Новомученики 20 века сибирь. Увековечение памяти новомучеников и исповедников церкви русской в новосибирской митрополии

Итоговый документ секции «Увековечение памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской и всех пострадавших в годы гонений»

Секция «Увековечение памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской и всех пострадавших в годы гонений» была проведена в рамках направления «Жизнь Церкви и святоотеческое наследие» XXV Международных Рождественских образовательных чтений 26 января в Аванзале Храма Христа Спасителя.

Целью ее организации стал анализ работы, проведенной по реализации решений Архиерейского собора 2011 по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской и всех невинных жертв политических репрессий XX века. Возглавили работу секции настоятель храма Новомучеников и Исповедников Церкви Русской в Бутове, член Синодальной комиссии по канонизации святых протоиерей Кирилл Каледа и Игорь Владимирович Гарькавый, директор Мемориального центра «Бутово», член Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской.

В работе секции приняли участие более ста человек, представители 45 епархий Русской Православной Церкви: Московской городской и Московской областной, Нижегородской, Пензенской, Екатеринбургской, Саратовской, Пермской, Калужской, Ханты-Мансийской, Липецкой, Выксунской, Новосибирской, Воронежской и многих других епархий на территории России, а также из Рижской (Латвия) и Бобруйской (Беларусь) епархий и из Русской Православной Церкви Заграницей.

В докладах, прозвучавших на секции, среди главных тем была отмечена работа, проводимая Церковью на местах захоронений пострадавших в ходе политических репрессий XX века. Эти братские могилы должны стать местами памяти и покаяния всего нашего народа. Церковь ведет в этом направлении систематическую работу совместно с государственными и общественными структурами в рамках принятой Правительством России в 2015 г. Концепции государственной политики по увековечению памяти жертв политических репрессий. Важно не только обозначить и освятить эти места установкой в них памятных храмов, часовен, поклонных крестов или мемориальных знаков, но и провести работу по созданию музейных экспозиций или, как минимум, по установке информационных стендов. Эти формы работы нужно совместить с проведением различных общественных мероприятий, которые способны привлечь внимание к подобным объектам. В этом отношении был признан важным опыт Бутовского полигона, где с 2012 г. 30 октября, в День памяти жертв политических репрессий, проводится акция «Голос памяти», включающая в себя чтение имен и инсталляции с фотопортретами пострадавших. В этой связи хотелось бы отметить и новый проект Музея святости и исповедничества на Урале в ХХ веке Екатеринбургской епархии, который провел в 2016 г. акцию «Последний портрет». В ходе акции на месте массовых захоронений «12 километр» были установлены фотопортреты казненных. В дополнение к этому Музей провел масштабную промоакцию в социальных сетях, благодаря чему экспозиция вызвала широкий резонанс в СМИ, многие неравнодушные люди проявляли особое попечение о тех или иных портретах, оплачивая их подготовку к экспонированию. Также был признан важным опыт Саратовской епархии по организации молитвенного поминовения всех священнослужителей епархии, пострадавших в годы лихолетья.

Узнать больше о подвиге новомучеников Церкви Русской позволяют стационарные и передвижные выставки. Положительные примеры такого рода последних лет – выставки «Преодоление» (подготовленная ПСТГУ совместно с Музеем современной истории России) и «Неперемолотые» (Преображенское Содружество православных братств, Культурно-просветительский фонд «Преображение»), вызвавшие большой интерес аудитории как внутри страны, так и за рубежом.

При этом не менее важным является переосмысление символического пространства городов и сел, через установку различных мемориальных знаков и памятников. Исключительно важным в рамках всей нашей Церкви участники секции признали проект установки мемориальных знаков – «скрижалей». Эти информационные знаки в форме креста, указывающие, где и когда служили пострадавшие за веру и Церковь священнослужители и миряне, уже устанавливаются на храмах во многих епархиях. В Московской епархии это начинание было благословлено Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом.

Важным с точки зрения увековечения памяти новомучеников и воспитания почитания их памяти у подрастающего поколения признан опыт освящения престолов домовых храмов православных школ в честь новомучеников и исповедников Церкви Русской. Так, два года назад в новопостроенном здании Троицкой православной школы престол домового храма был освящен в честь Царственных страстотерпцев. При храме в школе постоянно действует выставка, посвященная Царской семье и их верным слугам.

Год столетия революционных событий должен стать годом примирения. Но это примирение предполагает и осмысление того, что произошло в XX веке. Одним из шагов в этом направлении может стать установка памятников пострадавшим за веру и Церковь. Один из таких проектов реализуется в Пензенской епархии, где перед возрожденным собором г. Пензы, запланирован памятник Новомученикам земли Пензенской и всем пострадавшим в годы гонений.

Еще одно направление работы, которое обсуждалось на секции и было признано важным, связано с сохранением исторической памяти Церкви об эпохе мучеников и исповедников. С этим связан новый проект храма Новомучеников и Исповедников Церкви Русской в Бутове по сбору устной истории и создания интернет-портала «Русская Церковь в советское время: воспоминания и свидетельства», который стал победителем конкурса «Православная инициатива 2015-2016» и реализуется при поддержке фонда «Соработничество». В рамках проекта записываются интервью со свидетелями эпохи, современниками и учениками новомучеников и исповедников, хранителями церковного предания и традиций.

Заслушанные на секции доклады показали, что в последние годы были инициированы новые проекты, направленные на увековечение памяти исповедников веры. Во многих епархиях созданы музеи памяти новомучеников или разделы соответствующего направления в церковно-краеведческих музеях. Проходят лектории, устанавливаются памятники и мемориальные знаки. Однако еще больше предстоит сделать, учитывая непрекращающиеся попытки оправдать преступления совершенные богоборцами против Церкви и общества в XX веке. До сих пор этой работе мешает отсутствие полного доступа к документам архивов различного уровня и ведомственной принадлежности. Следует пересмотреть законы и подзаконные акты, затрудняющие работу с архивными документами по эпохе гонений для того, чтобы самые широкие круги общества могли узнать обстоятельства жизни и подвига исповедников веры советской эпохи.

Читать еще:  Участники «Битвы экстрасенсов» о фильме «Пиковая дама: Черный обряд. Джулия Ванг: «Пиковая Дама - не выдумка, это квантовая физика

Особую важность эта работа приобретает в наступающем году, когда весь мир вспоминает и столетие Октябрьского переворота 1917, и восьмидесятилетие массовых казней 1937 года. Это не просто очередные круглые даты, это призыв к большой работе по осмыслению прошлого. К этой работе мы подходим с осознанием того, что, только усвоив опыт новомучеников и исповедников Церкви Русской, можно дать христианскую оценку истории XX века и событиям современности.

На секцию была принесена святыня: от Гатчинской епархии храму Живоначальной Троицы в с. Горетова Можайского района Московской области была передана в дар частица мощей преподобномученицы Марии Гатчинской, которую благоговейно принял клирик храма протоиерей Илья Шапиро. Участники секции пропели святой величание.

В продолжение работы секции 30 января прошла методическая экскурсия по территории мемориального комплекса «Бутовский полигон». Ее провел настоятель храма Новомучеников и исповедников Церкви Русской протоиерей Кирилл Каледа. После состоялось чаепитие, во время которого произошел живой обмен мнениями по теме семинара, в том числе произошло обсуждение итогового документа секции по увековечению памяти Новомучеников и исповедников Церкви Русской.

МАТЕРИАЛЫ СЕКЦИИ:

  1. Протоиерей Кирилл Каледа, настоятель храма Новомучеников и исповедников Российских в Бутове. «Увековечение памяти новомучеников как проблема и задача. Опыт церковно-общественного мемориала в Бутово» (СМОТРЕТЬ ВИДЕО) .
  2. Протоиерей Илья Шапиро, клирик храма Живоначальной Троицы в с. Горетова Можайского района Московской области. «Опыт установки мемориальных знаков памяти новомучеников (“скрижалей”) в Московской епархии» (СМОТРЕТЬ ВИДЕО) .
  3. Гарькавый Игорь Владимирович, директор Мемориального центра «Бутово», член Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской. «Портал “Русская Церковь в советское время” как путь актуализации устного предания Церкви о эпохе новомучеников и исповедниковXXвека» (СМОТРЕТЬ 1-ю ЧАСТЬ ВИДЕО) .
  4. Иеромонах Аркадий (Логинов), проректор Екатеринбургской духовной семинарии; Иванова Оксана Витальевна, автор основной экспозиции Музея святости и исповедничества и подвижничества на Урале в ХХ веке. «Новые формы и нестандартные практики увековечения памяти новых мучеников Церкви Русской. На примере Музея святости, исповедничества и подвижничества на Урале в ХХ веке (Екатеринбург)» (СМОТРЕТЬ 2-ю ЧАСТЬ ВИДЕО).
  5. Протоиерей Леонид Царевский, настоятель храма Казанской иконы Божией Матери в Пучково, Московская городская епархия. «Опыт почитания подвига новомучеников и исповедников Цекрви Русской в жизни прихода» (СМОТРЕТЬ 1-ю ЧАСТЬ ВИДЕО) .
  6. Иерей Максим Плякин, секретарь Саратовской епархиальной комиссии по канонизации подвижников благочестия. «Как сделать актуальной память о новомучениках? Опыт работы Саратовской епархии» (СМОТРЕТЬ 2-ю ЧАСТЬ ВИДЕО) .
  7. Балашова Елена Григорьевна, специалист Синодального отдела религиозного образования и катехизации, аспирант Московского Православного института св. Иоанна Богослова. «Память о новомучениках Высоко-Петровского монастыря. Москва, Алатырь, Суслово. Взгляд паломника» (СМОТРЕТЬ ВИДЕО) .

В Новосибирске состоялась конференция, посвященная памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской

Организаторами форума выступили Новосибирская Митрополия Русской Православной Церкви, Управление культуры Новосибирской области, Институт Истории СО РАН, Исторический парк «Россия – моя история» в Новосибирске, Новосибирская государственная областная научная библиотека.

Организаторов и гостей форума приветствовал митрополит Новосибирский и Бердский Никодим.

Владыка сердечно поблагодарил всех, кто откликнулся принять участие в этом мероприятии, которое, как подчеркнул митрополит, важно для каждого человека, кто считает себя гражданином своей страны и патриотом. Владыка сказал, что сегодня перед обществом стоит сложнейшая задача духовного возрождения нации, и сохранение памяти жертв политический репрессий как раз и является одним из ключей к ее решению. Общество подвергалось жестоким гонениям за веру, неугодных садили в тюрьмы, отправляли в лагеря, расстреливали. Многие люди перед лицом смертельной опасности не отрекались от своей веры, принося себя в жертву Богу, отдавая жизнь «за други своя». И несмотря на все гонения Русская Православная Церковь выстояла, сохранила чистоту веры, сохранила свою иерархию, свою паству, она, сказал Владыка Никодим, оказалась единственным институтом дореволюционной России, который смог преодолеть новую богоборческую власть.

В стране и, в частности, Новосибирской Митрополии проводится серьезная работа по глубокому изучению этой темы. Ее результаты имеют большое значение для всех россиян и, прежде всего, молодежи. Поэтому, подчеркнул Владыка, «выявление новых имен новомучеников и исповедников Церкви Русской, обстоятельств их жизни и гибели, раскрытия их духовного подвига для назидания будущих христиан, молитвенное обращение к ним – это наша обязанность».

Со словами приветствия к организаторам и участникам конференции обратилась старший специалист Патриаршего совета по культуре Ольга Геннадьевна Кирьянова. Она с положительной стороны охарактеризовала работу Новосибирской Митрополии по сохранению памяти о жертвах безбожной власти, в частности высоко отозвалась о новом музее при храме в честь новомучеников и исповедников Церкви Русской в микрорайоне Ложок, где в советское время был лагерь строгого режима, и напомнила собравшимся слова Святейшего Патриарха Кирилла, который заявил, что новомученики и исповедники победили своих мучителей, ибо их «смерть стала семенем для современного христианства».

Первый заместитель мэра Новосибирска Геннадий Павлович Захаров поблагодарил организаторов и участников конференции за весомый вклад в историко-мемориальную деятельность, поскольку, как он сказал, «не зная прошлого трудно смотреть в будущее». В то же время он отметил, что многое предстоит еще сделать, потому что «всех нужно вспомнить, всем отдать долг памяти».

Директор областной научной библиотеки Светлана Антоновна Тарасова выразила признательность организаторам за выбор места проведения конференции. Она рассказала, что в этом году библиотеке исполняется 90 лет, и создавалась она как Сибирская краевая научная библиотека, которую возглавил краевед, библиограф, библиотековед и педагог Пантелеймон Константинович Казаринов. Под его руководством библиотека быстро стала значимым в регионе культурным и научным центром. Но в начале 1933 года Казаринов был арестован по ложному обвинению и по приговору суда отправлен в Соловецкий лагерь особого назначения, затем переведен в лагерь в Карелии и в 1937 году, по приговору особой «тройки», расстрелян.

По завершении торжественного открытия форума прозвучали доклады – в том числе о жертвах репрессий, захороненных на Бутовском полигоне, о репрессиях в отношении духовенства и верующих в Новосибирской Епархии, о современном состоянии Книги памяти жертв политических репрессий Новосибирской области.

Читать еще:  Молитва николаю чудотворцу чтоб все было хорошо. Самая простая молитва николаю чудотворцу

За день до конференции гости форума из Москвы и Санкт-Петербурга ездили на Святой источник Ложок, близ которого располагался известный по своей жестокости лагерь особого режима, помолились в возведенном у источника храме в честь новомучеников и исповедников Церкви Русской . Об этом рассказал руководитель проекта Новосибирской Митрополии «Сохраним наследие» протоиерей Игорь Затолокин. Священник также сообщил, что при храме открылась музейная экспозиция, посвященная гонениям и репрессиям и пригласил всех неравнодушных людей посетить музей.

Епархиальный медиа-центр, фото М. Пучкова

Новомученики 20 века сибирь. Увековечение памяти новомучеников и исповедников церкви русской в новосибирской митрополии

Вначале необходимо дать определение словам «Новомученик» и «Исповедник».

«Новомученики» – это общее название духовенства и мирян, репрессированных в годы советской власти. Первым новомучеником считается протоиерей Иоанн Кочуров, расстрелянный 31 октября 1917 г. в Царском Селе. 25 января 1918 г. в Киеве был убит Митрополит Киевский Владимир (Богоявленский). День его кончины (или первое воскресенье после него) отмечается как День памяти (Собор) новомучеников и исповедников Российских. Большое число духовенства и мирян погибло в результате протестов против Декрета об отделении Церкви от государства и во время гражданской войны. В 1922 г. началась кампания «по изъятию церковных ценностей», приведшая к ряду судебных процессов (Москва, Петроград, Шуя и др.), закончившихся репрессиями против духовенства и мирян. Впоследствии пики репрессий наблюдались в 1929 г., в связи с коллективизацией, при массовом закрытии церквей в середине 1930-х гг. Во время «большого террора» была уничтожена большая часть духовенства. Общее число новомучеников можно оценить, как несколько сотен тысяч человек. Русская Зарубежная, а затем Русская Православная Церковь в Отечестве канонизировали более тысячи человек, и этот процесс продолжается. Некоторым святым установлено местное почитание.

«Исповедник» – это Святой, при жизни подвергшийся преследованиям за проповедь христианства, но умерший не мученической смертью (в христианстве) .

Отношение государства и церкви в XX веке

По данным Правительственной комиссии по реабилитации жертв политических репрессий, только в 1937 году были арестованы 136900 православных священно- и церковнослужителей, из них 85300 человек расстреляны. В следующем, 1938 году к ним прибавились еще 28300 арестованных и 21500 расстрелянных . Количество пострадавших за веру и церковь в первые два десятилетия советской власти сопоставимо, наверное, лишь с числом мучеников первых веков христианства, когда гонения на церковь были особенно сильными.

В начале XX столетия Россия переживает целый ряд событий, оказавших влияние не только на политическую и социально-экономическую ситуацию в стране, но и на духовно-религиозную жизнь общества.

Неудачная война с Японией, январские события, нарастающая волна забастовок заставили правящие круги России идти навстречу предъявленным требованиям, побудили искать новые пути осуществления социальных реформ. Именно под натиском событий 1905 года в России закладываются основы парламентской власти. Создается представительное, законодательное выборное учреждение, так называемая Государственная Дума. Николай II выступает с Манифестом, обещая гражданскую свободу, участие в выборах в высший законодательный орган страны всех слоев населения. Манифест, изданный 17 октября 1905 года, обещал «даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов.

На волне происходящих в России событий 17 апреля 1905 года был издан указ о веротерпимости. Несмотря на резкие возражения со стороны официальной церкви, правительство начинает проводить политику религиозной свободы и выносит целый ряд вероисповедных законопроектов для обсуждения в Думе. Только активное противодействие представителей православного духовенства в Думе помешало осуществлению большинства вероисповедных проектов.

Начиная с 1909 года, в связи с проводимыми в стране реформами энергичного и смелого министра внутренних дел П. А. Столыпина, Россия вступает в период экономического подъема.

Новомученики Сибирской земли

С присоединением Сибири к России началась история Тобольско-Сибирской епархии, утвержденной в 1620 году как архиепископия, а затем преобразованной в митрополию, из которой впоследствии были образованы другие Сибирские епархии.

10/23 июня 1984 года в Тобольске (тогда в составе Омско-Тюменской епархии) в Покровском храме, где почивают мощи святителя Иоанна, было совершенно первое празднование Собору Сибирских святых.

На малой вечерне в канун праздника епископ Омский и Тюменский Максим совершил в сослужении клириков акафист святителю Иоанну перед гробницей с его святыми мощами и освятил икону Собора Сибирских святых, написанную к празднику иконописцами мастерской Московской Патриархии.

На иконе изображены следующие Святые и подвижники Благочестия (слева направо):

Первый нижний ряд:

  • митрополит Киевский Филарет (в схиме Феодосий) (+1857; память 21 декабря/3 января);
  • архимандрит Синесий, сподвижник святителя Софрония, епископа Иркутского (+1787; память 10/23 мая);
  • святитель Софроний, епископ Иркутский (+1771; память 30 марта/12 апреля);
  • святитель Димитрий, митрополит Ростовский (+1709; память 21 сентября/4 октября);
  • святитель Иоанн, митрополит Тобольский и всея Сибири чудотворец (+1715; память 10/23 июня);
  • святитель Иннокентий, митрополит Московский (+1879; память 31 марта/13 апреля);
  • святитель Павел, митрополит Тобольский (+1770; память 4/17 ноября);
  • святитель Иннокентий, епископ Иркутский (+1731; память 26 ноября/ 9 декабря и 9/22 февраля);
  • святитель Филофей (в схиме Феодор), митрополит Тобольский (+1727; память 31 мая/13 июня).
  • митрополит Смоленский Симеон (+1681; память 4/17 января);
  • архиепископ Нектарий (+1636-1640);
  • архимандрит Верхотурский Арефа (+1910; память 15/28 мая);
  • праведный Симеон Верхотурский (+1642; память 12/25 сентября);
  • святитель Мелетий, архиепископ Харьковский (+1840; память 12/25 февраля);
  • преподобный Герман Аляскинский (+1837; память 13/26 декабря и 27 июля/ 9 августа);
  • святой мученик Василий Мангазейский (+1600; память 23 марта/ 5 апреля, 6/19 июня и 10/23 мая);
  • архиепископ Тобольский и Сибирский Варлаам (+1802; память 27 декабря/9 января);
  • митрополит Тобольский и Сибирский Антоний (+1740; память 27 марта/9 апреля).
  • блаженный Косма Верхотурский, Христа ради юродивый (+1706; память 1/14 ноября);
  • преподобный Андрей, игумен Рафаиловский, Тобольский (+1820; память 14/27 мая);
  • епископ Герасим Астраханский (+1880; память 24 июня/7 июля);
  • епископ Рязанский Мелетий (+1900; память 14/27 января);
  • архимандрит Макарий, миссионер Алтайской Миссии (+1847; память 18/31 мая);
  • праведный Стефан Омский (+1876; память 30 июня/13 июля);
  • преподобный Мисаил, иеромонах Абалацкого монастыря (+1797; память 17/30 декабря).
  • блаженный Иоанн Верхотурский, Христа ради юродивый (+1701; память 16/29 апреля);
  • блаженная Домна, старица Томская (+1872; память 16/29 декабря);
  • праведный Даниил Ачинский (+1843; память 15/28 апреля);
  • праведный отрок Петр Томский (+1820; память 4/17 марта);
  • праведный Феодор Кузьмич Томский (+1864; память 20 января/2 февраля);
  • преподобный Варлаам, пустынник Чикойский (+1846; память 5/18 октября).
Читать еще:  Как подготовиться к исповеди и причастию. Подготовка к исповеди и святому причащению

Новомученики и исповедники

Сибирские новомученики и исповедники XX века запечатлены в деянии Юбилейного Архиерейского Собора «о соборном прославлении Новомучеников и исповедников Российских ХХ века»:

«1. Прославить для общецерковного почитания в лике святых Собор новомучеников и исповедников Российских ХХ века, поименно известных и доныне миру не явленных, но ведомых Богу.

2. Включить в Собор новомучеников и исповедников Российских имена пострадавших за веру, свидетельства о которых поступили»:

от Красноярской епархии:

  • епископа Енисейского Амфилохия (Скворцова; 1885-1937),
  • протоиерея Николая Казанского (1874-1942),
  • священника Александра Поливанова († 1919),
  • священника Амоса Иванова († 1919),
  • священника Владимира Фокина († 1919),
  • священника Димитрия Неровецкого († 1919),
  • священника Иоанна Пригоровского (1878-1918),
  • священника Михаила Вологодского († 1920),
  • священника Михаила Каргополова († 1919),
  • священника Николая Силина († 1919),
  • священника Порфирия Фелонина († 1919),
  • священника Стефана Семенченко († 1919),
  • священника Трофима Кузнецова († 1919);

от Барнаульской епархии:

  • священника Петра Гаврилова (1870-1937),
  • священника Иоанна Можирина (1870-1937),
  • монаха Феодора (Никитина; 1873-1937),
  • Иоанна Протопопова (1902-1937);

от Омской епархии:

от Тобольской епархии:

  • епископа Тобольского Гермогена (Долганева; 1858-1918),
  • протоиерея Ефрема Долганева (†1918),
  • священника Петра Карелина (†1918),
  • священника Михаила Макарова (†1918),
  • Константина Минятова (†1918).

3. Внести в Собор новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания имена ранее прославленных новомучеников и исповедников Российских в лике местночтимых святых:

в Красноярской и Крымской епархиях:

  • архиепископа Симферопольского и Крымского Луки (Войно-Ясенецкого, 1877-1961, память 29 мая/ 11 июня, священноисповедник);

в Омской епархии:

  • архиепископа Омского и Павлодарского Сильвестра (Ольшевского, 1860-1920, память 13/26 февраля, священномученик);
  • священника Михаила Пятаева (1891-1930, память 15/28 февраля, священномученик);
  • священника Иоанна Куминова (1865-1930, память 15/28 февраля, священномученик).

Житие архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого).

Святитель Лука (Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий) родился в г. Керчи 27 апреля 1877 года. Религиозного воспитания в семье будущий святитель не получил.

После окончания гимназии Валентин собирался поступать в Петербургскую Академию художеств, так как увлекался живописью и окончил киевскую художественную школу. В поисках истины Валентин прошел через увлечение учением Льва Толстого, но вскоре, изучив Священное Писание, понял, что истина – только в Православии.

После окончания университета он работал в Чите, в военно-полевом госпитале Киевского Красного Креста, где делал много очень сложных операций. В то время он женился на медсестре по имени Анна, которую все называли святой. В дальнейшем он занимался медицинской практикой и научной работой.

В 20-е годы он работал хирургом в Ташкенте, при этом активно участвовал и в церковной жизни, посещая заседания церковного братства. Состоялось рукоположение выдающегося хирурга в диакона и вскоре – в иерея, и впоследствии он совмещал священническое служение с научной работой и медицинской практикой. В больницу и на лекции он неизменно ходил в рясе с крестом, в операционной висели иконы, так что каждая операция освящалась молитвой.

Через три года священнического служения иерей Валентин принял монашеский постриг (жена его умерла в 1919 году) с именем апостола, евангелиста и врача Луки. 30 мая 1923 года иеромонах Лука был тайно хиротонисан во епископа. С этого времени начинается крестный путь Владыки.

Ему пришлось пережить множество арестов, пытки, ссылки, которые, тем не менее, не ослабили его веры и горячей ревности в служении ближним. Первый арест произошел в мае 1923 года; из последней ссылки Владыка вернулся в 1943 году и был назначен на Тамбовскую кафедру.

В 1946 году ему присудили Сталинскую премию за выдающиеся научные труды “Очерки гнойной хирургии” и “Поздние резекции при инфицированных ранениях больших суставов”, которые до сих пор не теряют своего значения. Вообще святитель Лука – автор более 55 научных работ по хирургии и анатомии, а также апологетических трудов и множества проповедей.

С 1946 по 1961 гг. Владыка был правящим архиереем Крымской епархии. По воспоминаниям людей, знавших его, “когда Владыка служил, в храм нельзя было войти – столько там было народу. В конце жизни он ослеп, но при этом не оставлял свой паствы. Преставился ко Господу верный Его служитель 11 июня 1961 года, в день всех святых, в земле российской просиявших. На похороны его пришло огромное количество народу, так что власти, которые пытались не допустить “пешей процессии”, ничего не могли сделать.

Мощи Владыки Луки почивают в Свято-Троицком кафедральном соборе г. Симферополь.

Значение феномена новомученичества для современной российской культуры

Ф. М. Достоевский мечтал о «новом слове», которое Россия «скажет миру». Для нас сегодня ясно, что это новое слово сказано в XX веке русскими святыми Исповедниками и Мучениками, ибо они как нельзя выше подняли планку нравственного идеала в Отечестве нашем и в народе нашем, соприкоснувшись с самой Вечностью.

Канонизация святых новомучеников и исповедников Российских несомненно стала величайшим духовным событием в истории нашей Церкви, свидетельствующем о непрекращающемся действии Духа Святого в Церкви Христовой, о единстве во Христе ныне живущих православных христиан со своими святыми предшественниками.

Представленная статья репрезентует интерес исследователя к актуальной теме истории православия, реконструкции в умах молодого поколения ценностей и идеалов религии. На базе Сибирского федерального университета активно ведутся культурные и гуманитарные исследования [1-10].

Рецензенты:

Кудашов В.И., д.филос.н., профессор, зав. кафедрой философии Гуманитарного института Сибирского федерального университета, г.Красноярск.

Викторук Е.Н., д.филос.н., профессор, зав. кафедрой философии и социологии Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева, г.Красноярск.

Источники:

http://mroc.pravobraz.ru/itogovyj-dokument-sekcii-uvekovechenie-pamyati-novomuchenikov-i-ispovednikov-cerkvi-russkoj-i-vsex-postradavshix-v-gody-gonenij/
http://nsk-mitropolia.ru/metropole/news/4685/
http://science-education.ru/ru/article/view?id=10444

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: