Оранский богородицкий мужской монастырь. Церковь рождества пресвятой богородицы

Оранский Богородицкий мужской монастырь

Оранский Богородицкий монастырь основан в 1634 году. Принадлежит Нижегородской епархии Русской Православной Церкви.

Содержание

Основан в 1634 году как пустынь дворянином П. А. Глядковым, в честь Оранской иконы Божией Матери. С 1866 года — общежительный мужской монастырь 1-го класса.

В ночь с 17 на 18 августа 1918 года на острове Мочальном, на реке Волге вблизи от Нижнего Новгорода, были расстреляны 15 монахов Оранского монастыря, его настоятель архимандрит Августин и настоятель церкви Казанской иконы Божией Матери Николай Орловский.

В 1920 году монастырь был закрыт. С 1942 по 1949 годы на территории монастыря функционировал лагерь № 74 НКВД СССР, в котором содержались военнопленные (немцы, австрийцы, румыны, итальянцы и т.д.); их количество, по некоторым данным, достигало 12 тысяч человек.

Монастырь возрожден в 1993 году.

В августе 2004 года по приглашению епископа Георгия восстанавливать монастырь прибыл игумен Нектарий (Марченко). Он сразу благословил зажечь неугасимую свечу перед образом Владимирской-Оранской иконы Божией Матери и каждый день перед службой читать акафист со словами: «Перед чьим образом горит день и ночь свеча, того она побуждает ходатайствовать за человека, монастырь и людей в монастыре». 27 декабря 2005 года игумен Нектарий по прошению епископа Георгия был назначен Священным Синодом наместником монастыря.

К лету 2009 года были побелены все три храма обители, сделан ремонт в братском корпусе. Вокруг монастыря возведена кирпичная ограда, установлены главные ворота. В июне проводилось исследование фундамента колокольни, собирались средства на её строительство.

21 сентября 2011 года, в день праздника Рождества Пресвятой Богородицы, архиепископ Нижегородский и Арзамаский Георгий совершил Великое освящение храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы. 8 сентября 2012 года, в день Сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы, митрополитом Георгием был освящён соборный храм в честь Владимирской иконы Божией Матери. А 15 декабря Великим чином митрополит освятил храм святителя Афанасия, Патриарха Царьградского. Который располагается в цоколе соборной церкви в честь Владимирской иконы Божией Матери.

12 декабря 2013 года митрополит Георгий совершил чин Великого освящения храма в честь святых апостолов Петра и Павла. Затем была освящена новая монастырская колокольня.

26 августа 2014 года митрополит Георгий совершил чин закладки храма в честь преподобного Нектария Печерского.

  • «Оранская-Владимирская» икона Божией Матери
  • святой источник иконы Владимирской-Оранской Божией Матери (находится на территории монастыря) — имеет большую силу в исцелениях недугов, как телесных, так и духовных
  • святой лесной источник

Оранки. Оранский Богородицкий мужской монастырь. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы.

Согласно планировочному решению с южной стороны от Владимирского собора в 1830-е г.г. (на месте прежней Владимирской церкви XVIII в.) строится новая теплая церковь в честь праздника Рождества Пресвятой Богородицы. 22 июля 1833 г. настоятель монастыря, строитель иеромонах Исаия подал епископу Амвросию (Мореву) «доношение», в котором сообщал о своем намерении разобрать старый храм, как пришедший в ветхость и выстроить новый. «…Почему первою обязанностью почитаю испрашивать Архипастырского благословения, не благоугодно ли будет оную теплую церковь перестроить вновь и сделать надлежащей, по планам и фасадам каковой для церкви на благоусмотрение и утверждение Вашего преосвященства при сем почтейнеше представляю…». Получив благословение архиерея на сооружение новой церкви, 4-го августа этого же года настоятель заключил контракт на производство строительных работ с крестьянином из села Городца Яковом Григорьевичем Моховым. В данном документе, между прочим указывалось на то, что «…на месте разобранной церкви (подрядчик обязуется – Авт.) немедленно начать согласно плану рыть рвы под новую каменную церковь, которую и класть мне под надзором господина архитектора, из приготовленных всех потребных монастырских материалов, сообразно выданному отцу строителю от духовного начальства фасаду, не отступая не мало от оного, кроме что все купола церкви снаружи украсить пилястрами…».

Читать еще:  25 июня какой праздник церковный. День памяти Преподобных Онуфрия и Авксентия Вологодских

Как и другие графические материалы, прежде в монастырской ризнице хранились следующие документы, касающиеся зимнего храма: «Фасад прежней теплой церкви и келий» (то есть фиксационный план с изображением храма XVIII века); «План и фасад на построение теплой церкви, утвержденный Преосвященным Амвросием, епископом Нижегородским и Арзамасским, августа 2 дня 1833 года». Однако ни в монастырских документах, ни в документах Нижегородской духовной консистории не называется автор-составитель данных фиксационных чертежей и проекта. К большому сожалению, не сохранились эти документы и до наших дней.

Рождественский теплый храм строили в течение трех лет, в период с 1833 по 1836 год, и еще два года в нем продолжались внутренние и наружные отделочные работы. Строительные работы производились за счет средств, получаемых обителью от процентных вкладов, хранившихся в Московском опекунском совете. Значительные пожертвования на возведение Рождественского храма были сделаны коллежским советником Дмитрием Степановичем Шнитниковым. Впоследствии он был погребен рядом со своей женой Е.И. Карповой-Шнитниковой в фамильном склепе, существовавшем здесь с 1798 г., который при строительстве был включен в объём вновь выстроенного храма. Родовой склеп Шнитниковых размещался с южной стороны под алтарем правого придела зимней церкви.

При возведении этого храма использовался кирпич от разборки ряда монастырских зданий и сооружений, в том числе и старой Владимирской церкви, торговых лавок, монастырской ограды и северо-восточной башни. Все работы были завершены уже в период настоятельства архимандрита Германа (1837–1855). Торжественное освящение главного престола в новопостроенном храме в честь праздника Рождества Пресвятой Богородицы, совершенное епископом Нижегородским и Арзамасским Иоанном (Доброзраковым), состоялось 21 июня 1838 г. Во время этого торжества на литургии настоятель отец Герман за свои заслуги по благоустройству Оранской обители был возведен в сан игумена. За день до этого торжества произошло освящение левого (северного) придела церкви во имя Вселенских Трех святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Правый (южный) придел в честь святителя Димитрия Ростовского был освящен 18 декабря 1837 г.

Согласно описанию конца XIX столетия зимний храм монастыря выглядел следующим образом: «Вторая церковь тёплая, трех престольная построена в 1836 г., о пяти возвышенных куполах. Длина ея внутри с алтарем девять сажень и один аршин, шириною шесть сажень и два аршина. Внутри церкви четыре столпа каменных, поддерживающих купола и своды. В стенах оной церкви с папертями 21 окно с железными прямыми решетками и двойными рамами. Двери в церковь двойные, створчатые, столярной работы под политру, на петлях медных отставных, с внутренними замками, оправленными медью, а при входе в паперть – створчатые железные из резного железа по узорчатым решеткам обиты листовым железом, при них две накладки с пробоями и двумя висячими замками. Сверху сводов в пяти куполах 24 окна, в коих рам со стеклами одинокие вся церковь с куполами, карнизами и папертями покрыта по деревянным стропилам листовым железом. Под кровлей желобья и водосточные трубы такого же железа, покрыты медянкою, а вокруг среднего осьмерика – железная узорчатая решетка, окрашенная черною краскою. Главы и пять крестов осьмиконечных по дереву опаяны белою жестью и в 1875 г. позолочены на мардан. Пол двойной: нижний на дубовых балках наслан из соснового мелкого пластинника, а белый – из сосновых досок, окрашен масляною краскою, охрою; стены внутри и снаружи штукатурены, внутри до окон обложены деревянными филенчатыми панелями с карнизами и пандусами. При западной стене устроено помещение как для ризницы, так и для книгохранилища. Печей четыре, из коих две в алтаре из белого полуторного изразца и у западной стены из такого же изразца, затворки и вьюшки в них чугунные».

Читать еще:  Согласно диалектическому материализму покой. Диалектический материализм означает познаваемость мира

В 1858 г. в Рождественском храме были выполнены росписи на стенах, которые спустя годы, в 1901 г. частично заменили, «изображениями по библейским сюжетам, выполненными масляными красками».

В период с 1898 по 1900 год по проекту нижегородского епархиального архитектора А.К. Никитина в непосредственной близости с двумя основными храмами обители было построено специальное здание для монастырской ризницы (находящееся между алтарями Владимирского собора и теплой Рождественской церковью). Указом Нижегородской духовной консистории от 30 мая 1898 г., после согласования проекта в Строительном отделении Нижегородского губернского правления весной этого же года было получено разрешение на ее строительство. При этом фасады здания ризницы были выполнены в эклектичном стиле, несмотря на пристройку этого сооружения к двум основанным зданиям обители (собор и зимний храм), выполненных в классицистическом стиле.

Настоятель монастыря архимандрит Аркадий (Антуфьев) в своем рапорте от 23 марта 1898 г. обосновывал необходимость постройки отдельного здания для ризницы: «. Теплая церковь, настолько тесна, что в зимнее время не вмещает богомольцев и неотложно требует расширения, и потому существующие при ней паперть вместе с помещениями ризницы и библиотеки придется присоединить в церковь, а паперть устроить новую в небольшом размере в виде тамбура. Между тем, для помещения церковной утвари, ризницы и библиотеки в прочих монастырских зданиях совершенно не имеется вполне безопасного от похитителей и от огня помещения. Куда можно было бы перенести вышеозначенное церковно-ризничное имущество, посему необходимо построить вполне соответствующее сему новое здание. Лучшим и удобнейшим местом для постройки сего здания избрана небольшая площадь между холодной и теплой церквам, где здание ризницы будет находиться между обоими алтарями, соединенными между собою коридором, ход из которого будет устроен в ризницу имея в тоже время и парадный вход снаружи. ».

В свою очередь, начавшиеся работы по строительству ризницы позволили также расширить внутренний объём зимнего храма за счёт включения в него помещения бывшей крытой паперти. При этом по особому проекту архитектора А.К. Никитина, с западной стороны Рождественской церкви была пристроена новая паперть. За этот проект и за надзор за работами Никитину было выплачено 125 рублей. В помещении новой западной паперти Рождественской церкви в последствии размещалась монастырская библиотека, где для этих целей был специально предусмотрен второй (антресольный) этаж, имеющий дополнительное оконное освещение.

В монастырских архивных документах сохранилось подробное описание здания ризницы, составленное архимандритом Аркадием: «Постройка здания для помещения ризницы в Оранском Богородицком монастыре вызвана необходимостью распространения теплой Рождество-Богородицкой церкви, которая по тесноте своей не вмещала богомольцев в праздничные богослужения, особенно в зимнее время. Вследствие сего признано более удобным существующую при оной церкви паперть присоединить к церкви, а для входа в церковь паперть пристроить новую. Но так как прежняя паперть большая, часть ея была занята помещением ризницы и библиотеки… Заручившись на эти постройки согласием Архипастыря – настоятеля и составив предварительно план и фасад, испрошено было разрешение нижегородского епархиального начальства, выраженное в указе дух. консистории 1-го июня того же года мною совершенно было освящение места для закладки постройки. Кирпичная кладка продолжалась медленно до половины почти 1899 г., а в конце года здание покрыто железом и окрашено.

Читать еще:  Людмила значение имени - характер и судьба. Людмила — значение имени

По желанию настоятеля Преосвященного Владимира, план составлен с пятью главами увенчанных крестами. Кресты сделаны арзамасским мастером Ал.П. Ключевым на щедроты Оранского иеромонаха Исаакия, стоимостью в 500 рублей. Они сделаны из красной меди и вызолочены через огонь. Главы под крестами покрыты толстым белым железом, а крыши железом черным и окрашены зеленою краскою. По краю коридора утвержден барьер из железной решетки. Перед зданием разбит палисадник и цветник любителем послушником Сергеем Лебединским и огражден железною решеткою с тремя дверьми».

О.В. Дегтева. Оранский Богородицкий монастырь: этапы формирования архитектурного ансамбля (XVII – начало XX столетия)

Группа

Оранский Богородицкий мужской монастырь

Информация

Другое

Действия

888 записей Показать все записи

Сегодня, 14 января, совершается праздник Обрезания Господня. Он установлен в память о том, что Богомладенец Иисус по ветхозаветной традиции, как и все младенцы иудеи мужского пола, в этот день был обрезан, и при этом Ему было дано имя, Показать полностью… предреченное Архангелом Гавриилом еще при Благовещении Деве Марии и предвозвещенное Ангелом святому праведному Иосифу Обручнику, — Иисус (Спаситель).

В Ветхом Завете обрезание было установлено в прообраз Крещения новозаветного, в знак очищения от первородного греха. По смирению Своему Господь принимает положенное грешным людям.

«В обрезании Владыка наш явил большее смирение, нежели в рождении Своем: в рождении Он принял образ человека, в обрезании же Он принял образ грешника, как грешник претерпевая боль, положенную за грех», — писал святитель Димитрий Ростовский.

Евангелие к воскресной службе (на 29 декабря):

“Он же сказал ему: один человек сделал большой ужин и звал многих, и когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званым: идите, ибо уже всё готово. Показать полностью… И начали все, как бы сговорившись, извиняться. Первый сказал ему: я купил землю и мне нужно пойти посмотреть ее; прошу тебя, извини меня. Другой сказал: я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня. Третий сказал: я женился и потому не могу прийти.

И, возвратившись, раб тот донес о сем господину своему. Тогда, разгневавшись, хозяин дома сказал рабу своему: пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых.

И сказал раб: господин! исполнено, как приказал ты, и еще есть место. Господин сказал рабу: пойди по дорогам и изгородям и убеди прийти, чтобы наполнился дом мой. Ибо сказываю вам, что никто из тех званых не вкусит моего ужина, ибо много званых, но мало избранных”.

Источники:

http://azbyka.ru/palomnik/%D0%9E%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%91%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%86%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BC%D1%83%D0%B6%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8B%D1%80%D1%8C
http://sobory.ru/article/?object=05354
http://vk.com/orankimon

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: