Почему за чертой оседлости запрещалась жить евреям в Российской империи. Что такое двусторонняя реституция

Зачем Екатерина II ввела черту оседлости для евреев

Считается, что императрицы Екатерина плохо относилась к евреям. Зачастую это мнение базируется на том, что именно в период правления этой государыни в России была введена черта оседлости для евреев. Она ограничивала их расселение территорией нескольких южных губерний. Однако, при внимательном изучении исторических свидетельств, видно, что подобные ограничения были продиктованы отнюдь не личными антипатиями императрицы.

Начало «просвещённого» правления

В начале своего правления молодая императрица столкнулась с ситуацией, при которой все ее предшественники своими указами воспрещали евреям проживание на территории России. На первом заседании Сената, после восшествия на престол в 1762 году, первым делом к рассмотрению императрице был представлен именно проект дозволения евреям селиться в Российской империи.

Несмотря на отсутствие какой-либо антипатии к евреям, общий религиозный скептицизм Екатерины Второй, связанный с приверженностью к идеям просвещения, новоиспеченная правительница решила сохранить преемственность прежней политике, демонстрируя свое уважение и приверженность Православной вере и отклонила проект.

Поселение евреев в Новороссии

Просьбы и ходатайства, связанные с необходимостью расширения торговли в империи, продолжались и не осмеливаясь действовать явно, Екатерина без публичного объявления решилась удовлетворить некоторые проекты о поселении евреев. Вызвано это было и интересом со стороны государства к развитию торговли и необходимостью заселения новых земель. В 1764 году была образована Новороссийская губерния.

Перед местной и имперской администрацией встала задача скорейшего ее заселения. Первая небольшая «колония» еврейских торговцев для дальнейшего переселения в Новороссию была организована в Риге. В 1768 году с началом русско-турецкой войны, в страну начали переселяться, спасаясь от османских войск армяне, валахи, греки и евреи. Указ Екатерины дозволял всем выбирать по своему желанию место жительства, за исключением евреев, которые могли селиться только в Новороссии. Существенное изменение произошло с началом раздела Польши.

Присоединение Восточной Белоруссии

Раздел Речи Посполитой сопровождался присоединением к Российской империи земель современной Восточной Белоруссии, на которых тогда проживало несколько сотен тысяч евреев. Указ 16 августа 1772 года «О принятии под Российскую Державу уступленных от Польши провинций», по оценке историков, пусть и не уравнивал евреев в правах с христианами, но как минимум сохранял за ними свободу вероисповедания и владения собственностью.

В своей переписке с философом-просветителем Дени Дидро от 1773 года, императрица так охарактеризовала положение евреев в России: «евреи были допущены жить и торговать в заднепровской Новороссии. Белоруссия кишит ими. В Петербурге живут трое или четверо. Восемь или девять лет тому назад они жили у моего духовника: их терпят, обходя закон; делают вид, что не знают, кто они такие. В конце концов допущение их в Россию сильно повредило бы нашим мелким торговцам; эти люди всё себе заграбастают и вызовут больше неудовольствия».

Жалоба купцов

Последние слова Екатерины Второй оказались пророческими. Несмотря на формальные ограничения евреи постепенно селились в других губерниях и городах, активно ведя торговлю и участвуя в организации промыслов. Это не могло не вызвать противодействия и неудовольствия местных купеческих, дворянских кругов, которые неоднократно обращались с ходатайствами к правительству.

Однако не только неудовольствие русских купцов конкуренцией еврейских торговцев, создавало проблемы для Российской империи. Еврейское население со своими традициями, ориентацией на торговлю, сочетаемую с проживанием в сельской местности, со своей организацией самоуправления с большим трудом вписывалось в имперскую административную систему, в частности в сословное деление.

Они не могли быть отнесены ни к купечеству (горожанам), ни к крестьянству. Центральная и губернские администрации столкнулись с рядом управленческих проблем относительно определения мест проживания евреев. Способом решения всех этих проблем, стало ограничение расселения местами, где им ранее было предписано проживать.

Непосредственным поводом к решению об установлении «черты оседлости» для расселения евреев стала жалоба московских купцов от 1790 года к главнокомандующему Москвы Еропкину, в которой ставился принципиальный вопрос о полезности еврейской торговли в центральных губерниях страны.

В результате последующего рассмотрения жалобы вышестоящими органами власти в декабре 1791 года был опубликован указ, ограничивавший право евреев на расселение Екатеринославской, Белорусской и Таврической губерниями и Курляндией, законом обозначивший так называемую «черту оседлости».

Читать еще:  Как выглядит влюбленная женщина скорпион. Женщина- Скорпион и Мужчина-Весы

Результат

Екатерина Вторая, как и многие её соратники не отличались какими-либо антисемитскими воззрениями и принадлежали к числу приверженцев идей просвещения, а значит уравнения в правах различных групп населения.

Однако неготовность имперской администрации грамотно ассимилировать еврейское население, недовольство новыми конкурентами со стороны части купечества и дворянства предопределили достаточно трагическое по своим последствиям решение.

Еврейское население, сосредоточенное в южных губерниях, не было ассимилировано в достаточной степени, чтобы стать полноправной и органичной частью имперского государства. Ограниченные в правах евреи из «черты оседлости» отличались повышенной социальной активностью и впоследствии составили костяк революционного движения. Последующая идеологическая война революционеров и защитников империи, выразилась в том числе, и в создании различных мифов, согласно которым политика Екатерины Второй определялась её личным неприязненным отношением к евреям.

Наука

История

«От врагов Христовых не желаю интересной прибыли»

Как евреев выселяли из Российской империи

275 лет назад был подписан указ о выселении евреев с территории Российской империи. О том, когда и откуда еще выгоняли евреев и как решился вопрос с их проживанием на территории России, рассказывает «Газета.Ru».

История бегства и депортации евреев, продиктованная преимущественно антисемитизмом, берет начало еще в античные времена — впервые о еврейских беженцах упоминается в Библии. Только до начала нашей эры имели место несколько насильственных выселений евреев из Израильского царства после его захвата Ассирией — из Иудеи, Рима, Палестины, Александрии. В Средние века депортации носили довольно частый характер, особенно на территории Европы, где евреев винили в неурожаях, распространении болезней и других проблемах. В тот же период евреев стали обвинять в убийствах христиан в ритуальных целях.

Порой преследования были продиктованы религиозными мотивами. В Испании в 589 году было принято католичество, а в 613 году с территории страны были изгнаны евреи, отказавшиеся принять крещение. В 1492 году ситуация повторилась: евреи были обязаны либо креститься, либо покинуть страну. Аналогичные требования предъявлялись евреям и во Франции и Австрии.

В Швейцарии, Германии, Португалии происходили погромы и массовые казни.

В Киевской Руси еврейский погром произошел в 1113 году во время волнений, связанных со смертью князя Святополка Изяславича и борьбой за власть.

Евреи в годы правления Святополка «получили многие пред христианы вольности», что было одной из причин недовольства киевлян.

В Российской империи первый указ о высылке евреев издала в 1727 году императрица Екатерина I. «Жидов, как мужеска, так и женска пола, которые обретаются на Украине и в других Российских городах, тех всех выслать вон из России за рубеж немедленно, и впредь их ни под какими образы в Россию не впускать», — гласил он.

13 декабря 1742 года дочь Екатерины I и Петра I, императрица Елизавета Петровна издала новый указ –

«О высылке как из Великороссийских, так и из Малороссийских городов, сел и деревень всех Жидов, какого бы кто звания и достоинства ни был, со всем их имением за границу и о невпускании оных на будущее время в Россию, кроме желающих принять Христианскую веру Греческого вероисповедания».

Ссылаясь на указ, изданный матерью, Елизавета отмечала, что «оные Жиды еще в Нашей Империи, а наипаче в Малороссии под разными видами, яко то торгами и содержанием корчем и шинков жительство свое продолжают, от чего не иного какого плода, но токмо, яко от таковых имени Христа Спасителя ненавистников, Нашим верноподданным крайнего вреда ожидать должно». Поэтому всех евреев предлагалось выселить за границу вместе со всем имуществом и не пускать обратно ни под каким предлогом. Исключение императрица была готова сделать для тех, кто желал стать христианином — их предлагалось крестить и разрешать им жить на территории Российской Империи, но при этом «вон их из Государства уже не выпускать».

В 1743 году Генеральная войсковая канцелярия Малороссии и Лифляндская губернская канцелярия предъявили императрице ходатайство, в котором просили разрешить въезд в страну купцам-евреям и рассказывали об огромной выгоде такого решения для государственной казны.

Однако Елизавета отказала им со словами: «От врагов Христовых не желаю интересной прибыли».

А в 1791 году, когда после Второго раздела Речи Посполитой во власти Российской Империи оказались ее восточные территории вместе с местным еврейским населением, императрица Екатерина II обозначила границы территорий, за которыми запрещалось проживать евреям. Черта постоянной еврейской оседлости охватывала более 1200 тыс. км² и включала в себя населенные пункты в Литве, Белоруссии, Царстве Польском, части территории современной Украины.

Читать еще:  Совместимы ли стрелец и телец. Телец и Стрелец: совместимость мужчины и женщины в любовных отношениях, браке и дружбе

С приходом к власти императора Александра II получили разрешение проживать за пределами черты оседлости купцы первой гильдии (категория зависела от суммы капитала, которой располагал купец). Позже ограничения были сняты с евреев с высшим образованием, врачей, цеховых ремесленников, отслуживших рекрутов.

К концу XIX века на территории Российской Империи проживало около пяти млн евреев. При этом лишь около 200 тыс. имели право проживать вне черты оседлости. Сложности, связанные с выходом за пределы черты оседлости, привели к эмиграции — с 1881 по 1914 год из России в США перебралось около 1,5 млн евреев.

Черту оседлости отменило Временное правительство после Февральской революции 1917 года.

Несмотря на то, что евреи были уравнены в правах с прочими гражданами, во время гражданской войны 1917-1923 годов они сильно пострадали от прокатившейся по стране волне погромов.

С конца 1920-х годов в Приамурье началась подготовка к созданию еврейской национальной автономии. Еврейская автономная область была образована в 1934 году. Она граничит с Китаем, Амурской областью и Хабаровским краем. Несмотря на то, что область создавалась как территория для переселенцев, к настоящему времени основная часть еврейского населения покинула ее из-за крайне низкого уровня жизни (в 1994-1998 годах из ЕАО в Израиль уехало более половины евреев).

В 2010 году в области проживало 1628 евреев — менее 1% населения. Существуют проекты по присоединению ЕАО к Хабаровскому краю и Амурской области.

Черта оседлости

В Тему

Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:

Черта оседлости — так назывались территории Российской империи, за границами которых евреям было запрещено постоянное проживание (полное название — «Черта постоянной еврейской оседлости» или «черта постоянного жительства евреев»). Сегодня большая часть этих земель находится в пределах современных Украины, Беларуси, Литвы, Польши. Запрет евреям проживать за чертой оседлости был введен в конце XVIII в. Екатериной II и официально действовал вплоть до Февральской революции 1917 г. Исключение в разное время делалось для нескольких категорий граждан, как то: купцы I-ой гильдии (с 1859 г.); приписанные к ремесленным цехам; горские и бухарские евреи; некоторые другие категории.

Именно в границах черты оседлости окончательно оформилась та уникальная еврейская культура быта, непременные символы которой — язык идиш, клезмерская музыка и еврейское местечко, и которую воспели в своих произведениях выходцы из черты оседлости Ю.Пэн, М. Шагал, Шолом-Алейхем и другие. Но самое главное — именно здесь находились духовные центры еврейского народа — центры Торы, как, например, знаменитые ешивы Воложина и Мира; именно в черте оседлости родились и возмужали многие духовные лидеры еврейского народа, такие, как Хафец Хаим, Альтер ребе, раби Й.-Д. Соловейчик из Бриска, раби Нахман из Браслава и многие другие.

Оглавление

История черты оседлости [↑]

Уже несколько веков евреи проживали в Речи Посполитой. Во второй половине XVIII в. Польско-Литовское государство в три этапа было разделено между Пруссией, Австро-Венгрией и Россией. Обширные земли, на которых проживали сотни тысяч евреев, отошли к Российской империи. В 1791 году Екатерина II выпустила указ, который определял те области и города, в которых евреям было дозволено проживать и торговать.

В черту оседлости входили мелкие города и поселки городского типа — т.н. «местечки», а проживание в сельской местности и владение землей, даже в границах оседлости, запрещалось. Некоторые крупные города в разное время также исключались из черты оседлости. В большинстве районов Киева, например, селиться было запрещено.

Неприкрытая юдофобская политика как центральных, так и местных властей, частые погромы, всяческие ограничения в правах, увеличенные чуть ли не вдвое по сравнению с обычными гражданами налоги и подати — вот примерная картина тех ущемлений, которые претерпевали евреи в черте оседлости. Через некоторое время к этому добавилась рекрутская повинность — юных еврейских мальчиков забирали в кантонисты, отрывая из от семьи, от общины и от иудаизма. Повсеместная нищета среди евреев стала привычным делом.

Читать еще:  Что означает видеть во сне кушать инжир. Магия чисел

В эпоху Александра II, стали приниматься законы, постепенно облегчающие жизнь еврейских городов и местечек. Не сразу, шаг за шагом, было дозволено селиться за чертой крупным купцам, евреям с высшим образованием, врачам. Однако после убийства императора его сын, Александр III, прекратил либерализацию. Во-первых, в числе революционных движений уже тогда было немало евреев, а во-вторых, сам император и его окружение придерживались антиеврейских взглядов.

Революция 1905-1907 гг. коренным образом ситуацию не изменила. С одной стороны, с переменным успехом стали приниматься чуть более либеральные законы, с другой стороны — набирали силу «черносотенцы» и подобные им партии, в обществе обострился антисемитизм, участились погромы, которые иногда — при попустительстве властей — принимали просто ужасающий масштаб. В 1911 году началось знаменитое дело Бейлиса. С началом Первой мировой войны не редки стали бездоказательные обвинения евреев в шпионаже и измене, что опять-таки приводило к погромам и казням.

Лишь в 1917 году, после Февральской революции в России, Временное правительство отменило все ограничения.

Местечко и духовная жизнь народа [↑]

Несмотря на нищету и погромы, этот период дал огромный импульс развитию еврейской общины и духовной жизни. Феномен местечка способствовал сплоченности людей и взаимопомощи среди евреев.

В Торе есть повеление — «кдошим тихйу», что можно перевести как «Святы будьте». Это повеление трактуется в широком смысле как запрет «несвятых» удовольствий. В основном это относится к отношениям между полами и еде. Но, и в том, что касается мира идей, с одной стороны, и простого времяпровождения, с другой, также существуют ограничения. Эти ограничения создают в душе еврея кдуша у-тахара — правильную пропорцию в «потреблении» материального мира и духовную чистоту, а нарушение этих ограничений ведет к излишней привязанности к этому миру и духовной нечистоте.

Евреи испокон веков стремились ограничить «несвятое» влияние на себя и своё потомство. Ведь, как опыт показывал, везде, где эти границы не были установлены, влияние внешней среды, народов мира, у которых этих ограничений нет, постепенно нарастало и через определённое время еврейская жизнь там исчезала.

Так же и в нашу эпоху, когда большая часть еврейского народа стала жить по законам народов мира, никак не соблюдая и даже не подозревая об ограничениях кдуша у-тахара, существует большая опасность их влияния на еврейскую жизнь. Поэтому религиозные евреи стараются всему путями отгородиться от этого влияния.

К сожалению, в последнее время высокие заборы религиозного общества пробиты современными средствами информации, так что проёмов стало больше, чем забора. Духовная нечистота и излишняя приземлённость стали то тут, то там ощутимы.

Еврейское местечко несло в себе идею обособления, защищённости от внешнего нееврейского влияния. Вот сейчас этого крайне и не хватает. Высокие заборы религиозного общества пробиты современными средствами информации.

И хотя с точки зрения количества евреев, которые посвящают себя изучению Торы — сейчас наблюдается расцвет, но с точки зрения качества — ситуация оставляет желать лучшего.

В былые времена артели сапожников и портных заканчивали изучение всего Талмуда и знали его. Сейчас даже те, кто учится целый день в ешиве, не могут похвастаться такими успехами.

Раньше простым работникам-евреям было ясно и очевидно, что должен у них быть раввин и что надо принимать его постановления и его содержать. Поэтому избранный комитет в каждом местечке искал наиболее знающего раввина, и без него не видели возможности еврейской жизни, как частной, так и общинной. Естественно, тут и там были люди, которые не вписывались в общие рамки и не принимали раввинские требования, но в целом в прошлом у раввинов был непререкаемый авторитет.

Как правило, внутри общины царили тёплые отношения и взаимопомощь. Так было хотя бы потому, что животный антисемитизм объединял судьбы всех евреев.

Так называемая «галутная» реальность обязывала жить общинной жизнью, а это создавало больше возможностей для людей исполнять «заповеди между человеком и человеком» — свои обязанности по отношению к ближним. И это стоит помнить…

Источники:

http://cyrillitsa.ru/history/75775-zachem-ekaterina-ii-vvela-chertu-osedlost.html
http://m.gazeta.ru/science/2017/12/13_a_11433254.shtml
http://toldot.ru/chertaOsedlosti.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: