Патриарх Иерусалимский Феофил III: «Частные лица… не могут диктовать Патриархату, что делать. Иерусалимский патриарх отказался принести себя в жертву

Патриарх Иерусалимский Феофил III: «Частные лица… не могут диктовать Патриархату, что делать»

В эксклюзивном интервью газете «Афинские новости» Патриарх Иерусалимский Феофил III заявил, что за решением аннулировать его признание, принятым правительством Иордании 12 мая этого года (правда, еще не утвержденным королем Абдаллой), стоят частные финансовые интересы. Этот шаг был сделан незадолго до того, как 21 мая этого года Верховный суд Израиля готовился рассмотреть петицию Патриарха о признании его государством Израиль.

Патриарх Феофил III утверждает, что назвавшие себя «представителями 70-и арабских православных общин», требующие отменить его признание Иорданией, в действительности представляют собой небольшую группу деятелей, большей частью из Назарета, преследующих свои собственные интересы. От одного из епископов газете «Афинские новости» известно, что эти же люди в течение многих лет требуют от Иерусалимского Патриархата предоставления им прав на часть церковных землевладений.

По заявлению ежедневной газеты «То Вима» от 15 мая этого года, племянник короля Абдаллы принц Гази ибн Мухаммад оказывал давление на Патриарха Феофила III в надежде получить права на значительный участок земли на берегу реки Иордан, где паломники совершают омовение, для его коммерческой эксплуатации. Подтверждая это, церковные источники сообщили «Афинским новостям», что принц также стремился добиться возведения в епископский сан архимандрита Христофора, араба по национальности.

Патриарх Феофил III отказался обсуждать поведение принца, но твердо заявил, что будет противиться любым попыткам со стороны министерств иностранных дел как Иордании, так и Греции давлением добиться поставления во епископы тех или иных лиц в надежде тем самым разрешить кризисную ситуацию.

Правительство Иордании и отступники обвиняют Патриарха в том, что он не сдержал обещаний, которые были им даны перед патриаршими выборами 2005 года, последовавшими после лишения сана патриарха Иринея, его предшественника, обвиненного в незаконной продаже части земель Восточного Иерусалима, являющихся греческой собственностью, Израильскому государству. Тогда шла речь о поставлении еще одного епископа из арабов, введении второго арабского клирика в Священный Синод и восстановлении особого Совета из клириков и мирян, дающего арабской пастве значительные права в управлении церковной собственностью (инициатива, которой особенно противится Израиль).

Патриарх напомнил, что им был рукоположен во епископы Феодосий (Аттала Анна), известный националист, теперь поддерживающий отмену признания Иорданией Патриарха Феофила III; второй же арабский епископ, ныне преставившийся, пока не замещен. Патриарх также заявил, что в его планы входит назначение второго арабского представителя в Священный Синод, но не под внешним давлением.

Патриарх заявил, что притязания на коммерческую эксплуатацию земель Иерусалимского Патриархата на берегу Иордана «имеет самую прямую и тесную связь» с попыткой правительства аннулировать его признание. «Вопрос не в том, что эти земли представляют некую материальную ценность. Собственность Патриархата неразрывно связана со святынями, и поэтому мы никогда не использовали и не будем использовать ее в коммерческих целях».

Говоря о попытках добиться заключения земельной сделки под угрозой аннулирования его признания, Патриарх отметил, что в свое время такое же давление на него пытался оказывать Израиль; теперь же эту израильскую модель отношений пытается применить Иордания.

«Патриархат подвергался давлению со стороны Израиля в связи с признанием меня патриархом. Мы всегда ясно давали понять израильским властям, что не поступимся интересами Патриархата, – сказал предстоятель Иерусалимской Церкви. – Патриархат должен почитаться как священный институт – духовный и религиозный. Нельзя обращаться с ним как с агентством недвижимости. Я подчеркиваю еще раз: я не бизнесмен, и если кого-то это не устраивает – это их проблема».

«К несчастью, теперь, когда власти Израиля стали уважительно относиться к Патриархату, возникли осложнения в отношениях с арабской стороной, на поддержку которой мы всегда опирались», – сказал Патриарх.

Патриарх Феофил III «не сомневается» в том, что Верховный суд Израиля примет наконец решение о его признании, при этом он не стал подробно объяснять причины своей убежденности в этом, будучи уверенным, что необходимое взаимопонимание между Православной Церковью и государством Израиль будет достигнуто.

Патриарх считает, что он пользуется полной поддержкой арабской паствы, которой Церковь оказывает весьма ощутимую социальную поддержку. «Паства чувствует нашу любовь. У меня нет проблем в отношениях с ней, потому что верующие знают меня лучше, чем я сам. Патриархат проявляет заботу об этих людях. С тех пор как я был избран патриархом, я много своих сил отдал и Иордании. Мы посетили множество общин, некоторые из которых не видели патриарха по 30 или даже 50 лет. В иорданском городе Зарка мы построили школу. Были восстановлены игуменские здания, а до этого здешний игумен был вынужден проживать в гостинице. Восстановлены и другие строения. На все это были потрачены значительные средства, хотя Патриархат и испытывал серьезные финансовые трудности из-за того, что Израиль тянул с утверждением меня как патриарха [1] . В Фесе (Иордания) мы построили игуменский корпус и реорганизовали общину», – рассказал он.

Читать еще:  Дормидонт побаивался этой первой встречи. Дормидонт (мужское имя)

По утверждению Феофила III, критикующие его православные из арабов – это защищающее свои интересы меньшинство, движимое поиском своей финансовой выгоды. «Это люди из Назарета, которые в свое время выступали против Иринея, а сейчас вдруг встали на его защиту. Они хотят отмены решения суда по вопросу церковной собственности, вынесенного в пользу Патриархата: речь идет о 100 акрах земли в Каср эль-Мутране в Назарете, на которые местная община хочет получить права».

Патриарх Феофил напомнил, что в тот день, когда иорданское правительство приняло решение аннулировать его признание патриархом, более 200 православных арабов собрались в Фесе и выступили с требованием отмены данного решения. «Слухи о том, что арабские общины могут продемонстрировать согласие с этим решением и отказать мне в приеме, просто ложь и злословие», – заявил он. Он напомнил о своих недавних визитах в арабские православные общины – Кану, Акру, Сачнин, Наблус и Рафидию, где ему был оказан «радушный прием».

Патриарх обратился ко всем правительствам с призывом уважать независимость Иерусалимского Патриархата. «Мы заявили генеральному секретарю греческого МИДа, встреча с которым состоялась за день до принятия Иорданией своего решения, что вне зависимости от обстоятельств мы не поддадимся никакому давлению, с какой бы стороны оно ни исходило. В любом случае никто не может диктовать нам, кого поставлять в тот или иной сан, определять на то или иное место. К сожалению, по этому вопросу мы имеем разные мнения», – добавил Патриарх, имея в виду послание Министерства иностранных дел Греции, в котором говорится о необходимости принятия Патриархом некоторых мер.

«Мы категорически отвергаем внешний инструктаж администрации Патриархата. Никто не может нам навязывать определенных лиц для рукоположения в епископы. Это должно быть понятно всем и каждому», – заявил он, подразумевая священника, которого принц Иордании хотел бы видеть епископом.

«До сих пор не прекращаются попытки вторгнутся во внутренние дела Патриархата, что совершенно неприемлемо. Это проявление неуважения к священному институту Патриархата и его независимости. Это вопиющее нарушение свободы Церкви. Частные лица, защищающие личные и иные интересы, не могут диктовать Патриархату, что делать», – подчеркнул он.

Отвечая на вопрос о рукоположении второго арабского епископа, патриарх Феофил сказал: «Мы исходим не из национальных или этнических критериев. Что значит арабский или неарабский? Мы уже рукоположили епископа из арабов. В то время среди епископов был и еще один, араб по национальности, но он позже преставился. Конечно же, мы изберем и еще одного архимандрита из арабов в Священный Синод. Но протежирование кого-либо для нас неприемлемо. Мы не можем подчинять церковные структуры служению чьим-то целям».

«В свое время подобные заслуживающие порицания действия предпринимало израильское правительство, и вот теперь точно так же действуют другие… Разве они не признают наше служение? Разве они не видят, что мы подвергались давлению со стороны Израиля и до сих пор не поддались? Выдвигаются бесстыдные и безосновательные претензии… Это спланированная кампания, не лично против меня, но против Патриархата», – заявил Патриарх.

Патриарх Феофил III отметил, что у него прекрасные отношения с королем Абдаллой, «который уважает Патриархат», и сказал, что приглашен посетить Международный экономический форум в Иордании. Патриарх указал и на то, что к вопросу независимости Иерусалимской Церкви проявили интерес и американские дипломаты.

«Мы абсолютно и полностью доверяем королю, имеющему первое и последнее слово в решении любых дел, и всегда заявляли, что Иордания была примером уважения независимости Церкви для всех общин. Эти действия исходят от других кругов», – такими словами завершил свое интервью Патриарх Иерусалимский Феофил III.

[1] По израильским законам, патриарх не имеет доступа к банковским счетам Иерусалимской Церкви, пока не будет признан государством.

«Athens new», May 18, 2007
Перевел с англ. Василий Томачинский

«Важно с точки зрения политических реалий»: зачем иерусалимский патриарх организовывает всеправославную встречу в Аммане

Патриарх Иерусалимский Феофил III призвал предстоятелей всех православных церквей мира провести встречу в столице Иордании, чтобы обсудить вопросы сохранения всеправославного единства. С таким заявлением он выступил 21 ноября на церемонии вручения премий Международного общественного Фонда единства православных народов в Москве.

«Мы открываем двери нашего дома в Иорданском Хашимитском Королевстве для проведения братской встречи в любви, дабы засвидетельствовать перед Церковью и миром единство православной церкви и нашу православную веру», — заявил Феофил III.

Патриарх Иерусалимский рассказал также о своей обеспокоенности «нынешними трудностями, омрачающими жизнь Церкви», а также нависшими над православным миром угрозами, возникшими из-за «печальных разделений».

Читать еще:  Что такое идеалист. Идеализм в философии - это духовное начало

«Мы стоим перед Богом, и у нас нет другого пути, кроме как приложить все усилия для защиты нашего единства», — подчеркнул он.

В Московском патриархате уже прокомментировали инициативу Феофила III по проведению в Аммане всеправославной встречи.

«Хочется верить, что патриарх исторически самой старшей кафедры всей православной церкви, главной кафедры по тем местам, где она находится, станет гарантом и свидетелем единства православия, сумеет преодолеть последствия беззаконных действий в отношении украинской церкви», — заявил заместитель управляющего делами Московской патриархии епископ Зеленоградский Савва (Тутунов).

В ходе своего визита в Москву Феофил III вместе с патриархом Московским и всея Руси Кириллом совершил Божественную литургию в храме Христа Спасителя. В своей речи патриарх Кирилл напомнил, что сейчас на обеих церквах «лежит особая ответственность» не только за себя, «но и за судьбу мирового Православия, которое стоит перед труднейшими вызовами».

20 ноября Феофил III и Кирилл встретились с российским президентом Владимиром Путиным в Кремле. Глава государства отметил, что братское общение между патриархами «укрепляет взаимоотношения между верующими».

Иерусалимская православная церковь считается старейшей, а каноническая территория Иерусалимского патриархата — это Иордания, где Феофил III и предложил провести встречу.

Украинский раскол

По мнению руководителя Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН Романа Лункина, предложение Феофила III имеет огромное значение в контексте конфликтов и противоречий, возникших сегодня в церковном мире.

«Впервые на общеправославном уровне будет обсуждаться сложившаяся конфликтная ситуация. Это важно. Ведь ещё с прошлого года, когда только назревал конфликт между Русской православной церковью и Константинопольским патриархатом в связи с предоставлением последним автокефалии украинским раскольникам, звучали разговоры о всеправославном соборе. Но константинопольский патриарх Варфоломей никак не реагировал на эти призывы. Поэтому предложенная иерусалимским патриархом встреча — единственная возможность для обсуждения сложных вопросов православным миром. Собрать Собор православных церквей сейчас невозможно из-за позиции Константинополя», — отметил эксперт в беседе с RT.

Похожей точки зрения придерживается заместитель директора Института истории и политики МПГУ Владимир Шаповалов.

«Встреча православных церквей нужна, поскольку в православном мире действительно произошёл раскол. Православная церковь, хранившая единство (вопреки всем противоречиям и сложностям), теперь это единство утратила в результате действий константинопольского патриарха», — пояснил собеседник RT.

Напомним, что в конце 2018 года с подачи администрации тогдашнего президента Украины Петра Порошенко и константинопольского патриарха Варфоломея в Киеве состоялся так называемый объединительный собор, в котором приняли участие представители двух раскольнических структур — Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ) и УПЦ КП.

Собор принял решение о создании так называемой Православной церкви Украины (ПЦУ), предстоятелем которой стал бывший епископ УПЦ КП Епифаний (Думенко), получивший титул митрополита Киевского и всея Украины.

При этом самая многочисленная по количеству прихожан и единственная каноническая на территории страны Украинская православная церковь Московского патриархата это мероприятие проигнорировала.

Ранее деятели УАПЦ и УПЦ КП обратились к Константинополю с просьбой о предоставлении автокефалии новой украинской церкви, которую планировалось создать из неканонических структур. Активным лоббистом этой идеи был Пётр Порошенко, который шёл на выборы с лозунгом «Армія, мова, віра» («Армия, язык, вера»).

Решение Варфоломея предоставить ПЦУ автокефалию не встретило понимания в православном мире.

По мнению доктора церковной истории, кандидата исторических наук священника Александра Мазырина, украинская история связана с амбициями константинопольского патриарха, который принял решение об автокефалии единолично, поставив себя, таким образом, выше остальных православных патриархов.

«Он обнажил проблему особого масштаба и выявил такие искажения экклезиологии со стороны Фанара, которые трудно квалифицировать иначе как ересь», — отмечал Мазырин в статье для издания «Журнал Московской Патриархии».

Из пятнадцати православных церквей решение патриарха Варфоломея поддержали, за исключением самого Фанара (Константинопольского патриархата), только две: Элладская и Александрийская православные церкви.

Со своей стороны, РПЦ прекратила евхаристическое общение с главой Элладской церкви архиепископом Афинским Иеронимом. Аналогичное решение было принято и в отношении александрийского патриарха: его имя больше не поминается при совершении патриарших богослужений в Русской православной церкви. Разрыв евхаристического общения произошёл также и с Константинопольской православной церковью.

«Осознают губительность»

По мнению экспертов, поддержавшие Константинополь православные иерархи вряд ли прибудут на встречу в Аммане, анонсированную Феофилом III.

«Скорее всего, эта идея не встретит одобрения у инициаторов раскола во главе с константинопольским патриархом», — считает Шаповалов.

Как отметил эксперт, церковный конфликт влияет и на политическую сферу, несмотря на то что в большинстве христианских стран религия отделена от государства на конституционном уровне.

«Церковный конфликт отражается на политической жизни, на политической деятельности. Противоречия между церковными общинами, иерархами приводят к осложнениям в отношениях между государствами. В то же самое время межцерковный диалог, формирование консенсусной позиции по вопросам, по которым существуют противоречия, будет способствовать сближению политических систем тех или иных государств», — добавил Шаповалов.

Читать еще:  Мусульманское имя алим. Алима, имя: значение и происхождение

При этом эксперт обратил внимание, что Иордания была выбрана в качестве места встречи неслучайно: в последние годы Ближний Восток стал опасным местом для православных общин, отмечались даже случаи геноцида православного населения со стороны террористических структур.

«Избрание Аммана в качестве площадки для межцерковного диалога не просто символично, поскольку это святая земля, но также и глубоко важно с точки зрения политических реалий. Россия, включая Русскую православную церковь, предпринимает серьёзные усилия для помощи православным общинам Ближнего Востока», — считает Шаповалов.

По мнению члена экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Минюсте РФ Романа Силантьева, идея провести встречу православных патриархов в Иордании несколько запоздала и уже не принесёт необходимого эффекта.

«Александрийский и элладский патриархи уже признали украинскую ПЦУ, сейчас они вряд ли пойдут на попятную, чтобы не потерять лицо. Инициатива провести такую встречу хорошая, но вряд ли она даст практический эффект. Однако лучше открыто обсудить раскол, чем создавать видимость согласия, которого уже нет», — отметил эксперт в беседе с RT.

Иной точки зрения придерживается Роман Лункин. По его мнению, сам факт такой встречи станет одной из больших побед церковной дипломатии и Русской православной церкви.

«Рано или поздно сторонники Константинопольского патриархата осознают губительность подхода Варфоломея, который взял на себя роль властителя православного мира, вершителя судеб разных народов. Это совсем не евангельская позиция», — подытожил эксперт.

Патриарх Иерусалимский бросил перчатку патриарху Вселенскому

В РПЦЗ требуют от Константинополя покаяться за украинскую автокефалию

Фото jerusalem-patriarchate.info

Архиерейский синод Русской православной церкви Заграницей (РПЦЗ) осудил учреждение Вселенским (Константинопольским) патриархом Варфоломеем института экзархов по Украине и назначение зкзархами архиепископа Памфильского Даниила (Зелинского) и епископа Эдмонтонского Илариона (Рудныка). Оба архиерея относятся к украинским православным церквам США и Канады. РПЦ и РПЦЗ считают обе украинские церкви Западного полушария раскольническими группировками под омофором Константинополя.

«Молитвенно предстоя Богу с многострадальной братской Украинской православной церковью во главе c почитаемым в православном мире митрополитом Киевским и всея Украины Онуфрием (Березовским. – «НГ») – предстоятелем единственной признанной канонической Церкви Христовой на территории Украины, – мы – члены Архиерейского синода – выражаем свое глубокое возмущение вопиющим нарушением священных канонов Константинопольской православной церковью», – говорится в заявлении Синода РПЦЗ. Назначение эмиссарами Варфоломея в Украине Даниила (Зелинского) и Илариона (Рудныка) в РПЦЗ назвали «грубым и беспрецедентным вторжением на чужую каноническую территорию, имеющую собственную поместную церковь, которая одна отвечает за православную паству в этой стране». «Таковой шаг патриарха Варфоломея и его собратьев-архипастырей угрожает единству святого православия», – заявляют в РПЦЗ. 8 сентября с.г. решение Варфоломея о переходе Украины под руку Константинополя поддержала находящаяся в составе Вселенского патриархата Финляндская православная церковь (ФПЦ). В работе проходивших в начале сентября синаксиса и синода Вселенского патриархата, где Варфоломей признал власть РПЦ над Украиной неканонической, приняли участие глава ФПЦ архиепископ Карельский и всея Финляндии Лев (Макконен) и митрополит Оулу Илия (Валлгрен). «Вопрос предоставления автокефалии церкви в Украине прекрасно проработан и ясно изложен. Мы ощутили, что как его святейшество патриарх Варфоломей, так и его синод твердо стоят на своих решениях», – заявил митрополит Илия после возвращения делегации ФПЦ в Финляндию. Глава ФПЦ архиепископ Лев заявил, что «украинские» церковные заседания по их исторической важности для мирового православия сравнимы с Критским собором лета 2016 года. «В церквах, не принимавших участия в его работе, теперь испытывается сожаление по этому поводу», – отметил глава ФПЦ, указывая на Русскую, Антиохийскую, Грузинскую, Болгарскую церкви, не пославших на Крит своих делегатов.

От лица «многочисленных эмигрантов и их потомков из стран исторической Руси» Синод РПЦЗ призвал все поместные православные церкви мира к «горячим молитвам» о мире в Украине и «безоговорочному противостоянию тому злу, которое окружает наших гонимых братьев и сестер» из Украинской православной церкви Московского патриархата (УПЦ-МП). Поддержавших решение Константинополя по Украине православных иерархов «зарубежники» призывают к покаянию, а непризнанные украинские церкви – к прошению о приеме в канонические православие.

Глава Иерусалимской церкви патриарх Феофил III в понедельник встречался в Иерусалиме с делегатом главы УПЦ-МП, митрополитом Запорожским Лукой (Коваленко). «Глобализация имеет своей главной целью разрушение православной церкви. Это происходит по всему миру, в том числе и в Украине. Вмешательство представителей одной церкви в дела другой под влиянием политиков – это признаки такого процесса. Мы молимся за нашего собрата митрополита Онуфрия и многострадальный народ Украины», – сказал митрополиту Луке Феофил III.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Источники:

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/41357.htm
http://russian.rt.com/world/article/689403-patriarh-feofil-iordaniya
http://www.ng.ru/faith/2018-09-10/2_7307_church.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: