План на тему религия как социальный институт. Религия как социальный институт

ЕГЭ. Обществознание. Задание № 28. Материал к плану. Тема: «Духовная сфера общества». Религия и её роль в жизни общества.

Религия и её роль в жизни общества.

Повторите ТЕОРИЮ. Она здесь.

Задание № 28:

Возможные пункты плана.

Религия и её роль в жизни общества.

1.Религия как особая форма культуры.

2) Характерные признаки религии:

  • вера в сверхъестественное;
  • признание теоцентрической картины мира;
  • идея креационизма (сотворенности мира высшими силами);
  • иррационализм и мистицизм;
  • организованное поклонение высшим силам (культ);
  • стремление согласовать жизнь по религиозным канонам.

3.Структурные элементы религии:

  • религиозные взгляды;
  • культовые действия;
  • нормы и правила поведения;
  • объединение верующих людей в одну организацию (конфессию, церковь).
  1. Функции религии:
  • мировоззренческая (формирование религиозных взглядов);
  • нормативная (регулирование социальных отношений и поведения людей);
  • компенсаторная (поддержка и утешение людей в тяжелые психологические моменты их жизни);
  • коммуникативная (общение верующих друг с другом и Богом);
  • регулятивная (регулирование поведения людей по религиозным законам);
  • целительная (религиозное исцеление души);
  • интегративная (объединение людей именем Бога);
  • транслирующая (передача из поколения в поколение религиозной культуры и ценностей).

5.Этапы развития религии:

  • ранние архаические религиозные взгляды (тотемизм, анимизм, шаманизм и т.д.);
  • национальные религии (зороастризм, индуизм, иудаизм и пр.);
  • мировые религии (буддизм, христианство, ислам).
  1. Виды религий по количеству богов:
  • монотеизм;
  • политеизм.
  1. Позитивные и негативные последствия влияния религии на общество.
  2. Конституция РФ о свободе совести и вероисповедания.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Конспект урока по обществознанию “Религия как социальный институт”

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

Тема урока : «Религия как социальный институт»
Тип урока : комбинированный урок
Цели урока:
– сформировать представление о религии, её видах, особенностях, раскрыть специфические черты религиозного сознания, различные функции религии в обществе, истории происхождения мировых религий и их роли в жизни общества;

– п родолжить развивать умение составлять терминологический словарь, способность анализировать, сопоставлять и обобщать, работать с таблицами и схемами, развивать навыки устной и письменной речи; мышления, памяти, внимания;

– воспитывать терпимость и уважение к различным религиям, стремление к осознанному восприятию многообразия вероисповеданий

Задачи урока:
1. Раскрыть понятие религии и историческое значение этого слова

2.Заполнить таблицу «Функции религии», информационные карты «Мировые религии» проанализировать данные, записанные в них.

3.Раскрыть понятия «культ « и «религиозный культ», выяснить какие культы перешли из архаичных религий в мировые.

4. Выявить начало мировых религий и основное отличие от архаичных религий древности

5. Закрепить полученный материал с помощью игры

6. Подвести итоги урока, дать домашнее задание.

Основные понятия : религия, архаичные религии, мировые религии, мифология, тотемизм, фетишизм, анимизм, культ
Подготовительная работа: Подготовка обучающимися дополнительно дома сообщений и материалов по теме «Мировые религии»: буддизм, ислам и христианство(православие, католицизм)

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, самостоятельная работа с источниками информации, заполнение таблицы.

Межпредметные связи: география, история, МХК.

Обеспечение урока : учебник «Человек и общество» под ред. Л.Н.Боголюбова, распечатанные глоссарии (приложение №1), ПК, проектор, доска.
Оформление доски: дата, тема урока, план урока, цели урока, сравнительная таблица «Виды религий»
Ход урока:

Изучение нового материала:

Мотивация к изучению нового материала

– Скажите мне пожалуйста что такое социальный институт? Какие социальные институты вам известны? А какие соц. институты мы уже изучили? Сегодня мы познакомимся с еще одним социальным институтом «Религия» (слайд 1)

Постановка проблемы: и в конце урока мы должны с вами дать понятие религии как социального института.

– Обратите внимание на план урока и скажите, что мы будем сегодня с вами изучать, какие цели поставим? (слайд 2)

– Что такое религия? Когда появились первые религии? Что им было свойственно?

– А давайте подберем слова, которые подходят к пониманию слова «религия».

Вера Крест Бог Душа Секта
(ответы ребят: секта, вера, бог, душа, крест и т.д.)

– Религия – одна из наиболее значимых форм человеческой культуры, появившаяся ещё в глубокой древности. Из уроков истории вам известно, что религия, религиозные представления людей зародились очень давно, примерно сорок ты­сяч лет назад. На определенном этапе развития религии появляется такой социальный институт, как церковь, которая объединяет людей од­ного вероисповедания, формирует единые каноны, догматы, нормы поведения. Большое значение религия имеет и в наше время. Слово «религия» трактуется в двух значениях. Одни исследователи переводят это слово с латинского как «связывать», то есть оно обозначает особую, не материальную, а духовную связь земного и небесного (божественного) миров. Согласно другому толкованию, религия – это «набожность, святыня, предмет культа».

Читать еще:  Приметы с 30 апреля на 1 мая. Заговор на красоту

Попробуйте самостоятельно определить смысл слова «религия», опираясь на эти переводы с латыни (предполагаемые ответы детей: для меня религия – это вера и эта связь между мною и Богом).

Учитель: ответим на вопрос: Что такое религия? (слайд 5)

А) Религия – совокупность духовных представлений, основанных на вере в существование Бога или богов, сверхъестественных сил, а также соответствующее поведение и специфические действия. (записать в тетради).

Б) Исторические формы развития религии.

– Перечислите мировые религии (слайд 6)

Сегодня ребята подготовили нам сообщения о мировых религиях. По ходу их рассказа вы должны заполнить информационные карты, лежащие перед вами.

( Сообщения и презентация учеников ( три презентации)

2.Особенности религиозной веры ( слайд 7)

Учитель : прочитайте в учебнике с.385 – 386 и назовите особенности религиозной веры. Запишите в тетрадь.

1. Убежденность в существовании сверхъестественных сил;

2. Убежденность в воздействии сверхъестественных сил на жизнь человека и общества в целом;

3. Убежденность в возможности контакта человека со сверхъестественными силами.

Почему активное развитие науки, распространение научных знаний не уменьшает число верующих? (слайд 8)

Практическая работа. Перед вами рабочие листы. Нужно заполнить таблицу «Функции религии»

она поддерживает и усиливает действие принятых в обществе социальных норм поведения, осуществляет социальный контроль, как формальный – через деятельность церковных организаций, могущих поощрять или наказывать верующих, так и неформальный, осуществляемый самими верующими в качестве носителей моральных норм по отношению к окружающим людям.

религия дает объяснение мироустройства и содержит моральные доктрины, определяя категории добра и зла.

различные религиозные действия, связанные с отправлением культа – богослужения, молитвы, ритуалы, обряды и т.п. – оказывают успокоительное, утешительное воздействие на верующих, придают им моральную стойкость и уверенность, предохраняют от стрессов.

когда люди разделяют одинаковые воззрения, они объединяются, приобретая солидарность друг к другу

приобщает к культурным ценностям, осуществляет связь поколений с помощью единых разделяемых воззрений.

Общение развертывается для верующих в двух планах: в плане общения их с богом и “небожителями”, и в плане их общения друг с другом. “Богообщение” считается высшим видом общения и в соответствии с этим общение с “ближними” приобретает характер второстепенности. Важнейшим средством общения выступает культовая деятельность – богослужение в храме, общественная молитва, участие в таинствах, обрядах и т.п. Языком общения служит религиозная символика, священные писания, ритуалы.

Обратите внимание на христианские заповеди, содержащиеся в ваших рабочих листах. Актуальны ли они сегодня? Какие функции религии реализуются посредством этих заповедей?

– Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо, и чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, даёт тебе.

– Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

– Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего. (ответ подходит 1,2 функция: регулирующая и воспитательная)

4. Религиозные организации и объединения (слайд 11 – 16)

1.Важным элементом религии являются религиозные организации, непосредственно воплощающие своей деятельности религиозные ценности и установки. К религиозным организациям относят:

– организации, построенные вокруг яркого религиозного лидера.

На начало 2010 года в России зарегистрировано 23 494 религиозных организаций. Правовое положение религиозных организаций регулируется Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях».

Читать еще:  Цитаты про красивое тело женщины. Цитаты про душу и тело

Церковь (слайд 12) объединяет последователей какого-либо религиозного вероучения. Для неё характерно четкое разделение верующих на священнослужителей (духовенство) и мирян (рядовых верующих). Имеет официального религиозного лидера. Кто является главой русской православной церкви? А католической? У многих церквей есть определенная территориальная структура. Иерархия в Русской Православной церкви

Иерархия – (от греч . hieros – священный и arche – власть), расположение частей или элементов целого в порядке от высшего к низшему. Термин употребляется для характеристики организации христианской церкви

3.Любая церковь вырабатывает систему непреложных основ вероучения (догматов) и обрядов (слайд 13)

Крещение. Хадж (слайд 14)

4.Секта возникает обычно в результате отделения от церкви части мирян и священнослужителей, противопоставляющих себя остальным верующим. Численность участников секты, как правило, ограничена, причем ликвидируется деление на мирян и духовенство, провозглашаются идеи равенства всех членов организации. Для секты характерны:

– претензии на исключительность своей роли,

– абсолютная нетерпимость к инакомыслию

5.В ЧЁМ СОСТОИТ ОПАСНОСТЬ МНОГИХ СУЩЕСТВУЮЩИХ НЫНЕ СЕКТ? (слайд 15 16)

По данным всероссийского опроса, проведённого ВЦИОМ в марте 2010 года население РФ распределяется по религиозной принадлежности следующим образом:

Протестантизм, Иудаизм, Буддизм — по 1 % и меньше

Свобода совести, свобода вероисповедание. (слайд 17) Свобода совести – право человека самостоятельно формировать свои убеждения и открыто их выражать, не причиняя ущерба свободе других людей и общества в целом.

Свобода вероисповедания – право самостоятельно выбирать, какую религию исповедовать, или вообще отказаться от религии, встав на позицию атеизма.

Атеизм – мировоззрение, отвергающее существование сверхъестественного— богов, духов, других нематериальных существ и сил, загробной жизни и т. д.

Работа с документами

Перед вами Конституция РФ, найдите статья 28. Что в ней записано? Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Учитель: Вопросы религии не только отражены в конституции, но и в других документах в Конвенция ООН о правах ребенка (слайд 19) Ст. 14.

Свобода мысли, совести и религии. Государства должны уважать право детей на свободу мысли, совести и религии под руководством их родителей. Реализация принципа свободы совести, свободы вероисповедания в РФ:

• Все религии на территории РФ являются равноправными, отсутствует государственная религия

• Государство гарантирует всем верующим возможность свободно отправлять свой культ

Предусматривается равный доступ представителей всех религий и атеистов к получению образования. Какой вывод можно сделать на основе выше перечисленного? (На основе перечисленного можно сделать вывод, что религия реализуют принцип свободы совести, но многое зависит и от самого гражданина. Только спокойное, уважительное отношение к представителям других религий, веротерпимость могут предотвратить недоверие, разногласия и вражду в обществе.)

А теперь вернемся к нашей проблеме, поставленной в начале урока дать понятие религии как социального института.

Религия как социальный институт – это организованное объединение людей, выполняющих определенные социально значимые функции, обеспечивающие совместное достижение целей на основе выполняемых членами своих социальных ролей, задаваемых социальными ценностями, нормами и образцами поведения.

4. Закрепление и обобщение: вернемся к вашим информационным картам. Кто желает озвучить? Почему данные религии названы мировыми? Какие общие черты можно выделить у рассмотренных религий? Каковы между ними различия?

5. Рефлексия Возможно, предложить учащимся самостоятельно сделать вывод по материалам урока или провести беседу по вопросам: – Что нового о религии Вы сегодня узнали на уроке?

Возьмите интервью, состоящее лишь из одного вопроса, у родителей «Что они знают о мировых религиях?»

Религия как социальный институт

В современном мире существует множество религий и религиозных верований. Возраст таких мировых религий, как буддизм и христианство, исчисляется несколькими тысячелетиями. На протяжении всей истории человечества религия оставалась важнейшей составляющей жизни общества. Поиски духовных ориентиров, точек опоры в быстро меняющемся мире приводят к тому, что в настоящее время роль религиозного фактора возрастает. Связано это во многом с тем, что религия – важнейший социальный институт, который включает в себя систему социальных норм, ценностей, ролей, обычаев, верований, ритуалов, стандартов поведения.

Читать еще:  Почему снится один и тот же. Выясняем, к чему постоянно снится один и тот же человек

Существует множество определений понятия религия. В социологической науке можно выделить два основных подхода к определению этого понятия: содержательный и функциональный. В содержательном подходе внимание уделяется сущности религии. Известный французский социолог Э. Дюркгейм отмечал, что религия связана со «священными вещами», она представляет собой коллективную деятельность, в которую вовлечена социальная группа. Таким образом, религию следует рассматривать прежде всего как социальный феномен, способствующий укреплению общества. Функциональный подход связан с изучением характерных черт религиозного поведения. Согласно функциональной теории, любые убеждения и верования, в которых решаются фундаментальные вопросы человеческой жизни, могут быть названы религией. Основоположником этого подхода считается М. Вебер, в его исследованиях объектом изучения служит личность, которая через свои ценности влияет на религию.

На основании этих двух подходов формулируется общее социологическое определение религии. Религия – это феномен, который объединяет культурную, социальную и личностную системы в единую организованную структуру, воздействующую на процессы изменения и развития общества. Религия – это органическая часть общественной жизни, и на разных этапах развития человеческого социума характер связей между религией и обществом варьируется. Религия также входит в понятие культуры: с одной стороны, тип религиозной жизни связан с культурой определенного региона, с другой – культура во многом складывается и функционирует на основе религии.

Религия как социальный институт имеет свою структуру. Религиозное учение, которое обычно зафиксировано в Священном Писании и комментариях к нему, представляет собой важную часть религии. В христианстве таким Священным Писанием является Библия, в исламе – Коран. В центре религиозной структуры находится культ – система ритуалов, выполняемая священнослужителями и верующими с целью взаимодействия со сверхъестественными силами. К таким ритуалам относятся храмовые службы, молитвы, шествия, религиозные проповеди. Важное место в структуре религии занимает церковь – религиозная организация, объединяющая верующих. На разных этапах развития человеческого общества церковь выполняла различные функции, однако роль ее всегда была очень высока.

Как и любой другой социальный институт, религия выполняет в обществе ряд определенных функций. Можно выделить следующие функции религии.

1. Мировоззренческая. Религия задает некие абсолюты, с помощью которых осмысливается мир и дается оценка обществу, человеку, придается смысл бытию.

2. Компенсаторная. Религия и религиозная вера восполняют ограниченность, бессилие людей, помогают уходить от ощущения собственной беспомощности, снимают психологическое напряжение.

3. Коммуникативная. Можно выделить два уровня коммуникации: общение верующих друг с другом посредством религиозных организаций и религиозной деятельности и общение верующего с Богом через молитву и т. д.

4. Регулятивная. Через ценности, нормы, традиции, стереотипы, обычаи, мнения осуществляется управление деятельностью индивидов и групп.

5. Интегрирующая. Религия поддерживает стабильность того или иного общественного фактора. Однако в поликонфессиональных обществах религия может играть дезинтегрирующую роль.

6. Культуротранслирующая. Религия не только способствовала развитию определенных слоев культуры – письменности, книгопечатания, искусства, – но и осуществляла передачу накопленного наследия из поколения в поколение.

7. Легимирующая. Религия может способствовать узакониванию некоторых общественных порядков, институтов, отношений, норм.

Религия влияет на государство и политику, межнациональные отношения и экономику, общество и семью через индивидов, группы и организации. Однако степень влияния религии изменяется в соответствии с процессами сакрализации и секуляризации. Процесс сакрализации (от лат. sacer– священное) означает повышение роли церкви в общественной жизни, расширение поля действия и влияния религии в обществе, тогда как процесс секуляризации представляет собой освобождение общественных институтов от церковного влияния.

37.120.192.58 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Источники:

http://obschestvoznanie-ege.ru/%D0%B5%D0%B3%D1%8D-%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%B7%D0%B0%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%E2%84%96-28-%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8-71/
http://infourok.ru/konspekt-uroka-po-obschestvoznaniyu-religiya-kak-socialniy-institut-925424.html
http://studopedia.ru/9_175600_religiya-kak-sotsialniy-institut.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: