Опк: как в светской школе рассказывают о боге? Детям о православии.

Православие и школа: как рассказать детям о Боге

Сургут • Разделы — Школьники

Введение в школу курса «Основы православной культуры» вызывало много разногласий в обществе. И даже после включения данного предмета в школьную программу Минобрнауки России споры не прекратились. Как рассказывать о непреходящих ценностях в светской школе, как готовить учителей по ОПК и каким содержанием наполнять учебники – все эти вопросы не перестают волновать чиновников и священнослужителей.

Тем не менее, в целом многие югорские школьники имеют достойные знание об истории и традициях православной культуры. Потому что в каждом муниципалитете региона открыты воскресные школы, а в крупных городах – православные гимназии. Более того, в Югре действует несколько православных детских садов и духовно-просветительских центров, а это уникальный и редкий опыт в России.

Мария Никитина из Нижневартовска и Кирилл Диденко из Сургута будут представлять Югру на заключительном этапе 7-й общероссийской олимпиады школьников по «Основам православной культуры», который будет проходить в Москве с 7 по 10 марта.

Ежегодно олимпиада организуется Свято-Тихоновским гуманитарным университетом при поддержке министерства образования и науки России и Синодального отдела религиозного образования и катехизации Русской православной церкви. Стоит отметить, что в прошлом году вартовчанка Мария Никитина заняла почётное третье место среди российских школьников и стала обладательницей президентской премии поддержки талантливой молодёжи.

О том, как в Ханты-Мансийском автономном округе готовят будущих победителей олимпиады по основам православной культуры, рассказал председатель отдела религиозного образования и катехизации Ханты-Мансийской митрополии, иерей Димитрий Губанищев.

– Отец Димитрий, как вы оцениваете прошедшую олимпиаду? Её итоги оправдали ваши ожидания?

– В этом году более чем в два раза увеличилось количество участников олимпиады, и это не может не радовать. Будем надеяться, что каждый раз численность будет возрастать. Хочется отметить, что олимпиады по ОПК, организованные Свято-Тихоновским православным университетом, предусматривают участие и более младших школьников, и даже дошколят. Поэтому, я надеюсь, что мы в этом направлении тоже преуспеем, и в последующие годы Югру на всероссийском уровне будут представлять больше ребят.

– Большую роль в любом предмете играет учитель. Как вы считаете, как должен быть подготовлен педагог и какими качествами наделён, чтобы разговаривать с детьми о духовных ценностях?

– Православная церковь постоянно говорит о том, что педагог, читающий курс «Основы православной культуры», должен быть носителем этой культуры. Тогда он сможет достаточно живо рассказывать о традициях, с которыми он лично знаком и в которых воспитан. Учитель по ОПК сам должен жить церковной жизнью, чтобы донести до слушающих глубину и красоту этой культуры, которая стала основополагающий, доминирующий в нашем государстве.

– Как вы считаете, какие следует предпринять шаги, чтобы повысить уровень преподавательских кадров в сфере ОПК?

– Вопрос подготовки преподавателей по ОПК – один из краеугольных камней, который пока не даёт повысить качество преподавания. В Югре подготовка педагогов осуществляется на базе окружного института развития образования, где есть специалисты, которые хорошо знакомы с православной культурой. В частности, данное направление курирует доцент кафедры духовного и эстетического воспитания Евгений Тельманов, который является выпускником Тобольской духовной семинарии.

Но, тем не менее, очень сложно за 72 часа рассказать о тысячелетней истории православия на Руси, зажечь человека, заинтересовать. Ситуация усложняется иногда тем, что один педагог читает в школе несколько модулей комплексного курса религиозных культур и светской этики, а иногда и все модули (основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур и основы светской этики).

Занятия по ОПК введены в общеобразовательных организациях в рамках комплексного курса основ религиозной культуры и светской этики. Этот модуль преподают в четвёртом классе, поэтому чаще всего готовят педагогов начальной школы, у которых своя специфика. Таким образом, прочитав это курс в течение одного года, учитель фактически на последующие три года забывает о нём, так как набирает и растит новый класс. Поэтому сейчас обсуждается вопрос о том, чтобы обучать данному курсу педагогов-предметников, то есть учителей истории, обществознания, мировой художественной культуры, которые могли бы читать этот курс из года в год.

– Тем не менее, никто не расскажет о религии лучше её представителей. Как происходит взаимодействие образовательных и церковных структур?

– Такое взаимодействие происходит в рамках существующих соглашений между окружным департаментом образования и молодёжной политики и Ханты-Мансийкой митрополией. В рамках данных соглашений священники ходят в школы, беседуют с ребятами, принимают участия в мероприятиях. Иногда сами школьники с согласия родителей посещают храмы, ходят на экскурсии. Те священники, которые имеют педагогическое образование и прошли соответствующую курсовую подготовку, ведут предмет ОПК. Конечно, процент посещаемости факультативов с таким педагогом гораздо выше.

– Расскажите об учебнике по ОПК. По поводу его содержания в образовательной и церковной среде велось много споров. Как вы считаете, он удовлетворяет запросы предмета?

– Методические пособия и учебники, рабочие тетради, в которых рассказывается о религиозной культуре, не должны готовиться без участия представителей конфессий. Поэтому Синодальный отдел религиозного образования и катехизации настаивает на необходимости конфессиональной экспертизы учебных пособий по ОПК, которые включены в федеральный перечень учебников на 2014-2015 год.

На сегодняшний день всего 6 учебников по ОПК прошли данную экспертизу, получив одобрение Русской православной церкви. Мы настоятельно рекомендуем использовать именно эту учебную литературу, поскольку с точки зрения экспертной комиссии, она отвечает всем требованиям, отражает полноту вероучения и нравоучения, соответствует тем задачам, которые ставит перед собой курс ОПК, и задачам, которые видит в этом курсе Русская православная церковь.

Читать еще:  Греческие богини: имена и мифы. Греческая богиня радуги

К сожалению, часть учебных пособий из федерального перечня данную экспертизу не прошло. Но со временем в Министерстве образования и науки России начинают понимать, что такая процедура необходима. Невозможно говорить о православной культуре, не учитывая мнение Русской православной церкви, точно также как невозможно говорить об исламской культуре, не учитывая интересы официальных представителей мусульманской общины. Поэтому мы настаиваем, чтобы все учебные пособия по ОПК проходили проверку, получали соответствующий гриф и только тогда были допущены к использованию.

Этот курс вызывает много вопросов, но со временем приходят решения. Для многих сейчас очевидно, что невозможно за 34 часа рассказать четвероклассникам о православной культуре. Поэтому в Минобрнауки говорят о расширении курса. Если планы реализуются, то необходимо организовать соответствующую подготовку специалистов. Но готовить учителя для того, чтобы он в течение 34 часов прочитал этот курс и потом забыл, – нецелесообразно. Поэтому планируется распространить предмет на начальные классы, всю среднюю школу и часть старших классов.

Группа

ПРОТИВ ВВЕДЕНИЯ в школы ОПК (православия)

Информация

Описание: Вступая в данную группу, вы НЕ являетесь противником православной религии как таковой. Вы показываете то, что стоит быть толерантнее по отношению к другим религиям, нациям и культурам. Показать полностью…

С 1917 года религия отделена от государства. И до сих пор Россия по Конституции РФ является светским государством. Светское школьное образование должно быть отделено от религиозного.

По Конституции РФ все представители религий равны перед законом и имеют одинаковые права и обязанности. Государство также имеет обязанности перед каждым своим гражданином по защите своих национальных, религиозных прав.

Следует напомнить, что против преподавания в школе православия под прикрытием ОПК выступает ряд видных деятелей науки и культуры, а также главы мусульманской и иудейской общин страны. Президент РФ В. В. Путин также выступил против обязательного введения данного предмета в российских школах. На ХVI Международных Рождественских чтениях «Православные ценности и современное образование» министр образования А. А. Фурсенко заявил, что Министерство образования и науки РФ против введения в школах обязательного курса православной культуры.

Изначально в школьную программу должны были ввести курс “ИСТОРИЯ МИРОВЫХ РЕЛИГИЙ”. Который должен был являться светским предметом (в качестве просвещения, а не пропагандистского толка).

Ссылка (таких может быть найдено множество, первая попавшаяся):
http://www.rustrana.ru/article.php?nid=10502


Напоминание о правилах поведения:

Если вы сюда вступили, то вам интересна эта группа. Поэтому просьба иногда вспоминать её название, прежде чем добавлять свои сообщения. То, что не соответствует тематике, будет удалено, а авторы – исключены из группы без предупреждения. Если этого с кем-то ещё не произошло, то это временно. Вопросы есть?

Грамотная речь и уважительное отношение к собеседнику и всем остальным участникам обсуждения приветствуются. Любое проявление фанатизма – христианского или антихристианского, сатанинского или антисатанинского – напротив, не приветствуется. Те, кто не умеют нормально общаться, получают предупреждение или сразу удаляются. Можно было бы всех этих жёстких вещей и не писать, но до некоторых почему-то трудно доходит.

И ещё: выкладывание уже имеющихся в группе аудио или видеозаписей не приветствуется. За засорение группы ненужным материалом авторы попадают в чёрный список.

А для тех, кто прочитал и понял всё, что сказано выше, добро пожаловать!

Священник Константин Пархоменко. Как заинтересовать ребенка, рассказывая о Боге-2

Специфика религиозного преподавания

Все прекрасно понимают, что как бы много мы ни давали информации детям, занимающимся в Воскресной школе или на курсах при храме, настоящих всесторонне богословски – образованных и развитых христиан мы не воспитаем.

И дело здесь даже не в обширности богословских наук, ведь для того, чтобы изучить только один раздел богословия, например «Экклезиологию» (учение о Церкви), можно потратить всю жизнь. Вот, например, я вместе с моими друзьями-соучениками занимался в Духовной Семинарии 4 года и плюс еще 4 года в Духовной Академии. Каждый день у нас было примерно 6 уроков по 45 минут. Я посчитал, что, как минимум, это 13 тысяч уроков за все восемь лет обучения. Представьте, 13 тыс. уроков! И можно ли сказать, что после этого безумного количества проведенных за партой часов мы изучили богословие. Конечно, нет. Мы лишь узнали основы, азы и теперь самостоятельно продолжаем свое образование.

Поэтому, берясь преподавать Закон Божий или катехизируя детей, мы сразу должны смиренно понимать, что никаких глубин богословской науки мы дать не сможем. А поэтому стремиться к тому, чтобы предельно насытить информацией урок, не следует.

Да и вообще, почему мы думаем, что ребенок глубоко воспринимает то, что мы ему говорим о Боге? Для нас, взрослых людей, эти слова насыщены содержанием, они несут в себе смысл; мы на личном опыте убедились, например, в том, что Бог существует, что Он благ и милосерден. Но что мы будем говорить об этом ребенку или, тем более, подростку, здоровому, сильному, который считает, что весь мир у него в кулаке, что он сам творец своего счастья и своей жизни.

Один незадачливый катехизатор апеллировал к совести подростков: «Не единым хлебом жив человек. », на что ему ученик ответил: «конечно, не единым, еще ведь есть колбаса. »

Итак, первое и самое главное утверждение: не надо стремиться дать ученику как можно больше религиозных знаний. Все равно, много не дадим, не получится, но зато упустим самое важное, о чем будет сказано ниже.

Второй тезис: запоминаются только те знания, которые используются учеником повседневно. Например, математика усваивается именно потому, что из года в год мы ею пользуемся. Но, когда мы начинаем в шестом и далее классах изучать теоретическую математику, она скоро забывается, если мы не выбираем себе техническое поприще.

Читать еще:  Жизнь козерога в году. Препараты для снятия кожных симптомов

Это же можно отнести и к Закону Божиему, и к Катехизации. Сколько бы мы ни стремились дать знаний нашим ученикам, они, кроме смутных обрывков, ничего не запомнят. Жизнь пойдет дальше: институт, работа, взрослая жизнь и так далее.

Приведу пример. Моя жена с самого юного возраста занималась в Воскресной школе г. Ленинграда, тогда одной из первых в Советском Союзе. Она занималась там в течение 6 лет (с 10 до 16 лет) еженедельно, и ей преподавали священники, все имевшие высшее богословское образование (достаточно роскошная ситуация). Вместе с ней занимались другие девочки и ребята.

И вот, я расспрашивал жену о том, что ей преподавали, и она почти ничего не могла вспомнить. Слава Богу, она осталась верующей и продолжила религиозное образование на богословских курсах при Духовной Академии. (Там мы с ней и познакомились, но это уже другая история.) Две трети ее соучеников ушли из Церкви. Они не то чтобы неверующие, но не церковные люди. А кто-то подался в буддизм, в оккультизм.

Я специально встречался с этими ребятами и расспрашивал, что они вынесли из уроков Закона Божьего, ведь занимались они 6 (!) лет. Оказалось, кроме некоторых смутных воспоминаний – ничего. Да, говорят, помним, что этот, в Библии, пошел туда, этот сюда. ну и что.

Никто не встретил Бога на личном уровне, никто не решил прожить жизнь, как подобает христианину, никто не загорелся всего себя посвятить служению человечеству. Мало кто понял, что когда плохо, трудно, можно обращаться за помощью к Богу.

И проблема здесь не в ребятах, а, по моему глубокому убеждению, в способе и форме преподавания.

И вот здесь надо сформулировать то, что является, на мой взгляд, самым важным моментом в преподавании Закона Божьего, или в Катехизации. Что же, если не сумма знаний?

А самым важным является стремление донести до ребят то, что составляло КЕРИГМУ, основу упования Древней Церкви.

Мы помним, что апостолы никогда не разворачивали перед слушателями панораму Ветхозаветной истории, не рассказывали: этот патриарх пошел туда, а этот туда. Апостолы не углублялись в теологические тонкости и частные вопросы.

Их проповедь была краткой, но несла в себе максимум смысла: Бог, движимый любовью, выходит к человеку навстречу и дарит Себя в Сыне. Иисус Христос – не просто учитель, морализатор, это Тот, Кому мы должны подражать и Тот, Кого мы должны принять в себя. Принять Христов образ жизни, образ мышления, наконец, самое главное, Его силу.

Вот что должно отражаться на наших лицах, лицах учителей и катехизаторов; вот чем мы должны свидетельствовать детям. нет, скажу точнее – делиться с детьми.

Необходимо сказать: я прекрасно знаю, что вы, ребята, далеки от религии, возможно и от Церкви; вы не видите в этом всем смысла, но вы станете старше и поймете, что без этого нельзя жить. Только Христианство – ответит на все вопросы, которые у вас возникнут в жизни, поддержит во всех ситуациях. Только Христианство всем вашим мыслям, чувствам, делам придаст статус вечности.

Вы влюбитесь, и вам станет страшно, что это может закончиться со смертью, и вот тут приходит Христианство на помощь. Оно говорит: любовь никогда не закончится, мы лишь перейдем в вечность, в другую форму бытия… Вы, ребята, в жизни будете терять самых дорогих людей, и тут вам Христианство опять скажет: это лишь на время, смерти больше нет…

Вы вырастете и подумаете, зачем заниматься наукой, если земля и человечество обречены на гибель, как и все в космосе. И опять Церковь вам скажет: все ВЕЧНО, ничто не исчезнет, и каждая ваша мысль, каждое доброе дело – кирпич в деле миросозидания, в деле строительства мира. Бог строит мир. Нас Он призывает в помощники.

Важно не дать детям сумму теоретических знаний, но рассказать им, что Бог близок, что Бог ждет от каждого свободного решения: жить с Ним, или без Него.

Это, конечно, не исключает и теории в богословии, о котором мы будем рассказывать, но важно, чтобы теория не доминировала, не заслонила другое: живое чувствование Бога, или осознание, что Бог близок к нам, Бог с нами, и хоть я пока не хочу, или не готов протянуть Ему руку, Он терпеливо ждет.

Так, когда-то, в начале 90-х годов, я преподавал Основы православия молодым девушкам в Музыкальном училище. Девушки относились к предмету абсолютно несерьезно. Их в то время занимали другие мысли. Никто из них не ходил в Церковь и вряд ли верил в Бога. И вот, прошли годы, и я встречаю некоторых и вижу, что их жизнь изменилась. Несчастная любовь, тяжелое материальное существование, дети, которые болеют и страдают. И девушки поворачиваются к Богу. Одна из них (разведена, осталась с больным ребенком на руках) сказала: «Я раньше никогда не думала о Боге. Но когда мне стало невыносимо тяжело и плохо, я вспомнила Ваши слова о том, что Бог всегда нас ждет и всегда любит. И я обратилась к Богу и теперь другой жизни, без Него, не представляю. »

Другой характерный пример. Я преподавал некоторое время в школе детям 6 лет. Это была светская школа, светские дети, и мой предмет шел всего один раз в неделю.

Но детки любили уроки, всегда с нетерпением ждали. Я старался, прежде всего, дать не сумму знаний, но чувствование, что Бог это близкое любящее Существо, и что мы можем встретиться с Ним и общаться. Потом я из этой школы ушел. И вот через 4 года я встретил в соборе, где служил, девочку, которую, как мне казалось, я где-то уже видел. Я наблюдал за девочкой около месяца, но не мог вспомнить, где я ее встречал. И когда я подошел и спросил, девочка ответила: «Вы преподавали у нас в школе. Тогда я училась в первом классе. Родители мои неверующие, и они мне не разрешали ходить в Церковь, а теперь я уже немного выросла, учусь в пятом классе, и они мне разрешают самостоятельно гулять, и я хожу в Церковь. » Я был поражен и спросил, что эта девочка (ее зовут Маша) помнит из моих уроков. Не помнит почти ничего, но говорит, что с тех самых пор она верила в Бога, молилась Ему и мечтала встретиться с Ним в Таинствах Церковных.

Читать еще:  Свобода есть осознанная необходимость смысл. Свобода есть осознанная необходимость

Мне было еще интересно, кто-то из ее класса верит в Бога? Сказала: да, верят, и некоторые ходят в Церковь, а также помнят мои уроки, но не истории (о них остались весьма смутные воспоминания)1, а мои слова о Боге, Таком великом, любящем, милосердном.

И дело здесь не в выдающейся личности преподавателя, каковой в моем случае и нет, а в правильной методологии. Детям показали, что Бог – любящий Отец, и этот Отец ждет от нас действий, хочет, чтобы мы жили не кое-как и не сами по себе, а только с Ним. И дети прочувствовали это на своем маленьком, но полноценном опыте. Они мало, что помнят о Библейской Истории, которую я им рассказывал, но помнят о любви Божией и сами любят Бога.

После всего сказанного важно подчеркнуть, что я не выступаю как противник теоретического преподавания. Считаю, что Катехизатор должен быть максимально развит и начитан, чтобы вести полноценные уроки.

Я считаю, что люди, не читающие религиозную литературу, не имеют права катехизировать и преподавать. Те, кто думают, что им достаточно для религиозного развития слушать воскресную проповедь да листать популярные религиозные журналы с картинками – не имеют права приступать к Катехизации.

Преподавание требует максимальной религиозной эрудиции, причем следует стремиться к тому, чтобы каждый урок был событием, праздником для ученика.

В нашем преподавании не должно быть рутинности, обыденности. Следует вносить в урок или встречу элемент новизны, необычности.

Особенно это удобно, если занятия проводятся не в общеобразовательной школе, а в воскресной школе при храме.

Дети будут идти охотней на урок, всегда ожидая сюрприза. Например, можно, не предупреждая заранее, объявить, что сегодня будет поход в музей (где вы проведете урок, рассказывая про иконы или картины религиозного содержания, а может быть, про какой-то конкретный эпизод из Священной Истории, стоя перед картиной) или экскурсия в монастырь, какой-нибудь храм (где можно рассказать об убранстве, символике храма). Можно провести урок в парке, на природе. Конечно, беседу следует сделать как можно проще и доступней. Пусть дети просто отдохнут в этот раз.

Однажды я в общеобразовательную школу, где преподавал детям семи лет, принес коробку мороженого и раздал всем по порции. Это было так необычно, что дети еще долго об этом вспоминали.

В старших классах, когда закончится курс катехизиса, знакомства с православием, можно предложить такую форму преподавания: изучение Священной Библейской Истории.

Педагог (или кто-то из учеников) прочитывают фрагмент из Писания, и вы предлагаете ученикам его прокомментировать. Затем вы объясняете, как на самом деле следует понимать Священный текст и почему именно так, а не иначе мы его должны толковать. Обратите внимание: вы поясняете, почему так, а не иначе, надо истолковать текст. Урок не должен превращаться в научно-безграмотную плюралистичную дискуссию. Ученики должны помнить, что последнее слово остается за преподавателем, который знает как на самом деле следует истолковать библейский фрагмент. Учитель же, безусловно подготовленный и знающий как научные так и святоотеческие комментарии к разбираемому тексту, должен поощрять живую мысль учеников и по возможности их самих подводить к правильному ответу на поставленные вопросы.

Естественно, что при подобных занятиях самой первой вводной беседой с учениками должна быть беседа об основах православной экзегетики. Следует рассказать, что святые отцы и учителя Церкви находили в Слове Божием несколько уровней смысла. Ориген, еще в 3-м веке сравнивал Писание с миндалем. Как известно, миндаль состоит из горькой кожуры, защитной скорлупы и лишь затем зерна. Так же и Священное Писание, отмечал Ориген, состоит из горькой кожуры внешнего смысла: встал, пошел, сделал; защитной скорлупы нравственного учения, побуждающего к очищающей и терпеливой аскезе, подготавливающей дух к восприятию высшего смысла; и лишь после всего достигается духовное зерно подлинного смысла. Постепенно у святых отцов обрело четкие очертания учение о четырех смыслах Писания. Это: 1) исторический или буквальный; 2) аллегорический; 3) этический или нравственный; 4) мистический или духовный.

Оценки – это достаточно сложный вопрос и единого мнения здесь быть не может. С одной стороны, оценки в школе приучают к дисциплинированности, серьезности, с другой стороны, превращают живое спокойное постижение основ религии в предмет, в обычный урок, который нужно выучить, сдать и забыть.

Мое убеждение таково: оценки ставить нужно лишь в старших классах и в том случае, если есть последовательное и постепенное изучение предмета, поставленного в сетку часов.

Если вы встречаетесь с детьми при храме, конечно, никакие оценки неуместны; тем более неуместны оценки для маленьких детей, они слишком всерьез к оценкам относятся, чтобы их душевно травмировать понапрасну.

Источники:

http://detkino.ru/node/12067
http://vk.com/club1402318
http://happy-school.ru/publ/voskresnaja_shkola/for_teachers/svjashhennik_konstantin_parkhomenko_kak_zainteresovat_rebenka_rasskazyvaja_o_boge_2/107-1-0-5079

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: