Отец всеволод раифский монастырь. Архимандрит всеволод (захаров)

Отец всеволод раифский монастырь. Архимандрит всеволод (захаров)

4432

23 января 1959 года — 20 августа 2016 года

Наместник Раифского Богородицкого мужского монастыря

Архимандрит Всеволод (Вячеслав Александрович Захаров) родился 23 января 1959 года в городе Казани в многодетной семье. Его мать одна воспитывала шестерых детей.

В церковь будущий священнослужитель ходил с детства. Нёс послушания алтарника в Никольском соборе города Казани и иподиакона епископа Казанского и Марийского Пантелеимона.

После окончания Казанской средней школы №1, в 1977 году поступил в Московскую духовную семинарию.

В 1981 году в г. Курске архиепископом Курским и Рыльским Хризостомом рукоположен во иереи. Пастырское служение начинал в Курской епархии настоятелем Крестовоздвиженского храма в селе Черкасское-Поречное Суджанского района.

В 1985 году был переведен в Казанскую и Марийскую епархию. Был назначен настоятелем храма святых апостолов Петра и Павла города Зеленодольска. Активно восстанавливал жизнь прихода, создал одну из первых детских воскресных школ в СССР.

В 1989 году принял монашеский постриг с именем Всеволод в честь благоверного князя Всеволода Псковского. В том же году возведен в сан игумена. Постриг и возведение в сан игумена совершил епископ Казанский и Марийский Анастасий.

В 1991 году игумен Всеволод впервые посетил Раифский монастырь, на территории которого располагалось специальное училище для несовершеннолетних преступников. В 1992 году его трудами обитель начала восстанавливаться.

В 1993 году был возведен в сан архимандрита.

В 2007 году окончил Московскую академию государственного и муниципального управления при Президенте Российской Федерации. Член Ученого совета Волжско-Камского государственного природного заповедника.

Член Общественного совета Республики Татарстан.

Кавалер Ордена Дружбы. За содействие укреплению дружбы между народами награжден дипломами ряда международных общественных организаций (ЮНЕСКО и др.)

За большой вклад в организацию духовного и нравственно-эстетического воспитания сотрудников органов внутренних дел Республики Татарстан и личные заслуги в укреплении законности и правопорядка в июне 2002 года награжден медалью министра внутренних дел России «200 лет МВД России».

В октябре 2005 года удостоен медали «В память 1000-летия Казани» за значительный вклад в развитие столицы Татарстана.

Участник энциклопедического издания «Гордость города Казани», приуроченного к празднованию 1000-летия города Казани.

В 2007 году от имени Президента Республики Татарстан М.Ш. Шаймиева награжден дипломом республиканского конкурса «Благотворитель года».

В ноябре 2007 года в Казани архимандриту Всеволоду был вручен сертификат о присвоении звания «Хранитель Заповедных островов».

Почетный гражданин Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан.

За большой вклад в совершенствование духовного и нравственно-эстетического воспитания сотрудников органов внутренних дел Республики Татарстан, а также в связи с 50-летием награжден почетной грамотой от Министерства внутренних дел РТ.

В январе 2009 году удостоен Благодарственного письма от премьер-министра РТ Р.Н. Минниханова за значительный вклад в духовно-нравственное возрождение и укрепление межнационального и межконфессионального мира и согласия в республике.

В январе 2009 года, к 50-летию со дня рождения, удостоен Благодарственных писем от Президента РТ М.Ш. Шаймиева, министра внутренних дел по РТ А.Сафарова.

За заслуги в укреплении православных и духовных традиций и за личный вклад в возрождение Православия в России награжден орденом Русской Православной Церкви святого князя Александра Невского II степени.

Во внимание к усердным пастырским трудам и в связи с 50-летием со дня рождения награжден орденом Русской Православной Церкви преподобного Сергия Радонежского II степени.

За большой вклад в дело сохранения межнационального и межконфессионального согласия в Республике Татарстан 10 февраля 2010 года глава Госсовета РТ — председатель Ассамблеи народов Татарстана Фарид Мухаметшин вручил отцу Всеволоду благодарственное письмо и памятную медаль Госсовета РТ.

В связи с 55-летием со дня рождения награжден медалью Первосвятителя Гурия Казанского и медалью «За доблестный труд». Впервые в РТ этой светской награды был удостоен священнослужитель.

Во внимание к трудам на благо Святой Церкви 24 декабря 2015 года удостоен юбилейной медали Русской Православной Церкви «В память 1000-летия преставления равноапостольного великого князя Владимира».

Утром 20 августа 2016 года на 58-м году жизни отец Всеволод скоропостижно скончался.

Олег Морозов: «Отец Всеволод сказал мне: «Случится Божественное чудо. »

Близкий знакомый почившего сегодня настоятеля Раифского монастыря рассказывает, каким он был и почему лягушки в пруду обители не квакают

Православный мир Татарстана сегодня скорбит по скоропостижно скончавшемуся наместнику Раифского монастыря отцу Всеволоду. Пока «БИЗНЕС Online» готовит о нем развернутый материал, о своем знакомом рассказывает сенатор от Татарстана Олег Морозов и говорит о нем как о «большом фантазере в хорошем смысле слова», которому удалось очаровать свой мечтой о восстановлении монастыря всех, включая сильных мира сего.

Сегодня рано утром в своем рабочем кабинете скончался наместник Раифского монастыря отец Всеволод (справа), стоявший у истоков возрождения монастыря

МИТРОПОЛИТ ФЕОФАН: «ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ И РАИФСКИЙ БОГОРОДИЦКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ ПОНЕСЛИ БОЛЬШУЮ УТРАТУ»

Сегодня рано утром в своем рабочем кабинете скончался наместник Раифского монастыря отец Всеволод, стоявший у истоков его возрождения. Основная версия случившегося — тромбоз легочной артерии. Похороны отца Всеволода пройдут завтра. Отпевание начнется в 9:00 в соборе Грузинской иконы Божией Матери. Заупокойную литургию и чин монашеского отпевания почившего в Раифской Богородицкой обители возглавит митрополит Казанский и Татарстанский Феофан.

«Православная церковь и Раифский Богородицкий мужской монастырь понесли большую утрату со смертью архимандрита Всеволода, — заявил „БИЗНЕС Online“ митрополит Казанский и Татарстанский Феофан. — Этот человек созидал очень многое, а то, что он сделал для Раифской обители, невозможно выразить в двух словах. Только вчера я разговаривал с отцом Всеволодом по телефону по дороге в Набережные Челны, он как раз отслужил божественную литургию по случаю праздника Преображения Господня».

Архимандрит Всеволод (в миру — Вячеслав Захаров) родился 23 января 1959 года в Казани в многодетной семье, где мать одна воспитывала шестерых детей. В церковь ходил с детства, нес послушания алтарника и иподиакона. После окончания Казанской средней школы №1 в 1977 году поступил в Московскую духовную семинарию. В 1981 году в Курске рукоположен во иереи.

В 1989 году принял монашеский постриг с именем Всеволод и возведен в сан игумена. В 1991 году впервые посетил разрушенный Раифский монастырь, где в то время располагалось спецучилище для несовершеннолетних преступников. Начал восстановление обители в 1992 году. В 1993 году был возведен в сан архимандрита. За два с лишним десятка лет из разрушенной обители Раифский монастырь превратился в одну из главных православных жемчужин республики, место паломничества верующих и обязательное место для посещения туристов, включая многочисленных VIP’ ов.

Читать еще:  В чем философская специфика. Реферат: Специфика философского знания

«БИЗНЕС Online » готовит подробный репортаж из Раифы, а пока предлагает читателям интервью с членом Совета Федерации Олегом Морозовым, который знал отца Всеволода с самого момента начала восстановления монастыря.

«СЛУЧИТСЯ БОЖЕСТВЕННОЕ ЧУДО — И НА ЭТОМ МЕСТЕ БУДЕТ РОСКОШНЫЙ МОНАСТЫРЬ»

— Олег Викторович, говорят, что вы были достаточно близко знакомы с отцом Всеволодом.

— Насчет близкого знакомства это преувеличение. Но действительно отец Всеволод был человеком очень неординарным, ярким. Когда в 1993 году началась моя первая избирательная кампания в Государственную Думу, я тогда впервые совершенно случайно оказался на территории Раифского монастыря. Он находился на территории моего избирательного округа в Зеленодольском районе, и я туда заехал посмотреть. Он тогда был в абсолютнейшей разрухе, только начинались реставрационные работы. И вот тогда мы познакомились с отцом Всеволодом. Он мне запомнился таким с хитринкой — очень остроумный, образованный человек.

Он тогда сказал одну фразу, которая мне запомнилась: «Случится Божественное чудо — и на этом месте будет роскошный монастырь. Сейчас разруха, ничего нет, но, поверьте мне, здесь все будет — через некоторое время здесь будет полноценный монастырь, восстановятся все храмы». И так далее.

— Вы тоже оказывали помощь в восстановлении монастыря?

— Я по мере сил помогал тогда процессу. Это были разные формы помощи: и спонсоров привлекал, и монахов одевал, и с кровлей помогал на одном из храмов, и станки вывозил из Успенского собора.

И мы постоянно раз в год-два с ним пересекались по теме монастыря. Отец Всеволод очень болел этой темой. Для него это был ребенок, его собственный ребенок, которого он холил, лелеял, растил и вкладывал в него душу и сердце. Интересно, что он как-то умел сделать эту историю всеобщей — все, кто хоть раз бывал в этом монастыре, так или иначе включались в процесс его обустройства и восстановления. И я в этом смысле не исключение. Он обладал даром увлекать людей собственными идеями, проектами. Умел так представить свое детище, что все влюблялись в этот монастырь, все туда приезжали и вносили свою лепту в его восстановление.

Однажды у меня был такой проект — я возглавлял депутатскую группу «Регионы России». В нее входили где-то 50 депутатов. Вот представьте, они сняли самолет и с женами — человек 100 — прилетели в Татарстан. Моя цель была показать РТ, и одним из этапов нашей работы в республике было посещение Раифского монастыря.

Представьте, такое количество депутатов приехало в монастырь, нас принимал отец Всеволод, был концерт детей из монастырской школы, пел замечательный хор монастыря, где четыре парня фантастически поют. Я помню, что эффект был ровно такой, какой я и ожидал, — все мои депутаты влюбились и во Всеволода, и в монастырь. Потом многие из тех, кто имел финансовые возможности, тоже помогали.

Кто был среди этих депутатов?

— Мартин Шаккум, Николай Герасименко, Александр Жуков — он тогда был депутатом нашей группы, Тельман Гдлян, Валентин Степанков — бывший прокурор России, Элла Памфилова, Борис Громов — герой Советского Союза. Это были очень знаковые, известные люди. Это было в 1998 году, а может, и позже, точно не помню уже.

«ОТЕЦ ВСЕВОЛОД БЫЛ ТАКОЙ БОЛЬШОЙ ФАНТАЗЕР В ХОРОШЕМ СМЫСЛЕ ЭТОГО СЛОВА»

Не боитесь, что слишком многое в Раифском монастыре было сосредоточено на отце Всеволоде и без него монастырь уже не сможет так развиваться?

— Мне кажется, что уже нет. Сейчас это полноценно действующий великолепный объект — архитектурный, исторический. Паломничество туда, как и сам монастырь, известно по всей стране. Нет, наверное, такого известного имени видного политического и общественного деятеля, кто приезжал бы в Татарстан и не побывал бы в Раифском монастыре. Таких, наверное, просто нет. На входе в монастырь есть доска (где, по-моему, есть и моя фамилия), там указаны фамилии людей, которые помогали в деле возрождения Раифского монастыря. Можно посмотреть — там фамилии очень многих известных людей. Там и Чубайс, там и покойный Починок, который, кстати, даже венчался в Раифском монастыре. Очень много известных людей так или иначе связаны с этим монастырем.

И очень много легенд! Отец Всеволод любил рассказывать очень много легенд, которые сам, скорее всего, и сочинял.

— Какие, например?

— Про то, что лягушки в Раифском пруду не квакают. Якобы один из старцев, когда лягушки квакали и мешали молитве монахов, вышел на берег, помолился, попросил Бога, чтобы лягушки не квакали. Попросил, чтобы они жили в этом пруду, но, по крайней мере, не квакали. С тех пор лягушки в этом пруду не квакают (смеется). Так мне рассказывал отец Всеволод. Так это было или нет, я не знаю, но правда в том, что, как говорят, лягушки в этом пруду почему-то действительно не квакают. В брачный период, когда все лягушки поют, там они молчат.

Еще одна легенда связана с Алланом Чумаком. Якобы Чумак как человек, который знался с нечистой силой, не смог войти в этот монастырь. Когда он проходил через входные ворота монастыря, ему стало плохо. Он сделал вторую попытку — опять не получилось. И так и не смог войти на территорию монастыря.

То есть отец Всеволод был такой большой фантазер, в хорошем смысле этого слова. И он умел представить свое детище очень, очень и очень эффектно, и действительно его все в этом смысле любили, помогали ему.

Это был человек, который умел вокруг себя создавать ауру того, что он занимается очень благим делом. И это, кстати, на самом деле соответствовало действительности — он воссоздавал уникальный объект. И те, кто видел монастырь в 1993 году, как я. Прошло всего 23 года. Посмотреть сегодня. Это были развалины, абсолютные развалины, где не было ни одного целого здания, а сегодня это великолепный архитектурный объект, куда не стыдно привезти кого угодно.

— Когда вы виделись последний раз с отцом Всеволодом?

— Последний раз я с ним виделся достаточно давно — года 3 – 4 назад. Я приезжал по делам в Зеленодольский район и заезжал в монастырь.

— Он когда-нибудь жаловался на сердце, на здоровье?

— Никогда в жизни! Он всегда выглядел очень бодрым. Я слышал, что он скончался в своем кабинете? Он, кстати, показывал мне этот свой кабинет. Он показывал мне свой стол, который якобы находится в монастыре со времен Степана Разина. Показывал мне вещи, которые, с его точки зрения, уникальные, которые имеют свою историю. Это еще одно свидетельство того, что он очень трепетно относился к своему проекту.

Читать еще:  Гадание на святки в условиях дома. Святочные гадания – Рождественские гадания

Наместник Раифской обители игумен Гавриил: «Отец Всеволод делал монастырь для людей»

Раифский монастырь готовится к празднику — 350 лет со дня принесения чудотворной иконы. Пышная архиерейская служба, крестный ход, выставка из Национального архива — это далеко не все праздничные события. Завтра здесь освятят панно из гальки — образ Богородицы. Об этом рассказывает «Реальному времени» игумен Гавриил, новый наместник Раифского Богородицкого мужского монастыря.

«Ожидаем приезд пяти архиереев»

Раннеосенняя Раифа — это солнце и дождь, который оставляет мгновенно исчезающие следы на озерной глади. Благоухание мокрых цветов и первые, чуть заметные, желтые листья. Два года Раифа живет без наместника — архимандрита Всеволода. Возле места его упокоения, как всегда, охапки цветов, он здесь теперь навсегда, и всегда будет любим и почитаем. Нового наместника синод назначил в мае — это выходец из Оптиной пустыни игумен Гавриил. Молод, то серьезен, то улыбчив, хорошо образован и подпитан духовным опытом Оптиной.

— Ваше высокопреподобие, завтра в Раифском Богородицком мужском монастыре юбилей…

— Завтра мы отмечаем 350 лет со дня принесения в обитель Грузинской чудотворной иконы Богородицы, главной святыни монастыря. В 1668 году митрополит Лаврентий, тогдашний архиерей Казанский, принес список иконы крестным ходом из Казани в Раифу. И с того времени, более трех веков, икона пребывает в Раифском монастыре, за исключением 60 лет советского времени. В этот период чудотворный образ находился в Казани, в храме Всех Ярославских чудотворцев. Завтра у нас планируется в честь памятного события торжественное архиерейское богослужение, которое возглавит митрополит Казанский и Татарстанский высокопреосвященнейший Феофан в сослужении с приглашенными архиереями. Ожидаем приезд пяти архиереев. Торжественное богослужение пройдет в Троицком соборе обители, оно начнется завтра в 8.30.

— Обычно такие службы совершаются в Грузинском соборе.

— Грузинский на этот раз не вместит всех, поэтому решено перенести богослужение в наиболее вместительный Троицкий собор. Сегодня Всенощная будет совершаться в Грузинском соборе, затем завтра утром чудотворный образ переносится в Троицкий собор. После литургии крестный ход, обычно он совершался вокруг монастыря, на этот раз он пройдет на берег Раифского озера, где неподалеку создано мозаичное панно с образом Богоматери. Размер панно три на четыре метра, оно из морской гальки, выполнено по особой технологии. Это панно завтра будет освящено. После этого состоится праздничная трапеза, а затем открытие и осмотр нескольких выставок. Это наш первый выставочный опыт.

После литургии крестный ход, обычно он совершался вокруг монастыря, на этот раз он пройдет на берег Раифского озера, где неподалеку создано мозаичное панно с образом Богоматери. Размер панно три на четыре метра, оно из морской гальки, выполнено по особой технологии

«В архиве много документов, связанных с Раифой»

— Что это за выставки?

— Фарита Губаева, известного фотомастера, он выставит несколько своих работ, которые ранее не выставлялись, плюс работы семидесятых годов прошлого века, на них разрушенная Раифа. Вторая выставка — нашего фотографа Эдуарда Закирова. Еще одна выставка = и это тоже впервые = документы из Национального архива Татарстана. Оказалось, что в архиве огромный объем документов, касающихся Раифы. Около сорока документов, пока это копии, мы выставим на обозрение.

— Какого периода эти документы?

— Это документы с конца XVII века, изюминки этой коллекции. Есть бумаги, датированные XIX веком. Письменные документы, чертежи, планы монастыря, очень интересная епархиальная переписка, много документов, касающихся Грузинской иконы Богородицы. В основном это прошения из разных епархий принести икону в их приделы. Запросы из Чистополя, есть описания крестных ходов с этим образом в Свияжске, Паратах, других местах.

— Как родилась идея связаться с архивом?

— Это идея одного из наших насельников, он оканчивает Казанскую духовную семинарию, пишет диплом и откопал эти документы в архиве. Мы связались с Национальным архивом и нашли у его руководства поддержку. Это наш первый опыт, но, думаю, наши контакты продолжатся. Выставки будут размещены у монастырской колокольни и у входа в обитель с правой стороны. Так что увидеть их смогут все желающие. Вообще, забегая вперед, могу сказать, что мы собираемся открывать свой музей. Готовим помещение — угловая башня с левой стороны. Само здание очень интересное, оно построено в начале XVIII века. Сейчас мы делаем в башне гидроизоляцию, планируем заняться музеем к зиме. У нас скопилось много экспонатов — это и облачения, и церковная утварь, книги.

«Эта галька из многих морей мира»

— Панно из гальки — это достаточно необычно. Как родилась эта идея?

— Родилась спонтанно. Я служил литургию, после нее ко мне неожиданно подошли две девушки и рассказали, что у них есть творческая мастерская, и они хотят сделать в Раифе какую-нибудь мозаику. Сами предложили. Я поначалу отнесся скептически, но девушки рассказали, что у них уже много работ, и им хочется что-то сделать для души, для церкви, и они выбрали Раифу. И тут как будто случайно выяснилось, что у нас в этом году юбилей, я в делах как-то забыл об этом. И мы решили приурочить создание панно к юбилею нашей главной святыни. Начали выбирать место, поскольку панно из природного материала, решили сделать его на берегу Раифского озера, при входе в монастырь, чтобы все приходящие сюда настраивались, чтобы их встречала Богородица. Нашли удачный ракурс — Богородица видна и при входе, и при выходе из колокольни. Запустили кампанию по сбору средств, собрали около 60 тысяч, а нужно было около 400, это при том, что художницы работали благотворительно. Мы немного снизили стоимость проекта — сами сделали бетонную основу, она с двухметровым фундаментом, три на четыре метра, обеспечили частично строительными материалами. На мозаику истрачено около двух тонн камня, вообще же перебрали пять тонн.

Художницы работали благотворительно. Мы немного снизили стоимость проекта — сами сделали бетонную основу, она с двухметровым фундаментом, три на четыре метра, обеспечили частично строительными материалами. На мозаику истрачено около двух тонн камня

— Откуда привезена галька?

— Из разных морей мира. Цвет камней уникален, никаких красителей. Лик Богородицы из бежевого каспийского ракушечника, чуть ниже — камни из Анталии, есть камни из Черного моря. Эти камни художницы заказывали, и их им привозили. Один богоугодный проект объединил многих людей. Девушки, кстати, выполняя работу, держали пост, приходили на службы, исповедались, причащались. Они сейчас живут в монастырской гостинице, мы дали им несколько помощников из трудников. В общей сложности панно создавалось около двух месяцев. Завтра оно будет освящено, перед ним совершится краткий молебен.

Читать еще:  Святитель николай японский. Cвятитель Николай Японский

«Я стараюсь понять отца Всеволода»

— Замечательно, что это все продолжает те труды, которые совершал в Раифе первый наместник монастыря архимандрит Всеволод.

— Он был очень открытым человеком, и делал открытый монастырь для людей. Я стараюсь понять архимандрита Всеволода, прочитал много его интервью. Мы будем продолжать его линию — открытости, она заложена в основание монастыря. Эта обитель создавалась как миссионерская, для продвижения веры, продвижения в мирном значении слова, монастырь создавался как своего рода форпост. Сам стиль обители такой нарядный, барочный, чтобы красотой внешней привлечь к красоте внутренней.

— Архимандрита Всеволода иногда несправедливо упрекали в том, что он, например, сделал детскую площадку, вроде бы какое она имеет отношение к монастырю? А он говорил: «Ребенок приедет, поиграет, прокатится с горки, ему понравится, и он это место запомнит. А потом приедет сюда уже с большим желанием». И ведь наместник был прав.

— Сейчас такая забота о детях начала входить в жизнь церкви. Я знаю, что сейчас при многих московских храмах стали делать детские комнаты. Потому что маленький ребенок стоять на службе не может. Ему трудно, и если его заставлять, он будет ассоциировать храм с чем-то мучительным. А в детской комнате он поиграет и за десять минут до причастия его приедут в храм, он не устанет и таким образом будет тихонько воцерковляться. Так что у отца Всеволода был абсолютно правильный подход, тем более, что детская площадка находится за территорией обители. Даже если мама придет с ребенком, он покатается с горки, а потом они зайдут в храм и поставят свечку, это уже будет миссионерский ход. В этом смысле я буду продолжателем дела архимандрита Всеволода. Самое главное — понять задачу монастыря. Часто приводят слова отца Всеволода, который говорил, что прежде чем зажечь свечу, ее кто-то должен сделать. И он это делал. Его огромная заслуга, что он поднял монастырь из руин. Молиться, когда нет братских корпусов, нет трапезной, нет храмов, невозможно. И он воссоздал монастырь из руин. Сейчас мы должны продолжить его работу, даже в память о нем, мы должны выйти на второй этап, где наибольшее внимание надо уделять духовному возрождению монастыря. Что такое монастырь? Это прежде всего духовный очаг. Братья, живущие в обители, этот очаг растапливают, раздувают, а люди, пришедшие из холодного мира, отогреваются возле него. Все остальное — это производное от духовной жизни. Мы должны созидать красоту в душе человека, ведь душа — она вечная. О ней должна быть наша главная забота.

Самое главное — понять задачу монастыря. Часто приводят слова отца Всеволода, который говорил, что прежде чем зажечь свечу, ее кто-то должен сделать. И он это делал. Его огромная заслуга, что он поднял монастырь из руин

«Однажды поехал в Оптину пустынь и решил там остаться»

— У вас появился новый памятник — Андрею Рублеву, возле Троицкого собора. Рядом с этим храмом потому что есть рублевская «Троица»?

— Да, Рублев как раз изображен на фоне своей иконы. Троица — квинтэссенция всей православной иконографии. Автор скульптуры — наш раифский трудник.

— Как вы пришли в церковь?

— Я родом из Воронежской области, бабушка у меня была верующая, родители были крещеные, но не воцерковленные. Однажды произошел трагический случай, чуть не погиб отец, чудом выжил. После этого мама начала задумываться о Боге. Мама у меня педагог, преподаватель биологии в школе, когда у нас в селе начали восстанавливать храм, мама начала в воскресной школе еще и Закон Божий вести, пела в церковном хоре, была регентом. И я начал приобщаться. Но всерьез начал задумываться, когда учился в институте, начал читать, прочел про оптинских старцев, про убиенных в Оптиной пустыни в 1993 году на Пасху. Поехал в Оптину, некоторое время там жил и решил остаться. Окончив институт, сразу же уехал в Оптину.

— Что вы окончили?

— Воронежский технический университет по специальности экономист-менеджер. Через год в Оптиной принял постриг, поступил в семинарию, потом в академию. Два года назад два человека из Оптиной пустыни были направлены Святейшим Патриархом в Казанскую епархию, это нынешний наместник Успенского монастыря на Свияжске, отец Симеон и я, мы друзья, учились вместе. Поначалу думали, что будем вместе работать на Свияжске, но через две недели владыка Феофан отправил меня в Раифу. Сначала просто попробовать. Месяца три я был экономом, потом исполняющим обязанности наместника и в мае этого года меня назначили наместником Раифской обители.

— Вы что-то знали о Раифе, когда жили в Оптиной?

— Ничего не знал, но исторических параллелей много. Монастыри похожи внешне: такой же лес, такой же поворот с дороги, башни, стены словно повторяются, здесь слева озеро, а в Оптиной слева река. Митрополит Филарет, который был Казанским архиереем, он много участвовал в жизни Раифского монастыря, по его благословению был построен Грузинский собор, а в Оптиной пустыни он основал скит и пригласил туда двух старцев — Моисея и Антония, это был 1825 год. И за 100 лет в этом скиту прославились 14 святых. В Оптиной пустыни, например, десять лет был старец Гавриил, тот самый, что жил в Седмиозерном монастыре, мы, кстати, планируем написать его икону. Отец Всеволод был пострижен в честь Всеволода Псковского, в церковной службе это имя пишется Всеволод-Гавриил.

Владыка Феофан отправил меня в Раифу. Сначала просто попробовать. Месяца три я был экономом, потом исполняющим обязанности наместника и в мае этого года меня назначили наместником Раифской обители

— Случайностей не бывает.

— Такие параллели меня укрепляют и поддерживают.

…Одна из главных трудностей для нового наместника Раифы сейчас — выдержать сравнение со своим предшественником. Сравнивать с архимандритом Всеволодом его будут, это неизбежно. Но при самом пристальном взгляде все, что сейчас делает игумен Гавриил, не идет в разрез того делания, на котором был сконцентрирован архимандрит Всеволод, настаивающий на том, что «надо быть не исключительным, а нужным».

Источники:

http://www.tatarstan-mitropolia.ru/persons/v/?id=45996
http://www.business-gazeta.ru/article/320416
http://realnoevremya.ru/articles/111431-intervyu-namestnika-raifskogo-monastyrya-igumena-gavriila

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: