Николай чудотворец почитание. Николай Чудотворец

Когда праздник святителя Николая Чудотворца

Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»

Содержание страницы

Свт. Николай Чудотворец – дни памяти

Николай Чудотворец
Иконография:
Николай Чудотворец (Зарайский), Житийный цикл Николая Чудотворца
Датировки: XVI в.
Иконописная школа или художественный центр:
Новгородская школа
Происхождение: По сведениям, полученным от частного лица, происходит из Тверской старообрядческой общины Москвы.
Материал: Дерево, левкас, темпера
Размеры иконы: высота 150 см, ширина 112 см
Представлен образ Николая Чудотворца с 20 житийными клеймами и средником. В среднике помещено ростовое изображение Николая Чудотворца.
КП 187 &copy Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева
Литература:
Музей древнерусского искусства имени Андрея Рублева. А.А.Салтыков. Ленинград.1989. Каталог. 117-118

Св.Николай – это один из величайших святителей Церкви. Он – преподобный, добре подвизавшийся в монастыре и в миру. Он сотворил множество чудес, не только при жизни, но и по смерти: ибо от мощей его источается «ми́ру всему́… многоце́нное ми́лости ми́ро и неисчерпа́емое чуде́с мо́ре». Он – исповедник Христов, пострадавший за имя Его в гонение Диоклетиана. Он ревнитель по славе, правде Божией и Православию, давший пощёчину ересиарху Арию на I Вселенском соборе, и тем угодивший Богу и Его Пречистой Матери. Посему он угодник Божий…

Впрочем, кто может выразить все величие св.Николая Чудотворца:

Полезные материалы

Много чудес и милостей своих святитель явил на нашей земле, в среде нашего народа, в коем он поэтому весьма почитаем. Один из видов такого почитания святого состоит в том, что его имя часто дают новорожденным младенцам мужеского пола. Поэтому имя «Николай» у нас достаточно распространено. В связи с этим возникает вопрос: когда же у них День Ангела?

Какого числа день Ангела у Николаев

Согласно правилам Церкви оный следует праздновать в самый день памяти тезоименитого святого, если с ним совпадает дата нашего рождения. Если же она не совпадает, то отмечать День Ангела следует в тот день памяти святого, который ближе всего к этой дате после нее.

Дни памяти святого Николая Чудотворца: зимний и летний

В церковном календаре память св.Николая Угодника бывает дважды в году. По новому стилю это 19 декабря и 22 мая.

Следовательно, у Николаев, родившихся с 23 мая по 19 декабря (по новому стилю), 19 декабря будет Днем Ангела; а у родившихся с 20 декабря по 22 мая – он будет под этим последним числом.

Но тут следует помнить следующее. Есть еще достаточно много других святых с этим именем. Поэтому если строго руководствоваться вышеуказанным церковным правилом, то может оказаться, что наш тезоименитый какой-то другой св.Николай.

Впрочем, родители, не очень разбирающиеся в этих тонкостях, чаще всего называют ребенка так, именно в честь св.Николая Чудотворца. Желая, чтобы он благодатно помогал ребенку на его жизненном пути. Ну а последний, когда придет в возраст, при желании сам может уяснить когда и что праздновать.

Святитель Николай Чудотворец, c житием (Никола Великорецкий)
Иконография:
Николай Чудотворец (Великорецкий), Житийный цикл Николая Чудотворца
Датировки: XVI в. Около 1556 г.
Иконописная школа или художественный центр:
Вологодская школа
Происхождение: Из Воскресенского собора Вологды.
Материал: Дерево, паволока, левкас, темпера
Размеры иконы: высота 58 см, ширина 47 см
В среднике иконы помещено поясное изображение святителя Николая в традиционном священническом облачении, с омофором на плечах. Правая рука поднята в благословляющем жесте, на ладони левой — закрытое Евангелие. Святитель изображен строго фронтально. По сторонам нимба святого располагается киноварная надпись: ‘С(вя)тыи Николае Великорецк[и] ‘. Вокруг средника располагаются восемь клейм:
1. Приведение во учение
2. Явление Николая Чудотворца царю Константину во сне
3. Спасение отрока Димитрия со дна моря
4. Служба Николая Чудотворца в Сионе
5. Спасение корабельщиков от потопления
6. Избавление трех мужей от казни
7. Спасение Агрикова сына Василия из сарацинского плена
8. Преставление Николая Чудотворца.
ВОКМ 7808 &copy Вологодский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Литература: Иконы Вологды XIV-XVI веков. М., 2007. № 74.

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • История России (142)
  • Народные обычаи, традиции, нравы (49)
  • История (36)
  • Исторические личности (34)
  • Романовы (25)
  • История храма (13)
  • Известные личности (13)
  • Россия в живописи (7)
  • Архитектура (5)
  • Труд и быт (4)
  • Русская культура (4)
  • Поэзия (127)
  • Духовное (58)
  • Времена года (20)
  • О России (16)
  • Стихи о танцах (13)
  • Женский образ (7)
  • Стихи о матери (7)
  • О природе (2)
  • Живопись (123)
  • пейзажи (82)
  • художники (72)
  • Портреты (53)
  • Женский образ (25)
  • Дети (13)
  • Натюрморты (2)
  • Декоративно – прикладное искусство (96)
  • Народный костюм (68)
  • История вещей (9)
  • Иконы (5)
  • Фарфор (5)
  • Ювелирное искусство (4)
  • лаковая миниатюра (3)
  • Эмаль (2)
  • бисер (2)
  • Мебель (2)
  • финифть (2)
  • Майолика (1)
  • Палех (1)
  • Перламутр (1)
  • Праздники (84)
  • День Победы (20)
  • Рождество (18)
  • Пасха (17)
  • пасхальные открытки (6)
  • Крещение Господне (5)
  • Троица (4)
  • Благовещение (4)
  • Троица (3)
  • День защитника Отечества (3)
  • Новый Год (3)
  • Вербное воскресенье (2)
  • Русский костюм (76)
  • История костюма (60)
  • Женский костюм (51)
  • Головной убор (19)
  • Мужской костюм (15)
  • Свадебный костюм (13)
  • Живопись (2)
  • Полезная информация для дневника (75)
  • Рамочки (43)
  • Рекомендации (21)
  • Сайты (7)
  • Клипарты (4)
  • Духовный мир (38)
  • Истории из жизни (16)
  • Советы (10)
  • Духовные песни (8)
  • Проза (7)
  • Личное (32)
  • Времена года (27)
  • Осень (27)
  • Молитва (23)
  • Пейзажи (21)
  • Музыка (20)
  • Полезная информация (19)
  • Украина (13)
  • Поздравления (13)
  • Клипы (4)
  • История (3)
  • Просьба о помощи, просьба молитв (1)
  • Ангелы (1)
  • Православие (399)
  • Иконы Божией Матери (83)
  • Притчи (62)
  • Праздничные иконы (51)
  • Поучения (37)
  • Поминовение усопших (35)
  • Иконы святых (29)
  • Храмы, соборы, монастыри (21)
  • Живопись, искусство (19)
  • Проповедь (18)
  • День Ангела, именины (5)
  • Посты (2)
  • Православные сайты (1)
  • Кутья (1)
  • Секты, псевдосвятые, псевдоиконы (1)
  • Святые (59)
  • Церковные праздники (106)
Читать еще:  Родителях варфоломея какие отношения складывались в семье. Б

Музыка

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Николай Чудотворец. Почитание святого на Руси.

Николай Чудотворец – самый почитаемый в христианском мире святой – родился в городе Патаре (Малая Азия) в III веке. Став священником, все полученное от родителей богатство он отдал вдовам, нищим и сиротам. Будучи архиепископом города Миры в Древ­ней Ликии, святитель прославился не только своими чудесами, но и необычайной добротой, милосердием, справедливостью и скромностью.
Спустя семь столетий после смерти, нетленные мощи святого в 1087 году с великими почестями были перенесены в итальянский портовый город Бари, в специально построенный собор, где они пребывают и поныне, источая многоцелебное миро и являясь местом всеобщего поклонения христиан всего света.
«Правилом веры и образом кротости» объявила его Православная Церковь.
Чудотворцем и Николой-Угодником называет его наш народ. Память святителя и чудотворца отмечают два раза в году:
– 22 мая день Николы Вешнего (весеннего);
– 19 декабря праздник Николы Зимнего.
Почитание святого на Руси началось с принятия христианства и стало настолько глубоким, что западный мир считает мирликийского чудотворца русским святым.

Николай-Угодник издавна считается на Руси всеобщим заступником и помощником в бедах, мудрым советчиком и врачевателем больных душ, отцом всех сирот, униженных и обиженных, поборником христианской веры и православия.
И не было на Руси дома, будь то царские чертоги, боярские хоромы или жилище бедняка, где не стоял бы любимый образ. «Микола – тот же Бог», – часто говорили крестьяне. Особенно известна помощь Cвятителя Николая «по морю плавающим» и всем путешествующим. Он же «защититель от нашествия «супостата» и один из покровителей Российского Военно-Морского Флота. Cвятителю Николаю – покровителю флота и русских мор­ских побед посвящен и главный морской собор Санкт-Петербурга – Никольский, освященный 20 июля 1762 года в присутствии Екатерины II.

О глубокой вере русского солдата в помощь и покровительство святого поборника в ратных делах свидетель­ствуют носившиеся на груди и найден­ные на полях сражений медные образки-обереги с изображением Николы-Угодника.
Среди разнообразных иконописных ликов образ Божьего угодника легко узнаваем. Седовласый старец с высоким крупным лбом, небольшой бородой и одновременно строгими и милостивыми глазами. Одетый в церковные ризы с крестами, он держит раскрытое Евангелие, как бы приглашая нас обратиться к вере, свету и добру.
Святой Николай издавна почитался как защитник городов и крепостей. Сохранилось предание о его помощи жителям города Можайска, осажденного в XIV веке монголо-татарами. В ответ на молитвенное к нему обращение в одной из церквей города последовало чудесное видение: Святой Николай возник на небе, в грозном виде стоящим над собором.
Одной рукой он поднял сверкавший меч, готовый опуститься на головы врагов, в другой держал как бы град Можаеск в знак охранения его. Меч и храм, как символы «военного одоления» и помощи в ратных делах, одновременно напоминали о горячей защите православной веры и учения Христа. Устрашенные грозным знамением, враги в ужасе бежали от стен Можайска, а жители в благодарное воспоминание могущественного заступничества вырезали вскоре из дерева изображение чудесного образа своего святого покровителя в том образе, который увидели на небе.
Почти тысячу лет христиане Востока и Запада поклонялись привычному, каноническому образу Св. Николая Мирликийского с благословляющей правой рукой и с Евангелием в левой. Но в небольшом Можайске образ обрел новую символику: меч и град.
Редкая на Руси скульптура была предметом гордости. В древнем Можайске находилась на главных крепостных воротах кремля как охранитель города. Святой был украшен серебряно-позлащенной чеканной ризой и такой же митрой на голове с крупным жемчугом, драгоцеными камнями, крестом наверху.
Венец и под ним привеска, а также крест на груди были из червонного золота. Деревянный меч и град были позлащены. Известный под именем «Николы Можайского» этот образ стал одним из самых распространенных и любимых на Руси.
Из глубины веков дошли до нас свидетельства помощи святого поборника православному воинству. Явление иконы святителя Николая Великому князю Дмитрию Донскому произошло накану­не Куликовской битвы. «И явися ему на оном месте пречуден образ Николая Чудотворца в звездном сиянии». После победы Дмитрий Донской велел воздвигнуть храм во имя Святителя Николая и монастырь, названный Николо – Угрешским, ставший одной из святынь русского народа.
Множество храмов, часовен и монастырей построено на Русской Земле в честь святого праведника. В одной дореволюционной Москве существовало более 125 Никольских храмов и церквей, большинство из которых были сме­тены могучим ураганом безбожного “окаянного” времени. Один из них, построенный на площади Белорусского вокзала в начале XX века, пережив войны и революции, уцелел, став свидетелем возвращения на Родину солдат-победителей в мае 45-го. Подобно былинному богатырю, в шлеме из чеканного золота, он снова радует наш взор, напоминая о святом покровителе ратного подвига и русской воинской славы!
И сегодня, в наше тревожное время, самый любимый народный святой – наш русский Никола – Угодник – неспешно обходит просторы необъятной страны, совершая добрые дела, помогая всем, кто обращается к нему за помощью и спасением.
«Святый Отче Николай Чудотворче, моли Бога о нас! Огради и сохрани нас своими молитвами от междоусобной брани и напрасной смерти. Спаси нас от всяких врагов, губительства, труса, глада, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменных. И во всяких бедах и скорбях наших подавай нам руку помощи. Отвори дверь милосердия Божия и укрепи сердце наше в православной вере», – говорится в «Акафисте» святителя и чудотворца.
К этим проникновенным словам удивительно точно подходит суровое, решительное и строгое изображение Николая Можайского – оградителя, пастыря и воина. Он и сегодня – ревностный защитник Православной веры, бесстрашный воитель за Русскую Землю и мужественный, скорый помощник в самые трудные минуты жизни нашего Отечества. Держа в руках храм-ковчег и грозно сжимая свой меч, он снова встает на защиту веры, правды и добра, в который раз, оправдывая имя Николай, означающее – “ПОБЕДИТЕЛЬ”!

Читать еще:  Первое строение каменного зодчества киевской руси. Зодчество киевской руси

отрывок из стихотворения Сергея Есенина «МИКОЛА»

Говорит Господь с престола,
Приоткрыв окно за рай:
«О Мой верный раб, Микола,
Обойди ты русский край.

Защити там в Черных бедах
Скорбъю вытерзанный люд.
Помолись с ним о победах
И за нищий их уют».

На престоле светит зорче
В алых ризах кроткий Спас;
«Миколае-чудотворце
Помолись Ему за нас».

Иконы Николая Чудотворца

Молитва святителю Николаю Чудотворцу, архиепископу Мир Ликийских

О всехвальный, великий чудотворче, святителю Христов, отче Николае! Молим тя, буди надежда всех христиан, верных защитель, алчущих кормитель, плачущих веселие, болящих врач, по морю плавающих управитель, убогих и сирых питатель и всем скорый помощник и покровитель, да мирное зде поживем житие и да сподобимся видети славу избранных Божиих на небеси, и с ними непрестанно воспевати единаго в Троице поклоняемого Бога во веки веков. Аминь.

Николай Чудотворец

Святость преодолевает расстояния между людьми и эпохами. Разная языковая среда, разный культурный фон не мешают людям спустя столетия безошибочно распознать святость и поклониться ей.

Таков Николай Чудотворец.

Если бы между святыми было место зависти или соревнованию в людском почитании, многие бы смотрели на Николая исподлобья. Еще бы! Таким массовым почитанием на всех континентах не каждый похвалится. Но зависти между святыми, конечно, нет. Среди них царствует молитва и искренняя любовь. А вот у нас, странников и пришельцев, совершающих свой земной путь, есть серьезная тема для размышлений.

Причина массового и многовекового почитания Николая Чудотворца – в его внутреннем богатстве. Причем он так искусно скрыл тайну своей внутренней жизни от внешних глаз, что мы почти ничего не знаем о фактах его биографии. Слава нашла Николая после оставления земли и вхождения в небесный покой, то есть тогда, когда угрозы со стороны гордости и тщеславия (этих неизбежных спутников славы и похвалы) миновали.

Мы почитаем святого Николая и как минимум дважды в год, а нередко и каждую неделю по четвергам совершаем службы и обращаем к нему свои молитвы. В предновогоднее время к этому почитанию подмешивается изрядная доля клоунады, раздражающая тех, кто действительно любит святого. Стоит поднять вопрос о таких формах и способах почитания Николая, которые бы действительно прославили угодника Божия и принесли нам реальную пользу.

«Подражайте мне, как я – Христу», – сказал в одном из своих посланий апостол Павел. Это не просто частный призыв, обращенный к конкретной аудитории. Это духовный закон. Согласно этому закону, человек приобретает полезные навыки, учится и растет, подражая тем, кто лучше его, тем, кто ушел дальше и зовет нас за собой. Важно отметить и то, что Павел не говорит «подражайте Христу», но – «подражайте мне, как я – Христу».

Это значит, что высота подражания Господу не осиливается всеми сразу, но вначале необходимо учиться у тех, кто близок к Богу.

Теперь опять переведем мысленный взгляд на Николая Чудотворца. В чем мы можем ему подражать и через подражание максимально почтить этого святого? Например, тайным творением добрых дел. Это не очень приятное занятие для разъеденного тайными недугами человека, желающего похвалы и жаждущего славы. Но это именно то, чем прославился Николай, анонимно помогавший людям, попавшим в беду.

Не секрет, что святые оживляют для нас Евангелие Господа Иисуса Христа, воплощая его в своем поведении. Так, слово Божие говорит нам об «Отце, Который в тайне», «Который видит тайное и воздает явно», и призывает молитву, милостыню и пост совершать не напоказ, но для Господа. Однако привычно частое прочтение этих слов далеко не всегда приводит к их исполнению на деле, и мы продолжаем творить добро, втайне желая признания и похвалы. Нам нужны примеры. Нужны живые люди, которые слово и мысль превратили в дело и которые руководствовались заповедями не от случая к случаю, а постоянно.

Читать еще:  Приснилось что я мою ноги. Приснилось мыть ноги от грязи во сне

Таков Николай. Он хорошо знал сердцем то, что сказал один из отцов Египта, а именно: самое твердое и правильное добро то, которое творят втайне. Николай и из мира хотел уйти, чтобы в монашеском одиночестве, ни на что не отвлекаясь, служить Богу постом и молитвой. Но Бог, знающий человека лучше, чем сам человек знает себя, указал Николаю на иной путь. Этот путь заключался в попечении о пастве и жизни среди волнуемого страстями многолюдства. Так подвижник лишился внешнего уединения и был вынужден искать уединения внутреннего. В этом тоже можно ему подражать.

Мы уже сказали кратко о том, что человек редко понимает красоту и ценность тайного доброделания. Свое и без того мелкое добро он склонен до конца губить и лишать себя будущей награды из-за саморекламы и того «трубления перед собою», которое Христос осуждал в лицемерах. Образ Николая в этом смысле не только льет на нас свой теплый свет, но и учит менять свою жизнь в соответствии с евангельской новизной.

Второй же его урок нам заключается в необходимости оберегать и воспитывать своего внутреннего человека. К монашескому образу жизни склонны очень немногие. Но совершать временное бегство от суеты, находить время для молчания и молитвы обязан каждый, кто не весь вывернут наизнанку и живет только внешним, кто хранит и оберегает свой внутренний мир.

Источник силы для человека – это его один на один предстояние перед Господом. И тот, кто совершил много евангельски великого и полезного, должен лишь одной стороной быть обращенным к миру и людям. Вторая половина его жизни по необходимости должна быть сокрыта в Боге, в общении с Ним.

Открытки, подарки, красные бутафорские носы, мешки за плечами, детский смех, ватные бороды… Праздник Николая – это, конечно, еще и детский праздник. Но и в эту веселую возню с ожиданием сюрпризов было бы хорошо внести евангельскую закваску. Дело в том, что дети в этот (да и не только в этот) праздник ориентированы на получение различных благ: внимания, ласки, подарков. А ведь они сами с некоторого возраста могут быть не только потребителями благ, но и творцами всякого добра.

«Ты любишь Николая Чудотворца? А ты знаешь, где секрет его известности и любви к нему? Секрет в том, что он помнил и исполнял слова Писания: “Блаженнее более давать, нежели принимать”. Ты почтишь Николая Чудотворца, если будешь ему в этом подражать. Помоги родителям по дому. Помоги отстающему товарищу усвоить предмет, который ты знаешь и понимаешь лучше, чем он. Сегодня и всегда поделись на перемене бутербродом с соседом по парте. Думай о других, а не только о себе. Отдавать ведь не значит только передавать из рук в руки деньги или вещи. Отдавать можно время, силы, знания, заботу, молитву. Этим должны заниматься все, в том числе и дети».

Подобное почитание святого очень востребовано, и оно, к сожалению, пока не является главным и общепринятым способом выразить Николаю свою любовь.

И еще очень важный момент. Николай ныне – житель Небесного Царствия. Разговор о нем – прекрасный способ повести речь о бессмертии души, о духовном мире, о неистребимости добра, сделанного во имя Божие. Если с детьми часто трудно или невозможно говорить о мучениках по причине страшных издевательств, которые они вынесли, то о таком святом, как Николай, можно говорить всегда. Только бы не «зацелофанить» и не «законфетить» образ святого. Только бы не свести все к дедушке с мешком, к детским письмам с просьбами о подарках, в которых видно, что аппетит подрастающего поколения разгорается не на шутку. Им уже не до шоколадок. Детки все чаще просят игровые приставки и новые модели мобильных телефонов. А родители, эти «датели» и «винители», эти частые эгоисты и тайные атеисты, умильно хохочут над письмами и просьбами своих деток.

Хорошо, если святой многого мелкого и ничтожного в наших праздниках, посвященных ему, не заметит. А если заметит и прогневается? Предание ведь сообщает нам о пощечине, которую от руки Николая получил Арий. И это значит, что святой не приставлен к бесконечному разносу подарков или попечению о плавающих по водам. Он ревнует о Истине. Нужно чтить его так, чтобы его ладонь на своей щеке не почувствовать.

Стоит вообще подумать о почитании святых. Чтобы чтить не только службой и застольем. Ведь можно найти и другие законные и благочестивые способы выразить святым свою любовь. В день памяти любого из евангелистов можно организовать в храме чтение соответствующего Евангелия. Да и любого из святых, чьи книги вошли в Библию, можно чтить таким образом. В день памяти Иоанна Милостивого или Филарета Милостивого сам Бог велел подражать святым делами любви. В день памяти Симеона Столпника, конечно, на столп не залезешь, но выключить мобильник, телевизор и компьютер и посидеть часа три в тишине можно попробовать.

Творчество нужно и свежий взгляд. Поскольку и сами святые – это не законники и формалисты, а в высшей степени интересные и глубокие люди.

Итак, зима, предчувствие Рождества, ощущение тайны в морозном воздухе и очередная память святого Николая. Как будем праздновать?

Источники:

http://pravoslavie.wiki/den-nikolaja-chudotvorca.html
http://www.liveinternet.ru/users/5023615/post404606482
http://pravoslavie.ru/43494.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: