О прощении обид. О прощении обид – архимандрит Кирилл (Павлов)

О прощении обид. О прощении обид – архимандрит Кирилл (Павлов)

Любовь к ближним уподобляет нас Богу, потому что Бог есть любовь

(Слово на день преставления апостола и евангелиста Иоанна Богослова)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Дорогие братия и сестры, сегодня Святая Православная Церковь светло празднует кончину одного из первых и любимых учеников Христовых, Его наперсника, апостола и евангелиста святого Иоанна Богослова. Святой Иоанн был сын галилейского рыбаря Зеведея и Саломии. До своего обращения ко Христу он был учеником святого Иоанна Предтечи. После обращения ко Христу святой Иоанн уже больше никогда не отходил от Господа, потому что полюбил Его своим чистым сердцем больше всего на свете. Во время земной жизни Господа Иоанн в числе троих любимых учеников Господа удостоился быть свидетелем явления Божественной славы на горе Фаворе, был при воскрешении дочери Иаира, на Тайной Вечере ему Господь открыл Иуду-предателя. Проникнутый любовью к своему Господу и Небесному Учителю, Иоанн, единственный из учеников, стоял у креста во время страданий Господних, и ему, как чистому девственнику, Господь со креста поручил в Свои предсмертные минуты заботу о Своей Пречистой Матери. До Успения Божией Матери он жил в Иерусалиме, а после Ее Успения – в городе Ефесе, где и проповедовал Евангелие Христово. За проповедь Евангелия он был сослан сперва в Рим, где его подвергали пыткам, и когда яд и кипящее масло не повредили ему, то император Домициан сослал его на остров Патмос, где он и написал книгу Апокалипсис, в которой изложена будущая судьба христианского мира. При добром преемнике Домициана, Нерве, святой Иоанн был освобожден и снова возвратился в Ефес, где и скончался мирно, единственный из всех апостолов. Кроме Апокалипсиса, им написано Евангелие и три соборных послания.

Апостола Иоанна Богослова обычно именуют апостолом любви, потому что он преимущественно проповедовал любовь взаимную друг ко другу. Святой Иоанн был проникнут глубокой любовью к жившим при нем христианам и вообще ко всем христианам и желанием, чтобы между ними распространялись мир и любовь, а не вражда и ненависть. Он придавал любви высокое значение и считал, что исполнения одной заповеди о любви достаточно для спасения. Предание говорит, что когда он глубоко состарился и не мог ходить по разным странам с проповедью Евангелия, то, сидя в своем доме, постоянно повторял приходящим к нему: «Дети, любите друг друга!» Когда его спрашивали, почему он так часто повторяет эти слова, то он отвечал: «Кто исполнит заповедь о любви, тот исполнит все заповеди». И в посланиях своих к христианам, дошедших до нас, он часто повторяет: «Будем любить Бога, потому что Он прежде возлюбил нас. Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь» (см.: 1 Ин. 4,19,8). Кто любит Бога, тот должен любить и ближнего своего, потому что, кто не любит брата своего, тот этим показывает, что не любит и Бога. Как Христос положил за нас жизнь, так и мы должны полагать души свои за братьев. Кто любит брата своего, тот пребывает во свете… А кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме (см.: 1 Ин. 3,16; 2,10–11). Равно и в Евангелии апостол Иоанн обращает внимание главным образом на те случаи из жизни Спасителя, в которых по преимуществу выражалась Его любовь к людям и которые по преимуществу возбуждают любовь ко Христу Спасителю.

Какие причины побуждают нас, чтобы мы любили друг друга? Прежде всего по своей природе мы братья, потому что все произошли от одного прародителя Адама, а на небе у нас общий Отец – Бог. Значит, все мы составляем одно великое семейство и потому должны любить друг друга, как единокровные. Кроме того, составляя одно семейство, как люди, все мы по званию христиан находимся в еще более близком родстве между собою, потому что, по учению апостола Павла, мы составляем одно духовное тело, у коего глава – Христос (см.: Кол. 1,18). Но в каком отношении находятся члены друг ко другу в одном естественном теле? Враждуют ли они между собою? Вооружается ли, например, рука против ноги или глаз против уха? Нет, они между собою действуют согласно, взаимно друг другу содействуют и находятся в таком содружестве, что если один страдает член, то с ним страждут и другие. Если же так действуют неразумные члены, то тем более должны так поступать мы, разумные члены духовного Тела, коего глава – Христос – желает, чтобы мы жили в мире и согласии между собою. Господь Иисус Христос больше всего заповедует, чтобы мы любили друг друга. Вспомните, о чем Он молил и что внушал апостолам пред страданиями Своими. «Отче Святый, – взывал Он к Отцу Своему Небесному, – соблюди их от неприязни, да будут едины они, как и Мы» (см.: Ин. 17,11). «Дети Мои, – говорил Он апостолам, – заповедую вам, да любите друг друга» (см.: Ин. 13,34). Видите, как сильно желал Иисус Христос, чтобы мы жили во взаимной любви.

Иисус Христос не только заповедал нам любить других людей, но и представил в Себе Самом образец любви к нам. Для чего Он, будучи Богом, сошел с небес на землю и принял на Себя бренную плоть нашу? По любви к нам, людям. Почему Он, невинный, подвергался тяжким страданиям и распят на кресте, как беззаконник? По той же любви к нам. Почему Он долготерпит нашим грехам и не только милует нас, но еще посылает нам разные дары благодати? По любви к нам. Мы должны любить друг друга потому еще более, что любовь к ближним имеет высокое нравственное достоинство, составляет великое совершенство христианина. Она уподобляет нас Богу, потому что Бог есть любовь (1 Ин. 4,8). Бог во всем действует по любви к Своим творениям, в особенности к нам – человекам, которых Он так любит, что Сына Своего Единородного послал в мир, да живы будем Им. Любовь есть источник и совокупность всех добродетелей, и потому она выше всех других добродетелей. «Ныне, – говорит апостол Павел, – пребывают вера, надежда, любовь; но любовь из них больше» (см.: 1 Кор. 13, 13). Без любви все наши знания, подвиги и самая вера не имеют нравственной цены…

26 сентября (9 октября) 1960 г.

О любви к ближним. О единении и взаимной любви первых христиан

(Слово на день памяти великомученика Димитрия Солунского)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня, дорогие братия и сестры, мы чествуем память святого великомученика Димитрия Солунского и просим его молитв за нас пред престолом Божиим, куда он удостоился переселиться за свои доблестные подвиги в исповедании Христовой веры. Этот дивный страстотерпец Христов подвизался в конце III века, когда было воздвигнуто страшное гонение против христианской веры. Он происходил от благородных и знатных родителей. Отец его был воеводой города Солуни, при этом тайно он был христианином, имея в своей молельне образы Христа Спасителя и Божией Матери. Христианской вере он научил и своего единственного сына Димитрия, который сохранил свою веру до самого конца своей жизни и запечатлел ее своей мученической кончиной. За благородные и мужественные качества души император Максимиан поставил Димитрия после смерти его отца воеводой города Солуни и приказал ему истреблять в своем городе христиан, но святой Димитрий по приезде в свой город, напротив, дал свободу христианам и сам открыто исповедал себя христианином, о чем было донесено царю Максимиану. По возвращении с войны Максимиан заехал в Солунь, и когда убедился, что святой Димитрий – христианин, то приказал заключить его в темницу, и в темнице он был заколот копьями, и таким образом за исповедание веры Христовой он принял славную мученическую кончину и отошел ко Господу. Вот краткое повествование о его кончине.

Православная Жизнь

Main menu

Вы здесь

О прощении обид

Одна знакомая девушка как-то сказала такие слова: «Прощёное воскресенье нужно было бы отменить, потому что мы просим прощения только у тех, перед кем не виноваты. А тех, кто тяжело согрешил перед нами, мы не простим никогда, и нужно честно признаться самим себе, что никаких отношений с ними у нас уже не будет».

Читать еще:  Календарь с именинами святых богдан беларусь. Совпало ли описание имени? Оставьте комментарий! Известные люди с этим именем

И действительно, если мы посмотрим на окружающую нас жизнь, то увидим, что в ней не так уж много прощения.

В романе Вальтера Скотта «Айвенго» есть такой эпизод. Рыцарь, обидевший даму, говорит ей: «Простите меня». Она отвечает: «Прощаю. Как христианка». И тогда шут говорит: «Это значит, что она вовсе не собирается его прощать». Что-то подобное часто можем наблюдать и мы.

Люди часто просят прощения, как шутил старец Иоанн Крестьянкин: «Я тебя прощаю, но слышать тебя нe хочу и видеть тебя не могу».

Один священник сокрушенно говорил, что бывает так: много лет помогаешь некому человеку, радуешь его, утешаешь, а потом он соблазняется неким незначительным твоим словом или поступком и перечёркивает все отношения. Один твой поступок, показавшийся ему плохим, в его сознании оказывается достаточным, чтобы и тебя причислить к злодеям. Почему так происходит? Потому, что тот человек на самом деле не дорожил тобой.

Мы часто обижаемся не на обиду, а на то, что кто-то нас не почтил как центр вселенной, то есть задел нашу гордость.

Хотя, конечно, часто бывает так, что перед человеком стоит вопрос о прощении того, кто постоянно отравлял ему его жизнь. Сама мысль о прощении такого человека приводит в ужас. И тем не менее Христос хочет от нас именно прощения.

Приведу такой пример. Митрополит Антоний Сурожский приехал причащать больных в больницу и, исповедуя одну женщину, спросил: «Вы всех прощаете?». А она ответила: «Я ни на кого не держу зла, но зятя моего не прощу ни в этой жизни, ни в будущей».

Митрополит сказал, что не сможет её причастить. И женщина уточнила, что обида слишком велика, чтобы ее простить. Тогда Антоний сказал: «Я сейчас пойду причащать других людей, а вы подумайте обо всём и через час я приду». Спустя час он услышал, что она всё-таки простила ради Неба.

Чтобы простить, нужно не считать другого чужим, но считать его близким. Важно не отделять его в своём сердце от себя. Это достигается молитвой о нём и о ситуации.

Очень помогает молитва о ситуации.

«Вот что рассказал однажды старец Варсонофий. К одному петербургскому священнику, отличавшемуся высокой жизнью, протоиерею Колосову, пришел однажды один из министров и жаловался: ‟У меня много врагов, которые безо всякой причины ненавидят меня и клевещут на меня государю, Я могу через их клевету потерять место, а если уйду, то государь может подумать, что враги мои правы, и имя мое будет запятнано. Как мне поступить?ˮ – ‟Молитесь за восстающих на вас, – ответил отец Колосов, — не только дома молитесь, но, главное, и в церкви поминайте и вынимайте частицы за их здоровьеˮ. – ‟Какая же от этого польза?ˮ – возразил министр. ‟А вот увидите. Каждая частица, вынутая из просфоры, означает душу человека. Частицы опускаются в потир и напояются Кровью Христовой. Послушайте меня, запишите на записочку всех врагов ваших так: Леонида, Иоанна, Владимира. ˮ – ‟Да-да. Вот Владимир-то особенно на меня ополчается. ˮ – ‟Ну так подавайте за него каждый деньˮ. Проходит неделя, другая, месяц, и его высокопревосходительство опять приходит к священнику. Поклонившись ему в ноги, он начал благодарить его. ‟Батюшка, прямо чудо совершилось, – говорил он. – Мои прежние враги не только больше не восстают на меня, но относятся ко мне с уважением и любовью. Вот какое чудо совершил Господь. И вам советую: молитесь за врагов ваших – и они обратятся в друзей. Молитвою вы спасете и их души от сетей врагаˮ».

Антоний Сурожский приводит такую историю: «Как-то пришли ко мне два человека. Они были во вражде и искали случая друг другу все высказать, что только могли, вылить весь свой гнев, вылить весь яд, который накопился в их душах, и решили это сделать в моем присутствии, в надежде, что я не дам одному перебивать другого, что они все смогут сказать, всю ненависть вылить. Они начали говорить. Я слушал и чувствовал, что никакими силами не смогу их убедить в том, что вражда разрушает их самих, что единственное спасение для каждого из них – примирение с другим Меня охватило тогда почти отчаяние (я был молодым священником, это было больше тридцати пяти лет назад). И вдруг мне пришла мысль, что Христос в Евангелии приказал ветру и волнам в буре притихнуть, и они умолкли и притихли. И я тогда обратился ко Христу: Господи, я ничего не могу сделать – Ты приди и произнеси слово мира, а я буду с Тобой, я буду молиться так, чтобы Ты мог быть среди нас и мог совершить чудо. Помню, я сидел и мысленно говорил: Господи! Будь с нами, дай Твой мир, который ничто на земле не может дать. И вдруг я заметил, что спор начал утихать, что горькие слова перестали ранить другого, и в какой-то момент оба человека заговорили о том, что – не пора ли примириться, не пора ли из безумия вернуться к чему-то более разумному».

Святой Иоанн Лествичник советует от злопамятства вспоминать страдания Христа и смиряться на словах перед обидчиком. И тогда мы, устыдившись своего долгого перед ним лицемерия, станем относиться к нему хорошо. Многих удивляет этот совет святого отца. Многие говорят: неужели лучше нам лицемерить? Но Лествичник считает, что это действительно будет лучше открытой ссоры.

Там, где некоторые психологи предлагают конфликт, святой отец говорит о хотя бы внешнем добром отношении к человеку.

Приведу пример. Один человек, которого в течение 33 лет постоянно избивали дома, однажды обратился к светскому психологу с просьбой о помощи. Психолог посоветовала постоять за себя. Этот совет был совершенно не соприроден душе этого скромного человека. Но всё же он во время следующего на него нападения попробовал защищаться. В результате ему сломали нос и выгнали из дома. Целый год он жил у друзей и посылал деньги на содержание избивавшего его садиста. Спустя год садист разрешил ему вернуться домой. Унижения и оскорбления так же преследовали молодого человека. Но он решил применить совет Лествичника: внешне и на словах смиряться перед злодеем. В результате этот человек пришел к тому, что смог простить мучителя и даже желать тому спасения. Его всё бьют и мучают дома, а он стал внутренне свободен в этой тяжелейшей ситуации. Имея возможность уйти и жить у друзей, он остаётся в доме страданий, ради того, чтобы содержать родителей. Прощение нужно нам самим для того, чтобы Господь максимально полно мог действовать в нас, но оно не означает, что прощёный человек быстро переменится или переменится вообще.

И тем не менее духовные люди говорят о благотворном влиянии прощения на отношения с обидчиком. Почему? Потому что каждый человек чувствует душу другого. Наше отношение передаётся другому, даже если мы не выражаем его словами. Поэтому у нас всегда есть шанс, что наше добро породит добро. Ведь не случайно же сказал святой Феофан Затворник, что любовь возжигает любовь.

Старец Паисий Афонский: «Скорбит ваша душа о человеке – не словами его исправляйте, а молитесь за него, плачьте о нем, подавайте поминовения в церковь. И думайте об этом человеке только хорошо: добрые помыслы – великая сила».

Однако, даже прощая человека, мы должны трезво оценить исходящее от него зло. Прощение не означает, что мы обязаны открывать перед этим человеком душу.

Пример этого – Сам Христос. Он открывался людям в разной мере. Так, ученикам Он изъяснял всё, народу говорил притчами, а Ироду вообще ничего не сказал и не ответил ни на один вопрос.

Вообще, душу не нужно открывать всякому человеку, но единомышленному нам и духовному.

Читать еще:  Подниматься по лестнице вверх во сне. К чему снится подниматься по лестнице

Всё это нужно учитывать при прощении. Бывает ведь и так, что прощая мы понимаем, что общение невозможно. В таком случае можно отложить общение до рая, до тех пор, пока мы с ним не спасёмся и там, в раю, уже будем как братья, чего по определённым причинам не могло быть на земле. Важно только желать человеку спасения. Ведь любой конфликт, любая обида не стоят того, чтобы мы хотели обречь другого на вечные муки.

Лучше всех это понимали святые. Это кажется немыслимым, но милующее сердце святого есть отражение милости Христовой. Приведу по этому поводу знаменитые слова святого Исаака Сирина о сердце милующем: «Что такое чистота? Кратко сказать: сердце, милующее всякую тварную природу. И что такое сердце милующее? И сказал: возгорение сердца у человека о всем творении, о человеках, о птицах, о животных. и о всякой твари. При воспоминании о них и при воззрении на них очи у человека источают слезы. От великой и сильной жалости, объемлющей сердце, и от великого терпения умаляется сердце его, и не может оно вынести, или слышать, или видеть какого-либо вреда или малой печали, претерпеваемых тварью. А посему и о бессловесных, и о врагах истины, и о делающих ему вред ежечасно со слезами приносит молитву, чтобы сохранились и были они помилованы, а также и о естестве пресмыкающихся молится с великою жалостью, какая без меры возбуждается в сердце его до уподобления в сем Богу».

Такая позиция ценна тем, что приобщает человека к благодати. А в благодати легко переносить то, что без неё кажется совершенно невыносимым.

Притча о неверном управителе имеет ещё и мистический смысл. Он таков: каждый человек должен Богу дать ответ за некую меру греха, больше или меньше. Но часть этой вины есть вина перед другими людьми за то зло, которое он совершил перед ними. И если тот, кого он обижал, скажет Богу: «Господи, если бы не его зло, я бы не вырос в свою меру добра. Я прощаю его и прошу Тебя не осудить его за причинённую мне боль» – тогда эта часть вины будет с него снята. А мы поступим как догадливый неверный управитель, который был прощён своим господином.

Поговорим теперь о прощении тех, кого мы любим.

У Антония Сурожского есть такие истории:

«Помню, однажды в Америке я зашел в старый храм. Я просто зашел посмотреть и увидел: сидит человеку охватив голову руками в состоянии, как мне показалось, глубокой подавленности. Я подошел к нему, обнял за плечи и сказал: ‟В чем дело?ˮ (Это очень не по-английски, но русские – они русские, дикари). Он обернулся ко мне и начал плакать, а потом рассказал, что женат уже двадцать пять лет, что он священник. И он обнаружил, что больше не любит свою жену, и единственный выход для них – расстаться. А если он расстанется с женой, то расстанется и со священством, потому что это будет полный крах всего, во что он верил.

Мы поговорили, не очень долго, но действительно, что называется, ‟от сердца к сердцуˮ. И я посоветовал ему пойти домой и, прежде чем позвонить в дверь, остановиться и осознать, что он ищет не девушку, на которой женился двадцать пять лет назад, что он не станет искать черты, которые он видел некогда, и в целом девушку, которой больше нет; он остановится и скажет себе: я звоню в дверь незнакомой женщины. Кого я встречу? – и спросит себя, может ли он полюбить эту женщину, которую прежде никогда не видел. Он так и сделал, и потом написал мне, что никак не ожидал того, что случилось. Он остановился, отбросил все прежние образы, позвонил в звонок и взглянул в лицо женщины, открывшей дверь; и влюбился в нее».

Не прощая мы сами страдаем, потому что душа тогда находится в помрачении. И когда прощаешь серьёзную обиду, в душу зримо входит свет.

Важно только избегать малейшего начала непонимания и отчуждения. Необходимо ощущать родного как родного. Это облегчает возможность простить его.

Тот, кто обижает нас, сам в себе носит наказание. Вот одна история об этом.

«В книге пророка Даниила есть рассказ о том, как пророк молился Богу, и вдруг он увидел свою молитву, которая не поднималась, как огненное пламя, к небу, а которая, как серый темный дым, влачилась по земле. И он воскликнул и говорит: ‟Господи, неужели моя молитва такая нечистая, такая недостойная, что она не может подняться к Тебе?ˮ И Господь ему ответил: ‟Нет, твоя молитва правдива, но ты оскорбил одну вдову. Ее молитва о том, ее плач о себе как бурный ветер, который твою молитву сбивает к земле. Она ко мне подняться не можетˮ. Вдова не молилась о том, чтоб пророк был извергнут, презрен. Она только кричала свою боль, и этот крик оказался как бурный ветер, который не допускал пламенной молитвы пророка подняться на небо».

Епископ Митрофан Никитин говорил, что серьёзную обиду можно простить только ради Христа.

Что же делать человеку, желающему простить другого?

Если само прощение крайне трудно для нас, то мы можем подготовиться к нему серией действий.

Так, возможно никогда и нигде не говорить об этом человеке плохо. Это трудно, но посильно нам. Мы можем подавать его имя на литургическое поминовение. Это нелегко, но именно это может восстановить отношения. Олеся Николаева говорила, что со своими обидчиками, имена которых она подавала на Литургию, чуть ли не подружилась, так как их отношение к ней изменилось.

Литургическое поминовение поможет нам со временем молиться об обидчике. Молитва поможет ощутить его родным человеком, желать ему добра. Это и будет прощением.
Древние христиане считали, что если их кто-то обидел, значит Бог даёт им власть простить обидчиков. И если они простят, то и Бог с обидчиков не спросит. И это дело Христово, которое могут совершать Его ученики на земле.

О прощении обид – архимандрит Кирилл (Павлов)

Дорогие братия и сестры! Господь наш Иисус Христос неоднократно в Евангелии учит о прощении обид ближним, чтобы и нам были прощены наши грехи.

(проповедь в Неделю 11-ю по Пятидесятнице)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его ( Мф. 18, 35 ).

Дорогие братия и сестры! Господь наш Иисус Христос неоднократно в Евангелии учит о прощении обид ближним, чтобы и нам были прощены наши грехи. Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших ( Мф. 6, 14-15 ) — сие средство к оправданию от грехов самое легкое, вполне доступное для всех и всегда зависящее от нашей воли. Казалось бы, что по указанию такого легкого средства к оправданию все грешники должны воспользоваться им для своего спасения и в обществе христианском не останется ни единого грешника. Но Господь Сердцеведец предвидел, что страстное, самолюбивое и злопамятливое сердце человеческое менее всего способно покориться этой заповеди смирения и кротости, что даже между самими последователями Его многие будут глухи к слышанию и косны к исполнению сей спасительной заповеди, — поэтому Господь находил нужным многократно говорить об этом. Одним из таких возвышенных поучений о прощении обид является притча, которая была предложена в прочитанном ныне Евангелии. Для своего назидания повторим ее содержание.

Во время беседы Господа с учениками о том, как надо поступать, когда согрешит перед нами в чем-либо брат наш, святой апостол Петр, слушая слово о прощении обид, спросил Господа: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз? Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи, но до седмижды семидесяти раз ( Мф. 18, 21-22 ). То есть сколько бы раз ни согрешил перед тобою брат твой, должно прощать ему всегда, тем более никогда и ни в каком случае не должно мстить ему. И в подтверждение этой заповеди Господь сказал нам чудную притчу — изобразил учение Свое в примере одного неоплатного должника, который был уже прощен и помилован, но за жестокость к собрату своему снова предан жестокому мучению — чтобы нам легче было видеть, что бывает с теми, которые не прощают ближним согрешений их, и чтобы мы поняли, что произойдет в подобном случае с нами:

Читать еще:  Имя мальчика елисей. Происхождение и характер имени елисей

Посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими; когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов; а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и все, что он имел, и заплатить; тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и все тебе заплачу. Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему. Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, чт!о должен. Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне, и все отдам тебе. Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга. Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему все бывшее. Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, к!ак и я помиловал тебя? И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга. Т!ак и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его ( Мф. 18, 23-35 ).

Притча эта научает нас, дорогие братия и сестры, той истине, что Господь бывает немилостив к нам, если мы сами немилостивы. Он не прощает согрешений наших, если мы сами не прощаем ближним согрешений их против нас.

Для назидания разберем эту притчу. Царство Божие во многом похоже на земные царства человеческие, ибо оно есть прообраз всех человеческих царств. И как в царствах земных есть царь и есть подданные, так и в Царстве Божием есть Царь — Господь наш Иисус Христос, Который есть Царь царям и Господь господствующим. И есть подданные — все мы, верующие во имя Господа Иисуса Христа, искупленные Его честною Кровию от вечной погибели и за то обязавшиеся при крещении во имя Его веровать в Него, как в единого истинного Бога со Отцем и Святым Духом, любить Его от всего сердца и от всей души, почитать Его и поклоняться Ему, как Господу, Владыке и Творцу, повиноваться и служить Ему со всем усердием и ревностью во все дни жизни нашей.

В царствах земных есть законы и постановления, которыми определяется круг действий подданных, и в Царстве Божием есть закон Божий, который определяет волю Божию и учит нас, как вести себя по отношению к Царю своему Христу, и к ближним нашим, чтобы заслужить милость Царя и не подвергнуться Его гневу и наказанию. Как в царствах земных царь временами требует от своих подданных отчета в исполнении возложенных на них обязанностей, так и в Царствии Божием Господь востребует от нас отчета во всех мыслях и желаниях, словах и делах наших. Для этого предуставлен от века страшный славный день Суда и воздаяния. Но и прежде этого всеобщего Суда, Господь потребует от нас отчета в день смерти нашей, когда душа наша, разлучившись с телом, явится в мир духов. Во всякую минуту нам должно быть готовыми к смерти и суду Божию, потому нам и заповедуется испытывать свою совесть ежедневно и не только приносить покаяние в известные времена, но и всю жизнь свою проводить в покаянии, чтобы смерть ни в какое время не застала нас нераскаянными.

Не воздавая должной дани царю и не исполняя своих обязанностей, подданный становится должником царя, и чем более он так поступает, тем более возрастает его долг. Так и подданный Царя Небесного, если не исполняет того, что требует от него закон Божий, становится должником перед Богом.

Возьмем для примера хотя бы один день из жизни своей и сосчитаем, что сделано и что не сделано вопреки закону Божию и нашей собственной совести. Все мысли, намерения, мечты, предположения, которые непрестанно роятся в нашем уме; все желания, стремления, влечения, которыми живет наше сердце, — все это плод свободной деятельности нашей души и все это подлежит отчету перед Судией Сердцеведцем. Вспомним и все слова свои, ибо за каждое праздное слово, которое рекут люди, придется давать ответ в День Судный. И какой же тяжкий долг составится из одного прожитого дня! И насколько же великим составится этот долг в продолжение всей прожитой жизни! И кто из нас может думать о себе, что он меньший должник перед правосудием Божиим, чем упоминаемый в притче должник перед царем своим? Не имея чем заплатить свой долг, должник из притчи падает пред государем и умоляет, чтобы он потерпел его. Так надобно поступать и нам, грешным, если желаем очиститься от грехов своих. Каждый грех ужасен первее всего тем, что оскорбляет величие и святость Божию; тем, что нарушает закон, которым держится нравственный порядок мира; тем, что возмущает покой и мир Царства Божия. Поэтому сами по себе мы не можем загладить своих грехов. Только живая вера в Господа нашего Иисуса Христа, пострадавшего за грехи наши, одно живое упование на силу Креста Его, одно искреннее раскаяние во грехах своих, одна молитва сердца сокрушенного и смиренного — могут загладить тяжкую вину грехов наших и оправдать нас благодатию Христовой. Только искренне кающимся Отец Небесный прощает даром все грехи их, ради крестных страданий и смерти Единородного Своего Сына.

Что же делает прощенный и помилованный должник? Найдя своего товарища, который был должен ему сто динариев, он начинает его душить и отдает в темницу. Не так ли поступаем и мы, когда, помилованные Отцом Небесным, гневаемся и злобствуем за малое оскорбление, нанесенное нам нашим братом или сестрою, преследуем и язвим его всеми средствами, лишь бы очернить и обвинить обидевшего? Жестокость лукавого раба по отношению к своему товарищу стала известна царю. Так и наши взаимные памятозлобные и мстительные чувства в!едомы Господу. Неотступные наши приставники — святые Ангелы, видя нашу жестокость друг к другу, с прискорбием возвещают об этом Отцу Небесному, так что ни одно гневливое и злостное движение нашего сердца не утаить от Его всевидящего ока и не укрыть от Его карающего гнева. За злой поступок злого раба государь предал его истязателям, пока не отдаст своего долга. Так поступает Господь и с нами, если не прощаем согрешений ближнему — отвергает Он нас от лица Своего и предает вечному мучению.

Таков вечный и непреложный закон правды, таково неизбежное следствие жестокосердия к ближнему.

Может ли человек раздражительный и мстительный быть в Царстве Божием, которое есть царство любви, мира и радости о Духе Святе? Достойно ли сострадания и милосердия Отца Небесного сердце жестокое и безжалостное к своему брату? Кто преследует гневом и мщением других, не заслуживает ли сам отмщения и гнева Божия? Суд без милости не оказавшему милости… ( Иак. 2, 13 ), — нам нужно это и помнить, и исполнять.

Не будь побежден злом, но побеждай зло добром ( Рим. 12, 21 ), — тогда и Господь помилует тебя не только в этом веке, но и в будущей жизни. Ибо только милостивые помилованы будут. Аминь.

Источники:

http://www.litmir.me/br/?b=624734&p=1
http://pravlife.org/ru/content/o-proshchenii-obid
http://azbyka.ru/propovedi/o-proshhenii-obid-cxiarximandrit-kirill-pavlov.shtml

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: