Основоположником социального реализма считается э дюркгейм. Социологический реализм Э.Дюркгейма

Социологический реализм Э.Дюркгейма.

Центральной идеей социологического реализма Э. Дюркгейма, ко­торой было, по существу, посвящено все его научное творчество, высту­пает идея общественной солидарности – вопрос о том, каков характер тех связей, которые объединяют, притягивают людей друг к другу.Стремление любого человека к контактам с другими людьми обусловлено базовыми потребностями человека. К ним относятся: половая (размножения); групповой самозащиты; общения с себе подобными; интеллектуальной деятельности; чувственно-эмоциональных переживаний. Вне контактов удовлетворение этих потребностей невозможно.Социальные связи человека представляют собой множество взаимодействий, состоящих из действий и ответных реакций. Складывается сложная сеть взаимодействий, охватывающая различное число индивидов. В процессе этих взаимодействий могут складываться социальные отношения.

Понятие социального факта.

Наиболее наглядно социологизм Д. проявился в его концепции особой и автономной соц. реальности как системы соц. фактов, в его стремлении объяснить социальное социальным, в определении специфичности предмета и метода социологии, в признании соц. реальности высшим типом реальности и необходимости использования другими общественными науками социолог. метода. Д. писал, что основное правило его социолог. метода состоит в том, что соц. факты нужно рассматривать как вещи, где вещь – всякий объект познания. Их наиболее характерные черты – объективность, независимое от индивидов существование и способность оказывать на поведение индивидов принудительное воздействие. Поведение людей определяются не столько свойствами и особенностями личности, не индивидуальными причинами и факторами, а сложивишийся совокупоностью соц. фактов При этом один соц. факт следует выводить из другого, из самого общества, а не их аналогий с физическими или биологическими явлениями.Общество, социальная реальность рассматриваются Дюркгеймом, с одной стороны, как часть природы, подчиняющаяся действию определенных законов, с другой – как реальность особого рода, несводимая к другим ее видам. «Общество есть система, образованная ассоциацией индивидов и представляющая собой реальность, наделенную своими особыми свойствами». При этом провозглашается приоритет соц. реальности над индивидуальной, ее решающая роль в детерминации сознания и поведения индивида.Соц.факты Д. подразделял на:

• морфологические (плотность населения);

• образующие материальный субстрат общественной жизни,

• духовные (общественное сознание), за которыми признавалась решающая роль.

Социальные факты существуют вне индивида и обладают по отношению к нему принудительной силой. Социальные факты необходимо рассматривать как вещи. Они проявляются объединенными действиями индивидов на основе коллективного сознания последних. Следовательно, социальное превосходит индивидуальное, отсюда требование подчинения индивидуального коллективному.

Коллективное сознание и его содержание.

Коллективное сознание, по Дюркгейму, формирует определенные образцы поведения индивидов, их нормы и ценности и т. д., которые существуют объективно в качестве социальных фактов. Признание объективности социальных фактов позволило ученому сделать вывод о том, что общество есть та область действительности, где действуют свои особые законы, независимые от сознания и воли отдельных индивидов. По Дюркгейму, социология занимает центральное место в общественных науках. Ее задача — не только исследовать социальные факты, но и вооружить другие общественные науки методом и теорией, на которых могут быть основаны исследования в различных областях социальной жизни.Коллективное сознание – по Э. Дюркгейму – духовное единство общества:

– не являющееся простой суммой индивидуальных сознаний;

– существующее независимо от индивидуальных сознаний в виде обычаев, морали, права, традиций, знаний и иных социальных факторов;

– оказывающее сильное влияние на индивидуальное сознание.

Коллективное сознание создает моральную общественную среду, заставляющую людей принимать способы действия и мышления, распространенные в данном обществе. Формами коллективного сознания являются: коллективные представления и коллективные чувства.Чем больше коллективное сознание как своеобразный голос общественной совести регламентирует социальную жизнь общества, тем теснее и крепче связь индивида с группой.

Роль разделения труда в развитии общества.

Социальная солидарность возникает как логическое следствие общественного разделения труда, то есть социализации и распределения людей по профессиям. Разделение труда вносит разнообразия, и чем больше оно, тем сильнее у людей стремление к единству и обмену. Договор — есть символ обмена, его юридическая форма. Обмен предполагает, что 2 человека берут на себя взаимные обязательства. Из этого проистекают сотрудничество и кооперация, а договор является формой социального взаимодействия; отношения людей на основе договора регламентируются правилами и законами, на которых покоятся социальные институты общества.Органическая солидарность основана на разделении труда и ей соответствует кооператив.право.1893 г. – теория о разделении обществен.труда. Исследуя типы правовых отношений, отражающих солидарность в обществе, Дюркгейм доказывает, что разделение труда создает новый тип взаимодействия людей в обществе — органическую (или естественную) солидарность. В этом для него — социальная функция экономического процесса разделения труда, а.Именно в разделении труда индивид осознает свою зависимость от общества. Рассматривая солидарность как высший моральный принцип, Дюркгейм признавал и моральное разделение труда.

Типы социальной солидарности: механическая и органическая.

Типы социальной солидарности.

Механическая солидарность преобладает, по Э. Дюркгейму, в архаических, или примитивных, обществах. Это, используя его собственную терминологию, солидарность вследствие сходства. Члены общности или общины притягиваются друг к другу благодаря тому, что у них очень много общего: язык, обычаи, верования, даже общие исторические воспоминания (например, в виде устных преданий), в одинаковых ситуациях они испытывают одни и те же чувства. Такие же механизмы ведут к отталкиванию от представителей других племен. Это солидарность по принципу «свой – чужой».

Органическая солидарность, складывающаяся в более развитых, продвинутых обществах, – это продукт дифференциации функций его членов, углубления разделения общественного труда. Люди здесь, чем дальше, тем сильнее отличаются друг от друга по самым разным характеристикам. Однако именно вследствие этого они все сильнее нуждаются друг в друге, не могут друг без друга обойтись: обмен функциями, деятельностью и ее продуктами приводит к более глубокой взаимозависимости, а значит, к все большему сцеплению этих «социальных частиц». Каждый из людей по отдельности несовершенен, дополняя друг друга, они создают мощную интеграцию. Такой тип солидарности называется «органическим» по аналогии с органами живого существа, каждый из которых не похож на другие и выполняет свои специфические функции, и лишь только все вместе они создают возможности для функционирования организма как целого. При господстве механической солидарности индивидуальное сознание поглощается коллективным. Возникновение человеческой индивидуальности возможно лишь в тех обществах, где доминирует органическая солидарность. При всей убедительности выделения двух типов солидарности и утверждения о преобладании их в различных по уровню развития обществах дифференциация эта носит в значительной мере аналитический характер. Конечно, и в современных индустриальных обществах встречается немалое число проявлений механической солидарности: например, в основе семейных и родственных уз. Национальные, религиозные и даже партийно-политические отношения есть не что иное, как проявления механической солидарности, поскольку строятся на основе взаимосвязей типа «свой – чужой».

Читать еще:  Славянские орнаменты: сверхъестественные обереги. Уникальная свастичная символика

Для понимания “социологизма” необходимо выделить и различить в нем два аспекта: онтологический и методологический. 1) Онтологическая сторона “социологизма”, то есть концепция социальной реальности, выражена в следующих базовых положениях: 1. Социальная реальность включена в универсальный природный порядок; она столь же устойчива, основательна и “реальна”, как и другие виды реальности, а потому подчинена действию определенных законов. 2. Общество – это реальность особого рода, не сводимая к другим ее видам. Подчеркивает автономию социальной реальности по отношению к индивидуальной, то есть биопсихической реальности, воплощенной в индивидах. “Общество – не простая сумма индивидов, но система, образованная их ассоциацией и представляющая собой реальность sui generis, наделенную своими особыми свойствами”. Идея дихотомии индивида и общества красной нитью проходит через все научное творчество французского социолога. Общая концепция человека: человек – это двойственная реальность, homo duplex, в которой сосуществуют, взаимодействуют и борются две сущности: социальная и индивидуальная. 3. Онтологическая сторона “социологизма” не сводится к признанию основательности и автономии социальной реальности. Утверждается примат социальной реальности по отношению к индивидуальной и ее исключительное значение в детерминации человеческого сознания и поведения: значение же индивидуальной реальности признается вторичным. Таким образом, характерная онтологическая черта “социологизма” – это социальный реализм. Дюркгейм признает, что генетически общество возникает в результате взаимодействия индивидов, но, возникнув, начинает жить по своим законам. 2) Методологическая сторона “социологизма” тесно связана с онтологической и симметрична ей.

Взаимосвязь между социальной солидарностью и типом права.

Социальная солидарность основана на разделении труда ии для социального анализа социальной солидарности Дюркгейм обращается к анализам типов права. Социальная солидарность-это моральное явление. Видимый символ соц солидарности-право!

« Социальная жизнь. Повсюду где она существует, неизбежно стремиться принять определенную форму и организоваться, и право ничто иное, как сама эта организация в ее наиболее устоцчивом и точном выражении. В праве отражаются все существенные черты социальной солидарности: число различных отношений между людьми прямо пропорциональны числу определяющих их юридических правил.

И эти юридические правила он классифицирует в соответствии с различными санкциями, которые с ними связаны.Санкции бывают репрессивные и реститутивные

1. Репрессивные-они состоят в страдании, причиняемом индивиду или его принижении. Их цель-нанести ущерб имуществу и свободе индивида. Случай уголовного права. Уголовное право с репрессивными санкциями соответствует механической солидарности или солидарности по сходствам. Таоке право составляет основу юридических концепций низших обществ, в которых не развито индивидуальное сознание, а преобладает коллективное, племенное. Связь механ. Солидарности- это связь, нарушение которой составляет преступление.

2. Не обязательно влечет за собой страдание индивида, а состоит только в восстановлении прежнего порядка вещей. Приведение нарушения связей к их нормальной форме.

-тем, что инкриминируемый поступок силой приводится к норме или тем, что он аннулируется, те лишается социальной ценности.. Реститутивные санкции относятся к органической солидарности, связывают индивида с обществом только косвенно. Органическая солидарность вызывается разделением труда и ему соответствующему кооперативному праву, основанному на реститутивных санкциях. Чем примитивней об-во, тем больше доля уголовного права в системе права.

Связь механической солидарности-это связь нарушения, которое составляет преступление. Признаки преступления:

1. Оно задевает чувства всех нормальных индивидов об-ва.

2. Эти чувства сильно запечатлены в сознании

3. Они определены и могут быть понятыми раззлиичными способами

Преступление- это поступок, задевающий сильныие и определенные состояния коллективного сознания.

Наказание-это внушенная страстью реакция, различная по степени интенсивности, осуществляемая обществом через посредства установленного органа в отношении тех членов об-ва, которые нарушили правила поведения.

Правила, санкционируемые уголовным правом, выражают более существенный социальные сходства, т е общие чувства и состояния коллективного сознания, пораждающие согласия относительно общей реакции. Механическая солидарность прямо связвает индивида с обществом и материально выражается в уголовном праве. Наказание ,выделяет 3 признака: 1) Реакция внушающая страстью кол-го сознания ,различной интенсивности ( в наказании ,вместе с удовлетворением присутствует самозащита об-ва) 2)Реакция исходит от общества, 3) Осуществляется через посредство специально установленного органа

Аномия—это состояние беззакония, отсутствие правовых норм. Фундамент для теории аномии, используемой при объяснении причин преступности, заложил Эмиль Дюркгейм. Он считал, что социально отклоняющееся поведение и преступность — это вполне нормальные явления. Если в обществе нет такого поведения, значит, оно до болезненности законтролировано. Когда ликвидируется преступность, прекращается прогресс. Преступность—это плата за социальные изменения. В той же мере, в какой гений должен иметь возможность к самосовершенствованию, преступник должен иметь шанс на преступление.Общество без преступности немыслимо. Если бы перестало совершаться все то, что сейчас зовется преступным, в категорию преступности пришлось, бы зачислить какие-то новые виды поведения.о Дюркгейму, преступность бывает незначительной в обществе, где человеческой солидарности и социальной сплоченности достаточно. Аномия – это состояние ценностно-нормативного вакуума ,когда старе норма отмирают , а новые еще не сформировались. Аномия – продукт неполноты перехода от механической к органической солидарности, ибо объективная база последней – общественное разделение труда – прогрессирует быстрее, чем находит моральную опору в коллективном сознании. Люди приспосабливаются к состоянию аномии разными индивидуальными способами: либо конформизмом (подчиняющимся поведением), либо различными видами девиантного поведения (новаторство, ритуализм, уход от мира, мятеж), в которых отвергаются или цели, или средства, или и то и другое сразу.

Типы: 1)аномическое (Свойственно для развитых обществ с ограниченной солидарностью. Аномия – это состояние ценнотно-нормативного вакуума, когда старые нормы отмирают, а новые еще не сформировались. Состояние аномии- панический ужас. Носит массовый характер. Аномия делает человека не способного адаптироваться. Самоубийство делает связь между прогрессом просвещения и ростом чисел самоубийств, что одно не может развиваться без другого. Причины: состояние морального распада, дезорганизация, ослабление социальных связей, разрушение коллективного сознания и религиозности.). 2) Альтруистическое (Свойственно для низших органических слоев. Приобретают массовое явление. Обусловлены религиозно. Язычество, буддизм и альтруизм питают неуемлемую жажду самоубийства. Человек делает так, как обычай. ). 3) Эгоистическое ( Свойственно для развитого общества. Люди, которые не соотносят свои желания с другими. Желания не удовлетворяются и человек теряется.) 4) Фаталистические ( Существуют в военном обществе. Имеют индивидуальный характер).

Читать еще:  Гороскоп на октябрь козерог окулус.

Классическая социология

Теория социального реализма Э. Дюркгейма

Существенный вклад в становлении социологии как самостоятельной науки внес основатель французской социологической школы Эмиль Дюркгейм (1858–1917). Наиболее известными его работами являются “О разделении общественного труда”, “Метод социологии”, “Самоубийство” и др. Будучи сторонником социальных реформ, Дюркгейм симпатизировал идеям социализма, однако не поддерживал революционный социализм, считая, что наиболее глубокие социальные изменения могут проходить только в результате длительной социальной и нравственной эволюции.

Основным объектом научного анализа Дюркгейм полагает общество как целостную систему, его природу и его взаимодействие с индивидом. Как обобщающее понятие, выражающее основные принципы теории и методологии социологии Дюркгейма, выступает понятие “социологизм”, который включает в себя несколько аспектов: онтологический (представление об обществе), методологический (принципы исследования общества) и оценочный (характер взаимоотношений общества и индивида). Общество рассматривается Дюркгеймом в двух смысловых значениях: с одной стороны, как объективная социальная реальность, включенная в общий универсальный природный порядок, с другой – как реальность особого рода, автономная но отношению к индивидуальной, биопсихической реальности [1] .

Особым предметом социологии, отличающим ее от других общественных наук, являются социальные факты, составляющие систему социальной действительности. По мнению Э. Дюркгейма, социальные факты – это объективные социальные явления, имеющие принудительный характер по отношению к индивиду. Они представляют собой некие “коллективные модели жизни”, которые существуют независимо от индивида и побуждают его к определенному поведению (религия, обряды, законы, правила поведения и т.д.).

Интерпретация фактов, как объективных и независимых от создания индивидов, получила реализацию в методологической части социологии. Знаменитое выражение Дюркгейма: “Социальные факты следует рассматривать как вещи” выступает основным принципом методологии мыслителя.

Многообразие социальных фактов Дюркгейм представляет в виде структурированной системы, включающей две группы: факты коллективного сознания, представляющие собой общие идеи и чувства, и факты “материального субстрата” общества, или морфологические (демографические, географические, экологические и др.). Совокупность материальных фактов отражает количественные характеристики общества, а факты коллективного сознания – представляют его духовное состояние. Данный подход к классификации фактов позволил ученому выделить в структуре социологии такие разделы, как социальная морфология, социальная физиология и общая социология [2] .

Одной из центральных проблем в научном творчестве Э. Дюркгейма является проблема социальной солидарности, которая представляет собой общественные связи, позволяющие обществу сохранять свою устойчивость. Мыслитель рассматривает ее как высшую моральную ценность, универсальный принцип, мотивирующий поведение людей.

Дюркгейм обосновывает наличие двух форм солидарности. Механическая солидарность преобладает в архаических обществах, объединяя индивидов на основе сходства (языка, обычаев, верований, исторического опыта и т.д.). Главной интегрирующей силой в этом случае выступает коллективное сознание. Органическая солидарность складывается в более развитых обществах, которые представляют собой сложную систему, являющуюся результатом углубления разделения труда. Обмен функциями и продуктами деятельности между членами общества приводит к углублению интеграции в обществе. Вместе с тем разделение труда ослабляет коллективное сознание, приводит к ослаблению традиций и способствует увеличению рациональности, формированию автономности личности.

Особый интерес представляет исследование Дюркгеймом такого социального явления как самоубийство. В работе “Самоубийство” мыслитель выделял самоубийства эгоистические, альтруистические, аномические и фаталистические. Исследователь доказывал, что самоубийства не могут быть объяснены только психологическими причинами. К примеру, эгоистические самоубийства в своей основе имеют повышенный индивидуализм, потерю смысла жизни, утрату связи со своей социальной группой и т.д. Альтруистические, наоборот, связаны с чрезмерной интеграцией индивида в его социальное окружение [3] .

  • [1] Социология: учебник / под общей ред. В. Э. Бойкова. М.: РАГС, 2004. С. 39–40.
  • [2] Там же. С. 42–43.
  • [3]Осипова Н. Г., Афанасьев В. В. Указ. соч. С. 85–86.

Социальный реализм Э.Дюркгейма;

Согласно мнению французского социолога Эмиля Дюркгейма (1858-1917) социальная реальность столь же устойчива и реальна, как и природа, поэтому развивается по определенным законам. В связи с этим Дюркгейм разработал теорию социологизма, суть которой заключается в том, что общество – реальность особого рода, не сводимая к другим ее видам. Она обладает автономией по отношению к природе и одновременно по отношению к индивидам. Человек – двойственная реальность, в которой взаимодействуют две сущности: социальная и индивидуальная, причем приоритетом в ней обладает реальность социальная над индивидуальной.

Теория социологизма Дюркгейма дала начало развитию социального реализма в социологии, в основе которого лежит тезис о первичности общества над индивидом. В противовес реализму в социологии сформировалось другое направление – номинализм, сторонники которого отстаивали первичность индивида по отношению к обществу.

Основу социальной реальности, по мнению Дюркгейма, составляют социальные факты, которые являются предметом изучения социологии. Социальные факты – это любой образ действия, который оказывает на индивида внешнее воздействие, но существует вне и независимо от него. В качестве социальных фактов могут выступать различные события, поступки, акты поведения, нормы, ценности, обычаи, традиции и т. п. Дюркгейм считал, что социальные факты должны рассматриваться как вещи, т. е. как внешние по отношению к индивидам.

Из признания специфики социальной реальности, воплощенной в социальных фактах, вытекает, согласно Э.Дюркгейму, самостоятельность социологии как науки, ее несводимость ни к какой другой из наук.

Важную роль играет в обществе социальная солидарность, существующая в двух видах: механическая и органическая. Первая из них доминировала в архаических обществах, была основана на неразвитости и сходстве индивидов и их общественных функций. Органическая солидарность характерна для современного общества и основана на разделении труда.

Основная функция разделения труда – интегрирование индивидов в социальные общности, обеспечение единства социального организма, формирование чувства солидарности. В последнем решающая роль принадлежит корпорации, которая должна, по мнению Э.Дюркгейма, стать четко организованной группой, социальным институтом и одновременно основным элементом социальной структуры.

В современном индивидуалистическом обществе основная проблема состоит в поддержании минимума коллективного сознания, без которого органическая солидарность способна провести к общественной дезорганизации. Конкретным воплощением последней является аномия – патология социальной жизни, проявляющаяся в отрицании норм, правил общепринятого поведения.

На основе действия социальных механизмов аномии Э.Дюркгейм дал объяснения феномена самоубийства, которые изложил в своей работе «Самоубийство: социологический этюд» (1897г.). Самоубийство, по его мнению, представляет собой событие индивидуальное, а причины его социальные.Данный трудявляется первой эмпирической работой в социологии.

«Понимающая социология М.Вебера.

В отличие от О.Конта и Э.Дюркгейма социологическая доктрина, развиваемая Максом Вебером (1864-1920), наполнена скептицизмом по отношению к социологическим всеобщностям и сконцентрирована на изучении социальных действий и отношений конкретных индивидов. Только таким образом, считал он, можно понять действительные механизмы реального поведения индивидов и их общностей и превратить социологию в понимающуюи объясняющую науку. Причем понимание может быть двух видов: непосредственное, возникающее в процессе прямого наблюдения за действиями другого индивида, и объясняющее понимание, состоящее в рациональном объяснении мотивов, смысла, содержания и результатов осмысленного человеческого действия.

Читать еще:  Гороскоп на ноябрь по дате рождения. Гороскоп на ноябрь

Важнейшая категория веберовской социологии – социальное действие обладает тремя отличительными признаками:

1) наличие действующего индивида;

2) осмысленность предпринимаемого действия;

3) социальная ориентированность действия на других людей.

С точки зрения мотивации и уровня рациональности, осмысленности вся совокупность социальных действий может быть подразделена на четыре основных типа:

4) аффективное действие.

(Более подробно о типах социального действия М.Вебера читайте в теме «Общество как целостная система и социальная реальность» стр.19).

С социальными действиями, в понимании М.Вебера, органически связаны социальные отношения, под которыми понимается поведение нескольких людей, соотнесенное по своему смыслу друг с другом и ориентирующееся на это. Содержание же отношения может быть самым различным: борьба, вражда, любовь, дружба, уважение, рыночный обмен, соперничество и т. д.

Выделение основных типов действий и отношений привело М.Вебера к необходимости введения в социологическую теорию и обоснования категории «идеальный тип». Под идеальным типом он понимал идеальное в логическом смысле теоретические конструкции, позволяющие абстрагироваться от многочисленных и разнородных эмпирических фактов действительности и сконцентрировать внимание на основных особенностях целого обширного класса сходных в каком-либо отношении и повторяющихся социальных явлений и процессов, их взаимосвязанных причин и следствий.

Наряду с социальным действием, социальным отношением Вебер выделяет социальные институты (семья, церковь, государство) и социальные ассоциации (группы и общества). Действия отдельных индивидов кооперируются; на основе этой кооперации образуются ассоциации.

На основе доминирующих типов социального поведения Вебер выделяет типы общества, последовательно сменяющие друг друга: традиционное, в котором преобладают традиционные и аффективные действия, и современное (индустриальное), основанное на целерациональном и ценностно-рациональном поведении индивида.

Большое внимание Вебер уделял анализу социальных институтов. Центральное место среди них занимает государство, понимаемое им как особая организация публичной власти, обладающая монополией на легитимное насилие.

М.Вебер выделяет три основных типа легитимного, то есть законного господства:

1) «традиционное» господство, базирующееся на авторитете «вечно вчерашнего», т. е. власти, передаваемой по наследству – от князя или короля к его наследнику;

2) господство в силу веры большинства общества в обязанность легальных установлений, достигаемое путем избрания во время выборов в демократическом обществе;

3) авторитет необычного личного дара, которым носитель харизмы, т. е. необычной способности человека оказывать магическое воздействие на других людей и властвовать над ними.

М.Вебер уделял большое внимание изучению мировых религий (буддизма, ислама, христианства) и проанализировал влияние протестантизма, в первую очередь протестантской этики, на возникновение капиталистического духа и становление капитализма как специфического типа рациональной экономики.

Литература

Антология социально-экономической мысли в России. Дореволюционный период / под ред. А. И. Кравченко. – СПб.: Изд-во Рус. Христианского гуманит. ин-та, 2000. – 831 с.

Громов И.А. Западная социология / И. А. Громов, А. Ю. Мацкевич, В. А. Семенов. – СПб.: Ольга, 1997. – 372с.

Харчева В.Г. Основы социологии: Учебник. – М.: Логос, 1997. – 304 с. – Гл.2.

ТЕМА 3. Общество как целостная система и социальная реальность.

3.1 Общество как социологическое понятие.

Определение понятия «общество» является очень важным вопросом в социологии, т.к. общество – это объект изучения данной науки, но в тоже время очень сложным, т.к. данное понятие, во-первых, отражает высокий уровень абстрактности и широко по объему (так два человека – это уже общество, и население нашей страны тоже общество); во-вторых, общество можно рассматривать в различных ракурсах; в-третьих, оно исторично и имеет этапы развития; и, в-четвертых, общество раскрывается на стыке нескольких наук: социальной философии, истории, социологии и социальной психологии.

Но ученые прошлого и настоящего делали и делают попытки в определении данного понятия. Приведем некоторые из них.

П.А.Сорокин: «Общество – это союз, по меньшей мере, двух человек, объединенных «связью взаимодействия», это коллективное единство, коллектив».

К.Маркс: «Общество – это исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, продукт их взаимодействия».

Н.Смелзер (американский социолог): «Общество – это объединение людей, имеющее определенные географические границы, общую законодательную систему и определенную социокультурную (национальную) идентичность».

Т.Парсонс (американский социолог): «Общество – это система отношений между людьми, связывающим началом которой являются нормы и ценности».

Что же объединяет социологов во всех этих подходах к определению понятия «общество»? Это то, что общество рассматривается ими не как механическая совокупность людей, а как объединение, в рамках которого происходит устойчивое и достаточно тесное взаимодействие и взаимовлияние людей.

Общество обладает следующими признаками:

1. Каждое общество имеет имя, которое часто (но не всегда) становится названием государства.

2.Каждое общество имеет собственную культуру. Конечно, в настоящее время, когда наблюдается сильное взаимовлияние культур, под культурой следует понимать только ядро родной культуры, благодаря которому человек осознает свою причастность к этому, а не к другому сообществу.

3.Каждое общество имеет свою историю, которая хранится в памяти любого человека.

4.Каждое общество обладает таким чертами, как самовоспроизводство, самообеспечение, саморегулируемость не в абсолютном смысле слова, а в относительном (увеличение населения не только за счет естественного прироста, но и миграции или удовлетворение потребностей за счет импорта).

5.Каждое общество является самой большой единицей социальной реальности, т.е. не входит в качестве составной части в более крупное общество. В настоящее время, в период формирования мирового сообщества, эта точка зрения становится все более и более условной, однако нельзя сказать, что этот признак становится недействительным.

6.Формы взаимодействия людей в пределах общества однообразны и устойчивы. Это означает, взаимодействия между людьми определяются традициями и обычаями, выработанными на протяжении существования данного общества.

7.Общество обычно базируется на определенной территории. Но не всегда возможно определить границы того или иного общества (например, русскоязычное общество, христианское общество).

8.Каждое общество имеет свой язык общения.

Понятие «общество» следует отличать от понятий «страна»и «государство».Страна – это понятие больше географического характера, означающее часть территории планеты с определенными границами. Государство – это понятие, отражающее политический смысл, систему политических отношений и выступающее как важнейшая категория политологии.

Источники:

http://cyberpedia.su/5×1927.html
http://studme.org/41773/sotsiologiya/klassicheskaya_sotsiologiya
http://studopedia.su/10_118708_sotsialniy-realizm-edyurkgeyma.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: