Почему грузия георгия. Грузия

Через страдания к победе

Архимандрит Рафаил (Карелин) о почитании святого Георгия Победоносца в Грузии

10/23 ноября Грузинская Православная Церковь чтит память святого великомученика Георгия Победоносца, вспоминая его колесование. Отношение к святому Георгию в Грузии особое. О том, почему именно этого святого Грузия избрала своим Небесным покровителем, как хранят здесь память его, как почитание святого Георгия повлияло на менталитет и мировоззрение грузинского народа, мы беседуем с архимандритом Рафаилом (Карелиным).

По-английски Грузия называется Georgia. Почему именно святой Георгий стал покровителем этой страны?

– Согласно древнему преданию, святой великомученик Георгий был двоюродным братом святой равноапостольной Нины, и она первой учредила почитание своего брата в новопросвещенной стране (начало IV столетия). Знаменательно, что гробница святой Нины находится в приделе храма святого Георгия – одного из старинных храмов, построенных при ее жизни, который сохранился до сих пор в первозданном виде. Эти два имени – Нина и Георгий – в сознании грузинского народа нераздельно связаны друг с другом.

Нельзя найти уголка в Грузии, где не стояли бы храмы и часовни, посвященные святому Георгию

Святой Георгий издавна считается Небесным покровителем Грузии. Его имя – самое распространенное и любимое среди народа. Вряд ли в Грузии существуют семьи, в родословии которых не было бы мужчин по имени Георгий. Нельзя найти уголка в Грузии, где не стояли бы храмы и часовни, посвященные святому Георгию. Даже руины этих храмов бережно хранит память народа, и в день святого Георгия к ним идут вереницы паломников. Характерно, что некоторые храмы святого Георгия носят особые названия: Белый Георгий, Георгий-лев и т.д., в которых отразились благодарность и любовь народа к своему покровителю. Он почитается во всех областях Грузии, особенно у горцев. После храмов, построенных в честь Пресвятой Богородицы, наибольшее число церквей и часовен посвящено святому Георгию Победоносцу.

На гербе Багратиони – царской династии Грузии – наряду с изображением Хитона Господня, псалтериона и пращи царя Давида Псалмопевца – предка грузинских царей – находится икона святого Георгия, поражающего дракона. Здесь как бы воплотились слова тропаря святого «царей поборниче»: Георгий не только помощник, но невидимый участник и предводитель в борьбе с врагами и завоевателями, которые в течение 17 веков упорно, но безуспешно старались искоренить Православие в Грузии.

Двенадцать царей из династии Багратиони носили имя святого Георгия. Из них следует особо отметить Георгия III – отца царицы Тамар, избравшего при жизни свою юную дочь соправительницей страны и наследницей трона, при которой Грузия достигла вершины своего величия и славы (XII–XIII вв.). Если Грузию во время царицы Тамар можно сравнить с цветником, то царь Георгий III воздвиг его ограду.

Георгий V, названный Блистательным (XIII–XIV вв.), объединил разделенную на части страну и сверг вековое монгольское иго. Царь Георгий XII – последний царь Грузии – отличался благочестием. Будучи тяжелобольным, он сумел за короткое время своего царствования (1798–1800) восстановить и возродить жизнь страны и отстроить столицу Тбилиси, разграбленную и сожженную при нашествии персидского правителя Ага-Магомет-хана (1795).

После революции 1917 года на новом гербе Демократической Республики Грузия (1918–1921) был изображен святой Георгий, только в секуляризированном виде: юноша на коне, окруженный небесными светилами. Современный герб Грузии, принятый с 2004 года, представляет собой уменьшенный герб Багратиони, только с изображением святого Георгия. А главную площадь Тбилиси украшает 44-метровый столб со скульптурой великомученика Георгия, поражающего дракона.

Не только в Грузии, но и по другую сторону Главного Кавказского хребта нет, наверное, ни одного храма, где не было бы иконы святой равноапостольной Нины и святого Георгия: они стали покровителями всего Кавказа. Как это произошло, в связи с чем?

– Равноапостольный царь Мириан, при котором произошло крещение Грузии (IV в.), умирая, заповедовал своему сыну Бакару окончить то, что не успела совершить святая Нина, – проповедовать христианство среди горцев-язычников Кавказа. Это завещание царь Бакар исполнял на протяжении всей своей жизни и просветил светом Евангелия многие племена Кавказа.

Этот поход царя Вахтанга напоминал крестный ход вокруг Кавказа как нерукотворного храма

В V веке святой царь Вахтанг Горгасал в ответ на вторжение в Грузию горцев и пленение его сестры предпринял военный поход на север Кавказа, который завершился блистательной победой. Это была необычная война, в которой победитель не облагал побежденных данью и пленных не обращал в рабство. Царь Вахтанг своей доблестью и великодушием умел превращать прежних врагов в своих друзей. Он взял с собой в поход зодчих, которые строили христианские храмы и часовни на пути, и священников, проповедовавших Евангелие и крестивших горцев, обращенных в христианство. Этот поход напоминал крестный ход вокруг Кавказа как нерукотворного храма.

Святой благоверный царь Давид Строитель (XI–XII вв.) крестил несколько тысяч половцев, которые служили в его войске, а затем вернулись на Кавказ.

Знаменательно, что самый высокий купольный храм Грузии, построенный в XI веке в южных предгорьях Кавказа, носит имя Георгия Победоносца. Этот собор пользовался глубоким почитанием не только христиан, но даже иноверцев-горцев, которые посещали его в праздник святого Георгия и приносили жертвы по своему обычаю.

В начале XVIII века великим просветителем кавказских племен и народов, особенно дагестанцев, ингушей и осетин, стал святитель и чудотворец Иоанн, митрополит Манглисский, который взял на себя апостольский подвиг, чтобы восстановить христианство на севере Кавказа. Он построил храмы в Дербенте, Астрахани и Кизляре, а также основал миссионерскую школу, где подготавливались будущие проповедники Евангелия для этого региона. В те времена на севере Кавказа проживало немало грузин, а в Астрахани находился царь Вахтанг VI со свитой. Естественно, что свое особое почитание и любовь к святым равноапостольной Нине и великомученику Георгию они передали горцам-христианам Кавказа.

Читать еще:  Как освятить еду дома православие. Молитва после вкушения пищи — благословенный приём пищи

Надо отметить, что Константинопольская Церковь также принимала участие в христианизации горских народов Кавказа. С VI по XIV века приблизительно в районе Туапсе существовала епархия Константинопольской Церкви, называемая Зихийской. При святом византийском императоре Юстиниане (VI в.) и его преемниках там происходило широкое храмостроительство. После завоевания Византии турками епархия прекратила свое существование.

Как почитание святого Георгия повлияло на характер и менталитет грузинского народа?

Войны, которые вела Грузия, были религиозными войнами, где понятия «Родина» и «Вера» сливались воедино

– В течение многих веков Грузия оставалась единственным христианским государством не только Кавказа, но и Ближнего Востока. Православие приходилось защищать крестом и мечом. Характерно, что мусульмане называли Грузию Гюрджистаном – «страной воинов». В те времена Грузия подвергалась постоянным нападениям со стороны мусульман; она в среднем вела четыре больших войны в год. Образ святого Георгия Победоносца – бесстрашного витязя, заступника бедных и беззащитных, помощника в боях – стал любимым и близким сердцу грузинского народа. Грузинская Церковь издавна учредила особый праздник в память пыток святого Георгия. Этот праздник был как бы девизом: «Победа через страдания». Следует помнить, что войны, которые вела Грузия, были в значительной степени религиозными войнами, где понятия «Родина» и «Вера» сливались воедино.

Надо отметить, что, в отличие от Европы, в Грузии никогда не было института рыцарства, с особой инициацией (посвящением), сословным этикетом и традиционными состязаниями-турнирами, где друзья становились соперниками, а брат мог убить своего брата. Эти зрелища, подобные боям гладиаторов, нередко проводились на Западе под эгидой святого Георгия. Виктор Гюго в стихотворении «Турнир короля Иоанна» писал:

Началось… гудит земля…
Бьет набат… Рубя, коля,
Стал громить один другого –
В честь Георгия Святого
И во имя короля.

Как мы сказали, в Грузии не было рыцарства как элитарного сословия. Здесь для воинов образом витязя-христианина был святой Георгий, поражающий в образе дракона демонические силы и врагов Креста. На грузинской земле турниры заменялись реальными боями с врагами, по численности намного превосходящими грузинское войско; посвящение в рыцари – ранами и кровью, полученными в боях, где смерть за веру и отечество считалось высшей наградой.

Что позволило Грузии во времена жесточайших нашествий – и персидских, и арабских, и вторжений Тамерлана – сохранить Православие, в то время как, увы, на территориях Северного Кавказа оно было сокрушено?

Грузинские воины накануне боя, перед лицом смерти пели песни, будто их созвали на праздник

– Огромная заслуга в сохранении Православия и самого грузинского этноса принадлежит Грузинской Церкви. Византийский историк Прокопий (VI в.) в книге «История готских войн» пишет о грузинах (колхах), что они самые религиозные из всех народов, которых он знал, и еще отмечает жизнерадостность грузин, которые во время тяжелых военных походов, накануне боя, перед лицом смерти, пели песни, будто их созвали на праздник. Глубокая вера народа, соединенная с надеждой, жизнерадостность, спасающая от уныния, давала возможность Грузии в недолгие периоды мира залечивать свои раны и восставать из руин и пепла, как бы воскресать снова. Грузию можно сравнить со сказочной птицей Фениксом, которая не сгорает, а обновляется в огне.

Что касается участи Православия на севере Кавказа, то надо сказать, что там исламизация происходила от VIII века вплоть до XIX столетия, встречая сопротивление местных христиан. Только при Шамиле были изгнаны и уничтожены последние фамилии, которые еще сохраняли христианство.

Святого Георгия как своего собственного святого почитают многие народы – и грузины, и арабы, и англичане, и испанцы, и русские: он покровитель Москвы и нашего воинства. Почему мы все ищем заступничества именно у святого Георгия?

Любовь народа к некоторым святым основывается на мистическом опыте поколений

– Вопрос об особом почитании некоторых святых относится к области православной мистики, это не может быть понято и объяснено на основе рационалистической аналитики. Даже исследования агиографической литературы не дают решения этого вопроса. Надо учесть, что святые, пребывая в вечности, сохраняют в преображенном виде свою индивидуальность, которой они отличались в земной жизни. Молитва к святому – это особый вид духовного познания через общение, это не рассуждение, а созерцание, называемое видением. Тайна почитания святых и духовного общения с ними приоткрывается в молитвенном переживании, и тогда вопрос «почему» исчезает, сменяясь благоговейным изумлением о том, как дивен Бог во святых Своих и как дивны святые в Боге.

Особое почитание и любовь народа к некоторым святым основывается на мистическом опыте поколений. И этот молитвенный опыт, выкристаллизованный веками, становится одним из видов церковного предания.

Самоназвание грузин

Грузия – государство, расположенное на восточном побережье Чёрного моря. Относится к Азии, но часто рассматривается как часть Европы. Грузинский народ принял христианство в начале IV века нашей эры пытаясь заручиться поддержкой Византийской империи против персов на востоке. Святым покровителем новой христианской страны стал святой Георгий, отсюда и возникло название «Гурджистан», в том числе современный русский экзоним – Грузия.

В других европейских языках и в англоговорящих странах прочно закрепилось латинское название – Георгия (Georgia). Название страны очень похоже на название штата в Северной Америке – Джорджия, почему в СМИ и других источниках периодически возникает путаница.

Читать еще:  Красная смородина снится к беременности. Что значит сон про смородину? Карманный сонник К чему снится Черная смородина по соннику

Возникновение грузин и особенности формирования грузинской национальности

Сами грузины (georgians) называют себя как картвелеби, а своё государство – Сакартвело. Эти названия произошли от легендарного грузинского героя – Картлоса, родоначальника грузин и основателя Картли – региона-колыбели Грузии. По преданию, родословная Картлоса берёт начало из рода Фогармы – библейского патриарха от которого также ведут род армяне, дагестанцы, албанцы и другие народности Кавказа.

  • карты или картвелы (так зовут себя сами грузины, жители центральных регионов);

  • мегрело-чаны (народ исторического региона Мегрелия);

  • сваны (жители горных массивов – Сванетии).

Процесс ассимиляции длился вплоть до VI-X века нашей эры вместе с образованием первых грузинских государств, тогда же и начал формироваться общий грузинский язык.

Антропологически и по происхождению, грузины входят в состав Понтозагросского типа балкано-кавказской расы. Их расовые отличия характеризуются меньшими размерами среди других кавказских групп и брахицефалическим строением черепа.

Основная масса современного населения Грузии довольно однородна из-за особенностей географического расположения страны и отсутствия путей миграции других народностей через Закавказье.

Характерная особенность всех грузин – знаменитое кавказское гостеприимство и следование законам чести. Грузинская нация характеризуется чрезмерной открытостью, горячностью, жизнелюбием. Большинство грузин довольно лёгкие на подъем, склонны к активной разнообразной работе и недолюбливают повседневную рутину.

В отличие от мусульман, роль женщины в грузинском сообществе довольно велика. Грузины, как известно, православного вероисповедания и культ Нины – христианской просветительницы, имеет для них большое значение.

История грузинской миграции и их сообщение с другими государствами

Современная турецкая территория включает в себя так называемую турецкую Грузию – юго-западные регионы бывшего древнего царства Тао-Кларджети. В IX веке грузинское царство было одно из самых процветающих: на территории Кларджети строились храмы и монастыри, которые сохранились по сей день и включены в списки культурного наследия ЮНЕСКО.

Исторически, этот регион был захвачен тюркскими племенами в X веке – сельджуками. В последствии, территория была освобождена грузинами, но захвачена Османской империей в XVI веке, которая назовёт захваченные регионы на свой лад: Артвин и Ардаган. По сей день Кларджети является провинцией современной Турции на которой сохранился грузинский этнос.

На данным момент в Турции проживает свыше 150 тысяч грузин, большая часть из которых исламизирована и является носителем турецкого языка.

Крупнейшей грузинской диаспорой грузин является Россия. По данным переписи, в России проживает около 200 тысяч грузин. Первые общины переселенцев появились в Москве и Петербурге в эпоху средневековья. Ещё один бурный рост грузинской общины происходил во второй половине XX века, когда Грузия была частью СССР.

Современная грузинская диаспора в Иране насчитывает более 100 тысяч человек, многие из которых были исламизированы ещё в средневековье, но сохранили свой язык и традиции.

Многочисленную диаспору грузин также можно наблюдать в некоторых странах Европы и Средней Азии, куда в различные периоды времени стекались жители Грузии:

Языковые диалекты Грузии и их этимология

Грузинский язык (georgian language) является древнеписьменным, первые записи на древнегрузинском языке датируются V веком нашей эры.

Грузинский язык следует относить к картвельской языковой семье. Наиболее близкими к нему есть сванский, мегрельский и лазский языки, которыми свободно владеют некоторые субэтнографические группы населения Грузии (Сваны, Мегрелы), что не мешает им свободно говорить и на национальном языке. Помимо этого, грузинский этнос богат разнообразием горских и западно-грузинских диалектов.

Особенности культуры

Самая главная достопримечательность Грузии – грузинская традиционная кухня и виноделие. Множество блюд из закавказского меню стало интернациональным достоянием и по популярности вышло за далеко за пределы своей страны:

Продукты, приготовленные на основе грузинских рецептов, славятся своими контрастными сочетаниями пряного и острого, а их рецептура датируется прошлыми тысячелетиями и мало чем отличается от современного способа готовки.

«В Восточной и Западной Грузии существует своя уникальная рецептура приготовления одного и того же блюда».

Грузия – родина виноделия. На территории Грузии найдено множество археологических находок, связанных с виноделием и культурой виноградарства.

«Культ вина в Грузии нашел своё проявление в празднике сбора урожая винограда – Ртвели. Этот семейный праздник не привязан к какой-либо дате и зависит от времени начала сбора урожая. Чаще всего припадает на конец сентября».

Грузия богата на архитектурные памятники и имеет широкий спектр объектов культуры. Пик развития архитектуры пришелся на средневековье во время высокого развития государственности и храмового строения.

Музыка развивалась грузинами издревле и богата собственными классическими музыкальными инструментами: шестиствольными духовыми, разнообразием смычковых, этно арфой (чанги) и прочими национальными инструментами. Пение славится преобладанием многоголосия. В древности широкую популярность имели грузинские барды – мествире, которые одновременно являлись композиторами, исполнителями и певцами.

Знаменитые выходцы из Грузии

Помимо музыки и архитектуры, Грузия славится своим кинематографом и деятелями кино. Известность Михаила Калатозова вышла далеко за пределы бывшего Советского Союза, и достигла всемирной известности. Его кинофильм «Летят журавли» получил престижную европейскую кинопремию – «Золотую пальмовую ветвь».

Всемирную известность приобрёл известный древний поэт – Шота Руставели. Также страна богата известными скульпторами, живописцами, драматургами и прочими деятелями искусства.

Заключение

Современная Грузия пользуется большим спросом у туристов со всех стран мира. Людей привлекает необычный колорит и следование народным традициям во многих аспектах быта включая то, что как народ – грузины самая гостеприимная нация в мире. Страна богата на флору и фауну настолько, сколько на классическую кухню и самобытную архитектуру. Климат и экология практически нетронута современным человеком и каждый кто бывает здесь, находит то, чего душа пожелает: пляжный отдых, чистый горный воздух или неспешные прогулки по городским улочкам Тбилиси.

Читать еще:  Позиция скептицизма связано с сомнением в. Скептицизм скептик скептичный

eponim2008

Жизнь замечательных имен

Короткие истории о вещах и о людях, давших им свое имя

Почему Грузия так называется?

Самоназвание грузин – «картвели», свою родину они называют «Сакартвело». Но соседи зовут эту страну совсем по-другому. Русские – Грузией, мусульмане – Гюрджистан. В европейских же странах название для Грузии – Георгия или на английский манер Джорджия. Созвучие с американским штатом не раз приводило ко всякого рода забавным недоразумениям.

Собственно говоря, это обычное явление. К примеру, Германия для немцев – Дойчланд, для французов – Алемания, а для испанцев и итальянцев – Тедеска. Страну, которую народ, ее населяющий, зовет Мадьяроршаг, окружающие народы называют и Унгарн, и Угорщина, и Хунгария, и Венгрия. Россия тоже для латышей Кревия, для финнов – Веная, а для эстонцев – Венемаа. Поскольку славянскими соседями у балтийских народов были племена кривичей, а у финских – венедов. Славянское же племя «русь», давшее впоследствии имя русскому народу, северо-западным соседям было неведомо, поскольку проживало далеко на юге, у Днепра.

Как видим, чтобы разобраться в причинах такой «разноголосицы» следует заглянуть в историю. Поищем и мы ответ на свой вопрос в истории Грузии.

Эту страну в древности греки называли Колхидой и Иверией. Очень рано, в начале 4-го века, она приняла христианство в качестве государственной религии. Это был вполне осознанный государственный акт. Страна находилась между двух могучих государств: Византийской империей и Персией. Принимая христианство, а не зороастризм, местный царь Мириан III выбирал и более сильного покровителя.

Принятие христианства на территории нынешней Грузии связывают с апостольскими трудами святой Нины. Христианская просветительница находилась в родстве со святым Георгием Победоносцем. Поэтому святой Георгий стал небесным покровителем нового христианского государства, а само это государство стало называть себя страной святого Георгия, Георгией. Под таким именем оно и стало известно в христианской метрополии, в Византии.

Святой Георгий, византийский воин и христианский мученик – личность историческая. Но его образ довольно скоро стал легендарным, впитав в себя, в частности, греческие мифы о Персее, поборовшем свирепого дракона. Это вполне объяснимо. Место героического подвига Персея – порт Яффа. Георгий жил и погиб в городе Лидда (нынче это два «сросшихся» израильских города Лод и Рамле). Расстояние между ними – километров тридцать, не больше. Для хорошей легенды – не помеха.

Легендарного Георгия-драконоборца почитали не только христиане. У арабов он известен под именем Джирджис, а у персов – Гюрджис. Поэтому южные и восточные соседи стали называть страну святого Георгия Гюрджистаном.

Персидское произношение имени святого Георгия не так далеко от оригинала, как может показаться. Греческое имя Георгий («земледелец») произносилось византийцами как «Гюргиос». В таком виде, кстати, его вместе с христианством восприняли и на Руси. Из этого корня, «Гюргий», произошли два внешне не похожих русских имени: Георгий и Юрий. Имена разные, но небесный покровитель один.

Надо сказать, что надежды грузинских царей на то, что благодаря христианству они получат поддержку сильной Византии против сильной Персии, не оправдались. Так же, кстати, как и надежды царей Армении. Эти страны находились на самом краю геополитических интересов Византийской империи. Константинополь избегал ввязываться в войну с Персией из-за весьма проблематичных вассальных царств где-то в горах Кавказа. Пусть даже и христианских. Стране святого Георгия предстояла нелегкая борьба за выживание, в которой приходилось рассчитывать только на себя, да еще на своего небесного заступника.

Русские на Кавказ пришли не через горные перевалы, а вдоль Каспийского моря. Долгая война России с Персией за Дербент и Каспий очень живо (я бы даже сказал, смешно) описана Ю.Тыняновым в романе «Смерть Вазир-мухтара» в небольшой главе, начинающейся словами «В самом деле, что же такое Кавказ?» Именно тогда, пожалуй, русские узнали о существовании христианского царства «Гурджистан», где живут «гурджины». Довольно скоро в русском языке «гурджины» превратились в «грузинов», а страна, которую они населяют, соответственно в «Грузию».

Время проникновения Российской империи на Кавказ было для Грузии воистину судьбоносным. Страна была со всех сторон окружена могучими мусульманскими странами, Османской империей и Персией. Без помощи извне ей суждено было погибнуть. Грузинские цари обращались к императрице Екатерине II с отчаянными просьбами о спасении. Но подобно византийским императорам, царица не видела особой пользы в присоединении к своей империи закавказского христианского анклава. Грузинское посольство безвыездно находилось в Москве (там, где сейчас расположены Большая и Малая Грузинские улицы). Однако постоянно подаваемые просьбы о защите Грузинского царства оставались без последствий.

Присоединение Картлинских и Кахетинских земель к России произошло только в 1801 году, в царствование императора Павла I. Причиной такого решения было, по-видимому, стремление императора поступать не так, как ненавидимая им матушка, а прямо противоположным образом.

Грузия была спасена, Россия ввязалась в вечную войну на Кавказе, а русская литература получила в свое распоряжение романтический край, где происходило действие немалого количества поэм, повестей и романов. Даже два края: дикий Кавказ – место для военных подвигов и разбоя и совсем не русскую, уже принадлежащую сказочному Востоку, но близкую по вере, теплую и дружелюбную Грузию – страну святого Георгия.

Источники:

http://www2.pravoslavie.ru/87984.html
http://gruziyagid.ru/kultura/samonazvanie-gruzin
http://eponim2008.livejournal.com/20039.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: