Почему евреи не крестятся. Почему православные и католики крестятся по-разному

Почему православные и католики крестятся по-разному

Ответ простой: потому что у нас вера правильная, а у них нет. Но это не ответ, конечно же. Почему христиане крестятся по-разному – даже и православные со старообрядцами? За этим сокровенным жестом скрываются многие важные смыслы. Пришлось разобраться в них, чтобы объяснить сыну в чем суть дела.

Зачем люди крестятся

Каждый из нас, осеняя себя крестным знамением, творит малое священнодействие. Так мы Благодать Духа Святого, призываем имя Божие. Получаем защиту, таким образом, и изгоняем дух враждебный.

Пошло это еще со времен апостольских. Сам образ креста обладает невероятной духовной силой. Складывая три пальца вместе, мы говорим о том, что веруем в Отца и Сына, и Духа Святого как в троицу единосущную, нераздельную. Трогая себя сложенными в крестном знамении пальцами, мы словно бы мысленно повторяем простые молитвенные слова: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа, аминь».

Еще раз подтверждаем веру свою и власть над нами Господа.

Как крестятся католики

Говорят, даже среди католиков тут не царит единообразие. В целом они, перекрещиваясь, вкладывают в этот жест то же значение, что и мы. Но откуда тогда разница?

Во-первых, главное отличие – в направлении. Католики делают это от левого плеча к правому. Но сначала-то все христиане крестились наоборот – от правого к левому. Этот уклад сохранился и у православных. Выходит, католики действительно отступники?

На самом деле, тут все менялось со временем – и у католиков, и у православных. Например, сменив направление, католики сначала крестились всей кистью руки. А католики из Византии соединяли пальцы в троеперстии и осеняли себя справа налево.

Сегодня католическое крещение выглядит так:

Соединены первый и четвертый палец. Все остальные тоже подбираются в горсть. Католик, соединяя средний и указательный палец, указывает тем самым на двойную сущность Христа – божью и человеческую.

Но восточные католики часто крестятся, соединяя лишь два пальца – первый и второй.

Еще один вариант сложения заключается в соединении 1-го и 2-го пальцев. Мизинец и безымянный прижаты к ладони, ну и остальным пальцам, в общем-то, не разбежаться.

Многие крестятся всей ладонью, когда все пальцы, кроме большого, выпрямлены. Этим жестом Папа Римский часто крестит и приветствует толпу. И так он напоминает о пяти ранах Христа.

Православные

Изначально на Руси крестились двумя перстами – вспомните жест боярыни Морозовой на картине Сурикова. Этот жест пришел к нам из Византии, но затем греки перешли на трехперстие, а мы к ним подтянулись лишь в 17 веке и устроили себе раскол.

Толкуя жест подробнее, отметим, что прикоснувшись ко лбу, мы освящаем ум свой, к животу – чувства, а к плечам – все силы телесные. Знак того, что Святой Дух объемлет Вселенную от края до края – горизонтальное движения от плеча к плечу.

Не забудем отметить, что такое «право» и «лево». Первое – сторона ангелов, добра, всего светлого, второе – темная, дьявольская сторона. Говорят, что жест «слева направо» означает нечто, что от человека идет к Богу, а слева направо – от Бога к человеку.

Удивительно, но это перекликается с давней традицией толкования принципиальной разницы между Православием и католичеством. В первом главное – идея личного спасения, желания оторваться от Земли и устремиться к божественному. Католик сам взывает к Христу. А жест его означает путь от греха к свету.

Читать еще:  Тайна и значение имени сидор. Положительные и отрицательные стороны имени Сидор

А православные словно призывают бога на землю, приковывают его взгляд и не хотят смириться с тем, что Земля, будто бы, никогда не будет жить по божественным установлениям и нет здесь места абсолютной справедливости. И жест православного означает победу доброго над злым, добро, рассеивающее грех, уничтожающее его.

Стоит ли еврею креститься?

Стоит, конечно, стоит креститься! – это я скажу в самом начале, чтобы мои вечно спешащие и нетерпеливые читатели знали, чего ожидать, и если они ждут другого ответа, чтобы не мучились, попусту глазоньки не портили и времени драгоценного не тратили.

Евреи относятся к крещению, как старые девы – или, скажем, радикальные феминистки к брачной ночи. Много про это слышали, и про радости, и про ужасы. Но установка – ни за что! Все, только не это. Как в рассказе про курицу, которая убегала от петуха и попала под грузовик. Увидела это старая дева и сказала: «Она предпочла умереть!»

Так и евреи – любят рассказывать о мучениках, которые предпочитали умереть, только бы не принять крещение. А были и такие, которые своих детей убивали, чтобы те не принимали веры Христовой. И тут вы ощущаете сходство с радикальным феминизмом, потому что для тех интимная близость с мужчиной – это измена высшему назначению женщины в их глазах, ее полной автономии.

Есть у старых дев свои радости. Есть свои радости и у евреев. Есть имитация богослужения, но ликования нет. А если посмотреть внимательно, то есть постоянная тоска от незавершенности. Вот в чем первая разница. У христиан есть один тяжелый тоскливый день в году – страстная пятница. Это день, когда долгожданный Мессия умер, и неизвестно, воскреснет ли. На смену приходит страстная суббота, когда обещанием воскресения вспыхивает Благодатный Огонь – но воскресения еще нет. Таковы все пятницы и субботы у евреев. Мессии нет, и неизвестно, когда будет. Писем не шлет и не звонит. У христиан им на смену приходит восьмой день недели – воскресение. Христос воскрес и вернулся к нам. У евреев неделя начинается по-новой – будни, тоска, практические дела, чтобы к концу недели снова оказаться в состоянии ожидания и несбывшихся надежд.

И Мессии разные. У евреев национальный герой, который возвеличит царство Израиля и возобновит богослужение в Иерусалиме в храме. Снова начнут резать телят. У христиан храм уже восстановлен – это тело воскресшего Христа. Вместо бойни телят – у нас наше причастие. Поэтому нет печали, есть только радость.

Наш Христос – заботится не обо всем Израиле, но о каждом из нас. Он не герой, он Бог. Только Бог может спасти. А национальный герой – это из области государственного строительства. Возвеличение земных царств – вообще не задача для христиан qua христиан. Так что и тут нет пустых ожиданий.

Зачем он нужен, еврейский Мессия? Вообще не нужен – если вы не оголтелый еврейский националист. Ведь он ничего отдельному человеку не даст – разве что сто рабов-гоев, если вы – правоверный еврей. А Христос – спасает нас от греха, дает радость, приводит к Богу.

Иудаизм – вера коллективная, единица что – единица ноль. Христианская вера – в ней есть и коллектив, церковь, но есть и личность. Есть радость покаяния, исповедь, очищение – это радость одиночки.

Читать еще:  Сон про ключи от квартиры. К чему снятся ключи

А вот радость коллективная – это радость общения с народом. Не только с евреями, которые всюду в меньшинстве, а там, где в большинстве – от этого мало радости. Вы увидите, как меняется ваше отношение к людям. Общее причастие разрушает стену недоверия и враждебности. Вы сможете – в Израиле – свободно молиться и причащаться с палестинцами. Они вам больше не будут врагами, а возлюбленными братьями и сестрами. Вам не будет нужно отдельное еврейское государство, чтобы избежать общества не-евреев. И в России, и в любой другой христианской стране – не надо вам ехать на край света в поисках синагоги, не надо проходить через охрану и показывать сумочку или выворачивать карманы. Церковь рядом с домом найдется всегда. Да и верующие – посимпатичнее, попроще, социально ближе.

Это если вы не банкир, не олигарх. А банкиру и олигарху, наверное, проще оставаться евреем – христианская вера не одобряет лихвы. Выбор, конечно, есть и и у олигарха, но проще верблюду пройти, как мы знаем, через игольное ушко (есть такие узкие ворота в Иерусалиме), чем олигарху душу спасти. Но верблюд может пройти сквозь Ушко, и богатый человек тоже может спастись. Нет ни социального, ни биологического детерминизма.

Открыть для себя Христа – сказочный момент в жизни. Японцы это называют сатори, а мы – Богоявление. Когда вам явится Бог, или вы предстанете перед Ним, то испытаете ощущение такой силы, что все прочие померкнут.

Были времена, когда еврей, приходя к Христу, расставался со всеми своими близкими, друзьями, родными. И сейчас с многими приходится расстаться, но не со всеми. Так много евреев пришло к Христу в последние годы, что евреи к этому подпривыкли и волосы на себе не рвут, траур не надевают, в ужас не приходят. Гонения? Ну, не такие они страшные, чтоб стоило задумываться.

Надо только идти до конца, не тормозить. Тормоза придумал трус. Бывает, что евреи тормозят, стараются усидеть на двух стульях. Мы, мол, и христиане, и евреи, дважды избранные. Я с такими сталкивался. Думаю, что это и неверно по сути, и вредно для души – если это не просто тактика миссионера. Мы становимся бывшими евреями – такими же христианами, как и наши новообретенные братья и сестры по вере, не больше и не меньше.

Для живущих в России евреев приход к Христу позволит и совпасть по фазе с русским народом, который сейчас переживает огромный духовный подъем. Остающиеся при своей старой вере – или безверии – евреи продолжают бороться с Христом, и вредят не только другим, но и свою душу губят.

Если до революции крестившихся евреев подозревали в крещении ради выгоды, то сегодня в этом нет корысти – но есть польза для души. А потери невелики – несколько ненужных знакомых, и некоторые атавизмы. История показывает, что лучшие из евреев обычно приходят к Христу. Дети самых известных евреев – Теодора Герцля, Моисея Монтефиоре – крестились. Крещение открывает сердце и душу. Не случайно русские поэты еврейского происхождения, имена которых на слуху, Пастернак, Мандельштам, Бродский – все были крещены. Еврейская вера – а не еврейская кровь – мешает творческому порыву. Людей надо любить, а иудаизм учит, что любить надо только евреев.

Теодор Герцль, основатель политического сионизма, хотел крестить евреев, как в свое время Владимир крестил киевлян. Возможно, и до этого дело дойдет, но пока – купель это личный подвиг. И личная большая радость. Я помню ощущение воды и елея, запах мирры, выход из храма под звон колоколов, сияние иерусалимского солнца – за такое счастье все отдай, и не жалко. Для человека с живой душой крещение – чудо. А человеку с мертвой душой скажу – Христос воскресил мертвого Лазаря, уже тронутого тлением. Он может воскресить и твою мертвую душу.

Читать еще:  Храм св варвары на варварке. Церковь святой великомученицы варвары

Почему православные и католики крестятся по-разному

Между католицизмом и православием лежит огромная пропасть — из-за противоречий во взглядах на основные положения Евангелия, то есть заветы Христа, а также в обрядовой стороне.

Один из самых интересных моментов — различия в совершении крестного знамения, то есть в порядке совершения жестов, образующих умозрительный крест, являющийся главным оберегом всех христиан.

Разбираемся, почему так произошло.

Противоречия и символизм

В православии после церковной реформы патриарха Никона, известной нелестной характеристикой «церковный раскол», крестное знамение совершается тремя пальцами — сложенными большим, указательным и средним, которые прикладываются сначала ко лбу, затем к животу в области солнечного сплетения, и к правому и левому плечам.

В католической же церкви порядок совершения крестного знамения до 1570 года не был регламентирован. И позволялось креститься как слева направо, так и в обратном порядке. В указанном году папой Пием пятым был узаконен порядок, согласно которому необходимо креститься слева направо. Но если в этом вопросе была поставлена точка, то нет никаких положений, закрепляющих форму сложенных пальцев: часто можно увидеть, как католики крестятся двумя сложенными пальцами или всей ладонью, что крайне любопытно, так как мы сталкиваемся с противоречием в аргументации и объяснении символической природы этого жеста.

Останавливаясь на символизме, напомним, что сложенное троеперстие в православии — символ триединства Бога: Отец, Сын и Дух Святой, два пальца, прижатых к ладони, — двойственной природы Христа, который является в представлении христиан и Богом, и человеком одновременно. К слову, аналогичный способ сложения пальцев и совершение крестного знамения от правого плеча к левому исповедуют византийские католики, или греко-католики.

«Спор о вере». Картина неизвестного художника

Пять или четыре?

В католицизме практикуется двоеперстие, как и у старообрядцев царской России, раскольников. В этом случае два пальца также означают двойную сущность Спасителя-богочеловека. Интересно, как интерпретируется совершение крестного знамения ладонью. Пять пальцев руки молящегося символизируют раны Христа: четыре
— от гвоздей и одну — от копья римского воина, проткнувшего бок Спасителя. Однако стоит отметить, что в католической традиции Иисус Христос был распят тремя гвоздями: двумя — в области кистей, одним — в скрещенные ноги, итого — три, то есть мы наблюдаем явное противоречие в трактовке символов в католицизме.

Однако главным отличием всё же считается не положение пальцев молящегося. Существует мнение, что если крестное знамение совершается справа налево, как в православии, то это означает нечто исходящее от Бога к человеку. Другими словами, молящийся как бы благословляет себя, осеняя крестом. Если креститься слева направо, как это делает подавляющее большинство католиков, то это имеет противоположный смысл: человек обращается к Богу, католикам важно общение с Богом.

Традиционным в христианской культуре считается, что левая сторона — сторона Дьявола, то есть, совершая знамение слева направо, ты отрекаешься от Сатаны и дел его, переходя на сторону света. В православии концепция понимания левой и правой стороны аналогичная, но обратный порядок, от правого плеча к левому, символизирует победу божественного, добра над злом, жизни над смертью: «Христос воскрес из мертвых, смертью смерть поправ и пребывающим во гробах жизнь даровав!» — поётся в Пасхальном тропаре.

Источники:

http://thebestvideo.ru/fun/poleznosti/pravoslavnye-i-katoliki/
http://pravoslavie.ru/68232.html
http://www.factroom.ru/religiya/pochemu-pravoslavnye-i-katoliki-krestyatsya-po-raznomu

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector
×
×