Основоположником социального реализма считается э дюркгейм. Основные подходы к определению феномена «Общество» и предмета социологии
Теория социального реализма Эмиля Дюркгейма
Эмиль Дюркгейм (1858-1917) – продолжатель контовской и спенсеровской позитивистской и эволюционостской линии в социологии, основатель французской социологической школы, автор классических трудов по социологии: “О разделении общественного труда”; “Правила социологического метода”, “Самоубийство”; “Элементарные формы религиозной жизни”.
Вклад Э.Дюркгейма в социологию. Во-первых, он разрабатывал проблему предмета и метода социологии; во-вторых, – структуры общества и функциональной роли ее элементов; в-третьих, разрабатывал вопросы, связанные с сущностью и путей достижения социального порядка, социологии религии и др.
Взгляды Дюркгейма нередко характеризуют одним словом – социологизм, или социологический реализм. В отличие от предшественников Э.Дюркгейм первым обратил внимание на социальные факты и их роль в развитии общества. Теоретико-методологический способ изучения общества Дюркгейма отличался сугубо социологическим характером, ибо на первый план выдвигал задачу исследования законов социальной реальности, позволяющих понять сущность всех общественных явлений и процессов, включая и индивида. Именно этим и призвана заниматься, по Дюркгейму, социология и только социология. В этом и состоит своеобразие предмета и метода социологии.
Наиболее наглядно социологизм Дюркгейма проявился в его концепции особой и автономной соц. реальности как системы соц. фактов, в его стремлении объяснить социальное социальным, в определении специфичности предмета и метода социологии, в признании соц. реальности высшим типом реальности и необходимости использования другими общественными науками социолог. метода. Д. писал, что основное правило его социолог. метода состоит в том, что соц. факты нужно рассматривать как вещи, где вещь – всякий объект познания. Их наиболее характерные черты – объективность, независимое от индивидов существование и способность оказывать на поведение индивидов принудительное воздействие. Поведение людей определяются не столько свойствами и особенностями личности, не индивидуальными причинами и факторами, а сложившийся совокупностью социальных фактов При этом один соц. факт следует выводить из другого, из самого общества, а не их аналогий с физическими или биологическими явлениями.
Общество, социальная реальность рассматриваются Дюркгеймом, с одной стороны, как часть природы, подчиняющаяся действию определенных законов, с другой – как реальность особого рода, несводимая к другим ее видам. «Общество есть система, образованная ассоциацией индивидов и представляющая собой реальность, наделенную своими особыми свойствами». При этом провозглашается приоритет соц. реальности над индивидуальной, ее решающая роль в детерминации сознания и поведения индивида.
Социальные факты Дюркгейм. подразделял на: морфологические (плотность населения); образующие материальный субстрат общественной жизни, и духовные (общественное сознание), за которыми признавалась решающая роль.
Рассматривая общество как ценностно-нормативную систему Дюркгейм серьезное внимание уделил исследованию и ненормальных, патологических ее состояний, связанных с потерей соц. солидарности, например изучению аномии, под которой он понимал кризисное, болезненное состояние общества, характерное для переходных и кризисных периодов общественной жизни, когда старые ценности и нормы перестают действовать, а новые еще не утвердились. С аномией он связал и такое явление как самоубийство, выявив его связь с принадлежностью индивидов к определенным соц. группам, зависимость числа самоубийств от степени ценностно-нормативной интеграции общества, группы.
Три типа самоубийства в зависимости от степени воздействия соц. норм на индивида: эгоистическое, альтруистическое и аномическое.
Религию он рассматривал, как связанную систему верований и обрядов в священное, а не как веру в Бога; он считал, что религия упрочивает соц. солидарность и формирует соц. идеалы, ведет к поклонению обществу, реальному обществу – объекту всех религиозных культов. Дюркгейму удалось одним из первых органически соединить эмпирическое и теоретическое, фундаментальное и прикладное в социолог. исследовании, в чем его большая заслуга перед социолог. наукой. Он разработал не только общую теорию и методологию социолог. исследования, но и его конкретные методы, правила. Велик его вклад и в разработку спец. отраслей социологии: социологий права, морали, религии, отклоняющегося поведения. Все это делает Д. классиком социологии рубежа прошлого и нынешнего столетий.
Работа Э. Дюркгейма «О разделении общественного труда».
Работа Дюркгейма «О разделении общественного труда» – это его первая крупная работа, написанная на базе его докторской диссертации. Она полностью посвящена теме взаимоотношения между обществом, коллективом и личностью. Основной вопрос формируется следующим образом: как появляется общество из совокупности индивидов и какими средствами и факторами индивиды обеспечивают солидарность и интегрированность общества?
Чтобы ответить на этот вопрос, Дюркгейм формулирует положение о двух различных формах солидарности – механической и органической. Он различает солидарность вследствие сходства индивидов и солидарность вследствие их дифференциации. В первом случае индивиды мало отличаются друг от друга, они похожи, потому что испытывают одинаковые чувства, привержены одинаковым ценностям, в сознании каждого господствуют сходные коллективные чувства. Это касается примитивных, архаичных обществ, в которых индивиды взаимозаменяемы. Вывод Дюркгейма сводится к тому, что индивид не является первичным, осознание индивидуальности приходит исторически. Первичным является общество. Ибо коллективные чувства и сознание покрывают основную часть индивидуальных сознаний.
Органическая солидарность возникает вследствие дезинтеграции механической солидарности и архаичной сегментарной структуры общества. В реализации этих исторических перемен, на первый план выступает феномен разделения общественного труда, под которым Дюркгейм понимает профессиональную специализацию. Она является признаком высокоорганизованного, развитого общества, которое, чтобы жить и нормально функционировать, не может обойтись без согласия и урегулированности.
Разделы работы посвящены проблемам формирования и развития органической солидарности, права и нравственности как соц. институтов, привязывающих индивидов друг к другу, устанавливающих в обществе согласие и порядок. Дюркгейм подробно анализирует соц. причины и условия разделения труда, которые связаны не с потребностями отдельного индивида, а с потребностями общества как целого. Пока объем и плотность обществ остаются на прежнем уровне и разделение труда незначительно. Солидарность в таком обществе носит механический характер. Дюркгейм ставит и анализирует следующие проблемы:
- 1)Исчезновение сегментарного общества вместе с возрастанием моральной и материальной плотности общества в ходе увеличения его объема.
- 2)Интенсивность борьбы за существование в этих условиях вызывает прогресс разделения труда.
- 3)Примат общества, т.е. индивид возникает из общества, а не общество из индивидов. Индивидуальная личность формируется и прогрессирует только под воздействием разделения труда.
- 4)Взаимосвязь разделения труда, органической солидарности, права и морали.
Дюркгейм также подчеркивает проблему становления права и нравственности в процессе разделения труда. Ибо это и есть совокупность уз, привязывающих людей друг к другу и к обществу. Морально все то, что служит источником солидарности, все, что заставляет человека считаться с другими.
Классическая социология
Теория социального реализма Э. Дюркгейма
Существенный вклад в становлении социологии как самостоятельной науки внес основатель французской социологической школы Эмиль Дюркгейм (1858–1917). Наиболее известными его работами являются “О разделении общественного труда”, “Метод социологии”, “Самоубийство” и др. Будучи сторонником социальных реформ, Дюркгейм симпатизировал идеям социализма, однако не поддерживал революционный социализм, считая, что наиболее глубокие социальные изменения могут проходить только в результате длительной социальной и нравственной эволюции.
Основным объектом научного анализа Дюркгейм полагает общество как целостную систему, его природу и его взаимодействие с индивидом. Как обобщающее понятие, выражающее основные принципы теории и методологии социологии Дюркгейма, выступает понятие “социологизм”, который включает в себя несколько аспектов: онтологический (представление об обществе), методологический (принципы исследования общества) и оценочный (характер взаимоотношений общества и индивида). Общество рассматривается Дюркгеймом в двух смысловых значениях: с одной стороны, как объективная социальная реальность, включенная в общий универсальный природный порядок, с другой – как реальность особого рода, автономная но отношению к индивидуальной, биопсихической реальности [1] .
Особым предметом социологии, отличающим ее от других общественных наук, являются социальные факты, составляющие систему социальной действительности. По мнению Э. Дюркгейма, социальные факты – это объективные социальные явления, имеющие принудительный характер по отношению к индивиду. Они представляют собой некие “коллективные модели жизни”, которые существуют независимо от индивида и побуждают его к определенному поведению (религия, обряды, законы, правила поведения и т.д.).
Интерпретация фактов, как объективных и независимых от создания индивидов, получила реализацию в методологической части социологии. Знаменитое выражение Дюркгейма: “Социальные факты следует рассматривать как вещи” выступает основным принципом методологии мыслителя.
Многообразие социальных фактов Дюркгейм представляет в виде структурированной системы, включающей две группы: факты коллективного сознания, представляющие собой общие идеи и чувства, и факты “материального субстрата” общества, или морфологические (демографические, географические, экологические и др.). Совокупность материальных фактов отражает количественные характеристики общества, а факты коллективного сознания – представляют его духовное состояние. Данный подход к классификации фактов позволил ученому выделить в структуре социологии такие разделы, как социальная морфология, социальная физиология и общая социология [2] .
Одной из центральных проблем в научном творчестве Э. Дюркгейма является проблема социальной солидарности, которая представляет собой общественные связи, позволяющие обществу сохранять свою устойчивость. Мыслитель рассматривает ее как высшую моральную ценность, универсальный принцип, мотивирующий поведение людей.
Дюркгейм обосновывает наличие двух форм солидарности. Механическая солидарность преобладает в архаических обществах, объединяя индивидов на основе сходства (языка, обычаев, верований, исторического опыта и т.д.). Главной интегрирующей силой в этом случае выступает коллективное сознание. Органическая солидарность складывается в более развитых обществах, которые представляют собой сложную систему, являющуюся результатом углубления разделения труда. Обмен функциями и продуктами деятельности между членами общества приводит к углублению интеграции в обществе. Вместе с тем разделение труда ослабляет коллективное сознание, приводит к ослаблению традиций и способствует увеличению рациональности, формированию автономности личности.
Особый интерес представляет исследование Дюркгеймом такого социального явления как самоубийство. В работе “Самоубийство” мыслитель выделял самоубийства эгоистические, альтруистические, аномические и фаталистические. Исследователь доказывал, что самоубийства не могут быть объяснены только психологическими причинами. К примеру, эгоистические самоубийства в своей основе имеют повышенный индивидуализм, потерю смысла жизни, утрату связи со своей социальной группой и т.д. Альтруистические, наоборот, связаны с чрезмерной интеграцией индивида в его социальное окружение [3] .
- [1] Социология: учебник / под общей ред. В. Э. Бойкова. М.: РАГС, 2004. С. 39–40.
- [2] Там же. С. 42–43.
- [3]Осипова Н. Г., Афанасьев В. В. Указ. соч. С. 85–86.
Социологический реализм Э.Дюркгейма
Наиболее значительный представитель социологического позитивизма конца 19 — начала 20 вв. — французский социолог Эмиль Дюркгейм. Он выступил против индивидуалистических и психологических подходов в объяснении явлений общественной жизни, согласно которым основную роль в поведении людей и в целом в историческом процессе играют внутренние, осознанные и неосознанные, психические факторы, т.е. влечения, желания, стремления и интересы людей. В своей теории социального реализма он исходил из того, что природу социальных явлений следует объяснять социальнымифакторами.
Э. Дюркгейм был сторонником разработки научного метода в социологии, заключающегося, по его словам, в рационалистическом,т.е. строго логическом, объяснении явлений общественной жизни. Теоретико-методологической базой, на которой Дюркгейм строил систему своих социологических взглядов, стал так называемый социологизм (разновидность социологического реализма). Социологический реализм признает в качестве особой реальности (наряду с реальностью природной среды и реальностью внутреннего психического мира человека) человеческое общество. Этой социальной реальностью в качестве специального предмета изучения до появления социологии не занималась ни одна наука.
Общество обладает собственной реальностью, которая не может быть сведена к психологическим фактам. Суть социологизма состоит в признании первостепенного и исключительного значения социальной реальности в бытии человека, а также использования социологических методов для объяснения этого бытия, которые провозглашаются единственно верными.
Социология рассматривается Дюркгеймом как наука о социальных фактах,под которыми он понимал прежде всего политические, правовые, моральные, религиозные и другие идеи, нормы и ценности, вырабатываемые коллективным сознанием людей и заставляющие отдельных индивидов действовать в соответствии с этими идеями, нормами и ценностями.
Дюркгейм указывает на два основных признака социальных фактов: (1) их объективное существование по отношению к отдельным индивидам и (2) их принудительное воздействие на людей. Тем самым Дюркгейм исходил из понимания человека как социального существа, развитие и деятельность которого проходят под определяющим воздействием на него социальных норм и предписаний. Их воздействие на людей в конечном счете организовано сознательно и осуществляется через социальные институты, в том числе правовые, религиозные и т.д. Социальный факт есть лишь там, где существует определенная организация.
Дюркгейм считает решающими источником развития общества прежде всего коллективное сознание и коллективную (общественную) деятельность людей. Коллективность трактуется им как «основной фактор социальности», коллектив, общество, его социальные институты в решающей степени воздействуют на развитие каждого человека. Социальная жизнь, по Дюркгейму, «прямо вытекает из ее коллективного существа», имеет общественную природу и сущность.
Тема изучения природы и характера социальной связи вообще является центральной во всем научном творчестве Дюркгейма. Анализу социальной связи, ее характера и различных видов проявления посвящена, по сути, и одна из наиболее известных работ Дюркгейма «Самоубийство». Дюркгейм обратился к социальным причинам самоубийств. Он показал, используя обильные статистические данные, что в определении вероятности самоубийства решающее значение имеют социальные основания. Он рассматривает факторы внесоциального характера, способные оказать влияние на изменение статистики самоубийств в том или ином обществе: психопатические состояния; расовые и наследственные особенности; сезонные колебания климатических условий; механизмы подражания и делает вывод : ни одна из них не может объяснить процент самоубийств удовлетворительным образом. А, следовательно, лишь социологическая наука способна удовлетворительным образом объяснить причины самоубийств.
Дюркгейм разрабатывает свою типологию самоубийств:
Эгоистическое самоубийство. Пытаясь понять, каким образом преобладающая принадлежность к тому или иному типу вероисповедания может повлиять на статистику самоубийств, Дюркгейм приходит к выводу, что для протестантизма в гораздо большей степени характерно свободомыслие, поэтому здесь связь верующего со своей общиной и с церковью вообще гораздо менее жесткая, нежели в других ветвях христианства. А “чем сильнее в группе верующих проявляются частные суждения, тем менее ее роль в жизни людей, тем слабее ее сплоченность и жизненность”. Поэтому “перевес на стороне протестантизма в сфере самоубийств происходит от того, что эта церковь по существу своему менее целостна, нежели католическая”.
Примерно таковы же социальные механизмы различий в коэффициентах самоубийств в городских и сельских общинах: в первых люди в значительной мере разобщены и предоставлены сами себе, в то время как социальные связи между обитателями сельских общин не только более прочны (в силу традиционного их характера), но и ощущаются более зримо и непосредственно. Причины усиления тенденции к суициду среди холостых (и особенно разведенных и овдовевших) состоят прежде всего в том, что “супруги имеют лучшую физическую и моральную организацию, чем безбрачные”.
Альтруистическое самоубийство. Этот тип самоубийства прямо противоположен рассмотренному выше и происходит “в том случае, когда общественность вполне и без остатка поглощает. индивидуальность”. К такого рода самоубийствам относятся, в частности, известные из истории некоторых народов обычаи стариков совершать самоубийства, “когда жизнь становилась им в тягость”; или принятое в индуизме самосожжение вдов на похоронах мужа. Согласно Дюркгейму, альтруистический суицид, т.е. самоубийство во имя групповых интересов, был результатом сильного группового давления и социального одобрения.
Рассматривая случаи суицидов среди военных, которые совершаются относительно чаще, чем среди гражданских лиц. Общим же свойством альтруистических самоубийств является их прямая противоположность эгоистическому и “недостаточное развитие индивидуализма”. Оно обычно совершается во имя долга.
Аномическое самоубийство. Этот тип связан с характером регулирования социальных связей со стороны общества. Аномия – это “такое состояние общества, в котором заметная часть его членов, зная о существовании обязывающих их норм, относится к ним негативно или равнодушно”. Такая ситуация довольно часто возникает в переходные периоды, в эпохи реформ и социальных катаклизмов, когда прежние нормы, к которым большинство членов общества приспособились и привыкли их выполнять, перестают действовать, а новые еще не закрепились. Прежняя иерархия нарушена, а новая не может сразу установиться. Понятно, что многие в такой ситуации ощущают себя как бы в нормативном вакууме и теряют социальную ориентацию. Дюркгейм рассматривает, например, причины всплеска кривой самоубийств в периоды экономических кризисов. Вероятно, аномические самоубийства являются продуктом не одних лишь экономических кризисов. В той же мере другие социальные изменения, протекающие в сравнительно краткие периоды времени в политической, идеологической сферах общественной жизнедеятельности, сдвиги в области нравственного регулирования могут вызвать существенную дезориентацию сознания и своеобразную моральную панику. Если теория аномии верна, то российское общество 90-х годов ХХ века могло бы послужить ей в качестве хорошей иллюстрации. Аномия может затронуть и брачно-семейную сферу – распад семьи (который тоже во многом являет собою аномию) выступает в качестве одного из факторов самоубийств.
Труды Дюркгейма сыграли заметную роль в становлении и развитии социологии как самостоятельной науки.
Источники:
http://studwood.ru/630133/sotsiologiya/teoriya_sotsialnogo_realizma_emilya_dyurkgeyma
http://studme.org/41773/sotsiologiya/klassicheskaya_sotsiologiya
http://infopedia.su/13x1271d.html