О дате и традициях лазаревой субботы. Евангелие от Иоанна

Лазарева суббота 2019: история, смысл и как отмечают

Пасха – это не один праздник, а целое созвездие весенних торжеств и интересных памятных дат. Среди них особое место занимает Лазарева суббота, которая всегда отмечается накануне Вербного воскресенья.

То есть в 2019 году Лазареву субботу встретят 20 апреля, а 28 апреля будут отмечать саму Пасху. О том, что это за праздник, что принято делать на Лазаревскую субботу, и в чем ее истинное значение, подробно рассказывается в материале.

Лазарева суббота в православии: предыстория праздника

На самом деле сегодня довольно трудно сказать, в субботу ли произошло памятное событие или в другой день. Но факт в том, что накануне Пасхи, как написано в Евангелии от Иоанна, Христос побывал в пригороде Иерусалима – местечке под названием Вифания.

Там жили его хорошие приятельницы, с которыми он был знаком очень давно – сестры Мария и Марфа. С ними долгое время дружил и Лазарь. Вот только за несколько дней до посещения Вифании Спасителю еще в пути стало известно, что его старый друг тяжело болен.

В такой ситуации каждый человек испытает чувство скорби, да и Христос сильно опечалился и устремился навстречу Лазарю, чтобы как можно скорее встретиться с ним. И в этот момент к нему навстречу выходят те самые сестры и говорят, что приятель их скончался 4 дня тому назад. Спаситель прослезился, однако сказал опешившим ученикам, которые сопровождали его: «Не умер, но уснул». Конечно, никто и представить себе не мог, что произойдет потом.

Христос направился к гробнице, велел убрать камень от входа. Его пытались отговорить, ведь к чему тревожить покойного? Да и что приятного можно увидеть по ту сторону входа? Но просьбу его выполнили. После чего Господь велел Лазарю просто выйти из гробницы. И в тот же момент воскресший человек, обмотанный погребальными пеленами, как ни в чем не бывало, стоял перед шокированной толпой (11 глава Евангелия от Иоанна).

С тех пор на протяжении многих веков верующие соблюдают интересную традицию: в шестой день 6 недели Великого поста они отмечают Лазареву (Лазаревскую) субботу.

День также называют Лазаревым воскресением, подчеркивая тем самым, что практически через неделю наступит Воскресение Господне – т.е. праздник Светлой Пасхи. А самого воскресшего нередко именуют Лазарь Четверодневный, ведь по преданию он пролежал в могиле ровно 4 дня, и только потом Господь оживил своего друга.

ЧТО СЛУЧИЛОСЬ ПОСЛЕ

После своего «второго рождения» Лазарь прожил еще добрых 30 лет. Надо ли говорить, что это был глубоко верующий, поистине набожный человек. К тому же он почти сразу после смерти Христа стал Китийским епископом – нес служение в местечке Китион, который сейчас называется Ларнака. Этот курортный город по сей день находится на популярном острове Кипр.

Более того – сохранились даже мощи Лазаря, вот только в 9 веке их вывезли в Константинополь. Шли годы, века и даже тысячелетие. Наступил 1972 год. И вот во время очередного ремонта рабочие неожиданно наткнулись на очень древний саркофаг.

Как оказалось впоследствии, в нем все это время находились останки воскресшего святого – очевидно, не все мощи были перевезены в славный город Константинополь. С тех пор их продолжают хранить в Ларнаке – и более уже никто не тревожит прах почтенного Лазаря.

Могила Святого Лазаря в г.Ларнака (Кипр)

Традиции Лазаревской субботы: как отмечают и что делают

Если говорить напрямую о том, что такое Лазарева суббота в православии, да и вообще в христианской традиции, можно сказать, что это памятная дата, которая служит предпосылкой великого события – Воскресения Христа.

Поэтому считается особенно важным помолиться о своем здоровье, исцелении родных и близких от каких-либо недугов. Верующие люди всегда стремятся отправиться в церковь. К тому же в такой особой обстановке гораздо легче прочувствовать светлые волны и настроиться на встречу Пасхи, которая состоится совсем скоро – через неделю.

Что можно кушать в Лазареву субботу в Великий пост

А еще не надо забывать о том, что значит Лазарева суббота с точки зрения Великого поста, который продолжается и в этот день. Традиционные ограничения, связанные с приемом мясной пищи, сохраняются.

Однако в Лазареву субботу разрешено вкушать рыбную икру (до 100 г), растительное масло и вино. Допускается также и горячая пища, прошедшая тепловую обработку (вареная, печеная и т.п.), с растительным маслом и вином (одна чаша 200 г) — два раза в день. Вино — чистое виноградное, без спирта и сахара, преимущественно разведенное горячей водой. Вместе с тем, весьма похвально будет воздержание от вина.

Расскажем подробнее и про некоторые другие послабления в посте, которые можно будет себе позволить на следующие день:

  • любые блюда из речной и морской рыбы;
  • выпечка с рыбной и овощной начинкой;
  • гречневые блины;
  • каши и овощные блюда с растительным жиром;
  • красное вино.

Как уже отмечено выше, кушать все это разрешается на следующий день – т.е. в Вербное воскресенье.

В Лазаревскую субботу можно насладиться гречневыми блинами и кашей, а также блюдами из гороха. Считается, что если эти продукты будут на столе, то урожай гречихи и бобовых культур будет богатым.

Как известно, на следующий день после Лазаревской субботы наступит Вербное воскресенье. А ведь подготовка к торжеству не менее приятна, чем сам светлый день праздника. Вот и на Руси именно в день субботы Лазаря делали брагу, пекли блины, варили каши (гречневую, манну, тыквенную).

Обычаи и приметы Лазаревой субботы в православии

Православными считают себя не только многие россияне, но и народы других стран. И они также считают долгом знать о том, что означает Лазарева суббота, и как правильно провести этот необычный день. Вот несколько интересных традиций и примет, которые дошли и до наших дней:

  1. У болгар, а также гагаузов (народ, проживающий на территории современной Молдавии), принято проводить лазарование. Это очень красивый и по-своему милый обряд: маленькие девочки (7-12 лет) красиво наряжаются и ходят по соседям, напевая лазарские песни. Они берут с собой корзину, в которую хозяев дома щедро кладут еду. Во многом это напоминает наши традиционные колядки. После окончания обряда девушки-певуньи делят дары поровну и счастливые идут по домам.
  2. А вот на Кипре, где почти всегда светит солнце, можно найти много пальмовых ветвей (вместо них мы используем вербы). Их срывают и несут по всему городу. Причем жители организуют целую процессию, возглавляет которую маленький мальчик – он олицетворяет Лазаря. В богослужениях в храмах обязательно принимает участие множество детей – в эту субботу они работают почти на равных со священнослужителями.
  3. Вечером в Лазареву субботу во время богослужения веточки вербы освящаются святой водой. Неслучайно в народе бытует поговорка: «На канун Вербного воскресенья Святой Лазарь за вербой лазил».
  4. Считалось, что если в Лазареву субботу появилось много «сережек» у вербы (распустились почки), то и весь год будет урожайным и богатым на радости.
  5. В Греции же до сих пор выпекают специальное печенье, которое называют лазарчики. Оно изготавливается из сдобного пряного теста и напоминает маленьких человечков, завернутых в пелены – т.е. олицетворяет воскресшего Лазаря. Аромат пряной выпечки наполняет дома, что, несомненно, создает интересную атмосферу такого светлого праздника, как Лазарева суббота.
Читать еще:  К чему снится черный щенок. Современное толкование сна

Что нельзя делать в день субботы Лазаря

Полезно знать не только о том, что такое праздник Лазарева суббота, но и что именно не рекомендуется делать в такой день. Конкретных запретов не существует – по сути, люди продолжают заниматься традиционными обязанностями. Кому-то понадобится сходить на работу, кому-то – прибраться в доме. Однако по возможности дела лучше отложить на потом, а тяжелым физическим трудом и вовсе не заниматься. Вместе с тем не возбраняется, например, побывать на кладбище и прибраться на могилах.

Современный взгляд: что значит Лазарева суббота сегодня

Итак, накануне Вербного воскресенья отмечают праздник Лазаревскую субботу; и конечно, интересно подумать, что это может значить в день сегодняшний. Ошибочно говорить, что воскрешение Лазаря – это единственный случай сотворения подобного чуда Христом. Евангелия описывают, что до этого события Спаситель избавил от смерти еще как минимум двух человек – сына бедной вдовы и дочь иудейского жителя по имени Иаир.

Но именно история с Лазарем стала, по сути, последним великим чудом, которое совершил Господь во время своей земной жизни. Считается, что через 1-2 месяца он вошел в Иерусалим (в этот день отмечают Вербное воскресенье). Еще через неделю Спасителя распяли, но он и сам воскрес из мертвых. Таким образом, в реальности описанные события имеют довольно большую разницу во времени.

В православии принято отмечать Лазареву субботу и Вербное воскресенье одно за другим. У католиков история о друге Христа, восставшем из мертвых, также хорошо известна. Однако надо сказать, что память о событии в большей степени чтут, пожалуй, православные.

Уже много веков подряд именно в эту субботу в народе было принято целыми семьями и даже деревнями отправляться на побережье местного водоема, в ивовые рощицы, чтобы нарвать много-много веточек вербы. В этом смысле можно сказать, что такое событие, как Лазаревская суббота, является своеобразной подготовкой к наступлению праздника Вербное воскресенье.

Однако истинный смысл описанного события гораздо глубже. Ведь что произошло на самом деле? Близкий друг Иисуса тяжело заболел и умер. Он совсем немного не дождался прихода Господа, который наверняка смог бы воскресить его из мертвых. Даже Мария с огромной печалью на сердце сказала об этом:

Можно сказать, что помощь была так близка, но по трагической случайности она просто не подоспела вовремя. Обида, отчаяние и глубокая скорбь переполняли сердца всех, кто знал Лазаря. Эти тяжелые чувства передались и Христу, который тоже прослезился. Но даже в такой безвыходной на первый взгляд ситуации он не опустил руки и сотворил большое чудо.

Вот такие чудеса, большие и маленькие, порой случаются и в нашей жизни. Причем помощь приходит как будто из ниоткуда, а возможности могут и сами постучаться в двери – остается только прислушаться.

И тогда каждый человек имеет шанс получить свое маленькое чудо: дела его начинают идти в гору, удача сопутствует во всех начинаниях, да и настроение не покидает волны позитива. А что для этого нужно? Только правильный настрой и вера.

Да, проблема может и не иметь решений. Во всяком случае, порой именно так все и выглядит. Но надо признать, что мы никогда не сможем увидеть все и сразу. Поверхностный взгляд дает лишь общее представление. Стоит только посмотреть на ситуацию без отчаяния и хотя бы мысленно принять решение о том, что выход обязательно найдется.

Вера в лучшее, надежда на помощь небесных сил, наконец, способность довериться самому себе – вот что нужно каждому человеку. И Лазарева суббота может стать как раз таким днем, который еще раз напомнит нам о столь простых, но очень важных истинах.

Лазарева суббота в 2020 году: история и традиции праздника

О чем говорит Евангелие

События описывает Евангелие от Иоанна. Согласно ему, Лазарь был праведным жителем Вифании (пригорода Иерусалима), семью которого Христос часто навещал, а его самого называл другом. Лазарь скончался от тяжелой болезни, и когда Спаситель смог добраться к его склепу, с момента смерти прошло уже четыре дня. «Лазарь, выйди вон!» — произнес Христос, и тот вернулся к жизни и вышел к собравшемуся вокруг гробовой пещеры народу, обвитый погребальными пеленами. Весть о чуде быстро разнеслась по округе. Иисуса, въезжающего в Иерусалим на маленьком ослике, толпа встречала уже как царя, победившего смерть. Видя такое поклонение народа, первосвященники и приняли решение убить Христа.

По Библии, воскресший Лазарь прожил еще 30 лет, из-за гонений он перебрался на Кипр, где в сане епископа все эти годы проповедовал христианскую веру.

Между тем, воскрешение Лазаря не было единственным подобным чудом, сотворенным Спасителем. До этого Иисус воскресил из мертвых сына вдовы из города Наин, а также единственную 12-летнюю дочь иудея Иаира.

После своей уже вторичной смерти на Кипре Лазарь был похоронен возле города Китиона, где и был епископом. Теперь там город Ларнака — от «ларнакс», то есть «саркофаг». Кстати, Вифанию, где Христос вернул своего друга к жизни, в византийскую эпоху называли в честь этого события Лазарионом.

В конце IX века мощи праведника перенесли в Константинополь, а на Кипре в честь него возвели храм. При этом почитать праведного Лазаря стали гораздо раньше, уже с V века.

Во время церковных служб в Лазареву субботу священники меняют свои одеяния с черных на праздничные белые. Однако этот день все же приходится на время Великого поста, поэтому какие-то пышные гуляния на него не приветствуются. В пище, тем не менее, для верующих есть послабление — разрешены икра, растительное масло и красное вино.

Во время прихода Христа в Иерусалим люди, уже наслышанные о его чудесах, бросали под ноги Спасителю пальмовые ветви. На Руси, пальм, понятное дело, не водилось — их заменили распускающиеся побеги вербы.

Отправлялись за ними как раз в Лазареву субботу, чтобы на следующий день успеть освятить их во время церковной службы. Как правило, шли к ближайшим рекам — в Москве, например, ивы и вербы в изобилии росли на берегах Неглинки. До революции на Красной площади в субботу открывался «вербный торг», где, впрочем, торговали не только веточками вербы, но и иконами, сладостями и игрушками.

Хозяйки готовили угощения к воскресному празднику: пекли гречневые блины и пироги с рыбой, варили кашу. А в Греции делали ещё и специальное сладкое печенье — «лазарчики».

Бытовали и приметы на Лазареву субботу. Принеся в дом вербу, старались легонько ударить ею домочадцев — считалось, это сулит здоровье на весь год каждому «побитому». А ещё смотрели, сколько уже распустилось на вербе почек. Если в изобилии — год будет не только урожайным, но и богатым на радостные события.

Читать еще:  Митрополит феофилакт. Феофилакт, архиепископ Пятигорский и Черкесский (Курьянов Денис Анатольевич)

Сюжет о Лазаре и сотворенном с ним чуде — одна из самых ранних тем в христианском изобразительном искусстве. Он встречается в росписях древнейших катакомб и саркофагов уже с IV века. То есть, рисовать воскрешение праведника стали даже раньше, чем это событие стали праздновать — чрезвычайно редкий случай.

К этому евангельскому сюжету обращались и величайшие мастера живописи в более поздние эпохи. Полотна о возвращении Лазаря к жизни есть, к примеру, у Караваджо, Рембрандта и Ван Гога.

Толкование Евангелия на каждый день года.
Лазарева суббота

Был болен некто Лазарь из Вифании, из селения, где жили Мария и Марфа, сестра ее. Мария же, которой брат Лазарь был болен, была та, которая помазала Господа миром и отерла ноги Его волосами своими. Сестры послали сказать Ему: Господи! вот, кого Ты любишь, болен. Иисус, услышав то, сказал: эта болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится через нее Сын Божий. Иисус же любил Марфу и сестру ее и Лазаря. Когда же услышал, что он болен, то пробыл два дня на том месте, где находился. После этого сказал ученикам: пойдем опять в Иудею. Ученики сказали Ему: Равви! давно ли Иудеи искали побить Тебя камнями, и Ты опять идешь туда? Иисус отвечал: не двенадцать ли часов во дне? кто ходит днем, тот не спотыкается, потому что видит свет мира сего; а кто ходит ночью, спотыкается, потому что нет света с ним. Сказав это, говорит им потом: Лазарь, друг наш, уснул; но Я иду разбудить его. Ученики Его сказали: Господи! если уснул, то выздоровеет. Иисус говорил о смерти его, а они думали, что Он говорит о сне обыкновенном. Тогда Иисус сказал им прямо: Лазарь умер; и радуюсь за вас, что Меня не было там, дабы вы уверовали; но пойдем к нему. Тогда Фома, иначе называемый Близнец, сказал ученикам: пойдем и мы умрем с ним. Иисус, придя, нашел, что он уже четыре дня в гробе. Вифания же была близ Иерусалима, стадиях в пятнадцати; и многие из Иудеев пришли к Марфе и Марии утешать их в печали о брате их. Марфа, услышав, что идет Иисус, пошла навстречу Ему; Мария же сидела дома. Тогда Марфа сказала Иисусу: Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой. Но и теперь знаю, что чего Ты попросишь у Бога, даст Тебе Бог. Иисус говорит ей: воскреснет брат твой. Марфа сказала Ему: знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день. Иисус сказал ей: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли сему? Она говорит Ему: так, Господи! я верую, что Ты Христос, Сын Божий, грядущий в мир. Сказав это, пошла и позвала тайно Марию, сестру свою, говоря: Учитель здесь и зовет тебя. Она, как скоро услышала, поспешно встала и пошла к Нему. Иисус еще не входил в селение, но был на том месте, где встретила Его Марфа. Иудеи, которые были с нею в доме и утешали ее, видя, что Мария поспешно встала и вышла, пошли за нею, полагая, что она пошла на гроб — плакать там. Мария же, придя туда, где был Иисус, и увидев Его, пала к ногам Его и сказала Ему: Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой. Иисус, когда увидел ее плачущую и пришедших с нею Иудеев плачущих, Сам восскорбел духом и возмутился и сказал: где вы положили его? Говорят Ему: Господи! пойди и посмотри. Иисус прослезился. Тогда Иудеи говорили: смотри, как Он любил его. А некоторые из них сказали: не мог ли Сей, отверзший очи слепому, сделать, чтобы и этот не умер? Иисус же, опять скорбя внутренно, приходит ко гробу. То была пещера, и камень лежал на ней. Иисус говорит: отнимите камень. Сестра умершего, Марфа, говорит Ему: Господи! уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе. Иисус говорит ей: не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию? Итак отняли камень от пещеры, где лежал умерший. Иисус же возвел очи к небу и сказал: Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня. Сказав это, Он воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон. И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лице его обвязано было платком. Иисус говорит им: развяжите его, пусть идет. Тогда многие из Иудеев, пришедших к Марии и видевших, что сотворил Иисус, уверовали в Него.

Пост завершился, и мы стоим перед смертью. Все имеет предел, и конец приближается. «Не двенадцать ли часов во дне?» — вопрошает Господь. Этот день есть срок нашего Поста, срок нашей жизни — и его невозможно ни сократить, ни продлить. Господь говорит, что наступает ночь, когда никто не может делать. Он говорит о смерти и о конце Поста. Он говорит о том познании нашем, когда мы понимаем, что сами уже ничего не в состоянии изменить. Наступает ночь мира, время Страстных дней, когда никто ничего не может делать, только один Христос.

Но прежде чем мы вступим в Страстную седмицу, Церковь приглашает нас в Вифанию. Вифания была недалеко от Иерусалима. Там жили друзья Господа: Лазарь и две его сестры — Марфа и Мария. Господь часто приходил к ним в дом. Он охотно останавливался у них, Он находил там отдохновение. Церковь обращает наше внимание на то, что у Господа были друзья. Он — Сын Божий — стал истинным и совершенным Человеком. И в эти последние дни накануне Пасхи, когда вражда против Него проявлялась все более откровенно, когда уже замышлялось Его убийство, эти друзья в Вифании были Ему, очевидно, особо дороги.

Почему же Господь, когда к Нему приходят с вестью: «Лазарь, друг Твой, болен», не тотчас же отправляется в путь? Почему Он медлит, когда Его друг в беде? Мы знаем, что многие, подобно Марии и Марфе, задают этот вопрос. Они умоляют Бога придти к ним на помощь, однако не получают ответа. «Если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой», — говорит Марфа, когда Господь, наконец, приходит, но слишком поздно.

В этих словах Марфы — вера во Христа и одновременно упрек. Бога нет рядом, когда нужно. Может быть, Он по-прежнему где-то есть — но здесь Его нет. И сколь многим в подобных скорбных обстоятельствах может казаться, что Бог безразличен к человеческому горю. Как одинок человек в этом мире — перед лицом торжествующего зла, беззакония, страдания и смерти — если нет с ним Бога! Христос, намеренно отсутствовавший во время болезни и смерти Своего друга Лазаря, показывает, что человек, отделенный от Бога, находится в стране смерти.

Читать еще:  Возможные грехи. Перечень грехов с описанием духовной их сути

«Если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой». Марфа! Неужели ты не понимаешь, что Христос Бог никогда не отсутствует для тех, кто всецело предает Ему себя? Неужели ты не понимаешь, что ничего страшного, ничего безнадежного не может случиться, если мы пребываем с Ним? Вспомни ужас учеников в лодке посреди бури и слово Господне: «Что устрашились, маловеры?» Есть люди, которые потеряли веру в Бога, потому что дорогой для них человек умер, несмотря на все их молитвы. Конечно, великое утешение верить, что будет жизнь после смерти. Марфа верует в это, когда говорит: «Знаю, что брат мой воскреснет в общее воскресение, в последний день». И, разумеется, мы все знаем, что каждый из нас должен однажды умереть. Но как часто смерть приходит слишком рано! И смерть любимого друга — Лазаря — пришла, говоря по-человечески, бесконечно рано. Но посреди горя и страдания Господь говорит слово, на которое Марфа и Мария, а после них — бесчисленное множество людей могут опереться, когда скорбь становится непереносимой: «Я есмь воскресение и жизнь, верующий в Меня, если и умрет, то оживет».

Сколько раз в течение Великого поста Бог давал нам узнать, что Он стал человеком не только для того, чтобы привести нас с Собой на небо, но чтобы уже здесь на земле, в условиях нашего смертного существования, мы могли прикоснуться к Его Божественной жизни. Смысл Поста и заключается в том, чтобы жизнь каждого из нас — оттого, что она прикоснется ко Кресту Христову, — стала воскресшей жизнью. Чтобы каждому из нас в меру его любви ко Христу открылось сугубым образом через чудо Евхаристии, что «уже не мы живем, но Он живет в нас». И что даже если жизнь из-за грехов утратила все, что делает ее достойной названия жизни, Христос может снова сделать ее живой. И не первый раз мы вступаем сегодняшним праздником в Страстные дни, когда, достигнув конца Четыредесятницы, мы видим по дару Христа, что мы по-прежнему мертвы грехом. Однако Он, как свидетельствует Церковь, воскрешал миллионы людей, и Его прикосновение не потеряло своей Божественной силы. И даже если кому-то из нас не будет дано узнать в эти дни благодать Господню, мы должны вынести из Великого поста самое главное — способность видеть нашу жизнь в свете смерти — Его и нашей смерти.

Вот почему Великий пост заканчивается Лазаревой Субботой. Никогда не кажется нам жизнь столь драгоценной, чем когда ей угрожает смерть. Мертвое тело Лазаря окружено плачем близких. Сам Господь плачет об утрате Своего друга — так глубоко входит Он в человеческое горе. Он настолько человек, что берет на Себя всю скорбь, которая Его окружает. Он плачет над каждым умершим человеком всякий раз, когда происходит временная победа смерти. Тем более, когда уже как будто происходит торжество смерти над душою человека. И это не просто слезы — Господь готов жизнью Своею заплатить за каждую душу, о которой Он плачет. И мы знаем, что заплатит очень скоро. Именно с этого события начинаются Его Страстные дни, Его Крестные Страдания, Его вхождение в смерть нашего ради спасения.

«Иисус говорит: отнимите камень. Сестра умершего, Марфа, говорит Ему: Господи! уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе». Так непереносим запах тления, что невозможно даже приблизиться. Но Христос не из таких. Если бы Он был таким, Он не пришел бы туда, где злосмрадие грехов и тлен всего человечества. Слишком поздно, нельзя помочь, нет никакой надежды. Но перед лицом смерти Господь заключает с нами завет: «Не сказал ли Я тебе, что если будешь веровать, узришь славу Божию?» И чтобы уверить нас, что вера в Него поистине дает жизнь, Господь зовет четверодневного мертвеца выйти из гроба. Смерть не может разорвать узы дружбы, не может отлучить от любви Христовой того, кто был Его другом, и поставить в недосягаемости Его зова.

«Лазарь! иди вон» — это голос Божий, перед которым не могут устоять никакие силы, никакие затворы адовы, никакая смерть. Это зов, обращенный к каждой душе человеческой. Каждого из нас Господь позовет по имени в день воскресения. Имя «Лазарь» означает «Бог мне Помощник». Когда умирает священник, гроб с его телом обносят вокруг храма с пением «Помощник и Покровитель бысть мне Бог». И во время отпевания мы слышим Евангельские слова: «Грядет час, и ныне есть, егда мертвые услышат глас Сына Божия, и, услышавши, оживут». Господь хочет дать большее, чем просто вернуть во временную жизнь, там, где горе и плач. Он хочет вывести души человеческие из той области смерти, где нет света, нет радости, нет Бога, вернуть их к той полноте жизни, для которой создан человек. Как сказал Христос сестре Лазаря: «Воскреснет брат твой» — так каждому из нас говорит сегодня: «Воскреснет твой отец, твоя мать и твой сын, твой муж, твой друг. Я есмь воскресение и жизнь». Лазарь, являя послушание Господу, воскресает из мертвых. А души наших умерших оживают от слышания голоса Бога и трепетно ждут того часа, когда будет повеление Божие о всеобщем воскресении.

Господу предстоит пройти через смерть, но Он есть Воскресение и Жизнь, Он имеет власть над смертью. И Он прежде Воскресения Своего уже Воскресший, потому что Он уже сейчас живет в Воскресении и живет Воскресением. И воскрешением Лазаря, «общее воскресение прежде Своея страсти уверяя», являет знамение воскресения всех — всего человечества. Он имеет власть открыть все гробы и вывести оттуда живыми тех, от кого остался только прах. Он имеет власть разрушить все страхи отчаяния перед бессмысленностью человеческого существования, все системы на земле — религиозные, философские, политические, экономические, которые пытаются занять место Бога и заключить всех в темницу вечности. Ради этого воскресения Бог стал человеком, отрицаемым, отвергаемым, уничтожаемым — ради того, чтобы живые и мертвые узнали, что они призваны к жизни. «Веруешь ли сему?» — как Марфу спрашивает Господь каждого из нас. Он ждет от нас веры. Потому что не над кем-нибудь, а прежде всего над народом, избранным Богом, исполнилось слово Христово: «Если кто из мертвых воскреснет, не поверят» (Лк. 16, 31). Вера освобождает нас от гробового камня наших грехов, развязывает погребальные пелены, которыми мы были обвиты, и возвращает к жизни.

Пусть торжествует зло и царствует смерть. Будем радостно помнить, как бы ни было темно, что бы ни ждало нас впереди, мы на пути не к смерти, а к жизни. Этот праздник нам дан, чтобы мы были абсолютно уверены в Его любви к нам. Он за нас отдает Себя на смерть, и смерть трепещет перед Тем, Кто так любит нас. И, отдавая себя Его любви, мы избавляемся от страха смерти, потому что она становится для нас приобщением нетленной Пасхе Христовой.

Источники:

http://zavedeno.com/prazdniki/lazareva-subbota/chto-eto-za-prazdnik.html
http://www.kp.ru/putevoditel/kalendar-prazdnikov/lazareva-subbota/
http://pravoslavie.ru/4153.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector