Нравственные ценности. Ценностное ядро гражданского воспитания школьников
Ценностные основания гражданского воспитания школьников на уроках истории Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»
Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алимова О. А.
В данной статье раскрывается сущность формирования гражданского образования в учебно-воспитательном процессе.
Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алимова О. А.
Текст научной работы на тему «Ценностные основания гражданского воспитания школьников на уроках истории»
7. Шамова Т.И., Подчалимова Г.Н. Методологические подходы к организации профильного обучения // Завуч. – 2006. – № 3. – С.105-110.
ЦЕННОСТНЫЕ ОСНОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИСТОРИИ © Алимова O.A.*
Средняя общеобразовательная школа № 4 им. Героя Советского Союза И.С. Хоменко, г. Комсомольск-на-Амуре
В данной статье раскрывается сущность формирования гражданского образования в учебно-воспитательном процессе.
В долгосрочной перспективе система ценностей и взглядов оказывает на жизнь более глубокое влияние, чем субъективные знания и навыки.
Гражданственность представляет собой органический сплав высших родовых свойств человека, проявляющихся в его общественном бытии. Это – творческая активность, сознательность, солидарность, свобода и ответственность и т.д. Гражданская культура молодого поколения, как необходимость формирования его гражданственности должны стать истинно российскими духовными ценностями: служение отечеству, гражданский патриотизм, ответственность, высокое чувство долга.
В связи с этим гражданское образование нужно рассматривать как комплексное направление учебно-воспитательной работы, которое должно включать в себя элементы политологического, правового и нравственного образования, формировать необходимые умения и навыки жизни в демократическом пространстве на основе принципов толерантности, взаимопонимания, культурного релятивизма, бескорыстия, оказания помощи другим. Воздействуя на личность юного гражданина как целенаправленно, посредством специальных приемов обучения и воспитания, так и через спектр знаний, изучаемых различных дисциплин социально-гуманитарного и естественно-научного циклов. Гражданское образование должно способствовать воспитывающему обучению гражданина не только как патриота России, но и как представителя «ассоциированного человеческого сообщества». Главной идеей теории и практики воспитания становится развитие человека как самодостаточной личности в условиях рыночной экономики и демократической политической системы. Поэтому, необходимой и составной частью
* Учитель истории и обществознания.
гражданского образования-воспитания должно быть формирование личной ответственности гражданина за свое материальное и моральное благополучие.
Актуальность концептуального анализа гражданского образования как социокультурной ценности обусловлена его ценностно-целевой и функциональной направленностью по отношению к человеку, обществу, государству. Включенное в социум, гражданское образование оказывает влияние и участвует в формировании не только индивида, но и общества.
Более того, современное гражданское образование должно стать средством решения множества проблем каждого конкретного общества.
Видение в таких аспектах гражданского образования как социокультурного явления позволят выделить его функциональные составляющие:
1. познавательная, (как способ духовно-практического изменения действительности, приобретение знаний о государстве, обществе, праве);
2. нормативизация действий граждан, (выполняет нормативную и ориентационную функцию);
3. социализирующая (создание условий и предпосылок для социальной ориентации человека или социальной группы);
4. партиципативная (гражданское участие);
5. менталеобразующая (общественной памяти);
6. мировоззренчиская (предполагает формирование определенного типа гражданского, политического мировоззрения в соответствии с типом общественного устройства, идеологии, морали, и т.п.;
7. информативная (гражданское образование предполагает воспитание не просто образованных граждан, а хорошо информированных граждан);
9. ценностнообразующая (предполагающая не только ценность накопленных политических, правовых др. знаний и опыта практической деятельности, но и воспитание, привитие и воспроизводство основных общественных ценностей; политических, правовых, гражданских национальных, нравственных и др.) убеждений и установок; определяющихся типом общественного устройства и формирующих соответствующее гражданское поведение личности.
Образование как социокультурный институт выполняет свою социально-значимую функцию в системе общественных отношений и деятельности людей. Ценность образования (в том числе гражданского) связано с различными сферами общества: социально-экономической, политической, духовной и др. Ценность определяется таким уровнем образования, который способствует развитию человека, совершенствованию его «сущностных сил», в создании наиболее благоприятных условий для всестороннего развития личности ребенка. От того, какие ценности закладываются системой образования, воспитательной практикой в формирование будущих
поколений того или иного общества, зависит «вектор его развития». Более того, именно гражданское в большей степени ответственно за привитие и воспитание ценностей, значимых для общества, ведь ценность того или иного социокультурного явления заключается в том, что в нем (образовании) сосредоточено все то, что происходит в обществе, и как ни в каком другом явлении отражаются и проявляются все стороны общественной жизни, и именно от него в полной мере зависит благосостояние человека, общества и государства в целом.
Гражданское образование как социокультурная ценность:
1. выступает в качестве общего способа и самоиндентификации личности в современном обществе и достижения государственной идентичности в мировом цивилизационном пространстве;
2. является средоточием приоритетных и перспективных направлений обновления мировоззренческих ценностей и ориентиров и методологических принципов «в транзитный период»;
3. формирует духовное и предметно-практическое освоение мира на основе приобретаемых демократических знаний, навыков и умений актуальное для современных российских граждан;
4. реализует комплексный социогуманитарный подход, предполагающий интегративное содержание фундаментальных знаний и прикладные навыки по их применению;
5. выделяет такую предметность мира и социальных отношений, которые могут стать базой и ядром новых социомерных отношений.
Перефразируя, выступление В.В. Путина, на заседании Госсовета, 8.02.08 г, мы вправе сделать следующий вывод: Гражданское образование должно выступать средством социализации личности в современных условиях «транзитного развития общества» и представлять самый эффективный путь перестройки общественного сознания, социальных настроений в обществе, но лишь при условии, что процесс будет осуществляется компетентными участниками и осознание его произойдет на уровне государственного видения.
Школа – модель гражданского общества. Почти впервые в истории педагогики у школы появилась задача попытаться не только передать прошлое в будущее, но и попробовать создать будущее. Стать моделью будущих отношений, завтрашней этики, экономики, политики.
Особенностью современного этапа развития российского социума является значительный рост интереса к проблемам права не только среди педагогов, но и среди широкой общественности. Стало очевидным, что решение множества проблем в жизни страны во многом зависят от уровня сформированное™ гражданской позиции у подрастающего поколения. Всё это определено в конституции РФ, Национальной доктрине образования в РФ, государственной программе «Патриотическое воспитание граж-
дан РФ на 2001-2005 гг.», Программе развития воспитания в системе образования России на 2002-2004 гг.
Гражданское образование – одно из важнейших звеньев системы образования, объединяющее в себе образовательную и воспитательную функции. Ценностный подход в преподавании истории является условием гражданского воспитания школьников, позволяющим переводить преподавание истории из режима передачи знаний в режим воспитания. Ценностный подход направлен на достижение таких результатов учебно-воспитательного процесса, который ориентирует учащихся на гуманистические установки и активную гражданскую позицию.
Ценностный подход в педагогическом процессе включает:
– эффективное демократическое поле на уроках истории, предполагающее самоорганизацию детей и гуманистическое управление ученическим сообществом во время урока;
– развитие личности учителя, его помощников-учеников, всего классного коллектива в процессе урочной деятельности (развитие взаимоуважения, способность к компромиссу, проявление толерантности, способность принять чужое мнение и т.д.);
– ориентацию образовательного процесса на формирование и развитие гуманистических ценностей, осмысление знаний в ходе урочной и самостоятельной деятельности учащихся, на особенности культуры человеческого сообщества, потребности гражданского общества;
– отбор содержания и технологий в процессе преподавания истории, оказание положительного влияния на свободное сотрудничество при условии содружества педагогов и учеников, педагога с родителями, учащихся друг с другом и т.д. в едином образовательном пространстве урока.
Такой педагогический подход к преподаванию истории основываю на следующих принципах:
– принцип целостности – учебно-воспитательный процесс на уроке предполагает уравновешенное развитие всех сфер ребенка; интеллектуальной, морально-волевой, эмоциональной, ценностей, единение личностных и учебных достижений;
– принцип творчества – в процессе образовательного поля и учитель, и ученик могут предлагать различные варианты своего видения проблемы урока, а учащиеся включается в нее при помощи своей фантазии и детского мировоззрения.
Какие же ценностные основания, заложены в учебном предмете истории, необходимо выделить в качестве опорных в гражданском воспитании учащихся? В этой системе представлены фундаментальные правовые ценности: общественный порядок, обеспечивающий стабильное существова-
ние государства и общества, права как ценности каждого члена общества, законопослушания и стремление к свободе и др. В преподавании истории органично входят политические ценности, стимулирующие и направляющие борьбу между социальными группами, объединяющие и разъединяющие людей, обосновывающие политику как конструктивного, так и деструктивного характера. Перед учащимися «проходят свой исторический путь» интересны различных социальных групп и политических образований, наполняются разными смыслами такие ценности, как сословная гордость, классная солидарность, патриотизм и гражданственность, национальная гордость и национальное достоинство.
Через преподавание истории высказываются идеи приоритета общечеловеческих ценностей, выношенных в духовном опыте человечества, идеи политического диалога и консенсуса. В рамках ООН, прежде всего ЮНЕСКО, эти идеи приобрели даже форму концепции « Культура мира»-«Педагога мира». Ориентир на становление у школьников не только социально-гражданской компетентности, но и гражданственности требует такого отбора содержания образования, при котором обеспечивалось бы единство когнитивного, аксиологического (ценностного) и деятельностного компонентов содержания.
1. Российская газета. – 23.01.08. – № 12.
2. Розов Н.С. Философия гуманитарного образования. – М., 1993.
3. Каган М.С. О принципах разработки философской теории ценностей // Вестн. СпбГУ Сер. 6. – 1997. – № 13.
4. Проблема ценности в философии. – М.; Л.,1966.
5. Нардин В.Д. Гражданское образование, как социокультурная ценность // Материалы Межрегиональной научно-практической конференции 28 марта 2008 г. – Абакан. – С. 132.
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОСПИТАНИЯ В НЕПОЛНЫХ СЕМЬЯХ © Арефьева А.Г.*
Социально-реабилитационный центр «Красносельский», г. Москва
В последние годы специалисты обращают внимание на специфику положения в нашем обществе неполных семей. Негативные процессы
* Заместитель директора по социально-реабилитационной работе.
Формирование нравственных ценностей у младших школьников
Нравственное становление подрастающего поколения есть важнейшая составляющая развития современного общества. Социально необходимые требования общества должны превратиться во внутренние стимулы личности каждого ребенка – долг, честь, совесть, достоинство. Обозначенные ценности в свете современных негативных тенденций информационного общества становятся трудноформируемыми у подрастающего поколения. Так снижение доверия к учителю и взрослому в целом как к источнику информации, обязывают обновлять содержание и формы воспитательной работы, направленные на формирование нравственных ценностей.
Проблема нравственного воспитания подрастающего поколения была актуальна в обществе на любом этапе его развития. Сколько бы взрослые ни внушали ребенку, как ему следует жить и к кому относиться уважительно, до тех пор, пока ребенок не осознает эти ценности, пока они не станут личностными, результаты остаются недостаточными. Следовательно, ребёнку уже в младшем школьном возрасте необходимо помочь правильно сориентироваться в сложном социальном мире, а главное иметь свои сформированные нравственные ценности.
Вопрос о необходимости формирования нравственных ценностей обозначен в требованиях ФГОС НОО. Программа воспитания учащихся младшей школы должна быть ориентирована на нравственное развитие, и достигаться это должно органичным сочетанием разных видов урочной и внеурочной деятельности через совместную работу учителей, воспитателей и родителей, а также представителей общества [7].
Определим трактовку понятия нравственности. Психолого-педагогический словарь гласит: нравственность – это совокупность норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе на основе общественного мнения, стимулирующих или тормозящих их поведение и деятельность [5].
Б. Т. Лихачев считает, что нравственность конкретного человека есть «освоенная, внутренне принятая общественная мораль, регулирующая индивидуальное поведение, опирающаяся на мировоззренческие убеждения и чувство совести» [3].
Высоконравственный человек – это, прежде всего, истинно мыслящий человек, способный самостоятельно гармонично связать многообразные и противоречивые жизненные впечатления.
Особенность нравственного воспитания как психологической категории состоит в том, что она не столько связана с передачей общественно-исторического опыта, сколько с передачей «культурного кода» – тех ценностей, которые общество накапливало веками. Хотя сами по себе ценности в отрыве от жизни могут быть всего лишь пустой теорией, не прочувствованной и не подкрепленной житейским опытом. Например, школьник может понимать, что стариков обижать нельзя. Но поскольку он это еще не прочувствовал, не пропустил через свой внутренний мир – возникают конфликты с близкими, которые могут продолжаться, вопреки многочисленным наказаниям. Ценности школьника, пока они не стали его собственными, навязаны извне.
Путем постоянного нравственного выбора между правдой и ложью, добром и злом, состраданием и жестокостью, любовью и ненавистью, долгом и желанием формируется культурное ядро личности. Ребенок преодолевает жизненные противоречия и становится личностью. Вот почему формированию нравственных качеств должно уделяться особое внимание. Именно они, по мнению многих известных педагогов, определяют высшие принципы человеческой жизни, регулируют его поведение и деятельность.
Ребенок младшего школьного возраста очень восприимчив ко всем формам воспитания (эмоционально-ценностному, духовно-нравственному, гражданскому). Известно, что пережитое и усвоенное в детстве надолго закрепляется в памяти. По мнению Л. С. Выготского, переосмысление потребностей и переоценка ценностей – важный момент на этапе взросления. В 6-10 лет ребенок не просто познает сущность нравственных категорий, он учится оценивать свои и чужие поступки.
В этом возрасте у многих детей недостаточно развиты нравственные представления, нет осознанности общепринятых норм поведения и собственной ответственности; не сформировано умение воспринимать как самостоятельную ценность другого человека. Общение часто поверхностно и ограничивается дежурными фразами, хотя в соответствии с этапами развития к начальной школе ребёнок должен быть позитивно настроен к миру, другим людям и самому себе, иметь чувство собственного достоинства; ладить с другими ребятами и взрослыми, уметь договариваться. Но на деле этого не происходит или происходит только после замечаний взрослого. Решение данной проблемы лежит в психолого-педагогической работе с ребенком, одна из задач которой плавно подвести ребенка к мысли о том, что другие люди столь же ценны, сколько и он сам [6].
В психолого-педагогической литературе обозначается, что на формирование нравственных ценностных ориентаций существенно влияют три компонента: знания, эмоции и воля. На основе знаний у ученика складываются определенные представления о нравственных качествах.
Проявление чувств, особое эмоциональное состояние способны не только вызвать достаточно сильное переживание, но и стать побудительной силой действий, определяющей мотивацию поведения человека. Как результат изменение внутреннего мира человека.
Третий элемент становления ценностных ориентаций – внутренняя созидательная сила, воля. Они позволяют личности противостоять чуждым для нее формам поведения.
Основные критерии сформированности нравственных ценностей школьников были выделены Г. П. Ивановой и М. В. Курановой. К ним относятся: когнитивный, оценочно-эмоциональный, мотивационный и поведенческий [1].
Когнитивный критерий включает в себя знание и понимание смысла общечеловеческих духовно-нравственных ценностей, ориентацию на них. Показателями оценочно-эмоционального критерия являются суждения, выражающее отношение к нравственным ценностям; эмоциональная окраска нравственных представлений, глубина эмоциональных переживаний. Показатели мотивационного критерия – нравственные потребности и мотивы. Для поведенческого критерия свойственны собственные оценочные суждения; устойчивое поведение, ориентированное на известные нормы [4].
Таким образом, на основании данных критериев можно выделить основные психолого-педагогические условия формирования нравственных ценностей. Первое условие предполагает, что у учащихся будет сформирована система знаний о нравственных ценностях (когнитивный критерий).
Второе условие выражается в том, что младшие школьники научатся обсуждать (анализировать) свои поступки и поступки своих сверстников (оценочно-эмоциональный критерий).
Третье условие предполагает, что у учащихся будут сформированы моральные мотивы, которые руководят нравственными поступками человека, побуждают его размышлять, анализировать, давать оценку ситуации (мотивационный критерий). При этом важно развитие положительной мотивации учащегося к деятельности, так как благодаря ей ребенок сам стремится быть образцом нравственного поведения.
Четвертое условие состоит в том, что нравственные принципы будут закреплены в поведении ребенка (поведенческий критерий).
С целью оценки уровня сформированности нравственных ценностей у детей младшего школьного возраста на базе двух 3-х классов была проведена диагностика. В нашем исследовании приняло участие 50 учеников.
Изучение уровня сформированности когнитивного компонента проходило по методике «Определение нравственных понятий» И. С. Колмогорова. По результатам обследования были получены следующие результаты:
- 4% детей имеют достаточный объём представлений об основных нравственных ценностях;
- 26% детей имеют удовлетворительные представления об основных нравственных ценностях;
- 70% детей имеют низкий уровень представлений об основных нравственных ценностях.
Учащимся проще всего было объяснить такие понятия, как «доброта», «честность», «трудолюбие», «самостоятельность», «забота». Раскрывая смысл этих категорий, дети давали четкие ответы. Учащиеся отвечали, что быть добрым – значит помогать маме, пожилым людям, выручать других в трудную минуту; быть честным — значит не обманывать, говорить правду. На вопрос, что значит быть заботливым, дети отвечали, что это означает ухаживать за кем-то, заботиться об окружающих и о себе, делать что-то за другого, когда ему нездоровится.
Труднее детям было объяснить такие понятия как «справедливость», «находчивость», «организованность». Понимание этих понятий далеко от действительного. Например, дети отвечали: «Быть находчивым – это значит находить что-то».
Таким образом, можно сделать следующий вывод: дети мало знают об элементарных понятиях нравственности, не могут дать им определения. Наибольшие затруднения при выполнении данного теста вызвали такие понятия, как справедливость, находчивость и организованность.
Показатели оценочно-эмоционального критерия – суждения, характеризующие отношение к нравственным ценностям, эмоциональная окраска нравственных представлений, глубина эмоциональных переживаний [4]. Для изучения уровня оценочно-эмоционального компонента использовалась методика «Идеальный человек» (И.С. Колмогорова).
Большой процент детей нарисовали и описали образ, который сочетает в себе черты 2-3-х типов идеалов. В рисунках все названные типы были представлены в различных сочетаниях. В описании же давались преимущественно черты совершенно другого типа.
Результаты обследования с помощью данной методики убедительно показали, что понятия «идеал», «совершенство» еще не являются внутренне целостными, непротиворечивыми и глубоко осмысленными образованиями для детей данного возраста.
Показатели мотивационного критерия – нравственные потребности и мотивы, сочувствие, свидетельствующее об альтруистической направленности [4]. Для изучения уровня мотивационного компонента использовалась методика «Цветик–семицветик». Диагностика выявила, что большинство желаний детей носят личностный характер («Я хочу телефон», Я хочу свой планшет», «Я хочу каникулы» и пр.). Четверть желаний детей (25%) из экспериментальной группы и небольшой процент из контрольной группы (8%) были ориентированы на других людей («Хочу, чтобы вся моя семья была здоровой», “Чтобы у моего учителя было хорошее зрение”, “Мама жила долго ” и пр.).
Так как существенное время дети проводят в школе, то некоторые их желания связаны с этой темой («Я хочу, чтобы вся школа была дружной», «Я хочу учиться на «отлично», «Я хочу не переходить в другую школу» и пр.). И лишь малый процент желаний детей носят «общечеловеческий» характер («Мир во всём мире», «Я хочу, чтобы не было войны», «Я желаю, чтобы у всех была счастливая жизнь» и пр.).
Для поведенческого критерия характерны собственные оценочные суждения; устойчивость поведения, включающая в себя определенную неизменность в различных ситуациях (условиях); ориентированность на известные нормы поведения. Представление об уровне поведенческого компонента было получено с помощью методики «Моральная дилемма».
В ходе диагностики было выявлено, что дети понимают, что можно делать, а что нельзя. Между тем при учёте последствий большинство из них ещё не могут оценить мотивов поступка, что является необходимым условием решения моральных дилемм.
Результаты исследования вызвали необходимость разработки комплекса занятий по развитию нравственных качеств у детей младшего школьного возраста.
Программа «Ты да я, да мы с тобой» разработана для реализации в течение 1-го учебного года и нацелена на формирование нравственных ценностей у учащихся 3-4 классов. Программа включает в себя 12 внеурочных занятий, которые проводятся 1-2 раза в месяц. Каждое занятие посвящено одной из тем, связанных с нравственными категориями: дружба, доброта, щедрость, уважение, самостоятельность, ответственность и т. п. В процессе занятий происходит обучение равноправному общению и взаимоотношениям со сверстниками, воспитываются такие качества, как сочувствие и милосердие, уважение к старшим, умение находить выход из трудных ситуаций, проявлять силу воли и характер. В качестве дидактических материалов используются лучшие образцы детской литературы (произведения В. Осеевой, Е. Пермяка, С. Михалкова и др.), мультипликации и кинематографа, связанные с тематикой нравственности. Также предусмотрено множество творческих заданий, способствующих изучению психологических особенностей каждого ребенка. Программа предполагает такие формы работы, как диспут, игра, игра с последующей рефлексией, тестирование, мозговой штурм и другие. В дополнение к программе разработаны дидактические материалы в виде рабочей тетради.
1. Куранова М.В. “Формирование общечеловеческих добродетелей у младших школьников в учебно-воспитательном процессе” автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1999. 27 с.
2. Иванова Г.П. Освоение нравственных ценностей учащимися общеобразовательных школ в современных условиях. М.: Социум, 2001.-100 с.
3. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций / Учеб. пособие для студентов педагог, учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.:Юрайт-М, 2001.—607с.
4. Михайлова Е.В. “Педагогические условия формирования нравственных ценностей у младших школьников во внеурочной деятельности” автореф. дис. канд. пед. наук. М., 2007.
5. Рапацевич Е.С. Психолого-педагогический словарь / Сост. Е.С. Рапацевич.– Минск: Соврем. Слово. – 2006. – 928 с.
6. Холодкова О.Г. Становление ценностно-смысловой сферы личности младшего школьника: монография / О.Г. Холодкова. – Барнаул: АлтГПУ, 2015. – 167 с.
7. Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования: приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (ред. от 18.12.2012) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. – N 12. – 22.03.2010; Российская газета. – 2011. – 16 фев. – N 5408.
Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания обучащихся
Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок
Еженедельный призовой фонд 100 000 Р
« Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся»
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем современного общества. Перед семьей и школой стоит задача воспитания ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств и качеств личности школьника. Для решения данной задачи определены нравственные ценности, на которые просто необходимо ориентироваться при воспитании подрастающего поколения.
Духовно-нравственное воспитание – педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих, культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации.
Духовно-нравственное развитие – осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.
Целью духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования:
1) Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
2) Воспитание нравственных чувств и этического сознания;
3) Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
4) Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни;
5) Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);
6) Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Ценности содержания образования и ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, формируемые на ступени начального общего образования.
Основные ценности содержания образования, формируемые на ступени начального общего образования – это:
1) как общего дома для всех жителей Земли;
2) как мирового сообщества, представленного разными национальностями;
3) как принципа жизни на Земле.
Ценность человеческой жизни – как возможность проявлять, реализовывать человечность, положительные качества и добродетели.
Ценность любви к Родине, народу – как проявления духовной зрелости человека, выражающейся в осознанном желании служить Отечеству.
Дар слова – как возможность получать знания, общаться.
Ценность природы – осознание себя частью природного мира. Бережное отношение к природе как к среде обитания и выживания человека, как к источнику для переживания чувства красоты, гармонии.
Ценность семьи – как общности родных и близких людей, в которой передаются язык, культурные традиции народа, осуществляется взаимопомощь и взаимоподдержка.
Ценность добра – как проявление высшей человеческой способности – любви, сострадания и милосердия.
Ценность познания мира – ценность научного знания, разума, осуществление стремления человека к постижению истины.
Ценность красоты – как совершенства, гармонии, приведения в соответствие с идеалом, стремление к нему.
Ценность труда и творчества — как стремления к созидательной деятельности, нацеленной на создание условий для реализации остальных ценностей.
Ценность свободы выбора – как возможность совершать суждения и поступки в рамках норм, правил, законов общества.
Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания учащихся начальной школы согласуются с традиционными источниками нравственности, которыми являются следующие ценности:
патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);
социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);
гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);
семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);
труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);
наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);
традиционные российские религии (учитывая светский характер обучения в государственных и муниципальных школах, ценности традиционных российских религий принимаются школьниками в виде системных культурологических представлений о религиозных идеалах);
искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);
природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);
человечество (мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).
Процесс превращения базовых ценностей в личностные ценностные смыслы и ориентиры требует включения ребенка в процесс открытия для себя смысла той или иной ценности, определения собственного отношения к ней, формирования опыта созидательной реализации этих ценностей на практике. Ценностные ориентиры духовно-нравственного развития и воспитания определяются требованиями ФГОС и общим представлением о современном выпускнике начальной школы. Планируемые результаты воспитания ориентируются на следующие критерии:
1.Изменение в модели поведения школьника
– проявление коммуникативной активности при получении знаний;
– соблюдение культуры поведения и общения;
– проявление самостоятельности, инициативы, лидерских качеств;
-создание для реальной социально ценной деятельности и обеспечение формирования реально действующих мотивов.
2.Критерии изменения объёма знаний, расширение кругозора в области нравственности и этики
– использование полученной на уроках информации во внеурочной и внешкольной деятельности;
– осознанное понимание общечеловеческих ценностей;
– объективная оценка поведения реальных лиц, героев художественных произведений с точки зрения соответствия нравственным ценностям.
3.Изменения в мотивационной и рефлексивной сфере личности
– способность объективно оценивать поведение других людей и собственное;
– сформированность самоконтроля и самооценки.
Школе как социальному субъекту – носителю педагогической культуры, несомненно, принадлежит ведущая роль в осуществлении духовно-нравственного развития и воспитания ребенка. Уклад школьной жизни как уклад жизни обучающегося организуется педагогическим коллективом школы при активном и согласованном участии иных субъектов развития и воспитания (семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, традиционных религиозных и общественных организаций).
Важным условием духовно-нравственного развития и полноценного социального созревания является соблюдение равновесия между самоценностью детства и его своевременной социализацией. Первое раскрывает для человека его внутренний идеальный мир, второе – внешний, реальный. Соединение внутреннего и внешнего миров происходит через осознание и принятие ребенком базовой национальной ценности – культурной нормы, как своей собственной цели и желаемого будущего.
Основные направления духовно-нравственного развития и воспитания
обучающихся МОУ СОШ №1 г. Можайска
Общие задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся начальной школы классифицированы по направлениям, каждое из которых, будучи тесно связанным с другими, раскрывает одну из существенных сторон духовно-нравственного развития личности гражданина России.
Каждое из направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся основано на определенной системе базовых национальных ценностей и должно обеспечивать усвоение их обучающимися.
Организация духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся начальной школы в перспективе достижения национального воспитательного идеала осуществляется по следующим направлениям:
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека
любовь к России, своему народу, Можайскому району , служение Отечеству, правовое государство, гражданское обществ; закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремленность и настойчивость, бережливость.
Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни.
уважение родителей; забота о старших и младших; здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное и социально-психологическое.
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде
родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях
красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие.
Все направления духовно-нравственного развития и воспитания важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.
Занятие 1. Тема: “Герб и флаг России”.
Формировать устойчивый интерес и желание изучать государственную символику родного государства.
Расширять и обогащать знания детей о гербе и флаге России.
Обобщить элементарные представления детей о происхождении и функциональном назначении российского герба и флага, символическом значении цвета и образов (орёл, всадник).
Развивать наблюдательность, умение сравнивать, высказывать собственное мнение.
Закрепить умение и навыки в самостоятельной художественной деятельности, умение передавать в рисунке свое представление, добиваясь выразительности.
Воспитывать чувства патриотизма, любви к России, родному городу, гордости за родное отечество.
Наглядные пособия и материалы:
рисунки герба и флага России;
эмблемы детских команд; фишки для викторины;
Материал и оборудование:
баночки с водой,
цветные карандаши и.т. д.
Итак, внимание, вопросы викторины:
Какие отличительные знаки нашей Родины вы знаете? (Флаг и герб)
Что означает Российский флаг? (Единство страны)
Сколько цветов в Российском флаге?
Что означает белый цвет? (Мир и чистоту совести).
Синий цвет? (Небо, верность и правду).
Красный цвет? (Огонь и отвагу).
Что изображено на гербе? (Двуглавый орёл).
Что изображено на монетах?
Как называются монеты, на которых изображён всадник? (Копейка).
Для чего нужен герб? (Чтобы отличить одно государство от другого, монеты своей страны от иностранных монет, для печатей и т.д.)
Игровая разминка “Необычный рисунок”.
Занятие 2. Тема: “Знакомство с гербом и флагом родного города
Формировать устойчивый интерес и желание изучать государственную символику родного города.
Развивать наблюдательность, умение сравнивать, высказывать собственное мнение.
Совершенствовать умения владеть простейшими приемами техники “Цветные нитки”, самостоятельно выполнять работу по образцу.
Наглядные пособия и материалы.
Иллюстрации флага и герба Российской федерации, родного города.
Приложение 2. Занятие на тему «Древо рода. Родственные связи. Виды и степени родства»
Знакомство с понятием родства кровного и духовного (свойство, близочество) и с другими родственными наименованиями.
Изучение родственных связей по восходящей линии и боковым трех видов.
Продолжение работы над своей родословной.
таблица №1 «Таблица кровного родства»;
таблица № 2 « Перечень древних родственных наименований»;
таблица № 3 «Схема прямого родословия».
Формы организации деятельности учащихся:
встреча со священником;
Задачи, прогнозируемый результат:
Установи личности, имена, фамилии, годы жизни, место рождения, места жительства, образование, род занятий, национальность своих прямых предков.
Источники:
http://cyberleninka.ru/article/n/tsennostnye-osnovaniya-grazhdanskogo-vospitaniya-shkolnikov-na-urokah-istorii
http://e-koncept.ru/2017/770836.htm
http://infourok.ru/cennostnie-ustanovki-duhovnonravstvennogo-razvitiya-i-vospitaniya-obuchaschihsya-2036898.html