Остановка ума. Как остановить мысли? Остановка Ума (Словарь Йоги)
Остановка Ума
Словарь йоги . Эрнест Вуд . 2009 .
Смотреть что такое “Остановка Ума” в других словарях:
Разум — (Mind) См. Высший Разум; Низший Ум; Манас; Остановка Ума; Саматва; Саньяма; Уравновешенность Разума; … Словарь йоги
BioShock 2 — Разработчик 2K Marin 2K Australia Digital Extremes (Многопользовательская игра) 2K China Arkane Studios (level design assistance) Издатели … Википедия
Драма — Д. как поэтический род Происхождение Д. Восточная Д. Античная Д. Средневековая Д. Д. Ренессанса От Возрождения к классицизму Елизаветинская Д. Испанская Д. Классическая Д. Буржуазная Д. Ро … Литературная энциклопедия
Репертуар Большого театра (Москва) с 1825 по 1900 год — В настоящей статье приведён неполный список репертуара московского Большого театра. Необходимо учитывать, что поначалу труппа Малого (Малый театр открылся 14 октября 1824 г.) и Большого театров (Большой театр открылся чуть позже Малого … Википедия
Репертуар Большого театра (Москва) — В настоящей статье приведён неполный список репертуара московского Большого театра. Необходимо учитывать, что поначалу труппа Малого (Малый театр открылся 14 октября 1824 г.) и Большого театров (Большой театр открылся чуть позже Малого … Википедия
Лайя-йога — («йога растворения») один из видов йоги, соотносящийся согласно традиционному делению на семь ачар тантры (веда , вайшнава , шайва , дакшина , вама , сиддханта и каула ) с высшей каулачарой, её философской основой является Адвайта… … Википедия
Дзюцу (Наруто) — Термином дзюцу (яп. 術?, досл. «техника», «приём») в манге и аниме «Наруто» обозначают каждое из специфических фантастических действий ниндзя, которое не в состоянии повторить либо имитировать обычный человек. Концепция дзюцу была разработана… … Википедия
Зачарованные — Charmed … Википедия
Персонажи телесериала «Зачарованные» — В этой статье описываются персонажи телесериала «Зачарованные». Содержание 1 Главные герои 2 Сопровождающие 2.1 Лео Уайатт … Википедия
Ломоносов, Михаил Васильевич — — ученый и писатель, действительный член Российской Академии Наук, профессор химии С. Петербургского университета; родился в дер. Денисовке, Архангельской губ., 8 ноября 1711 г., скончался в С. Петербурге 4 апреля 1765 года. В настоящее… … Большая биографическая энциклопедия
Техника “Остановка мыслей”
Предпосылкой к применению метода является один из постулатов КПТ, утверждающий, что причиной психологических проблем иногда могут являться дисфункциональные автоматические мысли (иррациональные установки), и что негативные или пугающие мысли вызывают соответствующие эмоции, поэтому устранение подобных мыслей может помочь справиться с неприятными эмоциями.
Необходимо составить список неприятных или тревожных мыслей, от которых трудно избавиться. Затем по поводу каждой мысли надо задать себе следующие вопросы:
- Действительно ли может случиться то, что вызывает тревожность? Если да, то с какой вероятностью?
- Мешает ли эта мысль действовать и достигать результатов?
- Препятствует ли эта мысль нормальной концентрации внимания?
- Нет ли опасности, что эта мысль станет “самоисполняющимся пророчеством”?
- Вызывает ли эта мысль внутренний дискомфорт?
- Стану ли я счастливее или спокойнее, если я избавлюсь от этой мысли?
Если ответ хотя бы на один из этих вопросов окажется утвердительным, то применение метода «Остановка мысли» может принести значительную пользу. Рекомендуется выбрать мысль из списка и работать с ней в течение одной недели. При этом не следует работать с несколькими мыслями одновременно (. ).
Следует закрыть глаза и представить себе ситуацию, в которой обычно появляется навязчивая или тревожная мысль. Затем надо «остановить» эту мысль, при этом позволяя себе думать о том, что успокаивает или вызывает позитивные эмоции(освоение методики начинается с этого этапа потому, что остановить мысль легче, если проблемная ситуация является не реальной, а воображаемой).
На этом этапе для остановки мысли используется внешний сигнал: необходимо установить секундомер или таймер на три минуты. Затем следует закрыть глаза и сосредоточить внимание на мысли, которая должна быть устранена. Как только раздастся сигнал таймера, следует громко сказать «Стоп!». Можно также завязать вокруг запястья эластичный шнурок. Вместо команды «Стоп» следует оттянуть шнурок и отпустить, чтобы причинить себе легкую боль (нет необходимости причинять себе сильную боль). Затем следует в течение некоторого времени позволить себе продумывать лишь нейтральные или позитивные мысли. Если навязчивая или тревожная мысль возвращается, надо снова дать себе команду «Стоп». Вариантом этого приёма является записывание команды «Стоп» на магнитофон или диктофон. Эта команда должна быть записана несколько раз, с интервалом в несколько минут. При использовании метода следует включить аудиозапись на прослушивание и сосредоточить внимание на мысли, которая должна быть устранена. Как только раздается команда «Стоп», следует переключить внимание на нейтральные или позитивные мысли.
На этом этапе следует научиться контролировать свои мысли без «напоминания» от внешнего источника (таймера или магнитофона). Для остановки мысли можно громко произносить команду «Стоп!» или пользоваться эластичным шнурком (как описано выше). После того, как громкая команда «Стоп!» стала эффективной для остановки мысли, необходимо начать использовать ту же команду, но произносить её обычным голосом. Затем следует перейти на едва слышный, все более тихий шепот, затем проговаривать команду на уровне субвокализации и, наконец, начать использовать мысленную команду. Для того чтобы мысленная команда была более действенной, можно вообразить, что она произносится громким голосом или даже выкрикивается (с этой целью можно напрячь язык и голосовые связки). Переход на мысленную команду «Стоп» необходим для того, чтобы метод мог использоваться без привлечения внимания окружающих.
На этом этапе следует начать заменять негативные и тревожные мысли успокающими и позитивными образами и мыслями, поскольку при отсутствии такой замены нежелательная мысль немедленно возвращается.
Например, при аэрофобии можно сказать себе: «Самолёт — самое безопасное транспортное средство. Я могу удобно устроиться в кресле и расслабиться». Можно также вообразить, как самолёт благополучно прибывает в место назначения. При этом следует варьировать слова и образы, поскольку при долгом применении они становятся менее эффективными. Это можно дополнять мыслями о чем-то приятном или использовать приемы релаксации (аутогенных тренировок).
- Некоторые лица достигают лучшего результата, если они дополняют команду «Стоп» соответствующей визуализацией (то есть создают в своём воображении образ того, как навязчивая мысль исчезает).
- Неудача в применении метода может означать, что была выбрана слишком трудная для искоренения мысль. В этом случае следует выбрать менее навязчивую или менее тревожную мысль. Лишь после того, как метод будет хорошо освоен, можно переходить к более сложным целям.
- Хорошо сочетать метод “Остановка мыслей” с дыхательными упражнениями.
Как работает данный метод?
Существует три гипотезы, объясняющие механизм действия метода:
Остановка ума. Суть и методы остановки мышления.
Иногда хаос мыслей, неподдающийся никакой дрессировке, захлестывает сознание весьма подготовленного искателя с такой силой, что тот начинает думать о своей полной несостоятельности. О труднооборимой природе шаткого манаса — хаотического человеческого ума — говорят практически все духовные учения: от Бхагавадгиты и Йоги Патанджали до Ауробиндо Гхоша.
Духовный искатель и тем более ученик, независимо от того, к какой традиции он ближе, должен сделать несколько шагов.
В первую очередь, примите непреклонное намерение сделать все, чтобы научиться управлять своим умом, что предполагает:
умение пристально и безоценочно наблюдать за течением мыслей ;
умение останавливать их и удерживать их как можно более долго в неподвижном, спокойно-безмолвном состоянии;
умение концентрировать мысли и ум на каком-либо объекте и даже сливаться с ним;
умение легко и свободно переключать внимание.
Вы должны научиться делать это во чтобы-то ни стало.
Важный метод овладения умом – привязывание его к каким-либо естественным процессам, таким как ходьба, движения, дыхание. Присоедините внимание ума к процессу дыхания, внимательно наблюдая за тем, как у вас ритмично расширяется и сужается грудная клетка, надувается и расслабляется живот, входит и выходит из ноздрей воздух.
Это поможет вам накопить энергию , поскольку сознание, сосредоточенное на дыхании, которое само по себе является мощным энергетическим процессом, начинает извлекать из воздуха скрытую в нем энергию – прану. Энергетически заряженный ум легко и без напряжения можно удерживать в состоянии спокойствия. Ненужные мысли выветриваются из ментального пространства.
Еще один эффективный способ овладения умом: перемещение его из пространства головы в любую зону тела – в живот с центром дань-тянь или в область груди с центром анахата. В узком пространстве головы уму всегда тесно и по большому счету дискомфортно. К тому же он не получает там достаточного импульса живительной энергии.
В других энергетических центрах и зонах энергии значительно больше, и она несколько иного качества. Потому полезно соединять, например, умственную энергию с эмоциональной или, как советуют даосы, отпускать тяжелое умственное внимание из головы в центр жизненной силы, находящейся в центре нижней части живота. Если удастся оторвать внимание или ощущение “я” от сферы головы, то постепенно человек начинает выбираться на свободу. Это поможет остановить ум и повысить психоэнергетический потенциал.
Некоторые традиции, например ряд школ буддизма, а также Кришнамурти, предлагают метод, основанный на понимании глубинной неустойчиво-иллюзорн ой природы ума. Он основан на пристальном всматривании в пространство ума и попытке увидеть рождение мыслей в самый момент их зарождения и понять, почему они рождаются.
Если ученик научится делать это упражнение и станет применять его как можно чаще, он поймет, что ум вместе с мыслями – это иллюзия , и все его движения и прыжки также иллюзорны, поскольку они помещены в гигантский континуум свободы и пустоты. Тогда ум останавливается и сознание сливается с пустотой.
Методов остановки ума очень много. Некоторые из них, восходящие к суфийской и дзэнской традициям, основаны на парадоксах, внезапное столкновение с которыми выбивает ум из его привычного сонного шевеления в пространстве головы и вызывает состояние, близкое к шоку. Именно в момент короткой ментальной неподвижности, возникшей под мощным воздействием силы неожиданности, на человека может снизойти озарение – оцепеневший ум перестанет мешать прохождению более высоких энергий.
Ошибки при работе с умом
Мало узнать правильные методы остановки ума – важно научиться их правильно применять. При работе с умом духовный искатель обычно делает две самые распространенные ошибки. Он либо не дорабатывает над собой, в результате чего ум оказывается сильнее его неустойчивого внимания, либо перерабатывает, вкладывая в личную практику по остановке ума столько усилий, что это начинает вредить духовному развитию человека , который просто отучается мыслить.
Иногда ученик начинает отождествляться с каким-либо одним методом, в результате чего его развитие становится однобоким. Я знал одного раджа-йога, который настолько интенсивно давил на свою мысль, стремясь остановить ум, что в итоге притупил остроту ментального восприятия мира и теперь не может прочитать больше трех страниц текста.
Человек жил с хаотичным умом многие годы, а теперь пытается обуздать его в течение нескольких месяцев и с обидой видит, что высоких результатов пока нет, потому что на все требуется время. Блаватская утверждала, что за редчайшими исключениями, лишь подтверждающими правило, быстрые результаты в подобных случаях невозможны, так же как невозможно заставить благоухать бочку, в которой много лет находилось масло из-под сельди, ароматом нектара, налитого час назад.
У некоторых людей нет возможности подолгу заниматься сидячей медитацией и потому они сразу ставят крест на своих попытках все-таки научиться останавливать ум. Но помимо статической медитации есть динамическая, во время которой тоже можно эффективно учиться этой важнейшей практике. Главное, чтобы у человека было устремление к овладению собой и своим умом. Остальное все приложится.
Тема для самостоятельной медитации
Пронаблюдайте за волнами беспокойного ума. Займите своим наблюдающим “я” неподвижную, внутренне комфортную точку в психологическом пространстве. Попробуйте понаблюдать за дыханием, и тем самым укрепить позицию наблюдателя. Затем попытайтесь легко останавливать волнующийся ум, тонким волевым усилием выравнивая игру хаотических волн.
Добейтесь полной неподвижности своих мыслей и состояния чистой прозрачности мысленного экрана. Замедлите дыхание, оставив его на уровне очень тонких, едва заметных колебаний. Поддержите такое остановившееся состояние ума в течение нескольких минут в одной и той же точке без движения, а затем отпустите его.
Почувствуйте, что при серьезных усилиях, вы в конце концов сможете не только остановить ум, но и успешно переключать его с объекта на объект, а значит, сумеете свободно управлять ментальными процессами.
Источники:
http://yoga.academic.ru/320/%D0%9E%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BA%D0%B0_%D0%A3%D0%BC%D0%B0
http://www.b17.ru/blog/93693/
http://rodoswet.ru/ostanovka-uma-sut-i-metody-ostanovki-myshleniya/