Опасности и угрозы в религиозной сфере. Религиозная безопасность

10.1. Понятие религиозной безопасности и ее современное состояние

Понятие «безопасность человека» тесно связано с религиозным мировоззрением. Религия, вера в Бога, в сверхестественное являются ответом человека на многочисленные вызовы и опасности окружающего мира.

В годы Советского государства борьба с религией была официальной задачей власти, что привело к религиозному невежеству и возникновению различных угроз религиозной безопасности личности, общества и государства. Среди этих угроз и деятельность многочисленных иностранных деструктивных религиозных объединений, целью которых является дифференциация, раздробление общества на мелкие группы по религиозному принципу, спонсируемая иностранными спецслужбами, а также сбор информации, создание агентурной сети; религиозные организации, стремящиеся к построению теократии, глобального религиозного тоталитаризма; распространение и пропаганда оккультизма, каббаллистики, белой и черной магии, различных астрологических учений, учений об астральных энергиях, сверхъестественных событиях, о деятельности экстрасенсов, гадалок и колдунов. В комплексе все эти квазирелигиозные идеи и доктрины наносят существенный урон традиционным устоям и нравственным ценностям общества. Например, каждый год в России регистрируются случаи тяжких преступлений против личности со стороны каких-нибудь очередных сатанистов.

В 1941 г., при разработке планов по разрушению СССР, Геббельс писал: «Мы можем раздавить Красную Армию, мы можем оттяпать у них огромные территории, мы можем остановить их заводы, но пока мы в каждой деревне не посадим своего священника, пока их не разделим по вере, этот народ в любом случае сумеет встать из пепелища».

В современной юридической литературе можно встретить различные подходы и определения религиозной безопасности. Однако угроз религиозной безопасности столь много, что большинство определений не охватывают всех признаков религиозной безопасности. Наиболее правильным следует признать такое определение: религиозная безопасность – состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от угроз в религиозной сфере общественной жизни, обеспечиваемое государственной конфессиональной политикой и общественно-политичес­кой деятельностью традиционных конфессий.

Следует обратить внимание на то, что государство без помощи традиционных религий не в состоянии обеспечить религиозную безопасность нации. Дело в том, что государство бессильно в таких вещах, как религиозное образование, поддержание благочестивых и миролюбивых религиозных традиций, проведение религиозных праздников, богословских конференций и т.д. Именно вмешательство в религиозную традицию часто сопровождает угрозы национальной безопасности. Поэтому религиозная безопасность России может пониматься как состояние стабильного и самобытного развития конфессиональных традиций всех народов России, составляющих российскую нацию.

В противном случае потеря авторитета традиционных религиозных организаций приводит к нарушению религиозного суверенитета нации, к пропаганде различных радикальных религиозных учений, деятельности сект, расколам и конфликтам. В итоге религиозные конфликты кладут начало революциям и гибели государств, наций, народов. Не случайно в Стратегии сказано, что укреплению национальной безопасности в сфере культуры будут способствовать сохранение и развитие самобытных культур многонационального народа Российской Федерации, духовных ценностей граждан.

В некоторых странах законодательство о национальной безопасности рассматривает государство не только в качестве субъекта, обеспечивающего безопасность в религиозной сфере. Например, согласно ст. 4 Закона Украины «Об основах национальной безопасности Украины» объединения граждан, а следовательно, и религиозные организации являются полноправными субъектами системы обеспечения национальной безопасности. Во внутриполитической сфере эти субъекты должны предотвращать возможности возникновения конфликтов в сфере межэтнических и межконфессиональных отношений, сотрудничая с соответствующими государственными органами. Кроме того, в социальной и гуманитарной сферах религиозные организации могут способствовать социальной политике государства и предотвращать различные социальные болезни.

Причинами межконфессиональных конфликтов могут являться различные обстоятельства: этническая исключительность религиозного мировоззрения; юридическое закрепление неравенства конфессий; политизация религии, то есть вовлечение верующих в политическую борьбу; нетеперпимость отдельных конфессий к иноверцам; конфликтогенный прозелитизм, то есть деятельность, направленная на обращение иноверцев в свою веру, основанная на критике религиозной идентичности их; наличие спорных по принадлежности храмов и культового имущества; пренебрежение со стороны государства религиозных верований национальных меньшинств.

Для России в силу ее особой полиэтничности и поликонфессиональности характерны напряжения и конфликты между: РПЦ и иными христианскими конфессиями (католиками, протестантами); христианами и неоязычниками; традиционными для России религиями христианского направления и деструктивными религиозными течениями нового типа; внутренние противоречия в религиозных структурах.

С целью предотвращения религиозных конфликтов следует и государству, и религиозным объединениям проводить линию деполитизации религии; совершенствовать отечественное законодательство в данной сфере; пропагандировать и проповедовать религиозную терпимость; совершенствовать формы и содержание религиозного образования.

Религиозное образование особенно важно для борьбы с распространением сект и радикальных экстремистских идей. Официальный текст выступления Президента Российской Федерации В.В. Путина на открытии Всемирного саммита религиозных лидеров в г. Москве 3 июля 2006 г: “Незнание элементарных основ религиозной культуры делает человека, а в особенности молодого человека, уязвимым перед лицом опасных экстремистских течений”. Поэтому одним из важнейших средств обеспечения религиозной безопасности является религиозное образование, обеспечение религиозной грамотности, которое может осуществляться как в светских школах, так и силами духовных школ, семинарий, академий, представителями традиционных религий.

В светских школах – это организация изучения «Основ православной культуры», «Основ исламской культуры» и так далее, в зависимости от региона и выбора учеников и их законных представителей. Принцип светскости образования, часто упоминаемый как преграда на этом пути, не может препятствовать, так как светское образование – любое образование, не связанное с обучением или навязыванием какой-либо религии или нерелигиозных идеологий. Светское образование не направлено на узкопрофессиональную подготовку служителей культа, а также катехизацию, воцерковление, на привлечение обучаемых в религиозное объединение. Это образование, не включающее в себя проведение богослужений, религиозных обрядов и церемоний. Образовательные цели ставятся следующие: преодоление духовного невежества (сектанство, неоязычество, оккультизм, экстремизм и т.д.); понимание глубинных духовных смыслов и истоков национальной политической, правовой, художественной культуры; привитие духовных ценностей; профилактика агрессивности, озлобленности, нигилизма, депрессивности, неспособности создать семью, алкоголизма и наркомании среди молодежи.

Зарубежный опыт организации изучения религиозных знаний показывает огромное внимание государства к этому процессу. Например, в Швеции в школах существуют обязательные курсы государственной Евангелической лютеранской церкви; в Греции – обязательное изучение православных знаний; в Ирландии, Дании, Германии, Норвегии, Польше, Португалии – факультативное изучение «курса христианских знаний» или внеконфессионального «курса нравственности»; в Бельгии – обязательное религиозное образование (католицизм, протестантизм, ислам, иудаизм) закреплено в ст. 24 Конституции Бельгии; в Великобритании – обязательное религиозное образование в государственных школах (Акт об образовании от 1944 г.).

Так как в России 75% называют себя православными; 8% – мусульманами; 14% – атеистами и затрудняющимися ответить, а 3% – последователями других вероисповеданий, большинство школ Российской Федерации выбирают для изучения либо основы православной культуры, либо основы светской этики.

Читать еще:  Как понять мужчину скорпиона в любви. Поведение влюбленного мужчины скорпиона

Несет угрозу религиозной безопасности и глобализм, который предусматривает унификацию ценностей и мировоззрений, в том числе религиозных, что негативно отражается на системах традиционных религиозных ценностей, индивидуальности религиозного самосознания этносов, но главное – отрицается значение традиционных религий в жизни различных народов и культур. В религиозной сфере однополярная глобализация представлена в форме экуменизма, то есть либеральное религиозно-философское движение в защиту объединения всех религий. Кроме того, массовая культура, ценности общества потребления, предлагаемые глобалистами в качестве замены религиозной системы ценностей, более универсальны по сравнению с ними, более комфортны с точки зрения угождения и потакания так называемым «человеческим слабостям», то есть страстям, поэтому в силу адекватности провозглашаемому глобальному мировому порядку несет секуляризацию, бездуховность, разрушает традиционные религиозно-нравственные ценности.

Таким образом, принципами обеспечения религиозной безопасности следует считать: признание социально-конструктивного значения религии для консолидации общества; особую роль традиционных конфессий для этой консолидации нации.

Следует иметь ввиду, что современное законодательство не определяет термина «традиционная конфессия». Об особой роли традиционных конфессий вскользь говорится в преамбуле Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях»: «Федеральное Собрание Российской Федерации…, признавая особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры, уважая христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России, … принимает настоящий Федеральный закон». Между тем, в научной литературе давно предлагаются модели юридического закрепления данного термина. Один из аргументов звучит вполне справедливо: силовая борьба с религиозным экстремизмом не приводит к результату, следовательно, необходима государственная поддержка тех религиозно-мировоззренческих, общественно-политических идеалов, которые не оставят места в общественном сознании радикальным, экстремистским религиозным взглядам. Эти идеалы культивируют именно традиционные конфессии – православие, ислам, буддизм, иудаизм. Другие аргументы также практически все весомы: Русская православная церковь в истории отечественной государственности сыграла государствообразующую, а в отношении русского народа и культуроформирующую роль; православие и ислам представлены в России крупнейшими общественными группами, составляющими большую часть гражданского общества; ни в российском законодательстве, ни в международном праве нет барьеров, препятствующих юридическому признанию особой исторической роли традиционных конфессий или признанию религиозных традиций; право должно учитывать существенное фактическое неравенство и разное фактическое влияние на жизнь государства; традиционные религии могут оказать фундаментальную роль в обеспечении духовно-нравственной безопасности государства, обеспечении общественного порядка, демократии и образования; многие государства на конституционном уровне закрепили особый статус традиционных религий.

Религиозный экстремизм как фактор угрозы национальной и духовной безопасности российского общества

Дата публикации: 14.04.2016 2016-04-14

Статья просмотрена: 1411 раз

Библиографическое описание:

Руденко А. М., Довлатян А. М. Религиозный экстремизм как фактор угрозы национальной и духовной безопасности российского общества // Молодой ученый. — 2016. — №8. — С. 1262-1265. — URL https://moluch.ru/archive/112/28383/ (дата обращения: 16.01.2020).

В статье анализируется различные аспекты и формы проявления религиозного экстремизма, создающего угрозу национальной и духовной безопасности российского общества. Делается вывод о том, что национальная и духовная безопасность достижима в случае активного противостояния терроризму и экстремизму со стороны государства и общества в целом.

Ключевые слова: религия, экстремизм, безопасность.

В настоящее время вопрос экстремизма на почве религиозных убеждений той или иной конфессии является одним из самых актуальных. Важно отметить, что он не только представляет собой безусловную опасность для жизнедеятельности общества, но и развивается в полной мере как источник негативного влияния на состояние духовности россиян, которое в данный момент оставляет желать лучшего. Учитывая то, что в свете последних событий ситуация с государственным и национальным контролем религиозного экстремизма сталкивается с рядом трудностей, имеет смысл назвать ее самым громким явлением современности, борьба с которым не должна прекращаться, так как она стратегически важна.

Одним из главных действий, приводящих к дестабилизации внутренней социально-политической обстановки Российской Федерации, является активное привлечение к участию любых групп населения россиян во всевозможных протестных акциях, шествиях, митингах, в частности и тех, которые не были согласованы, что всегда чревато плохими последствиями. Как правило, они порождают массовые беспорядки, которые влекут за собой новые вспышки террористических актов или же ведение осведомительной пропагандистской деятельности в обществе, направленной на политику жестокого экстремизма.

Для того чтобы произвести обзор данной проблемы, рассмотрим понятие «экстремизм» детально: в сущности, это приверженность к крайним взглядам и методам воздействия на общество, к использованию крайних мер (включая террористические акты и взятие заложников) для достижения собственных целей. В настоящее время идеология террора и экстремизма успешно распространяется посредством использования медиа-ресурсов (особенно пространства сети Интернет) для обращения к публике всевозможными способами привлечения внимания общества [1, С. 22]. Наиболее уязвимой его частью, разумеется, считается молодое поколение, которое руководствуется еще не до конца сформировавшимися убеждениями, способными перевернуться благодаря таким опасным идейным течениям. Они существуют в интерпретации исключительно религиозных мотивов, привлекающих россиян с помощью громких позывов и лозунгов, основанных на определенных верованиях с радикальной основой.

Угроза терроризма будет сохраняться до тех пор, пока существуют источники и каналы распространения этой идеологии, успешно и открыто действующие на территории практически любой страны, включая Россию, а также рассчитывающие на как можно большее число новых лиц в этой катастрофически опасной для общества стезе. В свою очередь, распространение экстремистских идей, в частности мнений о приемлемости насильственных действий для достижения поставленных целей, угрожает общественной безопасности в Российской Федерации ввиду усиления агрессивности идеологии экстремизма и увеличения масштабов ее пропаганды в обществе.

Особую опасность на глобальном уровне представляют приверженцы различных течений ислама, которые не относятся к представителям народов, традиционно исповедующих ислам, однако отличаются религиозным фанатизмом, вследствие чего их легко склонить к совершению террористических актов, в том числе в качестве смертников. В данной идеологии преобладает принцип шариата, который, в первую очередь, нацелен на повсеместное следование идеологии ислама.

Но существует масса других проявлений религиозного экстремизма, крайних радикальных взглядов в рамках нетрадиционных культов (неокультов, альтернативных культов), которые представляют собой относительно новое явление в духовной культуре современности. Большинство из них зародились в США в 1950–60 годы. Сегодня они начали распространяться по всему миру. Появление нетрадиционных культов связано с особенностями современного этапа эволюции религии, с ослаблением ослабление влияния и падением авторитета традиционных религий. Их элементы и проявления встречаются и в современном российском обществе.

Неокульты чаще всего являются «молодежными религиями», т. к. в число их сторонников входят преимущественно молодые люди от 18 до 25 лет. Для привлечения последователей в рамках неокультов часто формируется сеть общественных организаций, в том числе образовательных, медицинских, спортивных и др., где впоследствии утверждаются особые правила, согласно которым организуется жизнь общины, техники контроля за обращенными и коллективный культ.

Читать еще:  К чему снятся волки, которые нападают? К чему снятся волки мужчине.

В России осуществляют свою деятельность как культы, пришедшие из других регионов, так и культы, возникшие на постсоветском пространстве. К их числу отосятся такие культы, как «Международное общество сознания Кришны», «Церковь сайентологии» («Дианетика»), «Церковь объединения» Муна, «Аум-Сенрике» («Учение истины Аум»), сатанисты, «Великое Белое Братство» («Юсмалос», «Институт «Атма»), «Богородичный центр»; «Церковь Виссариона») и другие. Все эти религиозные общества появлялись и распространялись на постсоветском пространстве в основном в результате усилий иностранных миссионеров, а некоторые, неорелигиозные объединения, зародились исключительно на российской почве.

Многие религиозные секты в России являются различными формами протестантизма (адвентизм седьмого дня, баптизм, пятидесятничество и т. п.). Однако существуют и внутриправославное сектантство и раскольничество. При этом не следует забывать о том, что далеко не все они носят экстремистский характер. Так, в Федеральном законе «Особенности применения законодательства Российской Федерации о противодействии экстремистской деятельности в отношении религиозных текстов» сказано: «Библия, Коран, Танах и Ганджур, их содержание и цитаты из них не могут быть признаны экстремистскими материалами» [2]. В то же время интерпретация данных текстов в неокультах, сектах и раскольнических организациях часто может весьма далеко отходить от канонической.

Говоря о сектантстве в христианстве (православная ветвь) и о раскольничестве, следует изучить подробнее данное понятие. Оно представляет собой различные религиозные группы, которые, находясь с одной стороны внутри церковных устоев, вместе с тем, исповедуют отдельные убеждения, отступающие от учения православия или же искажающие его частично. В данном случае богослужебная деятельность Церкви не только уходит на второй план, но и тщательно искореняется.

Из этого непременно следует, что, несмотря на свою причастность и связь с Церковью, такого рода сектантство не имеет решительно ничего общего с истинными канонами православия, которые берут начало в Священном Писании в исконных его трактовках, не подвергнутых деформациям и идейным изменениям со стороны деятелей сектантских движений [3, С. 45]. Если обратиться к истории нашего государства, в том числе и к истории его культурных и духовных начал, можно сделать вывод о том, что все вышеперечисленное входит в ряд псевдоправославных тенденций, которые стали содержат потенциальную угрозу появления экстремизма в этом религиозном аспекте, зачастую связанном с оккультизмом.

Секты и раскольнические течения, так или иначе, оказывают влияние на людей не только в духовной сфере, но и в социально-политической. Раскольнические организации — это такие религиозные группы, которые не исповедуют принципиально нового вероучения, отличного от ортодоксального православия, но имеют свою церковную иерархию, не всегда имеющую апостольскую преемственность. Таким образом, мы имеем дело с религиозными образованиями, которые откололись от Русской Православной Церкви не на почве разногласия в вероучительных истинах, а по политическим, организационным, национальным и другим причинам. Классифицируется раскольничество на «правое» и «левое»: первое характеризуется РПЦЗ (Русская Православная Церковь Заграницей), второе же — расколом, породившим Катакомбные Церкви, появление которых привело к критическим последствиям. Духовное оскудение и неправильная система новых идеалов, основанных на этих учениях, способствовало стремительному развитию бесчинства человека по отношению к среде, в которой он находится [4, C. 26]. Задействован был не только аспект духовности и нравственности, но и нарушение порядка в общей национальной безопасности, подталкивающие массы людей творить хаос, следуя жестоким намерениям из религиозных убеждений, которые считались единственно верными для этой социальной группы.

Конечно, внутриправославное сектантство и раскольничество трудно сравнивать с некоторыми псевдоисламскими сектами по своим социальным последствиям, в том числе и на территории России. Именно поэтому деятельность одного из действующих течений с политикой религиозного террора — Исламского Государства (сокр. ИГИЛ) и любая поддержка источников, связанных с этой преступной организацией, карается законом и запрещена на территории нашего государства, а потому является полностью неправомерной [5]. Углубляясь в законодательство РФ, можно опираться на множество фактов и нормативно-правовых актов, в которых подчеркнута противоправность любых насильственных действий и пропаганд, в том числе и пропаганд экстремизма. Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» гласит: «Противодействие экстремистской деятельности основывается на следующих принципах:

 признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, а равно законных интересов организаций;

 приоритет обеспечения безопасности Российской Федерации;

 приоритет мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности;

 сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, иными организациями, гражданами в противодействии экстремистской деятельности;

 неотвратимость наказания за осуществление экстремистской деятельности» [6].

Следовательно, на территории РФ ведется активное противостояние и сопротивление любым пропагандам, указывающим обществу на политику экстремизма и нарушения в социальной безопасности всех групп населения. Сегодня в России осуществляется попытка привития традиционных ценностей, в школах и вузах читаются курсы «Основы православной культуры», «Основы духовной культуры» и т. п. Создаются и соответствующие учебные и учебно-методические материалы [7].

В заключение необходимо сказать, что государственный аппарат РФ оказывает значительную поддержку в поддержании уровня защищенности и национальной безопасности граждан, ведь прямые или косвенные последствия экстремизма затрагивают все основные сферы общественной жизни: политическую, экономическую и социальную. Это выдвигает новые требования к организации деятельности по противодействию экстремизму на всех уровнях.

Религиозная безопасность общества и государства

ТЕМА 2. Религиозная безопасность общества и государства. ПРАВА ЧЕЛОВЕКА В РЕЛИГИОЗНОЙ СФЕРЕ

§ 1. Религиозная безопасность общества и государства

Знание религиозной ситуацией в стране и своем регионе, а также контроль над ними являются составной частью деятельности по обеспечению правопорядка и национальной безопасности.

Истории давно известен план завоевания страны: сначала приходит религиозный миссионер, за ним – купец, а затем – завоеватель. Миссионер готовит почву для раскола общества по религиозному признаку, организует своего рода «пятую колонну» среди части населения, готовой поддержать любые начинания иностранных хозяев. Купец устанавливает экономическую зависимость. Солдат же довершает дело, уже, по сути, полностью сделанное эмиссарами от религии и экономики.

Необходимо отличать реальную свободу совести от декоративных по своей сути лозунгов об «абсолютной религиозной свободе», «правах религиозных организаций», за которыми кроется стратегия, враждебная России. Она направлена на разрушение Русской Православной Церкви как одного из факторов обеспечения стабильности в России.

Подрыв духовных основ российского общества в целях ослабления российского государства состоит в следующем:

· Создание в лице религиозного сектантства, имеющего антигосударственный характер, мощного потенциального рычага давления на власть.

· Создание взаимосвязанной сети некоторых нетрадиционных религиозных организаций для сбора разведывательной информации.

· Создание резерва фанатично преданных исполнителей на случай возникновения необходимости организации в каких-либо политических целях массовых беспорядков или других антиобщественных акций в городах России.

Читать еще:  Видеть во сне умершую мать умирающей. Спросим у сонника, к чему снится умершая мама

· Установление контроля над различными государственными чиновниками со стороны руководителей ряда нетрадиционных религиозных организаций (подкуп, шантаж, ложь, установление контроля над сознанием).

Из всего вышесказанного следует, что с точки зрения национальной и государственной безопасности религиозные организации можно разделить на лояльные по отношению к социально-политическому устройству страны и государства и антигосударственные, направляющие свою деятельность на дестабилизацию социально-политической обстановки, ослабление власти, расчленение страны и ее геополитическое поражение.

§ 2. Права человека и угроза со стороны
деструктивных религиозных организаций

Рассматривая проблему религиозных организаций с точки зрения деятельности правоохранительных органов, необходимо поднять основной для защитников правопорядка вопрос о всестороннем обеспечении и соблюдении прав и свобод человека в российском обществе.

Каждый гражданин России свободен сам выбирать, исповедовать ему какую-нибудь религию или не исповедовать никакой. Все дело в том, что этот выбор должен быть действительно свободным и не посягать на свободу окружающих. XX век породил множество новых, прежде всего информационно-психологических, способов воздействия на человека, возможностей установления контроля над ним. Для достижения своих глобальных целей деструктивные религиозные организации стремятся к полному контролю над сознанием своих адептов. Такой контроль может быть назван тоталитарным (тотальный – полный), так как он осуществляет задачу превращения человека в своеобразного биоробота. В социальном плане это делается в целях индоктринации – планомерного распространения доктрины или идеи, формирующей общественное мнение в нужном направлении.

Тоталитарная секта отличается от нормальной религиозной организации именно тем, что она не просто проповедует (то есть излагает и объясняет) свое учение, а пытается активно вмешиваться в личную жизнь человека, воздействовать на его сознание, психическое и физическое состояние. Поэтому подобные религиозные организации получили название деструктивных, то есть оказывающие разрушительное воздействие на личность человека. Можно выделить несколько последствий деятельности тоталитарной секты:

1. Разрушительное влияние на сознание, вызывающее психические расстройства большинства членов секты, что приводит к высокой вероятности агрессивных ответных действий с их стороны в состоянии психической невменяемости.

2. Установление четкой грани между теми, кто имеет право на существование (члены секты), и теми, кто такого права не имеет (все остальные). Это настраивает членов секты на готовность принести в жертву ради достижения цели своей секты любое количество иноверцев.

3. Заведомое оправдание члена секты за любое преступление, совершенное ради своей организации.

4. Принуждение к беспрекословному подчинению членов секты ее лидерам, запрет на любую критику всего, что связано с учением секты.

5. Внедрение в сознание сектантов принципа «удвоения», позволяющего избежать комплекса вины за совершаемые преступления и оправдать любые свои (и других членов секты и лидеров) действия, совершаемые во имя «правильных идей», а также подготовить человека к практически бесконфликтному принятию решения о самоубийстве.

6. Полное нарушение идентичности: после психологической обработки человек становится уже совсем другой личностью, при этом оказываются разорванными все привязанности вне секты.

7. В ряде деструктивных религиозных организаций для воздействия на сознание применяются специальные наркотические средства.

Самое печальное заключается в том, что попавший под духовное влияние тоталитарной секты человек далеко не всегда чувствует свою несвободу. У него создается иллюзия «правильного выбора». Для достижения такого результата используются следующие психотехники:

1. Групповое давление и «бомбежка любовью», которые лишают способности к сомнению и вырабатывают потребность в принадлежности к секте на эмоциональном уровне. Любой человек нуждается в эмоциональном тепле, что усиленно используется сектантами путем «насаждения» совместных игр, пения, объятий, прикосновения, взаимной лести и т. д. Например, в корейской протестантской секте принято при приветствии членов секты обмениваться с ними тесными, продолжительными объятиями. Цель подобной методики – желание вызвать у члена секты или вербуемого в нее ощущение его нужности, особенности, легкости и приятности общения с ним. Новичка ни на минуту не отставляют без внимания и опеки. В частности, в секте мунитов существует процедура, называемая «сандвич»: требуется, чтобы новичок постоянно находился в окружении двух приставленных к нему опытных сектантов, обязанных со всем рвением сотрудничать с новообращенным и развлекать его.

2. Изоляция, которая создает невозможность или нежелание сопоставлять информацию, предоставляемую сектой, с реальностью.

3. Погружение в состояние постоянной внушаемости посредством медитирования, монотонного пения и повторяющихся действий.

4. Внушение чувства страха и вины путем извлечения признаний (исповедей) под предлогом дальнейшего сближения и обнаружения скрытых страхов и запретов. Это делается с целью создания эмоциональной уязвимости, формирующейся под воздействием явных и скрытых угроз, чередования наказаний и наград.

5. Принуждение к отказу от сна, что считается разновидностью духовных упражнений.

6. Неадекватное питание, которое маскируется или под специальную диету для улучшения здоровья, или объявляется «обязательной» принадлежность ритуала.

7. Сенсорная (чувствительная) перегрузка, способствующая навязыванию идеалов нового вероучения, которые заменяют прежние ценности новообращенного в результате усвоения им огромного объема информации за чрезвычайно короткий период времени, что ограничивает возможность его критической проверки.

8. Создание проблем в семье новообращенного, а именно:

· появление социальных сирот – детей, брошенных родителями-сектантами;

· резкое ухудшение здоровья членов семьи сектанта (в первую очередь – психического) в результате разрушения семейных отношений;

· лишение ухода за престарелыми родителями детьми-сектантами;

· отсутствие доверия между членами семьи;

· трагедии, связанные с принуждением руководителями сект своих членов к разделу имущества, совместно нажитого в браке (размен квартиры, раздел денежных средств), с последующей его передачей в секту;

· вовлечение в секту родных и близких;

· физическое и психологическое насилие в семье по религиозным мотивам.

Совокупность всех названых выше техник и методов позволяет постепенно вытеснить прежнюю личностную идентификацию и заменить ее на новую. Научные данные позволяют утверждать, что в результате достаточно длительного применения техники контроля над сознанием, личность члена деструктивной религиозной организации доводится до состояния психической беспомощности, бессилия и дискредитируется. Вместо нее выстраивается сектантская личность, предназначенная для воплощения идей и исполнения воли лидера секты. Теперь новая личность обладает не собственной, а ложной, «иллюзорной» самостоятельностью.

Итак, угроза со стороны нетрадиционных для нашего общества религиозных организаций может проявляться в двух взаимосвязанных аспектах:

а) посягательство на геополитическую, национальную, государственную, общественную безопасность России (антигосударственность религиозной организации);

б) нарушение прав и свобод граждан (деструктивность религиозной организации).

Как правило, деструктивность влечет за собой угрозу интересам общества и государства, а посягательство на национально-государственные интересы страны означает угрозу правам и свободам граждан.

Источники:

http://sci-lib.biz/geopolitika/101-ponyatie-religioznoy-bezopasnosti-32703.html
http://moluch.ru/archive/112/28383/
http://studizba.com/lectures/88-religiovedenie/1255-lekcii-po-religiovedeniyu/23371-religioznaya-bezopasnost-obschestva-i-gosudarstva.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: