Обличение. Надо ли обличать ближних

Обличение

Обличе́ние – (сорвать, снять маску или личину) – указание человеку (группе людей, народу) на совершение им греха и объяснение или акцентирование внимания на пагубности такой практики.

Обличение должно быть связано с состраданием и любовью к человеку, обличению должна предшествовать молитва, целью обличения должно быть исправление греха самим грешником или предупреждение от подобного поведения окружающих.

Священник Александр Любимов:
Грань между обличением и осуждением проходит там, где разделяются грех и добродетель. Путаем мы обличение и осуждение по той причине, что, как правило, не знаем, что такое правильное обличение, и говорим обычно лишь об осуждении. Обличать должно с любовью… Делать это можно только конкретно, ответственно, обоснованно, и притом так, чтобы это вело к исправлению, и вообще имело благие последствия…
Здравое обличение является абсолютной необходимостью для нормальной жизни, как отдельного человека, так и общества в целом. Осуждение же всегда является злом… Осуждая других людей, человек поступает по своей злобе и другим страстям. Если же он осуждает зло в себе – то это ведет его к покаянию и вере… Если мы, не обращая внимания на собственное зло, обличаем его в других – то свидетельствуем этим лишь о собственном лицемерии ( Матф.7:5 ). Именно оно и подменяет обличение осуждением. Собственно, осуждение людей и является мнимой борьбой с внешним злом, на которую подвигает человека его собственное внутреннее зло. Обличение же должно исходить из желания побеждать зло добром ( Рим.12:21 ). Однако прежде чем рассуждать об обличении других, каждому из нас надо задуматься о том, отношусь ли я сам к разумным, которые с благодарением принимают обличение, или к нечестивым, которые получают лишь раны, и не имеют в сердце ничего, кроме ропота и озлобления ( Притч.9:9 )? Всех нас постоянно обличает сам Господь – через нашу совесть, и через те внешние скорби, которые попускаются нам праведными судами Божиими. Они попускаются как естественные последствия наших грехов, и являются, таким образом, обличением и вразумлением от Господа. Именно о том, чтобы нам самим иметь достаточно благочестия и мудрости, чтобы принимать праведное обличение от Господа, и с благодарением нести свой крест, мы и должны позаботиться в первую очередь. Без этого наши рассуждения об обличении других будут лишь свидетельством нашего лицемерия и злобы.

Священник Александр Краснов:
Осуждение и обличение – два понятия, между которыми очень часто ставится знак равенства, подразумевая, что они несут один нравственный смысл. Но так ли это? О грехе и пагубности осуждения знает каждый. Слова Христа: «Не судите, да не судимы будете…» ( Мф.7:1 ) цитируют даже не открывавшие Евангелие. Гораздо реже мы вспоминаем другие слова Спасителя – об обличении согрешившего и о том, как это «делать не согрешая самому: вначале – один на один, потом при одном – двух свидетелях, а уж не послушает… скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе как язычник». ( Мф.18, 15-17 .). Так что это, противоречие? Отнюдь. Слово «суд» наиболее часто в писании используется в смысле определения, постановления, приговора ( Нав.24:25 . Суд.4:5; 13:12 . 2Цар.8:15 и т.д.). Следовательно, осуждение – есть вынесение этого определения или приговора. Обличение же является открытием, доказательством, и доказательством твердым и неоспоримым ( Евр.1:1 ). Несколько отвлеченно это можно представить себе так: один человек говорит: «На улице очень плохая погода, все грязно и мерзко от идущего дождя», а другой: «На улице идет дождь». Понятно. И если осуждение ближнего, как сугубо личное мнение, большей частью, ошибочное и глупое, как все не рожденное любовью и не согласное со Словом Божиим, является разрушителем бытия, то без обличения нормальное течение жизни невозможно. Приведу такой пример – с автодорог убраны знаки предупреждения о ямах, поворотах и т. п., результат такого действа не заставит себя ждать и понятен каждому. Исходя из важности обличения, Апостол Павел и говорит своим ученикам: «Увещевай и обличай со всякой властью» ( Тит.2:15 ; 1Тим.5:20 ; 2Тим.4:2 ). Но если о яме на дороге всякий может предупредить, то обличение в духовной жизни – вещь весьма не простая и даже опасная. Господь дал необходимое предупреждение: «Какою мерою мерите, такою и вам будут мерить». ( Мф.7:2 ). Побудительными мотивами могут быть только ревность к Славе Божией и любовь к ближнему. Поэтому, Апостол призывает обличать грехопадения людские только тех, чья святая жизнь во Христе ему была известна. Блаженный Феофилакт сравнивает обличение с хирургической операцией – с резанием (Толк. на «К Тит» 2:15) после которого требуется и мягкое врачевание пластырем молитвы. Называет Святитель и сугубые грехи, нуждающиеся в таком крайне сильном врачевании: «…прелюбодеяние, воровство, хищничество, волшебство». (Толк. «К Тит. 2:15). Сами Апостолы обличали. ( Фил.3:18 , 2Фес.3:2 , Тит.2:15 ). Обличали и Святые Отцы. Скажем, Святитель Николай и св. Спиридон Тримифундский обличали арианство. Папе Мартину (14 апреля) еретики-монофизиты и язык вырезали не вынеся обличений святаго мужа. Преп. Иов Почаевский (28 августа, 28 октября) всю жизнь боролся обличением с католицизмом и униатством. И эти примеры можно продолжать до бесконечности от мучеников первых веков до мучеников последних лет. Практически у всех православных богословов есть творения или часть их, имеющие обличительный характер.

Читать еще:  Каким церквям принадлежит храм гроба господня. Археологи: Гроб Господень оказался неповрежденным

архимандрит Амвросий (Юрасов):
Можно ли делать замечание человеку, если он неправ? Премудрый Соломон говорит: «Не обличай кощунника, чтобы он не возненавидел тебя; обличай мудрого, и он возлюбит тебя» ( Притч.9:8 ). Если человек с живой душой, разумный, так, когда ему подскажешь, он возрадуется, возлюбит нас. Но если человек безумный, его трогать нельзя.

Обличение. Нужно ли обличать?

К Эфесянам в 5:11 сказано «Не участвуйте в бесплодных делах тьмы, напротив, обличайте эти дела». Встаёт вопрос а стоит ли обличать плохие поступки людей или относится к людям хорошо не портя с ними отношения. И второй вопрос: «чьи почтупки нужно обличать, верующих или неверующих?» Итак, давайте раз и навсегда решим этот вопрос.

Если вы прочтете несколько стихов перед тем, то вы увидите что апостол Павел называет верующих светом. И если рассматривать всё с этой позиции, то функция света освещать всё в том месте где свет находится. Но, есть также дополнительная функция которую имеет свет это делать все видимым. Когда в темной, грязной комнате мы включаем свет, то видим истинное состояние этой комнаты, тоесть весь мусор который там находится. И если применить это к реальной духовной жизни, то это значит что наша праведная жизнь вскрывает также недостатки или точнее грехи других людей.

Конечно есть и крайности, когда люди становятся фарисеями видя только грехи других своих не замечая. Нет не о том говорю. Я имею ввиду истинную праведность как результат близкого хождения с Богом. Ведь когда мы прибывам с Ним, то мы приносим свет в то окружение в котором находимся. Не важно христиане это или неверующие ведь свет есть свет. Все христиане есть свет, но есть свет свечи, а есть свет у прожектора. Есть разные уровни света. Этим я намекаю, что в своем хождении с Богом некоторые верующие могут не видеть всех своих грехов и только присутствие более зрелых духовно открывает им глаза на истинную духовную картину.

Люди живущие в мире и иногда церковные люди могут не видет падшего состояния в котором находятся. Суть света не в том чтобы молчать и просто светить. Свет есть истина, а истина не молчит. Истина должна быть озвучена. Только не путайте осуждение и обличение это совсем разные вещи. Обличение это показать людям то, что они не видят. Осуждение это давать людям вердикт судьи и это не наша компетенция. Бог праведный судья. Мы должны просто говорить истину с любовью чтобы зло отступило и в человеке преобладало добро. Надеюсь вы меня понимаете.

Читать еще:  Медитация на устранение тревоги беспокойства. Дыхание по квадрату

Итак, нужно ли обличать? Если это естественная наша функция значит так и должно быть. Мы свет а свет не только освещает но и показывает истинное состояние вещей. Свет просто светит и люди начинают видет свою падшую греховную натуру. Свет ведет к изменениям в церкви в обществе так давайте будем понимать это и никогда не выключаться.

Надо ли обличать ближних?

Мы попросили прокомментировать вопрос об обличении ближних, поднятый в предыдущей статье, епископа Смоленского и Вяземского Пантелеимона (ШАТОВА) и настоятеля храма Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве, протоиерея Сергия ПРАВДОЛЮБОВА.

Епископ Пантелеимон (ШАТОВ):

Лучше потерпеть

— Святые отцы давали советы для людей, соединенных общим подвигом монашеского жития. Мы же сейчас стали очень гордыми, очень мнительными. Поэтому, видя из опыта, как люди немощны, я бы не советовал заниматься обличением. Боюсь, что исполнение правила — искренне говорить ближнему, что тебя в нем смущает, — может спровоцировать этого ближнего не на исправление, а на гнев. Я знаю семьи, где, если муж попытается как-то усовестить жену, в ответ получает обвинения или обиды. Знаю семьи, где даже родители не могут обличить своих детей в чем-либо, потому что дети в ответ начинают обижаться или злиться.

Я много раз цитировал слова отца преподобного Силуана, который после того, как его сын, тогда еще Семен, совершил страшный грех, утром кротко сказал ему: «Сынок, где ты был вчера, болело о тебе сердце мое». Вот такая форма обличения, наверное, допустима.

Я бы советовал не обличать, а молиться за других людей, являть пример кротости, воздержания. И если что-то смущает — потерпеть. Я помню, как навещал в больнице одного батюшку, приехавшего из какого-то далекого села. Он лежал в палате с мужчинами, которые курили, смотрели телевизор, выражались бранными словами. Батюшке было с ними очень трудно — они смущали его своим поведением. Но он, как он мне рассказывал, подумал так: «Я все-таки могу потерпеть, а они же не могут без телевизора, не могут не курить, не могут не выражаться — такой у них язык. Потерплю лучше я, не буду им ничего говорить».

Читать еще:  Что означает имя виктор для мужчины. Что означает имя виктор

Протоиерей Сергий ПРАВДОЛЮБОВ:

Не доводя до взрыва

— Ответ на вопрос, как обличать с пользой, дал один из отцов «Добротолюбия». Он сказал совершенно замечательно: если у тебя вызывает недовольство и раздражение грех ближнего твоего, отбрось всякую ложную стыдливость и деликатность, подойди к нему и скажи: «Брат, меня смущает то, что ты делаешь. Прости, пожалуйста, что я это сказал тебе, но меня это смущает».
Но обычно бывает не так. Обычно человек, видя грех ближнего своего, молча терпит. Терпит, терпит, наконец, дело доходит до того, что он взрывается. И так нападает на ближнего своего, что уже не остается никакого места для сожаления. И он оскорбляет человека.

Мораль: не надо стесняться ближнего своего в простых вещах. И говорить о них надо без всяких эмоций, без всякого раздражения, не доводя до взрыва. Вот это нам с большим трудом удается. Мы, наоборот, чаще впадаем в это взрывоопасное состояние.

Пророки, обличая грехи царей и народов, иногда говорили резко. Но ведь они не от себя говорили. Вот пророк Исайя говорит: «Слушай, Израиль!» — он открывает свои уста и обличает, когда есть такая необходимость. Пророк, если он смотрит на политические моменты — скажем, царь будет недоволен, — он не выполняет своего пророческого призвания. Ему Бог сказал. Вот когда тебе Бог скажет — тогда ты будешь так говорить.

А нам как обличать? С тактом и с любовью. Не помню, в какой книге — «Патерик» ли или «Луг духовный», — есть такая история: один монах имел обыкновение закидывать ногу на ногу и так сидеть, не стесняясь. А в монашестве это не принято. И чтобы сделать ему замечание, старец сказал другому брату: слушай, я стесняюсь сказать ему об этом открыто, давай ты садись нога на ногу, а я в присутствии того брата тебе сделаю замечание, а ты не обижайся. И когда пришел тот брат и сел нога на ногу, и старец сделал ему выговор, и другой не обиделся. Вот какая удивительная деликатность. А обличать просто так — это бесполезно.

Иной раз люди говорят ближним: вот у тебя ребенок инвалид, это тебе за грехи. Такое обличение совершенно неправомочно. В Евангелии мы читаем такие слова: «Ни он не согрешил, ни родители его» — поэтому делать такие выводы ни в коем случае нельзя.

Современные психологи иногда советуют, делая другим замечания, говорить о себе и своих чувствах: мне тяжело, мне обидно, меня смущает то-то и то-то. Здесь прослеживается важный принцип неосуждения. Вот у монахов есть такое представление: если тебя что-то раздражает в другом — так, может быть, он уже достиг такого духовного уровня, что ему это не вредит. И если чье-то поведение смущает, то подходят к человеку и говорят: «Брат, ты уж прости, но я этого понести не смогу». Это аскетическое выражение «не могу понести» — хорошие слова: я не могу этого вынести, ты опытный человек, а я слабый и не могу. И здесь нет никакого ложного смирения и самоумаления, а есть всегда доброжелательное отношение к любому человеку, и это вполне православно.

Источники:

http://azbyka.ru/oblichenie
http://mysli-vslukh.ru/oblichenie-nuzhno-li-oblichat/
http://www.nsad.ru/articles/nado-li-oblichat-blizhnih

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: