Пение старообрядцев. Знаменное крюковое древлеправославное пение

Знаменное крюковое древлеправославное пение

КРЮКИ (знамена) – знаки русской церковной безлинейной музыкальной нотации. Ведут свое происхождение от нотации ранневизантийской. Каждый крюк обозначает 1-3 и более тонов. Существует три типа фиксации мелодий: собственно крюковой, попевочный (см. попевка), и фитный (см. фита). В XVII в. для обозначения высоты звука над крюками стали ставить киноварные пометы. Тогда же для того, чтобы можно было различать тональность при одноцветной записи (печати), были придуманы тушевые признаки. Крюки и до сего времени традиционно употребляются у старообрядцев, а в новообрядческой Синодальной церкви вышли из употребления в XVII – XVIII вв. одновременно с переходом со знаменного пения на партесное и на пятилинейную нотацию.

Основные принципы богослужебного пения обозначились уже в первые века христианства. Изначально основанное на греческих музыкальных ладах, оно впоследствии все более удалялось от светской музыки, приобретая свойственные только ему черты. Христианская церковь, следуя по пути высокой духовности и аскетики, отказалась от использования инструментальной музыки, оставив для прославления Творца инструмент, созданный Творцом: человеческий голос. Еще на заре христианства св. Климент Александрийский призвал изгнать из церковного пения хроматические мелодии, используемые в светской музыке, которые необходимы при выражении человеческих эмоций. Звукоряд знаменных песнопений образован последовательностью основных ступеней лада, отсюда строгость, величие и бесстрастность напева.

Православная традиция разграничивает понятия «пение» и «музыка». Такая установка была принята Шестым Вселенским Собором в конце VII в., и впоследствии укоренилась в русском православном сознании. В основе этого разграничения лежит ясное понятие о принципиально разных задачах музыки и пения: музыка призвана доставлять эстетическое наслаждение, цель богослужебного пения – возводить ум к Богу.

Известные христианские святые сознавали необходимость пения в церкви и всячески заботились об его развитии и устроении. Игнатий Богоносец, Мефодий Патарский, Ефрем Сирин, Василий Великий, Иоанн Златоуст и многие другие известные богословы и святители своего времени оставили большое наследие как композиторы и гимнографы, организаторы церковных хоров, основатели антифонного пения. Множество их сочинений направлено на выяснение взгляда церкви на богослужебное пение, на выяснение его задач.

Для проведения такой огромной работы нужно было обладать поистине уникальным талантом певческим и поэтическим, гениальной способностью к систематизации. Именно этими качествами обладал Иоанн Дамаскин, первый вельможа Дамасского халифа, глубоко и всесторонне образованный и верующий человек. Удалившись от двора, Иоанн принял постриг в обители святого Саввы, где полностью посвятил жизнь свою служению Богу в песнотворчестве. Им написана удивительная служба на Святую Пасху, 64 канона, множество стихер и составлен Октай. Включив в него, как уже сказано, лучшие произведения своих предшественников по осмогласному творчеству и дополнив недостающее собственными творениями, святой Иоанн первые стихеры каждого гласа и первые тропари каждого канона изложил с нотными знаками (крюками) поверх текста, так что эти стихеры и тропари (ирмосы) явились образцом для пропевания следующих за ними стихер и тропарей. Октай быстро получил распространение в богослужебной практике Восточной церкви, и по сей день служит основой для проведения православного богослужения, а также руководством по изучению осмогласия.

На Руси богослужебное пение начало развиваться вместе с принятием христианства и устроением первых храмов, а также переводом богослужебных книг. Греческие напевы прижились по-своему на славянской земле – они приобрели большую плавность и напевность. Русские распевщики нередко как бы переводили Дамаскиновы напевы на русский музыкальный язык, сохраняя основные контуры. На Руси церковные напевы издавна были исключительно мягкими и плавными.

Знаменное пение на Руси звучало не только в церкви, но и дома, певческая культура была широко распространена и любима. Рукописная крюковая книга бытовала во всех слоях населения – от великокняжеской и боярской среды до последнего раба. Пели по крюкам великие князья, средние и мелкие служилые люди в городах, пели простые крестьяне, кабальные работники и холопы, о чем свидетельствуют летописи.

Знаменное пение не просто прижилось на российской почве: оно обогатилось множеством новых песнопений, написанных русскими распевщиками. Именно в России были введены красные (киноварные) пометы, точно указывающие высоту звука каждого знамени. С середины XV века стали появляться первые знаменные азбуки. Появилось множество школ знаменного пения, певческая традиция передавалась от учителя к ученику, от одного поколения другому.

Кроме восьми гласов пения выделяют еще и различные «распевы»: демественный, путевой, иргизский, киевский, болгарский. «Путь» и «демество» – это стилевые разновидности знаменного пения, которые и дают названия распевам: большой и малый демественный, путевой, большой путевой. Для записи песнопений демественного распева существует своя особая нотация, ее знамена существенно отличаются от обычных крюков. Названия остальных распевов – «роспевов», как писали в старину, – чаще всего происходят от географического названия местности или монастыря, где этот распев был написан и исполнялся. Кроме различных «распевов» существует еще бесконечное количество «напевок», или «напевов», – вариантов исполнения одного и того же песнопения, которое в каждом приходе или местности исполняется немного по-своему. Напевка очень редко записывается знаменами, в большинстве случаев она существует в виде устной традиции и передается от одного поколения певчих другому.

Исторические события в России второй половины XVII ст. поставили под угрозу существование древнего богослужебного пения: в этот период проводятся реформы патриарха Никона, повлекшие за собой трагедию церковного раскола. Церкви пореформенной стал гораздо ближе по духу и содержанию итальянский партес. Скромный, благородный голос знаменного распева продолжал звучать лишь у гонимых приверженцев древнего Православия, вовсе не принявших никоновских новин.

Читать еще:  Поздравление с введением в храм пресвятой богородицы. Введение во храм Пресвятой Богородицы: поздравления

Гонения на старую веру продолжались в течение без малого трех столетий, то немного ослабевая, то возобновляясь с новой жестокостью. Старообрядческие скиты и моленные, бывшие в том числе и центрами духовного образования, время от времени подвергались разорению, сами староверы – разного рода преследованиям и ущемлениям. Старые книги – в том числе и певческие – предавали огню. Старообрядцам было запрещено создавать школы и училища. Чтобы сохранить свою веру, духовные и культурные ценности, многое приходилось делать тайком от властей, в глубоком подполье. Таким образом, существовала не одна певческая школа: разоренная в одном населенном пункте, она зачастую возникала в другом, и продолжала действовать, передавая неоценимые познания.

Продолжаться такому всплеску суждено было недолго. В годы советской власти и антирелигиозной пропаганды гонения были воздвигнуты уже на всех верующих самых разных конфессий. Множество храмов было взорвано, уничтожено огромное количество богослужебных книг и икон, христиан ожидали тюрьмы и лагеря. Уцелевшие храмы опустели. Этот мощный удар не мог не сказаться на состоянии пения во многих старообрядческих приходах, его последствия ощущаются и поныне.

Сегодня всё больше людей понимают важность сохранения этой уникальной певческой культуры, сохранённой и пронесённой сквозь века людьми, для которых служение Богу было смыслом их жизни. С этой целью организованы хоры, проводятся Вечера духовных песнопений, духовные концерты, переизданы певчие книги и азбуки. Знаменный распев продолжает жить не только в старообрядческом богослужении, сегодня он привлекает внимание исследователей-музыковедов, возвращаются к древнему пению и некоторые приходы РПЦ. Звуки древних песнопений красноречивее, чем что-либо другое свидетельствуют об истинности Православия в его древнем, неповрежденном реформами виде. Ведь знаменный распев выкристаллизовался в веках христианского подвижничества, мученичества, богословия, в нем запечатлелись все вехи христианской истории. Это пение изначально призвано пробуждать в душе стремление к покаянию, стремление к Богу, и оно не должно и не может быть предано забвению.

По материалам Валентины Синельниковой.

Старообрядческое пение слушать онлайн

Хор певчих старообрядческих приходов Сибири. Рук. А.Н. Емельянов (г. Томск, 2013)

Царю Небесныи. Стихера в неделю 8 (Пятидесятнице), глас 6

Старообрядческий хор (Рогожская)

Единородный Сыне (знаменное пение)

Старообрядческое церковное пение

К 100-летию распечатания алтарей храмов Рогожского кладбища.

Евангельские стихеры. Древлеправославное знаменное пение

возшед на небеса

Хор певчих старообрядческих приходов Сибири, рук. А.Н. Емельянов

“Подаждь утешение”. Богородичен. Знаменное пение, глас 4

Старообрядческое знаменное пение

Старообрядческий Павлово Посадский храм Сретение Господне

Старообрядческий Павлово Посадский храм Сретение Господне

Старообрядческое Знаменное пение

Старообрядческое церковное пение

(100-летие распечатания алтарей храмов Рогожского кладбища)

Мартирий. Знаменное старообрядческое пение

Его же проповеда агнца

Мартирий. Знаменное старообрядческое пение

Приидите ублажим Иосифа

Мартирий. Знаменное старообрядческое пение

CD-Старообрядческое церковное пение

Мартирий. Знаменное старообрядческое пение

Егда славнии ученицы

Певчие села Елохино(старообрядческое пение)

“На горе преобразися” (кондак Преображению Господню)

Морозовский старообрядческий хор

От юности моея, антифоны, глас 4

“Иже древле с Моисеом глаголавыи” (стихера на стиховне)

Морозовский старообрядческий хор

Да воскреснет Бог – стихеры Пасхе

Рижская Гребенщиковская Старообрядческая община

Тропарь Пасце большим распевом.

Хор Старообрядческой Церкви Во

Анафора: “Милость, мир, жертву

Евангельские стихеры. Древлеправославное знаменное пение

Ирмосы пасхального канона

старообрядческое наречное пение

Хор Старообрядческой Церкви Во

“Благословен Бог наш. “; “Да

Древнерусское знаменное пение

О Тебе радуется.

Старообрядческий молодежный хор

“Радуися Живоносныи Кресте. “

Не рыдай Мене, Мати

старообрядческое наречное пение

О церковном крюковом пении – Валентина Давыдова (27.12.15)

Морозовский хор, руководитель П.В. Цветков. К 100-летию распечатания алтарей храмов Рогожского кладбища. Старообрядческое церковное пение.

11. ‘Блажен муж’. Псалом 1

Евангельские стихеры. Древлеправославное знаменное пение

О премудрых судеб

Евангельские стихеры. Древлеправославное знаменное пение

На гору учеником идущим

Евангельские стихеры. Древлеправославное знаменное пение

Утренняя бе рано

Черновицкая обл. Старообрядческое церковное пение Липованская традиция, запись 1999 г.

Буди имя, 33 псалом

Евангельские стихеры. Древлеправославное знаменное пение

Иже по сошествии во ад

Черновицкая обл. Старообрядческое церковное пение Липованская традиция, запись 1999 г.

Женский хор Лиговской старообрядческой общины, г. Санкт-Петербург

Аминь. На литургии, из обедницы. Знаменное пение

Староверы. Отличия «древлеправославной» службы от «общеправославной».

Терминология.
Разграничение понятий «старообрядчество» и «православная церковь» достаточно условно. Сами старообрядцы признают, что именно их вера православная, а РПЦ называют инославной – нововерцами или никонианами. Приверженцы старообрядчества, за исключением единоверцев, до 1905 года в Российской империи официально именовались «раскольниками» и преследовались церковными и светскими властями.

В старообрядческой литературе XVII – первой половины XIX века термин «старообрядческий» не использовался. Старообрядцы называли себя по-разному: староверами, древлеправославными христианами. Также использовались термины «правоверие» и «истинное православие». В сочинениях старообрядческих начётчиков XIX века нередко употреблялся термин «истинно православная церковь». Широкое распространение термин «старообрядчество» получил только к концу XIX века. При этом старообрядцы различных согласий взаимно отрицали православность друг друга и, строго говоря, для них термин «старообрядчество» объединял по второстепенному обрядовому признаку религиозные сообщества, лишённые церковно-вероисповедного единства.

Крестное знамение.
Во время раскола двуперстное крестное знамение было изменено на трёхперстное. Два перста – символ двух Ипостасей Спасителя (истинный Бог и истинный человек), три перста – символ Святой Троицы. Трёхперстное знамение было принято Вселенской Православной Церковью, состоявшей к тому времени из десятка самостоятельных Автокефальных Церквей, после того, как в римских катакомбах нашли сохранившиеся тела мучеников-исповедников христианства первых веков со сложенными перстами трёхперстного крестного знамения. Аналогичны примеры обретения мощей святых Киево-Печерской лавры.

Читать еще:  Евангелие от иоанна 12. Иоанн XII: биография

Согласия и толки.
Старообрядчество далеко неоднородно. Есть несколько десятков согласий и ещё больше старообрядческих толков. Существует даже поговорка: «Что ни мужик, то толк, что ни баба, то согласие». Главных «крыльев» старообрядчества три: поповцы, беспоповцы и единоверцы. Крупнейшее старообрядческое объединение в современной России – Русская православная старообрядческая церковь – относится к поповцам.

Имя Иисуса Христа.
В ходе никоновской реформы была изменена традиция написания имени «Ісус» (под титлом «Ic»). Удвоенным звуком «и» стала передаваться длительность, «тянущееся» звучание первого звука, что в греческом языке обозначается особым знаком, аналога которому нет в славянском языке, поэтому произношение «Іисус» (под титлом «Іис») более соответствует Вселенской практике звучания имени Спасителя. Однако старообрядческий вариант ближе к греческому источнику.

Различия в Символе веры.
В ходе «книжной справы» были внесены изменения в Символ веры: убран союз-противопоставление «а» в словах о Сыне Божием «рожденна, а не сотворенна». Из смыслового противопоставления свойств, таким образом, было получено простое перечисление: «рождённого, не сотворённого». Старообрядцы резко выступали против произвола в изложении догматов и были готовы «за единый аз» (то есть за одну букву «а») пойти на страдание и смерть. Всего в Символ веры было внесено около 10 изменений, что явилось главным догматическим расхождением между старообрядцами и никонианами. Например, о Царствии Божием стали говорить в будущем («не будет конца»), а не в настоящем времени («несть конца»), из определения свойств Духа Святого исключено слово «Истиннаго».

Тексты книг.
В результате «книжной справы» патриарха Никона в в 1650-х – 1660-х годах в богослужебных и духовных книгах изменилось написание многих слов. Старое написание получило наименование старомосковского извода, а новое написание, соответственно, новомосковского (синодального) извода: диякон – диакон, священноинок – иеромонах, Иеросалим – Иерусалим, молитвен(н)ик – молитвослов, Октай – Октоих, па́вечерница – повечерие, полиелео́с – полиелей, Полуношница – Полунощница, Предотеча – Предтеча, протопоп – протоиерей, Псалтырь – Псалтирь, Пятьдесятница – Пятидесятница, стехера – стихира, Сопостат – Супостат, Потребник – Требник, Устав – Типикон, християне – христиане, Часовник – Часослов, чюдотворец – чудотворец.

Крестный ход.
К середине XVII века в Русской церкви установился всеобщий обычай совершать крестный ход посолонь («по солнцу», по часовой стрелке). Церковная реформа патриарха Никона унифицировала все обряды по греческим образцам, но нововедения были не приняты старобрядцами. В результате новообрядцы совершают движение во время крестных ходов противосолонь, а старообрядцы совершают крестные ходы посолонь.

Одежда.
В большинстве течений одобряется присутствие христиан в древнерусской молитвенной одежде: кафтанах, косоворотках, сарафанах и т. п.

Крест.
Старообрядцы признают только восьмиконечный крест, тогда как после реформы Никона в православии равночестными были признаны четырёх- и шестиконечные кресты. На табличке распятия у старообрядцев обычно написано не I.Н.Ц.I., а «Царь Славы». На нательных крестах у староверов нет изображения Христа, поскольку считается, что это личный крест человека.

Сугубая и трегубая аллилуия.
В ходе реформ Никона сугубое (то есть двойное) произнесение слова «аллилуия» во время пения в честь Святой Троицы было заменено на трегубое (то есть на тройное). Вместо «Аллилуия, аллилуия, слава тебе, Боже» стали произносить «Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже». По мнению новообрядцев тройное произнесение аллилуии символизирует догмат о Святой Троице. Однако старообрядцы утверждают, что сугубое произнесение вместе со «слава Тебе, Боже» уже является прославлением Троицы, поскольку слова «слава Тебе, Боже» являются одним из переводов на славянский язык древнееврейского слова «аллилуиа» («хвалите Бога»).

Поклоны на службе.
На службах в старообрядческих церквях развита строгая система поклонов, запрещена замена земных поклонов на поясные. Поклоны бывают четырёх видов: обычный – поклон до персей или до пупа; средний – в пояс; малый земной поклон – метание (от греч. «метанойя» – покаяние); великий земной поклон (проскинеза). Метания были запрещены Никоном в 1653 году. Он разослал по всем московским церквям «память», в которой говорилось: «не подобает в церкви метания творити на колену, но в пояс бы вам творити поклоны».

Богослужение.
У старообрядцев богослужение проходит по Иерусалимскому уставу в версии древнерусского типикона «Церковное око», нет характерных для новообрядчества сокращений и замен. Кафизмы, стихиры и песни канонов исполняются полностью. Не используются акафисты (за исключением «Акафиста о Пресвятой Богородице») и другие позднейшие молитвенные сочинения, не служится великопостная служба Пассия, имеющая католическое происхождение.
Во время службы в старообрядческой церкви принято складывать руки крестом на груди, поддерживается синхронность обрядовых действий (ритуал соборной молитвы): крестное знамение, поклоны и пр. совершаются молящимися в одно и то же время.

Чётки.
Православные и старообрядческие чётки отличаются. В православных чётках может быть разное количество бусин, но чаще всего используются 33 бусины, по числу земных лет жизни Христа, либо количество, кратное 10 или 12. В старообрядчестве практически всех согласий активно используется лестовка – чётки в виде ленты со 109 «бобочками» («ступенями»), разделёнными на неравные группы. Лестовка символически означает лестницу от земли на небеса.

Читать еще:  Мировоззренческие основания эпохи философия нового времени. Основные особенности философии нового времени

Обряд Крещения.
Старообрядцы приемлют Крещение только троекратным полным погружением, тогда как в православных церквях допускается Крещение обливанием и частичным погружением.

Церковное пение.
После раскола старообрядцы не приняли ни новый многоголосный стиль пения, ни новую систему нотной записи. Сохраняемое старообрядцами крюковое пение (знаменное и демественное) получило своё название от способа записи мелодии особыми знаками – «знаменами» или «крюками».
В Старообрядческой церкви пению уделяется высокое воспитательное значение. Петь надо так, чтобы «звуки поражали слух, а заключающаяся в них истина проникала в сердце». Певческая практика не признаёт классическую постановку голоса, молящийся человек должен петь своим естественным голосом, в фольклорной манере. В знаменном пении нет пауз, остановок, все песнопения исполняются непрерывно. Во время пения следует достигать однородности звучания, петь как бы в один голос. Состав церковного хора был исключительно мужским, но из-за малочисленности певцов в настоящее время практически во всех старообрядческих моленных и церквах основу хоров составляют женщины.

► СУРИКОВ Василий Иванович (1848-1916) «Рука боярыни Морозовой». Этюд для картины «Боярыня Морозова».
Холст, масло. 28 x 23 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
► БОТКИН Михаил Петрович (1839-1914) «Старовер». 1877 г.
Дерево, масло. 32 x 24 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

► НЕЯСОВ Василий Андреевич (1926-1984) «Портрет старовера». 1964 г.
Холст, масло. 80 х 65 см.
► КУЛИКОВ Иван Семёнович (1875-1941) «Портрет старообрядца (Старик за чтением)». 1911 г.
Холст, масло.
Муромский историко-художественный музей.

Иконопись
Ещё до церковного раскола в русской иконописи наметились изменения, вызванные влиянием западноевропейской живописи. Старообрядцы активно выступали против нововведений, отстаивая традицию русской и византийской иконы.

► «Иоанн Богослов в молчании». XVII в.
Дерево, темпера. 31 х 26 см.
Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, Москва.

Фон иконы закрыт серебряной басмой с растительным орнаментом. Живопись под тонким слоем потемневшей олифы. Серебряная басма московской работы XVII века. Композиция известна только по русским памятникам конца XVI -XVII в. Особенностью её является поднесение евангелистом к устам пальцев правой руки, сложенных в жесте именословного благословения. Приведённое название иконографии, возможно, принадлежит старообрядческой среде.

► «Никола Зарайский с житием». XVIII в. Дерево, темпера. 92,7 x 72,0 см.
Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник «Ипатьевский монастырь».

Клейма: 1. Рождество свт. Николы. 2. Поставление в епископы. 3. Избавление отрока Димитрия от потопления. 4. Погребение свт. Николы. Фигура святителя помещена в условно изображенный киот с городчатым килевидным завершением. Порядок расположения житийных клейм нарушен. Для клейм выбраны сюжеты, акцентирующие святительское служение свт. Николы и его чудесную помощь на водах. Возможно, образ происходит из стоявшего близ Галичского или Чухломского озера Никольского храма или посвящённого святому придела. Двуперстное знамение правой руки святителя намеренно подчеркнуто, что указывает на связь образа со старообрядческой средой.

► «Спас Нерукотворный». XIV в.
Дерево, темпера. 164 х 113 см.
Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, Москва.

Икона была раскрыта и заново прописана в старообрядческой мастерской.
Стиль иконы, ориентированный на древние образцы, характерен для иконописания, связанного со старообрядческой средой.

► «Св. Алексий, св. Варлаам, св. Евдокия». Конец XIX в.
56 х 43,5 см.
Частная коллекция.


К старообрядческой церкви принадлежали:
РЯБУШИНСКИЕ – династия российских предпринимателей, в том числе РЯБУШИНСКИЙ Павел Павлович (1871-1924) – видный российский общественный и политический деятель, издатель.
ТРЕТЬЯКОВЫ – купцы и предприниматели, в том числе ТРЕТЬЯКОВ Павел Михайлович – меценат, основатель Третьяковской галереи.
МОРОЗОВЫ – род купцов и промышленников XVIII–XX вв., в том числе МОРОЗОВ Савва Тимофеевич (1770-1862) – российский предприниматель и меценат, основатель династии Морозовых.
МАЛЬЦЕВЫ – купеческая династия Поволожья, «хлебные короли».
ПРОХОРОВЫ – династия промышленников, владельцы знаменитой Трехгорной мануфактуры.
СОЛДАТЁНКОВ Козьма Терентьевич (1818-1901) – московский предприниматель, известный книгоиздатель, владелец художественной галереи.
ЩУКИН Сергей Иванович (1854-1936) – московский купец и коллекционер искусства.
ПЛАТОВ Матвей Иванович – войсковой атаман Донского казачьего войска, генерал от кавалерии.
ГРОМОВ Василий Федулович (1798/1799-1869/1874) – купец 2-й гильдии, лесопромышленник XIX века, известный своей благотворительностью и вкладом в садоводство.
ЗОТОВ Григорий Фёдотович (1775 – ?) – уральский мастеровой, заводской управляющий, организатор горного дела, основатель города Карабаш, основоположник каслинского художественного литья.
ДЕВОРРА (в миру Евдокия Петровна Нарышкина, урождённая Гамильтон) – тётка царицы НАТАЛЬИ КИРИЛЛОВНЫ, жена думного дворянина Фёдора Полуэктовича НАРЫШКИНА.
ЛЫКОВЫ – отшельники, ушедшие в Саянскую тайгу в 30-х годах от преследований и сталинских законов.

А так же, согласно Википедии:
КОРЖАКОВ Александр Васильевич (р. 1950) – глава службы безопасности президента Бориса Николаевича Ельцина.
ЛИХАЧЁВ Дмитрий Сергеевич (1906-1999) – российский и советский учёный, филолог, искусствовед, общественный деятель.

► КРАМСКОЙ Иван Николаевич (1837-1887) «Портрет Павла Михайловича Третьякова». 1876 г.
Холст, масло. 59 x 49 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
► ГОРАВСКИЙ Аполлинарий Гиляриевич (1833-1900) «Портрет Козьмы Терентьевича Солдатенкова». 1857 г.
Холст, масло. 69 x 56 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
► БИЧИ Генри Уильям (1753-1839) «Портрет донского атамана Матвея Платова». 1814 г.
Холст, масло. 76,5 х 63,5 см.
Константиновский дворец, Стрельна.

Источники:

http://wiki.starover.net/index.php?title=%D0%97%D0%BD%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BA%D1%80%D1%8E%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B5_%D0%B4%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BF%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5
http://qmusic.me/mp3/%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%BE%D0%B1%D1%80%D1%8F%D0%B4%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5+%D0%BF%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5
http://the-morning-spb.livejournal.com/99020.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: