Платон каратаев взгляды на жизнь. Философия жизни платона каратаева

Философия жизни платона каратаева

Сочинения по литературе: Философия жизни платона каратаева

Мудр тот, кто знает не многое, а нужное

Мудрость человечества в терпимости

«Война и мир» – широкое историческое полотно, где главным героем является народ. И сам Л. Н. Толстой пишет об этом в своих дневниках: «Чтоб произведение было хорошо, надо любить в нем главную, основную мысль. Так… в «Войне и мире» я любил мысль народную». По мнению автора, именно народные массы творят историю, а не командование армией и не генералы.

Платон Каратаев – один из представителей русского крестьянства. С ним знакомится Пьер Безухов в плену. После того, как он стал свидетелем страшного события – расстрела пленных, Пьер потерял веру в человека, в разумность его поступков. Он находится в подавленном состоянии. И именно встреча в бараке с Платоном вернула графа Безухова к жизни. «Рядом с ним сидел, согнувшись, какой-то маленький человек, присутствие которого Пьер заметил сначала по крепкому запаху пота, который отделялся от него при всяком его движении». Пьер наблюдает за тем, как Платон уверенными «круглыми» движениями разматывает бечевки на ногах. Граф и мужик оказались в одинаковом положении: они пленные. И в этой ситуации необходимо остаться человеком, самим собой, необходимо выстоять и выжить. Именно такому выживанию учится Пьер у Каратаева.

Платон у Толстого – собирательный образ, так же, как и Тихон Щербатый. Не случайно, представляясь Пьеру, он называет себя во множественном числе: «Солдаты Апшеронского полка… Меня Платоном звать, Каратаевы прозвище». Каратаев ощущает себя не отдельной личностью, а часть целого, частью народа: простых солдат, крестьянства. Его мудрость заключена в метких и емких пословицах и поговорках, за каждой из которых эпизод жизни Платона Каратаева. Например, «где суд, там и неправда». Он пострадал от несправедливого суда, и вынужден служить в армии. Однако Платон воспринимает любые повороты судьбы как должное, он готов приносить себя в жертву ради благополучия семьи: «… думали горе, ан радость! Брату бы идти, кабы не мой грех. А у брата меньшого сам-пят ребят, – а у меня, глади, одна солдатка осталась…Рок головы ищет».

Платон Каратаев любит каждого человека, каждое живое существо, весь мир. Не случайно он ласков с обычной бездомной собакой, по его философии, не только людей, но «и скота жалеть надо».

Платон воспитан на христианских традициях, а религия призывает нас к терпению и послушанию, жить «не нашим умом, а божьим судом». Поэтому он никогда не испытывал зла и обиды к людям. Раз уж так сложилась судьба, то нужно с честью выполнять свой воинский долг, защищать свою Родину: «Москва – она всем городам мать». Платон – патриот, Россия для него – это родная мать, и ради нее можно и с жизнью расстаться. Однако к врагам он не испытывает ненависти. Ведь войны ведут политики, императоры, при чем же здесь простой солдат? А пленным одинаково тяжело, какую бы из воющих сторон они не представляли. Платон с удовольствием шьет рубахи для французов и любуется своей работой.

После знакомства с Каратаевым Пьер начинает по-другому относится к жизни, ко всему тому, что с ним произошло. Платон для него – это идеал для подражания. Не случайно у Пьера он ассоциируется с чем-то «круглым». Круглым – значит, законченным, сформировавшимся, не принимающим на веру других принципов, «вечным олицетворением духа простоты и правды».

Конечно же, с жизненными принципами Платона Каратаева можно не согласиться. Не всегда нужно беспрекословно покоряться судьбе, быть рабом жизненных обстоятельств. Но что мне наиболее близко в образе Каратаева – это его любовь к жизни, к миру, ко всему человечеству. Его философия – философия христианская. А религия помогает жить любому человеку, в каких бы тяжелых условиях он не оказался, какие бы серьезные испытания не выпали ему. Это народная мудрость, сформированная веками.

Читать еще:  Нумерология для всех

«Но жизнь его, как он сам смотрел на нее, не имела смысла как отдельная жизнь. Она имела смысл только как частица целого, которое он постоянно чувствовал».

Возможно, как солдат Каратаев слабый: настоящий воин должен, как Тихон Щербатый, ненавидеть врага. И в то же время Каратаев патриот. Но как человек, личность, Платон очень сильный и мужественный. Как сказал о народе в романе Кутузов: «Чудесный, бесподобный народ!» Я думаю, эти слова можно отнести к Платону Каратаеву и к его жизненным принципам. Если бы в армии не было людей, готовых не только непримиримо бить врага, но и философски относиться к жизненным трудностям, находить в себе силы достойно преодолевать их, то я думаю, без таких солдат Кутузов вряд смог бы победить честолюбивого Наполеона.

На такие же жертвы шел русский народ и в нашей недавней истории, чтобы победить фашизм.

Платон каратаев взгляды на жизнь. Философия жизни платона каратаева

Философия жизни Платона Каратаева.

С Платоном Каратаевым, солдатом Апшеронского полка, Пьер Безухов встречается в самый тяжелый момент своей жизни. Только что, избежав казни, он смотрел, как убивают других людей, и мир «превратился для Пьера в кучу бессмысленного сора». «В нем уничтожилась вера и в благоустройство мира, и в человеческую и в свою душу и в Бога». Помогает герою выйти из этого кризиса «Платоша». Мало того, после знакомства с Платоном, после долгого общения с ним в плену Пьер навсегда обретает новое понимание вещей, уверенность, внутреннюю свободу. Герой приобщается к народному началу, к народной мудрости, воплощенной в Каратаеве. Недаром назвал писатель этого народного философа Платоном. И в эпилоге романа, по прошествии многих лет, Пьер Безухов будет проверять свои мысли, поступки, соотнося их с философией Каратаева. Так что же это за образ — Платон Каратаев?

Автор прежде всего показывает его «круглые, спорые движения», в которых было «что-то приятное, успокоительное». Это солдат, участвовавший во многих походах, но в плену «он отбросил от себя все. чуждое, солдатское» и «возвратился к крестьянскому, народному складу». Автор подчеркивает «круглое» начало во внешности героя: «. даже руки он носил, как бы всегда собираясь обнять что-то». Довершают обаятельный внешний облик «большие карие нежные глаза» и «приятная улыбка». В первых же словах, обращенных к Пьеру, звучат «ласка и простота». «А много вы нужды увидали, барин? А. Э, соколик, не тужи. » Речь Платоши — певучая, пронизанная народными пословицами, присказками. Он говорит как бы не только от себя, но выражая мудрость народа: «Час терпеть, а век жить», «Где суд, там и неправда», «От сумы да от тюрьмы никогда не отказывайся», «На болезнь плакаться — Бог смерти не даст» и т.д. Самые заветные свои мысли он высказывает в повествовании о купце, который невинно пострадал, оклеветанный и приговоренный к каторге за чужое преступление. Через много лет он встречается с истинным убийцей, и в том пробуждается раскаянье. Глубокая христианская идея жизни по совести, смирения и веры в высшую справедливость, которая непременно восторжествует, — вот существо каратаевской, а значит, и народной философии. Именно поэтому Пьер, приобщившись к этому мировоззрению, начинает жить по-новому.

Читать еще:  Воздушное и открытое пространство. Примеры геометрических фигур в многомерном евклидовом пространстве

Главная мысль романа «Война и мир» — это мысль о единении людей доброй воли. И Платон Каратаев показан как человек, способный раствориться в общем деле, в мире. Для Толстого это душа патриархального мира, он представляет собою психологию и мысли всех простых людей. Они не раздумывают о смысле жизни, как Пьер и Андрей, они просто живут, их не пугает мысль о смерти, ибо они знают, что их «существованием распоряжается не простой произвол», а справедливая высшая сила. «Жизнь его, как он сам смотрел на нее, не имела смысла как отдельная жизнь». «Она имела смысл только как частица целого, которое он постоянно чувствовал». Вот то ощущение, к которому с таким трудом идут дворяне Толстого.

Суть натуры Каратаева — это любовь. Но также особенная — это не личное чувство привязанности к каким-то конкретным людям, ко всему вообще в мире: он любил товарищей, французов, любил Пьера, он любил всех животных.

Итак, образ Платона Каратаева символичен. Шар, в представлении древних, — символ завершенности, совершенства. И Платон «навсегда остался для Пьера непостижимым, круглым и вечным олицетворением духа простоты и правды». Но в жизни совмещаются, имеют место множество типов людей. Одного сознания мало и для развитого человека, необходимо и непосредственное чувство. Толстой в своем романе показывает, как эти два начала дополняют друг друга: «Каждая личность носит в самой себе свои цели, и между тем носит их для того, чтобы служить недоступным для человека целям общим». И, только ощущая себя причастным к общей «роевой» жизни, человек может выполнять свои личные задачи, жить подлинной жизнью, в гармонии с самим собой и с миром. Именно это открылось Пьеру в общении с Каратаевым.

Платон каратаев взгляды на жизнь. Философия жизни платона каратаева

В лице Каратаева Толстой изобразил характерный национальный русский тип: «без Каратаева и Кутузова, говорит дореволюционный критик Овсянико-Куликовский, великая эпопея «Войны и Мира» не была бы тем, чем она по праву является – великим законченным национальным памятником, – она бы не была нашей «Илиадой» и «Одиссеей».

Основная черта характера Каратаева – доброта, производящая неотразимое впечатление; сам будучи в плену, он находит в себе достаточно сил, чтобы утешать других, в его «певучем» голосе было такое выражение ласки и простоты, что когда Пьер Безухов хотел ему отвечать, у него задрожала челюсть, и он почувствовал слезы.

Читать еще:  Астропрогноз любви на апрель близнецы. Аллергия на лекарства: фото, симптомы, что делать, лечение

Лев Толстой. Война и мир. Главные герои и темы романа

Эта доброта – свойство его души: – он ко всему в жизни относится с такой же простотой и лаской, – и к собаке, и к Пьеру, и к врагам-французам [1].

«. привязанностей, дружбы, любви, как понимал их Пьер, Каратаев не имел никаких, но он любил и любовно жил со всем, с чем его сводила жизнь, – и в особенности с человеком, – не с известным каким-нибудь человеком, а с теми людьми, которые были перед его глазами».

«Он любил свою шавку, любил товарищей, французов, любил Пьера, который был его соседом; но Пьер чувствовал, что Каратаев, несмотря на всю ласковую нежность к нему, ни на минуту не огорчился бы разлукой с ним».

В этой своеобразной любви нет на тени эгоизма: чувство горечи при разлуке носит всегда элемент сожаления к себе – к тому, что отвивается что-то дорогое. В такой любви, кроме примеси эгоизма, есть что-то «сознательное», – черта, которой в чувствах Каратаева нет: «перед наши натура совершенно непосредственная, в которой доброта, сострадание и т. д. не есть плод «сознания», – у него это «не добродетели, не сознательные проявления души, а как бы род врожденного психического темперамента», «не заслуги, не преимущества, а свойства» (Овсянико-Куликовский).

Чувство своей личности у Каратаева совершенно не прояснено, – у него нет своей индивидуальности.

«Жизнь его, как он сам смотрел на нее, не имела смысла, как отдельная жизнь: она имела смысл только, как частица целого, которое он постоянно чувствовал».

Оттого, живя общею жизнью с родным народом, со всем миром, Каратаев не имеет своих чувств, своих настроений, своих речей, – он любил говорить народными поговорками, не замечая того, что иногда противоречил себе, – такова непосредственная народная мудрость, не объединившая своих наблюдений одним личным пониманием. Оттого в народных пословицах столько внутреннего противоречия, – оттого народ никогда в своем безличном творчестве не создает стройной системы миросозерцания, – такой системы, которую могут создать только определившиеся «личности» философов. Каратаев и в людях любит не личное, а общее, доступное его пониманию.

Это общее в Каратаеве – 1) начало, определяющее его крестьянское, мужицкое происхождение, и 2) начало, характерное вообще для его русского происхождения.

Каратаев на военной службе остался чужд солдатства, – он любил рассказывать о деревне, о «христианской» (крестьянской) жизни, и поговорки, который наполняли его речь, не были те, большею частью, неприличные и бойкие поговорки, которые говорят солдаты, но это были те народные изречения, которые кажутся столь незначительными, взятые отдельно, и которые получают вдруг значение глубокой мудрости, когда они сказаны кстати».

Ссылки на другие материалы по творчеству Л. Н. Толстого – см. ниже в блоке «Ещё по теме…»

[1] «И скота жалеть надо» – говорит он. О жизни в плену у французов он так отзывается: «живем тут, слава Богу, обиды нет. Тоже люди – и худые и добрые есть». Ср любовь тургеневской Лизы Калитиной: «всех и никого в особенности».

Источники:

http://ruslit.biz/filosofiya-zhizni-platona-karataeva/
http://gdzplus.com/sochineniya/tolstoj-lev/895-filosofiya-zhizni-platona-karataeva.html
http://rushist.com/index.php/literary-articles/4922-platon-karataev-vzglyady-na-zhizn

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: