Особенности возникновения и развития отечественной философии. Формационная концепция общественного развития

Формационная и цивилизационная концепции общественного развития

Различные системно-структурные образования в обществе в их единстве и взаимодействии образуют определенную качественную целостность данного общества, придают ему определенный исторически-типический облик. Эта характеристика общества фиксируется в понятии «общественно-экономическая формация», выработанная в марксистской философии.

Общественно-экономическая формация — это целостная система общественных отношений и явлений, обусловленная способом производства и являющаяся характеристикой качественно определенного типа общества на конкретной ступени его исторического развития.

Формационный подход дает возможность обнаружить в обществе его целостную структуру, определить ее основные элементы, основные зависимости между ними, основные механизмы их взаимодействия. На его основе все наблюдаемое в истории множество социальных систем сводится к нескольким основным типам.

В состав общественно-экономической формации входят базис, надстройка и другие элементы.

В структуру формации включаются также и социальные явления:

а) некоторые исторические формы общности людей (род, племя, народность, нация, а также касты, сословия, классы);

б) тип и форма семьи;

в) бытовая сфера жизнедеятельности людей.

Таким образом, нет оснований считать формационную концепцию ложной, хотя, она не может претендовать на абсолютную истинность всех своих положений.

Все большее внимание уделяется цивилизационной концепции общественного развития, и не в последнюю очередь это связано с критикой формационного подхода. В рамках этой концепции всемирная история предстает как смена и одновременное сосуществование различных цивилизаций.

Термин «цивилизация» в социальной философии не имеет однозначного определения.

В цивилизационной концепции не признаются производственные отношения как главная основа, определяющая качественную специфику общества, в ней используется более широкий круг выделяемых основ общественной жизни. Понятие цивилизации фиксирует более конкретно-эмпирические проявления общественной жизни, ее особенности и взаимосвязи, нежели формация.

Использование цивилизационного подхода позволяет понять генезис, характерные черты и тенденции развития различных социально-этнических общностей, не связанных напрямую с формационным делением общества. Он также позволяет рассматривать культуру как чисто социальное явление, во всем ее объеме.

В качестве основания цивилизации определяется материальная сфера. В фундаменте цивилизации в целом и каждой из ее ступеней лежит технико-технологический базис, в связи с чем и выделяются три ступени в развитии цивилизации: земледельческая, индустриальная и информационно-компьютерная.

Целостная характеристика цивилизации обязательно включает такие моменты, как природные (включая демографические) условия жизни общества, этнические и исторические особенности жизни данного общества, его духовные характеристики, так как без их учета невозможно объяснить специфику разных цивилизаций в рамках одинаковых ступеней развития.

Обе концепции — и формационная, и цивилизационная — отражают разные стороны сложного и противоречивого исторического развития общества. Каждая из рассматриваемых концепций общественного развития необходима и важна, но недостаточна сама по себе. Поэтому речь должна идти о взаимном сочетании этих концепций для наиболее полного, многостороннего и глубокого понимания общества.

185.94.188.243 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

11. Характерные черты, особенности и этапы развития отечественной философии.

Отечественная философская мысль является органической частью мировой философии и духовной культуры в целом. Вместе с тем, она отличается национальной самобытностью, а в определенной мере и уни­кальностью. Особенность русской философии состоит в том, что она представляет элемент диалектического взаимоотношения отдельного и общего, что определяется в свою очередь спецификой социокультурного развития первых форм российской государственности и духовности при переходе от первобытнообщинного типа общества к феодально­му, от язычества к христианской религии.

Философское знание в Киевской Руси, в периоды монгольского ига и централизованного Московского государства было фрагментарным, не самостоятельным и не систематизированным. Но оно существовало, развивалось, формировало основу становления философии как науки в XVIII в. В последующем оно было представлено самыми различными направлениями, ориентациями и школами, что обусловлено генезисом отечественной философии и меняющимися социальными условиями. В этом контексте основные мировоззренческие, методологические, гносеологиче­ские, аксиологические принципы рассматривались с позиции материализма, как марксистского, так и немарксистского (Плеханов, Герцен, Чернышевский), и идеализма в светской (Введенский, Шпет) и в религиозной (Соловьев, Бердяев) формах. Следует отметить, что философские идеи рассматривались не только в трудах философов, но и в произведениях выдающихся представителей мировой и отечественной науки (Ломоносов, Вернадский, Циолковский и др.), а также художественной культуры (Достоевский, Толстой и др.)

Как и во всей системе мировой фило­софии, в русской философской мысли материализм и идеализм выражают единство противоположностей, они не столько проти­востоят друг другу, сколько дополняют и обогащают научное философское знание.

Существуют альтернативные точки зрения на становление и развитие древнерусской культуры в целом, особенно древне­русской философской мысли. Представляется, что процесс ста­новления философской мысли в Древней Руси (1Х-ХШ вв. н.э.) носил противоречивый характер. Основным идейно-теоретическим фактором становления древнерусской философской мысли явилось христианство. Вместе с тем языческое наследие лежало в основе мировоззрения широких народных масс, своеобразной «народной философии». Если же брать культуру древнерусского общества в целом, то в ней языческие элементы играли большую роль и после принятия Русью христианства в 988 г.

Первым русским философом можно считать митрополита киевского Илариона (XI в.), автора известного «Слова о Законе и Благодати». Наряду с чисто богословскими догматами, в работе содержались собственно философские идеи. Таковы историософские положения о «двухступенчатой линейной» всемирной истории, опира­ющиеся на идею смены состояния «Закона» на состояние «Благодати» по пути человечества к метаисторической «вечной жизни». Отсю­да делается вывод о божественном равноправии «новых народов», о включении истории русского народа во всемирную историю. Характер­ным является решение Иларионом гносеологических проблем «богопознания», а также постижения людьми истины. Он выделяет два типа истины, соответствующих Ветхому завету Библии («Закону») и Новому завету Библии («Благодати»), отстаивает позиции богословского рационализма. Внесли свою лепту в развитие русской предфилософии и многие другие церковные деятели, монахи, князья.

Читать еще:  Тибетская астрология по знакам зодиака. Тибетский гороскоп по дате рождения

Отечественная философия формировалась и развивалась на протяжении ряда исторических эпох, от Средневековья до настоящего времени. В истории отечественной философии выделяется ряд этапов:

1. XI-XVII вв. – становление русской философии (предфилософия);

2. Философия в России XVIII в.;

3. Становление русской философии как науки – конец XVIII – первая половина XIX вв.;

4. Философия «серебряного века» в России – вторая половина XIX – 20-е гг. XX веков;

5. Современная отечественная философия – после 20 гг. XX в.

Следует отметить, что после 1917 г. отечественная философия имела два крыла: зарубежное и внутреннее развитие философии советского периода.

Первый этап. XI-XVII века – древнерусская философия (философия допетровского периода или русская средневековая философия). Ее особенностями являются: религиозно-христианская направленность; осмысление государственности и гражданственности, «симфонии властей» – церковной и государственной, а также фрагментарность, отсутствие самостоятельного статуса. Обосновывается философское понимание исторического процесса, место и роль Руси в мировом сообществе.

Второй этап. XVIII век – исторически связан с европеизацией России и реформами Петра I. Национальная идея «Святой Руси» перевоплощается в идею «Великой России». Философия постепенно отходит от схоластических форм, становится более свободной от церкви, начав тем самым процесс секуляризации и обогащения своего содержания научными знаниями. Начинается преподавание философии в первых отечественных вузах.

Первыми пропагандистами философских идей этого периода на Руси стали Ф. Прокопович, Г. Сковорода, А. Кантемир и др. Яркими представителями философских воззрений были М.В. Ломоносов и А.Н. Радищев.

М.В. Ломоносов (1711-1765) – «универсальный ум России». В русской философии заложил основы материалистической традиции и натурфилософии. Понимал материю только в качестве вещества, обосновывал его структуру, атрибутивные свойства, закономерности.

А.Н. Радищев (1749-1802) первым провозгласил идею человечности не в духе религиозной философии, а в качестве основного стержня секуляризированной, светской общественной мысли. Подверг критике социальное бытие монархической России.

Третий этап. Конец XVIII – первая половина XIX века Утверждается самостоятельное философское творчество в России. Оно проявилось прежде всего в противоборстве славянофилов и западников. Заметным стало обращение к европейской философии. Одно из направлений отечественной философии начала XIX в. тяготело к Шеллингу. Его представителями были Д.М. Велланский, М.Г. Павлов, А.И. Галич. Имелись сторонники философии Канта, французских мыслителей. Однако главные дискуссии происходили вокруг основной проблемы того времени. Она была связана с определением путей развития русской культуры. Раннее и позднее западничество и славянофильство, учение крестьянского утопического социализма, народничество, анархизм, революционный и разночинный демократизм, монархизм предлагали различные варианты развития России. Отечественная философия накапливала богатое теоретическое содержание, совершенствовала научную методологию исследования.

Четвертый этап. Вторая половина XIX – 20-е годы XX века. Философия этого периода носит преимущественно религиозно-христианский характер, а основными направлениями развития становятся антропоцентризм и гуманизм. Этап характерен бурным и творческим развитием основных направлений и видов отечественной духовной культуры. Он получил обозначение «серебряного века». Возникают зрелые, фундаментальные философские системы. Среди мыслителей стали известны Н.Ф. Федоров, В.С. Соловьев, Б.Н. Чичерин, Н.О. Лосский, Н.А. Бердяев и др. Развитие естествознания в России породило еще одну особенность философии – возникновение русского космизма. Утверждаются принципы философского исследования: целостность, соборность, реальная интуиция, «истина-праведность», положительное всеединство, этический персонализм, народность, державность и другие.

Наибольших успехов отечественная философия достигла в XVIII—XX вв. Характерными ее чертами и особенностями являлись: 1) акцентирование антропологической проблематики; 2) в целом гуманистический характер философских концепций; 3) наличие личного философского творчества мыслителей; 4) сочетание общефилософских, мировоззренческих, методологических, гносеологических проблем с аксиологическими проблемами; 5) усиление натурфилософских исследований, разработка концепций космизма.

Следует отметить, что эти черты были присущи учениям большинства представителей отечественной философии, что еще раз подчеркивает ее целостность, единство в сочетании с многообразием проявления. Такая позиция характерна и для исследования более частных проблем. Она имела место в трудах представителей различных направлений русской философской мысли: «проблема природы и структуры сознания» (Герцен, Чернышевский, Достоевский, Соловьев), «проблема метода познания» (Герцен, Лавров), «проблемы общества и государства» (Герцен, Л. Толстой, Бердяев), «проблема культуры» (Чернышевский, Достоевский, Соловьев, Данилевский и др.). Многие черты и направления развития отечественной философии интегрировались в гуманизме и антропологизме.

Философия «серебряного века» имела ярко выраженный социальный активизм. Теоретические проблемы рассматривались как средство решения практических противоречий в ходе социальных преобразований страны. Поэтому антропологизм и гуманизм часто выступали основополагающими методологическими принципами всякого философского анализа. Так, А. Герцен, решая проблему детерминированности поведения человека как природного существа и его свободы воли как существа социального, назвал это противоречие «кругом», а решение увидел не в выходе за этот «круг», а в его светском антропологическом и гуманистическом понимании. Н. Чернышевский исходил из фундаментальной, целостной натуры человека, пребывающей в истории и обладающей набором свойств: эгоизм, доброжелательность, трудолюбие, стремление к знанию и др. Эти потенциальные свойства реализуются в определенном социальном и историческом контексте, который может быть как благоприятным, так и не благоприятным для человека. Однако, сохранение вечной гуманистической, духовной «натуры» человека гарантирует прогресс в истории. Таким образом, в рамках российской традиции светский антропологизм сочетался с деятельностной гуманистической направленностью философской теории.

Читать еще:  Главные различия между православной и католической церквями. Католик - это христианин или нет? Католицизм и христианство

Деятельностно-гуманистическая направленность характеризовала и русский религиозно-философский антропологизм, разрешаемый, разумеется, прежде всего, в сфере духа. Характерным в этом отношении были учение и деятельность жившего на Украине «бродячего философа» и проповедника Г.С. Сковороды (1722-1794). Он был назван «первым философом на Руси в точном смысле слова» (В. Зеньковский). Его творчество оказало большое влияние на религиозно-философские идеи восточного славянства. Философско-этическая система Сковороды опиралась на интерпретацию библейских текстов, христианско-неоплатонистские идеи и нормы христианской морали. Она включала широкий круг проблем: добро, зло, справедливость, совесть, нравственное совершенство, богопочитание, смирение, святость и др.

Интегрирующими началами этой системы были идеи о «сродности» и человеческом счастье. Сковорода исходил из существования общего закона «сродности» как некоего гаранта равновесия природы, включающего в себя равновесие различных частей бытия: вещей, предметов и существ – от низших форм жизни до форм государства. Человек обретает эту «сродность» в результате разумной творческой деятельности, совершенствования личности. Она яв­ляется универсальным законом счастливой человеческой жизни. В усвоении закона помогают библейские принципы, а также самопознание, которое он объяснял антропологически.

Вместе с тем, рассматривая человека как философскую проблему, Сковорода как бы поставил своеобразный философско-религиозный эксперимент, смоделировав тип соответствующего поведения. Он воплощается в личностном религиозно-нравственном опыте самого Г. Сковороды, когда его философско­е учение органически было соединено с личной жизнью.

Деятельностный характер русского религиозного философского антропологизма представлен и в творчестве Н. Федорова, Вл. Соловьева и других мыслителей. Философия рассматривалась ими как «философия твор­ческого духа», философия ценностей, «святынь» и любви. Харак­терной была интерпретация Вл. Соловьева известной формулы Ф.М. Достоевского «красота спасет мир». Красота как критерий художественности включается у него в ткань жизни, реального бытия. Налицо определенная общность с эстетическими идеями Н.Г. Чернышевского.

Элементы концепции Вл. Соловьева взаимосвязаны. Так понятие «соборность» выражает единство общего (социального) и единичного (индивидуального). Сам человек воспринимается одновременно индивидуальным и универсальным творением. Таким был человек, по мнению Вл. Соловьева, до того, как он обособился от вечного единства боже­ственной жизни. После грехопадения человека начинается сложный процесс обособления челове­ческих начал жизни от универсального божественного.

В рамках же космизма была выдвинута идея о вселенской вовлеченности и космической ответственности человека при сохранении его индивидуальности. В отечественной философии представлена устойчивая тенденция преодоления крайнего антропологизма, возвышающего человека над другими видами бытия. Это положение имеет важное методологическое значение для анализа нашего общества, переживающего духовный кризис.

Формационная и цивилизационная концепции общественного развития

Понятие о гражданском обществе

Гражданское общество – это совокупность неполитических отношений в обществе: социальных, экономических, нравственных, национальных, религиозных и т.п.

Данное общество обладает развитыми культурными, экономическими, политическими и правовыми отношениями между его членами, является независимым от государства, однако взаимодействует с ним. В основном говорится о самопроявлении свободных граждан и ассоциаций, которые сформировались добровольно. Они способны обезопасить себя от произвольного вмешательства государственной власти.

Эта концепция полноценно оформилась к концу второй половины XVIII века и началу XIX века. В философии эпохи Просвещения и в немецкой классической философии проводилось четкое различие между государством и сферой гражданского общества в качестве области, которая охватывает большую совокупность социальных связей между государством и индивидом.

В гражданское общество включаются:

  1. Добровольно и стихийно сформировавшиеся группы людей (семьи, ассоциации, корпорации, общественные организации, различные объединения – творческие, профессиональные, спортивные, конфессиональные и этнические);
  2. Совокупность неполитических или негосударственных экономических, духовных, социальных, нравственных и других отношений в обществе;
  3. Производственная и частная жизнь людей, их нравы, традиции и обычаи;
  4. Сфера самоуправления свободных индивидов и их организаций, которая ограждается законом от прямого вмешательства политики или государственной власти в нее.

Цивилизационная и формационная концепции развития общества

Выделяют следующие подходы к общественному развитию:

  • формационный (монистический) подход;
  • цивилизационный (плюралистический) подход.

В соответствии с ними выделяют марксистскую и постиндустриальную теории.

Концепция марксизма связана с тем, что способ производства признается в качестве основного определяющего параметра общественного развития и на данной основе выделяются определенные стадии или формации, отсюда идет и название «формационная» теория. По концепции постиндустриального общества в качестве основного определяющего фактора называют технический, и, соответственно, выделяют 3 типа обществ: традиционное, индустриальное и постиндустриальное (информационное).

По цивилизационному подходу можно выделить множество концепций, которые будут построены на различных основаниях, и именно поэтому второе его название – плюралистический. В случае первого подхода основная идея заключалась в единстве человеческой истории и ее прогрессе в рамках стадиального развития. По основной идее второго подхода единство человеческой истории и ее прогрессирующего развития отрицается. В соответствии с логикой данного подхода говорится о существовании множества исторических образований (цивилизаций), которые почти не связаны друг с другом или связаны, но слабо. Каждое из них обладает уникальной историей и само по себе является уникальным.

Цивилизация и культура

Один из важнейших представителей школы «Анналы» Люсьен Февр отмечает, что под воссозданием истории французского слова «цивилизация» обычно понимают реконструирование этапов серьезной революции, сквозь которую прошла французская мысль, начиная со второй половины XVIII века до настоящего времени. Слово «цивилизация» появилось в языке совсем недавно и было придумано специально. Однако, неизвестно доподлинно, кто был первым употребившим это понятие.
Л. Февр говорит, что мы можем обнаружить данный термин в напечатанном вид только в 1766 году. Затем он получил право гражданства, а с приближением революции оно становится свободным. Однако, еще до того, как появилось существительное «цивилизация», в литературе употреблялось причастие «цивилизованный» и глагол «цивилизовать». Французский автор «Опытов», Монтень был знаком с этим словом еще в конце XVI века. Спустя полвека, Декарт будет противопоставлять понятия «дикий» и «цивилизованный» в своем «Рассуждении о методе».

Читать еще:  Мужские гениталии во сне. К чему снится пенис по соннику

Само понятие «цивилизации», введенное еще энциклопедистами, изначально несло в себе оттенок мышления эпохи Просвещения. Его было принято ассоциировать с прогрессом, эволюционным развитием народов на началах разума, с торжеством универсализма. «Опыт о нравах», который заполонил в 1757 году всю образованную Европу своим первым тиражом в 7000 экземпляров впервые показал слово «цивилизация» и попытался установить взаимосвязи между основными направлениями деятельности человека – религиозной, политической, социальной, художественной и литературной. Все они стали неотъемлемой частью истории.

Поначалу цивилизацию воспринимали как процесс. К примеру, П. Гольбах отмечал, что «нация цивилизуется под воздействием опыта». Ученый говорил о том, что «полная цивилизация народов и руководителей, позитивные изменения в управлении, искоренение недостатков могут быть только результатом вековой работы, а также постоянных усилий ума человека и многократного опыта общества».

В противовес этому обширному, однако неопределенному взгляду выступили экономические теории. Своей теории придерживались физиократы. Адам Смит упоминал о тесной взаимосвязи богатства и цивилизации. Для большинства исследователей цивилизация была неким идеалом. К концу XVI века критическое рассмотрение самого термина «цивилизация» отсутствовало, т.к. ни у одного из исследователей не было стремления конкретизировать данное понятие и ограничить возможность его универсального применения.

В дальнейшем «цивилизация» стала многозначным понятием. В первую очередь ее отождествляли с цивилизованным поведением – с навыками самоконтроля, хорошим поведением, знанием этикета. Часто упоминают такое словосочетание как «цивилизованный человек». Вольтер впервые ввел термин в данном значении во Франции в своих трудах в XVIII веке. Во вторую очередь, существительное «цивилизация» начинают употреблять во множественном числе. Выше уже упоминалось то, что революционный оптимизм позитивно относился к данному слову. В то же время революция постепенно развивалась и проявились ее последствия. Исследователи говорили в первую очередь о том, что цивилизация может умереть, из чего следовало, что пессимистический концепт Руссо внезапно вернулся к жизни.

В эпоху Реставрации создавались разнообразные теории цивилизации. В 1827 году свет увидели «Мысли о философии человечества» под авторством Иоганна Гердера (1744-1803). В этом же году были изданы «Принципы философии истории» Дж.-Б. Вико. Однако, один исследователь сумел «завладеть» самим понятием цивилизации и его исторической интерпретацией. Им стал Франсуа Гизо, писавший о том, что человеческую историю можно рассматривать исключительно как собрание материалов, которые были подобраны для великой истории цивилизации человеческого рода.

Ф. Гизо считал, что человечество наделено общей судьбой, а передача накопленного им опыта может создать всеобщую человеческую историю. Следовательно, можно сделать вывод о существовании цивилизаций, которые нужно изучать, анатомировать, анализировать. Однако, над ними существует еще одна цивилизации и ее прогресс. По Ф. Гизо цивилизация включает в себя два компонента – уровень социального и интеллектуального развития.

В XIX веке расширилось значение слова и его стали употреблять не только в рамках обладания должным уровнем воспитанности и навыками, которые помогают достичь «цивилизованного поведения». Оно также стало употребляться в контексте характеристики стадий развития человечества. Эта идея хорошо прослеживается в названии книги Л. Моргана «Древнее общество, или исследование путей человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации», написанной в 1877 году.

Говоря о сопоставлении понятий «цивилизация» и «культура», необходимо обозначить само определение слова «культура». В словаре Аделунга (1793 г.) слово Kultur означало «утончение, облагораживание всех моральных и умственных качеств народа или человека». И. Гердер упоминал о многозначности данного слова. Так, это слово употребляется для описания способности одомашнивать животных, осваивать новые земли, сводя леса, развитие искусства, науки, торговли и ремесел, а также – политика. Представления ученого совпадали с мыслями И. Канта, связывавшего успешные достижения культуры с успешными достижениями разума. Кант считал, что окончательная цель их – в установлении всеобщего мира.

Слова «цивилизация» и «культура» во многом выступали в качестве синонимов и противопоставлять их не предполагали. А. фон Гумбольдт употребляет данные слова в тождественном смысле, он не пытается разводить данные понятия в своих сочинениях, используя слово «культура» наряду со словом «цивилизация». В то же время, он ссылается на своего брата В. Гумбольдта, который все же имел более точные представления в данной сфере. Гумбольдт сумел показать, что прогресс по кривой поднимался по шкале градаций все выше и выше, шаг за шагом, и кривая эта была построена искусно, однако и искусственно. Она идет от человека с гуманизированными, смягченными навыками (цивилизованного человека) к ученому или художнику, культивированному человеку, чтобы затем подойти к последнему, самому высшему этапу – человеку олимпийскому. Права некоторых дикарей будут достойны уважения, однако, им чужда какая бы то ни было интеллектуальная культура. И наоборот. Все это значит, что обе эти сферы независимы и, соответственно, можно различить данные понятия.

Третий смысл термина «цивилизация» был позаимствован из немецкого языка английской литературой. В XX в. антропологическое понятие культуры как результата приобретенных (в отличие от наследственных) навыков поведения постепенно заменялось понятием цивилизации. К примеру, Р. Редфильд под цивилизацией понимал воспитание навыков в поведении людей, которые живут в проблемных и изменчивых обществах. Культура, в соответствии с его толкованием, является качеством людей, которые живут в более устойчивых и простых «народных» обществах.

Источники:

http://studopedia.ru/6_21805_formatsionnaya-i-tsivilizatsionnaya-kontseptsii-obshchestvennogo-razvitiya.html
http://studfile.net/preview/6327544/page:12/
http://zaochnik.com/spravochnik/filosofija/sotsialnaja-filosofija/kontseptsii-obschestvennogo-razvitija/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: