Основные положения философии фрэнсиса бэкона. Френсис бэкон

Каковы основные положения философской теории Фрэнсиса Бэкона и в чем заключается ее значение для психологии?

Фрэнсис Бэкон(1561—1626) — английский философ, извест­ный как основоположник современного английского эмпириз­ма, сыграл большую роль в изучении процесса познания в психо­логии. Он наметил новую линию исследования души, обозначив переход психологии от науки о душе к науке о сознании. Он при­звал отказаться от изучения общих вопросов, касающихся при­роды души, и исключить органические функции из ее состава, перейти к эмпирическому описанию ее процессов. Бэкон разви­вал идею о единой науке о человеке. Это учение он полагал со­стоящим из двух частей: одна рассматривает человека как такового (философия человека), вторая — в его отношении кобщест­ву (гражданская философия).

Понимание человека, концепция души Ф. Бэкона.Понимание че­ловека у Бэкона носило натуралистический характер. Учение о че­ловеке, по Бэкону, состоит из двух частей. В соответствии с частя­ми, из которых состоит человек (тело и душа), выделяются науки о теле и науки о душе. Науки о душе должны исследовать ее проис­хождение, способы их развития и укрепления.

Бэкон выделяет два типа души — рациональную, божественную душу (или дух) и чувствующую, нерациональную душу, общую у че­ловека и животных. Каждая из этих душ обладает, по Бекону, свои­ми способностями (функциями). Чувствующая душа обладает спо­собностью к ощущению и способностью выбора, определяемой как стремление к благоприятным и неблагоприятным обстоятельствам и возможностью совершать произвольные движения. Эти способ­ности имеют все тела. От ощущения следует отличать восприятие как функцию души, однако критериев такого различения Бэкон не дает.

Способности рациональной души — память, разум, рассудок, воображение, желание (влечение), воля. Бекон считал чувства исходным элементом познания, но не исчерпывающим. Данные чувств должны обрабатываться разумом.

Теория познания Ф. Бэкона. Всвоей теории познания Бэкон признает объективность существующего мира и определяет чув­ства как первичный элемент познания, однако они не дают всей полноты и объективности картины мира и должны обрабатывать­ся разумом. Бэкон утверждал, что объективное познание невоз­можно без совместной работы опыта, эмпирии и рассудка, кото­рая заключается в применении рационального метода к чувствен­ным данным.

В своей теории Бекон заложил основы эмпирического изуче­ния явлений сознания. Он верил в возможность знания и позна­ния (причем эмпирического), но признавал его ограничения. Эти ограничения (ошибки, фундаментальные трудности) он на­зывал призраками, или идолами (заблуждениями), обманываю­щими человека в силу его общей человеческой или индивидуаль­ной природы. Бэкон выделял четыре типа идолов-ограничений: идолы рода, идолы пещеры, идолы площади и идолы театра.

1. Идолы рода. Они заложены в самой природе человека, поскольку все восприятия как чувства, так и ума покоятся на аналогии человека, а не на аналогии мира.

2. Идолы пещеры. Это индивидуальные заблуждения отдельного человека. В частности, люди любят теории, которые они считают своими, или те, к которым они привыкли. Истину же следует искать в свете опыта природы, который вечен.

3. Идолы площади. Эти заблуждения возникают в силу взаимной связанности и сообщества людей. Например, громкие и торжественные диспуты ученых часто превращаются в споры о словах.

4. Идолы театра. Эти заблуждения вселились в души людей из разных догматов философии, а также из превратных законов доказательств.

Теория познания Ф. Бэкона оказала большое влияние на дальнейшее развитие психологии вообще и психологии позна­ния в частности. По Бэкону, главным орудием изучения позна­ния является метод, а наиболее подходящим для этого методом является научная индукция, т. е. создание общего на основе изу­чения частностей, которая была разработана Бэконом как науч­ная теория.

Значение философии Ф. Бэкона.Фрэнсис Бэкон своим творчест­вом завершил этап развития психологии, где предметом изучения являлась душа, и дал начало развитию нового этапа в психологии, где главным предметом изучения становится сознание. Это про­изошло благодаря отказу Бэкона от изучения души как особого предмета и исключению из состава души органических функций, а также его требованию перейти к описанию процессов души.

Читать еще:  Почему нельзя наступать на порог суеверия. Приметы о пороге

Бэкон одним из первых ученых того времени призывал отказать­ся от пустых теоретических изучений метафизических вопросов о сущности, бессмертии, частях и т. п. души и перейти к непосред­ственному изучению психических явлений и процессов как тако­вых. Более того, Бэкон предложил конкретные способы практиче­ского изучения предмета: опыт, эксперимент. Он считал, что пре­имущество этих методов заключается в том, что они усиливают познание, делают доступным то, что недоступно органам чувств.

Важнейшим методом науки психологии Бэкон считал индук­тивный метод, позволяющий сделать определенный четкий вывод из множества отдельных посылок. Заслуга Бэкона — в том, что он возвел индуктивный метод в общую теорию, выявил правила пе­рехода от частного к общему. Ориентация в учении Бэкона на эм­пирию, познание сделала его родоначальником эмпирической на­уки, оказав тем самым огромное влияние на все науки в целом.

Бэкон предлагал единую науку о человеке, частью которой яв­ляется психология: философия человека рассматривает человека как такового, гражданская философия изучает человека во взаи­модействии с другими людьми. В этом усматривается заложение принципа междисциплинарности наук.

Важно то, что в науке о человеке, которую он делит на учение о личности и учение о связи души и тела, Бэкон на основании разделения этих наук предлагает и разделение их задач и мето-

дов. В учении о личности через изучение личностей исторических деятелей рассматриваются человеческие способности, высшие проявления человеческих возможностей (выдающаяся память, мудрость, моральная стойкость и т. д.). В учении о связи души и тела рассматриваются возможности определять душевные со­стояния по внешним проявлениям, а также последствия влияния болезненных состояний тела на душевную деятельность и, наобо­рот, влияние души на тело. Таким образом, происходит разделе­ние предмета психологии и его изучение в соответствии с конк­ретными задачами, например изучение взаимовлияния души и тела впоследствии становится задачей науки психосоматики.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Папиллярные узоры пальцев рук – маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Философия Фрэнсиса Бэкона

Философия Фрэнсиса Бэкона: кратко о самом главном

Новое время стало периодом расцвета философии в Англии. Английская философия XVII — XVIII вв. имела свою специфику: материалистическую направленность (большинство философов Англии предпочитало материалистически объяснять проблемы бытия и резко критиковало идеализм), господство эмпиризма над рационализмом (Англия стала редкой для своего времени страной, где в вопросах познания победил эмпиризм) и большой интерес к социально-политическим проблемам (философы Англии не только пытались объяснить суть бытия и познания, роль человека в мире, но и искали причины возникновения общества и государства, выдвигали проекты оптимальной организации реально существующих государств). Философия Англии была для XVII века очень прогрессивной. Наибольший след в философии Англии нового времени оставили: Фрэнсис Бэкон, Томас Гоббс и Джон Локк.

Фрэнсис Бэкон (1561 — 1626) — английский философ и политический деятель, в 1620 — 1621 гг.- лорд-канцлер Великобритании, второе должностное лицо в стране после короля), явился основателем эмпирического направления в философии.

Суть философии Фрэнсиса Бэкона — эмпиризма — заключается в том, что в основе познания лежит исключительно опыт. Чем больше опыта (как теоретического, так и практического) накопило человечество (и отдельный человек), тем ближе оно к истинному знанию. Истинное знание, по Бэкону, не может быть самоцелью. Главные задачи знания и опыта — помочь человеку добиваться практических результатов в его деятельности, способствовать новым изобретениям, развитию экономики, господству человека на природе. В связи с этим Бэконом был выдвинут афоризм, который сжато выразил все его философское кредо: «Знание — сила».

Методы познания Фрэнсиса Бэкона

Бэкон выдвинул новаторскую идею, в соответствии с которой главным методом познания должна стать индукция.

Читать еще:  Сказки и рассказы о луне. Сказка про лунный свет - Гернет Н

Индукция — логическое умозаключение, идущее от частного положения к общему.

Под индукцией Бэкон понимал обобщение множества частных явлений и получение на основе обобщения общих выводов (например, если многие отдельные металлы плавятся, то, значит, все металлы обладают свойством плавления). Метод индукции Бэкон противопоставил методу дедукции, предложенному Декартом, согласно которому истинное знание можно получить, опираясь на достоверную информацию с помощью четких логических приемов.

Достоинство индукции Бэкона перед дедукцией Декарта — в расширении возможностей, интенсификации процесса познания.

Недостаток индукции — ее недостоверность, вероятностный характер (так как если несколько вещей или явлений обладают общими признаками, это вовсе не значит, что данными признаками обладают все вещи или явления из данного их класса; в каждом отдельном случае возникает необходимость в экспериментальной проверке, подтверждении индукции). Путь преодоления главного недостатка индукции (ее неполноты, вероятностного характера), по Бэкону, — в накоплении человечеством как можно большего опыта во всех областях знания.

Определив главный метод познания — индукцию, философ выделяет конкретные пути, с помощью которых может проходить познавательная деятельность. Это:

  • «Путь паука» — получение знания из «чистого разума», то есть рационалистическим путем. Данный путь игнорирует либо значительно принижает роль конкретных фактов, практического опыта. Рационалисты оторваны от реальной действительности, догматичны и, по Бэкону, «ткут паутину мыслей из своего ума».
  • «Путь муравья» — такой способ получения знаний, когда во внимание принимается исключительно опыт, то есть догматический эмпиризм (полная противоположность оторванного от жизни рационализма). Данный метод также несовершенен. «Чистые эмпирики» концентрируют внимание на практическом опыте, сборе разрозненных фактов, доказательств. Таким образом, они получают внешнюю картину знания, видят проблемы «снаружи», «со стороны», но не могут понять внутреннюю сущность изучаемых вещей и явлений, увидеть проблему изнутри.
  • «Путь пчелы» — наиболее совершенный способ познания. Используя его, философ-исследователь берет все достоинства «пути паука» и «пути муравья» и в то же время освобождается от их недостатков. Следуя по «пути пчелы», необходимо собрать всю совокупность фактов, обобщить их (взглянуть на проблему «снаружи») и, используя возможности разума, заглянуть «вовнутрь» проблемы, понять ее сущность.

Таким образом, лучшим путем познания, по Бэкону, является эмпиризм, основанный на индукции (сбор и обобщение фактов, накопление опыта) с использованием рационалистических приемов понимания внутренней сущности вещей и явлений разумом.

Идолы Фрэнсиса Бэкона

Но Фрэнсис Бэкон не только показывает, какими путями должен происходить процесс познания, но и выделяет причины, которые препятствуют человеку и человечеству получить истинное знание. Данные причины философ иносказательно называет «призраками» (или «идолами») и определяет четыре их разновидности: идолы рода, пещеры, рынки и таетра.

Идолы рода и призраки пещеры — врожденные заблуждения людей, которые заключаются в смешивании природы познания с собственной природой. В первом случае (идолы рода) речь идет о преломлении познания через культуру человека (рода) в целом — то есть человек осуществляет познания, находясь в рамках общечеловеческой культуры, и это откладывает отпечаток на итоговый результат, снижает истинность знания. Во втором случае (идолы пещеры) речь идет о влиянии личности конкретного человека (познающего субъекта) на процесс познания. В итоге личность человека (его предрассудки, заблуждения — «пещера») отражается в конечном результате познания.

Идолы рынка и идолы театра — приобретенные заблуждения.

Идолы рынка возникают из-за неправильного, неточного употребления речевого, понятийного аппарата: слов, дефиниций, выражений.

Идолы театра возникают из-за влияния существующей философии на процесс познания. Зачастую при познании старая философия мешает проявлять новаторский подход, направляет познание не всегда в нужное русло. Исходя из наличия четырех основных препятствий познания, Бэкон советует максимально абстрагироваться от существующих «идолов» и получать свободное от их влияния «чистое знание».

Основные положения эмпирической философии Ф. Бэкона

Подвергая критикесредневековую схоластику как философию, оторванную от жизни, не связанную с опытом, Ф. Бэкон заложил основы эмпиризма. Философия, считал он, – должна «спуститься с заоблачных высот на землю», перестать быть служанкой богословия, заниматься проблемами, которые можно проверить с помощью опыта, помогать познанию, создав правильную методологию достижения истины.

Читать еще:  Ульяна имя значение по церковному. Значение женского имени ульяна

Следующий вопрос, весьма волновавший философа, – это проблема социального статуса науки, ее роли в обществе. Бэкон назвал это свое учение «великим восстановлением наук» и предлагал новое понимание социальной роли науки: она должна служить практике, приносить пользу, избавлять людей от нищеты, болезней, способствовать развитию техники.“Философия должна спуститься с заоблачных высот на землю, перестать быть служанкой богословия”, –писал он.

Учение Бэкона об эмпиризме раскрывается в его трактовке задачи философии: она должна помочь науке в познании мира и для этого выработать соответствующие методы познания. В связи с этим Бэкон разрабатывает учение о призраках (идолах).

Призраки – это препятствия, которые возникают перед учеными на пути познания истины. Их надо четко сформулировать и избавиться от них. Бэкон выделил четыре вида таких препятствий.

1. Призраки рода – препятствия, которые присущи человеку как особому роду живых существ. Они проявляются в том, что люди часто переносят свои человеческие оценки и качества на окружающую природу. Это мешает правильному познанию. Например, гилозоизм, панпсихизм, телеология.

2. Призраки пещеры – заблуждения, присущие либо отдельным людям, либо определенным группам людей. Это предрассудки, предубежденность, ограниченность взглядов – люди смотрят на мир узко, как бы из пещеры, со «своей колокольни». Например, это религиозная, расовая нетерпимость, нетерпимость одних научных школ по отношению к другим.

3. Призраки рынка (площади) – препятствия, возникающие между людьми в сфере общения. Например, это употребление одних и тех же слов в разных значениях, искажения, которые могут возникать при языковом общении между людьми. Сегодня это можно назвать информационным шумом.

4. Призраки театра – препятствия, связанные с влиянием старых взглядов, теорий, авторитетов. Например, это слепое следование авторитетным чужим мнениям, либо каким-то старым текстам (Бэкон имел в виду, прежде всего, тексты Аристотеля – непререкаемого авторитета для философов в течение многих столетий, особенно в эпоху средневековья). Вера в авторитеты (режиссера, художника, актера) – это обязательное условие восприятия театральной постановки, спектакля. Но в науке, в познании некритичное преклонение перед авторитетами – недопустимо. Это препятствует свободному развитию научной мысли.

Вывод: знание названных четырех препятствий познания, подстерегающих ум человека, очищает путь к истине, помогает избежать многих ошибок. К сожалению, и сегодня спустя примерно 400 лет многие из этих препятствий продолжают существовать в научном познании.

Учение Бэкона об эмпирическом методе познания. Есть три возможных пути получения знаний (познания). Только один из них правильный.

– Путь паука – паук тянет паутину из самого себя, также как ученый получает знания исключительно путем размышлений, без обращения к опыту. Это – позиция рационализма, неправильный путь познания.

Путь муравья – если ученый подобен муравью, который тащит всякий сор, собирает разрозненные факты, и не умеет их обобщать (узкий эмпиризм), то это тоже неправильный путь познания.

Путь пчелы – настоящий ученый должен быть подобен пчеле, собирать только нужные факты (цветочный нектар) и перерабатывает их в истинное знание, подлинный мед.“Путь пчелы – это единственный правильный путь познания”.

Бэкон разрабатывает правила, которыми должен руководствоваться ученый «на пути пчелы». Этот эмпирический метод познания он назвал индукцией. Смысл индукции состоит в том, чтобы идти от общего к частному, получать знания из опыта, обобщать эти данные и на этой основе делать выводы.

Итак, Бэкон является представителем методологического эмпиризма. Согласно этой позиции научное знание должно основываться на систематизированных определенным образом данных органов чувств, то есть на опыте и эксперименте.

185.94.188.243 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Источники:

http://cyberpedia.su/13x12e4f.html
http://www.grandars.ru/college/filosofiya/filosofiya-frensisa-bekona.html
http://studopedia.ru/4_176198_osnovnie-polozheniya-empiricheskoy-filosofii-f-bekona.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: