Описание рисунка на папирусе суд осириса. §10
Как описать древнеегипетский рисунок на папирусе Суд Осириса по плану (см)?
1) Бог-шакал и умерший
2) запись показаний умершего и взвешивание сердца
3) бог Гор с оправданным на суде
4) облик Осириса – владыки страны мертвых
Опишем древнегреческий рисунок Суд.
- Бог с головой шакала – Анубис ведет умершего в белых одеждах в зал суда. Там уже приготовлены весы, на которых будет взвешено сердце человека и на одну чашу весов уже положено перо богини Маат. Под весами сидит зверь, готовый сожрать грешного.
- Умерший клянется в том, что при жизни он не совершал порочащих его деяний, деяний, которые считаются древними египтянами преступными. Его показания записывает бог Тот с головой птицы и листом папируса в руках. Если весы оставались в равновесии умерший считался оправданным и чистым перед богами.
- Далее на рисунке мы видим бога Гора, который отводит оправданного к Осирису. У Гора также птичья голова, но на этот раз сокола.
- Сам Осирис восседает в стороне на богато убранном троне. Он в белых одеждах и позади него стоят две богини. Кожа Осириса зеленого цвета, ведь он бог возрождения. После того, как Осирису называли имя оправданного, тот мог отправляться в поля мертвых.
1) Согласно верованиям египтян, после смерти человека по загробному миру (Дуату) его сопровождает Хранитель мертвых – бог с головой шакала – Анубис. На рисунке мы видим, как он за руку ведет умершего.
2) Пройдя через ворота Дуата умерший попадает в Зал Суда, где произносит отрицательные признания, делая множество заявлений о своей невиновности в грехах. Он говорит о том, что он не убивал, не воровал, не лгал и т.д. После этого начинается церемония взвешивания сердца. Анубис кладет сердце на весы, Бог Тот (с головой ибиса) записывает результат.
В верхней части рисунка нарисованы боги и богини, которые контролируют, что процесс взвешивания происходил по установленным правилам.
Мы видим, что сердце умершего не тяжелее перышка богини Маат, помещенного на противоположную часть весов. Это говорит о том, что он вел достойный образ жизни.
3) Теперь бог Гор с головой сокола ведет умершего его к Осирису.
4) Осирис сидит на троне, за его спиной стоят богини Исида и Нефтида. Перед ним – четыре сына Гора на вершине цветка лотоса.
Гор обращается к Осирису, рассказывает ему, что умерший успешно прошел процедуру взвешивания сердца.
Облик Осириса: лицо бога (согласно египетской традиции) окрашено в зеленый цвет не случайно: этот цвет египтяне связывали связывали с возрождением. На Осирисе – высокая белая корона с перьями с обеих сторон, Осирис облачен в белые одежды, в такие же одежды обычно завертывали мумии.
Описание древнеегипетского рисунка “Суд Осириса” по плану:
Папирус, на котором изображен посмертный суд Осириса над умершим создан по древнеегипетской Книге Мертвых.
- На изображении бог Анубис с головой черного шакала и телом человека ведет за руку умершего в белых одеждах. Он провожает его на суд бога Осириса, царя и судьи загробного мира.
- В центре зала стоят весы, с помощью которых определяется праведность усопшего. Умерший клянется, что не делал зла: не убивал и не воровал, не совершал других плохих деяний. Анубис кладет сердце человека на одну чашу весов, а на другую перышко богини Маат, а показания записывает бог Тот. Если весы остались в равновесии, то умерший считался оправданным перед богами, наблюдающими за судом. Если сердце перевешивало, то умершего съедала Амат с телом льва и головой крокодила.
- Бог Гор с головой сокола встречает оправданного умершего и провожает его дальше к богу Осирису.
- Осирис, владыка загробного мира восседает на троне с жезлом и плетью в руках. Позади него стоят две богини. Лицо Осириса зеленого цвета, этот цвет символизирует возражение. После встречи с Осирисом, оправданный мог отправятся в страну мертвых.
Подробное описание древнеегипетского рисунка суд Осириса
На рисунке изображен посмертный суд Осириса над усопшим.
Усопшего за руку ведет бог Анубис.
Бог с головой шакала или Анубис:
Перед судом усопший должен был произнести клятву отрицания, т.е перечислить все грехи и заверить богов, что ни в одном из них не виновен. Далее усопшего ждет взвешивание на весах Маат. На одну чашу весов кладут сердце усопшего, на другую страусовое перо, символ богини Маат.
Богиня Маат:
Вот интересная цитата по поводу этого взвешивания:
Если сердце перевесит, то душа усопшего достанется пожирательнице душ Амт. На рисунке она изображена с головой крокодила.
Пожирательница душ Амат:
В взвешивании также принимает участие и Анубис. Рядом с весами стоит бог Тот с головой птицы, он следит за взвешиванием.
Бог Тот:
Если усопший был оправдан, то он вступал в Великий Чертог, где восседал владыка мертвых Осирис. На рисунке Бог Гор как раз ведет к Осирису усопшего, которого оправдали.
Бог Гор:
Осирис нарисован в окружении богинь Исиды и Нефтиды и сыновей Хора.
Бог Осирис и описание его облика:
Краткое описание суда Осириса
Древние египтяне были очень набожными людьми, они верили в загробную жизнь и готовились к ней. У них была так называемая “Книга мертвых”, это сборник текстов, который помогал умершему в царстве мертвых, ведь там его ждало много испытаний.
Одно из самых сложных испытаний и был суд Осириса, бога возрождения. На рисунке из этой книги изображен как раз этот суд. Три фрагмента слева направо:
- Бог с головой шакала Анубис приводит умершего на суд,
- Анубис взвешивает сердце умершего,
- Бог Гор подводит умершего к Осирису.
Опишем рисунок по плану.
- Бог с головой шакала – Анубис. Это покровитель умерших, бог бальзамирования. Религия Древнего Египта развивалась, поэтому сначала этого бога изображали в виде шакала, позже это был человек с головой шакала. Роль Анубиса на суде Осириса такова, что он следит за взвешиванием сердца умершего и он же приводит умершего на этот суд. Анубис бальзамирует тело, такие эпизоды можно видеть на других папирусах или росписях.
- На суде Осириса взвешивали сердце умершего – на одну чашу клали сердце, на другую перышко богини Маат. Самый лучший исход, когда их вес был одинаков. В этом случае умерший попадал в царство мертвых. При плохом исходе, когда сердце перевешивало, то душу умершего сжирала Амат и теперь уже действительно наступала смерть. На рисунке мы видим, что бог Тот с головой Ибиса записывает показания взвешивания на дощечке. Умерший говорит, что не совершал плохих поступков, перечисляет каких именно, их около 40, обращается к каждому из 42 богов, которых мы видим наверху рисунка.
- На нашем рисунке сердце умершего не перевесило перышко Маат и бог Гор с головой сокола ведет умершего к Осирису. Гор сообщает Осирису о том, что умерший вел праведную жизнь.
- Бог Осирис восседает на троне, на нем белые одежды, а кожа зеленого цвета. Осирис – бог возрождения, царь загробного мира. Его изображали в виде мумии. Корона у Оириса из стеблей папируса. Осирис возродился из мертвых, но остался богом для в загробном мире. Исида и Нефтида стоят за Осирисом. Перед Осирисом мы видим цветок лотоса, на котором изображены сыновья Гора.
Как описать древнеегипетский рисунок на папирусе Суд Осириса по плану (см)?
1) Бог-шакал и умерший
2) запись показаний умершего и взвешивание сердца
3) бог Гор с оправданным на суде
4) облик Осириса – владыки страны мертвых
Опишем древнегреческий рисунок Суд.
- Бог с головой шакала – Анубис ведет умершего в белых одеждах в зал суда. Там уже приготовлены весы, на которых будет взвешено сердце человека и на одну чашу весов уже положено перо богини Маат. Под весами сидит зверь, готовый сожрать грешного.
- Умерший клянется в том, что при жизни он не совершал порочащих его деяний, деяний, которые считаются древними египтянами преступными. Его показания записывает бог Тот с головой птицы и листом папируса в руках. Если весы оставались в равновесии умерший считался оправданным и чистым перед богами.
- Далее на рисунке мы видим бога Гора, который отводит оправданного к Осирису. У Гора также птичья голова, но на этот раз сокола.
- Сам Осирис восседает в стороне на богато убранном троне. Он в белых одеждах и позади него стоят две богини. Кожа Осириса зеленого цвета, ведь он бог возрождения. После того, как Осирису называли имя оправданного, тот мог отправляться в поля мертвых.
1) Согласно верованиям египтян, после смерти человека по загробному миру (Дуату) его сопровождает Хранитель мертвых – бог с головой шакала – Анубис. На рисунке мы видим, как он за руку ведет умершего.
2) Пройдя через ворота Дуата умерший попадает в Зал Суда, где произносит отрицательные признания, делая множество заявлений о своей невиновности в грехах. Он говорит о том, что он не убивал, не воровал, не лгал и т.д. После этого начинается церемония взвешивания сердца. Анубис кладет сердце на весы, Бог Тот (с головой ибиса) записывает результат.
В верхней части рисунка нарисованы боги и богини, которые контролируют, что процесс взвешивания происходил по установленным правилам.
Мы видим, что сердце умершего не тяжелее перышка богини Маат, помещенного на противоположную часть весов. Это говорит о том, что он вел достойный образ жизни.
3) Теперь бог Гор с головой сокола ведет умершего его к Осирису.
4) Осирис сидит на троне, за его спиной стоят богини Исида и Нефтида. Перед ним – четыре сына Гора на вершине цветка лотоса.
Гор обращается к Осирису, рассказывает ему, что умерший успешно прошел процедуру взвешивания сердца.
Облик Осириса: лицо бога (согласно египетской традиции) окрашено в зеленый цвет не случайно: этот цвет египтяне связывали связывали с возрождением. На Осирисе – высокая белая корона с перьями с обеих сторон, Осирис облачен в белые одежды, в такие же одежды обычно завертывали мумии.
Суд Осириса
Глава 125 «Книги мертвых» посвящена суду Осириса. Во вступительной части усопший, стоящий перед входом в зал суда, который охраняет бог мертвых Анубис, описывает богу путь, который он проделал, и святилища, которые посетил. После того как он называет имена богов в зале Двойной Маати — богини истины и порядка, створки дверей, запоры и даже пазы для петель позволяют ему войти.
Вступив в зал, умерший заявляет, что знает имя Осириса и имена сорока двух богов египетских номов (земель), помогающих Осирису в проверке душ, и что он не совершил грехи, которые подробно перечисляет по статьям:
1) не совершал дурных поступков; 2) не обижал членов своей семьи; 3) не совершал дурного в святом месте; 4) не имел порочных друзей; 5) не творил зла; 6) не перегружал своих людей работой; 7) не стремился к почестям; 8) не обращался жестоко со своими слугами; 9) не презирал бога; 10) не покушался на чью-либо собственность; 11) не делал неугодное богам; 12) не чернил слугу перед его господином; 13) не причинял никому страданий; 14) не прогнал голодного; 15) не заставил никого плакать; 16) на совершал убийства; 17) не приказывал никому убивать; 18) не причинял страданий; 19) не крал подношений в храме; 20) не крал хлеба, пожертвованного богам; 21) не крал хлеба, пожертвованного духам; 22) не прелюбодействовал; 23) не осквернял себя в святилище бога своего города; 24) не обманывал при расчетах; 25) не отнимал ничью землю; 26) не покушался на чужую землю; 27) не обманывал торговца; 28) сам не жульничал при торговле; 29) не крал молоко у детей; 30) не угонял чужой скот; 31) не ставил силки на священных птиц; 32) не ловил рыбу на наживку из того же вида рыбы; 33) не перегораживал путь воде; 34) не обрушивал берег канала; 35) не гасил огонь, которому следовало гореть; 36) не лишал богов принесенного им мяса; 37) не угонял священный скот; 38) не препятствовал богу в его выходе.
«Я чист. Я чист. Я чист. Я чист», — повторял умерший. После того как умерший произносит эту «исповедь», он обращается к каждому из сорока двух божеств, утверждая, что он не совершал такого-то греха. Знанием имен этих божеств «подсудимый» обезоруживает их, и они не смеют выступить против него. Кроме этого, в главе 30 «Книги мертвых» умерший магическим заклинанием заставляет свое сердце не свидетельствовать против него: «Не выдумывай против меня клеветы перед великим богом, владыкой Запада! Ведь от твоего благородства зависит признание меня праведным».
Перед лицом Осириса в присутствии Великой Эннеады (Девятка) богов (в другом варианте — Большого и Малого Совета богов) происходит психостасия — взвешивание сердца умершего. Сердце в данном случае выступает как символ совести покойного, причем противовесом сердцу на весах богини Маат служит страусовое перо — символ Маат, олицетворяющее истину (иногда на иллюстрирующих суд виньетках перо заменяет фигура самой богини). Сердце должно весить столько же, сколько перо Маат. На одних виньетках на опоре весов изображена обезьяна писца богов Тота, на других — голова Маат, или голова Анубиса, или голова Тота. Иногда взвешивание сердца производит Анубис, иногда Маат либо Гор. За результатами взвешивания следит Тот и записывает их на дощечке. Рядом с весами находится пожирательница душ Амт.
В зал суда умерший входит один или в сопровождении жены, но на некоторых виньетках его приводит туда Анубис, либо бог с головой собаки, держащий в левой руке нож, либо Гор — сын Исиды. Довольно часто Осирис изображен не один, а в сопровождении Исиды, Нефтиды и четверых сыновей Гора, которые стоят на цветке лотоса. Стебель этого цветка растет из вод озера, которое питается водами небесного Нила и служит источником воды для душ блаженных и богов.
Тот, обращаясь к Эннеаде, говорит, что покойный признан праведным. Тогда суд выносит оправдательный приговор: «Нет позволения, чтобы чудовище Амт Пожирательница овладело им; пусть дадут ему хлеб, кладущийся перед Осирисом, земельный участок в одну десятину, находящийся в Полях Иару». Уже будучи оправданным, умерший еще раз настаивает на своей праведности при выходе из зала и ведет диалоги магического характера с привратниками, дверями, докладчиками.
Гарантами вечной жизни были магия и ритуальная чистота — очистительные церемонии, соблюдение пищевых табу. Все это должно было устранить опасности, подстерегающие умершего в его загробной жизни.
Специальный бог Шексему, покровитель виноделия, был ответствен также за изготовление масел для притирания и бальзамирования; он призван был охранять мумию от повреждения и наказывать тех, кто пытался осквернить останки.
Уже в «Текстах саркофагов» возникает идея загробного суда, то есть вечную жизнь определяет в том числе и этический принцип. Суд и психостасия происходят либо в барке бога Солнца, либо на острове Огня, либо в Гелиополе или Абидосе; судья, обычно, — Ра или Осирис.
Со становлением идеи справедливого загробного суда преисподняя оказывается разделенной на сферы — светлое пространство близ богов и ад для грешников (сказка о Са-Осирисе). Описание наказаний содержится в «Книге амдуат», «Книге врат» и «Книге пещер». Грешники лишаются погребения — боги срывают погребальные пелены с «врагов, приговоренных к наказанию в Дуате»; они лишены общения с богами, тепла и света, их удел лишь темный хаос. Распространенное наказание — связывание и заключение. В «Книге врат» Гор объявляет: «Вы связаны сзади, злодеи, чтобы быть обезглавленными и перестать существовать». В «Книге пещер» преисподняя описана как тюрьма, из которой грешники не могут выйти.
Самым грозным наказанием считалось окончательное уничтожение всей сущности грешника: и тела и души. Души грешников существовали независимо от тела в перевернутом положении — вниз головой, они не могли воссоединиться с телом, чтобы жить полноценной загробной жизнью, а потому им предстояло полное и окончательное уни-чтожение. Такое уничтожение достигалось обезглавливанием или сожжением. В «Книге амдуат» грешников сжигают в котлованах, в «Книге пещер» казнь огнем совершается в специальных котлах, куда бросают головы, сердца, тела, души и тени грешников (что напоминает средневековые христианские поверья об аде).
Вместе с неуверенностью в том, что ритуал обеспечит загробное блаженство, рождается религиозный скептицизм. На одной египетской стеле умершая жена обращается к пережившему ее мужу с призывом наслаждаться жизнью во всех ее проявлениях:
«…Следуй своим желаниям день и ночь. Не давай заботе места в твоем сердце. Ибо Западная страна — это страна сна и мрака, обиталище, где остаются те, кто здесь пребывает. Они спят в своем обличье мумий, они никогда не просыпаются, чтобы увидеть своих друзей, они не узнают ни своих отцов, ни своих матерей, их сердце больше не заботится об их женах и детях. На земле всякий наслаждается водою жизни, но я страдаю от жажды. Вода приходит к тому, кто пребывает на земле, а я жажду и не могу испить воды, которая есть здесь у меня. С тех пор как я пришла в эту долину, я не знаю, где я нахожусь. Я томлюсь по воде, которая течет здесь. Я тоскую по ветерку на берегу реки, который освежил бы мое сердце в его печали. Ибо имя бога, царящего здесь, звучит: совершенная смерть. Когда он зовет, все люди, трепеща от страха, приходят к нему. Для него нет разницы между богами и людьми, великие и малые равны перед ним. Он не оказывает никакой милости тому, кто его любит; он одинаково забирает и ребенка, отрывая его от матери, и старика. Никто не приходит поклониться ему, ибо он не проявляет милости к тем, кто ему поклоняется, он не ценит тех, кто приносит ему жертвы».
Вместе с тем диалог умершего Ани с богом Атумом (Новое царство, XVI–XI вв. до н. э.) пытается внушить оптимизм, предвкушение идеального блаженства на том свете:
Ани: «О Атум, что это, что я отправляюсь в пустыню? Там ведь нет воды, нет воздуха, она глубока-глубока, она темна-темна, она вечна-вечна!»
Атум: «Ты будешь в ней жить с удовлетворенным сердцем».
Ани: «Но в ней нет радостей любви!»
Атум: «Я дал просветление вместо воды и воздуха и радостей любви, умиротворение сердца вместо хлеба и пива».
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Источники:
http://www.bolshoyvopros.ru/questions/2726604-kak-opisat-drevneegipetskij-risunok-na-papiruse-sud-osirisa-po-planu-sm.html
http://otveti1.ru/questions/2726604-kak-opisat-drevneegipetskij-risunok-na-papiruse-sud-osirisa-po-planu-sm.html
http://culture.wikireading.ru/53492