Почему палестину называют святой землей. Зачем нам Святая Земля? Вифлием и Назарет

Где родился Иисус Христос?

Священник Александр Тимофеев, преподаватель кафедры библеистики Московской Духовной Академии.

Все лекции цикла можно посмотреть здесь .

Археология о месте Рождества Христова. Вифлеем и Назарет

Давайте теперь поговорим о такой интересной теме, которая касается как рождения самой археологии, так и Рождества Господа Иисуса Христа.

Почему я говорю о рождении археологии? Если бы мы с вами попытались установить, когда, собственно, родилась библейская археология, то были вынуждены вернуться в IV век, в эпоху царя-императора равноапостольного Константина и его матери Елены. Именно в те времена начинается активное исследование Святой Земли ради того, чтобы прикоснуться к событиям Евангельской и в целом Священной истории. Была предпринята мощная программа по воссозданию Святой Земли, описанная во многих исторических источниках, например, об этом можно почитать у Евсевия Кесарийского. Она привела к тому, что были исследованы важнейшие места, связанные с евангельскими событиями.

Давайте попробуем узнать, что нам известно о Вифлееме и Назарете, о месте Благовещения и месте Рождества Господа. Из Священного Писания мы с вами знаем, что Господь родился в Вифлееме Иудейском, потому что тот был родиной царя Давида. Мессия должен был прийти из Вифлеема. Вифлеем (Bethlehem) переводится с еврейского языка как «дом хлеба».

Из евангельского повествования мы знаем, что Иосиф Обручник вместе с нареченной женой Девой Марией жил на севере Галилеи, хотя происходил из колена Иудова. На перепись они должны были пойти в Вифлеем. Здесь мы имеем некое противоречие, потому что Вифлеема было два. Один Вифлеем не так далеко от Назарета, откуда происходил Иосиф, а другой Вифлеем на юге. То есть надо было пройти всю Святую Землю в сторону Хеврона, чтобы прийти в южный Вифлеем. У ряда критиков Священного Писания возникло предположение, что северный Вифлеем ближе к истине, это то самое место, которое нам нужно. Но в этом случае как раз очень важно учитывать исторический контекст.

Истинные обстоятельства переписи открывают древние тексты. Вот приказ о переписи, содержащийся в папирусе № 904 из Британского музея. Он относится к более позднему периоду – примерно 104 год по Рождестве Христовом, но описывает аналогичную ситуацию: переписи проводились регулярно. Приказ содержит указание, что все должны переписываться на родине: «Гай Вибий Максим, префект Египта, говорит: «Видя, что пришло время для подомной переписи, мы сочли необходимым заставить всех тех, кто по какой-либо причине пребывает за пределами своей провинции, возвратиться в свои собственные дома, так, чтобы они могли привести в исполнение обычный закон о переписи».

Поэтому, следуя повелениям римских властей, Иосиф Обручник должен был отправиться именно на юг Иудеи, так как он происходил из потомков царя Давида. Собственно, Иудея – это непосредственно та часть Святой Земли. Кстати говоря, предположительно раскопанного дома жил Иосиф в Назарете. Назарет – место, интересное по своему названию. Сейчас это, наверное, самый крупный арабский город, в нем большой процент арабского христианского населения, есть мусульманское арабское население. Но в те времена это был совсем небольшой городок, скорее, даже деревня, в котором проживало всего лишь порядка трехсот человек.

Название города тоже представляет собой некую загадку. Дело в том, что слово Назарет, похоже, происходит от еврейского слова «нецер» – ветвь – таким образом называли себя потомки Давида. Скитаясь по разным местам Святой Земли, основывая иногда новые поселения, они, видимо, помня о своем происхождении, назвали это место так. То есть это было поселение именно потомков царя Давида.

Незначительность Назарета известна. Апостол Нафанаил, узнав, что Иисус из Назарета, говорит: «Из Назарета может ли быть что-то доброе?». Назарет не упоминается в ранних источниках. Не упоминает его ни Иосиф Флавий, ни Талмуд. Давайте разберем, в каком смысле эти источники могли бы его упоминать?

Иосиф Флавий пишет о местах, более или менее серьезно связанных с историей. Чем его мог заинтересовать Назарет, совершенно не понятно. Там не происходило никаких серьезных событий Иудейской войны, ничего такого, что могло привлечь внимание, кроме рождения Иисуса, но о нем Флавий пишет в другом месте и в совершенно ином контексте.

Талмуд – это очень специфический источник: поздний и заведомо антихристианский. Распространяться о Назарете как месте рождения Мессии в Талмуде не было никакого смысла. Скорее, места, связанные с Христом и христианством, покрыты фигурами умолчания совершенно определенно. Поэтому то, что этот маленький городок, находившийся около северной столицы – большого города Сепфориса (Ципори), не упоминается, – совершенно естественно.

Кстати говоря, в Евангелии есть такой интересный момент. В Евангелии от Матфея, 2-й главе, 23-м стихе говорится: «Поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется реченное через пророков, что Он Назореем наречется». Интересно, что в Священном Писании Ветхого Завета нигде не говорится, что Мессия должен быть назореем, то есть принять обет назорейства. А говорится о том, что ветвь – «нецер» наречется. Потому что Господь называется жезлом или ветвью от корня Иесеева, то есть потомство Давида. Очевидно в словах «назореем наречется» обыгрывается корень слова – «нецер» (ветвь).

Назарет, как я уже сказал, был маленьким городком на окраине Сепфориса, или Ципори. Это был больший город, столица Галилеи, он неплохо раскопан, там прекрасные здания. Город сильно эллинизирован: мозаики, театр и прочее, хотя жило в нем вполне ортодоксальное еврейское население.

Читать еще:  К чему чешется правая бровь? К чему чешется правая и левая бровь или обе брови одновременно у девушки, женщины, мужчины: народные приметы по дням недели. К чему чешется переносица между бровями: примета

Возможно, в самом Назарете Иосиф не имел возможности работать плотником, и предполагают, что большой столичный город, находившийся рядом, буквально в пяти километрах, был местом, где эту можно было постоянно найти эту работу. В Назарете найдены остатки небольшого поселения: маслодавильни, выбранные в пещерах места для хранения зерна и проч. У каждого здания был подземный этаж или полуэтаж, для каких-то технических целей, как бы мы сказали сейчас, или для склада.

При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 68-рп и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский союз ректоров»

Зачем нам Святая Земля?

Ежегодно Израиль посещают тысячи Россиян. Что они делают здесь, зачем едут? Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Давайте перенесёмся в Иерусалим и посмотрим.

Святая Земля, Иерусалим

Храм Гроба Господня. В центре храма — большая группа туристов. Наши или нет? Лица вроде бы русские. Подойдем ближе. Шорты мужчин неуклюже обмотаны платками, на модно остриженных лбах тёмные очки, голые плечи женщин небрежно прикрыты прозрачными шарфиками, распущенные волосы всех оттенков, яркий макияж, на ногах у большинства шлепанцы.

Такое ощущение, что этих людей прямо с пляжа перенесла сюда какая-то волшебная сила. Перед ними – часовня, внутри которой — Гроб Господень, — место, где произошло Воскресение Христово. Спиной к часовне стоит гид, немолодая женщина с короткой стрижкой и большим цветком в руке. «Друзья! – обращается она к туристам, — перед Вами так называемая могила Иисуса, — это исторический памятник 10 века. Археологи производили здесь раскопки, но костей Иисуса не обнаружили».

Группа демонстрирует полное отсутствие каких бы то ни было эмоций. Сыны и дочери страны, называемой Третьим Римом и призванной спасти мир, смотрят по сторонам равнодушно-рассеянным взглядом туриста, которого привели в незнакомое место и сообщают ему какие-то неизвестные ему доселе исторические факты, кто-то фотографирует на телефон, несколько человек вежливо слушают гида.

В самом деле, не будете же Вы спорить с гидом на экскурсии где-нибудь в Европе, если он вдруг переврет биографию какого-нибудь короля или неуважительно отзовется о нем? Где-то рядом, возле Голгофы, раздается дружный громкий смех – это пришла группа европейцев, они рассматривают мозаику снятия со Креста, и состривший по какому-то поводу гид (вот только по какому!?) довольно наблюдает за бурным одобрением своих туристов. Между Россиянами и европейцами, тесно прижавшись друг к другу, боясь отстать от своих, к часовне протискивается человек сорок смуглых мужчин в просторных народных рубахах, с ними нарядно одетые женщины: разноцветные парчовые сари отделаны золотыми нитями и блестками, головы прикрыты пестрыми тканями. Россияне оживленно фотографируют индусов, а те, к великой радости туристов, начинают благоговейно снимать обувь перед входом в Гроб Господень.

Следом за ними быстрым шагом ко Гробу Господню подходит группа паломников из России. Они размашисто крестятся, кто-то делает земной поклон, у многих на глазах слезы, что-то кратко объясняет гид, и вот мощное «Христос Воскресе из мертвых…» заполняет храм. Удивленно оглядываются российские туристы, как-будто им не очень ловко за своих соотечественников, снисходительно качают головами европейцы, широко улыбаются индусы…

Такую картину можно наблюдать в храме Гроба Господня ежедневно. Контраст между верой и безбожием, так ярко видимый в Иерусалиме, стар как мир, и незачем было бы о нем писать, если бы не одно «но». Обе группы, и туристов и паломников — русские, и пришли они не в музей, а ко Гробу Господню, к истокам веры, за которую их прадеды когда-то проливали кровь, веры, которой стояла когда-то Русская земля. Сегодня же для одних Россиян Иерусалим и Святая Земля – это драгоценное место встречи со Христом, для других – ещё одна «заграница». Верующие и неверующие Россияне здесь в Иерусалиме кажутся двумя разными нациями, не похожими ни внешним видом, ни поведением, ни восприятием. Одни едут, чтобы припасть со слезами ко Гробу Господню, другие — просто выбирая из сотен туристических направлений останавливаются на Израиле. Почему? В этом ответе на этот вопрос и кроется надежда, на то, что всё не так плохо (пока ещё).

Давайте поднимемся на Голгофу и понаблюдаем за группой российских туристов ещё немного.

Алтарь. Голгофа. Храм Гроба Господня, Иерусалим

Уже хорошо знакомая нам гид с цветком заканчивает свои объяснения (слава Богу, что мы не слышали их сначала): «Сейчас вы подходите, касаетесь рукой отверстия, в котором стоял крест. Затем ставите свечи. Внимание! Это — место смерти, и здесь вы ставите свечи только за упокой. За здравие здесь свечи ставить нельзя. Их надо ставить слева, снаружи».

Лишив людей таким образом возможности поставить свечи о здравии и спасении своих близких на месте, где произошло искупление рода человеческого, и проинструктировав русских людей, как надо прикладываться, гид удаляется в сторону подождать пока группа «закончит», а туристы старательно, как дисциплинированные школьники, выполняют ее указания. Такое ощущение, что эти люди приехали из страны, где просто нет храмов, и они в первый раз видят свечи, святыни, иконы. и потому нуждаются в пояснениях неверующего человека как себя здесь вести… Но всё же. Они ставят свечи, а кто-то даже неловко крестится. Значит, не всё потерянно, значит где-то глубоко (в генетическом коде?) теплиться искорка веры!

Читать еще:  Мощи иулиании лазаревской. Праведная иулиания лазаревская, муромская

Пусть в Израиль их пока привело любопытство, желание увидеть страну передовых технологий, лучшей в мире медицины, самых вкусных фруктов и самых больших бриллиантовых бирж. А может быть они слышали о разнообразии наших климатических зон, красивой природе, или привлёк наш восточный колорит и исторические древности… Так или иначе, но здесь они столкнулись с другой страной, которая находится внутри Израиля. Имя этой стране — Святая Земля.

Да-да, это другая страна. Вход в неё лежит через двери сердца, и что бы увидеть её, нужно включить другое зрение, внутреннее, духовное. И тогда человеку открываются богатства, о которых он и не подозревал раньше. Богатства, обрести которые на Родине он смог бы, быть может, годами напряженного духовного труда и поиска, или через тяжелые испытания и потрясения. Это богатства веры и Богообщения, изобильной благодати и духовных прозрений. На Святой Земле эти сокровища разбросаны повсюду – берите даром. Святые места как живые иконы, как свидетели евангельских событий несут в мир самую действенную проповедь о Христе вот уже полторы тысячи лет. Это ли не богатство?

Почему же одни видят это, а другие проходят мимо, видя только фотокадры на экране своего телефона? Как говорил Клайв Льюис: «То что человек видит, зависит от того, с какой точки он смотрит, и что он за человек«. Если второе подвластно только Богу, то первое во многом зависит от гида, программы поездки и окружения, в котором человек приехал на Святую Землю. Нередко неверующий человек, попав в паломническую поездку и проведя неделю на святых местах в обществе православных церковных людей и священника, слушая рассказы верующего гида, уезжает другим человеком. Однако, неверующие люди редко попадают в паломнические группы, а приехав туристом получают очень мало. Господь, конечно, может коснуться сердца человека в любой ситуации, и мы не будем даже пытаться проникнуть в эту тайну. Однако, неоспоримо то, что влияние святых мест на человека связанно с движением его сердца, его молитвой к Богу. А к молитве личной подвигает нас живая проповедь, сердечный рассказ о Христе и молитва соборная. Вот поэтому почти бессмысленными с духовной точки зрения являются «светские» посещения Святой Земли.

«Ну и что? — скажете вы. Каков же вывод? Это дело личное – кто-то верит, молится и чего-там получить, а кто-то просто хочет ознакомиться с памятниками архитектуры и ему от этого хорошо. Свободу выбора никто не отменял». Это было бы верно, если бы не положение современного мира, которое скоро, кажется, будет диктовать нам абсолютно иные правила игры. Совсем ещё недавно, мирно наслаждающийся своим безбожием христианский запад, которому так подражают современные россияне, был потрясен новой силой, правит которой не свобода выбора, а бесовская сила религиозного фанатизма. Недавно, казалось бы, это была горстка бандитов с автоматами. Но вот со скоростью летящего с горы снежного кома она превратилась в стотысячную армию с танками и ракетами. Вот уже благополучные европейские и православные российские дети оказываются в их рядах, где жгут живьем людей и убивают женщин и младенцев. Мнимая свобода и толерантность поставили сегодня под угрозу само существования христианского мира, потерявшего Христа. И тем самым поставили под угрозу и существование Святой Земли. Сегодня, как и неоднократно в истории, Россия — единственная страна в мире, способная серьезно противостоять этой вражьей силе, но не танками и политическими решениями. Разве танками можно победить дьявола? Сила любого народа — в его вере. Когда Россия была православной страной, она была непобедима. Как никогда сегодня России нужен подъем веры, укрепление православия. И это уже дело не только самой России, это нужно миру, который Россия, похоже, действительно призвана спасти. Для этого ей нужно очень много сил. А где черпать нам силы, как не в Иерусалиме, у Живоносного Гроба?

Не на Запад, а на опыт предков нужно обратить сегодня свой взор русским, и вспомнить их отношение к Богу, к своей вере. Наши предки, создавшие великую Российскую Державу, были набожны и благочестивы. Высшим проявлением этого благочестия были паломничества, или как тогда говорили «хождения» во Святую Землю. С 11-го века простой народ тысячами шёл молиться ко Гробу Господню. Тогда эта Святая Земля была куда менее доступна чем теперь, а путешествие было крайне трудным и опасным. Только к середине 19 века Святой Землей занялась Царская семья. Начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме о. Антонин Капустин, покупал здесь земли, строил монастыри и храмы, школы и паломнические дома на личные средства дома Романовых и русских людей – от дворян до простых крестьян. Благодаря им паломничество стало доступнее, безопаснее, и еще многолюднее, однако оставалось делом очень трудным, решиться на которое человек мог только с верой.

Паломничество — это приобщение к тысячелетней традиции духовной жизни Церкви

Тогдашним россиянам и в голову не могло прийти путешествие на Святую Землю с иными целями, кроме молитвы и покаяния, а значит, верили они, Бог не оставит. Часто шли босиком, в кровь стирая ноги, не решаясь надеть обувь на земле, по которой ходил сам Господь. К Иерусалиму нередко походили на коленях, целовали землю, плакали. Путешествие длилось тогда 9 месяцев, за которые паломник не знал почти покоя и отдыха, постоянно находясь в пути от одной святыни к другой, питаясь часто только сухарями и водой, участвуя в Богослужениях на святых местах. Не редко и умирали здесь из-за недостаточного питания, инфекционных болезней и разбойников. К святыням везли пожертвования: иконы, паникадила, колокола. Не от избытка, а собранные всем миром от горящего любовью к Богу сердца, для укрепления святынь и православия на мусульманском востоке. Поддерживать монастыри и храмы на Святой Земле всегда было трудно. После падения Константинополя помогала Царская Россия, после падения Царской России помогает каждая копеечка приносимая паломниками.

Читать еще:  Зачем нужны пейсы. Еврейские пейсы - что это и кому разрешено их носить

Паломники, однако, делают дело куда более важное, они усиливают собой православное присутствие на Святой Земле, а это способно противостоять многим силам враждебно настроенным к Православию и на востоке, и в мире. Не будет паломников – отберут у православных святые места. Желающие есть. Отберут места – ослабнет христианское присутствие в мире. Местное православное население Святой Земли так же нуждается в поддержке, нас здесь меньшинство, государственная религия Израиля не способствует распространению и укреплению Христианства, а рост иноверного населения год от года все больше.

Вот и выходит что Святая Земля и России как никогда нуждаются сегодня друг в друге. Святая Русь и Святая Земля – много ли еще стран носящих имя «святой»? Без Христа, без православия, что противопоставит Россия своим врагам сегодня? Без русских паломников, как выстоят храмы и монастыри Святой Земли, кто поддержит местное православное население? А без Православия, как будет Святая Земля нести в мир благую весть о Христе?

Почему Иисус из Назарета родился в Вифлееме

Фото: Фотобанк Лори

25 декабря католики и протестанты всего мира отмечают один из главных праздников христианства – Рождество Христово. Значительная часть российских граждан, воспитывавшихся в атеистическом государстве, к прискорбию, демонстрирует определенные пробелы в знании деталей и подробностей этого события. Поэтому мы хотим воспользоваться удобным поводом, чтобы ответить на несколько распространенных рождественских вопросов.

При чем здесь перепись населения?

Вопрос первый – почему Иисус из Назарета родился в Вифлееме? Все дело в переписи населения, которая тогда проводилось по указу императора Августа. Согласно распоряжению цезаря, для облегчения проведения переписи каждый житель империи должен был явиться в населенный пункт по месту своего рождения. Поэтому Иосиф, как потомок Давида, отправился вместе с беременной женой в Вифлеем (Евангелие от Луки, Глава 2). Таким образом, не надо путать это путешествие с бегством святого семейства в Египет, которое произошло несколько позже.

Почему деве Марии пришлось рожать в хлеву?

Причина достаточно прозаична, и часто встречается даже сейчас. Тогдашние отельеры Вифлеема просто не справились с наплывом клиентов, спровоцированным указом императора. Семья Иосифа не смогла найти свободной комнаты в городе и поэтому вынуждена была расположиться в пещере, которую местные пастухи использовали как хлев для скота. В этот момент у Марии начались схватки.

Пока Иосиф пытался найти повитуху, младенец Иисус появился на свет. В качестве первой колыбели пришлось использовать то, что подвернулось под руку – ясли. Забавно, что в атеистическом СССР название дошкольных учреждений для самых маленьких граждан менять не стали. Ясли оставались яслями.

Пастухи или волхвы?

Первыми, кто увидел рожденного Спасителя были все же пастухи, пасшие свой скот неподалеку от пещеры. Узнав о рождении от ангела, они явились, чтобы поклониться новорожденному. Далее, согласно Евангелию от Матфея, на небе появляется чудесная (вифлеемская) звезда, которая привела к младенцу Иисусу уже волхвов.

Причем, два этих посещения разделяло, по всей видимости, некоторое время, так как к появлению новых гостей семейство разместилось уже “в доме” (Евангелие от Матфея, Глава 2). Волхвы принесли в дар Иисусу как Царю золото, ладан и смирну.

Волхвам нужно сказать спасибо и за то, что, имея указание царя Ирода сообщить ему о том, где находится младенец, они уклонились от выполнения приказа.

Откуда взялась рождественская елка?

Фото: Михаил Марковский/ Фотобанк Лори

В раннем христианстве нельзя найти каких-либо обрядов, связанных с хвойными деревьями. Отдельные исследователи считают, что на момент установления юлианского календаря на 25 декабря в северном полушарии приходился день зимнего солнцестояния, когда начинал увеличиваться световой день. У некоторых языческих народов этот день считался днем рождения бога Солнца.

Возможно, что у ранних христиан эта традиция сливается с празднованием рождения Христа. Рождество стало ассоциироваться с праздником света. Появилась традиция устанавливать в храмах ветвистое дерево, украшенное светильниками – прообраз Рождественской елки. Непосредственно традиция украшать на праздник хвойные деревья – сосну или ель – возникла у древних германцев. А в Россию ее завез, естественно, большой любитель всего немецкого, Петр Великий.

Давайте отметим дважды

О том, почему Рождество отмечается в Европе и большинстве стран остального мира 25 декабря, а в России 7 января, знают все. И это только на первый взгляд кажется диким жить с разницей в 13 дней с целым миром.

Разные системы летоисчисления существуют во многих странах до сих пор. А вот состыковывать деловые графики действительно непросто. Но можно использовать сложившуюся ситуацию с пользой для всех желающих отдохнуть. Пример соседних Белоруссии и Украины демонстрирует это убедительно. В этих государствах с сильной католической традицией Рождество официально отмечается дважды – 25 декабря и 7 января. К нашим соседям примкнул и Ливан. Только в этом государстве второй раз праздник отмечают не 7, а 6 января согласно армянской традиции.

Источники:

http://academy.foma.ru/arheologiya-o-rozhdestve-hristovom-vifleem-i-nazaret.html
http://hristofor.org/zachem-nam-svyataya-zemlya.html
http://otr-online.ru/blogs/blog-internet-redakcii-otr/pochemu-iisus-iz-nazareta-rodilsya-v-vifleeme-87.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: