Объект и предмет исследования философии. Предмет и объект философии
Фотограф Chris Wells
Предмет философии
Предмет исследования – это свойства объекта действительности наиболее интересные данной науке; или определённый аспект (признак) объекта и его проявления, связи с окружающей средой, что интересует конкретную науку в рассматриваемом явлении.
В отличие от объекта, который я затрону далее, предмет философии часто менялся с течением времени, чтобы удовлетворить тенденциям в науке, но привести его к единому представляется не то что невозможным, а бессмысленным.
На самом деле у мыслителей несколько вполне жизнеспособных предметов философии для изучения, по ним она делится на соответствующие дисциплины, перечислю основные кратко:
- У логики это пути достижения истины при абстрагировании, отвлечении, опосредованном от исследуемого вопроса знании, то есть, исключая чувственный опыт;
- Предметом исследования метафизики являются механизмы, структура, связи и фундаментальные законы бытия и сущего; часть этих предметов приходится на онтологию;
- Гносеология называет своим предметом изучения формы, пути, методы и качества познавательной деятельности. Она же эпистемология включает и такие предметы: принципы познания и познаваемости, движения или развитие знания, его совершенствование, а так же возможности и границы познаваемого;
- У аксиологии мыслители изучают следующие предметы: субъективная и объективная ценность, её природа и критерии, различия подходов и взглядов в определении ценности, влияние времени и других процессов и величин на отношение к важности явления и прочее;
- Эстетика среди своих предметов называет сущность красоты, происхождение прекрасного, его критерии и формы, влияние рационально-чувственного переживания прекрасного, обратные красоте явления, например, безобразное, уродливое, причины и формы его возникновения, а так же многое и многое другое;
- Предметом этики является движение морали, нравственности в обычаях и отношениях социальных групп и индивидов, их взаимное влияние, связанное с изменением морали, её сложностью, критериями и применением (границами).
Безусловно, это далеко не всё, так как сам человек по критерию микрокосма может быть предметом философии; подробнее на этой теме я остановлюсь в другой статье.
Основной предмет философии мне представляется как разумность, способность познавать, абстрагироваться. Способность рационального познания и мышления в совокупности не только исследуется философией, но и сыграла главную роль в её формировании, явилась возможностью осуществить интеллектуальный поиск.
Проблема предмета философии кроется в методологии, применяемой по отношению к нему, которая обязывает сформировать ряд нормативов ограничивающих необходимое широкое поле поиска. Говоря проще: для конкретизации предмета нам необходимо определить строгие критерии, но тогда сужается и применимость самого предмета, а из сказанного выше понятно, что многие из них применимы к разным дисциплинам. Например, связи отношения и взаимного формирования от строгих рамок теряют эти самые связи – сложный вопрос, методологическая проблема.
Объект философии
Объект исследования – это явление действительности интересное данной науке, благодаря которому она определяет свои цели, направления, предметы и так далее; или это сфера приложения научного поиска.
Основных объектов у философии, как у обширной науки, несколько и все они столь же обширны. Но последнее не значит, что философией не выполняется должный детальный анализ, а точнее подробное исследование.
Объекты познания философии – это «три кита»: в-первых, человек, а более широко любое разумное существо и его структура, в-вторых, окружающий мир, в том числе мир идей и другие миры – явные, гипотетически возможные и вероятные, в-третьих, отношения разумного существа к себе, миру и другим разумным существам.
Важно не только объективное окружение и столько же объективные факторы как, например, организм, но и субъективизация знаний о этом объективном разумом. Таким образом, в отношении разумного существа, в данном случае человека, нет полностью объективных обстоятельств и всегда существует субъективное отношение к последним.
Связь разума и среды воплощается в третьем объекте философии – отношении разума к этой среде. Решения человека влияют не только на окружающую действительность и самого человека как внутренний инспектор, но и косвенно как изменение условий среды пусть и в длинной перспективе. Последний фактор усугубляется продолжительности активности разума человека. Да, зачастую этот период значительно меньше жизни организма и составляет у большинства от нескольких лет до пары десятилетий. Из-за такого ограниченного периода активности первый объект философии (разум) значительно меняет своё отношение к второму (среде). Вышеописанный частный пример иллюстрирует как из объекта философия формирует свои предметы изучения, в данном случае это, например, предметы этики.
Из объектов формируются и проблемы, и вопросы. Научная проблема уже лежит на поверхности третьего объекта – отношение разума к среде, но это тема отдельной статьи.
ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ;
1.
Часть 1. Основы метрологии
Метрология, стандартизация, сертификация
Ирина Геннадьевна Попова
Периодические издания
Дополнительная
- Бурдун Г.Д., Марков Б.Н. Основы метрологии: Учеб. пособие для вузов. – М.: Изд – во стандартов, 1985. – 256 с.
- Коротков В.П., Тайц Б.А. Основы метрологии и теории точности измерительных устройств.- М.: Изд-во стандартов, 1978. – 352 с.
- РМГ 29-99 «ГСИ. Метрология. Основные термины и определения»
- Сергеев А.Г. Метрология: учебное пособие для вузов / А.Г. Сергеев, В.В. Крохин. – М.: Логос. 2000
- Зайдель, А. Н. Погрешности измерений физических величин /
А. Н.Зайдель; ред. Ж. И. Алферов. – Л.: Наука; Ленингр. отд-ние, 1985. - Рабинович С.Г. Погрешности измерений. –Л.: Энергия, 1978. 262 с.
- Худсон Д. Статистика для физиков. /Пер. с англ. В.Ф. Грушин; ред. Е.М. Лейкин. – М.: Мир, 1970. 193 с.
Борис Моисеевич Кербель
Редактор: Р.В. Фирсова
Подписано к печати___ Формат 60х84/32.
Гарнитура Times New Roman. Бумага писчая №2.
Плоская печать. Усл. печ. л. ___. Уч. изд. л. __ .
Тираж __ экз. Заказ_____
Отпечатано в ИПО СТИ НИЯУ МИФИ
636036, Томская обл., г. Северск,
пр. Коммунистический, 65.
Изучение философии призвано помочь преобразовать стихийно сложившиеся взгляда у человека в более продуманную систему. Разумеется, можно прожить без философии, но если стремиться выйти за узкие рамки обыденных представлений, то без философии не обойтись. В ней воплощен опыт человеческого сознания мира, искания истины, творческих удач. Философия-это свободное мышление.
Стихотворение Х.Калау «Развитие»
От дубины до атомной бомбы:
Кто? Кого? За что?
От вожака до президента:
В чьих руках власть?
От костяшек счетов до
Кто извлекает пользу?
От идолопоклонничества до
Чем жив человек?
Насколько на самом деле
Отдалились мы от царства зверей
Зависит от наших ответов.
Философия(«любовь к мудрости»от греч. phileo – любовь и sophia – мудрость) – особый вид теоретической деятельности (что такое мудрость и как с ней подружиться).
Сущность философии: философия – это учение о наиболее общих принципах объяснения мира и человеческой деятельности.
Развитие теоретического мышления и становлении философии представляют длительный процесс, предпосылки которого можно найти уже на ранних ступенях человеческого общества. Древнейшие философские системы, пытавшиеся найти ответ на вопрос о происхождении, сути мира и места человека в нем, имели длительную предысторию, появились же они на сравнительной стадии классовых отношений, появились же они на сравнительно развитой стадии классовых отношений.
Уже в условиях родовой общины, всецело зависимой от природы, человек стал воздействовать на природный процесс, приобретая опыт и знания, оказывающие влияние на его жизнь. Окружающий мир постепенно становится предметом деятельности человека. Свое отношение к миру он не осознавал и, естественно, не мог выразить в теоретических формах.
Выделение человека из окружающего мира сопровождалось различными магическими обрядами, символизировавшими его стремление к соединению с природой. Развитие практической деятельности человека предполагает совершенствование его способности предвидения, основанную на наблюдении определенной последовательности событий и, таким образом, постижении некоторых закономерностей природных явлений. Этот процесс зависел от многих внешних обстоятельств и внутренних условий, характерных для определенных областей и общностей.
К важнейшим моментам, влияющим на ход этого процесса, относится необходимость объяснять и воспроизводить результаты познания. Развитие языка, и, прежде всего, появление абстрактных понятий, является важным свидетельством формирования теоретического мышления и складывания предпосылок для возникновения общих умозаключений, а тем самым и для философии.
Философия формирует онтологические, гносеологические и мировоззренческие положения относительно природы-общества-мышления (это и является объектом философии)
Сложность в том, что философия одновременно является наукой и мировоззрением.
Философия – это общая наука. Ее отличие от частных в том, что непосредственно с предметом она не работает. Она лишь описывает предмет, объясняет закономерность и дает прогнозы на будущее.
Философия возникла в развитом классовом обществе. Философские системы Востока и Запада чрезвычайно отличны разным предметом философии.
Объект философии – объективная действительность вокруг нас, которая является объектом изучения (природа, общество (человек) и мышление).
Предмет философии – тот угол зрения, под которым рассматривается объект исследования (онтология, гносеология, этика, антропология – все это разные точки зрения на объект философии).
Предмет философии – это всегда ответ на вопросы общества. Например, в Древней Индии главным вопросом был: «Как жить, чтобы уменьшить страдания?». В то время в Индии имела место кастовая система, в которой, например, люди из низшей касты шудра не могли изменить своего социального положения. Количество социального горя было велико, следовательно, предметом философии стал вопрос «Как жить?». В Китае на первый план выходили проблемы социального устройства общества (борьба за власть, хаос в общественной жизни), следовательно, предметом философии был вопрос о порядке в обществе. В Античной Греции рабы могли получить свободу, уровень социального горя был низок, соответственно, предмет философии – онтология, мир вокруг.
Предмет философии – всегда ответ на окружающую обстановку. Гегель говорил: «Философия – это визитная карточка эпохи», иначе говоря, философия – это эпоха, схваченная в мыслях.
4. Предмет и объект философии
В научной и философской литературе термин “объект” всегда соотносится с термином “субъект”. Субъект – носитель предметно-практической деятельности и познания, источник активности, направленной на объект. Под исследующим субъектом может пониматься как отдельный индивид, так и целая социальная группа.
Объект – это то, что противостоит субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности, на что направлена преобразующая или познавательная активность субъекта. Объектом философского исследования является вся объективная действительность в целом, весь материальный и духовный мир, включая самого человека.
Предмет любой науки – это результат исследовательских действий. Предметом философии являются наиболее общие законы развития природы, общества и человеческого мышления, разработанные на основе и в процессе изучения объекта ее исследования.
Основной вопрос философии в его традиционном истолковании, предложенном Ф. Энгельсом, это вопрос об отношении мышления к бытию. Никакая другая наука не изучает отношения между предметами, между предметом и человеком, между людьми.
Вопрос об отношении мышления к бытию имеет две стороны. Первая сторона выражена в вопросе – что является первичным, а что – вторичным, производным – дух или природа, сознание или материя?
В зависимости от ответа на этот вопрос возникли три философских направления: материализм, идеализм, дуализм. Материализм – это одно из главных философских направлений, которое решает основной вопрос философии в пользу первичности природы, бытия, материи, физического и рассматривает сознание, дух, мышление, психическое, субъективное как свойство материи.
Идеализм – это особое обозначение философских учений, утверждающих, что сознание, мышление, психическое, духовное первично, а материя, природа, физическое -вторично, производно, зависимо.
В зависимости от того, что идеалисты считают основой окружающего мира, они являются либо субъективными, либо объективными. Первые считают такой основой свое собственное сознание, сознание отдельного субъекта, вторые – сознание некоего объекта – Мировой дух, Абсолютную идею, Мировую душу.
И материализм, и идеализм являются разновидностями монизма. Монизм – это способ рассмотрения многообразия явлений мира в свете одного начала единой основы всего существующего и построение теории в форме логически последовательного развития исходного положения.
Существует также дуализм – философское учение, исходящее из признания равноправными, не сводимыми друг к другу двух начал -духа и материи и идеального и материального.
Вторая сторона основного вопроса философии выражена вопросом: “Познаваем ли окружающий мир?” При ответе на этот вопрос возникли три философских направления: агностицизм, скептицизм, оптимизм.
Агностицизм – это философское учение, которое отрицает принципиальную возможность познаваемости объективного мира. Скептицизм – это направление в философии, которое не отрицает напрямую, но ставит под сомнение возможность принципиальной познаваемости мира. Оптимизм как философское учение провозглашает принципиальную возможность познания сущности всех явлений, предметов, процессов объективного мира.
В настоящее время в ряде философских учений основной вопрос философии рассматривается как вопрос о роли и месте человека в окружающем мире.
Источники:
http://sargelas.com/predmet-i-ob-ekt-filosofii
http://studopedia.su/10_91989_ob-ekt-i-predmet-filosofii.html
http://studfile.net/preview/5914061/page:10/