Нужно ли целовать руку священнику. Почему в церкви батюшка не всем дает целовать руку

Нужно ли целовать руку священнику. Почему в церкви батюшка не всем дает целовать руку

Когда и кто ввел обычай целовать благословляющую руку священника?

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):

В библейские времена целование было обычной формой почтительного приветствия, особенно целование руки. Чтобы сделать это, надо было склониться к руке другого человека, поцеловать ее и провести ею по своему лбу. Целование как символ любви и уважения было воспринято и ранними христианами: «Приветствуйте всех братьев лобзанием святым» (1 Фес. 5: 26).

Целование же руки священника, которое происходит тогда, когда он дает крест или благословляет, в отличие от простого приветствия, имеет особую духовно-нравственную значимость. Получая от Бога благодать посредством креста или священнического благословения, человек мысленно целует незримую десницу Божию, которая ему эту благодать подает. Одновременно целующий руку священника выражает почтение также и к сану. Об этом писал святитель Николай (Велимирович) печатнику Ю. К.: «Прежнему священнику Вы с радостью целовали руку при благословении, но целовать руку священнику, который много моложе Вас, Вам кажется неудобным. Разве Вы не знаете историю о князе Милоше и молодом священнике? История эта такова: один молодой священник служил литургию в Крагуевце в присутствии князя Милоша. Старый князь был очень благочестив, приходил в храм задолго до начала службы, до конца богослужения стоял как вкопанный и сокрушенно молился Богу. Когда молодой священник закончил службу, он вышел из алтаря с крестом и антидором. Князь подошел, чтобы приложиться ко кресту и поцеловать священнику руку. Но молодой человек отдернул руку, словно стыдясь того, что пожилой человек, князь, хочет поцеловать его руку. Князь Милош посмотрел на него и сказал: “Дай мне поцеловать руку, ибо не руку твою целую, а твой сан, который древнее меня и тебя!” Думаю, что это объясняет все. Старый князь изрек в церкви слова от Самого Духа Святого. Сами подумайте, если Вашему священнику 25 лет, то его сану 1900 лет. И когда Вы целуете ему руку, Вы целуете сан, который от апостолов Христовых перешел на множество служителей алтаря Божия. А целуя священнический сан, Вы целуете всех великих святителей и духовников, которые этот сан носили, начиная от апостолов и доныне. Целуете святого Игнатия, святого Николая, святого Василия, святого Савву, святого Арсения и многих других, которые служили украшением земли и стали украшением небес и которые названы “земными ангелами и небесными людьми”. Целование руки священника не обычное целование, но, по слову апостола Павла, целование святое (ср.: 1 Кор. 16: 20). Целуйте же без смущения благословляющую руку и сан, который благословлен Духом Святым» (Миссионерские письма. Письмо 157).

Читать еще:  Ярослав: значение имени, характер и судьба. Значение имени ярослава, характер девочки и ее судьба

После причастия можно ли целовать руку священника и иконы?

– Не в первый раз задаю вопрос во всех храмах и не могу узнать точного ответа. Я вчера причащалась. После причастия надо подойти ко кресту. Крест поцеловали. Надо ли целовать руку батюшке? Везде говорят по-разному.

– Почему мы целуем руку батюшке? Конечно, не из уважения к батюшке, хотя он может быть очень порядочный и духовный человек, – отвечает протоиерей Михаил Потокин. – В тот момент, когда мы целуем руку батюшке, мы принимаем благословение от Бога через определенный жест. Или через благословение крестом (когда целуем крест, это благословение крестом). Поэтому мы целуем руку, которая несет крест. Когда целуем руку после благословения, это знак, что мы это благословение принимаем. Поэтому руку целовать можно, если это благословение. Здесь нет никакого нарушения.

Я понимаю Ваш вопрос. Многих смущает, что вообще после Причастия не следует целовать ни икон, ни руки священника, ни чего-то иного. Я думаю, это понимание не совсем верное. Причастие никак от этого не умаляется. Мы имеем вокруг себя святыни, святые иконы. В том, чтобы целовать иконы после Причастия, считаю, никакого греха нет. Для меня всегда это было удивительно, потому что люди после Причастия приходят домой, включают телевизор, смотрят всякие программы, мягко говоря, бестолковые, и считается, что это не оскверняет Причастие. Но мы же понимаем, что основное – это духовное. Конечно, надо стараться в день причастия не думать о том, поцеловал ты икону или крест, а о том, как сохранить святыню. В молчании, в молитве. Не заниматься пустыми вещами (смотреть телевизор, вести пустые разговоры, в магазин или на рынок ходить). Мне кажется, от этого теряется духовное состояние Причастия, а не от того, что мы где-то что-то поцеловали.

– Есть определенный алгоритм действий. Подходишь к Чаше, целуешь ее… Потом идешь и принимаешь запивку.

– Целовать край Чаши – довольно недавняя традиция. Какое-то время ее не было в Церкви, в Древней Церкви не целовали край Чаши, потому что все из этой Чаши пили. Не просто священник причащал (даже в литургии Иакова пьют из Чаши). То есть зачем ее целовать, если губами прикоснулся к святому сосуду с Дарами? Не было такой необходимости. Скорее всего это благоговейная традиция – целовать край Чаши после Причастия. Но это не имеет внутреннего богословского глубокого смысла по отношению к Причастию. Самое главное – то, что мы причащаемся Тела и Крови Христовых, мы слушаем и сами про себя повторяем слова молитвы: «Верую, Господи, и исповедую». В словах этих молитв всё.

Читать еще:  Сонник снится красивая девушка. Красивые девушки

– Мы принимаем запивку, запили Святое Причастие и потом вольны делать что угодно…

– Ну нет. Я сказал, какой смысл я вижу. Я вижу смысл, и у меня есть свой маленький опыт. Если этот день проводишь в молитве, стараешься сохранить этот дар, то очень много получаешь от него. Поэтому, конечно, ни запивка, ни какое-то время (пять минут или пятнадцать после Причастия прошло) не влияют. Влияет именно то, что я сокровище получил и как я его потрачу… Чем больше я его сохраню в себе, тем больше оно меня обогатит. Оно живет во мне.

С другой стороны, думаешь: Христос ходил по земле, Он с людьми садился, вкушал пищу, руками ел рыбу, разделял эту пищу. То есть Он действовал как человек, Ему ничто человеческое в поступках Его не было чуждо. Поэтому тоже нужно сказать, что такие простые поступки ничто не прекращают. А вот внутренне – да. Если я с кем-то поругался в день Причастия – это страшнее… Я принял Христа, эта любовь должна во мне побеждать. А победила, наоборот, ненависть. Как такое может быть? Нужно больше думать о духовной верности Причастию и о сохранении этой верности как можно дольше. Тогда можно это явно почувствовать на своем опыте. Не из слов священника, не из поучений, а просто опытно почувствовать: если ты сохранил это, тебе станет хорошо.

– Дополнение. Еще говорят, что если после Причастия ты случайно сплюнул, то Причастие выплюнул.

– Нет, конечно, это вовсе не так. Причастие совершают духовно. Хотя мы принимаем Тело и Кровь Христовы под видом хлеба и вина и, конечно, благоговейно относимся к веществу Причастия. Поэтому когда ты сразу от Чаши отошел и вдруг начнешь плеваться, это никуда не годится. Плеваться вообще не годится, просто не очень воспитанно так поступать. Но бывают случайности, бывает, у человека болят зубы… Неважно, любые ситуации. Просто нужно понимать: прошло какое-то время, и Причастие усвоилось.

Как-то мне пришлось причащать тяжелобольного, у которого был рак гортани. У него гортань перекрыта, он питается через трубку. Как причащать? Я посоветовался с духовником. Он говорит: если чуть-чуть Крови Христовой попадает на слизистую, она впитывается. Как любая жидкость, как слюна. Попала капелька – и уже причастился…

Может быть, на мелочи не нужно так отвлекаться. Я должен соблюдать определенные правила. Мы же можем это делать в обычной жизни? Мы приходим в общественное учреждение и не плюемся на пол. Это у нас получается. Почему здесь-то не получится? Здесь тоже должно все получиться.

Читать еще:  Нужны ли крестные взрослому человеку. Крещение взрослого человека, что нужно знать

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Почему Батюшка не дает целовать руку, 6 причин

Оскорбленная женщина не может понять: почему Батюшка не дает целовать руку? Ведь этот жест не должен расцениваться как лицемерие. Я дам Вам ответ в виде причин.

Никого не желая обидеть, мне хочется напомнить, что истинная христианская вера не терпит осуждения Батюшки.

Идя в Церковь, выстаивая службу, исповедуясь и причащаясь, Вы незримо общаетесь с Господом Богом.

Священник, в данном случае, выступает посредником между Вами и святостью.

А теперь шесть причин, согласно которым Батюшка не дает целовать свою руку.

* А Вы не задумывались над тем, что священнослужители тоже хворают.

Быть может, Вам отказали в милости, чтобы Ваши губы не коснулись зараженного (болезненного) участка на теле?

* Как мне сказала знакомая женщина, Батюшка прекрасно видит своих прихожан.

Некоторые посещают Храм постоянно, и он их знает в лицо.

Вполне возможно, что Батюшка не снизошел на подачу руки, узрев в Вас некую неподготовленность к православному Таинству.

* Через Божье искушение наносится удар по Вашей гордыне.

Мол, как это так- Батюшка не позволил мне поцеловать его руку! Значит, я изгнана из Церкви?

А какой- то дряхлой старушке он уделил достойное внимание.

Призадумайтесь, действительно ли Вы горделивы.

В следующий раз, придя в Храм без скорбных помыслов, Вы обязательно прильнете к руке праведного священнослужителя.

* Еще раз повторюсь, что я не хочу обидеть читателей этой страницы.

Но был еще один случай, свидетелем которого я оказался.

Молодой человек, с виду прилично одетый, часто отвлекался во время службы.

Батюшка это заметил, но, как Вы сами понимаете, продолжил работу.

Когда подошла очередь молодого человека, сразу было видно, что он настолько далек от православия, что просто копирует все движения за прихожанами.

Батюшка не дал поцеловать ему руку, аккуратно отдернув ее от приближающихся уст.

И нет тут ничего непонятного.

* Еще одна причина, отвечающая на поставленный вопрос.

В церковь ходят разные люди, в том числе и нетрезвые.

Им также может быть отказано в данной милости, а то и наложено требование покинуть Храм.

* Если Батюшка не сразу заметил, что Вы вошли в Церковь с непокрытой головой (это касается женщин) или без освященного нательного крестика (это касается всех), Вам будет отказано в причастии и исповеди, а также в поцелуе руки, который дается, как видите, далеко не каждому.

Материал подготовил я- Эдвин Востряковский.

Источники:

http://pravoslavie.ru/7431.html
http://semyaivera.ru/2019/05/19/posle-prichastiya-mozhno-li-tselovat-ruku-svyashhennika-i-ikony/
http://goldlass.ru/vopros-otvet/pochemu-batyushka-ne-daet-celovat-ruku.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector