется с последними данными науки. Несмотря на несомненно присущий эпикурейской этике индивидуализм, Лукреция приветствовали даже правоверные марксисты.

Источники:

http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/772
http://filslov.ru/169-kar-lukrecij.html
http://znachenieslova.ru/slovar/collier/lukrecii-tit-lukrecii-kar

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: