Патриарх адриан. Мемория

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Главные новости

В праздник Собора Пресвятой Богородицы Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Успенском соборе Московского Кремля

В праздник Рождества Христова Предстоятель Русской Церкви совершил великую вечерню в Храме Христа Спасителя

В праздник Рождества Христова состоялся телемост Святейшего Патриарха Кирилла с членами экипажа Международной космической станции

Святейший Патриарх Кирилл посетил Рождественскую елку в Храме Христа Спасителя в Москве

Святейший Патриарх Кирилл: Участие в Литургии изменяет человеческую душу

Адриан, Патриарх Московский и всея Руси

Патриарх Московский и всея Руси Адриан (в миру Андрей) родился в Москве 2 октября 1637 г. или 1627 г. (по некоторым данным 1639 г.).

Впервые упомянут в 1678 г. как архимандрит Чудова монастыря (1678-86 гг.), где по его благословению был сооружен соборный храм в честь святителя Алексия с Благовещенским приделом, а также церковь святого апостола Андрея Первозванного.

Известно, что во время стрелецкого восстания в мае 1682 г. архимандрит Адриан насильно постриг в монашество К.П. Нарышкина (отца царицы Наталии); осенью 1682 г. ездил с грамотами Патриарха Иоакима в Троице-Сергиев монастырь к царевне Софье Алексеевне.

21 марта 1686 г. Патриархом Иоакимом хиротонисан в митрополита Казанского и Свияжского. О деятельности митрополита Адриана в Казанской епархии сведений практически не сохранилось. Известно, что он делал вклады на благоукрашение Благовещенского собора и написал книгу «О древнем предании святых апостол и святых отец, како подобает всякому православному христианину на знамение креста. персты слагати и како на себе оный изображати».

Во время последней болезни Патриарха Иоакима (6-17 марта 1690 г.) митрополит Адриан находился в Москве и в качестве доверенного лица Первосвятителя управлял делами Церкви. При поддержке царицы Наталии Кирилловны 22 августа был избран и 24 августа 1690 г. поставлен в Патриарха Московского и всея Руси.

В послании пастве в связи с возведением на Патриарший престол Адриан обосновал соотношение священства и царства и дополнил его 24 увещаниями к российской пастве, в которых призывал хранить церковное предание, соблюдать посты, защищать вдов и сирот, осуждал ростовщичество, неправедный суд, а также «нововводные чужестранные обычаи» Петра I, в т.ч. брадобритие, европейскую одежду и курение табака. Однако начинания царя, направленные на благое устроение Отечества (строительство флота, военные и социально-экономические преобразования), получили со стороны Патриарха помощь и поддержку.

Епархиальное управление при Патриархе Адриане продолжало сохранять вид и характер, установленные Патриархом Иоакимом. Для упорядочения церковной жизни были изданы «Инструкция старостам поповским» с более точным распределением дел по приказам, а также «Святительское поучение к новопоставленным священникам».

Перу Патриарха Адриана также принадлежат службы святым Донату, Ипатию, Даниилу Московскому и Даниилу Переяславскому, несколько поучений, письма разным лицам, в том числе два Петру I, и несколько грамот, среди которых одна с похвалою будущему святителю Димитрию, митрополиту Ростовскому (тогда еще игумену), к которому Патриарх особенно благоволил за составление Четьих-Миней.

С 1696 г. Патриарх Адриан заболел «параличной болезнью», в марте 1697 г. он составил духовное завещание, в котором, в частности, наставлял Петра I пребывать в родительском благочестии. Отношения царя и Предстоятеля обострились после отказа последнего насильно постричь в монашество супругу Петра I царицу Евдокию Лопухину (1698 г.). Во время расправы над стрельцами в 1698-99 гг. Патриарх Московский выступил с печалованием о казнимых, однако его ходатайство было отвергнуто Петром.

В 1698 г. Патриарх Адриан благословил причислить к лику святых Евфросинию Суздальскую, мощи которой были открыты еще в ХVI веке, и совершать ей память 25 сентября (8 октября). В 1698 г. состоялись два Собора.

Читать еще:  Христос о втором пришествии. Россия перед вторым пришествием

Из-за болезни часто жил в Перервинском монастыре святителя Николая под Москвой. К 1699 г. окончательно отошел от дел, поручив управление архидиакону Ионе Григорову. Скончался в Перервинской обители 15 октября 1700 г., на 73-м году жизни; погребен в Успенском соборе Московского Кремля. Царь на погребении не присутствовал.

АДРИАН МОСКОВСКИЙ

Родился 2 октября 1637 или 1627 или 1639 г.

Впервые упомянут в 1678 г. как архимандрит московского Чудова монастыря (1678–1686), где по его благословению был возведен Благовещенский собор.

Архимандрит Адриан ввел в обители строгие порядки: в понедельник, среду и пятницу ворота монастыря не открывались, на богослужении мужчины стояли отдельно от женщин, для чего были устроены отдельные входы.

Во время стрелецкого восстания в мае 1682 г. Архимандрит Адриан насильно постриг К. П. Нарышкина (отца царицы Наталии). Осенью 1682 г. Адриан ездил с грамотами Патриарха Иоакима в Троице-Сергиев монастырь к царевне Софье Алексеевне.

21 марта 1686 г. Патриархом Иоакимом архимандрит Адриан был хиротонисан на Казанскую и Свияжскую митрополию. Здесь он написал сочинение против старообрядцев в защиту троеперстия – «О древнем предании святых апостол и святых отец. како подобает всякому христианину на знамение креста и на лице своем руки персты и кия слагати». Во время последней болезни Патриарха (6–17 марта 1690) митрополит Адриан находился в Москве и в качестве доверенного лица Первосвятителя управлял делами Церкви.

При поддержке царицы Наталии Кирилловны 22 августа был избран и 24 августа 1690 г. поставлен в Патриарха Московского и всея Руси.

В послании пастве в связи с возведением на Патриарший Престол Адриан обосновал соотношение священства и царства («два начальства вышнейших на земле священство и царство») и дополнил его 24 увещаниями к российской пастве, в которых призывал хранить церковное предание, соблюдать посты, защищать вдов и сирот, осуждал ростовщичество, неправедный суд, а также «нововводные чужестранные обычаи», в том числе брадобритие, европейскую одежду и курение табака.

Другое окружное послание Патриарха Адриана также было посвящено брадобритию: священникам вменялось в обязанность отлучать от Церкви тех, кто следует этому обычаю. Однако Патриарх Адриан не распространил это повеление в отношении Петра I.

Царь бывал на приеме в Патриарших палатах, и Патриарх Адриан благословлял его в 1695 г., перед началом азовского похода, в 1696 г., после взятия Азова, и в 1698 г., по возвращении Петра из «великого посольства». На средства Патриаршей казны по приказу царя были выстроены 2 корабля (1698). Сохранилась (частично опубликована) переписка Патриарха Адриана с Петром, а также грамоты Первосвятителя, записанные его секретарем иеромонахом Карионом (Истоминым), воеводам Б. П. Шереметеву, А. С. Шеину, Б. А. Голицыну, гетману И. С. Мазепе и другим.

С 1696 г. Патриарх Адриан был одержим «параличной болезнью», в марте 1697 г. он составил духовное завещание, в котором, в частности, наставлял Петра I пребывать в родительском благочестии. Отношения царя и Патриарха обострились после отказа последнего насильно постричь супругу Петра I царицу Евдокию Лопухину (1698).

Во время жестокой расправы над стрельцами в 1698–1699 гг. Патриарх Адриан выступил с печалованием о казнимых, но его ходатайство было отвергнуто Петром. Известна проповедь, сказанная Святейшим Патриархом Адрианом перед благодарственным молебном в Успенском соборе по поводу подавления стрелецкого бунта, в которой Первосвятитель просил проявить милосердие к рядовым участникам бунта, однако призыв Патриарха не был услышан и казни продолжались.

Из-за болезни Патрарх Адриан часто жил в Перервинском монастыре святителя Николая под Москвой. В 1698–1699 гг. он окончательно отошел от дел, поручив управление Церковью архидиакону Ионе Григорову, в деятельности которого П. Ф. Николаевский видел один из поводов для отмены Патриаршества. По мнению современного исследователя А. П. Богданова, обвинение Ионы Григорова в злоупотреблениях не обоснованы. В последние годы Патриаршества Адриана назначения епископов часто производились по указанию Петра без согласования со Святейшим Патриархом. Так, в 1699 г. царь распорядился поставить Крутицким митрополитом престарелого митрополита Нижегородского Трифиллия (Инихова), в то время как Патриарх Адриан желал видеть на этой кафедре архиепископа Афанасия (Любимова) (Крутицкие архиереи традиционно являлись помощниками Первосвятителей в делах общецерковного управления.)

Читать еще:  Когда новолуние в апреле года. Магия чисел

В Патриаршество Адриана состоялись два Собора (оба в 1698). На Соборе в июне рассматривалось дело диакона Петра Артемьева, принявшего и распространявшего католичество. Артемьев был осужден и приговорен к ссылке сначала в Холмогоры, потом – в Соловецкий монастырь, где и умер. На втором Соборе обсуждалось дело Юшки Микляева (Михеева), дьячка Шелонской пятины Новгородской земли, который, не будучи рукоположен, совершал крещения, венчания и отпевания: эти обряды были признаны Собором недействительными.

Важным памятником деятельности Адриана по управлению Церковью является «Наказ старостам поповским и благочинным строителям» (конец 1697), определявший сферы обязанностей, с одной стороны, выборных поповских старост и, с другой – назначавшихся архиереем благочинных. «Управители» (благочинные) должны были, в соответствии с «Наказом» разбирать определенного рода тяжбы между клириками, надзирать за епархиальным духовенством, за правильностью совершения богослужения, за благочестием паствы, а также за своевременным сбором податей. Сбором податей занимались поповские старосты, являвшиеся, по «Наказу», посредниками между «управителями» и духовенством. Поповские старосты должны были защищать интересы духовенства в суде, а также сообщать в Патриаршие приказы о злоупотреблениях «управителей». «Наказ» устанавливал сферы компетенции епархиального и Патриаршего церковного суда, ограждал церковный суд от вмешательства светских властей.

К «Наказу» прилагались 13 статей указа Петра о замене во всяких делах судов и очных ставок (т. е. состязательного судебного процесса) розыском (расследованием). В 1700 г. в связи с подготовкой нового государственного уложения по поручению Патриарха Адриана были составлены «Статьи о святительских судах» («О святых судах») с целью защитить церковный суд, а также имущество и права Церкви в новом законодательстве.

Сохранилась обширная переписка Патриарха Адриана в связи с управлением Киевской митрополией. Своим невмешательством в церковный суд митрополии Патриарх Адриан способствовал укреплению авторитета Киевского митрополита Варлаама (Ясинского). Патриарх Адриан издал распоряжение запретить служение в церквах странствовавшим по Украине многочисленным «неведомым греческим архиереям» и определить их на жительство в монастыри.

В 1695 г. Патриарх Адриан отказал Холмогорскому архиепископу Афанасию в требовании полностью подчинить ему Соловецкий монастырь, сохранил в монастыре архимандритию и право обращаться непосредственно к Патриарху.

При Патриархе Адриане по требованию Иерусалимского Патриарха Досифея II (Нотара) из Москвы в августе 1694 г. были изгнаны братья Иоанникий и Софроний Лихуды, что привело к упадку Славяно-греко-латинской академии. В 1700 г. при содействии Патриарха Адриана ректором Академии стал игумен Палладий (Роговский).

В конце 1698 г. Святейший Патриарх Адриан написал «Извещение о церковно-школьном образовании», где изложил свою беседу с царем о необходимости поставлять на священные степени грамотных людей, для чего нужно устраивать новые школы и следить за порядками в уже существующих. В «Извещении» говорится о вреде обучения у иностранцев и необходимости иметь рус. учителей. В 1700 г. было введено новое летосчисление – от Р. Х., началом года стали считать не 1 сентября, а 1 января. Тогда же было отменено совершавшееся в Вербное воскресенье «шествие на осляти».

Патриарх Адриан является автором служб святым Донату, Ипатию, Даниилу Московскому и Даниилу Переяславскому (1696). Г. А. Скворцов указывает 34 произведения Патриарха Адриана, но при этом отмечает, что «Патриарху принадлежит инициатива, тон и характер, иногда редакция, а не самое написание».

Читать еще:  Сонник женщина в белом платье снится мужчине. Женщина в белом одеянии

Патриарх Адриан оказал поддержку святому Димитрию Ростовскому в деле составления Четьих-Миней.

Непротивление Патриарха Адриана антицерковной политике Петра I вызывало резкие отзывы современников (известны обличения юродивого Ивана Нагого, митрополита Сибирского и Тобольского Игнатия (Римского-Корсакова)) и критику со стороны позднейших историков (например А. В. Карташёва).

Патриарх Адриан скончался 16 октября 1700 г. и был погребен в Успенском соборе Московского Кремля, царь на погребении не присутствовал.

Патриарх Адриан

В допетровское время полный титул был так: Святейший Кир Адриан, архиепископ Московский и всея России и всех Северных стран Патриарх.

Будучи ещё архимандритом Чудова монастыря, Адриан сумел обратить на себя внимание патриарха Иоакима, поставившего его в 1686 году митрополитом казанским и свияжским.

В патриархи Адриан возведён 24 августа 1690 года.

Десятилетняя деятельность Адриана, заключившая собой патриаршеский период, представляет большой интерес тем, что Адриан, расположенный к старине и неохотно отзывавшийся на реформы Петра, должен был сознать справедливость и меткость многих указаний Петра на неустройства в церковном управлении и выступил с некоторыми поправками, сделавшимися началом Петровских реформ в области церкви. Так, данная им 26 декабря 1697 г. архимандриту Рождественского (Владимирского) монастыря Иосифу инструкция старостам поповским или благочинным смотрителям стремится поправить многое, что требовало поправления и не ускользнуло от взора Великого Петра. Именно здесь видим заботы о наблюдении везде церковного благочиния, снабжении всех церквей исправными печатными книгами и служебниками, всеми церковными принадлежностями и прочее, о наблюдении, чтобы не было священников без письменных грамот, чтобы бродячие и чёрные попы у приходских священников треб не отбивали, чтобы мирские люди самовольно на себя монашеских одеяний не надевали, чтобы суд отправлялся не иначе, как при старостах, и т. д. (1-е П. С. З. № 1611). Точно так же другое его распоряжение (1698), чтобы нигде не дозволять устраивать новых монастырей без государева указа (№ 1629). Несмотря на то что Адриан дозволял себе иногда с резкостью возражать государю, сам явился, однако, с предложением в Палату об уложении обработать статьи «о святительском суде».

При патриархе Адриане было два собора: один (1697) по поводу дьячка Михеева, предлагавшего новые догматы касательно крещения и других обрядов, другой по поводу (1698) дьякона Петра, утверждавшего, что папа есть истинный пастырь.

Незадолго до его патриаршества разрешилась борьба двух учений об евхаристии — братьев Лихуды и Сильвестра Медведева. Первые, представляя традиционную «греческую» партию, учили, что хлеб и вино становятся телом и кровью Иисуса Христа уже до произнесения тайносовершителем слов Иисуса Христа: «приимите, ядите» и «пийте от нея вси»; а Медведев и иные из «латинской» партии доказывал, что таинственное пресуществление совершается только после произнесения этих слов. Патриарх, по-видимому, разделявший учение братьев Лихуды, передал этот спор на разрешение восточным патриархам, и учение братьев Лихуды было признано правильным. Но тем не менее братья оставались удаленными в Костромском Ипатьевском монастыре, и учение их, изложенное в книге «Щит веры», оставалось ненапечатанным.

Патриархом Адрианом написано было несколько проповедей и богословских толкований, из которых некоторые были напечатаны; из них важнейшие: представленная в Палату об уложении «Записка о святительских судах» (напеч. в ст. Калачева, о значении кормчей в системе др. русского права, 1849) и «Грамота о бороде» (напеч. Есиповым, «Раскольничьи дела», 2 т., и по приводимой у него короткой редакции перепечатана в I т. «Критико-биографического словаря» Венгерова, 1889).

Источники:

http://www.patriarchia.ru/db/text/671300.html
http://drevo-info.ru/articles/4180.html
http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/79447

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector