Песнь богородицы. Почитание Богородицы в Православной Церкви
«Пресвятая, Пречистая, Преблагословенная…» О почитании Божией Матери в Православной Церкви
Характернейшей чертой церковного благочестия является почитание Божией Матери. В православном богослужении едва ли найдется какой-либо чин, хотя бы и самый краткий, в котором не было бы обращения к Богородице с прославлением, с просьбой о помощи, с благодарением. По словам отцов, «бессмертным молитвенным жемчугом» осыпает Церковь Пресвятую Деву…
«Из всего доброго – Она лучшая, из всего святого – Она святейшая, из всего чистого – Она чистейшая, из всего чудесного – Она чудеснейшая… После Господа Христа – Она совершеннейшая Вседобродетель в роде человеческом» (св. Иустин Попович).
Уяснить причины такого поистине безграничного почитания поможет учение Церкви о Божией Матери. Рассмотрение его предварим замечанием: в силу неразрывной связи этого учения с учением о Господе Иисусе Христе всякое неправомыслие в отношении Пресвятой Богородицы неизбежно повреждает самую сердцевину христианской веры – учение о спасении рода человеческого воплотившимся Сыном Божиим. В наши дни такие неправомыслия существуют так же, как и в древности.
Замечательным учебником богословия, позволяющим постичь все тонкости православного вероучения, является церковное богослужение. Сущность учения о Божией Матери хорошо выражена в глубоко догматическом церковном песнопении, в котором беспримерная слава Пресвятой Богородицы соотносится с Ее столь же беспримерными и вышеестественными достоинствами. Это хорошо всем известное песнопение звучит так: «Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем». Песнь содержит две существенно важные для нашей веры истины – о Богоматеринстве и приснодевстве Преблагословенной Девы Марии. Эти истины проясняют вопрос о досточтимости и прославлении Девы Марии в Церкви, поставляющей Ее превыше всех сотворенных существ – не только людей, но и Ангелов.
Богоматерь
Пресвятая Дева Мария, истинная Матерь Иисуса Христа, есть в собственном и истинном смысле Богородица. Ибо, как объясняет св. Иоанн Дама-скин, родившийся от Нее есть истинный Бог, посему и родившая истинного Бога, из Нее воплотившегося, есть истинная Богородица.
Именование «Богородица» было догматически закреплено в 5 в. на III Вселенском Соборе в связи с ересью Константинопольского патриарха Нестория, неправильно учившего о Лице Господа Иисуса Христа и, в соответствии с этим, не считавшего Пресвятую Деву Богородицей. Показательна та величайшая строгость, которую Церковь проявила в те времена к уничижителю Божией Матери и Ее Сына: «Несторию – новому Иуде», – так была надписана хартия от Вселенского Собора к ересиарху Несторию, с низложением и отлучением от Церкви. Нередко говорят: «Какая разница – так или иначе мыслить о предметах веры?» История Вселенских Соборов свидетельствует, что разница есть.
Приснодева
Хотя Христос произошел от нас по плоти, воспринял единосущное нам естество человеческое, но произошел не так, как происходят все люди, а сверхъестественным образом: Он воплотился и вочеловечился от «Духа Свята и Марии Девы» (Символ веры), так что Пресвятая Матерь Его и до рождества Его, и в рождестве, и по рождестве Его пребыла Девою и есть Приснодева.
Св. Предание подтверждает, что Пренепорочная Богородительница сохранила обет девства до конца. Учения, дерзающие отрицать приснодевство Марии, Церковь отвергала сразу же по появлении, называла их ересью и богохульством и не раз осуждала на Соборах.
В торжественном слове после III Вселенского Собора было произнесено такое славословие Божией Матери: «Ты – венец девства! Ты – Матерь и Дева… И кто из человеков возможет достойно восхвалить всепетую Марию? Она, о чудо, и Матерь и Дева!»
Матерь спасения
«Пресвятая Богородица – величайшая… дарительница рода человеческого. В человеческий мир греха, смерти и диавола Она ввела Бога ради нашего спасения» (св. Иустин Попович).
Пресвятая Богородица совершила особое, исключительное служение Богу и спасению рода человеческого. Единая воля Божия создала человека, но спасти его она не могла без согласия воли человеческой – спасение, по словам отцов, «дается желающим а не принуждаемым». Такое согласие дает от лица всего человечества «предызбранная от всех родов» Пресвятая Дева в момент Благовещения словами: Се, раба Господня: буди Ми по глаголу твоему (Лк. 1, 38), согласие на явление в мир воплотившегося Бога, который со-вершит дело спасения.
«Очевидна нелепость двух… учений Запада, из которых учение папистов приписывает Божией Матери зачатие вне первородного греха, подобное зачатию Спасителя, а учение протестантов Деву не признает Приснодевой. Истина чужда всех преувеличений и умалений: она всему дает подобающую меру и подобающее место» (св. Игнатий Брянчанинов).
В православном сознании спасительный подвиг Господа Иисуса Христа неотделим от Пресвятой Богородицы. По мысли св. Иоанна Златоуста, «среди людей не могло найтись никого, подобного Богородице. Она – Матерь спасения, ибо родила Спасителя». Без Нее нет Богочеловека, нет Спасителя, нет Церкви, нет спасения. Она – соучастница дела спасения, хотя Спасителем является Господь.
Всесвятая
«Воистину обрела Ты благодать – достойная благодати» (св. Иоанн Дамаскин).
Чрезвычайному по высоте служению Божией Матери соответствовало Ее внутреннее достоинство, нравственное Ее совершенство, высшая степень, предел святости, доступной человеческому существу под воздействием Божественной благодати. По словам св. Григория Паламы, «Дева Матерь является как бы единственной границей между тварным и несотворенным Божеским естеством». Рожденная, как и все люди, с первородным грехом, Она достигла вершины святости не в результате привилегий за подвиг Богоматеринства, а в силу жизни, соответствующей исключительной высоте этого подвига: Ее воля, все силы души и тела были, по словам отцов, «Богу и Владыке посвящены». Она – единственное всесовершенное человеческое существо после Богочеловека Господа Иисуса Христа.
Св. Дионисий Ареопагит, специально приезжавший в Иерусалим из Афин, чтобы видеть Богоматерь, писал: «Свидетельствуюсь Богом, что, кроме Самого Бога, нет ничего во вселенной в такой мере исполненного Божественной силы и благодати…»
О почитании и призывании Божией Матери
Как Матерь Божия и участница домостроительства спасения человечества Богом, а также в силу Своей величайшей святости Пресвятая Дева – несравненно высшая всех Ангелов и святых. В третий день по блаженном Своем успении Она воскресла и ныне жительствует на небесах душой и телом. И не просто жительствует, но царствует – Церковь называет Ее «Царицей Небесной», Ей воздается особое почитание и прославление.
Пророчество о почитании Пресвятой Богородицы изречено, по внушению Святого Духа, Ей Самой: се бо отныне ублажат Мя вси роди (Лк. 1, 48), и являет собой соизволение Божие на обязанность христиан почитать Божию Матерь. Первое в истории величание Ее совершается в евангельском эпизоде женщиной, воскликнувшей Господу: Блаженно чрево, носившее Тя (Лк. 11, 27). Первый пример молитвенного призывания показали апостолы, которые на третий день по успении Пресвятой Девы, увидев Ее на небесах, воззвали: «Пресвятая Богородица, помогай нам!»
«Почитание Божией Матери является одной из отраднейших сторон христианства и угаснет только тогда, когда будет вытравлена в душе человеческой жажда материнской любви, материнской ласки и заботы» (Е. Поселянин).
На вопрос, почему мы должны прибегать к предстательству Божией Матери, когда можно молиться непосредственно Самому Богу, ответим молитвой, выражающей верование всей Православной Церкви: «Яко не имамы дерзновения за премногия грехи наша, Ты иже от Тебе рождшагося моли, Богородице Дево: много бо может моление Матернее ко благосердию Владыки». Пресвятой Богородице даны особенная власть и дерзновение ходатайствовать пред Богом о человечестве. Мы взываем к Ней: «Пресвятая Богородица, спаси нас!» Что означает: «Твоими молитвами к нашему Спасителю сделай так, чтобы мы осуществили (усвоили) данный нам дар спасения».
Как должно почитать Божию Матерь? Конечно, не так, как Богу. Про-стерший чествование Божией Матери до степени того почитания и поклонения, которыми мы обязаны Богу, составит не честь, а оскорбление Пресвятой Деве, т. к. на земле Она называла Себя рабой Господа и на небесах не оставляет Своего смирения, и там Она – Матерь, но вместе – и раба Господня. Но между Ангелами и святыми мы должны Ей первой после Бога приносить свои молитвы. И конечно же, не только по чувству долга почитаем мы Божию Матерь, но и по великой любви и благодарности к нашей Небесной Заступнице.
«Во успении мира не оставила еси…»
Перед Своим успением Божия Матерь говорила плачущим пред Ней христианам, что теперь Ей легче будет помогать людям, всегда видя Сына Своего. Она обещала посещать мир и заботиться о нем. И личный опыт каждого из обращающихся к Ней за помощью и заступлением свидетельствует – Она сдержала Свое обещание.
Не страхом, не угрозами, а бесконечным милосердием ведет людей ко Христу Богоматерь. Одному афонскому монастырю угрожали разбойники, и воля Божия была в том, чтобы иноки были наказаны разрушением обители за нерадивую жизнь. Тогда один из иноков, молившийся пред иконою Богоматери, услышал голос, предупреждавший об опасности. Младенец Христос хотел заградить рукой уста Приснодевы, но Богоматерь с улыбкой отвела эту руку от Своих уст – и обитель была спасена. Этот случай являет собой трогательный символ чудной, продолжающейся в веках «борьбы» Божественного правосудия и ничем неистощимого, никогда еще не побежденного милосердия Пресвятой Девы.
Мы чувствуем радость при воспоминании о словах, которыми Христос с высоты Креста в лице св. Иоанна усыновил Ей каждого из нас: «Жено, се сын Твой – се Мати твоя…» Она Матерь всех, за кого пострадал, умер и воскрес Ее Божественный Сын, – Матерь всех христиан.
Подготовила Людмила Кузнецова
О православном почитании Пресвятой Богородицы
Владимирская икона Пресвятой Богородицы Владимирского собора Задонского Рождество-Богородицкого мужского монастыря
Православная Церковь содержит о Богородице то, что Священное Предание и Священное Писание сообщили о Ней, и ежедневно прославляет Её в своих храмах, прося у Неё помощи и защиты. Зная, что Ей приятны лишь те восхваления, которые соответствуют Её действительной славе, святые отцы и песнописцы у Неё Самой и у Её Сына молили вразумить их, как воспевать Её: «Огради помышления моя, Христе мой, ибо Чистую Матерь Твою воспети дерзаю» (Икос Успения). «Церковь учит, что Христос истинно родился от Марии Приснодевы» (св. Епифаний Кипрский. Истинное слово о вере). «Необходимо нам исповедовать, что Святая Приснодевственная Мария действительно есть Богородица, чтобы не впасть в злохуление. Ибо отрицающие, что Святая Дева действительно есть Богородица не суть уже верные, но ученики фарисеев и саддукеев» (Преп. Ефрем Сирин. Монаху Иоанну).
Икона Благовещения Пресвятой Богородицы
Из Предания известно, что Мария была дочь престарелых Иоакима и Анны, причём, Иоаким происходил из царственного рода Давида, а Анна — из священнического рода. Несмотря на такое знатное происхождение, они были бедны.
Однако не это печалило этих праведных людей, а то, что они не имели детей и не могли надеяться, что их потомок увидит Мессию. И вот, когда однажды, презираемые евреями за своё неплодие, они оба в горести души возносили Богу молитвы, Иоаким на горе, где уединился после того, как священник не захотел принести его жертвы в храме, а Анна у себя в саду, оплакивая своё бесплодство, тогда явился им Ангел, и сообщил, что они родят дочь. Обрадованные, они обещали посвятить своё дитя Богу.
Икона «Зачатие праведной Анны»
Через 9 месяцев родилась у них дочь, названная Мариею, с раннего детства проявившая наилучшие душевные качества. Когда Ей исполнилось три года, родители, исполняя обещание, торжественно отвели в иерусалимский храм малую Марию, Которая сама взошла по высоким ступенькам, а встретившим Её Первосвященником, по откровению Божию, введена была в самое Святое Святых, совводя с Собой почивавшую на ней благодать Божию в дотоле безблагодатный храм (Кондак Введения. Это был вновь построенный храм, в который слава Божия не сходила, как в Скинию или Соломонов).
Икона “Введение во храм Пресвятой Богородицы”
Она поселилась в существовавших при храме помещениях для дев, но так много времени проводила в молитве во Святом Святых, что, можно сказать, жила в нём (Стихиры Введения, на «Господи воззвах» 2-я и на «Славу и ныне»). Украшенная всеми добродетелями, Она явила пример необычайно чистой жизни. Всем покорная и послушная, Она никого не оскорбила, никому не сказала грубого слова, ко всем была приветлива, даже не допускала скверной мысли. (Сокращенно из св. Амвросия Медиоланского. О Приснодевстве Девы Марии).
Михаил Нестеров. Фрагмент иконы Благовещения Пресвятой Богородицы
«Несмотря на праведность и непорочность жизни, которую проводила Богородица, грех и вечная смерть проявляли в Ней своё присутствие. Они не могли не проявляться: таково точное и верное учение Православной Церкви о Богоматери по отношению к первородному греху и смерти» (Епископ Игнатий Брянчанинов. Изложение учения Православной Церкви о Божией Матери). «Чуждая греховного падения» (св. Амвросий Медиоланский. Толкование Пс. 118). Она не была чужда греховных искушений. «Ведь один Бог без греха» (св. Амвросий Медиоланский. Там же), а человек всегда будет иметь в себе, что нужно ещё исправить и усовершенствовать, чтобы выполнить Божию заповедь: «Святи будите, яко Аз свят есмь, Господь Бог ваш» (Лев. 19:2). Чем чище кто и совершеннее, тем больше он замечает свои несовершенства и тем недостойнее себя считает.
Дева Мария, всю Себя отдавшая Богу, хотя и отражала от Себя всякое поползновение ко греху, сильнее других ощущала слабость человеческой природы и пламенно желала прихода Спасителя. Она в смирении почитала Себя недостойной быть и служанкой имеющей Его родить Девы. Чтобы ничто не отвлекало Её от молитвы и внимания к Себе, Мария дала Богу обет безбрачия, дабы всю Свою жизнь угождать лишь Ему. Обрученная старцу Иосифу, когда Её годы не позволяли Ей больше оставаться при храме, Она поселилась в его доме в Назарете. Здесь удостоилась Дева прихода Архангела Гавриила, благовестившего Ей о рождении от Неё Всевышнего. «Радуйся, благодатная: Господь с Тобою. Благословенна Ты в женах. Дух Святый найдет на Тя и сила Вышнего осенит Тя; темже и раждаемое Свято наречется Сын Божий» (Лк. 1:28—35).
Михаил Нестеров. Благовещение Пресвятой Богородицы
Смиренно и покорно приняла Мария ангельское благовестие. «Тогда же Слово, как Ему Самому известно, низошло и, как Само изволило, подвиглось, вошло в Марию и вселилось в Ней» (Преп. Ефрем Сирин. Похвальная песнь Божией Матери). «Как молния озаряет сокровенное, так и Христос очищает сокровенное естества. Он очистил и Деву, и потом родился, чтобы показать, что, где Христос, там проявляется чистота во всей силе. Очистил Деву, предуготовив Духом Святым, и потом утроба, став чистою, зачинает Его. Очистил Деву при Её непорочности, почему и родившись оставил Девою. Не говорю, что Мария стала бессмертною, но что, осияваемая благодатию, Она не возмущалась греховными пожеланиями» (Преп. Ефрем Сирин. Слово на еретиков, 41). «Вселился в Неё свет, омыл Её ум, чистыми соделал Её помыслы, уцеломудрил попечения Её, освятил девство Её» (Преп. Ефрем Сирин. Мария и Ева). «Чистую по человеческим понятиям сделал благодатно-чистой» (Епископ Игнатий Брянчанинов. Изложение учения Православной Церкви о Божией Матери).
Икона Рождества Христова
Мария не сказала никому про явление Ангела, но Ангел сам объявил Иосифу о чудесном зачатии Мариею от Духа Святого (Мф. 1:18—25), а по рождении Христовом со множеством воинства небесного благовестил пастырям. Пастыри, придя поклониться Новорожденному, сказали, что слышали о Нём. Прежде молча претерпевшая подозрение, Мария теперь молча слушала и «слагала в сердце Своем» слова о величии Своего Сына (Лк. 2:8—19). Слышала Она через 40 дней хвалебную молитву Симеона и предсказание об оружии, которое пройдет чрез Её душу. После видела, как Иисус преуспевал в премудрости, слышала Его в 12 лет поучающим в храме и все «соблюдала. в сердце Своем» (Лк. 2:21—51).
Отрок Иисус поучает в храме. Икона
Хотя и благодатная, Она ещё не вполне разумела, в чём будет состоять служение и величие Её Сына. Еврейские понятия о Мессии были Ей ещё близки, а естественные чувства заставляли Её заботиться о Нём, охраняя Его от чрезмерных, как могло казаться, трудов и опасностей. Поэтому невольно Она вначале становилась на пути Своего Сына, что и вызвало Его указание о превосходстве родства духовного над телесным (Мф. 12:46—49). «Имел Он попечение и о чести Матери, но гораздо более об Её душевном спасении и о благе людей, для чего и плотию облекся» (Иоанн Златоуст. Толкование на Евангелие от Иоанна, беседа 12). Мария уразумела это и, «слышавши речь Божию, сохранила её» (Лк. 11:27—28).
Распятие Христа. Икона
Как ни один человек, Она возымела те же чувствования, что и Христос (Флп. 2:5), безропотно перенеся материнскую скорбь, когда видела Своего Сына гонимым и страдающим. Обрадованная в день Воскресения, Она в день Пятидесятницы облеклась силою свыше (Лк. 24:49). Сошедший на Неё Дух Святый «Её научил всему» (Ин. 14:26), и «наставил на всяку истину» (Ин. 16:13). Просвещённая, Она ещё ревностнее стала трудиться творить слышанное Ею от Её Сына и Искупителя, чтобы взойти к Нему и быть с Ним.
Похвала Пресвятой Богородицы
От Апостольских времен и до наших дней все истинно любящие Христа воздают почтение Той, Которая родила Его, воспитывала и оберегала в дни детства. Если Ее избрал Бог Отец, сошел на Нее Дух Святый, Бог Сын вселился в Нее, повиновался Ей в дни детства, заботился о ней, страждущи на Кресте, то не должен ли Ей кланяться всякий, исповедующий Святую Троицу?
Еще в дни Её земной жизни друзья Христовы, Апостолы, проявили большую заботливость и преданность по отношению к Матери Господа, в особенности евангелист Иоанн Богослов, который, исполняя волю Её Божественного Сына, взял к себе и заботился о Ней, как о Матери, с того времени, как Господь со креста изрек ему: «Се мати Твоя» (Ин. 19:27).
Божия Матерь и Иоанн Богослов
Евангелист Лука написал несколько Её изображений, одни вместе с Предвечным Младенцем, другие без Него. Когда он принес и показал их Пресвятой Деве, Она одобрила их и сказала: «Благодать Сына Моего будет с ними», и повторила некогда в доме Елисаветы воспетую Ею песнь: «Величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе, Спасе Моем» (Лк. 1:46)
Владимирская икона Божией Матери, написанная апостолом Лукой
Впрочем, Дева Мария уклонялась во время своей земной жизни от славы, принадлежащей Ей, как Матери Господа. Она предпочитала проводить жизнь в тишине и подготовляться к переходу в вечную жизнь. До последнего дня Своей земной жизни Она заботилась о том, чтобы оказаться достойной Царства Сына Своего, и перед смертию молилась, чтобы Он избавил Её душу от злобных духов, встречающих людские души по пути к небу и стремящихся захватить их, чтобы отвести к себе в ад. Господь исполнил молитву Своей Матери и в час кончины Её Сам пришел с неба со множеством Ангелов принять Её душу.
Успение Пресвятой Богородицы
Так как Божия Матерь молилась ещё о том, чтобы могла проститься с апостолами, то Господь собрал к Её кончине и всех апостолов, кроме Фомы, невидимой силой донесённых в тот день в Иерусалим со всех концов вселенной, где они проповедовали, и они присутствовали при Её блаженном переходе в вечную жизнь.
Со священными песнопениями предали апостолы погребению Её Пречистое тело, а на третий день открыли гроб, чтобы ещё раз поклониться останкам Божией Матери, вместе с прибывшим тогда в Иерусалим апостолом Фомой. Но они не нашли в гробе тела и в недоумении вернулись к себе, а во время трапезы им явилась на воздухе Сама Богоматерь, сияющая небесным светом и поведала, что Сын Её прославил и тело Её, и Она, воскрешённая, предстоит Его Престолу. При сём обещала Она быть с ними всегда.
Апостолы с великой радостью приветствовали Богородицу и стали Её почитать не только как Мать их возлюбленного Учителя и Господа, но и как свою небесную помощницу, покровительницу христиан и заступницу за весь род людской перед Праведным Судией. И всюду, где проповедовалось Евангелие Христово, прославляться стала и Его Пречистая Матерь.
Конец земной жизни Пресвятой Богородицы быть началом Её величия. «Преукрашенная Божественною славою» (Ирмос канона Успения), Она стоит, будет стоять и в день Страшного Суда и в будущем веке, одесную Престола Сына Своего, царствует с Ним и имеет дерзновение к Нему, как Его Мать по плоти и как единонравная по духу, как волю Божию сотворившая и других научившая (Мф. 5:19). Любвеобильная и милосердная, Она любовь к Сыну и Богу Своему проявляет в любви к человеческому роду, предстательствует за него пред Милостивым и, обходя землю, помогает людям.
Радость всех скорбящих. Икона
Исспытавшая все тяжести земной жизни, Заступница рода христианского видит каждую слезу, слышит каждое стенание и мольбу, обращённую к Ней. Особенно Ей близки те, которые трудятся в борьбе со страстями и ревнуют о богоугодной жизни. Но и в житейских попечениях Она незаменимая помощница. «Всех скорбящих Радосте, и обидимых Заступнице, и алчущих Питательнице, странных Утешение, обуреваемых Пристанище, больных Посещение, немощных Покров и Заступнице, Жезл старости, Мати Бога Вышняго, Ты еси Пречистая» (Стихира Одигитрии). «Надежда, и предстательство, и прибежище христиан», в «молитвах неусыпающая Богородица» (Кондак Успения), «спасающая мир непрестанною Своею молитвою» (Богородичен 3-го гласа), «день и ночь молится о нас и скиптры Царствия Её молитвами утверждаются» (Повседневная полунощница).
Похвала Пресвятой Богородицы
Нет ума и слов выразить величие Той, Которая родилась в грешном человеческом роде, а стала Честнейшая Херувим и славнейшая Серафим. «Неизреченных Божиих и Божественных тайн зря в Деве благодать являемую и исполняемую явственно, радуюся и образ разумети недоумеюся, странный и неизреченный, како избранная Чистая едина явися паче всея твари видимыя и разумеваемыя. Темже восхвалити хотя Сию, ужасаюся зело, умом же и словом, обаче дерзая, проповедаю и величаю: Сия есть селение небесное» (Икос Введения во храм). «Недоумеет всяк язык благохвалити по достоянию, изумевает же ум и премирный пети Тя, Богородице, обаче, Благая сущи, веру приими, ибо любовь веси Божественную нашу: Ты бо христиан еси Предстательница, Тя величаем» (Ирмос 9-й песни Богоявления).
Православное почитание Пресвятой Богородицы
Пресвятая Дева Мария происходила из рода Авраама и царя Давида. Она была дочерью праведных Иоакима и Анны. Пресвятая Мария называется Девой, потому что Она, из любви к Богу, дала обет не выходить замуж. Приснодевой называется потому, что Она всегда (присно – славянск.) пребыла девою – прежде рождения Спасителя, во время и после Его рождения. Она родила Иисуса Христа чудесным образом от Духа Святого.
Пресвятая Дева Мария называется Богородицей и Богоматерью потому, что родившийся от Нее Иисус Христос есть истинный Бог наш.
Ветхозаветные пророки предвозвещали, что Она родит Бога в плоти. Сам Господь даст вам знамение, сказал пророк Исаия: се Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил (Ис. 7: 14), что значит, поясняет Апостол, с нами Бог (Мф. 1: 23). Также и праведная Елизавета, при встрече с Девой Марией, исполнившись Святого Духа, воскликнула: Откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? (Лк. 1: 43)
На каком основании христиане прославляют и величают Богоматерь? – Это объяснила нам Сама Богородица, когда говорила праведной Елизавете: величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды; что сотворил Мне величие Сильный… (Лк. 1: 46-49) И мы видим из истории, что все роды (поколения, народы) христианские ублажают Богоматерь и величают Ее потому, что величие это даровал Богородице Сам Бог.
Православная Церковь почитает Деву Марию выше всех сотворенных существ – не только людей, но и ангелов – как «честнейшую херувим и славнейшую без сравнения серафим», то есть Она Своей честью («честнейшую») и славою («славнейшую») превосходит самых высших ангелов – херувимов и серафимов, так как она Матерь Самого Господа, Она ближе всех к Нему.
Почему христиане называют Богородицу благодатной и благословенной? – Лишь Она одна во всем Писании названа благодатной, ибо преисполнена сил и святости Бога. Дева Мария благодатна по преимуществу. Она пронизана божественными энергиями более чем другие твари (сотворенные Богом существа), – ведь Она непосредственно общалась с Господом, вселившимся в Ее чрево. Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами (Лк. 1: 28).
Величают и ублажают ли Богородицу сектанты? – Нет, не величают и не прославляют, потому что они не христиане, а еретики. Сектанты не называют Приснодеву Марию Богородицей, называют Ее прямо – Марией и считают Ее женой Иосифа. При этом они ссылаются на слова евангелиста Матфея (Мф. 1: 16, 20, 21, 24, 25), где Иосиф называется мужем Марии, а Она его женой.
Действительно ли они были мужем и женой в полном смысле этих слов? – Нет, Иосиф был мнимым мужем Богоматери, потому что только думали люди, что Христос рожден от плотского отца (Лк. 3: 23). На самом же деле, Богоматерь родила Спасителя не от Иосифа, а от Духа Святого. Когда Ангел сказал Приснодеве Марии, что она родит Спасителя, Который будет Сыном Всевышнего, то Богоматерь сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. (Лк. 1: 34, 35)
На каком основании христиане просят молитв и заступничества Богородицы? – На том основании, что Она – Матерь Спасителя нашего. Она еще при жизни ходатайствовала пред Господом о других людях, и Христос исполнял Ее просьбу. Так Она ходатайствовала за бедняков, у которых Она и Спаситель были на свадебном пиру, и Господь удовлетворил Ее просьбу, претворив воду в вино, в котором был недостаток. (Ин. 2: 1-11)
Что отвечать сектантам, когда они клевещут, говоря, что Божия Матерь якобы еще имела детей кроме Христа? – Должно говорить, что никогда никто не докажет, что у Богоматери были дети, кроме Спасителя. Богородица пребыла Приснодевой, то есть была Девой до рождества, во время рождества и после рождества Христа. Об этом пророчествовал еще пророк Иезекииль: И сказал мне Господь: ворота сии будут затворены, не отворятся, и никакой человек не войдет ими, ибо Господь, Бог Израилев, вошел ими, и они будут затворены. (Иез. 44: 2)
На каком основании христиане называют Богоматерь Царицей и Владычицей? – Христос есть Царь неба и земли и Владыка наш, и естественно, что Мать Его – Царица и Владычица, и почтение должно воздавать Ей, как Матери Царя.
Почему христиане обращаются к Богородице с просьбой «спаси нас», ведь спасает нас Христос, а не Она? – Божия Матерь спасает нас Своими молитвами и благодатью Сына Своего. Даже апостол Павел говорит: не спасу ли некоторых из них (Рим. 11: 14). Не тем ли более может спасти Божия Матерь?! Примером позволительности такого обращения могут служить и слова апостола к Тимофею: так поступая, и себя спасешь, и слушающих тебя (1 Тим. 4: 16).
Можем ли мы считать Пресвятую Деву Марию нашей духовной Матерью?
Протоиерей Геннадий Фаст, настоятель храма святых равноапостольных Константина и Елены г. Абакана:
“Когда Иисус страдал на Кресте, Его Матерь стояла рядом, здесь же стоял Иоанн Богослов. Обращаясь к Иоанну, Господь говорит: Се, Матерь твоя! (Ин. 19: 27), – а обращаясь к Матери: Жено! Се, сын Твой (Ин. 19: 26). Уходя из жизни, Иисус заботится о Своей Матери, это лежит на поверхности. Но православное сознание всегда отмечало и более глубинный смысл этих слов. Матери Господа усыновляется Иоанн Богослов – апостол. Мы с вами составляем Апостольскую Церковь, т. е. Церковь, основанную на апостолах. И если Мария является Матерью апостола, то, значит, Она является Матерью и всем нам, Матерью всей Апостольской Церкви. Действительно, всякий человек из апостольских уст услышал евангельское благовестие, от апостолов принял Святое Крещение, если не от тех двенадцати апостолов, то от их преемников, епископов и пресвитеров, тем самым мы усыновлены Божией Матерью. Мы все – Ее дети. Следовательно, Богородица в истории Церкви является Матерью.
Как в доме, где есть отец, глава семейства, а есть мать, так и в Церкви: есть Бог – Отец, Творец и Спаситель, а есть Мать. И Матерь Господа – из нас, из людей, и мы Ее дети. Она не с неба пришла, это – не четвертая ипостась Божия. Ее роль, которая прослеживается в течение всех веков христианской истории, – это роль материнства”.
Отклонения в почитании Богородицы
Протоиерей Геннадий Фаст:
“Сейчас я хочу остановиться не на ересях, а, скорее, на «перекосах», которые встречаются порой в нашей Русской Православной Церкви. …Перекос происходит, когда в нашем сознании Богородица «заслоняет» Собой Христа. Подойдя как-то к церковному киоску, я, грешным делом, не поленился пересчитать образа. Сорок девять икон, и все – с изображением Божией Матери, и ни одной – с ликом Спасителя. И это несмотря на то, что VII Вселенский Собор утвердил в догмате иконопочитания: Слово стало Плотью и явилось среди нас. Речь идет о боговоплощении, в первую очередь об иконе Христа!
По сути, то же самое относится и к молитвенной практике. Мы готовы бесконечно читать акафисты Божией Матери и всем святым, в то время как молитвы, обращенные непосредственно к Богу, в сущности, крайне немногочисленны. Часто приходится общаться с людьми, не имеющими даже навыка молитв к Господу. Они постоянно спрашивают: кому следует помолиться в том или ином случае, перед каким образом надо поставить свечку. Я расцениваю все это как медвежьи услуги, которые мы оказываем Богородице, а вслед за Нею и святым угодникам Божиим. Они в этом совершенно не нуждаются и едва ли поощрили бы наши действия.
Кроме того, существует немало акафистов непроверенного, а часто и откровенно сомнительного качества. При знакомстве с ними следует проявлять особую осторожность. То же самое относится и к таким иконам Божией Матери, которые не составляют Ее славы, а вместо этого отражают все, что угодно: игру чувств или выплески наших эмоций, но, однако, нередко висят в наших храмах. Все это очень далеко от подлинно православной молитвы, православной иконы и, конечно же, истинного православного почитания Божией Матери.
«Перекосы» такого рода закономерно привели нас к столь исключительно плачевному творению, как «Богородичная псалтирь». В ее основу положены псалмы Давида, в которых обращения к Господу заменяются обращениями к Божией Матери. Например, вместо «Господи, воззвах к Тебе, услыши мя» […Пс. 140], пишется: «Матерь Божия, воззвах к Тебе, услыши мя». Это настоящее кощунство продается даже в некоторых храмах, якобы по благословению митрополитов, патриархов и Святой Горы Афон! Господь однозначно говорит: «Славы Моей не дам никому» [… Я Господь, это – Мое имя, и не дам славы Моей иному… (Ис. 42: 8); Ради Себя, ради Себя Самого делаю это – ибо какое было бы нарекание [на имя Мое]! Славы Моей не дам иному (Ис. 48: 11)]. Разве Божией Матери, сказавшей: «Се, Раба Господня», может быть угодно, чтобы Ее ставили вместо Бога?
Нельзя гневить Бога, славя Божию Матерь так же, как Создателя. Это было бы подобно тому, как даже из самых добрых побуждений называть иерея «его Высокопреосвященством» и воздавать ему архипастырские почести. «Кому честь – честь» […Рим. 13: 7], – говорит апостол Павел. Есть честь Богородицы, есть честь архиерея, есть честь священника, честь офицера, есть честь женщины и честь девушки.
С одной стороны, реакцией, спровоцированной этим неуемным почитанием, становится протестантизм, в том числе по отношению к Божией Матери и святым. А с другой – не где-нибудь, а именно в русской православной среде, не без соучастия римо-католиков, уже в 1970–1980-х годах возникли так называемые «марианские движения», вылившиеся в конце концов в небезызвестный «Богородичный Центр» […Деструктивная тоталитарная секта, зарегистрирована Министерством юстиции как «Православная Церковь Божией Матери Державная», действующая с 1988 г. на территории России и стран СНГ…].
Появился некий литератор, который провозгласил себя пророком, стал называться Иоанном Береславским и начал получать «откровения Божией Матери». Согласно этим «откровениям», сейчас якобы наступает новая эра, «век Богородицы». Она восприняла всю полноту Божества и стала равна Богу. … Для сторонников «Богородичного Центра» Христос остался в прошлом. Теперь, по их мнению, пришло время третьего, новейшего Завета – Завета Богородицы. …
Позже в Киеве некая женщина заявляет, что она и есть Богородица. Так появляется «Мария Деви Христос» … ‚ и теперь уже не обязательно слушать «пророка» Иоанна Береславского, а можно общаться с ней непосредственно.
Стоит вспомнить, как все это развивалось. Сначала она была одним из двух «светильников», которые должны быть возжжены перед вторым пришествием. Вторым «светильником» объявлялся «Иоанн Креститель или Иоанн Свами». Позже «Мария Деви Христос» фактически провозгласила себя Богом на земле, организовав «Белое Братство», которое сейчас заглохло, но в середине восьмидесятых было массовым, поистине всероссийским движением.
Вот к чему приводит неблагочестивое почитание Божией Матери. От всего этого мы должны хранить себя, не впадать в крайности, но, как поется Великим постом в ирмосе девятой песни Великого канона, «Богоматерь православно величаем»”.
Пространный христианский катехизис митрополита Филарета (Дроздова).
Закон Божий. Сост. прот. Серафим Слободской.
Варжанский Н. Доброе исповедание. Православный противосектантский катехизис.
Священник Даниил Сысоев. Слава Богородицы согласно Священному Писанию, хранимому Православной Церковью.
Протоиерей Геннадий Фаст. Кто Она для нас? – М.: Никея, 2013.
Источники:
http://trsobor.ru/presvyataya-prechistaya-preblagoslovennaya-o-pochitanii-bozhiej-materi-v-pravoslavnoj-tserkvi/
http://mitropolia-lip.ru/journal/azy-pravoslaviya/o-pravoslavnom-pochitanii-presvyatoy-bogorodicy
http://andrey-one.prihod.ru/2015/12/29/1463/