Новосибирские церкви и храмы. Часовня Николая Чудотворца в Новосибирске: история, фото

Архитектура Новосибирска

Вы здесь

Часовня Святого Николая Чудотворца

20 июля 1914 года в Новониколаевске была заложена на пересечении Николаевского проспекта и улицы Тобизеновской, ныне Красного проспекта и улицы Горького, часовня св. Николая. В 1913 году по всей России пышно отмечалось 300-летие Дома Романовых. По такому случаю городские власти Новониколаевска заказали в столице 25000 альбомов с видами города, а городское реальное училище стало именоваться реальным училищем имени 300-летия Дома Романовых.

Фундаментально решило увековечить эту дату благотворительное общество «Ясли». Оно начало ходатайствовать перед властями о разрешении построить часовню им. св. Николая. В октябре 1913 года Томское епархиальное управление уведомило городские власти о том, что оно разрешает обществу «Ясли» строительство часовни.

Несколько слов об обществе «Ясли». Это было благотворительное общество, которое ставило своей целью заботу о детях-сиротах. Работа велась на базе Покровской церкви, а в 1909 году рядом с ней было построено специальное здание. Руководителем приюта стала супруга известного городского врача и общественного деятеля М.В. Востокова М.П. Востокова. Существовал приют, в основном, на пожертвования горожан и церкви.

Для строительства часовни был создан общественный строительный комитет. Его членами были известные новониколаевские купцы: Вишняков, Маштаков, архитектор Ромман. План и смету на постройку составил архитектор А.Д. Крячков, а городской архитектор Ф.Ф. Рамман осуществлял наблюдение за строительством. Вишняков жертвовал кирпич на её строительство, а вся постройка должна была обойтись в 9 тыс. рублей. Она была выстроена в модернизированных стилистических формах новгородско-псковской архитектуры XII-XIVвв.

20 июля 1914 года состоялась закладка часовни (это событие было запечатлено местными фотографами, и снимки показывались затем в кинотеатре Махотина), а 27 октября 1915 года был подписан акт о приёмке здания. Часовня пользовалась большой популярностью у горожан. Если первоначально она была приписана к Александро-Невской церкви, то из церковной ведомости 1920 года видно, что это была самостоятельная часовня с приходом в 5 тысяч горожан.

Стоит отметить, что часовня, судя по документам, создавалась в память 300-летия Дома Романовых, а не потому, что в точке пересечения двух городских улиц якобы находился географический центр Российской империи. Легенда о географическом центре Российской империи на месте часовни появилась в советское время.

Не просуществовав и 15 лет, часовня была закрыта и сломана. Первый мощный удар по экономическому могуществу церкви новая власть нанесла, воспользовавшись голодом 1921 года, когда были изъяты церковные богатства. В конце 20-х годов, когда сталинское руководство начало свои страшные эксперименты по индустриализации и коллективизации, церковь ожидал новый сокрушающий удар. Была организована кампания по закрытию церквей и репрессиям против священнослужителей. В качестве примера можно привести протоколы собрания женщин в пригородном селе Бугры, которое постановило закрыть церковь как рассадник дурмана и одурачивания трудящихся масс, противника бурного роста коллективизации. Колокола было решено снять и отдать промышленности. Более решительно призывало действовать собрание граждан в селе Сенчакском: «Попа Рафаила как контрреволюционера немедленно расстрелять. Граждан старого и нового церковного совета передать следственным органам, церковь переоборудовать в клуб». Подобные постановления принимались и на собраниях рабочих и служащих в Новосибирске. Так, протокол общего собрания рабочих-строителей от 12.01.1930 года утверждал, что «вокруг церкви сгруппировался сброд бывших, которые ведут под прикрытием религии бешеную борьбу с Советской властью». Рабочие требовали передать культовые здания под культурные учреждения, а весь религиозный «актив» взять на учёт.

Из переписки между руководством Новосибирского окрисполкома и Сибкрайисполкома в начале 1930 года видно стремление властей как можно быстрее удовлетворить подобные требования, не останавливаясь перед нарушением советских же законов. Власти понимали, что в противном случае может наступить спад в настроениях масс. И вот здесь на пути совпарторганов вставал даже такой отобравший у церкви все права закон, как постановление ВЦИК от 1929 года «О религиозных объединениях». Согласно этому постановлению закрытие церкви представляло довольно длительную процедуру. Поэтому местные власти требовали упростить процедуру закрытия церквей. Для этого, по их мнению, хватило бы только ходатайства бедняков. Такого же мнения придерживалось и НКВД.

В ходе этой кампании, основываясь на так называемом мнении трудящихся, президиум Новосибирского окрисполкома 9 ноября 1929 года принял решение о сносе часовни. 27 декабря 1929 года это решение Новосибирского окрисполкома было утверждено президиумом Сибкрайисполкома. 30 января 1930 года газета «Советская Сибирь» в статье «Конец часовни» сообщила: «Вчера в 4 часа дня началась ломка часовни на Красном проспекте». Затем на месте часовни стояла статуя «Комсомолец», но недолго. Она была заменена статуей «вождя народов», которую в 50-х годах убрали.

21 сентября 1991 г. состоялся крестный ход от Вознесенского кафедрального собора и освящение закладного камня в основании восстанавливаемой часовни. В июле 1993 года часовня была отстроена заново. Новый проект выполнил архитектор П. А. Чернобровцев. Правда, расположение и ориентация часовни несколько изменились. Раньше часовня была ориентирована по сторонам света. Теперь ориентация — по линии Красного проспекта.

Часовня святителя Николая Чудотворца (Новосибирск, Красный проспект). Фото: Туаев Дмитрий

Читать еще:  Толкование сна куница в сонниках. Истолкование по соннику майя

Часовня святителя Николая Чудотворца (Новосибирск, Красный проспект). Фото: Степанов Слава

Часовня во имя Святителя и Чудотворца Николая

Сибиряк – 03.12.2014 27.09.2018

Мало ли кто, знает, что небольшая православная часовня, расположенная на главной улице Новосибирска – Красном проспекте, является не только главным символом сибирской столицы, но и когда-то была географическим центром всей Российской Империи.

Часовня во имя Николая Чудотворца Источник:tvoi54.ru

Часовня во имя Святителя и Чудотворца Николая – один из главных символов духовной жизни новосибирцев, а также своего рода маяк для гостей города. Каждый, кто хотя бы раз в жизни побывал в нынешнем Новониколаевске, видел это величайшее сооружение, в котором чувствуется вся мощь русского духа. Ведь часовня считалась на 1913 год географическим центром Российской Империи . Сегодня же данный географический центр Российской федерации находится на юго-восточном берегу озера Виви, в Эвенкийском районе Красноярского края, где установлен соответствующий памятный знак Географический центр России.

Часовня во имя Святителя и Чудотворца Николая Источник: www.sobory.ru

Для России возведение этой часовни было настолько знаменательным, как и каждая проведенная реформа, ведущая к улучшению жизни в стране. Если вновь обратиться к истории, то Новосибирск — это город, через который пролег Великий сибирский путь. Его основателем стал Император-Миротворец – Александр III. В память о нем последний русский царь, его сын – Николай II возводил храмы, устанавливал памятники. И казалось, уже было построено столько памятников и архитектурных сооружений, что память об основателе Транссиба останется на долгие годы. Однако, близилась 20-я годовщина закладки железнодорожного моста через реку Обь. Да-да, того самого, через который многие проезжали на поезде, путешествую по Великому сибирскому пути, а также Императорской дому династии Романовых исполнялось 300 лет. Казалось, что еще можно придумать к празднованию этих дат.

Благотворительное общество «Ясли» начало ходатайствовать перед властями о разрешении построить часовню имени святого Николая в связи с 300-летием Дома Романовых в 1913 году. Город был назван в честь святого покровителя царствующего императора Николая II, поэтому во имя именного Николая Чудотворца и было решено возвести часовню. В октябре 1913 года было получено формальное разрешение на строительство от Томского епархиального управления.

Проект безвозмездно составил известный архитектор А. Д. Крячков. В общественный строительный комитет вошли известные новониколаевские купцы М. Л. Вишняков, З. М. Джурич, В. Н. Цевковский, Г. Д. Маштаков, И. М. Некрасов и Д. Е. Барабанов, а также инженер Ф. Ф. Рамман, которому, как городскому архитектору, поручался строительный контроль за ходом сооружения часовни. Большую часть работы по устройству часовни взяли на себя городской голова А. Г. Беседин, протоиерей Покровской церкви Диомид Чернявский — председатель Правления общества «Ясли» и начальница приюта «Ясли» М. В. Востокова.

Часовня во имя Святителя и Чудотворца Николая Источник: http://turizm.ngs.ru/novosibirsk/sights/prochee-chasovnya-svyatogo-nikolaya-2966/

Впервые в истории Новониколаевска был использован метод «народной стройки». Так, усилиями населения города были получены бесплатные железнодорожные билеты на провоз колоколов. Благословение на строительство дал епископ Томский и Алтайский Анатолий, который также прислал в дар икону святого Николая с частицей мощей великомученика и целителя Пантелеимона.

6 декабря или по старому стилю 19 декабря 1914 года (на Николу Зимнего) состоялось торжественное освящение часовни. Казалось бы, всего за каких-то 6 месяцев удалось возвести такое триумфальное архитектурное произведение, которое в последствии стало символом города.

Часовня во имя Святителя и Чудотворца Николая Источник: www.sobory.ru

Первоначально часовня была приписана храму святого Александра Невского, где до освящения часовни находилась икона святого Николая. Впоследствии часовня стала самостоятельным приходом. Если сравнить строительство и часовни и храма, то можно проследить линию единства и духовности сибирского народа. Благодаря такому неравнодушия и строились великие сооружения нашей страны.

Но, как и всегда, в истории нашей страны были и печальные страницы, которые многие назовут годами «перемен» и «лучшей жизни», а для кого-то — это страницы гори и позора.

С приходом советской власти страна попадет в хаос. Оказывается, что никакого Бога нет, прочь монархия, священнослужители – немецкие шпионы, враги народа, а культурное наследие той царской «загнивающей» России никому не нужны. Под такими настроениями лучшие умы садились на пароходы и поезда и покидали нашу Великую страну. А символы духовности и единства той эпохи начали уничтожаться.

Часовня Святого Николая, вид с крыши «Дома Ленина» (между 1925—1929 гг.) Источник:ru.wikipedia.org/wiki/Часовня_во_имя_Святителя_и_Чудотворца_Николая_(Новосибирск)

Город Новониколаевск не стал каким-то исключением из правил «красного террора».

В советское время часовня Николая Чудотворца была закрыта. А 9 ноября 1929 года на заседании Новосибирского окрисполкома было одобрено постановление горсовета о сносе часовни на Красном проспекте «учитывая пожелания трудящихся масс и считаясь с благоустройством города» Опись от 3 февраля 1930 года свидетельствует о том, что было конфисковано абсолютно всё имущество прихода.

В процессе уничтожения часовни местные советские и партийные органы нарушили закон. Постановление ВЦИК от 1929 года «О религиозных объединениях» предполагалось довольно длительная процедура закрытия церкви. Но городским властям необходимо было завершить дело как можно быстрее. 27 декабря 1929 года решение Новосибирского окрисполкома было утверждено президиумом Сибкрайисполкома .

Читать еще:  Оглашение перед крещением крестных родителей. Катехизация обязательна, но должна быть бесплатной

Снос здания начался через два года — 29 января 1930 года.

На месте красовавшейся ранее часовни недолгое время находилась статуя «Комсомолец». Позже установили памятник И. В. Сталину, который был убран в 1950-х годах.

Фигура комсомольца-молотобойца на месте разрушенной часовни (между 1930—1938 гг.) Источник:ru.wikipedia.org/wiki/Часовня_во_имя_Святителя_и_Чудотворца_Николая_(Новосибирск)

Но православной часовне Николая Чудотворца суждено было возродиться, словно фениксу из пепла.

21 сентября 1991 г. В Новосибирске состоялся крестный ход от Вознесенского кафедрального собора к месту закладки часовни, также был совершён чин освящения закладного камня в основание восстанавливаемой часовни. Архитектурный проект уже «новой» часовни выполнил П. А. Чернобровцев, а роспись произвел его отец, художник-монументалист — А. С. Чернобровцев.

Часовня восстановили за два года после состоявшегося крестного хода. Случилось это в 1993 году к 100-летнему юбилею Новосибирска (Новониколаевска).

Крестный ход по Красному пропекту Источник: novosibirsk.bezformata.ru

Сегодня восстановленная часовня во имя Николая Чудотворца находится немного в другом месте, дальше от перекрёстка, где она располагалась изначально. Напомним, что исторически часовня во имя Святителя и Чудотворца Николая находилась на пересечении Новониколаевского проспекта и Тобизеновской улицы. Сейчас это Красный проспект и улица М.Горького.

В 2002 году столица Сибири стала центром празднования Дня славянской культуры и письменности. Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II принёс в дар Новосибирску икону святого Николая. А еще через год наместник Свято-Данилова монастыря в Москве архимандрит Алексий доставил в город частицу святых мощей Николая Чудотворца, которые потом были помещены в икону.

Часовня во имя Святителя и Чудотворца Николая Источник: www.sobory.ru

Архитектура восстановленной часовни очень своеобразная. Мастера старались восздать ее такой, какой она украшала славный город Новониколаевск. Часовня стоит на цоколе — возвышении, облицованном камнем, имеющим «рваную» фактуру. К ее входу ведёт паперть, представляющая собой ряд ступеней. Над входом, в полукруглой арке, находится изображение Святителя и Чудотворца Николая, выполненное в очень необычной и традиционной технике мозаики.

Здание часовни было выполнено из кирпича, отштукатурено и побелено. Фасады завершаются закомарами в виде арок, которые имеют плавные изгибы и остроконечное завершение в верхней части.

Объём здания часовни увенчан куполом, покоящимся на круглом высоком барабане, прорезанном восемью высокими и узкими окнами.

Часовня во имя Святителя и Чудотворца Николая Источник: www.sobory.ru

Сегодня вокруг часовни Николая Чудотворца можно видеть очень много позирующих пар молодоженов, ведь это место очень любят свадебные фотографы. Шикарные снимки ведь получаются.

Молодожены Фотограф: А.Ханжина

В православные праздники к часовне по Красному проспекту совершается крестный ход. Новосибирцы очень дорожат своим символом.

Часовня Николая Чудотворца Источник: news.ngs.ru

6 декабря 2014 года часовня во имя Святителя и Чудотворца Николая отмечает 100-летнюю годовщину.

НОВОСИБИРСК в фотозагадках. Краеведческий форум – история Новосибирска, его настоящее и будущее

Меню навигации

Пользовательские ссылки

Информация о пользователе

Часовня святителя Николая Чудотворца

Сообщений 1 страница 50 из 82

Поделиться121-07-2009 00:04:07

  • Автор: Алич
  • Администратор
  • Рейтинг:
  • Откуда: Трехгорный
  • Зарегистрирован: 18-07-2009
  • Сообщений: 520
  • Уважение: +88
  • Позитив: +12
  • Пол: Мужской
  • Провел на форуме:
    10 дней 14 часов
  • Последний визит:
    14-09-2019 13:30:12

Часовня святителя Николая Чудотворца >>> Скульптура комсомольца-молотобойца >>> Памятник Сталину >>> Часовня святителя Николая Чудотворца

Поделиться223-08-2009 18:00:41

  • Автор: Галыч
  • Участник
  • Рейтинг:
  • Откуда: Новосибирск
  • Зарегистрирован: 19-07-2009
  • Сообщений: 1421
  • Уважение: +442
  • Позитив: +50
  • Пол: Мужской
  • Провел на форуме:
    1 месяц 2 дня
  • Последний визит:
    15-01-2020 19:37:41

Часовня святителя Николая Чудотворца (Красный проспект).

Закладка на Николаевском проспекте часовни в честь святителя и чудотворца Николая, состоявшаяся 20 июля 1914 г., была приурочена к празднованию 300-летия царствующего Дома Романовых. Часовня сооружалась на пожертвования верующих. План и смету на постройку составил архитектор А. Д. Крячков, а городской архитектор Ф. Ф. Рамман осуществлял наблюдение за строительством.

Освящение часовни состоялось 6 декабря 1914г. Ко дню освящения епископ Томский Анатолий прислал в дар часовне икону святителя Николая с частицей мощей.

9 ноября 1929 г. Новосибирским окрисполкомом было принято постановление о сносе часовни, и вскоре она была разрушена.

21 сентября 1991 г. состоялся крестный ход от Вознесенского кафедрального собора и освящение закладного камня в основании восстанавливаемой часовни. Новый проект выполнил архитектор П. А. Чернобровцев. Строительство было завершено в 1993 г., к празднованию 100-летия Новосибирска.

Поделиться305-09-2009 16:29:42

  • Автор: Галыч
  • Участник
  • Рейтинг:
  • Откуда: Новосибирск
  • Зарегистрирован: 19-07-2009
  • Сообщений: 1421
  • Уважение: +442
  • Позитив: +50
  • Пол: Мужской
  • Провел на форуме:
    1 месяц 2 дня
  • Последний визит:
    15-01-2020 19:37:41

Статья из газеты “Вечерний Новосибирск” от 20.07.92

20 июля 1894 года после торжественного молебна состоялась закладка железнодорожного моста через реку Обь, а через 20 лет 20 июля 1914 года была заложена на пересечении Николаевского проспекта и улицы Тобизеновской, ныне Красного проспекта и улицы Горького, часовня св. Николая.

В 1913 году по всей России пышно отмечалось 300-летие Дома Романовых. По такому случаю городские власти Новониколаевска заказали в столице 25000 альбомов с видами города, а городское реальное училище стало именоваться реальным училищем имени 300-летия Дома Романовых. Фундаментально решило увековечить эту дату благотворительное общество “Ясли”. Оно начало ходатайствовать перед властями о разрешении построить часовню им. св. Николая (это имя носил царствующий император и город, названный в его честь). В октябре 1913 года Томское епархиальное управление уведомило городские власти о том, что оно разрешает обществу “Ясли” строительство часовни.

Читать еще:  К чему снится большая рыба во сне. Малый Велесов сонник Почему во сне снится Рыба

Несколько слов об обществе “Ясли”. Это было благотворительное общество, которое ставило своей целью заботу о детях-сиротах. Работа велась на базе Покровской церкви, а в 1909 году рядом с ней было по строено специальное здание. Руководителем приюта стала супруга известного городского врача и общественного деятеля М., В. Востокова М. П. Востокова. Существовал приют, в основном, на пожертвования горожан и церкви. В настоящее время на месте приюта стоит кирпичное здание медучилища № 3.

Для строительства часовни был создан общественный строительный комитет. Его членами были известные новониколаевские купцы: Вишняков, Маштаков, архитектор Ромман. Ромману, как городскому архитектору, поручался строительный контроль за ходом сооружения часовни. Вишняков жертвовал кирпич на ее строительство, а вся постройка должна была обойтись в 9 тыс. рублей. 20 июля 1914 года состоялась закладка часовни (это событие было запечатлено местными фотографами и снимки показывались затем в кинотеатре Махотина), а 27 октября 1915 года был подписан акт о приемке здания. Часовня пользовалась большой популярностью у горожан. Если первоначально она была приписана к Александро-Невской церкви, то из церковной ведомости 1920 года видно, что это была самостоятельная часовня с приходом в 5 тысяч горожан. Здесь мне хотелось бы уточнить один важный момент в истории часовни. Часовня, судя по документам, создавалась в память 300-летия Дома Романовых, а не потому, что в точке пересечения двух городских улиц якобы находился географический центр Российской империи. Легенда о географическом центре Российской империи на месте часовни появилась в советское время и, причем, сравнительно недавно.

Не просуществовав и 15 лет, часовня была закрыта и сломана. Первый мощный удар по экономическому могуществу церкви новая власть нанесла, воспользовавшись голодом 1921 года, когда были изъяты церковные богатства. В конце 20-х годов, когда сталинское руководство начало свои страшные эксперименты по индустриализации и коллективизации, церковь ожидал новый сокрушающий удар. Была организована кампания по закрытию церквей и репрессиям против священнослужителей. В качестве примера можно привести протоколы собрания женщин в пригородном селе Бугры, которое постановило закрыть церковь как рассадника дурмана и одурачивания трудящихся масс, противника бурного роста коллективизации. Колокола было решено снять и отдать промышленности. Более решительно призывало действовать собрание граждан в селе Сенчакском: “Попа Рафаила как контрреволюционера немедленно расстрелять. Граждан старого и нового церковного совета передать следственным органам, церковь переоборудовать в клуб”. Подобные постановления принимались и на собраниях рабочих и служащих в Новосибирске. Так. протокол общего собрания рабочих-строителей от 12.01.1930 года утверждал, что “вокруг церкви сгруппировался сброд бывших, которые ведут под прикрытием религии бешеную борьбу с Советской властью”. Рабочие требовали передать культовые здания под культурные учреждения, а весь религиозный “актив” взять на учет.

Из переписки между руководством Новосибирского окрисполкома и Сибкрайисполкома в начале 1930 года видно стремление властей как можно быстрее удовлетворить подобные требования, не останавливаясь перед нарушением советских же законов. Власти понимали, что в противном случае может наступить спад в настроениях масс. То есть искусстенно вызванный настрой против церкви угаснет. И вот здесь на пути совпарторганов вставал даже такой отобравший у церкви все права закон, как постановление В ЦИК от 1929 года “О религиозных объединениях”. Согласно этому постановлению закрытие церкви представляло довольно длительную процедуру. Поэтому местные власти требовали упростить процедуру закрытия церквей. Для этого, по их мнению, хватило бы только ходатайства бедняков. Такого же мнения придерживалось и НКВД.

В результате этой политики борьбы с религией десятки тысяч храмов были закрыты, а сотни тысяч священников, как контрреволюционеры, арестованы. Гонения на церковь в СССР привели к тому, что в 1930 году римский папа Пий XI призвал всех верующих к крестовому наверное, т. е. призвал молиться за облегчение положения русского народа. Долгое время наша пропаганда опускала слово молитв в этом документе, и в итоге получалось, что Пий XI призывал к вооруженному наверное против СССР.

В ходе этой кампании, основываясь на так называемом мнении трудящихся, президиум Новосибирского окрисполкома 9 ноября 1929 года принял решение о сносе часовни. 27 декабря 1929 года это решение Новосибирского окрисполкома было утверждено президиумом Сибкрайисполкомз. 30 января 1930 года газета “Советская Сибирь” в статье “Конец часовни” сообщила: “Вчера в 4 часа дня началась ломка часовни на Красном проспекте”. Затем на месте часовни стояла статуя “Комсомолец”, но недолго. Она была заменена статуей “вождя народов”, которую в 50-х годах убрали раз и навсегда. И только теперь мы приступаем к восстановлению часовни, возвращаясь к своим нравственным истокам.

Источники:

http://nsk.novosibdom.ru/node/327
http://etosibir.ru/chasovnya-vo-imya-svyatitelya-i-chudotvortsa-nikolaya/
http://nsk-kraeved.ru/viewtopic.php?id=26

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: