Плащаница из талсы. Факты и легенды туринской плащаницы

Факты и легенды Туринской плащаницы

Плащаница Туринская, пожалуй, одна из самых главных загадок последнего столетия.

Действительно ли этот кусок льняной ткани покрывал тело снятого с креста Иисуса Христа или же это невероятная и уникальная фальсификация? Как плащаница Иисуса оказалась в Турине и где она находилась на протяжении тринадцати веков? Какое отношение к плащанице имеет Леонардо да Винчи и почему данные мировых исследований указывают, что ее возраст не превышает 700 лет? Сотни ученых, тысячи исследований, десятки мнений и единицы доказанных фактов. А что мы знаем об одной из главных святынь не только Италии, но и всего христианского мира? Попробуем разобраться.

История Туринской плащаницы

Согласно евангельским повествованиям, после того, как истерзанное тело Иисуса сняли с креста, его ученик – Иосиф Аримафеский обвил тело плащаницею и положил во гроб. После Воскресения Христа ученики не обнаружили тела, а вот траурные пелены остались.

Что было с плащаницей дальше доподлинно не известно. Существует теория, что вплоть до Х века плащаница Иисуса находилась в Эдессе (городе на территории современной Турции), затем была доставлена в Константинополь, а после 4 крестового похода в XIII в. попала в руки крестоносцев, вероятнее всего тамплиеров.

Икона «Погребение Христа»

Официально христианская реликвия впервые была зафиксирована в 1353 г. Французский граф Жеффруа де Шарни заявил, что обладает бесценной христианской реликвией. Как святыня попала к нему в руки, граф так и не успел сказать. Вероятно, она досталась ему по наследству от деда или отца, которому, в свою очередь, ее передал на хранение кто-то из тамплиеров.

Вплоть до середины XV в. плащаница Христа находилась в одной из церквей французского города Лиры, а затем была продана внучкой графа Маргаритой герцогу Людовику Савойскому. Столицей герцогства считался город Шамбери. Здесь плащаница Иисуса хранилась до 1578 г., причем в 1532 г. в монастыре Шамбери случился грандиозный пожар, и святая реликвия оплавилась от раскаленной серебряной рамы. Позже столицу Савойского герцогства перенесли в Турин, а вместе со столицей в Турин попала и плащаница Иисуса Христа, где находится и по настоящее время.

В 1898 г. на плащанице был обнаружен лик человека в негативе

1898 г. стал годом сенсационного открытия. На выставке религиозного искусства, фотограф Секондо Пиа сделал снимки Туринского полотна, обнаружив на негативах лик человека. До этого времени на плащанице различали лишь пятна крови, никто и предположить не мог, что там, в негативе, изображен человек. К сожалению, развитие науки в XIX в. не позволило провести серьезных исследований плащаницы, ученых допустили к ней лишь 70 лет спустя в 1969 г.

Научные исследования Туринской плащаницы: факты, теории и версии

Ни одна христианская святыня не подвергалась такому пристальному научному изучению как Туринская плащаница.

Вот уже более 50 лет ученые мужи со всего мира пытаются разгадать тайну Туринской плащаницы. Доподлинно известно лишь несколько фактов:

  • плащаница представляет собой льняное полотно размером 4,36 на 1,1 м;
  • полотно отличает саржевое переплетение нитей;
  • на полотне имеется негативное плоское изображение израненного человека с передней и задней стороны;
  • изображение имеется лишь на верхней поверхности ткани и не проходит ее насквозь, что исключает возможность использования каких-либо красок и красителей;
  • переднее изображение человека на 5 см длиннее заднего;
  • на полотне найдены частицы мужской крови, особо крупные пятна можно наблюдать в боку, на голове, а также в области ступней и запястий.

Позитивное и негативное изображение лика на плащанице Турина

Вот, собственно и все научно доказанные факты. Далее появляются сотни разных теорий и версий.

Самые сложные размышления ведутся по вопросу определения возраста ткани Туринской плащаницы. В 1988 году три независимых комиссии из Швейцарии, Великобритании и США провели радиоуглеродный анализ частицы полотна и датировали возраст ткани временным промежутком 1270-1380 гг. Тут же появились теории, опровергающие расчеты комиссий и ссылающиеся на то, что плащаница Иисуса заметно пострадала при пожаре, что могло существенно «омолодить» старинное полотно. В 2008 году исследование повторили, результат оказался тем же – льняное полотно плащаницы изготовлено во времена Средневековья.

Плащаница Туринская – одна из главных загадок последнего столетия

Тогда возникает второй вопрос: как на полотне мог появиться рисунок без использования красок? Могли ли художники эпохи Возрождения знать такой метод нанесения изображения? К тому же рисунок изображен плоским, а если бы ткань облегала тело, то он был бы искажен.

За ответами обратились к творчеству великого гения и мистификатора эпохи – Леонардо да Винчи. Возникла даже теория, что на полотне изображен сам да Винчи. Якобы к мастеру обратились святые отцы, желающие обновить истлевшую ткань, а оригинал надежно спрятать. Чтобы нанести подобный рисунок на льняную поверхность полотно растянули и закрепили. В солнечные дни за полотном стоял человек, а солнечные лучи, проходя сквозь ткань и сталкиваясь с препятствием, изменяли структуру материи. После этой процедуры ткань поместили в слабый раствор серебра и тщательно просушили. Появился едва заметный рисунок, не различимый человеческим глазом. Могло ли такое быть в действительности? Вероятно, могло. Но как религиозный да Винчи мог осмелиться фальсифицировать подлинное изображение Богочеловека, остается загадкой.

Еще один вопрос вызывает саржевое переплетение нитей. В Израиле времен Христа использовали двустороннее переплетение нитей. Саржевое стало широко применяться лишь 1000 лет спустя. Однако есть мнение, что в Сирии начала новой эры уже использовали саржевое переплетение нитей при изготовлении дорогих тканей. Учитывая, что Иосиф Аримафейский, который и завернул тело Иисуса в плащаницу, был человеком не бедным, вполне допустимо, что он приобрел дорогую сирийскую ткань. Впрочем, это не более чем теория.

Читать еще:  Cамые конфликтные и бесконфликтные пары по знакам Зодиака. Звездные пары: Овен и другие знаки зодиака

Хотите познакомиться с другими теориями? Тогда рекомендуем посмотреть небольшой фильм, приоткрывающий некоторые тайны и загадки Туринской плащаницы.

Взгляд христианства на Туринскую плащаницу

Нет единого мнения по поводу Туринской плащаницы и у представителей христианства. Католическая церковь официально не признала плащаницу в Турине подлинной, но и не опровергла этот возможный факт, ссылаясь на то, что Туринская плащаница – яркое напоминание всем христианам о страстях Христовых.

Православная церковь также не высказала свою официальную позицию по поводу подлинности плащаницы, но ряд церковных деятелей, все-таки, считает плащаницу Турина оригиналом.

Верующие христиане не сомневаются в подлинности плащаницы Иисуса Христа

Впрочем, какое это имеет значение, когда вера подразумевает такое понятие, как чудо. Многие христиане искренне верят в то, что на плащанице в Турине изображен подлинный лик Иисуса Христа.

Где находится плащаница Иисуса Христа

Плащаница называется Туринской лишь потому, что вот уже более 4 веков находится в Турине в соборе Св. Иоанна Крестителя (Cattedrale di San Giovanni Battista). Реликвию прячут от губительных солнечных лучей и воздуха в специальной капсуле, а на всеобщее обозрение выставляется ее точная копия. Оригинал плащаницы Иисуса для поклонения достают совсем редко, 1 раз в 25-30 лет. Последний раз ее выставляли верующим весной 2010 года. Сделано это в первую очередь для того, чтобы сохранить плащаницу и уберечь от действий внешней среды.

Собор находится на площади Сан Джованни и открыт для посещений ежедневно с 7 утра до 7 вечера, перерыв 12:30-15:00. В воскресенье двери собора открываются в 8 часов утра.

Собор Святого Иоанна Крестителя в Турине

Совсем недалеко от собора находится музей плащаницы, где можно узнать о последних научных исследованиях, увидеть фотографии священной реликвии и изучить ее историю, начиная с момента попадания в Турин.

Музей расположен по адресу: Via San Domenico, 28, открыт для посещений ежедневно с 9 утра до 7 вечера с перерывом с 12:00 до 15:00. Стоимость билетов, а также изменения в расписании работы музея лучше узнавать на официальном сайте.

Однако тем, кто планирует посетить Турин и побывать не только в Музее плащаницы рекомендуем приобрести туристическую карту Турина, дающую право на бесплатное посещение практически всех культурных объектов не только в Турине, но и во всем регионе Пьемонт. Карта позволяет бесплатно осмотреть музеи, выставки и дворцы региона, пользоваться туристическим транспортом, а также существенно сэкономить на покупке экскурсий. Действует он 2, 3 или 5 дней на выбор. Подробности и стоимость абонемента Турин + Пьемонт можно узнать здесь

Photos by: Yuval Y, Geobia, Paul Munhoven, stephane333, Jean-Pierre Dalbéra

7 попыток разгадать тайну Туринской плащаницы

Одна из самых загадочных религиозных реликвий – Туринская плащаница – с момента своего появления не дает покоя ученым.

Это уникальный феномен не только в контексте христианского учения, но и с научной точки зрения – ведь это одно из немногих материальных подтверждений существования Иисуса Христа. В том случае, конечно, если плащаница на самом деле была его погребальным саваном, а не подделкой позднейшей эпохи. Поэтому на сегодняшний момент существует огромное количество попыток доказать либо опровергнуть научным путем ее подлинность.

Туринская плащаница. Фрагмент

Впервые о плащаницах заговорили в эпоху Средневековья – тогда мошенники, пользуясь доверчивостью верующих, пытались на ней нажиться. В качестве священных реликвий предоставлялись кусочки ковчега Ноя, волоски из его бороды, больше 40 плащаниц – и в результате все эти предметы оказывались подделками.

Туринская плащаница в развернутом виде

Более 400 лет плащаница хранится в Турине, до этого она находилась во Франции. До XIV в. история этой реликвии остается загадкой.

Туринская плащаница представляет собой продолговатый кусок льняного полотна, который хранится в серебряном ковчеге над алтарем собора святого Иоанна Крестителя в Турине, на севере Италии.

По центру полотна явственно проступают коричневатые пятна, которые сливаются в изображение лежащего мужчины.

На фотографиях изображение проступает более отчетливо, особенно на негативах – дело в том, что оно само представляет собой негатив: затемненные участки, например, глазницы, выглядят на нем светлыми, и наоборот. Каким образом это необычное «фото» попало на ткань и самое главное – когда?

В 1976 г. было впервые получено компьютерное трехмерное изображение человека по следам на плащанице.

Чтобы установить ее точный возраст, ученые прибегли к спорово-пыльцевому анализу. Выяснилось, что пыльца с плащаницы принадлежит растениям, произрастающим в Италии, Франции, Турции и Палестине.

А самое удивительное – то, что были обнаружены и 7 экземпляров пыльцы солелюбивых растений, которые встречаются в районе Мертвого моря – там, где по преданиям и был распят Христос.

Кроме отпечатанного изображения человека, на плащанице были выявлены следы крови. Их изучение под рентгеновскими и ультрафиолетовыми лучами подтвердило, что это действительно кровь.

Спектральный анализ показал наличие железа, калия, хлора и следы гемоглобина. Химический анализ установил, что кровь принадлежит мужчине.

Исследования доказали, что плащаница – это не рисунок, так как на ней почти не обнаружено красящих пигментов. А если бы изображение наносилось маслом, оно бы пропитало ткань насквозь.

Ткань плащаницы по характеру плетения нитей относится к началу нашего времени — позже 276 г. нашей эры такое переплетение уже не использовалось.

Микроскопическое исследование позволило обнаружить еще одну — неожиданную, но чрезвычайно существенную деталь. Оказалось, что в льняную основу нитей вплетены в небольшом количестве нити хлопка. А достоверно известно, что хлопчатник не был известен в Европе вплоть до Средних веков.

В 1988 г. было разрешено отрезать от плащаницы три лоскутка для исследований в университетах Цюриха, Аризоны и Оксфорда. Все три лаборатории были единогласны: радиохронологический анализ датирует возраст ткани XIII-XIV вв. Но инфраскрасная спектроскопия опровергла результаты этих исследований.

Туринская плащаница. Фрагмент
Кроме методов точных наук, применялась также методика гуманитарных. Интерпретация текстов канонических евангелий и апокрифов позволяет установить, что почти во всех текстах упоминается саван, которым обернули тело Христа. То есть плащаница на самом деле существовала.

Читать еще:  Чем болел амвросий оптинский. Преподобный амвросий оптинский

Искусствоведы также обращают внимание на разительное сходство облика на саване с традиционным изображением лика Христа, которое с VI в. на иконах стало унифицированным: продолговатое лицо, прямой нос, борода, глубокие глазницы, широкий лоб. А ведь именно до VI в. Иисус изображался по-разному.

Есть версия, согласно которой Туринская плащаница была впервые обнаружена именно в это время. К тому же, средневековые источники упоминают об именно таком лике Христа на плащанице.

В поддельности плащаницы заставляет усомниться тот факт, что следы от кровоточащих ран здесь находятся не на ладонях, как это принято в иконописной традиции, а на запястьях, что соответствует древнеримским обычаям.

Если бы изображение на плащанице копировалось с икон, а не наоборот, то раны наверняка были бы в районе ладоней.

Туринская плащаница

Туринская плащаница представляет собой льняной плат бледно-желтого цвета длиной 4,36 м и шириной 1,1 м. Полотно соткано зигзагом 3 на 1 (одна поперечная нить переплетает три нити то сверху, то снизу). Такой способ применяли в первые века в Передней Азии.

Доктор Макс Фрай в 1973 году снял с помощью микропылесоса, снабженного клейкой лентой, с поверхности плащаницы двенадцать выборок пыльцы. На основе сделанных проб он смог определить пятьдесят восемь видов растений. Большинство из них произрастает на Ближнем Востоке, причем тринадцать солелюбивые и пустынные растения, произрастающие только в Южной Палестине и в бассейне Мертвого моря. Пыльца их могла попасть на ткань только тогда, когда ткань находилась в этих регионах.

На плащанице два отпечатка человеческого тела в полный рост: со стороны лица и со стороны спины. Плат покрывал голову, тело и ступни, поскольку отпечатки на ткани расположены головой к голове. Согласно медико-анатомическим исследованиям, на ткани изображен мужчина ростом около 180 см в возрасте от тридцати до сорока пяти лет.

Исследования плащаницы начались после того, как адвокат Секондо Пиа в 1898 году с разрешения итальянского короля Умберто I сделал несколько ее фотографий. Оказалось, что изображение тела на плащанице представляет собой негатив. Когда Пиа посмотрел на негатив, то был изумлен четкостью и яркостью изображения. Это было настоящее открытие. Позже он писал, что во время обработки полученных негативов в темноте он внезапно увидел, как на пластинке стал проявляться позитивный образ Иисуса Христа. Он всю ночь проверял и перепроверял сделанное открытие: на Туринской плащанице запечатлено негативное изображение, и позитивное изображение Иисуса Христа можно получить, сделав негатив с Туринской плащаницы.

Открытие, сделанное С. Пиа, полностью опровергает версию скептиков, что плащаница — средневековая подделка. Возникают сразу два вопроса, на которые атеисты ответить бессильны. Само понятие о негативе появилось лишь после изобретения фотографии. Как в Средние века художник мог создать на ткани негативное изображение? С какой целью?

Дальнейшие исследования, которые продолжаются уже более ста лет, полностью подтвердили, что святыня является подлинной.

Изображение тела на плащанице с точки зрения анатомии безупречно. К этому пришли еще в 1902 году французский биолог Поль Виньон и профессор Ив Делаж. Средневековая анатомия не имела серьезных достижений, поскольку запрещено было делать вскрытия. Научная анатомия берет начало с Андреаса Везалия (1514-1564). Никакой имитатор не мог это сделать.

Исследования показали, что в плащаницу был завернут человек, распятый по древнеримскому обычаю. Пробиты ступни; руки пробиты не в ладони, а в запястье. Ни один художник в Средние века не решился бы отступить от иконописной традиции. Невероятно, чтобы он знал, что ладони не выдержат тяжести тела. Только в первой половине XX века это признал хирург Пьер Барбе путем опытов (подвешивал тяжести в ампутированной руке).

В 1930 году Пьер Барбе сделал важное открытие. Он искал объяснение того, почему у Распятого на плащанице отпечатались только четыре пальца на каждой руке. Нет большого пальца. Когда он вбил гвоздь в запястье ампутированной руки, то большой палец согнулся и ушел под ладонь. Причина — разрыв запястного сухожилия. И вновь вопрос к упорствующим скептикам: неужели предполагаемый фальсификатор мог в Средние века знать то, что открыл ученый анатом в XX веке?

И еще об одном открытии, которое было сделано благодаря плащанице. Страдающего Спасителя обычно изображают в терновом венце в форме обруча. На плащанице отчетливо видны многочисленные следы крови на голове, истекавшей из проколотых шипами сосудов. Таких ран тринадцать на лбу и двадцать на темени. Следовательно, терновый венец имел форму круглой шапки. Именно такой форма и могла быть, так как воины, глумясь над Страдальцем, надели на Него, как на Царя Иудейского, багряницу и царский венец. На Востоке цари носили венец в форме митры. Бесчеловечная жестокость проявилась и в том, что воины били Его по голове тростью (Мк 15, 19). От ударов тростью по терновному венцу острые шипы впивались в голову, причиняя мучительную боль.

На плащанице много пятен крови (реальные следы, а не изображение). Исследования, проведенные в 1981 году учеными Б. П. Боллоне, М. Йорио и А. Л. Массаро, убедительно показали, что кровь эта человеческая. Она принадлежит к IV группе (АВ).

Анализ отпечатков тела (сзади и спереди) показывает, что на теле много следов от ударов. «Безвинный Страдалец испещрен многочисленными повреждениями, сделанными кнутами. В центре удара рана темнее, здесь травмы глубже и крови больше, по краям пятна светлее. Там долго текла сукровица, потому что раны раздражались одеждой и медленно сохли. В страшных разрывах вся спина, поясница и ниже. Тело отмечено многочисленными следами жестокого бичевания — девяносто восемь ударов плетью! Избивали с большой силой от плеч до ног за исключением зоны сердца, потому что удары в этой области могут быть смертельными.

Плащаница однозначно показывает, что Распятый был погребен по древнееврейскому обычаю. На плащанице в области глаз имеются отпечатки монет. У евреев в древности был обычай класть на глаза монеты, чтобы веки непроизвольно не открывались. Поскольку Иудея входила в состав Римской империи, то в обращении были римские денежные единицы. Исследователи смогли идентифицировать монету. На глаза Спасителя были положены небольшие медные монеты «лепта Пилата». На плащанице отчетливо видны буквы UCAI, которые являются окончанием первого и началом второго слова в надписи: «TIBERIOU CAICAROC» (Тиберий император).

Читать еще:  Явление ангела во сне иосифу. рождшеебося в Ней от Духа есть Свята

В 1988 году были проведены радиоуглеродные исследования в лабораториях Оксфордского университета, университета в штате Аризона и Института технологии в Цюрихе. Углеродный анализ заключается в измерении количества углерода 14 (С-14) в исследуемом образце. С-14 является радиоактивным изотопом, который со временем распадается. Чем образец древнее, тем в меньшей степени С-14 радиоактивен. В ходе исследований 1988 года были получены датировки: Аризона 1304 год ± 31; Оксфорд 1200 год ± 30; Цюрих 1274 год ± 24. Эти результаты сразу же вызвали вопросы: 1) Почему полученные даты противоречат данным, которые прямо или косвенно доказывают ее древнее происхождение? 2) Являются ли эти расчеты корректными, если исследователи не учитывали загрязнения плащаницы более молодым углеродом? Радиоуглеродный метод позволяет определить возраст предмета только тогда, когда соотношение изотопов в образце не нарушено за время его существования: образец не был загрязнен углеродосодержащими материалами более позднего происхождения. Этого нельзя сказать о плащанице. В 1508 году она была вынесена для поклонения. Чтобы доказать, что она не создана художником, ее долго кипятили в масле, мыли и терли, но не смогли снять и уничтожить отпечатков. Плащаница неоднократно попадала в огонь (пожары 1201, 1349, 1532, 1934 годов). Во время пожара 1532 года в храме города Шамбери некоторые места ее обуглились. Серебряный ковчег частично расплавился. На плащанице остались следы капель серебра. После пожара плащаницу чистили. В то время в качестве растворителей использовалось горячее растительное масло. Поскольку в 1988 году при исследовании плащаницы это учтено не было, то результаты его являются научно некорректными, а датировка не может быть признана правильной.

В 2011 году завершилось пятилетнее исследование плащаницы учеными Итальянского национального агентства по новым технологиям, энергии и устойчивому экономическому развитию во главе с Паоло ди Лаццаро. Ученые решительно опровергли утверждение, что Туринская плащаница является средневековой подделкой: «Двойное изображение, фронтальное и заднее, человека, подвергавшегося истязаниям и распятию, которое просматривается на льняной ткани Туринской плащаницы, обладает многочисленными необычными характеристиками, химическими и физическими, которые в настоящее время невозможно воспроизвести в лабораторных условиях». Отсутствие технических возможностей повторить изображение на ткани не позволяет создать достоверную гипотезу о механизме формирования отпечатка. Исследователи установили важный факт: под каплями крови нет изображения. Это означает только то, что кровь появилась раньше, чем рисунок. На ткани отсутствуют следы разложения тела. Тело Распятого было завернуто в плащаницу примерно два дня. Это полностью согласуется с евангельским повествованием: после крестной смерти истерзанное бичами тело Спасителя было завернуто в погребальную пелену.

Самым важным фактом является то, что плащаница свидетельствует не только о распятии Спасителя, но и о Его воскресении. Это великое чудо ставит предел возможностям науки. Проникнуть в тайну она не может, но может косвенно подтвердить Евангелие. Результаты исследований ученых ENEA: «Общая мощность ультрафиолетовой радиации, необходимой для мгновенного окрашивания поверхности льняной простыни, соответствующей телу человека среднего роста, равна тридцати четырем миллиардам ватт, а такую мощность не способен произвести ни один из существующих ныне источников ультрафиолетового излучения».

Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было удержать Его (Деян 2, 24).

В 1997 году точная копия Туринской плащаницы была передана в Московский Сретенский монастырь. В том же году Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II освятил ее как Нерукотворный Образ Спасителя.

Послесловие

Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия (Рим 10, 17), — пишет апостол Павел. Вера в Бога, стремление к Нему является чувством врожденным. Но вера невозможна без знания. Вера не что иное, как точное знание о Боге и духовном мире. Почему вера от слышания? Люди во времена апостолов слушали слово Божие, которое те проповедовали, узнавали от них, как от очевидцев, от учеников Спасителя, о Боге и Его учении. Апостолы эти знания получили от Самого Иисуса Христа. После времен апостольских знания о Боге, о вере люди стали получать, читая Священное Писание и творения святых отцов. Также научение в вере шло изустно, от духовно опытных людей — священников, богословов.

Вера приобретается и укрепляется знаниями. Луи Пастер говорил: «Недостаток знания отдаляет от Бога, но настоящая наука приводит к Нему». Маловерие, сомнения в вере происходят от недостатка личного духовного опыта и от малых знаний. Ведь за двухтысячелетнюю историю христианства святые отцы накопили огромный опыт духовного познания, помогающий разрешить даже самые сложные богословские вопросы. Нужно почаще обращаться к этому наследию.

Большинство наших соотечественников, к величайшему сожалению, было оторвано от духовной жизни и учения Церкви. Ведь Россия свыше семидесяти лет находилась в атеистическом плену, горькие плоды этого безбожного периода мы пожинаем до сих пор. Но идти к Богу не поздно ни в каком возрасте. Господь открывается и взрослому человеку, который пришел в храм на склоне лет и делает первые шаги на пути духовной жизни, и ребенку. Изучая православную веру, читая Священное Писание, другие духовные книги, человек постоянно открывает для себя что-то новое, неизведанное. Это относится ко всем без исключения людям, ибо Православие — огромный, богатый, невероятно прекрасный мир. Важно, чтобы, изучая этот мир, приобретая знания, мы не просто копили их, а постоянно использовали в своей духовной жизни: тогда они послужат главной цели — соединению с Богом и спасению души.

Источники:

http://www.blogoitaliano.com/italy-for-all/italian-religion/fakty-i-legendy-turinskoj-plashhanicy.html
http://www.abcfact.ru/4893.html
http://pravoslavie.ru/105279.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector