Омар хайям время жизни. Омар Хайям: биография

ОМАР ХАЙЯМ: биография, коротко о жизни и творчестве: ОМАРА ХАЙЯМА


Краткая биография поэта, основные факты жизни и творчества:

ОМАР ХАЙЯМ (1048-1123 ? )

Великий персидский поэт и ученый Омар Хайям (полное имя – Гийяс ар-Дин Абу-л-Фатх Омар ибн Ибрахим Хайам Нишапури) родился 18 мая 1048 года в Хорасане, в древнем городе Нишапуре (ныне находится на северо-востоке Ирана). Нишапур был торговым и культурным центром Хорасана и до монгольского нашествия славился своими медресе и знаменитой библиотекой.

Отец Омара был зажиточным ремесленником, возможно, даже старейшиной цеха ткачей, изготовлявших ткани для шатров и палаток. Хайям – псевдоним, происходит от слова «хайма» (шатер, палатка).

Получив первоначальное образование в родном городе, Хайям переехал в Балх (Северный Афганистан), а затем в 1070-х годах в Самарканд – крупнейший научный центр Средней Азии тех времен. Очень скоро Хайям прославился как выдающийся математик.

К тому времени стремительно выросла и утвердилась огромная империя Великих сельджуков – выходцев из кочевого туркменского племени Огузов. В 1055 году сельджукский султан Тогрул-бек (ок. 993-1063) завоевал Багдад и объявил себя духовным главою всех мусульман. При султане Малик-шахе империя Великих сельджуков уже простиралась от границ Китая до Средиземного моря, от Индии до Византии.

Начиналась эпоха, получившая впоследствии название Восточное Предвозрождение, которое из-за царившего на Востоке политического деспотизма и религиозной нетерпимости так и не переросло в полное Возрождение.

Визирем султана был Низам-аль-мульк (1017-1092), образованнейший человек своего века, обладавший большим государственным талантом. При нем расцвели промышленность и торговля. Он покровительствовал наукам, учреждал в больших городах учебные заведения – медресе и учебно-научные учреждения, названные по его имени «низамийе», для преподавания в которых приглашались известные ученые.

Случилось так, что племянница бухарского хакана Туркан-хатун была выдана замуж за Мулик-шаха. По ее совету визирь Низам-аль-мульк пригласил Омара Хайяма в Исфахан – столицу нового государства, где ученый стал почетным приближенным султана в должности главы дворцовой обсерватории.

В Исфахане в полной мере раскрылись великие таланты Хайяма. Недаром сегодня его называют Леонардо да Винчи средневекового Востока. Великий поэт, он внес выдающийся вклад в различные науки. О математике мы уже говорили. Но Хайям владел основами и развивал астрономию, физику, философию, астрологию (которой сам не доверял), метеорологию, был врачом и занимался теорией музыки.

Омар Хайям был величайшим астрономом своего века. Ему было поручено строительство крупнейшей в мире обсерватории. А в 1079 году по заказу Низама аль-Мулька Xайям создал новую систему летосчисления (Маликшахово летосчисление), более совершенную, чем имевшиеся в Иране XI века, домусульманский (зороастрийский) солнечный и арабский лунный календари, но и превосходящую по точности ныне действующий григорианский календарь (если годовая погрешность григорианского календаря составляет 26 секунд, то календаря Xайяма – лишь 19 секунд). В его основу был положен 33-летний цикл смены високосных лет: в течение него високосными были приняты 8 лет (по 366 дней). Год начинался с весеннего равноденствия и соответствовал ритмам природы и сельским работам. Весенние и летние месяцы такого года длились 31 день, все месяцы второй его половины – 30 дней. В простые годы последний месяц имел 29 дней. Ошибка в одни сутки накапливалась в календаре Омара Хайяма лишь за пять тысяч лет. Календарь действовал в Иране почти тысячу лет и был отменен только в 1976 году.

Всего до нас дошло восемь ученых трудов Хайяма – математических, астрономических, философских и медицинских. Это далеко не все его наследие. Многое или погибло, или еще не найдено. Не зря в одном рубаи мудрец сказал:

Тайны мира, что я заключил в сокровенной тетради,
От людей утаил я, своей безопасности ради.

Первым в письменную поэзию ввел рубаи поэт Рудаки. Омар Хайям трансформировал эту форму в жанр философско-афористический. В его четверостишиях спрессованы глубокая мысль и мощная художественная энергия. Некоторые исследователи полагают, что, подобно античным стихам, рубаи пелись одно за другим; отделенные паузой – как куплеты песни – поэтические образы и идеи получают развитие от куплета к куплету, нередко контрастируя, образуя парадоксы.

Когда создавал Хайям свои четверостишия? Очевидно, в течение всей жизни и до глубокой старости. Специалисты до сих пор не могут договориться, какие именно рубаи действительно принадлежат Хайяму. Число «подлинных» рубаи Хайяма колеблется от двенадцати до тысячи с небольшим, в зависимости от того, к какой школе принадлежит исследователь творчества великого поэта.

Восемнадцать лет в Исфахане стали самыми счастливыми и творчески плодотворными для Хайяма. Но в 1092 году заговорщиками был убит Низам-аль-мульк. Через месяц в расцвете сил внезапно умер Малик-шах. Началась ожесточенная борьба за власть. Империя стала разваливаться на отдельные феодальные государства. Столицу перенесли в Мерв (Хорасан).

Средства на обсерваторию перестали отпускать, и она пришла в упадок. Xайяму пришлось вернуться на родину в Нишапур и преподавать в местной медресе. Однако если раньше, в блеске своей официально признанной славы и под покровительством султана, ученый мог позволить довольно многое, то теперь он оказался во власти неучей и завистников. Вскоре он был объявлен вольнодумцем.

Положение Хайяма становилось опасным. «Чтобы сохранить глаза, уши и голову, шейх Омар Хайям предпринял хадж (паломничество в Мекку)». Путешествие к святым меcтам в ту эпоху длилось иногда годами… Возвратясь из хаджа, Омар Хайям поселился в Багдаде, где стал как бы профессором в академии Низамийе.

Хадж не реабилитировал поэта в общественном мнении. Он никогда не был женат, не имел детей. С течением времени круг общения Хайяма сузился до нескольких учеников. Нрав его изменился. Он стал суровым и замкнутым, перестал общаться с прежними знакомыми и друзьями.

Прошли годы, в стране установился сравнительный порядок. К власти пришел сын Низам-аль-мулька, стремившийся продолжать политику своего отца. Овеянный славою, великий ученый Омар Хайям вернулся в родной Нишапур. Ему к тому времени было уже за 70. Последние годы жизни он провел на родине, в благословенном Хорасане, окруженный почетом и уважением лучших людей своего времени. Гонители более не осмеливались преследовать великого мудреца. В зените славы Омара Хайяма величали: «Имам Хорасана; Ученейший муж века; Доказательство Истины; Знаток греческой науки; Царь философов Востока и Запада» и так далее.

Сведений о смерти Xайяма не сохранилось, однако могила его в Нишапуре известна всем. Однажды Омар Хайям сказал: «Меня похоронят в таком месте, где всегда в дни весеннего равноденствия свежий ветер будет осыпать цветы плодовых ветвей». На кладбище Хайры мудрец был погребен у стены сада с грушевыми и абрикосовыми деревьями. Мавзолей великого поэта и мыслителя был воздвигнут вскоре после его кончины в 1131 году и ныне является одним из лучших мемориальных комплексов в Иране.

СТАТЬЯ ВТОРАЯ:
Омар Хайям (ок. 1048 — после 1122)

Сколько бы изданий книг Омара Хайяма ни было, какими бы тиражами они ни выходили — всегда его стихи в дефиците. Русский читатель всегда тянулся к его поразительной мудрости, изложенной в изящных четверостишиях.

У него можно найти стихи и на трудную минуту в жизни, и на радостную, он — собеседник в раздумьях о смысле жизни, в минуты предельной искренности наедине с самим собой и в минуты веселого застолья с друзьями. Он уводит нас в космические дали и дает насущные житейские советы. Например, такие:

Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно немало.
Два важных правила запомни для начала:
Ты лучше голодай, чем что попало есть,
И лучше будь один, чем вместе с кем попало.

Кроме того, Омар Хайям был еще астрономом, выдающимся философом и математиком, в своих трудах он предвосхитил некоторые открытия европейской математики XVII века, которые при его жизни не были востребованы и не нашли практического применения. Хайям написал книгу «Алгебра», которую издали в XIX веке во Франции, специалисты были удивлены математическим прозрениями поэта. Вспомним, что Хайям жил в XI–XII веке.

Стихи Хайям писал на языке фарси в форме рубаи. Именно благодаря ему эта форма стала известна всему миру. Рубаи — это афористичное четверостишие, в котором рифмуются первая, вторая и четвертая строки. Иногда рифмуются все четыре строки. Вот пример такого рубаи:

Я вчера наблюдал, как вращается круг,
Как спокойно, не помня чинов и заслуг,
Лепит чаши гончар из голов и из рук,
Из великих царей и последних пьянчуг.

(Перевод здесь и далее Г. Плисецкого)

Многих привлекает не только поэтическая прелесть стихов Хайяма, не только мудрость, но и бунтарский дух. Вот один из подстрочников подобного стихотворения. Подстрочник — это дословный перевод стихотворения, без поэтической обработки.

Если бы у меня была власть, как у Бога,
Я сокрушил бы этот небосвод
И заново создал бы другое небо,
Чтобы благородный легко достигал желаний сердца.

Бунтарски выглядит и частое прославление в стихах вина. Ведь вино запрещено Кораном. Однажды один читатель убеждал меня, что на самом деле Хайям имеет в виду не обычное вино, а вино в некоем философском смысле. Может быть, и в философском тоже, но давайте внимательно прочитаем еще раз:

Роза после дождя не просохла еще,
Жажда в сердце моем не заглохла еще.
Еще рано кабак закрывать, виночерпий,
Солнце светит в оконные стекла еще!

Под мелодию флейты, звучащей вблизи,
В кубок с розовой влагой уста погрузи.
Пей, мудрец, и пускай твое сердце ликует,
А непьющий святоша — хоть камни грызи.

Бросил пить я. Тоска мою душу сосет.
Всяк дает мне советы, лекарства несет.
Ни одно облегчения мне не приносит —
Только полная чарка Хайяма спасет!

Читать еще:  Видеть во сне мертвую соседку. Почему снятся соседи — толкование сновидения по сонникам

Все-таки главный мотив творчества персидского поэта — радость, любовь, вино тоже входит в этот перечень. Не напрасно же исламское духовенство отрицательно относилось не только к философскому вольнодумству поэта, но и к теме вина. Легенда гласит, что Хайяма запрещено было хоронить на мусульманском кладбище.

Милосердный, я кары твоей не боюсь,
Славы скверной и скользких путей не боюсь.
Знаю: ты обелишь меня в день воскресенья.
Черной книги твоей, хоть убей, не боюсь!

Замечательную повесть об Омаре Хайяме «Запах шиповника» написал Вардан Варджапетян. В ней одна сцена очень хорошо выражает взгляды поэта на суть жизни:

«— Господин, чай уже готов. И твои любимые лепешки с медом.
— Помнишь, однажды я тебе сказал, что лучше чая вино…
— А лучше вина женщина, а лучше женщины — истина, — смеясь, скороговоркой докончила Зейнаб.

— Да, так я сказал тогда. А сегодня, гуляя по саду, понял — все пустое. Все в мире имеет вес и протяженность, объем и время бытия, но нет такой меры вещей — истина. То, что вчера казалось доказанным, ныне опровергнуто. То, что сегодня считают ложным, завтра твой брат будет учить в медресе. И не всегда время — судья понятий. Сколько болтовни я слышал о себе! Хайям — доказательство истины, Хайям — скряга, Хайям — бабник. Хайям — пропойца, Хайям — богохульник, Хайям — святой, Хайям — завистник. А я такой, какой есть.

— Ты лучше вина и важнее истины. Давно хочу дать тебе денег, купи золотой браслет с колокольчиками, чтобы я издалека слышал — ты идешь».

В этом разговоре поэта и мудреца с возлюбленной отражена поэзия Хайяма в полной мере, ее смысловая, как нынче говорят, доминанта.

Вот лицо мое — словно прекрасный тюльпан,
Вот мой стройный, как ствол кипарисовый, стан,
Одного, сотворенный из праха, не знаю:
Для чего этот облик мне скульптором дан?

Если б мне этой жизни причину постичь —
Я сумел бы и нашу кончину постичь.
То, чего не постиг я, в живых пребывая,
Не надеюсь, когда вас покину, постичь.

Омар Хайям прежде всего представляет литературу Ирана и Средней Азии. До сих пор о нем пишут «персидский и таджикский поэт». Во времена Хайяма это был огромнейший арабский халифат, включающий и Иран, и нынешнюю Среднюю Азию, и другие территории. Многое в жизни поэта было связано с Самаркандом, а похоронен он в Нишапуре, теперь это Иран.

* * *
Вы читали биографию (факты и годы жизни) в биографической статье, посвящённой жизни и творчеству великого поэта.
Спасибо за чтение.

Омар Хайям

Фото Все

Видео Все

Омар Хайям – Мудрости Жизни

Омар Хайям: О Жизни, Любви и Счастье!

“Рубаи” Омар Хайям

Омар Хайям — биография

Омар Хайям – совершенно уникальное явление в мировой науке и философии, человек, подобный русскому Ломоносову. Широкому кругу людей Хайям более известен как автор рубаев, коротких четверостиший, имеющих тонкий и точный философский смысл. Однако в первую очередь этот человек был ученым, достигших невероятных успехов в области математики, астрономии, истории, литературы и кулинарии. Время, в которое жил великий мудрец, было сумрачным и тяжелым. За малейшее вольнодумие на Востоке люди подвергались гонениям и притеснениям. Но Хайяма всегда отличала свобода мысли, он не отрицал существование Всевышнего, однако вся деятельность ученого была светской. Он был великим просветителем, несущим свои обширные знания в массы. Этот человек старался всеми силами облегчить жизнь простого народа, помогал обычному человеку обрести смысл жизни, учил его правильно и мудро относиться ко всем жизненным явлениям.

Выдающиеся достижения Хайяма в различных областях вызывают большое удивление у потомков, и заставляют их думать, что такого разностороннего человека просто не существовало на свете. Но это не так, подобные уникальные личности иногда, очень редко, встречаются среди людей. Жизнь этого ученого и философа сложилась достаточно удачно, если не брать во внимание его последних лет. Он сумел реализоваться, ему была оказана мощная поддержка со стороны падишаха Ирана, который по достоинству сумел оценить величину личности Хаяйма. Философ никогда не имел семьи и детей, направляя все свои силы на изучение законов природы. Он весь отдался науке и философии, по этой причине смог проявить себя во многих направлениях. Проследить за судьбой человека, который жил почти тысячелетие назад, непросто, но его биография, собранная по крупицам из достоверных источников, всегда вызывает большой интерес у читателей.

Детство

Омар Хайям родился в иранском городе Нишапуре 18 мая 1048 года. Мужчины, родившиеся под знаком Тельца, всегда отличаются философским отношением к жизни. Глубокий ум, пытливость, наблюдательность – все это также свойственно Тельцам. При этом они с ранней юности стараются крепко встать на ноги, ни от кого не зависеть материально. Возможно, все эти качества и предопределили род занятий маленького Омара. Его родители были зажиточными людьми, мальчик принадлежал к древнему, уважаемому роду ремесленников. С раннего возраста Омар удивлял своих родственников необычайными аналитическими способностями и многочисленными талантами. Ребенок был очень умным, рассудительным, усидчивым и любознательным.

Хайям рано научился читать, в восемь лет он самостоятельно изучил Коран, священную мусульманскую книгу, и даже пытался трактовать отдельные его постулаты. Уже в раннем детстве он научился красноречиво говорить, и на протяжении всей жизни ученый не переставал развивать свои ораторские способности. В юности он стал изучать мусульманское законодательство и философию, и весьма преуспел на этом поприще. В Иране молодого человека называли настоящим знатоком Корана. За советами и помощью к нему часто обращались люди, которые испытывали затруднение при толковании священной книги.

Омар был совсем юным, когда его родители скончались. Оставшись один, молодой человек решил вплотную заняться математикой и философией, продолжить обучением этим наукам.

Для учения были нужны средства. Омар продал родительский дом и мастерскую отца, и неожиданно получил очень заманчивое предложение от главного человека страны. О способностях молодого человека уже было известно при дворе, правитель пригласил его занять должность придворного ученого. Это было невероятное везение, под покровительством главного человека Исфагана пышным цветом расцвели таланты и способности Омара Хайяма.

Научная деятельность

Хайяма часто называют уникальным ученым. Он написал целый ряд научных трактатов на темы, совершенно не связанные друг с другом. темы. Этот человек живо интересовался астрономией, проводил многолетние исследования за движением звезд. Результатом его неустанных трудов стал самый точный в мире календарь. На основе полученных астрономических данных Хайям создал систему астрологии. Много времени ученый уделял изучению пищевых пристрастий знаков Зодиака, что позволило ему составить правильную систему питания для каждого из них. Книга вкусных и полезных рецептов, написанная ученым, до сих пор удивляет кулинаров всего мира.

Особую любовь Омар Хайям питал к точной науке – математике. Результатом его достижений в этой области стал анализ теории Евклида, авторская система вычисления для квадратных и кубических уравнений. Ученый доказывал теоремы, проводил расчеты, работал над созданием классификации уравнений. Научные труды этого человека в области алгебры и геометрии высоко ценят современные ученые. Календарь, который создал Хайям, до настоящего времени действует в Иране.

Книги

После себя Хайям оставил бесценное наследие, потомки отыскали несколько его книг и литературных сборников. Сборники, составленные знаменитым философом, внушают некоторое сомнение исследователям. Есть версия, что не все стихи, которые можно прочесть в этих книгах, принадлежат перу самого Хайяма. В течение 10 веков после его кончины многие рубаи с «крамольным» смыслом приписывались Хаяму. Только так их настоящие авторы могли избавить себя от гонений всесильных властей, строго следящих за нравственностью своего народа. Вполне возможно, что некоторые произведения народного творчества распространялись под именем Хайяма. При этом исследователи творчества великого иранца утверждают, что более 300 стихотворений из найденных сборников написал сам философ.

На Востоке четверостишия, наполненные философским смыслом, называют рубаями. Омар и здесь был новатором, при его жизни героями литературных произведений могли быть только представители высшей знати или герои. О простых людях тогда не писали, их никто не брал в расчет, хотя именно народ создавал все материальные и культурные ценности. Простые люди в своей основе были неграмотными, и до их мыслей и чаяний никому не было дела. Свои рубаи Омар стал писать для всех людей, четким, понятным, ясным языком, без витиеватых эпитетов, которые так любят на Востоке.

В рубаях прослеживается наличие авторского «Я». Это простой лирический герой, обычный смертный, не совершивший ничего сверхъестественного и героического.

Но он – настоящий философ, много размышляющий о человеческих жизнях и судьбах. Рубаи очень лаконичны и изящны, в них нет ничего лишнего, только точные слова, передающие глубокий смысл.

Мудрецы недаром говорят, что математика дисциплинируем ум. Хайям, выдающийся математик, выглядит очень последовательным и в своих литературных трудах. В стихотворениях он не обошел ни одну тему, волнующую человека. Поэт писал о Боге, о судьбе, об обществе, о любви, о человеческих взаимоотношениях. Все его стихотворения стали бессмертными, они останутся актуальными на все времена.

Взгляды

У философа были свои взгляды на жизнь, резко отличающиеся от общепринятых. Ученый муж не слишком разбирался в общественных тенденциях того времени, и почти не замечал изменений, которые происходили в обществе. Он не считал возможным тратить на это свое драгоценное время, и в конце жизни поплатился за свою невнимательность.

Читать еще:  К чему снится печенье: ждите неожиданных гостей и готовьте угощение. Печенье во сне

Теология была одним из направлений, которые сильно занимали философа. Он был человеком с нестандартным мышлением и не стеснялся высказывать вслух мысли, которые считались крамольными. Хайям считал обычного человека великой ценностью, прославлял его, называл очень важными желания и потребности человека. Он полагал, что Бог и вера прекрасно могут существовать отдельно от религиозных институтов. Философ полагал, что Бог должен быть у человека в душе, и Всевышний никогда не покидает человека, каким бы грешником тот не был. Хайям часто высказывал свои мысли на эту тему.

Такая позиция маститого ученого не могла не вызвать негодования у церковников. Вокруг его персоны всегда велось много споров. Однако большого вреда философу священнослужители нанести не могли – его высоким покровителем был сам падишах. Кроме того, Хайям с ранней юности считался большим знатоком Корана, и в теологических спорах легко мог заткнуть за пояс многих церковников, не обладавших такими фундаментальными знаниями. Тем не менее, уже в годы зрелости Хайяма многие священнослужители считали этого вольнодумца «вредным» элементом.

В своих произведениях философ часто размышлял о любви. Он справедливо полагал, что это чувство – главное в жизни.

Высказывания Хайяма о любви были противоречивыми, он рассматривал это чувство с двух сторон – как созидающее, так и разрушительное. В некоторых его стихотворениях звучит восхищение любовью и женщиной. Есть и такие произведения, где поэт сокрушается над судьбой человека, которому любовь сломала жизнь. Но его отношение к женщине всегда было положительным, Хайям считал, что главной ценностью для мужчины является любимая женщина. По этой причине настоящий мужчина просто обязан сделать свою женщину счастливой, для этого ее нужно любить, ценить и уважать.

Поэт много писал о дружбе, считая ее великим даром. Он прекрасно осознавал, что истинных друзей на свете не так уж много, призывал людей беречь дружбу, не предавать тех, с кем они прошли через трудности и испытания. Философ считал, что к людям нужно относиться избирательно, не допуская в свой дом и за свой стол случайных «попутчиков», которые легко могут втянуть хозяев в недоброе дело.

Обладая аналитическим складом ума, Хайям прекрасно замечал несправедливое устройство мира. Но кроме этого, он видел, что многие люди не понимают, что является главными жизненными ценностями. Некоторые вещи его современники объясняли с точки зрения теологии, хотя на самом деле они имели природную сущность. Лирический герой Хайяма нередко сомневается в вере, он с любовью относится к себе, к своим потребностям. Этого человека, как и самого Хайяма, можно назвать вольнодумцем. Возможности его разума и рассуждений не знают никаких преград. Это рубаха-парень, он близок и прост, ему нравится хорошее вино, он любит женщин, ему понятна вся красота мира.

Хайям много рассуждал о смысле жизни. Он пришел к выводу, что все мы – временные гости на этой земле. По этой причине важно относиться к жизни как к бесценному дару, наслаждаясь каждым прожитым мигом.

Поэт считал, что человеку важно научиться ценить все маленькие радости, принимать все происходящие события без злобы и гнева, отыскивая позитивные моменты даже во времена невзгод.

Омара Хайяма называют великим гедонистом. Он не считал возможным оказываться от земных благ ради призрачного небесного блаженства. Смысл жизни поэт и философ видит в другом – в потреблении и наслаждении. Но все должно быть в меру, иначе быстро наступит апатия и пресыщение. Такие взгляды философа приводили общественность в негодование, однако находили отклик в среде правителей и знати. Особенно любила Хайяма за его взгляды на жизнь русская интеллигенция.

Личная жизнь

Немалую часть своего творчества поэта посвятил любви к женщине. При этом он никогда не был женат и не имел детей. Образ жизни великого ученого не позволял ему обременять себя узами брака. Он был вольнодумцем и всегда находился под пристальным взглядом церковников, не прощавших свободомыслия. Ослушников без всяких сомнений подвергали гонениям, самых опасных «преступников» казнили.

Хайям считал, что в таких условиях и при его образе жизни он просто не имеет права рисковать жизнью и здоровьем дорогих ему людей. Он предпочел остаться одиноким.

Его трактаты и книги, которые дошли до потомков, представляют собой малые крупицы полноценных исследований великого ученого. Чаще всего свои изыскания он передавал современникам в устной форме. Наука в тот период находилась в загоне, религиозные институты делали все, чтобы она не развивалась. Ученые и наука были опасны для церковников, и подлежали уничтожению.

Причина смерти

Хайям был удивительно смелым человеком, в эпоху глухого Средневековья он не боялся высказывать вслух свои мысли. Долгое время он находился под защитой и покровительством правителя Ирана, не дававшего его в обиду. Однако все хорошее когда-нибудь заканчивается. Когда падишах скончался, для Хайяма наступили суровые времена. Положение усугубляло и то, что сам мудрец уже был в преклонном возрасте. Свои последние дни иранский философ провел в бедности и лишениях. Церковники, назвал его богохулом, поспешили изгнать ученого из дворца. Новый правитель не был заинтересован в Хайяме. Философ стал настоящим отшельником.

Гробница Омара Хайяма

Но он до последнего вздоха был верен своим идеям. Хайям продолжал свои научные изыскания, писал рубаи, наслаждался каждым прожитым мгновением жизни. Он как будто знал, когда наступит час его смерти, и хорошо подготовился к нему. Однажды почтенный старец целый день молился, после этого совершил омовение, прочел священные слова и умер. Он принял свою смерть спокойно и с достоинством, как и полагалось мудрецу. На тот момент великому ученому было 83 года.

Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

Омар Хайям Нишапури: биография. Омар Хайям – персидский философ, поэт и ученый. Стихи и цитаты Омара Хайяма

Омар Хайям – поэт, ученый, философ, астроном и математик персидского происхождения. Во всем мире известен как великий поэт, чьи стихи и высказывания несут глубокий философский смысл. Но мало кто знает про другие достижения ученого. Так, к примеру, он сделал значимый вклад в развитие алгебры, а именно в построение классификаций кубических уравнений и нахождения их решений посредством конических сечений.

Имя Омара Хайяма в восточных странах

Иран и Афганистан запомнили Омара Хайяма как создателя самого точного календаря, которым пользуются и в настоящее время. У великого учителя были не менее великие ученики, среди которых числились такие ученые, как Музафар аль-Асфизари и Абдурахман аль-Хазини.

Ученый жил более восьми веков назад, поэтому неудивительно, что полна тайн и неточностей его биография. Омар Хайяма жил очень насыщенной жизнью, в которой присутствовали особенности восточного воспитания. Интересно, что полное имя философа звучит следующим образом – Гийясадди́н Абу-ль-Фатих Ома́р ибн Ибрагим аль-Хайя́м Нишапури́. Каждое имя несет в себе определенную смысловую нагрузку:

  • Гийясадди́н – в переводе означает ”помощь религии”.
  • Абу-ль-Фатих – подразумевается, что он – отец Фатиха. Однако у него не было сына с таким именем.
  • Омар – персональное имя.
  • Ибрагим – сын Ибрагима.
  • Хайям – текстильный мастер. Вероятно, это указание на профессию отца.
  • Нишапури – локация, место, откуда он родом.

Ранние годы будущего ученого и поэта

Персидский философ Омар Хайям появился на свет в городе Нишапури, который располагался в Хорасане (в настоящее время является иранской провинцией). Его отец был текстильщиком. В семье была еще дочь, младшая сестра Омара, – Аиша. В восемь лет мальчик всерьез заинтересовался точными науками – математикой и астрономией. Немного позже к его увлечениям добавилась и философия.

Двенадцатилетний Омар Хайям поступает в Нишапурский медресе (аналог средней школы). Позже проходил обучения в других медресе: Баалха, Самарканда и Букхары. Он с отличием окончил курс по мусульманскому праву и медицине и получил специализацию хакима, т. е. врача. Однако связывать свою жизнь с медициной будущий поэт не планировал. Гораздо больше его интересовала математика и астрономия. С целью углубить свои знания в интересовавших его областях Омар Хайям изучал труды греческих математиков и Сабита-ибн-Куры, признанного в свое время математика и астронома.

Детство и юность молодого человека прошли во времена жестоких сельджукских завоеваний в Центральной Азии. Было убито большое количество образованных людей, в том числе и выдающихся ученых. В предисловии к своей книге ”Алгебра” он упоминает данные времена и скорбит о столь значимых для науки потерях.

Переломный момент и дальнейшее обучение Омара Хайяма

В шестнадцать лет Омар Хайям Нишапури впервые сталкивается со смертью близких ему людей. В период эпидемии погибает его отец, а вскоре и мать. После этого Омар покидает отцовский дом и продает мастерскую, собирает свои немногочисленные вещи и отправляется в Самарканд.

Самарканд в те времена считался самым прогрессивным на Востоке центром науки, культуры и искусства. Здесь Омар становится учеником одного из учебных заведений. Но вот после эффектного выступления на одном из диспутов он настолько поразил всех присутствующих своей образованностью и эрудицией, что его перевели в ранг преподавателей.

Большинство великих умов того времени много путешествовали, не задерживаясь на одном месте подолгу, на это указывает и его биография. Омар Хайям часто менял место жительства, особенно в свои ранние годы. Всего через 4 года ученый покидает Самарканд и перебирается в Бухару, где начинает работать в хранилище книг. Следующие десять лет,Омар проводит в Бухаре и пишет книги.

Результатом долгой и напряженной работы становится выход четырех основательных трактатов по математике.

Исфаханский период жизни

В 1074 году выдающийся ученый получает приглашение из Исфахана, столицы государства Санджаров. Приглашение поступило от сельджукского султана Мелик-шаха I. Оценив потенциал ученого, по совету придворного визиря Незам аль-Мулька он повышает Омара до духовного советника султана.

Читать еще:  Амалия чье имя. Значение женского имени амалия

После двух лет успешной службы султан назначает Омара Хайяма руководителем дворцовой обсерватории, которая, к слову, была одной из самых больших в мире на то время. Эта должность открыла перед ученым новые возможности. Продолжая занятия математикой, он углубился в изучение астрономии и совсем скоро преуспел и на этом поприще, став успешным астрономом.

Астрономия и математические труды

С помощью придворных ученых он смог создать солнечный календарь, который отличался большим процентом точности в сравнении с григорианским. Его заслугой было составление ”Маликшахских астрономических таблиц”, в составе которых был маленький звездный каталог.

Одним из самых выдающихся трудов ученого можно назвать «Комментарии к трудностям во введениях книги Евклида», которые увидели свет в 1077 году. Три книги, посвященные данной теме, написал Омар Хайям. Книги под номером два и три содержали исследования теории отношений и учение о числе.

В 1092 году умирает султан Мелик-шаха, а визирь Незам аль-Мулька был умертвлен за несколько недель до этого. Сын и наследник султана Санджар и его мать недолюбливали руководителя обсерватории. Предполагается, что неприязнь наследника объясняется тем, что, когда он в детстве болел оспой, лечащий его Омар в разговоре с визирем усомнился в том, что мальчик выживет. Подслушанный прислугой разговор был передан Санджару.

После смерти султана, которую связывают с активизацией исламистских настроений, Омар Хайям, которого буквально сразу же обвинили в безбожничестве, вынужден оперативно покидать столицу Сельджукского государства.

Последний период жизни Омар Хайяма

О последнем периоде жизни ученого и поэта узнали со слов его современника Бэйхаки, который опирался на рассказ одного из приближенных Омара. Как-то во время чтения ”Книги об исцелении” Омар Хайям почувствовал наступление своей кончины. Он сделал закладку на разделе, в котором шла речь о трудном метафизическом процессе, называвшемся ”Единое во множественном”. После этого он позвал своих близких, чтобы составить завещание и попрощаться. Затем ученый стал молиться, последние его слова были обращены к Богу.

Так и закончилась жизнь великого ученого и его биография. Омар Хайям выступал против традиционных религиозных обрядов, поэтому на похоронах присутствовали только самые приближенные люди. Позже его могила приобрела такой вид, как показан на фотографии.

Рубаи Омара Хайяма и вклад в мировую литературу

При жизни Омар Хайям был известен благодаря своим трудам и открытиям в научной сфере. Однако он также увлекался философией и поэзией. Так, множество стихотворных афоризмов, которые называются рубаи, сочинил Омар Хайям. Стихи содержали мысли автора о человеческой жизни и знаниях.

Интересно, что с годами количество стихов, авторство которых присваивали Омару Хайяму, неуклонно росло, и достигло 5000 четверостиший. Известно, что многие вольнодумцы использовали имя ученого, чтобы донести свои мысли в широкие массы. Ученые считают, что Омар Хайям, цитаты которого столь прочно засели в умах современных любителей литературы, сочинил от 300 до 500 стихов. Однако невозможно доподлинно выявить, какие из них действительно принадлежат перу философа.

Многие фразы Омара Хайяма изобилуют вольнодумством, широтой мышления, а также могут показаться богохульными для того времени.

Долгое время после смерти ученого имя Омара Хайяма находилось в забытье. По воле случая записи стихов попали в руки английскому поэту Эдварду Фицджеральду, который, заинтересовавшись находкой, перевел труды на латынь, а позже на английский язык. Поскольку писал Омар Хайям о любви и жизни, книга с его рубаи стала очень популярной в викторианской Англии и не только.

У него есть стихи, способные вдохновить в трудный период жизни, есть те, что позволят читателю заглянуть в темные глубины своей души. Эти короткие стихи пронизаны мудростью, грустью и юмором, все самое жизненное и ценное собрано в рубаи Омара Хайяма.

Слава об Омаре Хайяме быстро распространилась по миру, а знание его творчества стало признаком образованности. Интерес к творчеству Омара побудил многих ознакомиться и с другими трудами его жизни, благодаря чему научные достижения были открыты вновь, переосмыслены и дополнены.

Окутана легендами и домыслами его биография. Омар Хайям является одним из светил мировой литературы, однако при его жизни мало было известно о его литературных достижениях. С уверенностью можно сказать только то, что человек являлся истинным гением своей эпохи, талантливым и одаренным во многих областях. Его поэтический гений отличался мудростью, дерзостью, юмором и любовью. Хотя и нельзя с уверенностью сказать, какие рубаи были написаны самим поэтом, тем не менее практически все четверостишия пропитаны философскими мыслями, соединяющие в себе гибкость ритма, четкость и лаконичность. Свободный дух и вольнодумство присутствуют в каждом втором стихотворении.

Свободный перевод Эдварда Фицджеральда стал одним из самых удачных и популярных в начале двадцатого столетия. Позже переводом начали заниматься и другие писатели и любители. В настоящее время фразы Омара Хайяма цитируют все: ведущие праздничных мероприятий, в студенческих работах и просто в повседневной жизни при удачном случае.

Омар Хайям, цитаты которого стали широко известными и востребованными спустя много веков, развил жанр рубаи и довел его до совершенства, оставив послание последующим поколениям, пропитанные непринятым в давние времена вольнодумством.

Литературное наследие

Его всемирно известные четверостишия призывают читателей испытать все земное человеческое счастье, которое доступно людям. Сотни рубаи Омара Хайяма о любви и жизни напоминают, что каждое мгновение жизненного пути является бесценным и важным, повествуют о том, что правда, познанная любящим сердцем, противопоставляется всеобщей лжи и заблуждениям, проповедям священников и учениям аскетов.

Правдивая любовь и истинная мудрость в стихах Омара не взаимоисключают друг друга, а идут бок о бок, качественно дополняя жизнь человека. Фразы Омара Хайяма, передающиеся из поколения в поколение, передают жизненный опыт человечества, наполненные яркими образами и красотой слога.

Поэт обладал остроумием и сарказмом, благодаря чему ему удалось создать произведения, способные поднять жизненный дух в трудную минуту, которые дают силы противостоять проблемам, заставляют мыслить и рассуждать. Омар Хайям, мудрости жизни которого нашли воплощение в его творчестве, сделал персидскую литературу известной на весь мир.

Литературное творчество Омара Хайяма стоит отдельно от персидской поэзии, хотя и является ее важной составляющей. Хайям стал первым автором, чей литературный персонаж отличается непокорностью и бунтарством. Данное явление оживило литературу как таковую, придало ей некий шарм и новое дыхание.

Омар Хайям, стихи которого отрицают несправедливую власть, религию, глупость и ханжество, – автор произведений, которые стали революционными не только для своего времени, но и для 20 столетия. Афоризмы поэта известны в большинстве стран мира, нет образованного человека, ни разу не слыхавшего это имя – Омар Хайям. Мудрости жизни этого великого человека можно только завидовать и восхищаться его гением, намного опередившим свое время.

Вклад в математику

Омар Хайям сделал большой вклад в развитие математики. Ему принадлежит «Трактат о доказательствах задач алгебры и алмукабалы», в котором идет речь о решении уравнений 1-й, 2-й и 3-й степени, также приводится анализ геометрического метода решения кубических уравнений. Он также дал первое дошедшее до наших времен определение такой науке, как алгебра.

В 1077 году Омар Хайям завершает работу над еще одним важным математическим произведением – «Комментарии к трудностям во введениях книги Евклида». Собрание насчитывало три тома. В первом приводилась изначальная теория параллельных прямых, два последних тома посвящены усовершенствованию теорий отношений и пропорций.

Интересные факты об Омаре Хайяме

  1. Отличался крайне свободолюбивым мышлением для своей эпохи.
  2. По упоминанию современников, был лентяем и трудоголиком одновременно, все зависело от обстоятельств и настроения.
  3. Он не церемонился во время общения даже с высокопоставленными персонами, обладал едким умом и феноменальной памятью.
  4. Когда Омар Хайям проходил по улицам или участвовал в симпозиумах, все расступались перед ним со словами: ”Учитель идет”. В научных кругах пользовался уважением, в то время как священники и остальные религиозные деятели недолюбливали его, а порой даже боялись. Отрицание традиционных религиозных устоев – вот за что выступал Омар Хайям.
  5. Книги ученого стали прорывом для того времени.
  6. Практически ничего не известно о его личной жизни. Нет упоминаний ни о его жене, ни о детях.

Важные моменты жизни философа

Жизнь в датах – ученый, поэт и философ Омар Хайям:

  • дата рождения и смерти – 18.06.1048-4.12.1131;
  • учеба и преподавание в Самарканде – 1066-1070;
  • переезд в Исфахан – 1074;
  • написание трудов по математике и астрономии – 1074-1110.

Несмотря на то что Омар Хайям жил более восьми столетий назад, идеи, выдвинутые в его стихотворениях, актуальны до сих пор. Трудностями и проблемами со здоровьем в последние годы была отмечена его биография. Омар Хайям вынужден был совершить паломничество в Мекку, которое в его годы было не самым легким занятием.

Последние годы жизни провел в уединении из-за обострения в обществе религиозных настроений и постоянных преследований на этой почве.

К сожалению, изображения Омара Хайяма не сохранились, и его внешний облик остается загадкой для почитателей творчества этого выдающегося человека. Однако это не помешало воздвигнуть ему множество памятников в некоторых персоязычных странах и даже за их границами, а также нарисовать множество портретов, являющихся воплощением видения художников.

Интересный факт: в Нишапуре находится планетарий имени Омара Хайяма. В конце 1970 года Международный астрономический союз назвал кратер на обратной стороне Луны именем Омара Хайяма.

Источники:

http://www.haiam.ru/biography-kratkaya-zhizn-poet-17.html
http://biographe.ru/znamenitosti/omar-haiyam/
http://www.syl.ru/article/285742/new_omar-hayyam-nishapuri-biografiya-omar-hayyam—persidskiy-filosof-poet-i-uchenyiy-stihi-i-tsitatyi-omara-hayyama

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: